III. Итак, братия хр., ежели кто находит в богатстве препятствие для себя к упражнению в добрых делах, к нравственному самоусовершенствованию, тот пусть постарается поступать по совету Спасителя, данному богатому юноше; для человека, находящего в богатстве препятствие к нравственному усовершенствованию, лучше здесь терпеть все невзгоды бедности, лишь бы только по смерти наследовать царство небесное, лучше отказаться от временных наслаждений и возможных удовольствий, нежели в вечности быть вверженным в геенну огненную. (См. пропов. прилож. к Рук. для с. паст. 1890 г. авг.). А если кто не чувствует в себе привязанности к богатству, равнодушно относится к обладанию им, тот пусть пользуется и богатством для удобств жизни; только от избытков своих уделяет бедствующим и нуждающимся ближним, жертвует на устройство храмов Господних, богаделен, больниц, школ и других богоугодных заведений; смотрит на имущество, не как на собственность свою, а как на добро Божие; считает себя не хозяином богатства, ему от Бога даннаго, а только приставником и распорядителем богатства. Для правильно смотрящего на богатство и благоразумно пользующегося им не только не невозможно, а и удобно войти в царствие Божие. Кто же пристрастился к богатству до безумия, работает ему как идолу, возлагает на него всю свою надежду, для приобретения его не пренебрегает никакими средствами законными и незаконными, честными и безчестными, тот узрит на себе исполнение слов Христовых: скорее верблюд пройдет сквозь игольные уши, нежели богатый войдет в царствие Божие. Аминь (Сост. священ. Григорий Дьяченко с дополн. по указ. источн.). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Раз воры украли у преп. Арефы Печерского, имевшего большое богатство и вначале страдавшего недугом скупости, все его имение; в отчаянии он хотел наложить на себя руки, но духовные старцы удерживали его и уговаривали. Он никого не хотел слушаться и отвечал грубостями на все убеждения. От сильной скорби о потере имущества он впал в болезнь, однако и в болезни своей не переставал роптать на свою участь. Но милосердный Господь, не хотящий погибели грешных, дивно вразумил его. Однажды он долго лежал недвижимым, как мертвый, а после начал взывать: «Господи, помилуй! Господи, прости! согрешил я, Господи! Все – Твое, и ни о чем не жалею». Он встал и рассказал собравшимся братьям свое видение. «Я видел, – говорил он, – как ко мне пришли ангелы и множество бесов. Бесы говорили, что я не прославил Бога за покражу имущества и должен быть предан им; ангелы же говорили: «Несчастный человек! если бы ты благодарил Бога за украденное у тебя имущество, то это вменилось бы тебе в милость, как Иову: великая награда тому, кто дает милостыню по своему желанию; но если тот благодарно терпит и утрату и предает все благодушно Богу, то в борьбе с искушениями заслуживаете еще большей милости у Бога». Когда сказали мне это ангелы, то я закричал: «Господи, помилуй! Твое оно, – не жалею». Тогда бесы исчезли, ангелы же возрадовались. С тех пор Арефа совершенно изменился; теперь он уже не роптал, а постоянно хвалил Бога и повторял слова Иова: «Господь мне дал, Господь и взял. Как было угодно Богу, так и случилось. Да будет благословенно имя Господне вовеки!» Он сделался добр и сострадателен ко всем (Киево-Печерский патерик). Не ропщи на несчастие Одна каппадокийская вдовица лишилась зрения. Долго она искала помощи у врачей, но не нашла; наконец, решилась идти в Иерусалим и поклониться св. местам, надеясь найти помощь у Бога. Взяла единственного своего сына и отправилась с ним в путь; он ей указывал дорогу и вел. Благополучно достигли они св. мест, но здесь вдовицу ожидало великое горе: сын ее заболел и через короткое время скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Печерском монастыре был один черноризец, именем Арефа, родом из Полоцка; он держал тайно в своей келии большое богатство и настолько был одержим скупостью, что никогда не подал и одной мелкой монеты на милостыню убогому, и сам не тратил ни на что нужное. Однажды ночью пришли воры и украли все его достояние. Тогда он в великой скорби и туге едва не лишил себя жизни. И начал он подозревать неповинных, и многих мучил он без правды. Братия же вся молила его прекратить розыски и утешала так: «Брат, возложи на Господа заботы, твои, и Он поддержит тебя ( Пс. 54:23 )». Он же ничего не слушал и досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в недуг лютый, и уже был близок к смерти, но не переставал роптать и хулить. Но человеколюбивый Господь, Который хочет, чтоб все люди спаслись ( 1Тим. 2:4 ), явил на нем милость Свою. Однажды больной, лежа в болезни, как мертвый, после долгого молчания, внезапно громко перед всеми стал звать с великим воплем: «Господи, помилуй; Господи, прости; Господи, согрешил я, оно Твое, не жалею его». И потом, вдруг встав от болезни, рассказал, что причиной его крика было такое явление. «Видел я, – сказал он, – что пришли ко мне ангелы и бесовский полк и начали спорить об украденном у меня богатстве. Бесы говорили, что я не прославил за то Бога, но хулил Его, потому я – их и должен быть им предан. Ангелы же сказали мне: „О, окаянный человек, если б ты благодарил Бога за похищение имения твоего, оно вменилось бы тебе в милостыню, как Иову. Если кто творит милостыню – это великое дело перед Богом, потому что творит по своей воле. Но если кто похищение насилием терпит с благодарностью, тот человек превращает диавольское искушение в благое произволение. Диавол, желая вовлечь человека в хулу, делает так, благодарный же человек предает все Богу, потому это и равно милостыне“. Когда так сказали мне ангелы, я возопил то, что вы слышали: „Господи, помилуй; Господи, прости; Господи, согрешил я; Твое есть, не жалею его!“ И тогда тотчас бесы исчезли, ангелы же возрадовались и, вменив мне погибшее серебро в милостыню, отошли». Слыша это, братия прославила Бога, наставляющего согрешающих на путь покаяния и показавшего им, сколь велика сила благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Печерском монастыре был один черноризец, именем Арефа, родом из Полоцка; он держал тайно в своей келье большое богатство и настолько был одержим скупостью, что никогда не подал и одной мелкой монеты на милостыню убогому, и сам не тратил ни на что нужное. Однажды ночью пришли воры и украли все его достояние. Тогда он в великой скорби и туге едва не лишил себя жизни. И начал он подозревать неповинных, и многих мучил он без правды, братия же вся молила его прекратить такие розыски и утешила его: «Брат, возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс.54:23 ). Он же ничего не слушал и досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в недуг лютый, и уже был близок к смерти, но не переставал роптать и хулить. Но человеколюбивый Господь, Который хочет, чтобы все люди спаслись ( 1Тим.2:4 ), явил на нем милость Свою. Однажды больной, лежа в болезни, как мертвый, после долгого молчания, внезапно громко перед всеми стал звать с великим воплем: «Господа, помилуй; Господи, прости; Господи, согрешил я, оно твое, не жалею его!» И потом, вдруг встав от болезни, рассказал, что причина его крика было такое же явление. «Видел я, сказал он, что пришли ко мне ангелы и бесовский полк и начали спорить об украденном у меня богатстве. Бесы говорили, что я не прославил за то Бога, но хулил его, потому я их и должен быть им предан. Ангелы же сказали мне: «О, окаянный человек, если бы ты благодарил Бога за похищение имения твоего, оно вменилось бы тебе в милостыню, как Иову. Если кто творит милостыню это великое дело перед Богом, потому что творит по своей воле. Но если кто похищение насилием терпит с благодарностью, тот человек превращает дьявольское искушение в благое произволение. Дьявол, желая вовлечь человека в хулу, делает так, благодарный же человек предает все Богу, потому это и равно милостыне». Когда так сказали мне ангелы, я возопил то, что вы слышали: «Господи, помилуй, Господи, прости, Господи, согрешил я, Твое есть, не жалею его!» И тогда тотчас бесы исчезли, ангелы же возрадовались и, вменив мне погибшее серебро в милостыню, отошли». Слыша это, братия прославили Бога, наставляющего согрешающих на путь покаяния и показавшего им, сколь велика сила благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился опять в свой монастырь, где подвизался в уединении. В 1303 году ему вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое он достойно нес еще 7 лет. В1308 году святитель Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра. И вновь из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в 1311 году оставил управление Церковью и ушел в свою обитель. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет. Преподобные Арефа. Сисой и Феофил, затворники Печерские Преподобные Арефа. Сисой и Феофил, затворники Печерские (XII–XIII) подвизались в Киево-Печерском монастыре и погребены в Ближних пещерах. Преподобный Арефа был родом из Полоцка. Проживая в монастыре, он хранил в своей келлии много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея о потерянном имуществе, преподобный Арефа стал роптать на Господа, за что был поражен тяжкой болезнью. Будучи при смерти, он видел, как пришли к нему Ангелы и бесы и начали спорить между собою. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога он должен быть предан им, Ангелы же, обратясь к нему, молвили: «Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню». После видения преподобный Арефа был возвращен к жизни. Последние дни свои он провел в затворе, в сокрушении и раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного. Скончался святой Арефа не позже 1190 года. По Иконописному Подлиннику преподобный изображается так: «Подобием надсед, брада подоле Козмины немного, ризы преподобнические». 25-й день Святые Маркиан и Мартирий Святые Маркиан и Мартирий .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1900 году преподобный Арефа ввел в обители традицию проведения бесед с чтением «из писания святых отец и пояснениями применения этих писаний к жизни братии» 42 . Известно, что братия посещала эти беседы «с усердием» 43 . Кроме того, всем насельникам вменялось в обязанность ежедневное чтение святоотеческих книг «в соответствии их возраста, жизни и характера » 44 . Настоятель отец Арефа много времени и трудов посвящал расширению библиотеки монастыря, причем в первую очередь стремился наполнить ее творениями святых отцов. В обширных реестрах книг, выписанных отцом архимандритом из Синодальной типографии, Киево-Печерской Лавры, Оптиной пустыни, значатся: Добротолюбие, сочинения святителя Иоанна Златоуста , преподобных Симеона Нового Богослова , Максима Исповедника , аввы Дорофея , Иоанна Лествичника , святителя Игнатия (Брянчанинова) и многих других 45 . Примечательно, что отец Арефа заботился о просвещении в святоотеческом духе не только братии монастыря, но и многочисленных паломников: книжная лавка при обители не знала недостатка в творениях отцов Церкви. Настоятели других обителей обращались к архимандриту Арефе за советом по обустройству монастырских библиотек и церковных лавок, признавая, что в Верхотурском монастыре это дело «поставлено на высшей точке совершенства» 46 . Внутреннее благоустроение монастыря не могло не привлекать тех, кто стремился к подлинному монашеству. Число братии быстро увеличивалось: если в 1894 году, когда валаамские иноки только прибыли на Урал, в Свято-Николаевской обители было всего несколько десятков насельников, то к началу 1903 года их стало уже более ста шестидесяти, из которых около сорока поступили в монастырь в 1900–1902 годах, во время настоятельства отца Арефы. Преподобный Арефа – подвижник, молитвенник, труженик – во всем был примером для братии. Его любили за доброе обхождение, неизменную готовность поддержать и утешить. Слово его шло от сердца и было простым, совершенно чуждым лести. При множестве своих обязанностей, отец архимандрит находил время отвечать на письма богомольцев, приходившие в обитель с разных концов России, а когда не мог написать сам, то поручал другим, но не допускал, чтобы письма оставались без ответа. Причем и здесь он не пренебрегал возможностью утешить и ободрить людей, которые по большей части обращались в монастырь со своими бедами, прося братию помолиться об их нуждах перед мощами святого праведного Симеона Верхотурского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Преподобный Арефа подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он был одержим грехом скупости, Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже отказывал и самому себе в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефн, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении. «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились во мне и сказали: «Если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1200 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере. Блаженный Елезвой был царем эфипским. Когда Омиритский царь Дунаан преследовал и губил христиан, то он не мог равнодушно переносить этого и пошел на него войной, чтобы отомстить ему за христиан. Сначала поход Елезвоя был неудачен. По указанию свыше, он обратился к одному затворнику, и тот обличил святого в том, что он принял на себя мщение, вместо Бога, который говорит: Мне отмщение, Я воздам, и, чтобы избежать большего наказания и иметь успех в войне с Дунааном, советовал ему дать обет посвятить последние дни своей жизни Богу. Елезвой дал обет и, отправившись на врага Христова, победил его и даже, взяв в плен, казнил. После победы св..Елезвой, оставив престол и затворившись в келлии близлежащего монастыря, 15 лет провел в строгом воздержанию и подвигах. Скончался около 550 г. Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» установлено в 1688 г. по следующему случаю. Сестра патриарха Иоакима очень страдала от раны в боку. Молясь Пресвятой Богородице об исцелении, она услышала голос: «Евфимия! Почему же ты не прибегнешь к общей для всех Целительнице?» – «Где же мне найти такую целительницу?» – спрашивала Евфимия. Голос отвечал: «Есть в храм Преображения Сына Моего образ Мой «Всех скорбящих радость». Призови тамошнего священника, и когда он отслужит молебен с водоосвящением, – болезнь твоя пройдет». Евфимия сделала так, и получила исцеление. Икона находится в Москве, на Ордынке. В 1888 г. 23 июля прославилась другая Скорбященекая икона в С.-Петербурге в часовне у стеклянного завода. Во время страшной грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренность в ней, но не коснулась иконы, и она, как бы обновленная, спустилась на пол, и 12 монет из совершенно разбитой кружки прилепились к ней в различных направлениях. В 1890 г. при сей иконе получили исцеление неизлечимо больные мальчик и женщина. 20-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf Житие преподобного Арефы Печерского Память 24 октября Поистине достойно и праведно – всегда благодарить Бога не только за ниспосылаемые блага, но и за злоключения; ибо последние не для одних лишь праведников умножают благодать, как это было с Иовом , но и великого грешника преобразуют в совершенного святого. Примером сего является преподобный Арефа, о коем самовидец преподобного, блаженный епископ Симон , так свидетельствует. Был в Печерском монастыре некий инок, по имени Арефа, родом из города Полоцка 6979 . В своей келлии он хранил тайно большие богатства, но настолько был одержим скупостью, что никогда не подавал в милостыню нищему ни одной монеты, и даже на собственные нужды ничего не тратил. Однажды ночью пришли воры и украли все его богатства. Тогда он от большой скорби и печали едва не лишился жизни. Во время поисков украденного он стал нападать на неповинных и многих притеснял несправедливо. Вся братия молила его – прекратить такие розыски и утешала словами: – Брат, «возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс.54:23 ). Но он не послушал их и резкими словами досаждал всем. Спустя несколько дней впал он в тяжкую болезнь; но и тогда не прекратил, ропот и хулу. Человеколюбивый Господь «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ), явил на нем чудную милость Свою. Раз, лежа в постели, как мертвый Арефа после многих дней молчания неожиданно для всех начал громко восклицать: – Господи, помилуй! Господи, прости! Господи, я согрешил Все – Твое, – и я не жалею о потерянном. Затем, тотчас вставши с одра болезни, он объяснил братии причину своих восклицаний и рассказал о таком явлении – Я видел, – говорил он, – что пришли ко мне ангелы, а равно и сонмище бесовское, и начали состязаться по поводу украденного у меня богатства. Бесы говорили: «Он не прославил Бога за это, но хулил: поэтому – он наш и нам должен быть предан». Ангелы же сказали мне: «О, несчастный человек, если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имущество, сие вменилось бы тебе в милостыню, как Иову, – ибо, кто творит милостыню, тот великую заслугу имеет пред Богом, так как творит по своему доброму произволению. Если же кто переносит насильственное похищение с благодарением, заменяющим благое произволение, тот имеет искушение от диавола. Ибо диавол причиняет человеку лишение, желая возбудить в нем хулу. Но человек благодарный все предаст на волю Божию, и потеря в таком случае – равносильна милостыни. Когда ангелы сказали мне сие, я возопил: «Господи, прости! Господи, я согрешил! Все – Твое, – и я не жалею о похищенном». Тогда бесы неожиданно исчезли. Ангелы же возрадовались и, вменивши мне пропавшее серебро в милостыню, отошли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Блаж. Арефа проводит последние дни свои в затворе и здесь слезами сокрушения умягчил сердце свое для любви к Господу и ближним, до полного отрешения от всего земного. В затворе и почивают мощи его. Так как блаж. Симон жил с Арефою в Печерской обители гораздо прежде 1205 г., в котором видим Симона уже архимандритом во Владимире: то кончина блаж. Арефы последовала не позже 1190 г. 470 По ркп. святцам «преп. Арефа преставился мес. октября в 24 д.». «Потопивший потоками слез змия сребролюбия славный Арефа! как имеющий дерзновение пред Господом, молись за нас Господу». 471 Преставление затворника Иоанна В летописи читаем: «24 октяб. (1616) преставился Иван, что в стене жил 22 лета; ядь же его рыба, а хлеб не ел, а жил во граде, якоже в пустыни, в молчании великом». 472 Это было во Пскове. – Тяжко было время для Пскова, когда блаж. Иоанн, по благой воле своей, совершал изумительные свои подвиги в городской стене. В 1592 г. осаждали Псков шведы: с 1608 г. семь лет сряду рыскал около Пскова с разбойничьими шайками своими лях Лисовский. Густав Адольф осаждал Псков с своими шведами, тот Густав, который с огнем и мечом проповедовал мнимое евангельское христианство. Блаж. Иоанн во все это время только молился и терпел изумительский пост; среди шума военных браней, среди волнений гордого ума и малодушного маловерия, он жил как в пустыне, беседуя с Господом и для Него каждый день распинал плоть свою. Какое высокое состояние духа! Вера мнимых евангеликов воспитала ли хотя одного такого подвижника, каков был Иоанн? Нет, не воспитала, да и никогда не может воспитать. В том то и беда лютеранства, что вера его ослабляет и погашает высокое подвижничество евангельское: обманывая себя надеждами на веру, покойно идут путем широким. Надежды блаж. Иоанна, надежды православного, искреннего, благочестия христианского не остались в стыде. – 17 октября 1616 г. Густав Адольф отступил от Пскова. «Тогда же, говорит современник, боголюбивый воевода и граждане псковские воздали благодарение живоначальной Троице, совершили по всем церквам всенощное бдение и вознесли хвалы пред чудотворным образом пресв. Богородицы, который принесен был из Печерской обители во Псков на защиту городу. Так псковичи прославили Бога и пречистую Матерь Его, избавившую Псков от безбожных немцев». 473 Праведный Иоанн почил спустя 7 дней после того. 474 Преп. Нестор летописец

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После того потекли от мощей праведника потоки чудес. В 1572 г. новгородский архиепископ поручил строго поверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, что при мощах св. Иакова совершается «множество исцелений». 465 Славеницкий в свое время писал: «учиниша письмени предавати чудеса и егда их наполнися осмьдесят и осмь седмиц, престаша писати». 466 Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху «Иваном», вероятно тем самым священником софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса. 467 Преподобный Арефа печерский О сем преподобном вот что писал блаж. епископ Симон, лично знавший его. 468 «Был в печерском монастыре черноризец Арефа, родом из Полоцка. У него много было богатства в келлии. Но он никогда ничего не давал нищим. Раз ночью пришли воры и украли у него все деньги. В отчаянии он едва не наложил на себя руки. Духовные старцы уговаривали его возложить печаль на Господа. Но он никого не хотел слушать и отвечал грубостями на все убеждения. От крайней скорби о потере имущества он сделался болен. Но и при последнем издыхании не переставал роптать на свою участь. Милосердый Господь дивно вразумил его. Однажды ночью лежал он как бы мертвый и после долгого безмолвия начал взывать крепким голосом: «Господи помилуй! Господи прости! Согрешил я, Господи! Все твое и ни о чем не жалею». Он встал с одра и рассказал собравшейся братии о бывшем ему явлении. Я видел, говорил он, как пришли ко мне ангелы и полк бесов. Они начали спорить между собою о украденном у меня богатстве. Бесы говорили, что я не прославил Бога за покражу, а хулил, и потому должен быть передан им. Ангелы говорили мне: несчастный человек! если бы ты благодарил Бога за украденное у тебя имущество: это вменилось бы тебе в милостыню, как Иову. Великое дело пред Богом, если кто творит милостыню по-своему произволению. Но если благодарно терпит и утрату, то борьба с искушением заменяет дело охотного произволения, когда благоугодно предает все Богу. – Когда сказали мне это ангелы, то закричал я: Господи помилуй! твое оно, не жалею. Тогда бесы исчезли, ангелы же возрадовались. – С тех пор блаж. Арефа совсем переменился. Тот, кого нельзя было ничем удержать от ропота, теперь только хвалил Бога и повторял с Иовом: Господь мне дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и случилось; да будет благословенно имя Господне во веки»! 469

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010