II. Св. великомученик Феодор Стратилат, и до страданий своих и во время страданий почтительно относившийся к царской власти, являет собой пример глубокого почитания земной власти во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истинного богопочитания; тогда и словами и делами св. великомученик Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека. По примеру св. великомученика Феодора Стратилата и мы должны повиноваться земным властям. а)  Священное Писание необходимость повиновения земным властям доказывает именно тем, что они установлены Богом: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, – говорит св. апостол Павел, – существующие же власти от Бога установлены. Господом, говорит слово Божие, цари царствуют и повелители узаконяют правду; Им начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли (Притч. 8, 15. 16). Итак, каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа,  – из уважения к Господу, или повинуйтесь ему как Самому Господу (1 Пет. 2, 13). Так заповедует св. апостол Петр, устраняя этим все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные или соблазнительные поступки своих начальников. Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всей Своей земной жизнью. Он – Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшего повода к противлению властелинам земли – рабам Своим; исполнял все обязанности, возлагаемые ими, – платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостью и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностью, как агнец безгласный. Но повиноваться начальству должно не только потому, что оно установлено Богом и что не повинующиеся власти грех приемлют (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   – Мне, между прочим, так и положено на тебя смотреть, — ответила она. — Я ведь взята от тебя и из твоего ребра. А вот ты должен смотреть не на нас, а в землю, потому как и взят оттуда.    Когда святой Ефрем, паче всякого чаяния, услышал такие слова, он тут же поблагодарил женщину за назидание и искренне воздал благодарность Богу, Который зачастую неожиданно творит то, что намного лучше ожидаемого и вожделенного.    Феодор, ученик святого Пахомия, хоть и юн был возрастом, но не по возрасту имел разум: он даже оказывал помощь тем, кто не был так силен в подвиге, как он сам. А великий Пахомий примечал то, как рассудителен во всем Феодор, и радовался за него.    Каждый вечер было принято, чтобы все сходились вместе слушать наставление великого старца. И вот однажды, когда все для этого собрались, он повелевает Феодору — а тот, как сказало, был еще молод, и ему едва исполнилось двадцать лет, — повелевает сказать братьям слово Божие. Тот послушно, без всякого прекословия отверз уста и начал им говорить все, что было нужно для душевной пользы.    Увидев такое, кое-кто из более заслуженных старцев решил его не слушать:    – Уже и новоначальные стали нас учить! Не будем его слушать!    Так они сказали друг другу, оставили собрание и разошлись по своим келиям. Когда же наставление закончилось, Великий послал за ними и пригласил к себе. Когда они пришли к нему, он стал их спрашивать:    – Чего ради вы оставили собрание и ушли в свои келии?    – Здесь так много старцев и преуспевших монахов, — ответили те, — а ты поставил мальчишку учить нас.    Когда Пахомий услышал это, он тяжело вздохнул и, погрустнев, спросил их:    – Знаете, откуда в мире берет начало всякое зло?    – Откуда? — спросили те.    – От гордости, — ответил он им. — Из-за нее «упал с неба денница, сын зари, и разбился о землю» (Ис 14. 12). Из-за нее и Навуходоносор, царь Вавилона, жил вместе со зверями (Дан. 4). Разве не слышали вы написанное: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч 16. 5)? Разве не слышали, что «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23. 12)? Неужели вы не знали этого и над вами так насмеялся диавол, что вы потеряли всю вашу добродетель? Ибо гордость есть начало и мать всех зол. Не Феодора вы отвергли, когда ушли, а отказались от Слова Божия и лишились Святого Духа. Поистине, вы достойны всякого сожаления! Неужели от вас укрылось, что это сатана толкнул вас на это?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   Некоторые полагают, что это приношение плодов совершаем мы в память чуда добропобедного мученика Феодора. Нет, не поэтому только, хотя и это — дело Божие и от Бога, но больше, как мы сказали, по слову Павла, сравнивающего семена с телами нашими, которые и разрушатся, и воскреснут, будучи драгоценнее семян. Поэтому приносим не пшеницу только, но и многие другие семена, и вино от плода виноградного, потому что оно — плод древа и вместе с хлебом было избрано для жертвы Христовой. Приносим же это и в память святых, потому что и они — святой плод, и их божественные останки, преданные земле, воскреснут во Христе.    Преимущественно же и чаще других семян приносятся зёрна пшеницы, ибо и Спаситель уподобил Свое Всесвятое Тело пшенице. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно» (Ин. 12:24). Отсюда же взял и образ для учения о Своём восстании из мёртвых: «а если умрет, то принесет много плода».    Видишь ли, почему мы предлагаем пшеницу? Притом же из пшеницы делается всякий истинный хлеб. Поэтому-то и единый истинный и живой Хлеб — Христос наименовал себя хлебом жизни (Ин. 6:48). Думаю, именно по той причине, что и изначала хлеб дан для того, чтобы на пшеничном хлебе совершались Тайны.    Третины же, девятины и прочие поминовения совершаются преимущественно во славу Троицы, потому что от Неё — наше бытие и жизнь, и от Неё же, после постигающей нас в своё время смерти, — воззвание к новой жизни.    Некоторые, впрочем, говорят, что так заведено в соответствии с рождением человека, потому что на третий день после того, как семя принято утробой матери, образуется младенец; в девятый день сгущается, и в сороковой — получает жизнь и начинает зреть. На третий же месяц совершает движения; на шестой становится уже совершенным, а на девятый рождается.    Делают также и годичные каждодневные поминовения, потому что на третий месяц по рождении дитя начинает обнаруживать наличие чувств и мало-помалу растёт. Также и потому, что человек меняется с каждым годом и с каждым трехлетием, особенно же когда начинается третье трехлетие, т. е. в семь лет. Потому что человек — существо сложное и его развитие не полностью соответствует тройственной троице. Ибо это составляет девять — число ангельских чинов, которые, как существа бесплотные, и духовные, и вечно живые, совершеннее нас изображают Святую Троицу этим именно числом своим: трижды три составляют девять. А у нас, существ сложных, и жизнь седмерична, седмеричны и измерения её.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   Несомненно, я (хотя бы словами своими, хотя бы в уме своем) готов творить доброе. Но что же делается со мной, когда я начинаю творить дела? Где все мои добрые стремления? Где благие желания мои? Что доброго вспомню я, когда спросят меня: чем можешь ты оправдать свою жизнь? Ведь «суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).    И вот — воистину «хитон мя обличает, яко несть брачен», — ибо «христианство требует не только правого образа мыслей, но и жизни честной»...    Блаженная Феодора — та хоть сокровища молитв духовного отца своего могла принести, когда не хватало ей собственного оправдания; а кто дерзнет помолиться за меня, окаянного?    Правду говорит народ: благими желаниями дорога в ад вымощена.    Ведь только «поступающий по правде» (Ин. 3:21), «то есть ведущий жизнь честную и богоугодную, стремится к христианству, как к свету, чтобы еще более преуспеть в добре и дабы явны были дела его по Боге. Ибо таковой, правильно веруя и проводя честную жизнь, светит всем людям, и Бог прославляется в нем». Вы же ненавидите доброе и днем. «Вы же ненавидите доброе и любите злое, — как сказал пророк, — посему ночь будет вам вместо видения, и тьма — вместо предвещаний» (Мих. 3:2, 6).    Христос пришел для тебя, душа моя, Он «победил мир» (Ин. 16:33) со всеми злыми делами его (Ин. 7:7), со всеми «страстьми и похотьми» (Гал. 5:24), Он воскрес, предварив общее воскресение, сделав Себя его залогом; «ночь прошла, а день приблизился», — так исполни же апостольский призыв: «отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12)!     «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе, — обращается к тебе святой апостол: — поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8—9), «ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы» (1 Фес. 5:5).     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Рувима подражая, окаянный аз содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышнего, осквернив ложе мое, яко отчее он

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Поэтому, говорил преподобный Евфимий, лучше воздерживаться в пище только в такой мере, чтобы не есть досыта. Просто нужно вставать из-за стола, чувствуя легкий голод. А противостоять страстям плотским нужно в тайне, со всех сторон надежно защитив себя оружием добродетелей, а они таковы: смирение, целомудрие, рассуждение, различение и послушание воле Божией. Последняя добродетель поистине подражает Богу.    Преподобный Пахомий вызвал к себе брата, который не хотел знать правильного пути, но следовал собственной воле и сказал ему наедине:    – Брат! Господь сказал: Я сошел с небес не волю Свою сотворить, «но волю пославшего Меня Отца». И ты будь мне послушен. Я вижу, что тебе завидует враг и многими способами похищает плоды твоего тяжкого труда.    Соблюдай монастырский устав, — продолжал святой. — Тебя зовут на трапезу не затем, чтобы ты на ней ничего не ел. Приходи и вместе с братьями вкушай в меру, как и они, и хлеб, и вареные овощи, которые дают тебе. Только не насыщай чрево: тогда тело твое взбодрится, и ты уставать не будешь от истощения чрезмерным постом. Лучше поработи себя необходимости поддерживать тело, пока не победишь беса превозношения. Он слишком на тебя насел.    Брат, услышав эти слова, сначала подчинился совету. Но потом вновь впал в заблуждение. «Разве это так? — спрашивал он сам себя. — Где написано, что нельзя поститься и совершать подвиг?» Так брат опять стал следовать собственным побуждениям, и враг совершенно им овладел.    Пахомий Великий вызвал Феодора и сказал:    – Ты знаешь, как я опечален тем, что происходит с нашим братом? Сходи к нему и узнай, чем он сейчас занимается.    Федор пошел к брату и увидел, что он вроде и молится, но непонятно, какими молитвами. Он пошел и рассказал об этом святому.    Федор сразу понял, что это было действие врага, и рассудил, как многообразны дьявольские нападения на людей. Он очень был поражен и напуган, когда представил, какого же трезвения должен достичь монах, чтобы противостать злонамеренным козням врага. Когда святой пришел и помолился за брата, всемилостивый Господь исцелил его. И брат, уцеломудрившись, впредь хранил себя, забывая «задняя и простираясь вперед» (Флп 3:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

  Слово в первую субботу Великого Поста О причастии Святых Христовых Тайн   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с великой милостью Божией - первым причастием Великого Поста. Нам дано это от Господа незаслуженно, непостижимо, и этот дар, как говорит сегодня Христос в Евангелии, обозначает то, чем мы отличаемся от мира. Мы незаслуженно приняли этот дар потому, что нас избрал Господь. Но Он добавляет: " Потому ненавидит вас мир " (Ин. 15, 19, и это означает, что дар, который мы приняли сегодня - эта новая жизнь, которой коснулась наша душа, - возлагает на нас ответственность жить иначе, чем живет мир. Это должно давать нам мужество отличаться от всех других людей, от всего мира. Христос говорит, что отличие от мира может быть очень опасным; настолько опасным, насколько оно стало для Него Самого, так что Он был распят за это отличие от мира, за проповедь новой жизни, которую мир не мог принять. Отличие от мира может быть таким же опасным, каким оно было для святого великомученика Феодора Тирона, который не согласился " быть, как все " и принести несколько зернышек ладана идолу, как это делали другие, с тем чтобы потерять свое отличие от мира. Христос говорит нам сегодня в Евангелии: " Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха... " (Ин. 15, 24). И это в первую очередь относится к нам. Если бы Христос не совершил то, что Он совершил сегодня с нами, то совсем другою была бы наша жизнь. Если бы Христос не пришел к нам однажды, если бы Он не показал нам, какую жизнь Он хочет дать всем людям, и если бы Он постоянно не приходил к нам, как сейчас приходит великим даром покаяния первой седмицы, даром исповеди, где прощаются все наши грехи, даром непостижимого, таинственнейшего соединения со Своим Телом и Кровью, - то с нас был бы другой спрос. Людям, которые этого не знают, как бы извинительно жить так, как они живут. Но после того, что дает нам Господь, после того, как мы приобщаемся Его Телу и Крови, наша жизнь должна быть другой. У нас должно быть другое понятие о грехе, потому что Господь даром Своим - причастием - показывает, что есть грех и какою ценою омывается от греха наша душа. Он показывает нам, что есть печаль и Крест для Самого Бога и какой путь открывается для всякого человека, который узнает, как страшен грех и как милостив Господь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_14...

— Лучше мне умереть, — говорил он, — нежели жить. И сказал Бог Ионе: — Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло? Иона отвечал: — Очень огорчился, даже до смерти. Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал: — Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой 12 ], и множество скота? После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен в отечественном своем городе 13 ]; ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки 14 ]. Аминь. Память преподобного Ионы пресвитера Преподобный Иона пресвитер жил в Палестине и был отцом преподобных Феодора и Феофана «Начертанных», много пострадавших за почитание святых икон от императоров иконоборцев 1 ]. Иона отличался богобоязненностью и добродетельною жизнью и особенно усердствовал в страннолюбии и других подвигах христианского милосердия. С любовью заботился он о воспитании своих сыновей; еще дома сам он обучил их книжной премудрости, более наставляя в правилах благочестия. В зрелом возрасте, приближаясь к старости, Иона, по изволению Божию, лишился своей супруги и остаток дней своих решил посвятить на всецелое и совершенное служение Богу. Он удалился в прославленную подвигами преподобных иноков, уединенную лавру святого Саввы Освященного 2 ], где ранее подвизались и его святые сыновья. Здесь он принял иноческий постриг и, подражая святой, подвижнической жизни иноков той обители, стяжал еще большую богобоязненность и со страхом соделывал свое спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Мне-то между прочим так и полагается смотреть на тебя, – ответила она. – Ведь я сотворена из твоего ребра. А вот тебе нужно не на нас смотреть, а на землю: из нее ты взят и в нее уйдешь. Услышав эти слова, оказавшиеся выше всех его ожиданий, Ефрем выразил женщине превеликую благодарность за ее полезное назидание и горячо возблагодарил Бога за то, что Он нежданно творит то, что гораздо лучше наших надежд и чаяний. Б. Из жития преподобного Пахомия Великий Пахомий знал, сколь благоразумен во всяких спорных делах его ученик Федор, который, несмотря на юность, поддерживал более слабых в аскетических подвигах, и весьма радовался за него. Так было заведено, что братия каждый вечер собиралась в определенном месте монастыря, чтобы послушать наставления великого (святого). И вот как- то, когда все уже собрались, авва велел Федору, а он, как уже говорилось, был молод, ему только исполнилось двадцать, сказать братии слово Божие. И тот послушно, без какого-либо прекословия отверз уста и сказал много полезного для братии. Однако некоторые почтенные старцы, увидев такое, и слушать его не захотели. – У нас есть архиереи, они нас и наставляют, а его не будем слушать! – возмутились они и, покинув собрание, разбрелись по кельям. После окончания Федоровых наставлений, Великий Пахомий велел позвать старцев. Они пришли к нему, и он спросил их: – Почему вы покинули собрание и разошлись по кельям? – В монастыре столько старцев и преуспевших монахов, а ты поставил учить нас мальчишку! Услышав эти слова, Пахомий тяжело вздохнул и с горечью спросил: – Знаете, откуда в мире взяло свое начало зло? – Откуда? – спросили они. – От гордости, – ответил святой. – Из-за нее упал с неба денница, сын зари, и разбился о землю ( Ис. 14:12 ). Из-за нее оказался среди зверей Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан. 4 ). А разве не известны вам слова Писания: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч. 16:5 )? Неужели вы не слышали: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится? ( Мф. 23:2 ). Неужели вы не слыхали об этом, и над вами так насмеялся диавол, что вы потеряли всю вашу добродетель? Ибо мать и начало всякого зла есть гордыня. Вот почему, когда вы ушли, вы отвернулись не от Феодора – вы бежали от слова Божия и отлучили себя от Святого Духа. Поистине, вы достойны всякого презрения! Как же вы не догадались, что на это вас толкнул сатана?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

— Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: — Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: — Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь — Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин [ 15 ], бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: — Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, — шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: — Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: — Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа — Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010