– О, горе мне, грешнице! За грех против своего мужа лишилась я милости Божией! Проходя же мимо него, она поклонилась ему и сказала: – Добрый день, господин! И он также поклонился ей, сказав: – Будь здрав, отче! И так они разошлись. Простояв едва не весь день, муж Феодоры возвратился домой, скорбя, что не получил того, чего желал, и видение ангельское считая за обман. Дома он снова стал молиться со слезами: – Господи! Ты видишь скорбь мою, услыши молитву мою и открой мне, жива ли жена моя, или нет? На добром ли пути она находится или на злом? И вот в другую ночь он снова видит в видении ангела говорящего: – О чем ты плачешь? Разве не видел ты жены своей вчера, как я сказал тебе? Он сказал: – Не видал, господин мой. Ангел же сказал: – Разве я не говорил тебе, что тот, кто, проходя мимо, поклонится тебе и будет приветствовать тебя, – тот и есть жена твоя? Тогда муж, поняв, что видел жену свою, но не узнал ее, благодарил Бога, что жена его жива и служит Богу; надеялся он и сам спастись молитвами ее. И блаженная Феодора благодарила Бога, что она видела мужа и что муж не узнал ее. Возвратившись же в монастырь, она прилежала спасению своему, постясь сначала один день, потом по два, далее – по три и по четыре дня; иногда же целую неделю пребывала она без пищи, прилежно молясь о прощении своего греха. Близ того монастыря было озеро, где жил зверь – крокодил 5740 , который часто выходил из озера и пожирал проходящих мимо людей и скот. Епарх 5741 Григорий, назначенный царем Зиноном 5742 править городом Александрией, на проходящей мимо озера дороге поставил стражу, чтобы никто не проходил тою дорогой. Желая узнать благодать Божию, обитающую в Феодоре, игумен призвал ее и сказал: – Брат Феодор, нам нужна вода; возьми водонос, пойди, почерпни воды из озера и принеси мне. Феодора, как добрый послушник, взявши водонос, пошла. Стража, встретившая ее, сказала: – Не ходи сюда, отче, за водой, ибо тебя зверь растерзает. Она же возразила: – Отец мой игумен послал меня, и я должен исполнить то, что приказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) К Феодору падшему увещания Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 года по Р. Х., был сверстником и другом Св. Иоанна Златоустого и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора, так что он возвратился в общество отшельником и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуестского. К Феодору падшему увещания Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 года по Р. Х., был сверстником и другом Св. Иоанна Златоустого и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора, так что он возвратился в общество отшельником и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуестского. К Феодору падшему увещание 1-е 1. «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез» ( Иер. IX:1 ), благовременно сказать теперь и мне, и гораздо более, нежели тогда пророку; потому что я намерен оплакивать хотя не множество городов и не целые народы, но душу, которая стоит, а лучше сказать — и дороже множества народов. Если даже один исполняющий волю Божию лучше тысяч беззаконников, то, конечно, и ты прежде был лучше тысяч Иудейских. Посему никто не станет теперь порицать меня, если я изложу больше скорбей и изображу сильнейшие сетования, нежели какие изложены у пророка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пасхальное послание Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II / Феодор II, Божией милостью Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Всей полноте нашего Апостольского и Патриаршего Престола благодать, милость и мир от Воскресшего из мертвых Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чада о Господе возлюбленные и благословенные! Христос воскресе! Честные страсти Господа и Его мироспасительное воскресение, которое наша Церковь снова чтит и празднует, представляют единственный путь к подлинному искуплению человека. Вольная жертва Бога Слова приобретает смысл вместе с Его из мертвых восстанием. Смерть побеждается, душа человека искупляется и получает возможность войти в Царствие Небесное. В этом и состоит цель земной жизни человека. Святые дни Страстной седмицы ведут нас к душевному и духовному подъему, к внутреннему возрождению. Шествие Господа на мучительную смерть показывает нам, что кротость, смирение, терпение, прощение и любовь приводят человека к Богу. После принесения Им добровольной жертвы Воскресший Господь в первый раз является своим ученикам с приветствием, указывающим на великий дар Бога людям, важнейшее качество нашей души – мир. С приветствием: «Мир вам!» – Иисус дважды явился перед своими смущенными и напуганными учениками. Нет необходимости объяснять, что значит мир для отдельного человека, для семьи, для общества, для народов и для человечества. Никто из нас не хотел бы, чтобы как в душе его, так и в его доме все было вверх дном. Те же, у кого, к несчастью, нет мира ни в сердце, ни в семье, ощущают это как великое бедствие. Но мы, люди, опираясь только на собственные силы, не способны дать себе этот мир. И одна из причин и целей пришествия в мир Христа – дать нам крепкий мир и веру, любовь и нравственную силу; это то, что мы, верующие, черпаем из Его жертвы. Мир в секулярном понимании – мир непрочный, лицемерный, наполненный мелкими преходящими интересами и тысячью других зол. Не может быть мира только потому, что нет войн с внешним врагом, но при этом дух и душа неспокойны, брачные отношения и нравственность потрясены, ежедневно имеют место убийства, кражи, измены, беспорядки, неблагодарность.

http://pravoslavie.ru/41428.html

После в монастырь прибыла мать брата Феодора, того самого, которого Пахомий весьма любил, видя его великое послушание и блистательное подвижничество. Мать долго искала его повсюду и, наконец узнав, где он, пришла в монастырь и принесла с собой письма от епископов с повелением вернуть ей чадо. Она остановилась в женском скиту и отправила письма Пахомию, умоляя позволить ей повидаться с сыном. Тогда святой Пахомий позвал Феодора и сказал ему: – Чадо, твоя мать пришла и хочет тебя видеть. Она принесла письма от епископов. Пойди поговори с ней, потому что так велят святые мужи, подписавшие письма. Феодор ответил: – Скажи мне, отче, ведь если я увижу ее, и это станет всем известно, чем оправдаюсь перед Господом в день Суда, что после расставания с матерью я решил встретиться с ней в соблазн всем братьям? Если еще до наступления века благодати потомки Левия не встречались со своими родителями и братьями, чтобы принадлежать только Богу, то сколь более я, удостоенный столь великой благодати, должен из-за родителей или родственников не забывать о любви Божией. Ибо говорит Господь: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Пахомий ответил: – Если ты действительно знаешь, о чадо, что это тебе не полезно, я не буду принуждать тебе. Ты говоришь словами человека, совершенно отказавшегося от мира и отрекшегося от всех родных. Монахи должны избегать мирских встреч, от которых им все равно никакой пользы не будет. Ведь они воины Христовы и от всего сердца должны работать Христу и всех людей любить одинаково. А если кто слишком привязан к родным и говорит: «Как я не могу любить родную плоть», – пусть послушает, как в Писании сказано: Кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Пет. 2:19 ). Феодор решил не видеться с матерью. А она осталась в скиту вместе с монахинями, сестрами во Христе. Женщина рассудила, что в любом случае, даст Бог, она увидит его среди братьев и так по его слову и свою душу спасет. Так строгость по Богу, когда совершается во славу Его, идет на пользу человеку, хотя поначалу может и показаться жестокой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Слова апостола Павла в 1 послании Тимофею (6, 2). Слова апосюла Павла в послании Титу (2, 9-10): " Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они по всем были украшением учению Спасителя нашего Бога " . Слова апостола Павла в послании евреям (13, 4): " Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, блудников же и прелюбодеев судит Бог " . Слова апостола Павла в 1 послании Тимофею (6, 8): " имея пропитание и одежду, будем довольны тем " . В других списках " от баб потворных " - замужняя, чаще - пожилая женщина, занимающаяся знахарством, сводничеством и колдовством, от потворити - " напускать (порчу), по- творствовать, чаровать " . В быту воспринималась как потатчица самым низменным страстям человека (особенно женщины), преследовалась церковью (аналог западноевропейской " ведьмы " ): иногда слово употребляется и без определения, как термин, ср. в главе 37: " ни бабы, ни волхвы никако ж во двор не приходили... " Обычная для Домостроя игра слов, основанная на многозначности термина, не всегда понятного позднейшим переписчикам (в некоторых списках кушка вместо кунка). Происходит от слова куна - " ласка " , обозначавшего животное, мех которого высоко ценился и на севере ходил вместо денежных единиц (ср. многие записи в берестяных новгородских грамотах начиная с XI в.). Слово кунка стало обозначать и молоденьких девушек и вообще (по мнению исследователей) было " местным новгородским ласкательным названием " , но, все более сужаясь в значениях, стало обозначать - " ловкость в обмане мужей " ; Мученица Феодора пострадала при Диоклетиане в 304 г. За нежелание отречься от Христа как невеста Христова отдана на поругание солдат; один из них по имени Дидим, желая спасти Феодору, обменялся с нею одеждами, и, когда это открылось, Феодора вернулась, чтобы принять смерть со своим спасителем; память празднуется 27 мая. Характерное место, показывающее принцип составления текста: не только афоризмы со ссылкой на авторитеты, но и развернутая притча, отталкивающаяся от символики словесного ряда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

См. так же: R.Devreesse.EssaisurThéodore de Mopsueste//StudietTesti 141. Vaticano, MDCCCCXXXXVIII, p. 73. См. такжемнениеГино: J.-N. Guinot.La cristallisationundifférend: Zorobabeldansexégèse de Théodore de Mopsuesteet de Théodoret de Cyr//Augustinianum. Vol. XXIV. Roma, 1984, p. 532. Евангелисты Матфей и Иоанн цитируют Зах.9, 9 — 10 как пророчество, напрямую свидетельствующее о торжественном входе Господа в Иерусалим: Все же сие было да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице (Мф.21, 4 — 5), или Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле (Ин. 12, 14 — 16). Подобным образом апостол Петр прибегает к свидетельству Иоил. 2, 28 — 32: Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть … (Деян. 2, 14 — 21). Выражения употребленные апостолами не оставляют сомнений в том, что по их мнению эти пророчества непосредственно относятся к конкретным событиям новозаветного времени. Theodor. Mops.In Ioel.PG 66, 232С.Такое предположение согласуется со взглядом Феодора на многие экзегетические свидетельства новозаветных авторов. Он считает, что Господь и апостолы часто использовали Ветхий Завет произвольно по своему усмотрению, и поэтому толкование, предложенное ими, является риторическим приспособлением. Вот что пишет Феодор о местах Ветхого Завета, отнесенных в Новом Завете к мессианским временам: « Даша в снедь мою желчь и о одежде моей меташа жребий» (Пс. 68, 22).Евангелист воспользовался этим свидетельством о Господе, да и Сам Господь поступил так, говоря о Себе: Жалость дому Твоего снестьМя (Ин. 2, 17)…, и блаженный Петр, говоря об Иуде: Да будет двор его пуст(Деян. 1,.20). И, конечно, различные обстоятельства сопоставлены не потому, будто в Псалме сказано и об этом, и о другом, и о третьем, но потому, что большая часть сказана об Иудеях, — сказано для обуздания их нечестия, — всегдашний обычай пользоваться свидетельствами, относя вместе и к позднейшим событиям» (Деяния Вселенских Соборов, Т. V., Какзань, 1908, с. 44. Сравни: Théodorede  Mopsueste. Le Commentairesur les Psaumes//StudietTesti 93: 455, 1 — 22). См. так же: Корсунский И. Теория Аккомодации//Чтения в обществе любителей Духовного просвещения, 1878, Ч. III, М., 371 — 376.

http://bogoslov.ru/article/2293803

Т. 1. С. 479, 338; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 10, 106–107; Свт. Григорий Нисский . О девстве, 7). Это выражение имеет библейское основание. См. повествование о просьбе израильтян к Едому пройти «царским путем»: позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих ( Чис. 20:17 ); см. то же и к царю Аморрейскому Сигону ( Чис. 21:21–22 ); ср.: Притч. 4:27 . – Ред. У преп. Феодора Студита оно чаще всего применяется по отношению к общежительному устроению монашеской жизни как «золотой середине» между крайностями мирской расслабленности и чрезвычайной строгости одиночного аскетизма. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 40; 34; 36; 66; II, 58. £. 410; 92. Σ. 655; Он же. Малое оглашение 47; 102; ср.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26; Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, 58 (см.: TSGC. Р. 153). – Ред. 27 Судя по указанию на несколько привелигированное положение, данное оглашение обращено к братии монастыря в Саккудионе, само местонахождение которого отличалось уединенностью и тишиной (см.: TSGC. Р. 154). – Ред. 29 Указанная монастырская должность во времена преп. Феодора Студита отличалась по смыслу от современной афонской. Если в последнем случае канонарх лишь читает (поет) начало текста, который затем поет псалт (певчий), то в первом случае канонарх имел весьма широкий круг обязанностей, и в целом на нем лежала организация богослужения и руководство чтецами, певчими и даже каллиграфами (переписчиками), задействованными для тиражирования богослужебных текстов (см.: Leroy, 62). – Ред. 30 Дориносимый ( δορυφορομενος)  – торжественно «носимый на копьях» (от δορς – «копье» и φορω – «носить»). См. «Херувимскую песнь» Божественной литургии св. Иоанна Златоуста . Традиционное толкование: коронация воинами императора. – Ред. 32 Во французском издании (см.: TSGC.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Так велел ему бес, чтобы, отлучивши его от Бога и святого места, от дому Пречистой и преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, сделать ему какое-нибудь зло своим кознодейством. Но Бог , не хотящий погибели ни одного человека из этого святого места, спас и Феодора молитвами святых своих. В это время возвратился из путешествия, посланный игуменом, Василий, который прежде уже спас пещерника от злого помышления. И пришёл он в пещеру повидаться с живущим в ней братом и сказал ему: «Феодор, брат мой! как теперь живёшь о Господе»? Удивился Феодор такому вопросу: брат говорил ему так, как будто не видался с ним долгое время. Он отвечал: «вчера и третьего дня ты постоянно был со мной и поучал меня; и вот я уже готов идти, куда ты велишь». Василий же сказал ему: «скажи мне, Феодор, что это за речи ты говоришь: вчера и третьего дня был со мной и поучал меня! Уж это не бесовское ли привидение? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою! То так говоришь, то эдак»! И которому слову верить»? И так с жестокими словами отогнал его от себя. Василий же перенес всё это и пошёл в монастырь. Тогда бес опять пришёл к Феодору во образе Василия и сказал пещернику: «погубил я, брат, свой ум, окаянный, объявляя тебе иное. Но я не помню оскорблений, какие принял от тебя. Только скорее, в эту же ночь, возьми найденное и выходи отсюда». И с этими словами бес отошёл от него. Когда же настал день, Василий, взявши с собой некоторых из старцев, опять пришёл к Феодору и сказал ему: «вот я привожу их в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я не видался с тобой, и в монастыре я только третий день; а ты говоришь, что вчера и третьего дня я был у тебя. Это будто какое-то бесовское действие. Когда тот придёт к тебе, не давай ему беседовать с собой, прежде чем он сотворит молитву, и тогда тебе ясно будет, что это бес. Тогда сотвори молитву запрещения и призови святых на помощь». И утвердив пещерника, Василий отошёл в келью свою. Бес же после этого не смел явиться к Феодору, и стал ясен ему обман дьявольский. С тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с ним. И укрепился он на врагов и узнал пронырство их. И Господь избавил его от мысленных зверей и не допустил его сделаться рабом их, как случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещере и затворе живущими о себе (а не о Господе). Великая твёрдость нужна здесь, чтобы не погибнуть от бесов. Этого Феодора они также хотели погубить, но Господь избавил его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал. И с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и Апостол сказал: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор.12:28), а не царей. И в других местах Священное Писание повелевает церковными делами управлять церковным учителям, а не царям. Царь спросил преподобного: — Итак, не изгоняешь ли ты меня из Церкви? Преподобный отвечал: — Не я, но предания Божественных Апостолов и святых отцов изгоняют. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Если ты желаешь вместе с нами, поклоняющимися иконе Христовой, оставаться внутри Христовой Церкви, то следуй патриарху и существующему при нем честному собору! При этих словах царь пришел в еще большую ярость и с бесчестием прогнал всех от себя. Вышедши от царя, изгнанные преподобные отцы вместе с патриархом обступили блаженного Феодора, восхваляя его устами и вместе душами за то, что он с большим благоразумием и мужеством сопротивлялся мучителю и сильно посрамил его, смело изобличив его нечестие. Когда они расходились по домам, от градоначальника вышло приказание, чтобы никто ни беседовал, ни совопросничал о вере, но чтобы все исполняли то, что повелел царь. Посланные с сим распоряжением дошли и до блаженного Феодора. Он же, услыхав этот указ, отвечал им: — Сами рассудите: справедливо ли слушать вас больше Бога? Лучше пусть отрезан будет язык мой, чем я буду молчать и не защищать истинную веру. И преподобный поучал всех непоколебимо содержать святую веру, одних призывая к себе, к другим сам приходя, к третьим посылая письма, и так подкреплял изнемогающих духом. Часто он приходил к патриарху, являясь для него добрым советником, и утешал его, так как видел его скорбящим и болезнующим душою. — Отче, не скорби! — говорил он ему, — веруй, что Господь не оставит нас; Он не попустит испытания выше нашей силы и не даст злу возобладать нами. Если враг и воздвиг гонение на Церковь, то в непродолжительном времени скорбь обратится на его же голову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Таким образом, текст (τητ) Псалма становится просто удивительно схожим с тем, что произошло на самом деле .В таком случае также неясно, как понимать слова апостола Ибо Давид говорит о Нем? В интерпретации Феодора они теряют свой прямой смысл и становятся в лучшем случае риторическим усилением речи. Явное несоответствие истории Израиля буквальному смыслу этого отрывка Феодорпо своему обыкновению устраняет, признав выражение пророка гиперболой . Ко Христу это место, как он обычно поясняет, относиться не может в силу контекста. Ветхозаветное пророчество в глазах Мопсуестийского епископатеряет свое провиденциальное значение по отношению к Новому Завету. Вследствие этого между ними возникает непреодолимый разрыв, так что огромная сокровищница пророческого откровения по отношению ко Христу и Его Церкви может быть в лучшем случае удачной иллюстрацией или примером. Слова пророков, взятые сами по себе, считает Феодор, можно беспрепятственно сопоставить с различными событиями истории, если они имеют определенное сходство . «(Апостол) же говорит это не потому, что было предсказано о его времени, но потому что с темами, о которых идет речь, может быть согласно многое» . Поэтому упоминание в новозаветных писаниях ветхозаветных пророчеств — это один из возможных случаев частного применения удобных цитат и образов. Так, в изъяснении Пс. 21, 1: Боже, Боже Мой вонми Мне , он также отмечает: «Когда Он претерпел истязание, бичевание, побои, пригвождение и крест, тогда, соответственно, и воспользовался этим возгласом, что подходит многим благочестивым, когда они что-нибудь подобным образом претерпевают» . Таким образом можно объяснить практически любое применение пророчества в Новом Завете. Экзегет объясняет свою позицию тем, что Господь и апостолы, как он считает, пользовались так текстом Писания по иудейской традиции, согласно которой в речи можно было цитировать Писание применительно к целям оратора, невзирая на его определенное буквально-историческое значение . Так, например, в толковании Пс. 39, 6 —8 : Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о мне, исполнить волю Твою Боже, он пишет:

http://bogoslov.ru/article/2452157

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010