«Блаженный сказал лукавому духу: – Перестань, диавол, смущать рабов Божиих! Какая тебе польза от того, что эта душа пойдет в погибель? Бес отвечал: – Нам от этого нет пользы, но у нас есть приказ от царя нашего и князей, властвующих над нами, – бороться с людьми. Если же князья узнают, что мы не боремся с людьми, то жестоко бьют нас» 1 . Но вернемся к первому мытарству. Здесь выставляются перед нами такие наши грехи, как: 1. Празднословие; 2. Кощунственные слова; 3. Праздный смех; 4. Бесстыдные песни; 5. Праздные беседы. Обращает на себя внимание то, что Феодора сознается: она «нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом». Здесь мы находим ответ, почему христианин может застрять на каком-либо из мытарств: так как он не прибегал к спасительным Таинствам Церкви и сам в момент смерти поставил себя в некоторое затруднительное положение. Далее мы увидим, что Таинства Церкви изглаживают весь бесовский компромат, накопленный на нас бесами. Феодора высказывает недоумение: «Я удивлялась, – рассказывает она, – как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом». Мытарство 1-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент Сказано: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 36–37 ). Мытарства – это предварительное расследование перед частным судом по окончании которого, на 40-й день после смерти, и выносится предварительный приговор. Окончательный приговор будет вынесен только тогда, когда душа вернется в тело – на Страшном суде . Когда человек попадает на первое мытарство, у него, наверное, бывает ощущение того, что он попал на какую-то дикую дискотеку, потому что там все звучит, кричит и вопит: лезут в голову дурные мысли, слова, мат, бесстыдные песни навязчиво звучат в голове. Все это сразу оживает, как-то материализуется. В 33-м псалме сказано: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» ( Пс. 33, 14 ). Особенно страшно и тяжело будет кощунникам, для них наказания начинаются еще и в этой жизни.

http://pravoslavie.ru/95810.html

В продолжении всей многотрудной и благотворной жизни Св. Феодора, всегда оказывал ему Св. Георгий покровительство и скорую помощь. Пред кончиной же Св. Феодора (последовавшей в глубокой старости), два раза являлся ему во сне Св. Великомученик Георгий. В первое явление подал ему дорожный посох и звал с собою в далекий путь. Потом явился сидящим на коне и, ведя другого коня, сказал: «сядь, Феодор, на этого коня и следуй за мною». По этим снам Св. Феодор понял свою близкую кончину († 22 апреля 613 г.). Чудо 8 Не следует умолчать и о том великом чуде убиения змея, которое совершил Св. Великомученик Георгий близ родины своей в Палестине, в стране Сирофиникийской, при городе Верите, лежащем над великим Сирийским морем, недалеко от города Лидды, где было погребено тело Св. Великомученика. Уже в древнее время это чудо изображалось на иконах, особенно воспоминается оно достоверными описателями Палестинской земли и тамошним путешественникам показывается место совершения чуда. Это было так: при том городе Верите, недалеко от Ливанской горы, было очень большое озеро, в котором жил огромный страшный змей; этот змей, выходя из воды, нападал на людей, схватывал их, увлекал в озеро и там съедал. Народ много раз вооружался против него, но чудовище прогоняло и поражало его; когда змей приближался к стенам города, то заражал воздух своим ядовитым дыханием, так что многие заболевали и умирали. В городе слышался постоянный плач, все были в отчаянии и не знали, что делать. Царь и народ были идолопоклонниками. Однажды народ собрался и пошел к царю, говоря: «что нам делать, ведь мы погибаем от этого змея». Он отвечал им: «я спрошу богов и что они мне откроют, то я вам объявлю». Царь спросил идолов и жившие в них бесы, губители человеческих душ, дали ему такой совет, что если жители не желают погибнуть все до одного, то давали бы по очереди и по жребию на съедение змею сына или дочь. Объявляя это, царь прибавил: «когда очередь дойдет до меня, то хотя у меня единственная дочь, но и ее отдам змею».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тот день отец Иоаким причастился и сказал диакону Анастасию: - Такую радость я почувствовал впервые в жизни! Затем он пошел в свою келлию и с радостью стал ждать своего смертного часа, непрестанно повторяя на румынском языке: " Матушка моя Пресвятая Богородица, Матушка моя Пресвятая Богородица... " И как Пресвятой Богородице не быть его Матушкой, когда он, будучи еще мальчиком, в шестнадцать лет оставил свою мать по плоти и отца и пришел в Ее удел, чтобы стать монахом. С самой юности и до девяноста лет он ради любви Христовой жил на чужбине, на Святой Горе, стремясь обогатиться тем, что принадлежит вечности. В шестнадцать лет он выписался из мира и записался в Книгу Жизни. И вот, когда он непрестанно повторял: " Матушка моя Пресвятая Богородица, Матушка моя Пресвятая Богородица... " , - в пятом часу по византийскому времени его глаза сомкнулись, как у маленького ребенка, и он мирно заснул в объятиях своей Матери. В тот же самый час преподобнической смертью упокоился и отец Мефодий в возрасте приблизительно семидесяти лет. Две освященные души отошли вместе, так как имели друг к другу великую любовь. Они молились о том, чтобы не разлучаться ни в сей жизни, ни в будущей. И Благий Господь подал им просимое, чтобы и мы получили духовную пользу. Аминь.             Послушник, который не был послушен своему старцу, но спасся, потому что уповал на Бога Отец Мефодий из келлии святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата, что в Карее, рассказывал, что его старец очень пекся о духовном преуспеянии своих послушников, потому что его собственная совесть укоряла его за то, что он в свое время не проявлял достаточного послушания по отношению к своему старцу. Он так и умер с печалью на сердце. Через несколько лет отец Мефодий узрел своего старца в видении и спрашивает: - Как ты, старче, где находишься? Тот в ответ: - Мне хорошо, я спасся, - но как? С большим трудом, потому что не оказывал послушания своему старцу. Когда я умер, Ангел спросил меня со строгостью: " Есть ли у тебя какое-либо доброе дело? Что ты сделал? " И я ответил: " У меня нет ни одного доброго дела, одни только грехи из-за непослушания своему старцу. Единственное, что у меня есть, - это упование на Бога. Я готов принять все, что сотворит со мною милость Божия " . Тогда Ангел отошел спросить насчет меня и вскоре вернулся и говорит: " Так как ты смиренно признал свое плачевное состояние и возложил все свое упование на Бога, Христос повелел мне пропустить тебя вместе со спасенными " .

http://isihazm.ru/1/?id=789

Ваше слово, Ваш взор, Ваше желание, Ваша мысль – для него правило. – Среди множества ваших занятий не отрекитесь осчастливливать его Вашим бесценным для него вниманием. Все то признаю я для него и полезным, и нужным, и священным, что Вы ему назначите, что Вы от него потребуете. Вот чем ограничиваю мою всепокорнейшую до Вас просьбу. Не более бы осмелился я и желать от Вас и беспокоить Вас при личном моем с Вами свидании». 92 Характеристичное для отношений В. С-ча к сыну, письмо это важно как документ, устанавливавший будущие отношения студента Горского к знаменитому профессору. Феодор Александрович, к чести его заметить, в продолжении всего академического курса был настолько добр к А. В-чу, что постоянно помогал ему в работах и советом и наставлением, а иногда – и самым делом, 93 принял его у себя в доме и доставил потом еще другие знакомства. 94 Родители А. В-ча видели это расположение Феодора Александровича к их сыну. Василий Сергеевич не раз в письмах глубоко благодарил его за такое внимание, а Ольга Косминична присылала его супруге, в благодарность за её ласки, даже гостинцы, прося каждый раз принять их «для любезнейшей малюточки её». 95 При благотворном влиянии и содействии Феодора Александровича А. В-ч шел в числе первых студентов в Академии. (Продолжение следует). С. Попов [=Смирнов А.П.] Сроки скорби и памяти об умершем: [Памяти Императора Александра III]//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 73–84 (2-я пагин.). —73— Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастью, начни плачь… Горький да будет плачь и рыдание теплое, и продолжи сетование о нём, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, – и тогда утешься от печали… С упокоением умершего успокой и память о нём, и утешься о нём по исходе души его ( Сир. 38:16–23 ). Ветхозаветный мудрец, давший такой практический совет относительно сроков выражения печали и памяти об умершем, приводит даже и основания для такого совета. Не предавай, говорит он, сердца своего печали; отдаляй её от себя… и ему (умершему) ты не принесешь пользы, а себе повредишь (20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воздушные мытарства. Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа» Цикл «Путь всей земли». Беседа 20-я Протоиерей Олег Стеняев «После этого мы достигли мытарства содомского , где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: “Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки”». Мытарство 18-е, содомских грехов И не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве (2 Кор. 12, 21). – Непотребство и есть противоестественная похоть и противоестественный грех (кровосмешение, скотоложство и мужеложство) . Почему люди впадают в подобные соблазны и грехи, которые противоречат самой человеческой природе? Апостол Павел пишет: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим.

http://pravoslavie.ru/108270.html

Другие фрагменты [толкования] на книгу Бытия Из катены Никифора монаха. Лейпциг, 1772 (in folio) . Стих 14. Феодора. Сказал: «Да будут светила на небе», не закрепляя [их], но как бы для того, чтобы они по нему совершали свой путь. Равно как и об Адаме сказано: «Поместил его в раю» (Быт. 2:8, — прим. пер. ). Поместил не прикованным крепко к земле, но ходящим по ней. Таким же образом Он повелел и светилам быть на тверди небесной. Верно присоединил и слова: «Чтобы светить на землю», чтобы они как бы служили земле. Потому они и расположены на небе. Глава 2 Стих 2. «И совершил Бог в шестой день дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый и т. д. Этими словами говорится, что Бог совершил всё в шестой день и более не добавлял ничего нового, потому что счел, что больше [сотворенное] ни в чем не нуждается. На седьмой же день Он перестал делать. Этот день, не заполненный никаким делом и свободный от всякого творения, Он добавил для того, чтобы показать полное совершенство всего [сотворённого]. Ибо в первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой день возникало то новое, чего недоставало творению, а в седьмой день Бог воздержался от всякого дела, чтобы тем, что Он почил, показать завершение творения. И потому Он в семи днях описал весь круг дней [недели], хотя мог бы его ограничить и шестью, в которые привел к совершенству творение. [Он сделал это], чтобы шесть были указанием на все то, что сотворено, а седьмой — что все завершено и не имеет ни в чем недостатка. Очевидно, что после шести дней уже не создано ничего нового, хотя и ежедневно рождаются растения, семена и животные. Ведь они всякий день растут не как новые [творения], а по образу уже созданных в начале, и по тому же самому закону — возвещённому Богом благословению. Стих 7. Животные получили жизнь, когда их одушевило вдыхание духа, разлитого в воздухе; а человек получил жизнь от самой бессмертной и превосходящей [все иное Жизни]. «И вдунул Бог в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Одним [Он] повелевает служить и подчиняться, другому — господствовать и царствовать.

http://bogoslov.ru/article/6023939

Другий, глас 5. Господина Феодора Студита. Подобен: Преподобне отче: Господина Феодора Студита, глас 5 Приидите усердно,/твердое оружие поста имуще яко щит,/всякую кознь прелести вражия отвратим вернии./Не опалимся сладостьми страстей,/ни огня искушений убоимся,/имиже Христос Человеколюбец/почестьми терпения венчает нас./Темже со дерзновением молящеся,/припадаем зовуще,/просяще мира, и душам нашим велия милости. Придите усердно,/крепкое оружие поста имея как щит,/всякий коварный обман врага отразим, верные./Не обольстимся услаждениями страстей,/и огня искушений не убоимся,/чрез это Христос Человеколюбец/наградами за терпение увенчает нас./Потому со дерзновением молясь,/мы припадаем и восклицаем, прося мира,/и душам нашим великой милости. И в Минеи, 3. Слава, и ныне,  Богородичен. Свете тихий: И из Минеи три. Слава, и ныне, Богородичен. Свет отрадный: Таже прокимен, псалом 3, глас 6: Прокимен, глас 6 Господне есть спасение,/и на людех Твоих благословение Твое.  Стих: Господи, что ся умножиша стужающии ми? От Господа спасение/и к народу Твоему – благословение Твоё.  Стих: Господи, почему умножились теснящие меня?    Пс 3:9, 2 Бытия чтение. [Глава 1, ст. 1 – 13.] 1. Бытия чтение В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тьмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: “Да будет свет”. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь, небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

И все опустошил огнем и мечом, в год от сотворения мира 6748, воплощения же Бога Слова – 1240. Тогда преславный и превеликий великого княжения российского престольный город был разорен рукою христоне-навистных язычников вконец: и пали сильные от меча агарянских людей 72 , одни были перебиты, другие в плен отведены. Прекрасные Божий церкви осквернены и сожжены. Исполнились слова Давида: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведных Твоих зверям земным; пролили кровь их, словно воду, и не было того, кто похоронил бы их» 73 . О том, что это сбывается в земле Российской, князь Михаил в странствованиях своих слышал, рыдая неутешно о единоверных своих братьях и об опустении земли своей. Также стало ему известно, что оставшимся в городах людям, а их немного уцелело от меча и плена, повелел нечестивый царь безбоязненно жить, обложив их данью. И многие российские князья, бежавшие в далекие страны и в чужие земли, услышав об этом, возвращались в Россию и, поклонившись царю нечестивому, принимали свои княжения и дани ему давали, проживая в разоренных своих городах. Услышал же благочестивый князь Михаил, что многие из князей российских, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, весьма сожалел и возревновал о Господе Боге Своем. И замыслил идти к царю неправедному и лукавнейшему более прежде бывших и дерзновенно перед ним исповедать Христа и кровь свою за Господа пролить. Замыслив это и духом возгоревшись, призвал верного своего советника, боярина Феодора, и рассказал ему о замысле. Он же, будучи благоразумным и верным, похвалил намерение господина своего и обещал ему не отступать от него до кончины, но вместе с ним положить душу свою за Христа. И посовещавшись, утвердились в намерении идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. Восстав же, пошли к отцу своему духовному Иоанну, желая ему рассказать о решении своем. И придя к нему, сказал князь: «Хочу, отче, идти к царю, как и все князья российские» Духовник же, услышав это тяжкое слово и глубоко вздохнув, сказал: «Многие туда пошли и души свои погубили, сотворив волю цареву и поклонившись огню и солнцу и прочим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. О правильной вере Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы слышали апостольское чтение из Послания святого апостола Павла к евреям. Какое отношение это чтение имеет к событию, которое мы празднуем сегодня? Что это за событие? Мы вспоминаем тот день, когда в 843 году от Рождества Христова святая царица Феодора после смерти своего супруга, императора-иконоборца Феофила, восстановила иконопочитание. До этого в Византийской империи почти целое столетие с большей или меньшей силой свирепствовала иконоборческая ересь. Православные, в особенности монашествующие, были гонимы, подобно древним святым, о которых говорит апостол Павел, терпели страшные преследования, покидали пределы Византийской империи или переселялись на ее окраины, где царская власть не имела такого влияния. Многие были убиты или подверглись пыткам, как, например, братья Феодор и Феофан, прозванные Начертанными, потому что на их лицах по приказанию императора Феофила были варварски вырезаны стихи, хулящие их. Многое вынесла в то время Православная Церковь в лице своих исповедников и мучеников. Император Феофил, по утверждению Феодоры, в самые последние минуты жизни раскаялся в своем заблуждении и, приложившись к святым иконам, отошел в иной мир. Она, желая восстановить иконопочитание и беспокоясь об участи своего супруга-еретика, просила, чтобы святые отцы молились о его прощении. (Надо сказать, что царица Ирина, по инициативе которой был созван Седьмой Вселенский Собор, осудивший иконоборцев, предала анафеме своего умершего мужа как еретика.) Царица же Феодора, то ли из любви и привязанности к мужу, то ли в надежде на его спасение (ведь он перед смертью изменил свое отношение к почитанию святых икон), с дерзновением предприняла следующее.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010