Последовавшая 3 июня 1963 г. кончина папы Иоанна XXIII вызвала дискуссии о возможности продолжения В. С. Однако новый папа Павел VI (кард. Джованни Баттиста Монтини) сразу же после избрания 21 июня в своем обращении urbi et orbi официально объявил о намерении продолжить работу В. С., перенеся открытие 2-й сессии с 8 на 29 сент. В перерыве между сессиями традиционалистами была создана епископская коалиция. Формальным поводом для ее организации послужило исключение при сокращении документов осуждения коммунизма. По инициативе браз. архиеп. Диамантинского Ж. де Пруэнша Сигауда и еп. Кампусского Антонио де Кастро Майера в кон. июля 1963 г. была составлена и разослана участникам Собора петиция, содержавшая призыв поддержать инициативу по внесению на обсуждение 2 новых проектов, осуждающих социализм, коммунизм и марксистский атеизм. К началу работы 2-й сессии была организована группа соборных «интегристов» «Coetus Internationalis Patrum» (Международное об-во отцов) во главе с архиеп. М. Лефевром, объединившая ок. 250 участников Собора. Однако не все «интегристы» присоединились к работе «Coetus»: кардиналы А. Оттавиани, Джузеппе Сири, Эрнесто Руффини, А. Ларраона, Майкл Браун и др. объявили о своей поддержке этого объединения, но из-за «послушания папе» в него не вошли. В кон. авг. 1963 г. на сессии координационной комиссии прошло рассмотрение оставшихся проектов, число к-рых было сокращено с 17 до 15. Папа Павел VI назначил в Совет президиума В. С. 3 новых кардиналов (примаса Польши Стефана Вышинского , архиеп. Генуи Дж. Сири и архиеп. Чикагского А. Г. Майера). 8 сент. папа учредил соборный комитет по прессе во главе с архиеп. М. Дж. О " Коннором. 12 сент. папа в письме к кард. Э. Тиссерану официально объявил об изменениях в Уставе Собора: допущении на заседания в качестве аудиторов (слушателей без права голоса) мирян (представителей «признанных церковным правом» международных католич. орг-ций); увеличении численности Совета президиума до 12 чел., изменении его функций. Руководство заседаниями поручалось модераторам (кардиналам Г. П. Агаджаняну, архиеп. Болонскому Джакомо Леркаро , архиеп. Мюнхенскому Юлиусу Дёпфнеру, архиеп. Мехеленскому и Брюссельскому Л. Ж. Сюненсу). 14 сент. папа Павел VI подписал воззвание к епископату «Eum proximis» и письмо «Chorum temporum». Первое напоминало о необходимости духовного совершенствования участников Собора и призывало к особым молитвам за Собор всех католиков. «Chorum temporum» официально приглашало членов Собора на открытие 2-й сессии и указывало на стоящие перед ней цели - развитие апостольства мирян и работа по достижению единства между христианами. В обращении к курии от 21 сент. понтифик благодарил ее сотрудников за постоянные труды и помощь, но объявил о своем намерении реформировать курию, подготовив к обсуждению на грядущей сессии В. С. вопросы об изменениях в области церковного управления, коллегиальности епископата и роли епископов в управлении еп-ствами. 2-я сессия: 29 сент. - 4 дек. 1963 г.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

Именно таким «епископом епископов», с точки зрения православных, сделался Римский папа, официально именующий себя «верховным понтификом Вселенской Церкви», и это одна из причин, по которой православные не приемлют идею папского примата в той форме, в какой он существует в католичестве, и папской непогрешимости. С православной точки зрения, нет ни одного качества, которое может быть усвоено одному епископу и которым не обладал бы другой епископ. Если непогрешимостью обладает папа Римский, когда говорит со своей кафедры, значит, такой же непогрешимостью должен обладать патриарх Константинопольский, патриарх Московский, а также любой епархиальный архиерей любой Поместной Церкви, когда они говорят со своих кафедр. Если папа Римский является «викарием Христа», то и любой другой епископ должен именоваться викарием Христа. Здесь уместно еще раз напомнить слова Киприана Карфагенского о том, что «епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует». В сакраментальном и богословском плане каждый епископ обладает епископской властью во всей полноте и целостности, будучи во всем равен любому другому епископу. И каждая кафедра, будь то Римская, Константинопольская, Московская, Самарская или Владивостокская, равна любой другой кафедре. Первенство среди епископов может быть только первенством чести, но не первенством юрисдикции и тем более не приматом богословской непогрешимости. Усвоение одному епископу каких-либо особых сакраментальных или богословских привилегий является, с православной точки зрения, грубым нарушением и радикальным искажением принципа соборности Церкви. Соборность в Церкви существует не только на уровне епископов, но и на уровне низшего клира и мирян. Славянофилы увязывали концепцию соборности с представлением о народе Божием как носителе церковной истины, причем под «народом Божиим» понимались именно миряне. Идеи славянофилов вдохновили русских иерархов и богословов начала XX века на привлечение мирян к подготовке Поместного Собора и участию в его работе. В Поместном Соборе 1917–1918 годов миряне участвовали в качестве полноправных делегатов и играли весьма существенную роль. Однако это было очевидным нововведением, поскольку все Соборы древней Церкви – как Вселенские, так и Поместные – были Соборами епископов, и миряне в них не участвовали. Исключение составляли император как (верховный первосвященник) и чиновники, назначенные для поддержания порядка, а также, возможно, секретари и писари, присутствовавшие на Соборах без права голоса. Апостольство Церкви. Иерархия и священство

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

философских школ (Consilia et vota episcoporum ac praelatorum: Polonia. E. P. D. Caroli Wojtyla episcopi tit. Ombitani, auxiliaris Cracoviensis//Acta et documenta Concilio Oecumenico Vaticano II apparando. Ser. 1. Vat., 1960. Vol. 2. Pars 2. P. 741-748). Выступал на Соборе во время обсуждения документов о литургической реформе (конституция «Sacrosanctum Concilium» ), об апостольстве мирян (декрет «Apostolicam actuositatem» ), об экклезиологии (догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» ). Внес значительный вклад в составление декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и входил в состав рабочей группы по подготовке пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» , основанных на позициях христ. гуманизма и персонализма. Развитию этих идей еп. К. Войтыла посвятил один из своих главных философских трудов - соч. «Личность и поступок» (Osoba y czyn), работу над к-рым он начал во время 4-й сессии. Восхищение «духом Собора» нашло отражение в цикле стихотворений «Церковь» (Koció//Znak. 1963. N 11. S. 1376-1382), написанных во время соборных заседаний. 13 янв. 1964 г. папа Римский Павел VI назначил К. Войтылу архиепископом Кракова. В 1966 г. был одним из организаторов торжеств по случаю 1000-летия Крещения Польши. 29 дек. того же года избран президентом епископской комиссии по апостольству мирян. 26 июня 1967 г. папой Павлом VI возведен в достоинство кардинала-пресвитера и 29 июня получил в качестве кардинальского титула рим. диаконию св. Цезария (S. Cesareo in Palatio). Одной из задач кард. К. Войтылы стало обновление церковной жизни Краковского архиеп-ства, для чего в 1970 г. им были подготовлены комментарии к документам II Ватиканского Собора, изданные в виде кн. «Основы обновления» (U podstaw odnowy). 8 мая 1972 г. он созвал синод Краковского архиеп-ства (сессии продолжались до 8 июня 1979), в ходе к-рого были выработаны решения по практической реализации соборных реформ. В 1963 г. установил ежегодное проведение экуменических богослужений с участием правосл.

http://pravenc.ru/text/471418.html

328 Лица, стоящие во главе объединений мирян – в том числе и тех, что учреждены в силу апостольской привилегии – должны заботиться о том, чтобы там, где это полезно, их объединения сотрудничали с другими объединениями верующих и чтобы они оказывали добровольную помощь в осуществлении различных христианских дел, особенно тех, что совершаются на той же территории. 329 Руководители объединений мирян должны заботиться о том, чтобы члены объединения надлежащим образом готовились к осуществлению присущего мирянам апостольства. Pars II: De Ecclesiae constitutione hierarchica – Часть II: О б иерархическом строении Церкви Sectio I: De suprema Ecclesiae auctoritate – Раздел I: О верховной власти в Церкви Caput I: De Romano Pontifice deque collegio Episcoporum – Гл. I: О Римском Первосвященнике и о Коллегии Епископов 330 Как святой Пётр и прочие Апостолы по установлению Господню составляют одну Коллегию, так же связаны между собой Римский Первосвященник, преемник Петра, и Епископы, преемники Апостолов. Art. 1: De Romano Pontifice – Статья 1 : О Римском Первосвященнике 331 Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии Епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле; поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять. 332 § 1. Полную и верховную власть в Церкви Римский Первосвященник обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Первосвященника, уже находящееся в сане Епископа, обретает эту власть с момента принятия [им своего избрания]. Если у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно посвящён в Епископы. § 2. Если случится так, что Римский Первосвященник отречётся от своего служения, то для действительности [отречения] требуется, чтобы оно было добровольным и провозглашено надлежащим образом, причём [не требуется], чтобы его кто-нибудь принимал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Вот схема православного понимания социально-культурной миссии церкви и ее метода: не клерикально-государственное навязывание извне христианской идеологии и дисциплины, а внутреннее, органическое, духовно-свободное, постепенное, эволюционное преобразование общенациональной жизни и творчества. Но эта грандиозная перспектива останется нереальной мечтой, если не придать нашей церкви достаточно мощного аппарата в виде мобилизованной армии мирян. Православные миряне должны осознать себя миссионерами православия в океане окружающего нас нео-язычества, вдохновиться всемирно-исторической значительностью и ответственностью своего мирянского апостольства. Это и будет реализацией православной «соборности», которой мы хвалимся, но на деле этих похвал еще не заслужили. При подсчете сил в борьбе за Св. Русь мы в теории на почве православия и догматически и канонически имеем широкие и многообещающие перспективы, а на практике должны иметь мужество сознаться, что к правильной мобилизации мирянской армии всех родов оружия мы еще далеко не готовы. Мы еще не осознали ни нужды в этом, ни нашего долга. А дальше предстоят еще немалые внутренние и внешние трудности. Силы верующих мирян еще почти целиком поглощает грандиозная и беспощадная машина секулярной, внерелигиозной жизни, вне которой не добудешь хлеба насущного. И люди поневоле живут в раздвоении, в двойной бухгалтерии, работают двум господам. И даже религиозно думают, что так и следует жить в двух мирах раздельно, т. е. мыслят еретически, несториански, без надежды и попыток соединить два естества в какой-то единой ипостаси. И чем безнадежнее разъединяют церковь и остальную жизнь, тем считают себя православнее, ибо не засоряют, не оскверняют «дворы Господни» никакой нечистотой суеты земной. Таково наше обычное, господствующее, практическое несторианство, в упрощенном богословском осознании мгновенно и парадоксально оборачивающееся прямым монофизитством, ибо религиозная жизнь исчерпывается одной только духовной стороной, в отрыве от плоти реальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Папа Франциск посетил Южную Корею Основные вехи апостольского визита 19.08.2014 15:20 Версия для печати 14 августа: - Прилет и встреча в аэропорту. - Прием в Президентском дворце. - Встреча с корейскими епископами. 15 августа:  - Месса на стадионе в Тэджоне (центр епархии, где проходила встреча молодых католиков Азии). - Встреча с участниками Дня католической молодежи Азии в святилище Солмвэ. - Встреча с иезуитами в университете Сокан в Сеуле. 16 августа:  Торжественная Месса на площади Кванхвамун в Сеуле (с участием 800 тысяч человек), в ходе которой были причислены к лику святых 124 корейских мученика. - Визит в Центр социальной опеки Ккоттоннэ; посещение детей-инвалидов; молитва у мемориала нерожденным детям. - Встреча с корейскими монашествующими в Центре Ккоттоннэ. - Встреча с представителями мирян (членами Католического Совета апостольства мирян). 17 августа:  Крещение катехумена Ли Хон Чина в здании Апостольской нунциатуры в Сеуле. - Встреча с католическими епископами Азии в святилище Неизвестных Мучеников в Хэми.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вера во Христа приносит плоды в восхвалениях и благодарностях за благодеяния, принятые свыше; к этому присоединяется живое чувство справедливости и искренняя любовь к ближнему. Притом эта действенная вера породила немало учреждений, целью которых является облегчение духовных и телесных бедствий, воспитание молодежи, создание более справедливых условий общественной жизни, прочное установление всеобщего мира. (4296) Даже если многие из христиан не всегда понимают Евангелие в нравственных вопросах так же, как католики, и принимают иные решения в самых затруднительных вопросах, встающих перед современным обществом, все же они, как и мы, хотят придерживаться Слова Христова как источника христианской добродетели и повиноваться апостольской заповеди: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол 3, 17 ). Это может послужить исходным пунктом для экуменического диалога о том, как следует применять Евангелие в нравственных вопросах. 4-я сессия (14 сентября – 7 декабря 1965 г.) 315 Декрет «Apostolicam Actuositatem» (18 ноября 1965 г.) Общее вдохновение связывает этот текст с Lumen gentium 316 и Gaudium et spes 317 . Но тот факт, что особый декрет был посвящен выделению необходимости и реальности апостольства мирян, представляет собой характерное нововведение, даже если предмет этого документа в конце концов оказался не столь широк, как это предусматривалось в начальных проектах, разработанных в 1962 г. Вначале декрет говорит о призвании мирян (гл. 1 ), затем о целях (гл. 2), различных областях (гл. 3) и разнообразных видах их апостолата (гл. 4), а также об условиях его контролирования (гл. 5) и необходимой подготовке для его осуществления (гл. 6). Здесь будут представлены три главы более явного богословского характера. Что такое апостолат? «Всякая деятельность мистического Тела», направленная на распространение Царства Христова и участие – это слово перекликается с энцикликой Pacem in terris Uoahha XXIII – всех людей в Искуплении и Спасении. Положение члена в Теле Христовом предполагает разнообразие служений, подчиненных единственной цели. Условия, в которых живут миряне, объясняют особый присущий им характер апостолату. Участвуя в тройном служении Христа – священническом, царском и пророческом, – они должны евангелизировать, освящать свидетельством своей жизни, возвещая Христа и углубляя христианские устои, нужные для того, чтобы прояснить сложнейшие проблемы нашего времени [ХВ 510/39].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

По роду своей деятельности К. посещал страны Вост. Европы, оказывал помощь проживавшим в них католикам. Так, в апр. 1963 г. по поручению папы Римского Иоанна XXIII К. встретился в Будапеште с примасом Венгрии кард. Йожефом Миндсенти, скрывавшимся с 1956 г. на территории амер. посольства, затем неоднократно посещал его до осени 1971 г., когда коммунистическое правительство позволило кардиналу-примасу покинуть Венгрию. К. принял кард. Й. Миндсенти в Вене, обеспечив ему проживание до смерти (1975) за счет Венского архиепископства. В 1967 г. после переговоров К. с румын. властями из-под домашнего ареста был освобожден Арон Мартон, католический еп. Алба-Юлии. В 1972 г. К. посетил Польшу, в Ченстохове встречался с кард. Стефаном Вышиньским , архиеп. Краковским К. Войтылой и др. польскими епископами. Деятельность К. во многом влияла на т. н. вост. политику Ватикана. Поездки К. по странам Вост. Европы, Африки и Азии сопровождались экуменическими, межрелиг. и общественно-политическими встречами. Помимо диалога с неверующими К. уделял внимание отношениям религии и науки. В июле 1968 г. на конференции нобелевских лауреатов в Линдау на Боденском оз. К. выступил с докладом реферативного характера на тему «Преодоление «травмы Галилея» в отношениях между Церковью и светской наукой». В Венском архиеп-стве К. осуществлял реформы в духе соборного обновления, в 1969-1971 гг. провел провинциальный синод Венского архиеп-ства. Являясь председателем Конференции епископов Австрии, К. участвовал в обновлении католической Церкви в Австрии, программу которого он изложил на общеавстрийском синоде (1973-1974). К. призывал католиков шире участвовать в церковной жизни, развивать апостольство мирян , осознавать общую ответственность клира и мирян за жизнь и деятельность Церкви. Часто посещал приходы Венского архиеп-ства, проводил встречи в школах и на заводах, обращая особое внимание на катехизацию молодежи, в т. ч. и рабочих, а также на социально-благотворительную деятельность Церкви. Стремясь сохранить влияние католической Церкви в жизни австрийского общества, часто высказывался в СМИ по общественно-политическим вопросам, готовил новогодние обращения по радио и телевидению, пользовавшиеся популярностью.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

военные предприятия. В сент. 1942 г. К. освободили, несмотря на его протест и требование отпустить и др. арестованных с ним членов союза. Сотни членов союза Христианской рабочей молодежи стали жертвами войны; в февр. 1945 г. в Дахау погибли Тонне и Гарсе. По окончании войны К. активно продолжил работу по международному распространению деятельности союза Христианской рабочей молодежи. К 1950 г. отделения союза действовали более чем в 60 странах мира. 30 апр. 1950 г. папа Римский Пий XII возвел К. в достоинство тайного папского камергера, а 9 июля 1956 г.- в достоинство прелата папского двора. К. участвовал в разработке концепции и в составлении тезисов к энциклике «Mater et magistra» папы Римского Иоанна XXIII , посвященной проблеме труда в совр. мире. 25 сент. 1962 г. папа Иоанн XXIII возвел К. в достоинство апостольского протонотария. По распоряжению папы с окт. 1962 г. в качестве теолога-консультанта включен в состав комиссии Ватиканского II Собора по апостольству мирян, внес вклад в подготовку текста декрета об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» . Ввиду готовившегося возведения в достоинство кардинала в янв. 1965 г. К. сложил с себя полномочия генерального капеллана союза Христианской рабочей молодежи, 15 февр. папой Римским Павлом VI он был наречен титулярным архиепископом Тузурским. Епископское рукоположение К., состоявшееся 21 февр. того же года в капелле папского Урбанианского ун-та, возглавил Мехеленский и Брюссельский архиеп. кард. Лео Жозеф Сюненс . 22 февр. папа Павел VI возвел К. в достоинство кардинала-диакона, 25 февр. он получил рим. диаконию арх. Михаила. Участвовал в 4-й сессии II Ватиканского Собора. В июне 1967 г. помещен в клинику, где его посетил бельг. кор. Бодуэн I. Погребен в ц. Нотр-Дам-де-Лакен. Соч.: Les Jeunes travailleurs en face du mariage. P., 1945; The Church and the Young Worker: Speeches and Writings. N. Y., 1948; El joven trabajador y la joven trabajadora ante la vida. Bruselas, 1956; Mitten im Leben. Paderborn, 1957; Laïcs en premières lignes.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

священник Иоанн Юркович (католик) III. Монашествующие Вселенская Церковь признаёт в своём составе многочисленные объединения (assoptiatio), общества (societas) или союзы (unio) верующих – как клириков, так и мирян – которые стремятся к христианскому совершенству путём соблюдения равно заповедей и евангельских советов (consilium evangelicum) целомудрия (castitas), нищеты (paupertas) и послушания (oboedientia). Речь идёт о тех, кого обычно называют «монашествующими» (religiosi), хотя сам этот термин обычно прилагается лишь к членам определённой части таких объединений, т. е. монашеских орденов (institutum religiosum). История Церкви изобилует примерами этого особого духовного пути: от отшельников (eremita) первых веков христианства до различных монашеских орденов, конгрегаций и обществ, сложившихся впоследствии. Со временем формы монашеского делания претерпели разнообразные изменения, развившись от пустынножительских (kenobitics) форм в прямом смысле слова к более открытым общинам (communitas), посвящённым уже не только молитве, но и другим видам деятельности: проповеди , миссионерству, воспитанию и т. п. Сравнительно недавно возникли новые формы апостольства в миру, которые предполагают обеты, но не связаны с принадлежностью к общине в прямом смысле слова. Об этих формах объединений верующих (совершенно особых и исполненных более высокого аскетического содержания, чем разнообразные объединения мирян), всегда опекаемых Церковью, говорится в Декрете II-ro Ватиканского Собора Perfectae caritatis [«Совершенной любви»] об обновлении монашеской жизни. Во исполнение соборных постановлений Кодекс посвящает этому предмету более ста пятидесяти канонов (канн. 573–730), образующих в своей совокупности третью часть II-й книги, посвящённой народу Божию. Весьма важно в этом плане (хотя здесь и не идёт речи о подлинно «нормативном» документе) Апостольское обращение (Adhortatio Apostolica) Папы Иоанна Павла Redemptionis donum [«Дар искупления»] от 25 марта 1984 г. Объединения монашествующих делятся на:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010