Значение этой канонизации ясно само по себе и имеет характер прямого вызова Православию. Насилие против Православия, вызывающее естественную реакцию, иногда, и при этом, в весьма редких случаях, трагически оканчивающееся, с католической точки зрения – путь к святости. Однако, святость и насилие, с православной точки зрения, несовместимы, и такое соединение для православных носит кощунственный характер. Католическое население должно сделать один вывод, – нужно идти путем Кунцевича и Боболы, тем более, что неприкосновенность новых «апостолов» охраняет в Польше полиция. Ясногорский (в Ченстохове) Полный Синод католических епископов в Польше вынес в начале 1937 года ряд постановлений, касающихся православного населения в Польше. Постановления эти утверждены в Риме и, хотя не опубликованы, но кое-что стало известно и кое-что осуществляется. Синод предписывает общую молитву и деятельность для осуществления жизненного на землях польских дела  единения православия с католичеством. Этим целям служит, шест лет тому назад образованный при архиепископской дирекции папских миссионерских изданий в Варшаве, «Кружок католического единства». «В практических своих действиях Кружок самым доброжелательным образом относится ко всякому проявлению апостольства среди православных, одинаково как в латинском, так и в восточном обряде». С этими целями 18–25 января 1938 года была устроена неделя молитвы в Варшаве, и был прочтен ряд докладов, в которых был выяснен восточный религиозный вопрос в Польше с точки зрения догматическо-литургической, исторической, государственно-правовой, языковой и национальной. «На польских землях, – добавляет ксендз проф.  А. Павловс кий, – нет до сих пор достаточных указаний, которыя могли бы обещать близкое соединение нашего родного Востока с римской матерью  273 . Эти «указания», однако, имеются, и они последовали весьма скоро после Ясногорского Синода. За дело «апостольства» взялась пограничная стража и полиция. Этим способом гораздо скорее, чем молитвой, можно произвести «объединение православия с католичеством». Вопрос только в том, что из этого выйдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Caput V : De apostolatu institutorum – Глава V : Об апостольстве институтов 673 Апостольство всех монашествующих заключается прежде всего в свидетельстве их посвящённой жизни, которое они должны поддерживать молитвами и покаянием. 674 Институты, целиком предназначаемые к созерцательной жизни, в мистическом Теле Христовом всегда занимают славнейшую часть, ибо они [своими] хвалами приносят Богу величайшую жертву, просвещают народ Божий изобильнейшими плодами святости и подвигают его своим примером, а также приумножают его таинственной апостольской плодотворностью. По сей причине, сколь бы настоятельной ни была потребность в деятельном апостольстве, члены этих институтов не могут призываться к оказанию помощи в различных пастырских служениях. 675 § 1. В институтах, посвящённых делам апостольства, апостольская деятельность входит в саму их природу. Поэтому вся жизнь их членов должна быть насыщена апостольским духом, а вся апостольская деятельность сформирована монашеским духом. § 2. Апостольская деятельность всегда должна проистекать из глубочайшего единения с Богом, укреплять его и поддерживать. § 3. Апостольская деятельность, осуществляемая от имени и по поручению Церкви, должна осуществляться в общении с нею. 676 Институты мирян – как женские, так и мужские – сопричаствуют пастырскому служению Церкви духовными и материальными делами милосердия и оказывают разнообразнейшие услуги людям; посему они должны пребывать верными благодати своего призвания. 677 § 1. Настоятели и члены института должны оставаться верны присущим ему миссии и деятельности; однако их следует разумно сообразовывать с потребностями места и времени, используя также новые и подходящие средства. § 2. При этом институты, если с ними связаны объединения верующих, должны проявлять особую заботу о содействии тому, чтобы последние были проникнуты подлинным духом своей семьи. 678 § 1. Монашествующие подвластны Епископам, которым они обязаны оказывать преданное послушание и почтение в вопросах, касающихся попечения о душах, публичного осуществления богопочитания и других дел апостольства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Священник, после прочтения молитвы, возглашает: «Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих (имярек), Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Лик, отвечает: «Аминь». Если царские врата еще не затворялись, или если их отворяли на произнесение заупокойной ектении, в некоторых храмах диакон их закрывает. Затем, приложившись к северному краю св. престола, диакон исходит северною дверью (см. рис. 23) на солею для произнесения ектении об оглашенных. Ектения об оглашенных Диакон, перед царскими вратами: «Помолитеся, оглашеннии 187 , Господеви». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Огласит их словом истины». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Открыет им Евангелие правды». Лик: «Господи помилуй». Во время этого прошения священник открывает верхний край илитона и св. антиминса. Диакон: «Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию». Лик: «Господи помилуй». Диакон: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните». Лик, протяжно: «Тебе Господи», и оглашенные 188 преклоняют головы. Священник, тайно, молитву об оглашенных: «Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй. Иже спасение роду человеческому низпославый – Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду». По окончании молитвы возглас (велегласно): «Да и тии с нами славят пречестное и великоленое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». После возгласа «Да и тии...» священник, взяв грецкую губку (хранящуюся в илитоне, вместе со св. антиминсом), делает ею крест по антиминсу, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса и, затем, целует антиминс.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

д.» в Италии, Испании и странах Лат. Америки имело строго централизованный характер, в то время как для «К. д.» во Франции, в Бельгии, Великобритании и США был характерен федеративный, нецентрализованный принцип устройства. В 1938 г. папа Пий XI создал центральный офис «К. д.» в Риме, что позволило усилить взаимодействие национальных орг-ций «К. д.» с Папским престолом. Членам «К. д.» предписывалось устраняться от участия в политической жизни, однако в ряде случаев (в Испании в нач. 30-х гг. ХХ в., в Италии после второй мировой войны) они оказывали активную поддержку политическим партиям, связанным с католической Церковью, что отрицательно сказалось на деятельности «К. д.». После второй мировой войны структуры «К. д.» стали формироваться преимущественно по социально-профессиональному, а не по половозрастному принципу: в 1950 г. во Франции образовано «К. д.» рабочих, в др. странах - католич. объединения врачей, юристов, архитекторов и т. д. В рамках централизации структур «К. д.» в 1952 г. в ФРГ создан Центральный комитет немецких католиков, в 1957 г. учреждена Международная орг-ция христианской рабочей молодежи. На Ватиканском II Соборе особое внимание было уделено новому пониманию апостольства мирян (отражено в декрете «Apostolicam actuositatem»). С целью придать движению мирян более свободный характер подчеркивалась возможность вести социальную и просветительскую деятельность, в т. ч. создавать различные ассоциации, общины и группы, к-рые могут не иметь строгих структурно-организационных форм. С возникновением в католич. Церкви после II Ватиканского Собора социальных, благотворительных и миссионерских общин и движений мирян, основанных на принципах соборных реформ (персональная прелатура «Opus Dei» , «Comunione e Liberazione» , «Община св. Эгидия» , «Фоколари» и др.), численность членов организаций «К. д.» уменьшилась. Тем не менее структуры «К. д.» существуют в Италии, Испании, Германии, Австрии, США и др. странах, находясь во взаимодействии с Папским престолом, национальными епископскими конференциями , правящими епископами диоцезов и приходами.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

Какой должна быть современная миссия? Отвечают миссионеры Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа. 26 ноября, 2014 Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа. В Москве прошел V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров. О главных вопросах съезда и о современном миссионерском служении рассказали участники съезда. Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения Митрополит Белгородский Иоанн: Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир О повестке дня Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. Фото: beleparh.ru О трудностях в миссионерской работе Как строить миссию внутри прихода, как сделать каждый приход миссионерским, как воцерковлять людей — вот главные вопросы нашей миссионерской деятельности сегодня. Помимо этого важные вопросы стоят перед миссионерами в информационном пространстве: защита церкви перед лицом секулярного мира, деятельность представителей христианских и нехристианских проповедников. Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. Есть острые проблемы миссионерской деятельности, касающиеся вновь созданных епархий. На предварительных конференциях, прошедших в преддверии съезда, мы обсудили данные проблемы, в частности организацию максимально эффективной и адресной миссии в таких епархиях. В период подготовки к съезду обсуждались вопросы культурной миссии среди мигрантов. Совместно с отделом по взаимодействию Церкви и общества, возглавляемым протоиереем Всеволодом Чаплиным, Синодальным миссионерским отделом была проделана большая работа по подготовке концепции культурной миссии среди мигрантов для предотвращения религиозного экстремизма и прозелитизма. Сегодня мы понимаем, что с 1 января 2015 года, когда в силу вступит закон об обязательном изучении русского, основ права, языка и культуры России мигрантами, необходимо сделать все, чтобы наша культурная миссия была направлена на созидание мирного добрососедства. Усилив миссионерскую работу, мы увидим ее реальные плоды

http://pravmir.ru/kakoy-dolzhna-byit-sov...

Del Giudice, Nozioni di Diritto Canonico, Milano 1953, с. 123 ss. 646 Текст Конституции см. в: AAS 39 (1947), сс. 114_124. Об «особых кфалифицированных ассоциациях» светских институтов см. замечания A. Gutierrez, Lo stato della vita consacrata nella Chiesa. Valori permanenti e innovazioni, в: AA.VV., Lo stato giuridico dei consacrati per la professione dei consigli evangelici, Citta del Vaticano 1985, сс. 37_63, здесь с. 40. 647 К этим трем общинным формам следует добавить индивидуальную посвященную жизнь, например, формы отшельнической или анахоретской жизни (кан. 603 § 1), так называемый орден девственниц (кан. 604 § 1) и все те новые формы (например, братство посвященных вдов), которые были официально одобрены в Париже в 1983г., но не рассматриваются в CIC. См. J. Beyer, Originalima dei carismi di vita consacrata, в: Periodica 82 (1993), сс. 257_292, особенно сс. 66_267. 648 J. Beyer, Dal Concilio al Codice. Il nuovo Codice e le istanze del Concilio Vaticano II, Bologna 1984, с. 85. 649 О том, что этот статус имеет собственную автономию и приоритет эсхатологического типа внутри Конституции Церкви (и потому отличный от приоритета статуса клириков, который имеет целью обеспечить единство всей общины верующих; а также отличный от приоритета статуса мирян, цель которого – культурное собирание всего сущего во Христе), см. E. Corecco, Profili istituzionali dei Movimenti nella Chiesa. Atti del I Congresso Internazionale, op. cit., сс. 203_234, здесь с. 218, и H.U. von Balthasar, Christlicher Stend, Einsiedeln 1977, сс. 294_314. 651 Личный характер харизмы евангельских советов подчеркивается Вторым Ватиканским собором в LG 46,2, в то время как так называемый общинный характер апостольства мирян, который объясняется и подкрепляется порождающей харизмой новых форм объединений верующих, раскрывается в AA 18,2. О важности харизмы как исходного пункта понимания этих двух областей канонического права см. P. Kramer, Kirchenrecht I. Wort-Sakrament-Charisma, Stuttgart-Berlin-Koln 1992, сс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

образования и общественного здравоохранения. Во 2-й пол. XIX в. в К. стали выпускать церковные периодические издания; 1-м офиц. печатным органом еп-ства был «Ежемесячный бюллетень церковного управления диоцеза Коимбра» (Boletim Mensal do Governo Eclesiástico da Diocese de Coimbra; с 1893). После Португальской революции и провозглашения республики (1910) положение католич. Церкви осложнилось из-за антиклерикальной политики властей. Вновь вступили в силу законы маркиза Помбала против иезуитов и декреты 1834 г. о религ. орденах; имущество и доходы религ. учреждений были национализированы, ограничена свобода отправления культа, запрещено преподавание религ. дисциплин и соблюдение церковных праздников. Эти меры вызвали протест церковных иерархов; закон об отделении Церкви от гос-ва (1911) был осужден папой Пием X как противоречащий принципу свободы вероисповедания. Тем не менее антиклерикальная политика властей не привела к ослаблению позиций католич. Церкви. После установления в Португалии режима «Нового государства» (1933) укрепилось влияние Церкви на общественную и политическую жизнь. В этот период церковные власти в основном занимались социальной работой через орг-ции мирян, названные в честь покровителя рабочих св. Иосифа Обручника (Obra de São José), позднее - через отд-ния об-ва « Католического действия» . Для укрепления дисциплины была учреждена должность епископа-помощника; его основной обязанностью было проведение визитаций. Епископы К. проявляли заботу о развитии католич. образования: была основана малая семинария (1936), подготовительная семинария в Буаркуше (1957), диоцезальный колледж св. Теотония (1962). В 1971 г. для нужд еп-ств К., Бежа и Лейрия был учрежден Коимбрский высший ин-т богословия (Instituto Superior de Estudos Teológicos de Coimbra), в 1991 г. ассоциированный с богословским фак-том Португальского католич. ун-та. После Ватиканского II Собора в еп-стве были проведены адм. реформы: создан совет пресвитеров (1967), диоцез разделен на 4 пастырских округа под руководством епископских викариев (1977), учреждены приходские советы, в 1987 г. образована диоцезальная комиссия по апостольству мирян . В 1999 г. были опубликованы пересмотренные диоцезальные статуты. В настоящее время еп-ство К. входит в состав церковной пров. Брага. В еп-стве проживает более 500 тыс. католиков (An. Pont. 2011. P. 183). С 2011 г. кафедру К. занимает еп. Виржилью ду Нашсименту Антуниш.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Совр. католич. учение о мирянах и концепция новых форм их деятельности в католич. Церкви (см. Апостольство мирян ) изложены в постсинодальном апостольском обращении «Christifideles laici». Относя к числу главных достижений II Ватиканского Собора разработку учения о Народе Божием и об участии каждого христианина в священническом, пророческом и царском служении Христа (CVatII. LG. 31), папа напоминал о возможности «возрастания в святости», открытой для каждого христианина, какой бы ни была его «обычная», повседневная жизнь. Учитывая кризис веры в совр. мире, И. П. считал, что основной миссией мирян стала «новая евангелизация» секулярного общества. Миссионерской природе Церкви, целям и направлениям совр. христ. миссии папа посвятил энциклику «Redemptoris missio» от 7 дек. 1990 г., где также повторил призыв к «новой евангелизации» народов и обществ, отошедших от христ. веры, и к неустанной проповеди Евангелия «ad gentes» - народам, где до сих пор христианство не получило распространения. Браку и семейным отношениям, к-рые оставались одной из наиболее важных тем для И. П., было посвящено постсинодальное апостольское обращение «Familiaris consortio», развивавшее соответствующие положения пастырской конституции II Ватиканского Собора «Gaudium et spes». В апостольском обращении подчеркнуто значение свободы и любви супругов как фундамента для построения христ. семьи и гармоничных семейных отношений, позволяющих преодолеть совр. социальные вызовы (тенденции к независимости супругов во взаимоотношениях, отрицание авторитета родителей, рост разводов, распространение абортов и контрацепции). Следуя курсу энциклики папы Павла VI «Humanae vitae», использование контрацептивных препаратов И. П. назвал «манипулированием человеческой сексуальностью», которое унижает брак и лишает супругов «всецелого дарования себя другому» (Familiaris consortio. 32). Папа подтвердил неизменность католич. учения о нерасторжимости брака, запретив вновь вступившим в брак разведенным католикам участвовать в таинстве Евхаристии и призвав их жить подобно брату и сестре. По поручению И. П. 22 окт. 1983 г. папский совет по делам семьи обнародовал «Хартию прав семьи», где провозглашались права человека на свободный выбор семейного положения, права супругов на создание семьи и решение о времени рождения и количества детей, преимущественные и неотъемлемые права родителей на воспитание ребенка, декларировалось уважение к человеческой жизни с момента зачатия. Апостольской конституцией «Magnum matrimonii sacramentum» от 7 окт. 1982 г. папа учредил при папском Латеранском ун-те папский ин-т исследований брака и семьи (см. в ст. Институты и факультеты папские ). В 1979-1984 гг. И. П. во время общих еженедельных аудиенций провел 130 катехизационных бесед, посвященных «теологии тела» - рассмотрению христ. взгляда на человеческую сексуальность (впосл. изд. отдельной кн. «Mzczyzna i niewiast stworzy ich», 1986).

http://pravenc.ru/text/471418.html

Он не только сравнивает часто христианский церковный клир с ветхозаветным священством, но левитские определения относительно последнего прилагает к первому 250 , – и что особенно важно–противоположность клириков и мирян возводит уже к более общей противоположности духовной и мирской жизни 251 . Дальше, епископы для него единственные преемники и наследники апостольства и вверенной ему власти вязать и решить 252 . И это исключительное достоинство и преемство епископов он обосновывает теорию особенного, с возложением должности или посвящением связанного, воздействия Христа п духа Св. 253 . В силу этого воззрения на священство он утверждает, что там не могут быть истинны и действительны крещение, евхаристия и отпущение грехов, где нет этого Духа, связанного с священническою должностью 254 . Это не личная мысль Киприана, но постепенно созревший плод того понятия о священстве, начало которого положено уже в апостольское время в которое практиковалось в эпоху мужей апостольских. Таким образом епископы, пресвитеры и диаконы отличаются теперь не внешними только правами, но степенью благодатною освящения и действия Духа Св., связанного с их должностями, словом, составляют не должности только церковные, но различные степени священства в строгом и специфическом смысле, и этим обусловливаются их взаимные иерархические отношения, их права и обязанности и вообще положение их в обществе. Они не равные с другими членами общества, а выступают из его среды, как особенные носители благодати и духовной жизни вообще, которым мирская жизнь должна быть чужда 255 . Сверх названных трёх главных должностей церковных, благодаря развитию богослужения и возрастанию богослужебных потребностей вообще, и в частности возвышению епископата, церковный персонал увеличился теперь новыми должностями: явились инодиаконы, аколуфы, заклинатели (exorcista), чтецы, (как церковная должность в строгом смысле) и привратники (ostiarius, παραμοναρως) и в некоторых восточных церквах певцы (ψαλται). Легко видеть, что теперь уже христианский церковный клир мог соперничать с длинной иерархией греко-римского культа и если последняя не имела прямого и непосредственного влияния на первый, то все-же влияла на него не прямо, отрицательным образом, вызывая его расширение и возвышение, и темь самым суживала расстояние между христианским богослужением и греко-римским культом и подготовляла к более положительному, хотя чисто внешнему воздействию последнего на первый, сказавшемуся в последующей практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Вторая причина заключается в том факте, что наряду с этой первой категорией ассоциативных форм монашествующих церковный законодатель называет другую форму – общества апостольской жизни. При этом он руководствуется скорее прагматической, чем теологической логикой. В самом деле, к ним в значительной мере применяются правовые нормы институтов посвященной жизни, хотя их члены не практикуют Евангельские советы ut sic (как таковые), но следуют им просто как требованиям их собственного апостольства. Наконец, третья и последняя причина состоит в том, что хотя между этими тремя формами, или путями освящения, имеются значительные различия, они все направлены на достижение совершенства христианской жизни 647 и обнаруживают общий признак: посвящение жизни через Евангельские советы. В теологическом аспекте такое посвящение является сложным и трудноопределимым понятием. Оно совершается в силу личного выбора – практически осуществлять Евангельские советы, будь то по одному, по два или же соответственно классической триаде. Они принимаются в качестве обетов разными способами и накладывают разные узы, однако все сводятся к одному: к «полной сыновней зависимости от Отца любви, то есть Духа» 648 . Иначе говоря, все эти формы посвященной жизни основаны на общем опыте харизмы, имеющей выраженную пророческую и эсхатологическую природу, – общей и личной харизмы так называемых Евангельских советов. Она переживается как отречение от тех ценностей, от которых имеет смысл отрекаться только тогда, когда открывается благодать особого статуса или формы церковной жизни, практикуемых в общине или в отшельничестве, в миру или в бегстве от мира. Эта особая форма церковной жизни, поверх конкретных способов ее выражения, представляет собой подлинный самостоятель ный статус христианской жизни – status perfectionis (статус совершенства), существующий наряду с брачным статусом и статусом клирика 649 . Он состоит в sequela Christi (следовании Христу) как особом способе достижения святости, к которой призваны все крещеные христиане 650 . Именно в этом своеобразии харизматического происхождения следует видеть теологическое место различия между фундаментальной ассоциативной категорией институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, с одной стороны, и столь же фундаментальной категорией ассоциаций верующих и церковных движений, с другой. Действительно, последние обычно возникают в Церкви благодаря дару особой порождающей харизмы. Она имеет преимущественно общинную и миссионерскую природу, и, как таковая, может затрагивать, хотя и разными способами, не только женатых или неженатых мирян, но также священников и монашествующих, то есть верующих, облеченных либо священным саном, либо общей и личной харизмой Евангельских советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010