18-23 сентября рассматривался проект " О пастырских обязанностях епископов в Церкви. " Спорные тезисы о коллегиальности были переданы комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, а сам проект - отложен до окончательного принятия конституции о Церкви. 30 сентября-6 октября обсуждался переделанный текст " О Божественном Откровении " после чего, вместе с внесенными поправками, был представлен на рассмотрение папе, поручившему соборным комиссиям внести высказанные замечания в текст. 6-12 октября проходило обсуждение проекта " Об апостольстве мирян , " 12-17 ноября - " О подготовке ко священству , " 17-19 ноября - " О христианском воспитании. " Из-за недостатка времени по ним были сделаны лишь краткие замечания. С обсуждения были сняты документы " О служении и жизни священников " (рассматривался 13-15 октября) и " Об обновлении жизни монашествующих " (10-12 ноября). После обсуждения 19-20 ноября проекта " О браке и семье, " ввиду неразрешенности вопросов по юридической стороне развода и оценке ограничения рождаемости, было решено отклонить проект поручить комиссии по пересмотру Кодекса канонического права составить богословское заключение по данным проблемам в послесоборный период. Единственный документ, не вызвавший серьезных дискуссий - " О Восточных католических Церквах " - был рассмотрен 15-20 октября. 23-28 сентября обсуждался проект " О религиозной свободе " (декларация " Dignitatis humanae " ). Дискуссия сопровождалась протестами " интегристов, " указывавших на отсутствие в документе четкого богословского определения свободы, приводящее к двусмысленному её толкованию; на скрытое отрицание всякой власти над человеком в духовных вопросах, будь то власть светская или церковная; на декларирование права человека следовать и действовать согласно голосу своей совести как единственному источнику морали и Божественного откровения, независимо от заблуждений его совести; на требование предоставления свободы всем " ложным " религиозным объединениям наравне с " истинной " Римо-католической церковью. Критика подвигла папу организовать специальную комиссию для доработки документа. Поскольку три предложенных для работы в этой комиссии члена Собора принадлежали к " интегристам " (в т. ч. архиепископ М. Лефевр ), 17 кардиналов из " прогрессистского " " Европейского альянса " 9 октября выразили папе протест, закончившийся заменой кандидатов- " интегристов. " Комиссии не удалось изменить текст в срок и 19 ноября решением папы обсуждение нового варианта было отменено, а проект - снят с повестки дня генеральной конгрегации.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

223 § 1. Пользуясь своими правами – как индивидуально, так и объединяясь в сообщества – верующие должны принимать во внимание общее благо Церкви, а также права других людей и свои обязанности перед ними. § 2. Церковная власть уполномочена упорядочивать осуществление прав, принадлежащих верующим, с учётом общего блага. Titulus II: De obligationibus et juribus christifidelium laicorum – Титул II: Об обязанностях и правах верующих мирян 224 Помимо тех обязанностей и прав, которые являются общими для всех верующих, и тех, которые определены в других канонах, верующие миряне имеют обязанности и права, перечисленные в канонах настоящего титула. 225 § 1. Миряне – поскольку они, как и все верующие, через крещение и миропомазание предназначаются Богом к апостольству – имеют общую обязанность и право трудиться (как индивидуально, так и объединяясь в сообщества) ради того, чтобы божественную весть спасения узнали и приняли все люди на всей земле; эта обязанность становится ещё более настоятельной в тех случаях, когда только благодаря мирянам люди могут услышать Евангелие и узнать о Христе. § 2. Они, каждый согласно своему положению, имеют также особую обязанность насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом и таким образом давать свидетельство о Христе, особенно в осуществлении этих дел, как и в выполнении своих мирских задач. 227 Верующие миряне имеют право на то, чтобы в делах града земного им предоставлялась та же свобода, что и остальным гражданам; однако, пользуясь этой свободой, им следует заботиться о том, чтобы их деятельность была проникнута евангельским духом, а сами они придерживались учения, предлагаемого учительством Церкви, избегая, однако, того, чтобы преподносить своё мнение по вопросам, открытым для обсуждения, как учение Церкви. 228 § 1. Миряне, сочтённые пригодными, могут принимать от священных Пастырей те церковные должности и обязанности, которые они могут сами исполнять согласно предписаниям права. § 2. Миряне, наделённые должными познаниями, благоразумием и честностью, могут подавать помощь Пастырям Церкви как эксперты и советники, в том числе и в советах, согласно нормам права.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В совр. каноническом праве католич. Церкви Б. рассматриваются как сообщества христиан, учреждаемые офиц. декретом Церкви и находящиеся под ее началом, а также обладающие статусом юридического лица. Они должны иметь устав, определяющий характер, структуру, цели (содействовать общественному богопочитанию либо христ. вероучению или же др. делам апостольства мирян , а именно: начинаниям евангелизации, совершению дел благочестия или христ. благотворительности) и способы их достижения (CIC. Can. 298-329, 677 § 2). Практически все Б. имеют свою форму, используют особые ритуалы, жесты, символы, к-рые являются их отличительными признаками. Лит.: Meersseman G. G. Ordo fraternitatis. R., 1977; Barnes A. E. The Wars of Religion and the Origins of Reformed Confraternities of Penitents: A Theoretical Approach//ASSR. 1987. T. 64/1. P. 117-136; Black C. F. Italian Confraternities in the 16th Cent. Camb., 1989; Flynn M. Sacred Charity: Confraternities and Social Welfare in Spain, 1400-1700. Ithaca; N. Y., 1989; Брагина Л. М. Религиозные братства во Флоренции XV в.//Общности и человек в средневековом мире. М.; Саратов, 1992. С. 125-128; Carnier M., Paul T. La confrérie nommée «kalande»: Réminiscence d " une organisation à base décanale, dans le comté de Flandre au Moyen Age//Papers uitgegeven door de subfaculteit Letteren van de Katholieke Universiteit Leuven. Leuven, 1997. N 90; Arciconfraternite e confraternite: La società cristiana a Roma e in Italia dalla riforma ai giorni nostri/Ed. A. Lazzerini. R., 1998; Corpi, «fraternità», mestieri nella storia della società europea/Ed. D. Zardin. R., 1998; Confraternities and Catholic Reform in Italy, France, and Spain/Ed. J. P. Donnelly, M. W. Maher. Missouri, 1999; Confraternities and the Visual Arts in Renaissance Italy: Ritual, Spectacle, Image/Ed. B. Wisch, D. C. Ahl. Camb., 2000; Россер Дж. Братства и социальное взаимодействие в средневековых английских городах//Город в средневековой цивилизации Зап. Европы: Человек внутри городских стен. Формы обществ. связей. М., 2000. Т. 3. С. 204-213.

http://pravenc.ru/text/153357.html

В чрезвычайных заседаниях принимали участие все вышеуказанные, но только вместо десяти представителей монашествующих орденов на этих заседаниях присутствовали трое. Что касается специальных заседаний, то они должны были собираться только для рассмотрения определенных вопросов, касающихся тех или иных стран или континентов. И по специальным указаниям Папы на них должны были приглашаться местные специалисты по обсуждавшимся проблемам. Папское послание подчеркивало также, что полномочия членов Синода прекращаются с окончанием его работы. Само существование Синода никак не ограничивало полномочий куриальных кардиналов, которые являлись его членами, могли влиять и на принятие решений. Но даже при такой ограниченности возможностей Синода его появление было, безусловно, положительным явлением в жизни Римской Церкви. Всего на Четвертой сессии Собора были приняты 11 схем, которые получили окончательное утверждение в качестве двух Конституций, шести декретов и трех деклараций (всего же на Втором Ватиканском Соборе были приняты четыре Конституции, девять декретов и три декларации). Конституции имели вероучительное (доктринальное) значение для Римско-Католической Церкви. Соборные декреты, не нося постоянного доктринального значения, имели скорее практическое значение. Что же касается деклараций, то они представляли собой заявления Собора по определенным вопросам, не имеющим первостепенного вероучительного характера. На четвертой сессии принятие этих документов происходило в следующем порядке: 1 . Догматическая конституция об Откровении (принята 18 ноября 1965 г.) 2 . Пастырская конституция о Церкви в современном мире (принята 7 декабря 1965 г.) 3 . Декрет о пастырском служении епископов в Церкви (принят 28 октября 1965 г.) 4 . Декрет об обновлении жизни монашествующих (28 октября 1965 г.) 5 . Декрет о подготовке ко священству (28 октября 1965 г.) 6 . Декрет об апостольстве мирян (18 ноября 1965 г.) 7 . Декрет о миссионерской деятельности Церкви (7 декабря 1965 г.) 8 . Декрет о служении и жизни священников (7 декабря 1965 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬ [франц. Ancel] Альфред (22.10.1898, Лион - 11.09.1984, там же), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса. Род. в семье верующих буржуа. Участвовал в первой мировой войне, был дважды ранен, награжден Военным крестом и орденом Почетного легиона. В 1918 г. поступил в семинарию, рукоположен во священника в 1923 г. Уже в 1924 г. получил степень д-ра теологии в Риме из рук папы Пия XI . Затем вступил в число священников лионского ин-та Прадо (орг-ция, обеспечивавшая помощь священникам в проповеднической деятельности). С 1928 по 1942 г. вел активную деятельность по воспитанию и обучению в христ. духе детей из рабочих семей. С 1942 по 1971 г. генеральный настоятель ин-та Прадо. 17 февр. 1947 г. рукоположен в сан епископа, с 1947 по 1973 г. помощник архиепископа Лиона, в течение 6 лет возглавлял комиссию, к-рая направляла деятельность «Христианской рабочей молодежи» и «Католического рабочего действия», входивших во Французский комитет апостольства мирян . А. представляет социально-политическое направление франц. социологии религии. В своих работах он заявлял о «религиозном характере» марксизма и возможности диалога христиан с коммунистами. А.- участник антикапиталистического миссионерского движения священников-рабочих , к-рое было запрещено Ватиканом в 1953 г. В течение 5 лет он жил в среде рабочих и был против прекращения деятельности миссии, вступив в конфликт с церковными властями. На Ватиканском II Соборе А.- член комиссии «De Doctrina fidei et morum» (Об учении веры и нравов). До конца жизни продолжал поддерживать тесные связи с рабочей средой, изучал проблемы рабочего класса, прежде всего социальные, много писал. Опубликовал большое количество статей, брошюр, книг. Соч.: Dogmas et moral communistes. P., 1936; 5 ans avec les ouvriers. P., 1963; Evangile, amour, fécondité. P., 1970; Pauvreté de l " Eglise en l " an 2000. Lyon, 1973; Pour une lecture chrétienne de la lutte des classes. P., 1975; Croire aujourd " hui: la rencontre de Jésus-Christ. P., 1978; Dialogue en vérité: Chrétiens et communistes dans la France d " aujourd " hui. P., 1979; Le Prado: La spiritualité apostolique du Père Chevier. P., 1982; Jacquet J., Ancel A. Un militant ouvrier dialogue avec un évèque. P., 1982.

http://pravenc.ru/text/115682.html

Наконец, в AA 3, 3_4 канониста сразу же поражает громадное значение, которое отцы собора придают «праву и обязанности каждого верующего» осуществлять полученную от Святого Духа харизму. Ни в малейшей степени не умаляя важности подобного утверждения для канонического права, не можем не заметить, однако, что такое «право и обязанность» есть необходимая импликация общего конституционального принципа, утвержденного в LG 12, 22. Согласно этому принципу, харизмы могут даваться любой категории верующих. В той части Декрета, которая посвящена апостольству мирян, в еще большей степени, чем в разделе догматической конституции, посвященном Церкви, правильность такого истолкования подтверждается прямой ссылкой на право верующего следовать собственной харизме, которое осуществляется «в общении с братьями во Христе, и прежде всего с собственными пастырями». Из этих трех текстов собора выводятся три демаркационные линии, внутри которых возможно уточнить конституционально-эк клезиологическую роль Харизмы. 1) Харизма есть особая благодать, отличная от Слова и Таинства, но тоже структурно ориентированная на построение церковного communio. 2) Как таковая, Харизма не сводима ни к индивидуальному таланту, ни к дару Духа, который всем без различия дается в Крещении. 3) Существующее между Харизмой и служением отношение дополнительности, с одной стороны, доказывает принадлежность Харизмы к Конституции Церкви, а с другой – разоблачает лживость романтико-протестант ского противопоставления Харизмы и Институции. Исходя из этих принципов, в особенности из последнего, легче понять, почему в современной догматической теологии считается несомненным фактом, что в Церкви Конституция представляет собой более крупную категорию или величину, чем Институция. Например, теолог Ханс Урс фон Бальтазар в полном согласии с долгой вероучительной традицией определяет Институцию как своего рода «кенотическое состояние» (kenotische Verfassung), то есть как некоторую кенотичес кую редукцию таинства Церкви, способную предотвратить (посредством логики церковного послушания, гарантирующего непрерывную длительность Memoria Christi – памятования о Христе) приватизацию церковного опыта 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Якоже древле евреи в Вавилоне, тако и мы, обесившие безмолвные органы, рыдаем о разорении Сионов наших, паче же о разорении храма души народа нашего, о его развращении, озлоблении, падении. Но, о Многомилостиве! Без Твоея помощи мы и помыслить что доброе не можем. Темже Ты и Сам подвигни всех русских людей, и архипастырей и пастырей, и монахов и мирян, и во власти сущих и подвластных, и мужей и жен, и старцев и юных: припасть к Тебе с покаянными слезами и положить начало исправления, и тако пощади, пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и весь народ наш, человеколюбно и скоро помилуй. Не точию Петра, отвержение свое горько оплакивавшаго, на степени верховнаго апостольства возставивый, и разбойника, мал глас испустившаго во едином часе рая сподобивый, но и о распинателях Твоих моливый, и Павла, гонителя и хульника, к Себе призвавый и сосудом избранный Твоим соделавый, помилуй, Человеколюбче, всех русских людей, не токмо кающихся о своих согрешениях, но и сих, иже о покаянии не помышляют, иже враждуют на Тя и в злобе своей утверждаются. Призови и их всех к Себе и тако пощади, пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и весь народ наш, и добрых и злых, сих в добре укрепив, оных от зла к добру обратив, человеколюбно и скоро помилуй. Возглас: Яко милостив: Седален, глас 6: Подобен: Еже о нас исполнив... Отцам нашим милости обильно Источавший/и Отечество наше, святую Русь, дивно хранивший,/не отлучайся, Пастырю добрый, и от нас,/скорбящих и бедствующих,/но неотступен буди с нами,/всегда вопия любящим Тя:/Аз есмь с вами/и никтоже на вас. Песнь 4 Милостиве Господи,/по молитвам святых Твоих помилуй землю Русскую (дважды). Мати Божия, спаси землю Русскую (дважды). Слава, и ныне. Песнь 5 Милостиве Господи,/по молитвам святых Твоих помилуй землю Русскую (дважды). Мати Божия, спаси землю Русскую (дважды). Слава, и ныне. Песнь 6 Милостиве Господи,/по молитвам святых Твоих помилуй землю Русскую (дважды). Мати Божия, спаси землю Русскую (дважды). Слава, и ныне. По 6-й песни катавасия: По молитвам святых Твоих, Милостиве,/избави от бед и обстояний землю Русскую,/яко мы усердно/к Тебе прибегаем/к Милостивому Избавителю и Владыце нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Прошедшее 18-23 сент. рассмотрение проекта «О пастырских обязанностях епископов в Церкви», содержавшего также тезисы о коллегиальности, закончилось вынесением этих спорных тезисов на рассмотрение комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, а сам проект был отложен до окончательного принятия конституции о Церкви. 3-я сессия В. С. сумела рассмотреть все проекты, определив основные моменты, рекомендуемые к исправлению и дополнению. После дискуссий 30 сент.- 6 окт. по переделанному тексту «О Божественном Откровении» он вместе с внесенными поправками был представлен на рассмотрение папе, поручившему соборным комиссиям внести высказанные замечания в текст. 6-12 окт. проходило обсуждение проекта «Об апостольстве мирян», 12-17 нояб.- «О подготовке ко священству», 17-19 нояб.- «О христианском воспитании». Из-за недостатка времени по ним были сделаны лишь краткие замечания. С обсуждения были сняты 2 документа: «О служении и жизни священников» (рассматривался 13-15 окт.) и «Об обновлении жизни монашествующих» (10-12 нояб.). После состоявшегося 19-20 нояб. обсуждения проекта «О браке и семье» ввиду неразрешенности в нем вопросов, касающихся юридической стороны развода и оценки социальной проблемы ограничения рождаемости, было принято решение о его отклонении и поручение комиссии по пересмотру Кодекса канонического права составить богословское заключение по данным проблемам уже в послесоборный период. Единственный документ, не вызвавший серьезных дискуссий,- «О Восточных католических Церквах» - был рассмотрен 15-20 окт. Острые дискуссии вызвали представленные Собору проекты «О религиозной свободе» и «О Церкви в современном мире». Обсуждение концепции декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» 23-28 сент. сопровождалось протестами против этого документа со стороны «интегристов», указывавших на отсутствие в документе четкого богословского определения свободы, приводящее к двусмысленному ее толкованию, на скрытое отрицание всякой власти над человеком в духовных вопросах, будь то власть светская или церковная, на декларирование права человека следовать и действовать согласно голосу своей совести как единственному источнику морали и Божественного откровения, заложенному в человеке, независимо от заблуждений его совести, и на требование предоставления свободы всем «ложным» религ. объединениям наравне с «истинной» католич. Церковью. Столь резкая критика заставила папу Павла VI организовать специальную комиссию для доработки этого документа. Поскольку 3 предложенных для работы в этой комиссии члена Собора принадлежали к «интегристам» (в т. ч. архиеп. М. Лефевр), 17 кардиналов из «прогрессистского» «Европейского альянса» 9 окт. выразили папе протест, закончившийся удалением кандидатов-«интегристов» и заменой их др. Комиссии не удалось изменить текст «Dignitatis humanae» до конца 3-й сессии, в связи с чем 19 нояб. решением папы обсуждение нового его варианта было отменено, и проект был снят с повестки дня генеральной конгрегации.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

18 нояб. на очередной публичной сессии состоялось окончательное голосование по догматической конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum» (2344 голоса против 6) и по декрету об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (2340 против 2). После голосования оба документа были подписаны и провозглашены папой Павлом VI, обратившимся затем к Собору с речью, в к-рой он отметил задачи Церкви в послесоборный период, важность работ послесоборных комиссий и его согласие на проведение требуемой мн. соборными отцами реформы Римской курии. 19 нояб. Собором был принят «в целом» окончательный вариант декрета «О религиозной свободе» (1954 голоса против 249). 2 дек. были представлены окончательные варианты документов «О служении и жизни священников», «О миссионерской деятельности Церкви», «О Церкви в современном мире». 1-й, в к-ром по требованию «интегристов» была подчеркнута святость целибата, при голосовании по принятию «в целом» получил 2243 голоса против 11. Во 2-м в соответствии с пожеланием 265 консервативно настроенных членов Собора была особо подчеркнута роль Конгрегации по распространению веры как единственного полномочного ведомства для всех миссионеров. Окончательный вариант текста документа «О Церкви в современном мире» опять вызвал бурные дискуссии. 4 дек. состоялось голосование по одной из самых спорных глав «О поддержании мира и о содействии международному сообществу» (5-я гл. 2-й ч.) (1710 голосов против 483). 6 дек., на последней 168-й генеральной конгрегации В. С., была принята конституция «О Церкви в современном мире» (2111 против 251). 7 дек., на последней публичной сессии В. С., состоялось голосование по всем оставшимся документам: декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» (2308 против 70), декретам о миссионерской деятельности Церкви «Ad Gentes divinitus» (2394 против 5), о служении и жизни священников «Presbyterorum Ordinis» (2390 против 4). Внесенные исправления в наиболее спорные места пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes», а также открытое требование папы принять этот документ способствовали снижению числа его противников при последнем голосовании (2307 против 75). По окончании процедуры голосования все эти документы были провозглашены папой Павлом VI принятыми. Затем состоялось оглашение motu proprio «Integrae servandae», к-рым упразднялась Конгрегация Sanctum Officium, вместо нее была создана конгрегация «pro doctrina fidei» (по вероучению), к-рая также рассматривает все новые учения и мнения на предмет соответствия католич. традиции, но выносит обвинительные суждения лишь после консультаций с национальными епископскими конференциями.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

Писания, Свящ. Предания, веры и морали, и разработала 8 проектов документов (наиболее консервативные из них: Об источниках Откровения «De fontibus revelatione», О сохранении чистоты сокровищницы веры «De deposito fidei pure custodiendo», О Церкви «De Ecclesia»). Комиссия по епископам и управлению диоцезами (кард. Паоло Марелла) представила 7 проектов, касавшихся вопросов структуры еп-ств, епископских конференций, отношений между епископами и приходскими священниками, между епископами и Римской курией, между коадъюторами и викариями, а также проблемы установления юрисдикции епископа над монашескими орденами. Комиссия по дисциплине духовенства и христ. народа (префект Конгрегации Собора кард. Пьетро Чириачи) разработала 17 проектов по проблемам служения и частной жизни духовенства. Комиссия по монашеству (префект Конгрегации по монашеству кард. Валерио Валери) подготовила проект из 32 глав, посвященный проблемам внутреннего устройства монашеских орденов и перспективам обновления монашества. Комиссия по таинствам (префект Конгрегации по дисциплине таинств кард. Бенедетто Алоизи Мазелла) разработала 9 проектов. Комиссия по богослужению (кард. Гаэтано Чиконьяни, затем кард. Аркадио Ларраона) подготовила документ по вопросам мессы и богослужения. Итогом работы комиссии по образованию и семинариям (префект Конгрегации по семинариям кард. Джузеппе Пиццардо) стали 2 проекта о подготовке семинаристов и о католич. школах. Комиссия по Вост. Церквам (гос. секретарь Ватикана кард. Амлето Джованни Чиконьяни ) разработала 10 проектов по вопросам внутренней структуры и жизни Вост. католич. Церквей, а также документ De Ecclesia unitate: «Ut omnes unum sint» (О единстве Церкви: «Да все едины будут»), касавшийся проблемы восстановления единства Церкви. Комиссия по миссионерству (Патриарх Армянской католич. Церкви кард. Григорий Петр Агаджанян ) представила 7 кратких проектов об обновлении и улучшении миссионерской работы. ПК по апостольству мирян (кард. Фернандо Ченто) разработала 1 проект.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010