Первостепенная и главная роль в христ. воспитании отводится родителям, в обязанность к-рым вменяется обучение вере детей с момента их рождения и крещения (GE. 3). Признавая, что родители должны обладать полной свободой в выборе школы для детей (GE. 6), Собор тем не менее напоминает, что родителикатолики обязаны по мере возможности отдавать предпочтение католич. школам (GE. 8). Декларация обязывает гражданское общество помогать родителям в сфере воспитания детей. Гражданское общество должно защищать права родителей и др. участвующих в воспитании лиц, учреждение школ и учебных заведений и финансирование их и др. (GE. 3). Гос-во должно обеспечить всеобщее школьное образование детям и контроль за его качеством (GE. 6), гражданские власти должны заботиться об осуществлении религ. свободы, учитывая плюрализм совр. общества, и об организации школьного воспитания детей согласно нравственным и религ. принципам их семей, в т. ч. и за счет гос-ва (GE. 7). В обязанности католич. Церкви входит не только воспитание принадлежащих к ней верующих, но и помощь всем в достижении «полного совершенства человеческой личности ради блага самого земного общества и для создания более гуманного мира» (GE. 3). Как средства религ. воспитания документ выделяет катехизацию (GE. 4), апостольство мирян (прежде всего преподавателей-католиков) в некатолич. школах (GE. 7). Особое значение в деле воспитания придает католич. школам, выпускники к-рых вместе с получением общего образования приучаются «к успешному труду на благо земного града» и к ведению «примерной и апостольской жизни»; преподаватели в таких школах должны обладать соответствующими знаниями в светских и религ. науках и необходимыми педагогическими навыками (GE. 8). Собор допускает и одобряет обучение в католич. школах учеников-некатоликов (особенно на территориях миссий), равно как и множественность форм обучения в зависимости от местных условий и потребностей совр. общества: напр., католич. школы профессионального и технического образования, учреждения для образования взрослых и др. (GE. 9).

http://pravenc.ru/text/546223.html

323 § 1. Хотя частные объединения верующих согласно норме кан. 321 пользуются автономией, они подлежат надзору со стороны церковной власти согласно норме кан. 305, а также управлению со стороны этой власти. § 2. Церковной власти также надлежит – при сохранении автономии, присущей объединениям – надзирать и следить за тем, чтобы не допускалась напрасная трата сил, и осуществление ими апостольства направлялось к общему благу. 324 § 1. Частное объединение верующих свободно назначает своего руководителя и должностных лиц согласно положениям устава. § 2 Частное объединение верующих может свободно избрать себе, если пожелает, духовного советника из числа священников, законным образом осуществляющих служение в диоцезе; однако последний нуждается в утверждении со стороны местного Ординария. 325 § 1. Частное объединение верующих свободно распоряжается принадлежащей ему собственностью согласно предписаниям устава; при этом за полномочной церковной властью сохраняется право следить за тем, чтобы эта собственность использовалась для [достижения] целей объединения. § 2. Оно также подчиняется власти местного Ординария согласно положению кан. 1301 в том, что касается распоряжения собственностью, дарованной или оставленной ему ради благочестивых целей, и расходования этой собственности. 326 § 1. Частное объединение верующих прекращает своё существование по положениям устава; оно также может быть упразднено полномочной властью, если его деятельность наносит тяжкий ущерб вероучению или церковной дисциплине либо вводит верующих в соблазн. § 2. Судьба имущества прекратившего своё существование объединения должна определяться согласно положениям устава, причём должны быть соблюдены приобретённые права и воля пожертвователей. Caput IV : Normae speciales de laicorum consociationibus – Глава I V : Особые нормы об объединениях мирян 327 Верующим мирянам следует высоко ценить объединения, основанные ради достижения духовных целей, о которых говорится в кан. 298, особенно те, которые ставят своей целью оживотворить порядок преходящего мира христианским духом и тем самым усиленно способствуют более тесному единству между верой и жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

«Opus Dei»[«Onyc Деи»; лат.- дело Божие], персональная прелатура Римско-католической Церкви (офиц. название: Персональная прелатура Св. Креста и дела Божия; лат. Praelatura Personalis Sanctae Crucis et Operis Dei). Орг-ция «О. D.» основана в Мадриде 2 окт. 1928 г. католич. пресв. Хосемарией Эскривой де Балагером (1902-1975). С 1927 г. Эскрива де Балагер занимался благотворительной деятельностью среди бедных жителей городских окраин Мадрида, а также среди неизлечимо больных в больницах и приютах; стал капелланом фонда помощи больным при обители апостольских жен Свящ. Сердца Иисусова. Во время духовных упражнений он принял решение о создании орг-ции «О. D.»; выбранное название должно было подчеркнуть главную задачу новой орг-ции - помощь в деле Божием по спасению людей. Эскрива де Балагер руководствовался идеей всеобщего призвания к святости (Мф 5. 48), к-рую он интерпретировал в свете традиц. представлений об апостольском служении и образе жизни первых христиан. Как правило, с первохрист. идеалом связывали служение клириков и монашескую аскезу, однако Эскрива де Балагер сформулировал учение о «личном апостольстве» в повседневной реальности, т. е. в том месте и в том социальном положении, в к-рых каждый христианин оказывается в силу возраста, семейного положения и рода занятий. Вместо аскезы, связанной с отречением от мира, Эскрива де Балагер предложил иной способ следования за Христом (Лк 14. 26-27) - через «освящение труда и освящение себя благодаря труду». Т. о., для всех христиан универсальный путь к достижению святости состоит в занятиях профессиональной деятельностью и выполнении повседневных дел в обычной жизни. При этом христианин должен был соблюдать традиц. благочестивые практики, обязательные для мирян-католиков (регулярные молитва и медитация, испытание совести, исповедь, участие в мессе). Для объединения христиан, желавших посвятить жизнь служению Богу и ближнему, Эскрива де Балагер организовал общины «O. D.». Сначала их членами могли быть только мужчины, но с февр. 1930 г. стали допускать и женщин.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

К этому времени торжество аскетического идеала выразилось в растущей монахизации Церкви и мира. Клирики попытались соединить свою апостольскую миссию с монашескою жизнью, основывая многочисленные каноникаты. Религиозные миряне создавали монашеско-подобные конгрегации, преследующие благотворительные цели. Рыцари сплачивались в рыцарские ордена – полублаготворительные, полувоенные организации. Между тем влияние Церкви на мир приобщало к более углубленному пониманию христианства всё более широкие слои общества. И это понимание становилось несколько иным. С одной стороны, каноники уже сочетали апостольскую миссию с жизнью самоотречения. И эта последняя всё чаще называлась апостольскою, и сама Церковь в борьбе за своё обновление звала к апостольским временам. С другой стороны, религиозно настроенные массы буквальнее, чем Церковь , понимали идею апостольства. Еретики, будучи мирянами, избирали себе апостольские жизнь и деятельность, а взращенное самою же Церковью раздражение на обмирщенный клир оправдывало появление апостолов-мирян. Сама Церковь признавала повое понимание идеи апостольства, утвердив нищенствующие ордена и способствуя их росту. Нищенствующие ордена, более демократичные и по сфере своего влияния, и по составу, явились новою формою монашества, сосуществовавшею со старой. Они испытали на себе влияние последней и приблизились к ней, во многих отношениях уподобясь обычным орденам. В чистом виде они держались недолго и скоро вошли в ранее сложившийся иерархический ряд, заняв в нём первое по строгости своей жизни место. В конце XIII века идея апостольства теряет своё значение и ценность для масс. Это объясняется тем, что под влиянием деятельности Церкви, еретиков и монахов, главным образом нищенствующих, среди масс получил распространение умеренный христианский идеал, нашедший себе выражение в религиозных организациях мирян и отвлекший внимание масс от радикальных форм христианской жизни. Вступив в монашескую семью, нищенствующие ордена явились новым могучим орудием Церкви, более универсальным, чем прежние ордена, более связанным с папством и послушным его воле, глубже проникающим в жизнь. Благодаря нищенствующим орденам папство располагало необыкновенно удобными орудиями воздействия на мир и независимостью от местных сил. Но оно было уже занято не столько религиозными, сколько политическими задачами, и новые его орудия обветшали прежде, чем были использованы. Когда же в эпоху Реформации папство вернулось к своей религиозной миссии, на смену нищенствующим монахам пришли созданные новым религиозным подъёмом Католичества иезуиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так во многообразии все приносят свидетельство о дивном единстве в Теле Христовом: ведь то же самое различие в благодатных дарах, служениях и трудах собирает детей Божиих воедино, ибо «все ...сие производит один и тот же Дух» ( 1Кор 12, 11 )... [О соотношении жизни мирян с делом спасения и апостольства] (510/21, 4155) 33. Все миряне, собранные в Народ Божий и составляющие единое Тело Христово под одним Главой, кто бы они ни были, призваны к тому, чтобы, как живые члены, содействовать возрастанию Церкви и ее непрерывному освящению всеми своими силами, полученными по благости Творца и по благодати Искупителя. Апостольство мирян есть в спасительной миссии Церкви, и к этому апостольству все предназначается Самим Господом через Крещение и Миропомазание. А через Таинства, особенно через Священную Евхаристию, сообщается и воспитывается та любовь к Богу и людям, которая является душой всего апостольства. Миряне же особо призваны к тому, чтобы обеспечить присутствие Церкви и ее действенность в тех местах и при таких обстоятельствах, когда только благодаря им она может стать солью земли 303 . Таким образом, каждый мирянин в силу полученных им даров является одновременно свидетелем и живым орудием миссии самой Церкви «по мере дара Христова» ( Еф 4, 7 ). (4156) Кроме этого апостольства, обязательного для всех верующих без исключения, миряне могут быть по-разному призваны к более тесному сотрудничеству с апостольством Иерархии 304 по примеру тех мужей и жен, которые помогали Апостолу Павлу в благовествовании и много потрудились в Господе (ср. Флп 4, 3 ; Рим 16 , Зел.). Кроме того, им предоставляется возможность быть призванными Иерархией для некоторых церковных служений, осуществляемых ради духовной цели. Итак, на всех мирян возлагается славное бремя сотрудничества ради того, чтобы Божественное предначертание спасения все более и более охватывало всех людей, во все времена и по всей земле. Поэтому им должны открыться все пути, чтобы в меру своих сил и сообразно нуждам времени они ревностно участвовали в спасительном деле Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Этот союз членов с Христом, рожденный в Крещении, укрепленный Миропомазанием, основывающий общее Священство, питаемый Евхаристией, определяет для мирян долг и право быть апостолами. Харизмы (уже названные в Lumen gentiurn) даны им, следовательно, Святым Духом [ХВ 510/40]. Миряне должны трудиться ради христианского обновления мирского порядка, широко представленного в Gaudium et spes. Этот порядок, вновь утверждает Собор, имеет свою автономию и структуру. Между тем, он может быть, и уже был, искажен и осквернен. Построить этот порядок и направить его ко Христу – задача мирян, являющихся одновременно членами земного града и членами Тела Христова [ХВ 510/41]. [Об участии мирян в миссии Церкви] (510/39, 4386) 2. Церковь создана для того, чтобы, распространяя Царство Христово по всей земле во славу Бога Отца, она сделала всех людей участниками спасительного искупления 318 , а через них и весь мир действительно устремился бы ко Христу. Всякая деятельность мистического Тела, направленная к этой цели, называется апостольством, которое Церковь осуществляет через всех своих членов, но различными способами: ведь христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству. Как в составе живого тела ни один член не бывает сугубо пассивным, но участвует в жизни тела и в его деятельности, так и в Теле Христовом, которое есть Церковь , все оно «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф 4, 16 ). Более того: таковы в этом Теле взаимосвязь и сплоченность членов (ср. Еф 4, 16 ), что о члене, не действующем в свою меру для приращения Тела, следует сказать, что он не приносит пользы ни Церкви, ни себе самому. (4387) В Церкви есть разнообразные служения, но ее миссия едина. На Апостолов и на их преемников Христос возложил обязанность учить, освящать и управлять от Его имени и Его властью. Но и миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Божия [ХВ 510/19]. Их деятельность – настоящее апостольство: ведь она осуществляется ради евангелизации и освящения людей, а также для того, чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом; поэтому деятельность мирян в этой области подает ясное свидетельство о Христе и служит спасению людей. Поскольку же свойство, присущее статусу мирян, заключается в том, чтобы проводить свою жизнь в миру и в мирских делах, то Бог призывает их исполнять свое апостольство в миру с пламенным евангельским духом, наподобие закваски.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСТВО МИРЯН [апостолат мирян; лат. apostolatus laicorum], понятие, к-рое оформилось на Ватиканском II Соборе и определило обязательное участие верующих католиков-мирян в жизни об-ва, чтобы «насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом» (CIC can. 225. § 2). Понятие «А. м.» появилось во 2-й пол. XIX в., когда были созданы объединения мирян, гл. обр. в рабочей среде, стремившиеся с позиций католич. вероучения преодолеть социальные противоречия. Доктрина, в к-рой регламентируются цели и задачи А. м., формы и методы деятельности, раскрывается в документах II Ватиканского Собора ( Apostolicam actuositatem (далее - АА.), Ad gentes divinitus (2-3, 15-16, 21, 41), Lumen gentium (31, 33-35)), Кодексе канонического права 1983 г. (CIC can. 225-230, 298, 327), энцикликах и выступлениях пап, прежде всего в апостольском обращении Иоанна Павла II о призвании и миссии мирян в Церкви и миру от 30 дек. 1988 г. (Cristefideles laici//AAS. 1989. T. 81. P. 393-521). Целью А. м. является «искание Царства Божия посредством ведения мирских дел». Задачи католиков-мирян: участвовать в разъяснении, защите и верном применении христ. принципов в решении совр. проблем; поддерживать дела милосердия и начинания по социальной помощи, сотрудничая со всеми людьми доброй воли (АА. 5-8). А. м. должно осуществляться во всех областях общественной жизни, важнейшими из к-рых являются деятельность церковных общин, семья (к традиц. обязанностям супругов являть и доказывать нерасторжимость и святость брачных уз, по-христиански воспитывать своих детей добавляются др. дела семейного апостольства - усыновление брошенных детей, содействие в руководстве школами и в обучении вере, поддержка советом и делом молодежи и семей, испытывающих материальные и нравственные затруднения), молодежь, социальная, национальная и международная сферы. Участие мирян в политике рассматривается не столько как право, сколько как их обязанность, хотя формы, уровни, задачи и виды ответственности могут быть самыми разнообразными. Миряне не могут оставаться безразличными, чуждыми и бездеятельными по отношению ко всему тому, что отрицает и подрывает мир: к насилию и войне, к пыткам и терроризму, к концлагерям, к милитаризации политики и ядерной угрозе.

http://pravenc.ru/text/75764.html

Следует заметить также, что даже гражданские суды, защищающие имущественные права граждан, обычно отказывают монашествующему, покидающему институт посвящённой жизни, в праве претендовать на какую-либо долю имущества, приобретённого монашествующим благодаря его деятельности во время его пребывания в институте, даже если она принесла доход объединению. 7. Апостольство в институтах монашествующих Исходя из решений Ватиканского Собора, Кодекс в канн. 673–676 говорит о вовлечённости институтов посвящённой жизни в общее апостольство Церкви. Апостольство всех монашествующих заключается в первую очередь в «свидетельстве» (testimonium) их посвящённой жизни, которую они должны поддерживать молитвой и покаянием (кан. 673). Учитывая разнообразие даров, присущих институтам, Кодекс различает три типа апостольства, соответствующие различным формам жизни монашествующих: – Институты, полностью посвящённые созерцанию (contemplatio), занимают славнейшую часть в мистическом Теле Христа, ибо они преподносят Богу высочайшую жертву хвалы, просвещают народ Божий изобильнейшими плодами святости и подвигают его своим примером. Поэтому, сколь бы настоятельными ни были нужды активного апостольства, члены этих институтов не могут призываться к оказанию помощи в различных видах пастырского служения (кан. 674). – Институты, посвящённые апостольской деятельности, по природе своей должны, напротив, предаваться апостольству во имя Церкви и по её поручению. Поэтому вся жизнь членов таких институтов должна оживотворяться апостольским духом, а вся их апостольская деятельность должна быть проникнута монашеским духом (кан. 675). – Мужские и женские институты мирян делами духовного и материального милосердия участвуют в пастырском служении Церкви и оказывают людям самые разнообразные виды помощи. Возможно также осуществление апостольства за пределами института, каковым может быть попечение о душах в приходах, общенародные богослужения и т. п., при котором монашествующие подчинены не только своему настоятелю, но и диоцезальным Епископам (кан. 678, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Мирянам следует активно участвовать в жизни прихода, им может быть доверено изложение христ. вероучения и осуществление под рук. церковного настоятеля отдельных богослужебных обрядов (АА. 24е). Мирянам в случае нехватки священников разрешается проповедовать, предстоятельствовать на литургических молитвах, крестить и причащать, исполнять обязанности чтеца , пономаря, звонаря, органиста, аколуфа , помогающего епископу или приходскому священнику. Миряне могут участвовать в советах по управлению церковным имуществом, создаваемых при епископе или приходском священнике, выполнять функции судей и экспертов на церковных судах (CIC can. 129. § 2, 228, 230, 1112, 1421. § 2). Сотрудничество священников и монашествующих с мирянами осуществляется в рамках епархиальных или приходских советов. Римско-католич. Церковь занимается организационным развитием А. м. в форме ассоциаций, групп, общин, движений, признавая свободу объединения мирян в Церкви. Как отмечает папа Иоанн Павел II, в наст. время «можно говорить о новой эре коллективных объединений верующих-мирян». В соответствии с решением II Ватиканского Собора в качестве международного координационного центра при Римской курии был образован Папский совет по делам мирян (в 1967 в порядке эксперимента, с 1976 постоянно), в наст. время возглавляемый кард. Дж. Ф. Стаффордом. Деятельность Папского совета связана с функционированием Фонда Пия XII для А. м. В 1968 г. в Папский совет по делам мирян была включена Конференция международных католич. орг-ций. Периодический характер носят фундаментальные Всемирные католич. конгрессы А. м., входящие в сферу ответственности их Постоянного комитета. Ист.: Иоанн Павел II, папа Римский. О призвании и миссии мирян в Церкви и мире. М., 1995; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. С. 35-38; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998; Катехизис католической Церкви. М., 1998. C. 210-211; Ann. Pont. 1999. P. 1235-1238, 1859. Лит.: Ковальский Н. А. Международные католические организации. М., 1962; он же. Ватикан и мировая политика. М., 1964. С. 217-262; Поташинская Н. Н. Католический клерикализм и народные массы: (Система организаций Католического Действия). М., 1971; она же. Католическая Церковь и рабочее движение в Италии. М., 1979; Альдасабаль Х. Служение мирян в церковной общине. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/75764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APOSTOLICAM ACTUOSITATEM [лат.- апостольскую деятельность], декрет Ватиканского II Собора об апостольстве мирян , утвержден 18 нояб. 1965 г. папой Павлом VI . В его подготовке приняли участие руководители светских католич. орг-ций и движений. В декрете определяются цели, характер и основные принципы апостольства мирян, даются пастырские указания для более успешного его осуществления, т. к. «во многих странах, где священники пока еще малочисленны или лишены свободы, необходимой в их служении, без сотрудничества мирян Церковь почти не может присутствовать и действовать». От мирян, к-рые одновременно являются членами Града Божия и града человеческого, требуется служение, «чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом». Отмечается, что целесообразно развивать апостольство в организованной форме, совершенствуя международные объединения католиков. Особое значение в документе придается орг-циям Католического действия . Касаясь отношений мирян с высшей церковной иерархией, декрет утверждает, что никакая орг-ция не имеет права приписывать себе наименование «католическая» без согласия церковной власти. В задачу церковных иерархов входит направлять апостольство мирян, при этом «не лишая их необходимой свободы действий». Большое значение декрет придает подготовке мирян к апостольскому служению. Знания теологии, этики и философии должны сочетаться у мирянина с высоким культурным уровнем, умением жить по-братски, сотрудничать, вести диалог. Ист.: Enchiridion Vaticanum. Il Concilio Vaticano II: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970. p. 527-585; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 253-281. Лит.: Казанова А. Второй Ватиканский собор: Критика идеологии и практики совр. католицизма. М., 1973. С. 261-270. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/75710.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010