Вопрос 109. Каким образом совершается сакраментальное Священство? Ответ. Таинство Священства заповедано апостолам от Христа, и через возложение их рук до сих пор совершается рукоположение, по преемству епископов, наследовавших апостолам, чтобы раздавать Божественные Тайны, и совершать служение спасения человека, как сказал Апостол: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Эта должность заключает в себе две [принадлежности]. Во-первых, силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Во-вторых, власть и силу учить, что выражается в следующих словах: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Итак, Христос послал на проповедь апостолов, а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же самое дело, что видно из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Также: «Когда они служили Господу (то есть, когда приносили Бескровную Жертву Богу) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И Павел: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). Благодаря этому рукоположению и никогда непрерывающемуся преемству, только те имеют власть наставлять в спасительном учении, кто послан на это дело; а те, кто не посланы и не избраны на это [служение], те не должны приступать к нему, по словам Павла: «Как им проповедать, не будучи посланными?» ( Рим. 10:15 ). Вопрос 110. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве? Ответ. Надлежит испытать лица, приступающие к этому Таинству, чтобы они были пригодны в трех отношениях 77 . Во-первых, чтобы они имели добрую и чистую совесть и были свободны от всех тех преступлений, которые делают их неспособными к получению священного сана 78 . Во-вторых, чтобы они были украшены мудростью и опытностью (πιστμην κα σοφαν), как в распорядительстве Тайнами Божиими, так и в назидании и наставлении простого народа своими поучениями 79 . В-третьих, чтобы они были здоровы и совершенны во всех своих конечностях и членах, необходимых для этого 80 . Вопрос 111. Даются ли какие-либо другие степени, прежде Священства?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

г) Бесконечное величие. О нем мы можем заключать из слов Спасителя: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:28–29 ). 4) Божеские действия, как то: а) Творение и преемственность в Царстве благодати, или возрождение душ: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:3, 5 ). б) Промышление и также преемственность в Царстве благодати, или управление Христовой Церковью. «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:30 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). 5) Божеское почитание. Ибо все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28. 19 ), и, следовательно, обязываемся исповедывать и прославлять как Отца и Сына, так и Святого Духа. Все мы составляем храм Святого Духа, который обитает в каждом из нас ( 1Кор.6:19 ), следовательно, должны служить Ему, как Владыке храма, как Богу. Свидетельствами о веровании Древней Церкви в Божество Сына Божия служат: 1) Символы или исповедания веры, употреблявшиеся в Церкви до Никейского Собора. В некоторых из них мысль о Божестве Иисуса Христа выражена кратко, как, например, в Символе, известном под именем Апостольского: «Верую и во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего». Зато в других она высказана обстоятельно и со всей ясностью. Так, в Исповедании веры, помещенном в Постановлениях Апостольских, Иисус Христос называется «Сыном Божьим единородным, перворожденным всея твари, прежде век по благоволению Отца рожденным, несотворенным». В Символе Церкви Иерусалимской – «Сыном Божиим единородным, иже от Отца рожденным прежде всех век, Богом истинным, им же вся быша». В Символе Церкви Кесарийской – «Словом Божиим, Богом от Бога..., прежде всех век от Отца рожденным». В Символе свт. Григория Чудотворца , употреблявшемся в Церкви Неокесарийской при ежедневном наставлении народа – «единым от единого, Богом от Бога..., Силой, сотворившей все твари..., бессмертным от бессмертного, вечным от вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Единая Святая, Соборная Церковь Христова называется Апостольской. Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных. Гал. 4:4–5 Слово «апостол» буквально означает «посланник». Сам Господь Иисус Христос является Посланником Своего Небесного Отца: Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал. 4:4–5); Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа (Евр. 3:1). Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами. Церковь, утвержденная на основании апостолов (Еф. 2:20) и распространенная их трудами, послана в мир, чтобы привести мир к Богу. Апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви. Они передали ей учение веры, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, определили правила внутренней церковной жизни и оговорили принципы, на которых должны строится отношения с внешним миром. Они поставили первых епископов, установив иерархическую структуру Церкви. Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь по своему существу должна быть всегда именно такой, какой она была при апостолах. Всё, чем она обладала при апостолах, должно сохраниться в ней до скончания века. Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. 2 Фес. 2:15 Церковь сохраняет апостольское учение, или апостольское Предание, следуя апостольскому призыву: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15); Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе (2 Тим. 1:13). Помимо апостольского учения, Церковь сохраняет благодатные дары Святого Духа, которые она в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через таинство рукоположения, поэтому Апостольской Церковь именуется еще и потому, что от апостолов до наших дней сохраняет непрерывное преемство богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействиях и в основах церковного устройства.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает ее подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан). 27 Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4, 14 ), а о преемственности этого дара мы находим подтверждение в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1, 5 ). Ничего подобного по поводу говорения на иных языках в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз подтверждает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым) (†1879 г.), когда он, будучи проездом в Чебоксарах, в 1860 году, совершил Божественную Литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъем у местных жителей и привело многих к вере. 28 О другом удивительном и истинно Апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит нам жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона (†1864 г.). Проживая на святой горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в случае духовной необходимости, иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о случае с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за свое ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошел к старцу и хотел заговорить с ним о случившимся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю, как». 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей, уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает её подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан) 27 . Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ), а подтверждение преемственности этого дара находим в Послании к Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Ничего подобного по поводу говорения на «иных языках» в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз доказывает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым, † 1879), когда он, будучи проездом в Чебоксарах в 1860 году, совершил Божественную литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъём у местных жителей и многих привело к вере 28 . О другом удивительном и истинно апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона († 1864). Проживая на Святой Горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в минуты духовной необходимости иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о встрече с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за своё ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошёл к старцу и хотел заговорить с ним о случившемся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю как» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К святости призван каждый христианин, и во все эпохи в Церкви есть истинные святые, однако таких святых, превзошедших грех и страсти, очень мало. Большинство христиан – грешники, являющиеся членами Церкви не в силу достигнутой святости, но в силу своего стремления к ней и покаяния. Задача Церкви и заключается в том, чтобы освящать их и приводить к Богу. В этом смысле о христианах говорится, что они haxoдяmcя in patria et in via – в отечестве и в пути, то есть одновременно внутри Церкви и еще на пути к ней. Славянский термин «соборная» является переводом rpeчeckoro kamholike (кафолическая), что значит «всеобщая», то есть объединяющая христиан, рассеянных по всему миру, а также всех святых и усопших. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский , « Церковь называется соборной потому, что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, что должно входить в состав человеческого знания – догматы о видимом и невидимом, о небесном и земном». Апостольство Церкви заключается в том, что она основана апостолами, сохраняет верность их учению, имеет преемство от них и продолжает их служение на земле. О том, что Церковь создана «на основании апостолов и пророков», говорит апостол Павел ( Еф. 2:20 ). Под апостольским преемством понимается непрерывная цепь рукоположений (то есть посвящений в сан епископа), идущая от апостолов до сегодняшних епископов: апостолы рукоположили первое поколение епископов, те в свою очередь рукополагали второе поколение, и так до наших дней. Христианские общины, где это преемство прервалось, признаются отпавшими от Церкви до тех пор, пока оно не будет восстановлено. Епископы продолжают миссию апостолов на земле – миссию служения, проповеди , руководства существующими церковными общинами и основания новых общин. Не только епископы и священники, но каждый член Церкви призван к апостольскому, миссионерскому служению, к проповеди Христа словом и делом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). МИССИЯ ЦЕРКВИ Миссия, возложенная Христом на апостолов и их преемников, в наше время далека от завершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как объясняет святитель Иоанн Златоуст , толкователь Апостола Павла, «Апостол доказал это ясно и многими доводами». Согласно тому же отцу, апостольское изречение «грешни быша мнози» означает, что «после смерти Адама» и тот, кто не вкусил от запретного плода, через него «стал смертен». Поскольку над телом первозданных стало властно тление, биологическое наследование его у их потомков является естественным и достодолжным. 176 Раз первозданные стали тленными, замечает в другом месте Иоанн Златоуст , «то мертвость вошла и в рождающихся по преемству». 177 Поскольку грех имея следствием тление и смерть (духовную, телесную и вечную) и «поскольку единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» 178 ; тленность и смертность передались по наследству потомкам первозданных. Святитель Григорий Палама учит: поскольку Адам съел тлетворный плод и был побежден диаволом (Адам же есть «корень» человеческого рода), постольку он, «в свою очередь, произвел подверженные смерти отпрыски». 179 Святитель Анастасий Синаит добавляет: так как Адам «рождал детей» после грехопадения, по естественной причине и «происшедшие от него как от тленного тленными произошли». 180 Преподобный Никодим Святогорец замечает, что сказанное Богом Адаму: земля еси и в землю отидеши ( Быт.3:19 ) – относилось и к Еве, «потому что и Ева явилась для Адама причиной преступления. Для всего «рода» было наказание, ибо через первозданных перешло на весь род человеческий». 181 Ни один человек не избежал и не избежит смерти. Каждый смертный, который живет в этом мире, в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть ( Иов.34:15 ). С того момента, как были услышаны страшные слова земля еси, и в землю отидеши, – брение снова возвращается в землю ( Иов.10:9 ). 182 Пророк и царь Давид спрашивает: «Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» ( Пс.88:49 ). Премудрый Сирах утверждает: ...это приговор от Господа над всякой плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни ( Сир.41:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Кроме этого, говорим, мы должны также удаляться и самих учителей, которые не утверждаются на учении апостолов. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся», – говорит апостол Павел. Из апостольской истории мы знаем, что некогда апостол Иоанн не захотел находиться даже в том доме, в который вошел еретик. Так мы должны поступать для того, чтобы не заразиться учением еретиков и не повредить чистоте православной веры. Поэтому будем твердо держаться учения и преданий апостольских, будем отвращаться от лжеучителей, помня слово апостола: «есть много и непокорных пустословов, и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые дома, уча, чему не должно из постыдной корысти». Сейчас мы говорили, что апостольство усвояется Церкви, между прочим, потому, что в ней сохраняется преемство даров Святого Духа от апостолов. Преемство это сохраняется именно в особенном, установленном Самим Богом церковном учреждении. Таким учреждением служит иерархия или священноначалие. Важность и значение иерархии в Церкви Христовой мы и рассмотрим здесь. Уже в видимой природе все устроено так, что одни силы подчиняются другим, и первые имеют меньшее значение, чем вторые. Равным образом и в обыкновенных обществах людских одни члены имеют преимущество перед другими, и эти последние находятся в подчинении у первых. Такой порядок подчинения низших высшим, слабых сильным, требуется общим благом всех. И этот же порядок Господь установил и в основанной Им Церкви на земле. Одних Он поставил для того, чтобы управлять в Церкви, священнодействовать и учить, другим же повелел подчиняться их управлению, принимать через них освящение и внимать их учению. «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова», – так говорит об Иисусе Христе апостол Павел. Слова эти ясны. Из них видно, что апостолы, пророки и вообще священноначалие в Церкви установлены Самим Иисусом Христом, и что это священноначалие должно созидать Церковь , то есть управлять ею и вести всех членов ее к вечному спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. 4.8. Богоучрежденная церковная иерархия По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основными положениями. 1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Божественное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ничего существенно не изменится, поскольку в случае нужды любой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство. 2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми. 3. Рукоположение, т. е. возведение человека на иерархическую степень, — это только видимый знак поставления на служение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, которые отличали бы клирика от мирян. Эти положения протестантского учения о священстве, несомненно, находятся в противоречии с данными Божественного Откровения. Так, ап. Павел говорит, что иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: " ...Он поставил одних Апостолами, ...иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... " (Еф. 4, 11—12). Священство предполагает избранничество свыше: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... " (Ин. 15, 16), и " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон " . (Евр. 5, 4) Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше. Что касается третьего положения протестантов, то возражения против него будут рассмотрены несколько позднее.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

При этом, посвящая избранных ими лиц на разные церковные посты, апостолы сознавали, что первопричиной как избрания, так и посвящения являются не они, а Господь: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). К ефесским пастырям апостол Павел говорил: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). Уже с первого века христианства крепко утвердилась традиция, несомненно, установленная апостолами, что рукоположения совершают только епископы. При этом для посвящения в епископскую степень необходимо два или больше епископов, а для посвящения на низшие должности достаточно одного епископа. Вот выдержки из молитв, которые читаются при посвящении в священнство. «Божественная благодать, всегда врачующая немощных и восполняющая оскудевающих, возводит благоговейнейшего диакона… в пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятого Духа». В ответ на это хор протяжно поет «Господи, помилуй». И дальше епископ молится: «Боже великий в силе и неисследимый в разуме, дивный в совете более сынов человеческих, сам Господи и сего раба Твоего, которого благоволил возвести на пресвитерскую ступень священства, наполни даром Твоего Святого Духа, чтобы он достойно предстоял жертвеннику Твоему, благовествовал Евангелие Твое, священнодействовал слово Твоей истины, приносил Тебе дары и жертвы духовные, обновлял людей Твоих купелью нового рождения. Чтобы он, удостоившись встретить великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Твоего Единородного Сына, в Его втором пришествии получил награду доброго домостроителя соответственно возложенному на него служению, по множеству благости Твоей…» С самых ранних времен в Православной Церкви очень строго следили за непрерывностью апостольской преемственности , то есть, чтобы каждый новый епископ получал свое посвящение от законных епископов, посвящение которых непрерывно восходило бы к апостолам. Из «Церковной истории» епископа Евсевия Кесарийского (начало 4-го столетия) знаем, что все поместные древнехристианские церкви хранили списки своих епископов, в их непрерывной преемственности. Это давало возможность отсеивать самозванцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010