Далее апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. В 11-21 стихах св. Павел описывает, как он даже возымел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римо-католиков о мнимом главенстве Петра в апостольском лике. " Наместника Христова " св. Павел, конечно, не осмелился бы обличать, да еще " при всех " . Изложив галатам свое обличение Петру (ст. 11-14), св. Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: " человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... делами закона не оправдается никакая плоть " (ст. 16). Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о " добрых делах " , а о " делах ветхозаветного Моисеева закона " , который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 году по Р. X. В следующем, 17 стихе, апостол говорит, что требовать от христиан соблюдения ветхозаветного закона — это значит косвенно обвинять в грехе Самого Христа: " Неужели Христос есть служитель греха? " - то есть: неужели Он ввел нас в грех Своим учением, которое мы разгласили миру? Конечно, нет. Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и крестной смерти Спасителя: " если законом оправдание, то Христос напрасно умер " (ст. 21). В 19-20 стихах апостол показывает, с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: " законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня " .

http://sedmitza.ru/lib/text/430628/

Далее Апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие Апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. В стихах 11-21 святой Павел описывает, как он даже возимел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римо-католиков о мнимом главенстве Петра в Апостольском лике. " Наместника Христова " святой Павел, конечно, не осмелился бы обличать, да еще " при всех " . Изложив Галатам свое обличение Петру (ст. 11-14), святой Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: " человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа " ... " делами закона не оправдается никакая плоть " (ст. 16). Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о " добрых делах " , а о " делах ветхозаветного Моисеева закона " , который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на Апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 г. по Р. Чр. В следующем 17 ст. Апостол говорит, что требовать от христиан соблюдения ветхозаветного закона это значит косвенно обвинять во грехе Самого Христа: " Неужели Христос есть служитель греха? " то есть неужели Он ввел нас в грех Своим учением, которое мы разгласили миру? Конечно нет. Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и крестной смерти Спасителя: " то Христос напрасно умер " (ст. 21). В стихах 19-20 Апостол показывает с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: " Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И этой чудной молитве неповторяемого исторического момента спокойно внимали простецы, чтобы обняв своим верующим сердцем слово практической мудрости и объективного значения христианских истин, выразить свое единомыслие единодушной формулой: аминь. Казалось бы, зачем писать устав такому собранию, где богослужение совершалось как бы Самим Духом Святым?! Однако, он понадобился, и апостольская власть предъявила этому собранию категоричное требование: «вся же благообразно и по чину да бывают», определенно указав и на происходившее бесчиние. Так, например, восторги глассолалов не всегда находили истолкователей и были для общего собрания медью звенящею, кимвалом бряцающим, звуком без определенного смысла. Апостол не знает непонимаемых церковью символов, хотя бы они были непосредственно ясны говорящему и назидали его, открывая ему тайны ( 1Кор. 14:4 ); поэтому он категорично запрещает: «если не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу ( 1Кор. 14:28 ). Таким образом чин богослужения должен служить целям общецерковного сознания, а не быть выражением личных неподдающихся определению переживаний: «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». ( 1Кор. 14:19 ). Любовь , поглощающая эгоизм, должна подчинить все личное, индивидуальное – церковному. Пусть глоссолал в своей пневматической восторженности стоит пред Богом и постигает тайны. Но если он не думает приобщать к своей радости всю Церковь , и она безмолвствует не понимая его, зачем ему фигурировать с даром необычного говорения? Ведь без любви он – медь звенящая, ничто! Вот апостольская заповедь христианскому богослужению: в нем все должно быть ясно и общепонятно, все должно назидать, увещать и утешать, а не стоять неразгаданным сфинксом пред лицом церковного собрания. Этим путем до сих пор шла греко-восточная Православная Церковь , дозволяя, в противоположность римскому католицизму, каждому народу воспевать в Церкви Господа на своем родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как в третий раз он с особенной силой, с клятвой и божбой отрекся от Господа, так Господь принуждает его в третий раз с особенной силой исповедать свою любовь к Нему. С восстановлением Петра в его апостольском звании Господь соединяет предречение о предстоящей ему к концу его апостольства мученической кончине, к которой приведет его эта засвидетельствованная им только что любовь к Господу. «Когда ты был молод, то препоясался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» — насильственную мученическую смерть Господь символически представляет здесь под видом бессилия старца, с которым, против его воли, делают, что хотят. Св. Ал. Петр действительно был распят в Риме на кресте при имп. Нероне в 68 г. «Иди за Мной»— это последнее решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине. После сих слов Иисус пошел, а ученики, видимо, последовали за Ним. Видя возлюбленного ученика Господа Иоанна, Петр возгорелся желанием знать, какова будет его участь, ожидает ли и его мученическая кончина за Христа. Но Господу не было угодно открыть образ кончины возлюбленного ученика Своего. Он ответил Петру, что знать это — не его дело: «Что тебе до того? Ты иди за Мною.» Здесь опять опровержение римо-католического лжеучения о том, что Петру поручены Господом другие ученики, что он был поставлен «князем» их. Если бы Господь поручил Петру, как Своему наместнику, других учеников, то, конечно, Петр был вправе спрашивать об Иоанне, и Господь не дал бы ему такого ответа: «что тебе до того?» Об Иоанне же Господь произнес слова, которые дали повод думать, что он не умрет, а будет жить до самого второго пришествия Христова: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Сам Евангелист, однако, такое мнение опровергает, подчеркивая, что речь Господа была условная: «Если Я хочу, чтобы он пребыл...» Повествование свое об этом, а вместе с тем и все свое Евангелие св. Иоанн заканчивает уверением: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.» Этим удостоверяется принадлежность Евангелия св. Иоанну Богослову и истинность всего им сообщаемого в Евангелии. В заключение св. Иоанн опять повторяет, что в Евангелиях многое не записано из того, «что сотворил Иисус,» ибо, если бы писать обо всем подробно, то «думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.» Это может показаться преувеличением, гиперболическим выражением, но речь тут идет именно о необъятности дел Христовых, значения которых не в состоянии вместить этот ограниченный мир. Некоторые полагают, что эти два последних стиха 24 и 25 приписаны к Евангелию от Иоанна впоследствии древнейшими читателями его, желавшими на вечные времена удостоверять подлинность этого Евангелия. Явление в Галилее

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

После богослужения иногда произносятся поучения или проповеди, и образцом может служить следующая проповедь одного молодого сиро-халдейского диакона: «Прежде всего, братия, спросим себя, что такое святое возношение? Ответ: это есть принесение жертвы Богу. 2) Посмотрим теперь, с какого времени оно началось. Мы читаем, что оно совершалось от Адама; ибо Библия говорит: «Они сделали себе опоясание из кож и возложили на себя» 37 . Также Ной принес жертву после потопа, также Авраам и все отцы до времени сынов Израилевых, как это всем известно. Ибо мы читаем, что они приносили агнца совершенно чистого и непорочного. Это они делали дважды, а некоторые другие назывались вечными жертвами (?). Священник делал это во искупление, и кропил кровью жертвы тех, кто грешили. Но жертва эта не могла вполне спасать людей, потому что она была для нас только прообразом, данным для того, чтобы люди не оставались праздными (без жертвоприношений); а когда пришел Христос, то переменил ее на Свои тело и кровь; и Он был тою совершенною жертвою, которая принесена была на кресте. «Господь наш в ночь, в которую Он был предан взял хлеб, благословил его и промолвил, говоря: «Сие есть тело Мое нового завета в Моей крови (sic), которое преломляется за вас». А также, взяв кровь, т. е., вино, он сказал: «Сие есть кровь Моя нового завета, пролитая за вас; сие творите в Мое воспоминание». Так всегда делали и апостолы, потому что св. Павел говорит: «Когда ядите этот хлеб и пьете эту чашу, смерть Господню возвещаете, дóндеже придет». так мы совершаем это таинство за наши грехи, чтобы быть омытыми. 3) Спросим себя: где должна совершаться эта жертва? Ответ: в церкви, которая освящена апостольским освящением (букв. возложением рук). 4) Кто должен совершать ее? Епископы и священники, которые посвящены апостольским посвящением. 5) Что же нужно делать? Нужно употреблять весьма чистую пшеничную муку и виноградное вино, как написано. «Не буду пить от сего плода виноградного, пока не буду пить новое в царстве Божием».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

Соборная значить: собирающая всех, правильно верующих. 197. Необходимо ли христианину для его спасения быть членом Единой Святой Церкви? Христос создал Свою Единую Церковь , Он есть ея Глава, а Церковь – Его тело; верующие суть члены сего тела. Участникам Церкви подается Святым Духом через учение и Таинства – благодатное освящение. Всего этого лишаются отпавшие от Церкви. Ко спасению же возможно придти, только будучи членами Католической Церкви ( 1Kop. XII, 12 ; Eф. 1, 22, 23; IV, 4–16 ). Древние учители первых веков единодушно признавали эти свойства Церкви; приведем некоторыя их изречения: Св. Игнатий Богоносец : «где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь ». Св. Кирилл Иерусалимский : «Не спрашивай просто, где Церковь ? но – где Вселенская. Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей матери Церкви нашей» . . «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концов земли и до концов ея». Св. Иоанн Златоуст : «не оставляй Церкви, ибо ничего нет могущественнее Церкви»... Св. муч. Лукиан, в темнице, прикованный к полу: «Встаньте вокруг меня и будете церковью, ибо я верую, что церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева и камня». 198. Почему Православная Церковь есть Церковь Апостольская? 1) По своему началу. Господь Иисус Христос Сам избрал двенадцать апостолов и повелел им говорить и действовать Его именем . «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых наименовал Апостолами:» ( Mk. VI, 13 ); »а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною« ( Uoah. XV, 27 ). 2) Потому, что Церковь слушает Апостолов как Самого Христа . Тем областям, которыя не приняли Его Апостолов, Господь даже обещал грозныя кары. " Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшого Меня» ( Мф. Х, 40; Х, 15 ; Ак. X, 16). 3) Церковь апостольская и потому, что дух, учение и обычаи Христовых Апостолов, полностью и со тщанием наша Церковь сохраняет . Все, что не утверждено на учении Апостолов, Церковь от себя отметает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хозяин изумленно слушал молитву молодого духовника ко Господу о его грехах, и она так ошеломила его, что он раскаялся и начал совсем иную жизнь. Таких примеров в жизни духовника было множество, и когда его спрашивали, как преобразовывается человек, он отвечал: «Когда ко мне приходит обремененный грехами человек, который не видит свои проступки и не сожалеет о них, я стараюсь вникнуть в его духовный мир, исходя из той мысли, что мы плоть от плоти и кровь от крови друг друга. Я начинаю покаянную молитву за него и за себя, и этот человек начинает постепенно преобразовываться по Божией милости». Я надеюсь, что, несмотря на многочисленные проблемы, Грузия вынесет испытание времени и заступничеством Пресвятой Богородицы в нашей стране всегда будет торжествовать дух, славящий Господа. Паства Церкви Господней! Помните, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного... дабы нам получить усыновление... Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Так радуйтесь, мои любимые духовные дети: грузины, абхазы, осетины, греки, русские, езиды, удины, армяне, азербайджанцы – все дети святой Православной Церкви Грузии; радуйтесь, любящие Господа, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). В знак вашей верности Ему встречайте Его с зажженными свечами, надеждой и любовью приветствуйте! С любовью молящийся за вас Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II Пасхальные послания святейшего и блаженнейшего Илии II, католикоса-патриарха всея Грузии Богоизбранным преосвященным митрополитам, архиепископам, епископам, пастырям, честному иночеству и всем благословенным чадам Автокефальной Святой грузинской Православной Апостольской Церкви, живущим в Грузии, и соотечественникам, живущим вне пределов нашей родины 1978 Дорогие и возлюбленные во Христе Иисусе богомудрые архипастыри, пастыри, диаконы, оставившие мирскую суету честные иноки и инокини, по крови и по духу братья и сестры – чада Грузинской Апостольской Церкви, живущие в уделе Пресвятой Богородицы – благословенной Иверии и за пределами нашего отечества, приветствую вас и поздравляю с великим и радостным праздником, с торжеством из торжеств, с Пасхой вечной и спасительной и возглашаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь соборна и в своей целостности, и в каждой части. «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» . Слово «Καθολικη» встречается у Аристотеля и означает общее, что существует в частных проявлениях. В славянском языке слово «католический» передано словом «соборный». Этот термин «соборность» относится и к целому, и к частям. Каждая часть Церкви обладает всей полнотой, как и вся Церковь, как в каждом Лице Святой Троицы – вся полнота Божества. Если кафоличность Церкви – данность, то вселенскость – заданность. Церковная соборность не имеет внешнего авторитета. Соборность Церкви обусловлена Христом, а не ее членами. Апостольство Церкви отражает не только иерархичность организации, но посланничество каждого члена Церкви. В православии иерархия не противопоставляется мирянам, как в католичестве. Литургия совершается как общественное служение всеми членами Церкви, а не одними священнослужителями. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). Служение Самого Господа Иисуса Христа – служение апостольское. Апостол Павел пишет: «Бог послал (e’xape/steilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4-5 ). Сама Церковь послана в мир, чтобы мир привести ко Христу. То есть Церковь апостольская прежде всего по цели бытия. Но она апостольская и потому, что ее члены «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 ). Церковь в ее эсхатологии – как город, стена которого «имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Таким образом, апостольское Предание, благодатные дары Духа Святого, полученные апостолами, непрерывное иерархическое преемство, имевшие место в век апостольский  должны сохраняться и в эсхатологической перспективе.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

1-5 и 11). " Я насадил, — говорит св. апостол Павел, — Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы со-работники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение " (ст. 6-9). Ценность труда каждого такого строителя-проповедника определится на Страшном Суде. Основание одно — Иисус Христос, но на этом основании можно строить из материалов различной ценности и прочности: из золота, серебра, драгоценных камней (чистое, здоровое учение Слова Божия) или из дерева, сена, соломы (учение, смешанное с измышлениями человеческой мудрости, или пустое красноречие) . В день Страшного Суда " огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (ст. 12-14). " У кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня " . По отзыву блж. Августина, это изречение св. апостола Павла относится именно к таким, которые св. апостол Петр называет " неудобовразумительными " (2 Пет. 3:16). Эта прикровенность апостольских слов дает основание римско-католическим богословам находить в них подтверждение своему лжедогмату о загробном чистилищном огне, которым будто бы грешники очищаются по смерти. Правильному пониманию этих слов способствует то самое сравнение с пожарным огнем, охватившим дом, которое проводит св. апостол через свою речь. " Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти неопаленный, другие в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет с теми, коих на огне суда домики (дела) погорят. Одни пойдут в огонь, другие получат иные разные степени наказания, а иные и помилованы будут. Ибо хотя все они виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь разные степени. Иной может быть и без вины виноват: трудился над строением непрочным, не зная лучшего образа строения; или, может быть, по обстоятельствам не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения " (еп.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

1. Согласно правилу VI Вселенского Собора, которое гласит: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю (светлую) седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь». Наслаждаться же святыми Таинами вы не можете не причащаясь! О том, что при этом нельзя поститься, я думаю вам уже доказывать не нужно. 2. Если бы недельный пост было обязательным условием для Причастия, то его, в первую очередь должны были бы соблюдать священники перед служением каждой литургии, за которой они в обязательном порядке причащаются, как этого и требует 8ое апостольское правило. Но мы, скажу от лица всего духовенства, это правило блюдем и при этом никто из нас никакого специального поста перед причащением не держит . А те священники, которые для своих чад требуют пост перед причащением хотя бы один день, пусть подумают о тех, кои связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23, 4 )! Боюсь даже представить, что им в таком случае скажет Господь на Суде! Можно еще привести аргументы, но и этого вполне достаточно для уважающих церковные правила. А как же практика «Учительного известия»! — спросите вы. Ну, если она вам нравится, вы можете ее придерживаться , только имейте в виду, что о дним из источников этого «Известия» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в качестве приложения в «Требнике» киевского митр. Петра Могилы , изданном в 1646 году. А данный «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Католическим Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Следовательно, если вы думаете, что практика семидневного поста перед Причащением – продукт благочестивого русского духа, не довольствующегося одним евхаристическим постом (как неядением в течение 6 часов перед Причащение), то глубоко ошибаетесь !

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010