Елеосвящение – одно из таинств Православной Церкви. По ее учению таинство Елеосвящения (или Соборование) служит духовным врачевством для телесных недугов, а также дарует болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться. Таинство св. елея установлено еще в дни земной жизни Иисуса Христа. У ап. Марка сказано: «Апостолы проповедовали покаяние; изгоняли бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (6, 13). О существовании таинства св. елея говорит и ап. Иаков: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5, 14–15). О таинстве св. елея свидетельствуют св. Ириней Лионский , Ориген , св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст (составившие молитвы, и ныне читаемые при совершении таинства), св. Амвросий Медиоланский и др. По правилам Православной Церкви Елеопомазание (Соборование) может совершаться только над больными, еще не лишившимися сознания. Удостоившемуся соборования отпускаются грехи: а) происшедшие без его воли и помимо его ведома об их греховности; б) те, которые, возможно, были причиной его болезни – но больной не знал о сем и не считал их грехами; в) те грехи, которые больной считал маловажными, а посему их не исповедал; г) грехи в помыслах, словах или чувствах, исповеданные, но докучающие и после исповеди и Св. Причастия. В Соборовании подается больному сила переносить страдания, излечиваются «душевные корни болезней», т.е. грехи, вызывающие болезни; от Соборования всегда бывает облегчение, а очень часто и полное исцеление. Конечно, как и всё в Православной Церкви, эти благодатные дары подаются не механически, а исходят из св. молитв таинства, из молитвенного подвига болящего и его окружающих, из их веры и желания получить облегчение. Римо-Католическая Церковь также признает это таинство, но по их учению, начиная с XII века, Соборование служит лишь успокоительным напутствием для умирающих, почему и называется у них «экстрема унктио» – «последнее помазание». В этом Римо-Католическая Церковь грешит против апостольского понимания этого таинства. «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14,2)

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, который Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их,»... 169 Эти выдержки особенно ярко указывают на недопустимость понимания слов Апостола Петра в смысле принадлежности священства каждому христианину. В качестве аргумента, на котором основывают возможность получения священства в сектах, используют описания случаев схождения Святого Духа на людей без участия Апостолов. Сектанты, приводя эти моменты, утверждают, что они именно таким образом получили священство непосредственно от Бога. В Деяниях Апостольских описаны случаи схождения Духа Святаго и на не крещенных, но, как это ясно из контекста, описаны особые случаи, когда самим Апостолам давались знамения о необходимости просвещать крещением необрезанных. Особенно важно отметить, что события происходили в присутствии самих Апостолов, которые и могли лично засвидетельствовать истинность происшедшего. 170 Но нет никаких оснований утверждать, что это был дар священства. Очень примечателен случай схождения Святаго Духа на Корнилия сотника и его семью. Есть основания полагать, что оно сопровождалось теми же явлениями (огненные языки и шум) как и в день Пятидесятницы. 171 Но и здесь не говорится о получении даров священства. Нет никаких оснований утверждать, что таким образом непосредственно от Бога, можно получать Дары Святого Духа и, тем более Дары священства. Вышеописанные случаи должны были побудить Апостолов отменить исполнение обрядового закона для прозелитов из язычников. Апостол Павел исполнился Духа Святаго через возложение рук Анании, а Апостолы, бывшие в Иерусалиме, это подтвердили, приняв Павла в общение. 172 Утверждение о том, что посвящает община не имеет оснований в Писании – Апостолы возлагали руки сами, а не община. В ряде сект имеются утверждения о том, что в Апостольские времена не было трехстепенной иерархии, а под наименованием епископ и пресвитер имели в виду одну иерархическую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Необходимость крещения в воде особенно подчеркивается событием крещения Корнилия сотника: «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» 183 . В то время, когда человек видимо погружается в воды крещения, благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, совершая, по слову Спасителя, рождение свыше: «... аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» 184 . Погружение является видимой стороной Таинства, возрождение совершается Духом Святым невидимо . Точно так же, лишь как акцент на одной из сторон христианского крещения, следует рассматривать высказывания о крещении во Христа. В последних стихах Евангелия от Матфея Апостолам дано указание крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Обязательность крещения в воде и крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа вытекает из принципа необходимости соблюдения всего, написанного в Священном Писании Нового Завета. Если в каком–либо месте делается акцент на одной из сторон Божественного установления, наша обязанность, исследовав текст, найти параллельные места и соблюсти весь объем требований по данному вопросу. Православное крещение совершается в три погружения. Основанием для этого является Апостольское постановление, зафиксированное в Правилах Святых Апостолов: «Аще кто, Епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единаго тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 185 Православная Церковь признает не совершившимся крещение, если при этом не совершены три погружения или не произнесены слова о том, что человек крестится «во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Исторические свидетельства в писаниях святых отцов и правилах Соборов указывают на всеобщность в древней Церкви Крещения в три погружения. Исключения были, но это были именно исключения, которые полнота Церкви отвергала.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

непрерывная цепь возложения рук от Апостолов; правильное вероучение о священстве. Необходимость возложения рук. Дух Божий видимым образом сошел на Апостолов в день Пятидесятницы, а потом Апостолы Его передавали, возлагая руки. Это был видимый для людей знак, что тот, на кого возложены руки, получил Духа Святого. Все молящиеся за литургией видели, что Апостолы после соответствующей молитвы, возлагали руки на конкретного человека, получавшего благодать священства. Все это совершалось открыто, вся община видела происходившее и присутствующие были не только участниками совместной молитвы, но и свидетелями происходившего, они знали, что их новый епископ или пресвитер действительно таковым является – правильно рукоположен. Так продолжается непрерывно уж почти две тысячи лет в Православной Церкви. Дары Святого Духа передаются через рукоположение епископов. О передаче Даров Духа Святого через возложение рук говорится в Священном Писании: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго». 154 Это повествование свидетельствует, что апостолы обращались к Богу с молитвой, потом возлагали руки и люди получали Духа Святаго. Обратите внимание – молитва и возложение рук. Дело в том, что Дары Святого Духа, получаемые при возложении рук после крещения (о которых шла речь в вышеприведенном отрывке) отличались от подаваемых при поставлении священнослужителей и именно в молитве содержалась просьба подать соответствующие Дары. Первые диакона были крещены, Стефан был даже исполнен Духа Святаго, но, несмотря на это, на них были возложены руки Апостолов. Это пример отличия Даров Святого Духа, подаваемых в крещении, исполненности Духа Святого от благодати священства. 155

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Особо следует отметить, что в Церкви присутствует Святой Дух, которого нет в миру, отличающийся от духа мира сего: «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». 238 «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». 239 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы, знать дарованное нам от Бога». 240 Проверка возможности присоединения Таинственное членство в Церкви Христовой невозможно увидеть, поэтому рассмотрим критерии, по которым можно определить, есть ли в конкретной христианской общине возможность присоединения. Само собой разумеется, что членом Церкви Христовой может быть только христианин, при этом необходимы: вера во Христа; крещение; получение Даров Святого Духа в Таинстве Миропомазания; прощение грехов в Таинстве исповеди; причащение. Необходимость веры и крещения не вызывает сомнения ни у кого. Ни одна православная Апостольская Церковь не практикует причащение лиц, не приступивших к Миропомазанию, и не исповедавшихся в установленном пора порядке. Главным моментом присоединения является причащение, так как в Писании другие способы присоединения к таинственному телу Церкви не указаны. Церковь, христианская община, секта Каждый, хоть немного знакомый со Священным Писанием, знает, что слово « Церковь » используется там в разных значениях: не только для обозначения таинственного тела Церкви, но и для обозначения христианских общин. При обозначении общин имеется и своя специфика: христиане, живущие в определенном городе или на определенной территории, называются Церковью Ефесской, Смирнской, церквами Асийскими, «все Церкви Христовы» 241 ; небольшая группа христиан – семья, называется домашней церковью 242 . В этом нет никакого противоречия. Просто общины христиан, принадлежащих к телу Церкви, являются ее частями и для их обозначения используется дополнительное определение, указывающее на местность проживания вплоть до очень узкой семейной группы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Потому утверждения о том, что крещение обязательно должно в каждом случае сопровождаться получением особых Даров, противоречит Писанию и историческим фактам в Апостольского времени. То, что имеет место в сектах при Крещении Духом Святым может быть идентифицировано только с воздействием бесов на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии), а человек оказывается вообще некрещенным. Православное учение о получении даров Святого Духа – Миропомазании Апостолы после крещения возлагали руки на новопросвещенных и те получали Дары Святого Духа. Уже сами Апостолы ввели миропомазание, заменившее возложение рук. О Миропомазании упоминается неоднократно: 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 . Его введение имело причины практического характера – со временем число крестящихся увеличилось, Апостолы и епископы были неспособны на всех возложить руки, и, чтобы это таинство могли совершать и пресвитеры, было введено Миропомазание. Миро освящают епископы. В принципе, православный епископ может совершить таинство возложением рук, но это вышло из обихода. То, что получение Даров Святого Духа не является частью крещения, не является крещением Духом и огнем, было рассмотрено выше, здесь же отметим, о каких Дарах идет речь. В крещении человек рождается заново и после этого получает Дары Святого Духа. Необходимость следует из того, что Апостолы сообщали их после крещения всегда. Даже специально были посланы апостолы Петр и Иоанн в Самарию, где они возложили руки на уже крещенных, а ведь те времена не было транспорта и, скорее всего, Апостолы десятки километров шли пешком. В тексте нет ни малейшего даже намека на то, что прибывшие Апостолы совершили крещение: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 197

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Приведя основания католиков из Евангелия, обратимся к писаниям апостольским и рассмотрим из них те места, на которые любят ссылаться католические богословы в доказательство своего учения об исхождении Духа Святого и от Сына. Эти места следующие: Гал.4:6 . «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче». Флп.1:19 . «Ибо знаю, что сие послужит мне во спасение, по вашей молитве содействием Духа Иисус Христова». Рим.8:9 . «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». На основании того, что в приведенных нами местах встречаются выражения: «Дух Сына, Дух Иисуса Христа, Дух Христов» католические богословы делают вывод, будто Дух Святой исходит и от Сына. Спросим поэтому у господ католических богословов: кого они думают обмануть своими произвольными натяжками? Ведь для каждого, даже малообразованного читателя Св. Писания ясно, что во всех приведенных местах под именем Духа Сына и Духа Христова разумеется не третье Лицо Св. Троицы – Дух Святой, а то духовное настроение, которое должно быть свойственно людям, искренно верующим во Христа. Так изъясняет понятие об этом духе св. апостол Павел, когда пишет, что христиане «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче» ( Рим.8:15 ). По объяснению св. Иоанна Златоуста , дух Христов – это есть дух молитвы, дух сильной веры во всемогущество Божие и безусловной всесовершенной сыновней преданности себя воле Бога Отца. Такой дух дается верующим во Христа, такой дух вопиющий: авва, отче и послан был некогда в сердца Галатов. Находить в упоминании об этом духе основание к учению об исхождении Св. Духа и от Сына нелепо. Некоторые малообразованные католики склонны находить основание учению об исхождении Св. Духа и от Сына в следующих словах Евангелия Иоанна: «Иисус сказал им (ученикам): мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Но если кто захочет внимательно вникнуть в вышеприведенные слова Евангелия, то ясно увидят, что в них говорится не об исхождении Св. Духа от Сына, а только о преподании Спасителем Своим ученикам благодати Божией. Так что же? И апостолы преподавали благодать Духа верующим, как об этом повествуется в книге Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:17 ). Неужели же католики на этом основании станут доказывать, что Дух Святой исходит от апостолов, точно также как Он исходит от Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Пусть у инославных будут некоторые Таинства; пусть они имеют право на имя христиан с возникающими отсюда последствиями; пусть они остаются в «ограде церковной» или даже на паперти; но в церковной Евхаристии инославные не участвуют. Господь же сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Правда, и инославные совершают у себя Евхаристию. Но ни мы не можем участвовать в их Евхаристии, ни они в нашей. А Евхаристия и есть именно единение причащающихся со Христом и во Христе между собою. Значит, если мы с ними в Евхаристии разделяемся, которая-нибудь из сторон совершает Евхаристию не истинную. Двух не сообщающихся между собою Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных, быть не может, как не может быть и двух Христов, и двух Церквей. (Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам/ЖМП. 1931) Архиеп. Серафим (Соболев) Если бы инославные христиане и немного отступили от православной веры, все равно мы должны относиться к ним как к отлученным от благодати Святого Духа. Здесь нужно иметь в виду слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ). Когда человек заболевает какою-либо частью своего тела, то и другие части страдают с нею: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» ( 1Кор. 12:26 ), и в итоге весь человек является больным. Поэтому наша Святая Православная Церковь считает то или иное инославное исповедание неистинным и даже недостойным наименования Церкви, хотя бы оно имело некоторые здравые догматические учения. Да, католики в лице своей иерархии сохранили апостольское преемство. В силу этого внутренняя благодать Святого Духа есть здесь. Но она вследствие многих догматических ересей католического исповедания не является здесь спасающей и перерождающей силой. Поэтому католики предоставлены только своим естественным силам в борьбе с грехом и в отношении к стяжанию добродетелей не отличаются от язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Разделы портала «Азбука веры» В католичестве принято считать, что церковь «построена» на Петре и первым папой был также Петр. Считает ли православная церковь подобным образом также? Похожие вопросы 4 Ответа Основа Православной Церкви это Господь и Спаситель наш Богочеловек Иисус Христос. Христос основал Церковь Свою на Кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Также думают и католики, поэтому Вы заблуждаетесь на счёт католической догматики. С православной точки зрения католики придают преувеличенное значение статусу первоверховного апостола Петра, как “начальствующего” в Церкви, а не как “первого среди равных” ошибочно толкуя это место Священного Писания: “и Я говорю тебе: ты – и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ( Мф.16:18 ). Православные абсолютно правомерно указывают, что это указание Христа относится не к самой личности Петра, а к тому исповеданию Христа, которое он Пётр, от лица всех апостолов, произнёс минутой раньше: “ Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” ( Мф16:15–17 ). Основа и полнота Церкви есть Христос, поставленный Богом над нею главою: Еф. 1:22–23 и все [Бог] покорил под ноги Его [Иисуса Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем Тут какие разночтения могут быть среди христианских конфессий… Христос. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 1, вопрос 85: Нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: «основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kto-osnova-pravo...

Следует обратить особое внимание на терминологию инославия, практически в точности копирующую православную, но вкладывающую в понятие причащения другой смысл, а также на то, что они говорят о преломлении хлеба, общей чаше, но не говорят о пресуществлении – глубоко продуманная система сокрытия вероучения. Необходимость принадлежать к Церкви У подавляющего большинства христианских неправославных организаций практически нет сомнений в том, что христианин должен быть членом Церкви Христовой. Но в понятие « Церковь » вкладывается совсем не тот смысл, который оно имеет в православии. Поэтому вопрос о принадлежности к Церкви имеет две стороны: что такое Церковь . почему нужно быть членом Церкви; Содержание термина Церковь Мы должны знать, что само название Церковь не введено людьми, а дано Богом и его нужно понимать так, как того хотел Христос и учили Апостолы. В Священном Писании слово « церковь » употребляется в разных значениях. С одной стороны, имеется в виду храм ветхозаветный, общество верующих, живущих на определенном месте, а также совокупность всех верующих во Христа. Именно на этом понятии мы и остановимся. Все христиане, живущие на земле и преставившиеся к вечной блаженной жизни, сподобившиеся райского блаженства, составляют Вселенскую Христову Церковь . На земле она имеет определенную организационную структуру в виде Поместных Апостольских Церквей. Но все люди – живые и умершие составляют единую духовную общность, в которую они объединены через веру, Крещение и Причащение. О Крещении, как вводящем в Тело Церкви пишет Апостол Павел: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». 225 Состав Тела Церкви описан в посланиях Апостола Павла: «... и поставил Его выше всего, главою Церкви которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». 226 «И Он есть глава тела Церкви;»... 227 «... Тело Его, которое есть Церковь ,»... 228 «И вы – тело Христово, а порознь – члены». 229 «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?». 230

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010