Суть дарований Духа Святого можно уяснить из пророчества Исайи о Мессии: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится». 198 Каждый лично заинтересован в получении таких важных Даров. Иногда верующие через это возложение рук получали и особые Дары Духа Святаго, выражавшиеся в даре пророчества, языков 199 . Но эти дары не носили всеобщего характера, что особенно важно отметить, так как существуют секты, считающие, что крещение происходит только Духом и обязательно проявляется в особых Дарах: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственые, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители; Все ли Чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 200 . На это место следует обратить внимание – особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Способ проверки получения Даров По сути, необходимо проверить, имеет ли человек, заявляющий о подаче Даров Святого Духа Апостольское преемство. Способ проверки наличия Апостольского преемства рассмотрен выше. Дополнительно следует выяснить, о каких Дарах Святого Духа идет речь – пусть сам проповедник без наводящих вопросов перечислит подаваемые Дары и укажет, на каких местах в Писании основывается их получение. Эти места можно потом сверить с контекстом и параллельными местами. Никогда не нужно спешить принимать серьезное решение, лучше повременить и все досконально проверить. Можно получить не дары Святого Духа, а в человека может вселиться дух бесовский или может оказаться, что диавол окажет какое–либо воздействие на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии). Православное учение о получении прощения грехов Прощение грехов мы получаем при исповеди. Это Таинство. О прощении грехов говорил Сам Христос, когда отдельно дал Апостолам Дары Святого Духа прощать грехи: «Сказав это, дунул, и говорит им; приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». 201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Тем не менее, все-таки мы подвергаем некоторому историческому анализу разные исторические наслоения в этом чине, как и в других чинах, выделяя здесь католическое влияние. Но все-таки мы должны помнить, что здесь есть влияние евангельского слова. Господь в Евангелии говорит: кому простите, тому простятся, кому оставите, тому оставятся. Видно, что католическое понимание таинства восходит именно к той установительной форме, которая дается в Евангелии, а оттуда как бы продолжает силу этого таинства. Конечно, сейчас мы ничего не можем тут менять, не можем ничего подвергать сомнению, но должны помнить, что православное понимание таинства состоит не в магическом употреблении власти, а в молитве и любви, в вере. Не так важно нам помнить, что «я властью Его мне данною, прощаю и разрешаю»; тут упор делается на преемство апостольской власти. Гораздо ближе нам православное понимание таинства, когда священник читал молитву, но в основном он именно молился; ему была дана эта власть, и он ее использовал, молясь. Но в наше время это таинство подвергается вновь очень сильной деформации, и понимание его очень сильно меняется под влиянием разных трудностей времени. Мы часто оказываемся лицом к лицу с тяжелой проблемой: что же будет дальше, если так пойдет, и что можно исправить. И надо сказать, что исправить что-либо очень трудно, потому что время такое сейчас скорбное, духовно трудное, когда покаяние как бы теряется человечеством. Люди перестают понимать, что значит каяться. Соответственно этому как бы уходит постепенно и таинство покаяния из жизни христианской.  04.05.94. Лекция 22. Таинство Елеосвящения Сегодня мы переходим к следующему таинству, — таинству елеосвящения. Вы помните, что таинство созидает жизнь человека: крещение, в котором человек рождается для новой жизни; миропомазание, таинство брака, в котором созидается семья; таинство покаяния, где отпавший от Церкви человек вновь возвращается в нее. И вот, — таинство елеосвящения. Оно имеет некий сходный смысл с таинством покаяния. Об этом лучше всего говорится в Послании ап. Иакова, где апостол заповедует нам совершать это таинство: «Болен ли кто из вас, путь призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит Его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

То есть, «откровение Худиева» учит: того, кто признает Христа Господом и творит добрые дела, Христос не отвергнет. А Сам Христос в Евангелии описывает как раз сцену, когда Он отвергает тех, кто и признает Его Господом, и делал добрые дела при жизни - ведь освободить бесноватого от власти беса, безусловно, доброе дело. Неужели эти слова в издании Библии, которым пользуется Сергей Львович, написаны мелким шрифтом? Настолько мелким, что он не смог их прочитать? А есть ведь в Новом Завете и другие слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9). Не так ли поступили святые отцы в отношении католиков? Когда предстоятели Римской Церкви стали благовествовать не то, что благовествовали апостолы - в частности, заблуждение о Троице (filioque), заблуждение о Теле Христовом - Церкви (что она будто бы имеет главой не Христа, а смертного человека - папу римского) и другие заблуждения, то их отсекли от общения как еретиков. Чтобы не показаться голословным приведу всего одну цитату в подтверждение. Это из окружного послания восточных патриархов от 1848 года: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики». Между тем апостол Павел ясно пишет: «предающийся... ереси... Царствия Божия не наследует» (Гал. 5:21-22). Неужели и это в Библии Худиева напечатано мелким шрифтом? Сколько ни смотрел я изданий Нового Завета, везде приведенные выше слова напечатаны таким же шрифтом, как и все остальное. Сергей Львович, как мы видели, пытается убедить нас в том, что будто бы «Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/16/...

Учитель Церкви Тертуллиан Карфагенский (II век), также указывает на необходимость Священного Предания. «Итак, – пишет он, – не надобно беспрерывно прибегать к Священному Писанию ... где мы увидели истинную веру, истинное учение христианства, там, без сомнения, обретаются и истинное Писание, и истинные толкования, и истинные христианские предания» 101 .Духовный мыслитель III века Ориген , отмечая сугубую важность Священного Предания, пишет: «Мы должны хранить церковное учение, преданное от Апостолов через порядок преемства и пребывающее в Церквах даже доселе: только такой истине должны веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и Апостольского Предания» 102 . Православному христианину пристало во всем следовать Слову Божию, которое в нужной для спасения полноте раскрывает святая Церковь Христова, и удаляться от всякого человека, поступающего по преданию человеческому ( Кол. 2, 8 ), а не Преданию Апостольскому ( 1Тим. 6, 20 ; 2Тим. 1 , 13). 3. О вере и добрых делах «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Вера без дел мертва! Не делами ли оправдался Авраам, отец наш» ( Иак. 3, 19–21 ). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк. 6, 46 ). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф.  7, 21). Пятидесятничество, как и прочие протестантские направления, учит о спасении человека исключительно верою. Это учение было сформулировано М.Лютером в полемике с Римо-Католическая Церковью, исповедующей спасение делами. На протяжении веков Католическая Церковь учила верующих, что добрые дела, совершаемые ими, освобождают от пребывания в чистилище, а очистительная жертва Иисуса Христа – таинство Крещения – снимает с человека первородный грех . За личные грехи, соделанные после крещения, человек должен сам принести Богу удовлетворение посредством добрых дел. Если же он такового не принесет, то ему предстоят очистительные страдания в чистилище. Таким образом, дела нужны не для самого спасения, а для освобождения от временных страданий в чистилище.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Что же касается упоминания о ключах Царства Небесного и праве вязать и решить, то здесь, в лице ап. Петра Господь даёт обещание всем апостолам, – тем более что в том же Евангелии от Матфея, несколько позднее ( Мф. 18:18 ), Он повторяет то же самое обещание и в тех же выражениях по отношению ко всем ученикам; а после Своего воскресения Христос исполнил это обещание, сказав всем ученикам: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20: 22–23 ). Теперь обратимся к тому месту в Евангелии от Иоанна, на которое католики ссылаются, пытаясь доказать Богоустановленность главенства ап. Петра над прочими апостолами. В 21 главе Евангелия от Иоанна ( Ин. 21:15–17 ) мы читаем: «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр говорит ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». В этих словах католики видят исполнение Господом того обетования, которое дано было Им прежде ап. Петру, то есть предоставление Петру власти и главенства в Церкви, причём под овцами они понимают апостолов, а под агнцами – остальных верующих. Слова Спасителя, записанные в Евангелии от Иоанна, были произнесены вскоре после воскресения, то есть тогда, когда ап. Пётр всё ещё находился под тяжёлым гнётом своего малодушия и отречения от Христа. Необходимо было не только для него, но и для других учеников, восстановить его в прежнем апостольском достоинстве. Это восстановление и совершилось в этой беседе. Слова «любишь ли ты Меня больше, нежели они?» служат напоминанием самонадеянных слова Петра – «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33–35 ) и «Господи, с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти» ( Лк. 22:33 ).Троекратный вопрос «любишь ли ты Меня?» соответствует троекратному отречению Петра, которого, при этом Господь уже не называет Петром, а прежним именем «Симон». То, что Пётр опечалился после третьего вопроса Господа – было бы совершенно необъяснимо, если допустить, что здесь идёт речь о предоставлении Петру, главенства и наместничества. И, наоборот, печаль эта вполне понятна, если ап. Пётр усмотрел в словах Господа напоминание о его отречении. И дальнейшие слова Спасителя трудно примирить с главенством ап. Петра. Следуя за Учителем и увидав Иоанна, ап. Пётр спросил: «а он что?» и в ответ услышал: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мной». Трудно предположить, чтобы Спаситель сказал так тому, кого Он назначил Своим наместником и князем апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXIX. Как пресвитера Вигхерда послали из Британии в Рим для посвящения в архиепископы и как письмо, посланное папой, известило о его кончине В то время благороднейшие короли англов, Освиу из Нортумбрии и Эгберт из Кента, держали между собой совет относительно состояния английской Освиу, хоть и обученный скоттами, ясно сознавал, что Римская церковь является католической и апостольской, поэтому с одобрения святой церкви народа англов короли избрали священника по имени благого мужа, достойного епископского сана, и одного из клириков епископа Деусдедита, и отправили его в Рим для посвящения в епископы с тем, чтобы, став архиепископом, он мог бы посвящать католических епископов во всей Британии. Вигхерд достиг Рима, но скончался прежде, чем его успели посвятить; вот письмо об этом, посланное королю Освиу в Британию: «Славнейшему господину, сыну нашему Освиу, королю саксов-епископ Виталиан, раб рабов Божьих. Получив приветственное письмо Вашего Величества, мы узнали об искреннейшем вашем желании и пылком стремлении к жизни вечной. Мы знаем, что охранительной десницей Божьей вы приведены к святой и апостольской вере, и надеемся, что вы и впредь, как сейчас, будете править вашим народом со Христом. Поистине, благословен народ, удостоенный короля столь мудрого и служащего Богу; ведь вы не только сами служите Богу, но и трудитесь денно и нощно над приведением всех ваших подданных к католической и апостольской вере для спасения вашей души. Кто не возрадуется, услышав столь добрые новости, и кто не возликует от столь ревностных усилий? Народ ваш уверовал в Христа, который есть Бог Всемогущий, как написано у Исайи: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся И далее: «Слушайте меня, острова, и внимайте, народы И немного спустя: «Мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов И снова: «Цари увидят, князья встанут и И сразу после этого: «Я сделаю тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: И еще: «Я, Господь, призвал тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить тебя, и поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме-из Как видите, славнейший сын, здесь яснее дня предсказано, что не только вы, но и все ваши народы уверуют во Христа, Создателя всех творений.

http://sedmitza.ru/lib/text/440736/

3). В 21 главе Евангелия Св. Иоанна рассказывается, как однажды Иисус Христос, по воскресении из мертвых, явился семи ученикам, ловившим рыбу на море Твериадском. Давши им чудесный улов рыбы, Он пригласил их обедать, и во время трапезы обратился к Петру с такими словами: «Симон Ионин ! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр отвечал: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус сказал: паси агнцев Моих. Затем опять спросил его: Симон Ионин, любишь ли Меня? Петр смазал: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И Господь опять сказал: паси овец Моих. Наконец в третий ран спросил: Симон Ионин! любишь ли Меня. Петр опечалился, что Он в третий раз спрашивает – любишь ли Меня, – и с волнением отвечал: Господи! Ты все знаешь, – Ты знаешь, что я люблю Тебя. Господь еще раз сказал: паси овец Моих, а затем предсказал Петру о предстоящей ему в старости мученической кончине (ст. 15 и 18). В этой беседе Спасителя с апостолом Петром римские богословы также видят указание на особенные преимущества, данные Петру, будто Господь вверил ему здесь верховную власть над всею церковию, как над простыми верующими – агнцами, так и над самыми пастырями овцами. Непредубежденный же здравый смысл и древние учители церковные согласно признают, что Христос в этой беседе хотел растрогать совесть апостола Петра, омраченную бывшим падением, возбудить его к покаянию, и затем утешить его, и в присутствии других апостолов возстановит в апостольском достоинстве. Троекратным вопрошением «любишь ли меня», Христос видимо хотел напомнить Петру о его троекратном отречении (В первый раз Христос спрашивает, не просто любишь ли меня – но любишь ли меня более других учеников: это напоминание, Петру о том, как он когда то уверял, что если и все ученики соблазнятся и оставят Господа, он пойдет с ним в темницу и на смерть). Так и подействовали эти слова на Петра, ибо когда Господь спросил его в третий раз, Петр опечалился, конечно от того, что вспомнил о своем падении. Троекратным повторением паси агнцев и овец Моих Господь возстановлял Петра в его апостольском звании; здесь нет никаких особенных преимуществ, а только та власть, которая дана и всем другим апостолам и от них передана пастырям церковным: пасти стадо Божие ( 1Петр. 5 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В словах и «от Сына» сектанты, вместе с лютеранами, исповедуют и очевидно для всех ересь, ибо Сын Божий и Св. Дух, будучи одинакового существа и достоинства с Богом Отцем, отличаются от Него теми личными свойствами, что как Сын Божий предвечно рождается от одного Бога Отца, так Дух Святой от одного лишь Отца предвлчно исходит, о чём учит Сам Спаситель: «Когда же прийдет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Но в то время, когда Сам Христос учит, что Дух истины от Отца исходит, сектанты еретичествуют, что Он исходит и от Сына, потому только, что эту ересь для них напечатала петербургская лютеранская консистория. 159 В словах: «во единую, святую, христианскую и Апостольскую церковь лютеранская консистория, а с ней и сектанты опять допустили намеренное искажение никеоцареградского символа, где сказано: .«во единую, святую, соборную и апостольскую церковь ». Здесь не без цели сектанты слово «соборную» заменили другим словом – «христианскую»: отвергая вселенские соборы, как выражение веры всей Христовой церкви, они и не могут исповедывать церковь «соборную», а исповедуют какую-то церковь «христианскую». Но спрашивается, какую же? католическую, лютеранскую, англиканскую, менонитскую, баптистскую, коптскую или какую-либо иную? Ведь каждая из этих церквей может быть названа «христианской», так как их члены веруют, хотя и превратно, во Христа, Какую же из названных церквей исповедуют сектанты? Вероятно, они и сами того не знают, как к сожалению, не знают и того, что, отделившись от Православия, они отделились от истинной Христовой «соборной» перкви, где важнейшие вопросы веры решались собиравшимися на соборы представителями всей вселенской церкви, по примеру самих св. апостолов ( Деян. 15 глава), – той церкви, которую не только человеческие заблуждения, но и врата ада самого не одолеют ( Мф.16:18 ), ибо Сам Христос обещал быть с ней всегда «во все дни, до скончания века» ( Мф.28:20 ). 160 Эти слова благословения принадлежат св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе сравнение: стали близко, как близки члены одного семейства и между собою и с главою. Это сравнение слышится в словах Апостола ( Еф. 2:19 ): «вы … свои Богу», т. е. как бы домашние, к одному семейству принадлежащие. Еф. 2:20–22 . Третье сравнение: стали близко, как близки части здания и друг к другу и к живущему в нем. Это сравнение проводит Апостол, говоря об язычниках; вы уже не чужие «быв утверждены на основании апостолов и пророков, имя Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание (церкви), слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Т. е. вы спасаетесь так же верой апостольской и пророческой, имеете того же начальника и правителя Иисуса Христа, от которого все верующие получают силу и освящение, все таинства и дары Св. Духа, и возрастают в храм и в жилище Божие. Нарочитого примечания в этом отделении заслуживают апостольские слова: «Упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» ( Еф. 2:15 ). Какой закон заповедей и каким учением упразднил Господь? Закон ветхозаветный с его многочисленными заповедями упразднил Господь своим новозаветным учением «о спасающей вере». Сие упразднение нужно понимать, однако же, не в смысле разорения – ибо не разорить, а исполнить закон приходил Господь, – а в смысле заменения его высшим и лучшим законом, который не повелевать только умел и предписывать разные заповеди, но и силы благодатные сообщал к исполнению (Златоуст, Феофилакт). Здесь следует припомнить слова евангелия, что если закон дан чрез Моисея, то благодать и истина чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:17 ). «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:20 ). Уместно здесь заметить, что если Христос есть краеугольный камень, на котором создана Церковь , то было бы великим заблуждением провозглашать таковым камнем какие-либо другие личности – как это делают, например, римские католики – по отношению к личности Св. Ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Господь даровал им «некоторую власть и духовную благодать» (Феофил. и Злат.) и это действие имеет целью удостоверить апостолов, что они лично от Него поставлены и посвящены на служение Ему и делу Его в мире. – Конечно, в сем действии Господа невозможно без предвзятой мысли видеть, как видят римские католики, доказательства, что Дух Святой от вечности исходит и от Сына. – Кому простите грехи и пр.: после Петрова исповедания Господа Мессией Господь обетовал дать ему ключи Царствия Божия и власть вязать и решить грехи ( Мф. 16:19 ), ему, как представителю всего апостольского лика, от которого и выражено было Петром сие исповедание. Теперь, по совершении Своего дела Мессии, Господь исполняет Своё обетование и действительно дарует сию власть всем апостолам (не исключая, конечно, и отсутствовавшего Фомы, как принадлежавшего к лику апостолов), утверждая её дарованием им благодати Святого Духа. Господь именно сию власть дарует апостолам, так как в ней содержится сущность всего апостольского служения, как служения, содействующего усвоению дела Христова в мире, где могут быть и верующие, достойные отпущения грехов по вере, и – неверующие, которым не могут быть отпущены грехи по неверию их (см. прим. к Мф. 16:19 ; ср. Мф. 18:18 ). 24. Ин. 20:24 . Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Ин. 11:16, 14:5, 21:2 ; Мф. 10:3 . 25. Ин. 20:25 . Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. Ин. 20:20 ; Пс. 21:17 . Фома – Близнец: см. прим. к 11:16. – Не был тут с ними: случайно или намеренно, прямо не говорится. Сколько можно судить по некоторым обнаружениям характера Фомы (11:16; 14:5), смерть Учителя произвела на него особенно сильное впечатление; в нём последовал более сильный, чем у других, упадок духа и тяжёлое уныние (ср. Лк. 24:21 ), и это отчуждение, в котором он держался от прочих учеников в день воскресения, вероятно, стояло в связи с этим впечатлением и настроением его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010