Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам, ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:10,14 ). Какая чудная вода! Женщина: не понимает хорошо, о чем говорил незнакомец. Но она просит этой необыкновенной воды. Когда же говоривший с нею человек показал ей, что он знает всю ее жизнь, женщина воскликнула: Господи, вижу, яко пророк еси ты ( Ин.4:19 ). Нашла неожиданно женщина сокровище – пророка. Но не пророк только был пред нею и говорил с нею, а Господь Бог в образе человека. Это ей и было открыто. Вем, говорила самарянка, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся, что касается боговедения и богопочтения. На это ответил ей Господь Иисус Христос: Аз есмь, глаголяй с тобою ( Ин.4:25,26 ). Когда женщина возвестила в городе о своем обретении, то «многие самаряне из города того уверовали в Него, т.е. Господа Иисуса Христа, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин.4:39–42 ). Вот самаряне не искали, а неожиданно нашли сокровище, веру в Господа Иисуса Христа. С великою радостью они скрыли до времени это сокровище в сердце своем. А когда раздалось у них благовестие святых Апостолов о царстве Христовом, то самаряне с радостью покупали поле, в котором обреталось сокровище, т.е. вступали в Церковь чрез двери крещения ( Деян.8:5–25 ). Но вот приспела пора благовестия о Божием царстве и язычникам. Уже при Апостолах слово о Христе Спасителе разнеслось по разным местам языческого мира. Многие из обитателей их оставляли свои религиозные суеверия и принимали веру во Христа, крестились и становились членами духовного тела Христова, Церкви. Положим, что исполнялось с точностью провещание пророка Божия Исаии: «Я открылся, говорил Господь Бог, не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшее Меня: вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» ( Ис.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Можно догадаться: упрямство и слепота фараона не просто у него в сердце! Он – человек своего времени, человек своего народа! Может быть, всем им присуще это упрямство и жестокосердие! Скорее всего, фараон, столь твердо и непреклонно противостоящий Богу евреев, требовал и от своих подданных такого же поведения, да и подражали ему наверняка! Но вдруг все стали колебаться: страх напал на них от таких слов Господа, потому что Его слова всегда исполняются! Сколько еще нужно казней?! Было уже и пять, и шесть, и семь! Начинается страх, начинается паника среди окружения фараона. Исх.9:21 . «А кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле». Вот как важно вовремя обратить свое сердце к словам Господа! Ты можешь сократить не только свою жизнь, но и жизнь людей, которые тебе доверены Богом! Прежде всего, это твоя семья. Ведь все несчастья в жизни наших детей входят в их судьбу через наши прегрешения. Сказано: «Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (см.: Исх.20:5 )! Но когда родители проявляют внимание, преклоняют и обращают сердце к слову Господнему, то это оборачивается благословением для их чад. Или, например, представим приход какой-нибудь: если священник вполне преданно служит перед Господом, будут великие благословения! Они обязательно будут, если он со Словом Божиим будет сверять свою церковную политику и действия на приходе! А если человек будет отходить от Божественных принципов, то и приходская жизнь может пошатнуться! Посмотрите 2-ую и 3-юю главы Книги Откровения Иоанна Богослова – там Господь дает разным Церквам очень серьезные предостережения! Это христианские Церкви, это Церкви, в которых были даже святые епископы, такие как Поликарп Смирнский или апостол Тимофей. И когда в Церквах обнаруживались какие-то проблемы, Господь всегда об этом говорил! Исх.9:21–22 . «А кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле (какая беспечность! – О. С.). И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.13:43 .  Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их [или: своего]. В настоящей жизни свет святых сияет перед лицом людей, а после кончины мира праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Мф.13:44 .  Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. В затруднении от часто встречающихся неясностей в притчах мы выступаем с краткими толкованиями, так что собственно кажется, будто мы от одного способа толкования переходим к другому. Названное здесь сокровище, в котором скрыты все сокровища мудрости и знания, есть или Бог-Слово, скрытый в плоти Христа ( Кол.2:3 ) или же сокровищница Св. Писания, в которой заключается познание о Христе-Спасителе; и если кто найдет Его в ней, тот должен презреть все выгоды этого мира, чтобы иметь возможность возобладать Тем, Которого открыл. А следующее затем: «Нашедши которое человек скрывает " 287 говорится не в том значении, что человек делает это по зависти, а в том, что он по страху желающего сохранить и боящегося потерять скрывает в своем сердце Того, Которого предпочел своим прежним богатствам. Мф.13:45–46 .  Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Здесь другими словами говорится то же, что и выше [сказано]. Хорошие жемчужины, которых ищет поверенный торговца, это – закон и пророки. Слушай, Маркион! Слушай, Манихей! Хорошие жемчужины суть закон и пророки, и познание Ветхого Завета (v. instrument!). Но самая драгоценная жемчужина одна: это познание о Спасителе, священнодействие Его страдания и тайна Его воскресения. Когда ее найдет купец, – человек подобный апостолу Павлу, – то начинает презирать все тайны ветхозаветного закона и пророков и прежние предосторожности и предписания, в которых жил невинно, как будто какую нечистоту и отбросы, чтобы приобрести Христа 288 . Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.22:3 . и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. «Звать званных»: следовательно, эти званные званы уже были прежде, т.е. предуведомлены, что у царя в известное время будет брачный пир и они приглашаются участвовать в нем; звание же теперь чрез рабов есть приглашение на приготовленный уже пир. Иудеи действительно были предварены законом и пророками об имеющем открыться Царстве Мессии и призываемы были ими к участию в нем потом, когда открывалось сие царство Мессии; иудеи званы были к участию в нем «Иоанном, который всех посылает ко Христу, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ); потом – самим Сыном, Ибо Он говорит: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» ( Мф.11:28 ), и еще: «если кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин.7:37 ). Он их звал не одними только словами, но и делами» (Злат.). – «И не хотели прийти»: конечно, не все не хотели, – многие поверили Иоанну и уверовали во Христа; но здесь говорится вообще о большинстве народа, так как вообще говорится, что иудеи отвергли Христа, хотя многие из них уверовали в Него. Мф.22:4 . Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я при­готовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. «Послал других рабов»: по связи речи здесь под этими другими рабами можно разуметь апостолов, которые, исполнившись Святого Духа, были свидетелями о Евангелии в Иерусалиме и во всей Иудее, по обетованию Господа ( Деян.1:8 ). Они снова торжественно призывали званных уже ранее иудеев в открывшееся царство Христово, когда, по приточному выражению, обед был уже приготовлен совсем. Мф.22:5–6 . Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. «Пренебрегши то»: презрев приглашение царское, званные выказали тем самым презрение к звавшему царю. – «На поле свое – на торговлю свою»: они так были погружены в своекорыстные расчеты, что из-за них пренебрегли царским приглашением. Так привязанность к мирским благам отклоняет от удовлетворения высшим духовным потребностям. Мирские, своекорыстные расчеты удерживали иудеев, в лице их представителей, от вступлений в царство Христово. «Но не это одно худо, что они не пришли. А вот что всего безрассуднее и ужаснее, – они пришедших весьма худо приняли, наругались над ними и убили... они убили Стефана, умертвили Иакова и наругались над апостолами» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.24:15 .  Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, -читающий да разумеет. Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: «А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9, 27 ). Об этом и апостол говорит ( 2Фес. 2, 3–8 ), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. «Мерзостию» же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол. Мф.24:16–18 .  Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Под мерзостию запустения можно понимать и всякое превратное учение (dogma). Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то есть в Церкви, и показывающим в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, то есть, оставив убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, от которых чудно блистает Бог ( Пс. 75, 5 ) 552 и пребывать под тем кровом и в том жилище, в которое не могут достигнуть огненные стрелы дьявола ( Пс. 115, 5 ), 553 и не сходить и не брать ничего из дома нашего прежнего пребывания, и не искать того, что осталось позади нас, но предпочитать сеяние на поле духовных Писаний, чтобы получить с него плоды, и не брать с собой другой одежды, иметь которую апостолам воспрещается. – Относительно этого места, то есть относительно «мерзости запустения», предсказанной Даниилом пророком и стоящей на месте святом, Порфирий наговорил против нас много хульного в тринадцатом свитке своего произведения. Ему возразил Евсевий, епископ Кесарийский, тремя свитками: восемнадцатым, девятнадцатым и двадцатым. Аполлинарий [Apollinaris, или Apollinarius] также писал весьма полно; он более, чем достаточно позаботился в одной книге разрешить тот вопрос, о котором спорили в столь многих тысячах стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На мой взгляд, подобная проповедь не может быть помещена в тринадцатую главу Евангелия от Матфея, в которой Христос рассказывает Своим ученикам, как надо искать Небесное Царство: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле это. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 44-46). Особенность этого текста еще и в том, что он говорит не только о том, как человек должен жаждать Царства, но и о том, как само это Царство ищет человека. Так Христос оставил все, что имел у Отца, обнищал до положения странствующего плотника и преданного учителя – чтобы найти для Своего Небесного Царства несколько жемчужин в человеческих душах… Не это ли – та «тайна Царствия Небесного» (Мф. 13,11), которую дано было знать апостолам, и которую не знали внешние, видевшие на Небесах только Закон? Буддист же скажет христианину: за то, что ваш Бог стремится ко спасению людей, а вы стремитесь к вашему Богу, за это и вы, и ваш Бог как раз и обречены на карму существования и до Нирваны вам, невеждам, еще медитировать и медитировать… Не только Бога, но и Нирвану нельзя искать с желанием. «Нирвана не для тех, кто ее жаждет, ибо непременным условием любой Нирваны является полное отсутствие желания», – предупреждают буддистские тексты 1020 . Нирвана – это остановка всякой деятельности сознания. Мысль о Нирване, поскольку она есть мысль и движение сознания, уже становится между бездеятельной пустотностью и разумом, мечтающим погасить самого себя. Христианин «пробуждается» от «окамененного нечувствия» к деятельности, дабы «восходить от славы в славу» и «истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Буддист «пробуждается», чтобы более ничего не делать никаким движением мысли или чувства. Некий мудрец Сараха так описывает цель пробуждения: «Когда разум связан, он порывается блуждать во всех десяти направлениях. Если его развязать, он пребывает недвижимым. Я понял, что он также хитер, как верблюд» 1021 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Наконец, притча толкуется применительно к духовной жизни каждого конкретного человека. В этом случае она указывает на то, как праведность и добродетельная жизнь постепенно начинают приносить в человеке плоды, которых он, может быть, и не замечает: [% " Произвести зелень», конечно, означает начать делать добро. Стебелек переходит в колос, то есть, зародившись в душе, добродетель возрастает в делании добра. В колосе созревает «полное зерно»: добродетель укрепилась настолько, что становится постоянной и совершенной. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва 115 . О том, что притча о семени в земле указывает на Божий суд, которым завершится история человечества, свидетельствует наличие в ней образов серпа и жатвы. Об этих образах, восходящих к книге пророка Иоиля ( Иоил. 3:12–15 ), мы говорили, рассматривая притчу о плевелах на поле. Многообразие толкований не заслоняет от нас тот очевидный факт, что, как и притчи о сеятеле и плевелах, данная притча имеет христоцентричный характер. Вслед за ними она говорит об Иисусе и Его миссии на земле. Эта миссия предварялась проповедью пророков и Иоанна Крестителя, а продолжаться будет в проповеди апостолов и их преемников вплоть до последнего суда, на котором Он же будет собирать плоды того, что посеял на земле. Так в нескольких строках представлена вся будущая история христианства. 4. Горчичное зерно Притча о горчичном зерне продолжает серию притч, в которых основным образом является семя. Эта притча имеется у трех синоптиков: у Матфея и Марка она завершает поучение из лодки, у Луки стоит особняком. Приведем притчу по версии Матфея: Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Мф. 13:31–32 ). В версии Марка притча начинается с вопросительного предложения, за которым следует сам рассказ. При этом у Марка отсутствует человек; весь процесс описан так, будто он происходит без участия человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не ясно ли, что дьявол и бесы – существа реальные, вполне аналогичные каждой индивидуальной особи. Дальше мы видим: Сатана в течение 18 лет мучил несчастную недужную, скорченную женщину 47 . Сатана просил, чтобы сеять апостолов, как пшеницу 48 . Христос видел сатану, спадшего с неба, как молнию 49 . Господь учил, что существует целое царство злых духов, что дьявол, злобный князь сего царства, имеет слуг, своих ангелов; что есть Веельзевул – князь бесовский 50 что дьявол – есть князь мира сего 51 ; что дьявол и ангелы его действуют единодушно, не препятствуя друг другу, а поддерживая друг друга в деятельности ко вреду людей 52 . Объясняя притчу своей о плевелах в поле, Христос сопоставляет дьявола с действительными существами, с реальными предметами, с Самим Собой, с добрыми и злыми людьми; с ангелами, с миром. «Поле есть мир, – говорит Господь: доброе семя – это сыны царствия; а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы – суть ангелы» 53 . «Ко всякому, слушающему слово о царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его (слово Божие) 54 . Возможно ли допустить, чтобы недействительное существо, а какое-то олицетворение зла, идея, был сопоставлен Господом с существами действительными, и чтобы ему усвоялось такое важное и реальное участие в судьбах мира и человека? А как наглядно и очевидно учил Господь наш Иисус Христос о злых духах, когда исцелял бесноватых. Как поразительно при исцелении их открывалось наглядное быть злых духов и их зловредное влияние на людей. Необходимо иметь в виду, что никогда Господь не высказывал мысли, что беснование – болезнь естественная. Везде виновниками беснования Он признает бесов и не только изгоняет их Сам 55 , но и апостолам Своим дает власть изгонять их 56 . И это была не фикция, не отвлеченность, не аллегория, ибо апостолы, возвратившись с проповеди , с радостью говорили Господу: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» 57 . Божественный Спаситель мира признал истинность слов апостольских, дав ученикам своим на приведенные выше слов такое наставление: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Но скажите по совести: так ли вы обращаетесь с другими вещами, которые вас интересуют? 3. Если вы имеете поле, не обрабатываете ли вы его с утра до вечера, не удобряете ли, не пашете ли, не сеете ли? С какой заботливостью вы печетесь обо всем, что есть в вашем доме? Сколько раз вы посещаете свои житницы, чтобы там ничего не пришло в беспорядок, не затерялось, не испортилось? Ваша бережливость простирается даже до ничтожного огарка свечи. A душа — это Божье поле , Божье здание, Божий храм оставляется вами в крайнем небрежении! Не безумно ли так много заботиться о том, что куплено ценой крови Сына Божьего? Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (Марк. 8:36 ). О высоком достоинстве нашей души “ Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ” (ст.16). Как низко иные лжеучители ценят душу человека! Но не так ценит ее Слово Божье, не так говорит о ней Дух Святой, устами апостола: текст! 1. Откуда мы узнаем это достоинство? Наша душа создана Богом Отцом, искуплена Богом Сыном, освящена Богом Духом Святым. В этом заключается ее величайшее достоинство. а) Она создана Богом . а. “Человек! ты образ, нарисованный самим Богом ; ты начертан великим Художником и Живописцем.” Высоко ценят произведение искусства, нарисованное кистью знаменитого художника. Не нужно ли высоко ценить душу уже потому, что она происходит от Самого Бога? b. Если художник трудится с особенным старанием, то говорят: он выразил в своем произведении свою душу. Но наша душа сотворена Богом непосредственно, по образу Божию; она есть Божье дыхание. Как велико ее достоинство?! с. Земля, солнце, звезды суть прекрасные творения Божьи. Но они — преходящи, следовательно, не имеют такого достоинства, как бессмертная душа. б) Она искуплена Богом Сыном . а. Его слезами . Он плакал. Α о чем плачут, то дорого. b. Его потом. Для спасения души Он обливался кровавым потом на горе Елеонской. с. Его кровью. “Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но сам Бог был ценой нашего выкупа.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но теперь храни себя, и Господь всемогущий и милостивый даст врачевание от прежних грехов, если на будущее время не осквернишь плоти своей и духа. Ибо оба сопричастны друг другу, и одна без другого не оскверняется. Итак, и то и другое сохраняй чистым, и будешь жить с Богом». Подобие шестое. О двояком роде людей сластолюбивых и о наказаниях их I. Когда я, сидя дома, прославлял Господа за все то, что видел, и помышлял о заповедях, что они прекрасны, тверды, почтенны и сладостны и могут спасти душу человека, то я говорил в себе самом: «Блажен буду, если буду поступать по этим заповедям; и всякий, кто будет поступать по ним, будет блажен!» Когда я говорил так сам с собою, вдруг вижу, что Пастырь сидит возле меня. И говорит он мне следующее: «Что раздумываешь о заповедях моих, которые я тебе преподал? Они прекрасны, нисколько не сомневайся; но облекись верою в Господа, и будешь исполнять их, ибо дам тебе для них силы. Заповеди эти полезны для тех, которые хотят покаяться; если не будут поступать по ним, то тщетно будет их покаяние. Итак, вы, кающиеся, отжените от себя лукавства этого века, вас погубляющие. Облекитесь же во всякую добродетель, чтобы вы могли соблюсти эти заповеди и ничего не прибавлять к грехам вашим. Ибо если снова не будете грешить, то загладите прежние грехи. Поступайте по заповедям моим и будете жить с Богом. Все это мною сказано вам». После этих слов он говорит мне: «Пойдем на поле, и я покажу тебе пастухов овец». «Пойдем, господин», – говорю я. И пришли мы на некоторое поле, и там он показал мне молодого пастуха, одетого в богатые одежды багряного 536 цвета; стадо его было многочисленно, и овцы были в неге и довольстве и, весело прыгая, бегали туда и сюда. И сам пастух радовался от своего стада и с веселым лицом ходил около овец. II. Ангел покаяния сказал мне: «Видишь этого пастуха?» «Вижу, господин», – говорю я. «Это, – сказал он, – ангел наслаждения и лжи, он погубляет души рабов Божиих и отвращает их от истины, обольщая злыми пожеланиями; и они погибают, ибо забывают заповеди живого Бога и живут в роскоши и суетных удовольствиях, и приводятся в погибель этим злым ангелом – некоторые до смерти, а некоторые до растления».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010