Если собираете виноград или оливки, каждый второй плод оставляйте для нищих, которые смогут питаться от ваших плодов и поместий и станут молиться за вас и просить Бога благословить и умножить ваши плоды: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих» ( Втор.24:19, 20, 21,19 ) 100 . Рабы не должны красть у своих господ. Из-за того, что ремесленники-христиане воруют у язычников, хулится Святое Евангелие и Христос Блаженный Павел в Послании к апостолу Титу советует ему учить рабов повиноваться своим господам, даже если они неверующие и неблагочестивые, не воровать у них, но оказывать всяческую преданность и братскую любовь, чтобы через свою верность показать почитание и истинность Евангелия и учения Господа нашего Иисуса Христа: «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» ( Тит.2:9 ). Ну, уж если даже рабы не должны воровать у господ и оказывать им всяческую преданность, будь они и неверующие, как советует апостол, то тем более вам, прорабам и ремесленникам, совсем негоже воровать у хозяев, на которых работаете, но относиться к ним преданно и искренне, будь они евреи, турки, армяне и даже латиняне, всякие язычники и еретики. Если вы крадете у них, то даете повод язычникам не только говорить, что все христиане воры, но и хулить святое Евангелие и учение Господа нашего Иисуса Христа. Да что там говорить! Они не щадят Самого Господа. И все из-за того, что вы нечисты на руку. Даже невозможно выразить словами, какой страшной кары заслуживаете вы за такой грех! Грех одного ремесленника-христианина язычники приписывают всем без исключения христианам

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " … от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает … " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого -  приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость … " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " … мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят … " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, -  противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого - приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послушай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, поднимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, лисицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, - противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

И поднял меня дух между землею и небом. Сперва он был взят подобием руки, а потом поднимается духом, каковый дух не тотчас поднимает его к небу, но [поднимает] между землей и небом, чтобы он, оставляя земное, спешил между тем к небу. Но можем мы и то сказать, что по причине добрых дел пророк был взят подобием руки, а по причине ведения духовных предметов возносится духом. Ueз.VIII:3–4 И привел меня в видении Божием в Иерусалим к внутреннему входу, обращенному к северу, где был поставлен идол ревности, чтобы вызывать ревнование. И вот там слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. LXX: И привел меня в видении Божием в Иерусалим, к преддверию ворот, обращенных к северу, где был истукан обладающего. И вот была там слава Господа Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. Что же касается находящегося в некоторых списках: и в истукане образ ревности, то это прибавлено из Феодотиона. Прочее [переведено] одинаково. Говоря: привел меня в Иерусалим в видении Божием, он показывает, что он был перенесен не в теле, а в духе. Подобно этому видению мы можем видеть и небеса, и глубины морские, и преисподнюю, когда мыслью постигаем причины каждого из этих предметов в частности. Сперва же он приходит к преддверию, обращенному к северу, чтобы там видеть истукан идола ревности, [поставленный] для возбуждения ревности, [и] чтобы иметь возможность оттуда проникнуть внутрь и видеть прочее, что далее описывается. А что в храме Божием был поставлен истукан идола Ваала, об этом повествует история. И прекрасно называется он идолом ревности, ибо он вызывает Господа к ревнованию и рвению согласно с тем, что говорится в Второзаконии: «они вызвали Меня на ревность чрез того, кто не был Богом, и Я вызову в них ревность чрез народ, которого нет» (сн. Втор. 32 ). Затем, так как ревность и обладание по-еврейски называются одним и тем же именем: сепа, то вместо истукан ревности LXX перевели истукан обладающего. Поэтому когда родился Каин, то родившая говорит: стяжах человека Богом ( Быт. 4:1 ), указывая стяжанием человека на имя Каина. И была там слава Господа Бога Израилева, не для того, чтобы наслаждаться такой близостью, а для того, чтобы явление ее уничтожило идола ревности и храм. Поэтому в скором времени следует разрушение и города и храма. И у Исаии написано ( Ис. 28:20 ), что на узкой постели не будут помещаться двое и короткое одеяло не может покрывать обоих, чрез что Писание указывает на оное [изречение] апостола: кое согласие Христови с велиаром, церкви Божией со идолы ( 2Кор. 6:15 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иисус сделал тогда нисколько наставлений ученикам Своим: 174 о соблазнах, о прощении обид, о могуществе веры и о скромном мнении о себе самом, даже когда мы выполним все свои обязанности. Проповедуя, таким образом, и следуя из Итурии в Иерусалим, 175 Он дошел до пределов Самарии и Галилеи, исцелил десять прокаженных 176 и послал их к священникам, согласно предписаниям закона. Но один только из них выразил признательность свою, славя Бога, и тот был Самарянин, то есть по понятиям фарисейским, грешник и противник Бога. Ещё о царствии Божием Фарисеи спрашивали: когда устроится царствие Божие? Иисус объяснил им, что они понимают о нем совершенно превратно. Действительно, они полагали, что царствие Божие будет в этом мире политическим государством, в котором все человечество подчинено будет племени Иудейскому. Иисус же объяснил, что царство Божие не будет обществом гражданским, что оно не подлежит наблюдениям и расчетам, что не есть царство земное, а потому нельзя говорить: «оно здесь или оно вон там». Что царство это духовное и находятся там, где избранные; оно внутри вас, сказал Иисус, если имеете веру. Что же касается окончательного его устройства, то будет оно в будущем мире. Как молния, сверкнувшая от одного края неба и обличающая всю поднебесную, явится тогда Сын человеческий. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену племенем Иудейским. В тот день, когда придет Сын человеческий во славе Своей, все будет так, как было во времена Ноя. Люди ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, пришел потоп и погубил всех. Так же было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный, истребив всех. Так будет и в тот день, когда явится. Сын человеческий. В тот день, если кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не возвращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет беречь душу свою, тот погубит ее, а кто погубит душу, тот оживит ее; в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. «Где, Господи, будет это?» спросили Его. Он же сказал им: «Где будет труп, там соберутся и орлы. Как хищные птицы, по инстинкту находят добычу свою, так и человеки сами направятся туда, где будет Сын человеческий, и пойдут в место окончательного своего назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

имеет ещё другие свойства, напр, «теплоту», которую мы дню не приписываем. Подобным образом может «ум» ( νοζ) быть поставлен вместо «дух» ( πνεμα), и однако они не тожественны. «Дух» стоит за «умом», как его причина, и имеет кроме того ещё совсем друтие действия и отношения, которые мы уму не приписываем. «Дух» обнаруживает свою свободу по двум направлениям – в направлении к Богу и в направлении плотски- психической жизни. Только это последнее направление деятельности есть то, что приписывается также и уму. Что поле «духа» более обширно, чем поле «ума» и что «дух» действует в том направлении, в котором ум не принимает никакого участия, мы это ясно узнаём из 1Кор. 14, 14 : " когда я молюсь на языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода«. Ср. также Филип.4 .7: «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердиа ваши». По первому месту, есть пневматические состояния, в которых ум совсем и совершенно остаётся без участия, – из места в послании к Филипийцам мы видим, что ум не может обнять мира, между тем все блогодатные божественные дары имеют отношение к духу, напр., Филип. 4, 23 : «блогодать Господа... с духом». Что, след., человеческий дух может понять, то для ума недоступно, – область духа поэтому шире, чем область ума. «Ум», как функция или образ деятельности «духа» – богоподобной стороны существа человека – носит в себе всегда ещё божественный закон, который определяет характер его вмешательства в психическую жизне Рим. 7, 25 : : «тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью закону греха». Однако, в силу своей слабости, он не может победоносно утвердить этого закона против враждебных влияний совне, и лишь только этот божественный . закон в нём перестаёт быть определяющей силой, он (ум) делается неспособным, непригодным, δκιμοζ (неискусным): «.предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Римл. 1, 28 ). Его теперешнее состояние есть ничтожество, суетность Ефес. 4, 17 : «прочие народы поступают по суетности ума своего», – он повреждён 1Тим. 6,5 : «пустые споры между людьми повреждённого ума», – 2Тим. 3, 8 : «люди развращённые умом».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Исправления претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ и прежде, чем дадим толкование высказываниям, которые вы приводите, приведем противоположные им по смыслу, о которых говорилось и ранее. 1 . Верховный Апостол Петр говорит, что есть в Посланиях Павла нечто неудобовразумительное что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, пре­вращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 16 ). 2 . Христос толкует Писание ученикам, идущим в Еммаус ( Лк. 24, 27 ). Но какова была необходимость толкования, если оно бы, Писание, было ясным, откровенным и удобопостигаемым? 3 . В Деяниях Апостольских евнух говорит: как могу разуметь (написанное Про­роками), если кто не наставит меня ( Деян. 8, 31 )? 4 . Апостолы не понимали многого из того, что говорил Христос, об этом пи­шется: И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле ( Мф. 13, 36 ). И снова. Сам Христос обличает их, говоря: как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам ( Мф. 16, 11 ). И снова: Но они ничего из этого не поняли ( Лк. 18, 34 ). 5 . Что скажете, противники, о пророчестве Пророка Иезекииля? И о четырех животных? И о чудесной колеснице? И о пророчестве Пророка Даниила? О его неудобопосгигаемых видениях? И о семидесяти седминах? И о мерзости запустения, о которой Сам Христос говорит: читающий да разуме­ет ( Мф. 24, 15 ). Что скажете об Апокалипсических глубинах, где сколько слов, столько тайн? И можно бесконечно говорить о скрытом смысле Священного Писания. И если бы Писание было столь ясным, то какая была бы необходимость в таком множестве толкователей, богомудрых святых Отцов, Церковных светил, которые, мно­гими трудами раскрывая тайны Священного Писания и находя его истинный смысл, как сокровище, скрытое в поле, признают, как одними устами, что Слово Божие это огром­ная бездна. Не буду требовать от вас многого, а призову в свидетели вас самих, столь недруж­ных между собой. Если так ясно и удобовразумительно Священное Писание, то отку­да между вами столько разногласий в толкованиях? Почему ваши обновленные церкви имеют столько различий в Догматах и разногласий в вере?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Каждый человек имеет дары благости Божией: обладает духовными дарованиями или имуществом. Христианин не может смотреть на свое имущество как на принадлежащее ему лично (об этом притчи Господа о талантах и минах, о злых виноградарях и др.), но видит в нем достояние всех неимущих. Любящий Бога не может жадно сберегать свое имущество, но распоряжается им богоугодно, «предоставляя каждому то, в чем он нуждается» ( Maximus Conf. De carit. I. 23). «Бог же силен обогатить вас,- говорит апостол,- всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор 9. 8-9). Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. II. Б. исходит из отношения человека к ближнему, заповеданного Господом Иисусом Христом, из заповеди братской любви («Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» - Ин 13. 34), к-рая является подражанием Божией любви к людям, особым образом явленной в Воплощении. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4. 12); «а кто имеет достаток в мире,- обращается в Соборном послании к верующим ап. Иоанн,- но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3. 17). «Любовь не делает ближнему зла,- говорит ап. Павел к Римлянам.- Любовь есть исполнение закона» (13. 10). Превосходнейшую часть любви, по выражению свт. Григория Богослова, должна составлять любовь к бедным, жалость и сострадательность, «ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Делающий благо ближнему делает его Богу: «...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 40),- наставляет учеников Иисус (ср.: Притч 19. 17). Когда видишь бедного, вспомни слова Его, увещевает свт. Иоанн Златоуст , «хотя являющийся тебе и не Христос, но под образом этого бедняка Он Сам просит и принимает» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 58. 3).

http://pravenc.ru/text/149333.html

Как часто бывает, что, живя в таком довольстве, человек привыкает к самоугождению и забывает о бедных, терпящих нужду! Но Филарет был не таков; «не для того Бог дал мне богатство, говорил он, чтобы я пользовался им один; а для того, чтобы я делился с бедными, с теми, которых на страшном суде Господь не постыдится назвать братьями Своими. Какая мне польза от имущества, если стану от скупости беречь его? Поможет ли оно мне в день суда, который будет так страшен для немилостивых? Будет ли оно мне пищею и питьем в грядущем веке? Будут ли мне роскошные платья одеждою нетления? Конечно, нет. Апостол говорит: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него». (Тим.6:7). Если же ничего из земного имущества нельзя вынести отсюда, то не лучше ли отдать его Богу руками нищих; а Бог не оставит ни меня, ни семьи моей; верю я пророку Давиду, который говорит: «я был молод и состарился, и не видал праведника оставленного, и детей его просящих хлеба». ( Пс.36:25 ). Рассуждая таким образом, Филарет так и действовал. Неимущих и несчастных полюбил он, как отец детей своих, и щедро раздавал им пособие. Весь край благословлял его; все нищие, больные, вдовы, сироты, странные находили у него приют, помощь и утешение. Так прошло много лет. Но вот, угодно было Господу испытать верного служителя Своего. Враги, измаильтяне, напали на область, в которой жил добрый Филарет, и как буря и пламя опустошили ее. Они разграбили все богатство Филарета, многих служителей его увели в плен, расхитили стада и завладели полями его. У Филарета осталось всего только слуга и служанка, дом, в котором он жил, маленькое поле, пара волов и лошадь. С этими скудными средствами только постоянным и упорным трудом можно было доставить насущный хлеб для пропитания семейства. Филарет безропотно покорился воле Господней, и стал сам обрабатывать свое поле. Однажды он запряг волов своих и отправился на пашню. Работая, он славил и благодарил Господа за то, что Он привел его исполнять заповедь, повелевающую в поте лица приобретать себе хлеб, и, послав ему труд, избавил его от лени и праздности, столь опасных для души.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда какие-либо достоверные и, притом, столь исключительные и возмущающие природу человека факты предсказаны за целые столетия вперед, то невозможно предположить, что предвидение их не было делом наития того всеведения, которое одно только и может провидеть конец неправдам народов. Моисей и другие пророки предсказывали также, что иудеи будут оставлены «в числе малом», что они будут убиваемы своими врагами, что гордость их могущества будет унижена, что их города опустеют, что они будут «разрушены, расхищены» и обратятся в ничто, выведены насильно из земли своей, продаваемы в рабство, и что никто не будет их покупать, что «высоты их разорят, города опустеют», «трупы их повергну на обломки идолов их (жертвенников), что Иерусалим будет грудой камней» «и гора дому Божия будет пригорком к лесу», что «Сион будут орать, как поле, что приходит время, приближается день смятения; и познают, что излию на тебя ярость Мою, и истощу на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим и сложу на тебя все мерзости твои. Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот от меча умрет; а кто в городе, того сожрут голод и моровая язва» 83 . Эти предсказания, которые заключаются в Пятикнижии Моисея и в последовательных пророчествах, согласны с подробным пророческим рассказом Иисуса Христа о войнах, осаде и разрушении Иерусалима. Один лишь сколько-нибудь достаточный очерк этого пророческого рассказа далеко превзошел бы объём нашего сочинения. Но предсказание столь согласно с неопровержимым свидетельством беспристрастных историков, что для доказательства его истины стоит только сравнить пророческое описание с историческим фактом 84 . Кроме частых намеков в разговорах и притчах 85 , предсказания Иисуса Христа, в отношении Иерусалима, рассказаны подробно тремя из евангелистов. Они опущены апостолом Иоанном, а между тем, в виду того времени, до которого он дожил, эти предсказания могли бы быть заподозрены только в том случае, если бы встречались в его Евангелии. Предсказания были сделаны ученикам Христовым в ответ на прямые их вопросы, которые ученики предложили Иисусу, быв удивлены и встревожены Его объявлением относительно судьбы храма, «когда сие будет, и что есть знамение твоего пришествия и кончина века?» Ответ обнимает все вопросы и равномерно подробен и ясен.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010