Языческая философия учила о непостижимом Боге, постичь Которого абсолютно невозможно. И в тоже время язычники предавались дикому идолослужению. Апостол Павел обличил второе, Ареопагит попытался уврачевать первое. Слова апостола Павла о том, что Бог «недалеко от каждого из нас», оказались очень созвучны верующему сердцу новообращенного. Всем известно учение, изложенное в Ареопагитиках, о Божественных именах, которое — при отсуствии других текстов — так или иначе будет выражать мысль нашего святого. «Таким образом к Причине всяческих, пребывающей превыше всего, будут подходить и безымянность, и все имена сущих». Бог, непостижимый по сущности, становится постижимым через Свои Божественные имена. Бог, непричаствуемый по сущности, становится причаствуемым через Свои Божественные энергии. В частности, Бог именуется «Обладающим изначально всеми сокровищами всяческого знания, … Пренебесным, Пресущественным, Солнцем, Звездой, Огнем, Водой, Духом, Росой, Облаком, Самоцветом ( ατλιθον ) и Камнем». Он — «Все сущее» и «Ничто из сущего» . В том же евангельском чтении мы слышали также рассказы о человеке, нашедшем скрытое на поле сокровище, и о купце, нашедшем жемчужину. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее . Совсем недаром совершается такая исключительная жертва, недаром купец продает все, что ему удалось собрать за всю свою жизнь, — ведь Сокровище и Жемчужина, или Самоцвет, оказываются в том же ряду Божественных имен. Чтобы обрести это сокровище, необходимо перекопать весь мир, чтобы отыскать жемчужину, должно переплыть все моря и океаны. Обрести Божественное имя трудно, ведь это отнюдь не одно только абстрактное признание бытия Божия, но деятельное обогащение всего своего бытия Божественной благодатью, таинственное преображение, восстание из падшего состояния, неизреченная радость, единение с Богом.

http://bogoslov.ru/article/2196174

Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах ( Мф. 13:24–30, 36–43 ). «Царство небесное, – говорит он, – подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницей плевелы, и ушел» (ст. 24–25). Поле, по объяснению Спасителя, есть мир; доброе семя – сыны царствия; а плевелы – сыны лукавого; враг посеявший их есть диавол (ст. 38–39). Таким образом зло в мире представляется, по словам Спасителя, посеянным или происшедшим от диавола. Влияние сатаны на происхождение греха ясно обнаружилось на Иуде Искариотском. По свидетельству Евангелистов, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам ( Лк. 22:3 ; Ин. 13:2, 27 ). Анании, утаившему из цены за проданное им имение и принесшему к ногам апостолов только некоторую часть, апостол Петр сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мыль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» Здесь сатана прямо называется вложившим греховную мысль в сердце Анании и, следовательно, представляется виновником происхождения греха. Апостол Иоанн также ясно признает диавола виновником происхождения греха, когда говорит: «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). Здесь греховные действия человека прямо называются делами диавола. Значит, на происхождение их оказывает влияние диавол, вследствие чего они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней диавола, мы можем находить также указание на участие диавола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, – говорит Апостол, – потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Здесь диавол представляется противником человека, старающимся погубить его; но он губит человека тогда, когда вводит его в грех. Апостол Павел также ясно признает искушение человека со стороны диавола, когда советует мужу и жене не уклоняться друг от друга, «чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). В другом месте тот же апостол, прося коринфских христиан простить и утешить огорчившего их (т. е. кровосмесника, которого апостол Павел повелел коринфским христианам извергнуть из среды их, 1Кор. 5:1–5, 13 ), говорит: «чтобы не сделал нам ущерба сатана: ибо нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор. 2:11 ). Тот же апостол в послании к Фессалоникийцам пишет: «я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель, и не сделался тщетным труд наш» ( 1Сол. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Истинного ученика своего Христос в одной из своих притчей уподобляет купцу, ищущему хороших жемчужин, т.е. Царства Небесного, «который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.» 71 В другой притче Царство Небесное уподобляется «сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.» 72 Образцом выстраивания имущественных отношений друг с другом и с внешними людьми стала для последующих поколений христиан первохристианская община Иерусалима. По словам профессора А. Глаголева , «отличительную особенность первой христианской братской семьи или общины составляло общение имуществ, которое отнюдь не было ни принудительным, ни узаконенным, но создавалось совершенно добровольно из возвышенных порывов живейшей веры и братской любви первых христиан между собою. Здесь не было уничтожения прав собственности, а происходило совершенно добровольное перераспределение их или уступка, целиком и частью, в пользу других нуждающихся.» 73 По словам же дееписателя: «Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.» 74 Самым решительным шагом, разрывающим наиболее крепкие узы с миром, была продажа земли. «Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою , что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.» 75 По свидетельству автора Деяний апостолов, и помогавшие братьям, и принимавшие эту помощь члены этой общины, испытывали одинаково радостные чувства, «принимали пищу в веселии и простоте сердца» 76 , воспринимая общую собственность как непосредственно Господню. Оттого и кража, случившаяся в этой общине была воспринята не много ни мало, как кража у Господа Бога. Вообще этот эпизод ярко высвечивает сложившиеся в первохристианской общине имущественные отношения и отношение к частной собственности. «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Семьдесят толковников переводят совсем иначе: " Ибо от века мы не слыхали, и глаза наши не видели бога, кроме Тебя, и дела Твои праведны, и надеющимся на Тебя Ты оказываешь милосердие " . Мы видим, откуда взято это пророчество, и видим, что Апостол перевел не слово в слово, но parajradtikwx выразив тот же смысл иными словами. В Послании к Римлянам тот же апостол Павел, приводя отрывок из Исайи: " Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и скалу соблазна " (Рим 9:33) расходится со старым переводом но согласуется с еврейским подлинником (Ис 8:14) А в Септуагинте смысл противоположный: " Да не наткнетесь на камень преткновения и на скалу разрушения " , хотя апостол Петр, согласуясь с еврейским текстом и с Павлом, пишет так: " А для неверующих - камень претыкания и скала соблазна " (1Пет 2:7) Из всего этого ясно, что Апостолы и Евангелисты в переводе Ветхого Завета искали мыслей, а не слов, и не слишком заботились о порядке и строе речей, - только было бы ясно существо мысли. 10. Лука, муж апостольский и Евангелист, пишет, что первомученик Христов Стефан рассказывал в собрании иудеев: " [С семьюдесятью пятью душами] перешел Иаков в Египет, и скончался сам и отцы наши, и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова " (Деян 7:15-16). В книге Бытия это место выглядит совсем не так: Авраам купил у Ефрона Хеттейского, сына Сеора, за четыреста драхм серебра двойную пещеру возле Хеврона и поле вокруг нее и похоронил там Сарру, жену свою (Быт 23) И в той же книге читаем, как Иаков с женами и детьми после возвращения из Месопотамии разбил шатер перед Салемом, городом сихемлян в земле Ханаанской, и поселился там, и купил ту часть поля у Еммора, отца Сихемова, за сотню овец, где имел палатки, и сделал жертвенник, и призвал там Бога Израилева (Быт 33:18-20) Авраам не покупал пещеру у Еммора Сихемова - он купил у Ефрона, сына Сеора, и потребен не в Сихеме, а в Хевроне, который искаженно называется Арбох. Двенадцать же патриархов похоронены не в Арбохе, а в Сихеме, где поле было куплено не Авраамом, а Иаковом (Нав 24:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/920/...

3. и посла рабы сво призвати званны на браки: и не хотх и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти Званные, это Иудеи. Они называются в притче званными, потому что предварительно были приглашены на брачный пир, т. е. были приготовляемы законом и пророками к имевшемуся открыться царству Христову и призываемы были Им Самим к участию в нем. К участию в царстве Мессии Иудеев звал и Иоанн Креститель, проповедуя о явившемся И. Христе ( Ин. 1:15–34 ). Звал их к сему и Сам Господь: придите ко Мне, говорил Он им ( Мф. 11:28 ; Ин.8:37 ). Но они не хотяху (не хотели) придти: так говорится о большинстве не-уверовавших во Христа из Евреев, хотя многие из них и уверовали вследствие проповеди Иоанна Предтечи, Самого Господа и апостолов. 4. Паки посла ины рабы, глагол: рцыте званнымъ: с, бдъ мой уготовахъ, юнцы мо и упитанна и вс готва: на браки. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир 5. ни же небрегше идоша, въ уб на село сво, въ же на кпли сво: Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою 6. же рабвъ досадиша имъ и убиша ихъ. прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их Здесь под другими рабами, посланными Богом звать в церковь Свою, разумеются апостолы, которые после сошествия на них Святого Духа, начав евангельскую проповедь, снова звали в церковь Христову Иудеев. Все готово, т. е. церковь Христова уже открыта Его страданиями, смертию, воскресением и вознесением на небо. В словах: обед Мой Я приготовил, тельцы Мои и, что откормлено, заколото некоторым образом указывается на таинство причащения в христианской церкви. Они же небрегше (пренебрегли то) отыдоша (пошли), ов убо на село свое (кто на поле свое), ов же на купли своя (а кто на торговлю свою). Здесь указывается, что Иудеи были очень привязаны к земным благам, они ожидали и Мессию, как земного царя: оттого и не уверовали в Него пренебрегли царским приглашением. Прочие же емше (схватив) рабов его, досадиша им и убиша (оскорбили и убили) их. Так пишется в книге Деяний апостольских: Иудеи то налагали на них руки, то били их (4, 3; 5, 40 и др.), затем убили из свв. апостолов, архидиакона Стефана и Иакова, брата Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   Влияние дьявола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф.13:24-30, 36-43). «Царство небесное, — говорит он, — подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мф.13:24-25). «Поле, — по объяснению Спасителя, — есть мир, доброе семя — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол» (Мф.13:38-39). Таким образом, зло в мире представляется, по словах Спасителя, посеянным или происшедшим от дьявола. По свидетельству Евангелия, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк.22:3; Ин.13:2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает дьявола виновником происхождения греха, когда говорит: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1Ин.3:8). Здесь греховные действия человека прямо называются делами дьявола. Значит, на происхождение их оказывает влияние дьявол; поэтому они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней дьявола, мы также находим указание на участие дьявола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, — говорит апостол, — потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Здесь дьявол представляется противником человека, старающимся погубить его; и он губит человека тогда, когда вводит его в грех.    Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что дьявол оказывает влияние на происхождение греха в человеке. 3. О свободе воли в человеке    «Бог сотворил душу, — пишет Василий Великий, — а не грех. Преимущественным благом ее было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободного стремления, всего более приличного разумной твари. Не будучи связана никакой необходимостью, получив от Творца жизнь свободную, как сотворенная по образу Божию, она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободой и силой соблюдать жизнь, какая ей естественна; но имеет также свободу и уклониться от прекрасного...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Хотя Он за всех предал Себя и всех возлюбил, но Павел, размыслив, от чего освободил нас Христос и что даровал, и возгоревшись любовью, общее приписывает себе, как и пророки говорят: «Боже, Боже мой». А вместе с тем и показывает, что каждому должно оказывать Христу такую благодарность, как если бы Он умер ради него одного. Но воспользовались этими благодеяниями только те, которые уверовали в Него. Так что держащийся закона показывает, что Христос не умер для него. Как же ты не страшишься сего, но опять возвращаешься к закону, являя бесполезной для тебя  смерть Господа. И заметь выражение  «предавшего Себя» – ради ариан.                               Митрополит Антоний Сурожский.  Воскресные проповеди.  Чудесный улов рыб  ( Апостольское чтение)     Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнет, а сеющий богато соберет богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, – я так убог: как я могу сеять, когда у меня нет ничего, что я мог бы посеять в жизнь вечную, не временное, а вечное?.. И тогда мы должны помнить, что и сеятель земной, который сеет семя в поле, не свое сеет; не он создавал семя, не ему оно принадлежит. Господь создал семя, Господь дал силу, Господь раскрыл поле перед ним, и это семя – Господне семя; оно принесет плод не потому, что сеятель богат, не потому, что он умеет сеять, а потому что он щедро расточает по всему полю то, что Господь ему дает из часа в час. Он не может присвоить себе этого семени, он не может даже почувствовать, что он богат, а только что из его рук льется это семя по лицу земли, и верить, что принесет это семя плод. И вот, в некоторые мгновения жизни бывает, что сеешь: сеешь от сердца, сеешь с любовью: сеешь, однако, со стесненным чувством, что ты так убог, что давать-то нечего. И вдруг вспомнишь, что Господь – великий Сеятель, что Он семя создал и сеет и дает плод этому семени, и возгревает его солнцем, и взращивает его…

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Здесь не было закона совне: явление образовалось само собою, внутреннею силою своею, притом – под влиянием известных обстоятельств. Никто никого не обязывал к такому отречению от своего в пользу общего, все делалось по расположению души и сердца. Поэтому, когда один из христиан, некто Ананий, с женою своею Сапфирою, продал поле и часть вырученных за него денег утаил у себя, а другую только часть принес в церковь и положил к ногам Апостолов: то Петр сказал ему: «Анания, зачем ты попустил сатане исполнить сердце твое, чтобы солгать Духу Святому, утаивши от цены за проданное тобою поле? Что было у тебя, не твое ли то было, и не в твоей ли власти состояло проданное? Для чего же ты поступил так лукаво? Не человекам солгал ты, а Богу». Св. Апостол прямо говорит, что Анания волен был распорядиться своим имуществом, как ему угодно было, и не в том состояло его преступление, что он не принес всего в церковь , но в том, что он решился обмануть Апостолов и всех верующих, и тем, с одной стороны, обнаружил скупость с лукавством, с другой – поругался над Духом Святым, думая, то есть, обмануть Самого Бога. За то он пал тут же и умер. Той же участи подверглась и жена его за ту же самую вину, потому что она повторила ложь мужа своего. Что вы согласились искусить Духа Святого? сказал ей тот же Апостол Петр, и слова эти были для нее приговором смерти ( Деян. 5:1–10 ). Все это показывает, что между так называемым коммунизмом и общением первенствующих христиан между собою нет ничего в сущности сходного. Христианское учение о братстве верующих ведет только к тому, что каждый христианин должен быть готов на всякую возможную помощь ближнему своему, но никак не исключает права собственности, напротив, в законном употреблении этой собственности поставляет многие высокие добродетели. Прибавим к этому, что если бы христианские правила жизни до того проникли жизнь общественную, что всякая частная и гражданская деятельность вытекала бы из этих правил и служила их осуществлением, то не понадобилась бы никакая теория коммунизма для общественного благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Не напрасно же Господь назвал ведения Божией истины сокровищем, скрытым в поле, о котором когда узнает человек, то от радости о нем, идет и продает все, что имеет, и покупает поле то ( Мф.13:44 ). Такой человек говорит: все почитаю тщетным ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа ( Фил.3:8 ). Блажен тот человек которого просвещает свет Христов: он познает Господа Иисуса как истинного Бога Спасителя своего и, – чуждый всех земных печалей, – радуется о Нем радостию неизглаголанною и преславною ( 1Пет.1:8 ). Люди более возлюбили тьму, нежели свет ( Ин.3:19 ). Знаешь Священные писания, – писал апостол Павел Тимофею, – которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и сам спасешься, и послушающии тебя ( 2Тим.3:15 ; 1Тим.4:16 ). Так и пророк Давид поступал: зри, как я люблю повеления Твои ( Пс.118:159 ), – взывал он пред Богом – очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:148 ). Так поступать надлежит всякому, кто хочет прийти в разум истины и спастись. «Но я человек темный, – говорит тот, кто еще не в разуме, – читать я не умею». И тебе подает совет Писание богодухновенное, оно говорит: аще узриши разумна, утренюй к нему и ступени дверей его да трет нога твоя. Аще возлюбиши слушати, приимеши ведение и премудр будеши а иже ходит с премудростию, спасется ( Сир.6:34, 35 ; Прит.28:26 ). Но так как премудрость, по слову истины, не многим есть явна ( Сир.6:23 ); ибо она в злохудожную душу не входит, (в душу, помышляющую о земном), – то потому и говорит еще Писание: советницы же твои да будут един от тысящ ( Сир.6:6 ). Чтобы не сбылось над тобою слово: слепец слепца ведет, – оба в яму падут, чтобы этого не случилось и с тобою, нужно быть весьма осторожным в выборе руководителя ко спасению. Василий Великий говорит, чтобы «в собственных делах имел он свидетельство любви к Богу, был сведущ в Божественном Писании, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, силен в назидании сближающихся с ним». А таковым быть может разве только тот, кто любит закон Господень; ибо только один – бойся Бога, как сказано, и держайся закона Его, постигнет премудрость ( Сир.15:1 ). Таков и был Давид, который пред Богом говорил: трепещет от страха Твоего плоть моя; судов Твоих я боюсь ( Пс.118:120 ). Мудр ли кто и разумен из вас, – говорит апостол Иаков, – докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). По его замечанию, такой должен быть чист жизнью, мирен со всеми, скромен, покорен всякому человеку, исполнен милосердия ко всем людям, беспристрастен ко всему земному (Ср. Иак.3:17 ). А таких мало, особенно в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Sv σιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино ( να σιν τετελειωμνοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17: 20–23 ) 232 . Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла. Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба ( ες ρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – ες 233 , апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем зоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому зону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь , снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010