Откр.7:11 .  И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, Откр.7:12 .  говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. Откр.7:13 .  И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Откр.7:14 .  Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Употребление обращения: господин не означает поклонения Иоанна пред старцем, но является выражением обыкновеной почтительности спрашивающего к отвечающему – смиренного Иоанна к прославленному Богом старцу 41 . Пришедшие от великой скорби суть перенесшие скорбь, не избежавшие ее. И выражение «великая скорбь» говорит ( Мф 24:21–29 ) о том, что эти спасенные суть все вообще христиане, которые как прежде, так и в будущем (и при антихристе особенно) перенесут страдания и скорби. Под омытием одежд всего естественнее понимать отнятие, по милости Божией, всякой греховной скверны с души праведника, а под убелением – достижение чистоты и добродетельного совершенства. Они, спасенные, находятся пред престолом Бога и служат Ему день и ночь, пользуясь Его непосредственным покровительством. Такое состояние совершенных христиан после их смерти ввиду того, что оно названо служением, не есть полное блаженство, а, только его предначатие. Источником и причиною их блаженства будет их непосредственная близость к Агнцу – близость, уподобляемая близости заботливого пастыря к его овцам. И не будет слёз на их глазах, ибо не будет у них никакого огорчения, никакой печали. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Откровение святого апостола Иоанна Богослова. 1168-1293 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отныне прощение грехов сосредоточено в их руках. Они судьи, уполномоченные Богом. От их решения зависит участь человека в вечности. Они приняли «Духа истины», благодаря чему их решения предопределяет Св. Дух 237 . Это поручение является осуществлением обетования Прощальной беседы: «Утешитель придет к вам... И придя, Он явит миру его заблуждение о грехе и о праведности и о суде» (16:7 – 8) – и завершает темы суда и греха в Евангелии от Иоанна. В отличие от книги Деяний св. апостолов, у евангелиста Иоанна Вознесение и сообщение Св. Духа ученикам происходит в первый день Воскресения, а не спустя сорок и пятьдесят дней. Не случайно евангелист говорит о первом дне недели (20:19). Для него это начало нового творения. Воскресший Христос сообщает человеку новую жизнь. Дуновение Иисуса Христа напоминает, как в книге Бытия Адам «стал душею живою» благодаря дыханию жизни, которое «вдунул в лице его» Бог ( Быт 2:7 ). Уверение Фомы «Ф ома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус» ( Ин 20:24 ). Отсутствис Фомы никак не объясняется 238 . То, что Иисус прошел сквозь закрытые двери, даёт Фоме повод усомниться в реальности увиденного апостолами 239 . Он хочет удостовериться, что это действительно была плоть Распятого: «...если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего вместо гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (20:26). Впоследствии пробитые гвоздями руки подтверждают Его страдания, а рана в боку – подлинность Его смерти. «И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!» (20:26). А затем приглашает Фому убедиться в подлинности ран на Его теле: «...дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим» (20:27). Евангелист не говорит, что Фома решился исполнить своё намерение. Всеведения Иисуса Христа оказалось достаточно, чтобы он поверил: «Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой!» (20:28). Это самое высокое наименование Иисуса Христа на страницах четырёх Евангелий. Исповедание Фомы напоминает начальные строки пролога, где говорится, что Слово было Богом (1:1). Цель составления Евангелия «Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (20:29). Эти слова Иисуса Христа звучат как обращение к читателям Евангелия. Поэтому в заключение этого эпизода Иоанн открывает доктринальный замысел своего труда – привести его читателей к вере: « Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30 – 31). Книга Иоанна посвящена осмыслению знамений, и Воскресение стало последним из них. Виденье и вера

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Будем же просить у Бога веры, этого главного сокровища, без которого ничто на свете не принесет пользы. Будем неустанно молить, как некогда Апостолы: «Господи, умножи в нас веру!» И верим, что Он не оттолкнет, если увидит, что действительно желаем получить то, что просим. О «основаниях» Рождество Иоанна Крестителя Лк. 1:5–25:57–68,76,80 Рим. 13:12–4:4 О проповеди Иоанна Крестителя пишут все евангелисты, а о рождестве только Лука. Адресуя свое Евангелие некому Феофилу, он обещал «по тщательном исследовании все сначала, по порядку» сообщить «твердое основание того учения», в котором тот был уже наставлен ( Лк. 1:3–4 ). И в самых первых строках он пишет о священнике Захарии и жене его Елизавете, которые «были праведны пред Богом». Они были бездетны, а бездетность в Божьем народе считалось проклятием, и такие были в поношении у людей. И вот они дожили до старости, потеряли надежду на чадородие. Бог как бы отвернулся от них, а они все хранили Ему верность, «поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Вот, были такие верные Богу люди на земле, и это стало основанием милости Божией основанием схождения Бога в мир. А когда Архангел возвестил Захарии о том, что у него родится сын, предназначенный «возвратить… непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ, приготовленный», Захария изумился: «По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». И – вот основание, на котором Бог начинает непосредственно созидать дом нашего спасения: это…человеческое бессилие и человеческое бесплодие. Это – чтобы здание было прочнее, чтобы никакая человеческая глина не примешалась в Божественный камень, чтобы «никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор. 1:29 ); чтобы Захария и Елизовета, ощутив силу промысла Божия в зачатии и Рождестве Иоанна, ни на минуту не забывали, что на младенце рука Божия, и не мешали бы этой руке вести его. В Рождестве Иоанна видим мы и основание того, почему, когда он вышел на проповедь, с такой верой и с такой готовностью «выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В заключение беседы скажу, с какою целью предпринимается изъяснение послания возлюбленного ученика Христова, св. Иоанна Богослова. Надеюсь, что особенно внимательными слушателями бесед будут ученики Богословия 8 : а им как прилично и как поучительно слушать учение великого Богослова, наученного Боговедению и Богомудрию непосредственно от Самого Сына Божия, который говорил о Себе: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 )! Будущие пастыри, учители веры и любви! внимайте апостольскому учению. Научайтесь истинной вере и истинной любви у богопросвещенного учителя, возлюбленного ученика Христова, наперсника вечной Любви! Да будут сердца ваши открыты к принятию духа любви, возвещаемой богодухновенным благовестником Христовым. Да и чья душа, жаждущая духовной пищи, не ощутит небесной сладости, внимая учению дивного Богослова, предложенному в его послании? Кому не назидательно слушать учение Божественного учителя, проникнутого любовью к ближним, неусыпною заботою о их спасении, слушать из уст такого пастыря небесное учение, в кратком его послании обнимающее великие истины, необходимые каждому православному христианину? Как Иисус Христос учение Моисеева закона и Пророков заключил в двух заповедях о любви к Богу и ближнему: так возлюбленный ученик Его из сих двух заповедей выводит и к ним возводит все ведение, необходимое для ищущих спасения чрез веру во Христа, Спасителя всех человек. Молитвами святого, славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Христос Спаситель и Бог наш, благодатью Духа Своего, да дарует всем нам – уразумевать и принимать апостольское учение к утверждению в вере и любви, во славу Его всесвятого имени, вместе с Отцем и Святым Духом. Аминь. Беседа 2. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (поведаем вам) (1Ин.1:1). Так начинает свое послание святой Иоанн Богослов. И это начало послания показывает, что оно написано непосредственно или вскоре после другого писания, в котором предложено было о том, что было от начала, о том, что Апостолы слышали, и что видели своими очами, что рассматривали, и осязали своими руками, т.е. о Слове жизни. Это писание есть Евангелие святого Иоанна. Иначе слов Апостола нельзя понимать: потому что в рассматриваемом послании не раскрывается, а только напоминается учение о том, что Апостолы видели, слышали, и осязали своими руками; подробно же было написано об этом в его Евангелии. О чем говорит здесь Апостол, рассмотрим по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Если, – как мы выше сказали, – первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ), то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), т.е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту 229 на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы. Мф.11:13 .  Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна Это не значит, что Он исключает возможность пророчества после Иоанна. Действительно, в Деяниях Апостольских мы читаем, что пророчествовали Агав и четыре дочери Филиппа. Это значит только то, что закон и пророки, – когда о чем-либо пророчествовали, как это мы читаем в Писаниях, – то пророчествовали о Господе. Итак, когда говорится: «Все пророки и закон прорекли до Иоанна», указывается время пришествия Христа, так что Иоанн показал, что пришел Тот, пришествие Которого пророки предсказывали. Мф.11:14–15 .  И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит! Слова: «Если вы хотите знать: он есть Илия», таинственны и нуждаются в понимании, – что и показывает следующая речь Господа: «Кто имеет уши слышать, да слышит». Если бы смысл был ясен и значение очевидно, то почему было необходимо подготовлять нас к пониманию их. Итак, Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ ( μετεμψχωσιν;), но в том смысле, что, – как говорит другое Евангельское свидетельство ( Лк.1:17 ; Мф.17:12 ) – он придет в духе и силе Илии, [т.е.] будет иметь ту же самую благодать или меру (mensuram) Духа Святого. Но ведь и строгость, и воздержанность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать ( 3Цар.19 ), и этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия по пророчеству Малахии придет перед вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел (fecerit) перед первым: и тот, и другой являются провозвестниками или первого, или второго пришествия Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Иди к братьям Моим...». Не удерживать Христа здесь на земле должна Мария, а идти к Его братьям – так называет Христос Своих учеников для того, чтобы показать Свою особую близость к ним (ср. выражение «друзья» в Ин.15:13–15 ) и сказать им, что Он восходит теперь ( ναβανω – настоящее время) к Своему Отцу и Богу, Который в то же время есть их Отец и Бог. Христос, очевидно, говорит здесь не о том восхождении, которое должно было совершиться через сорок дней. По представлению Иоанна, Христос явился Марии Магдалине в тот момент, когда только что покинул гроб. Он воскрес, но еще не прославлен – прославление воспоследует тотчас же, и, по-видимому, Он и Марии явился для того, чтобы послать ее к ученикам с возвещением, что сейчас должно совершаться то прославление Христа, о котором Он им неоднократно говорил прежде как о самом важном событии, которое должно повести за собой и их собственное прославление (ср. Ин.16:7, 22 ). Как бы желая показать, что Он еще не вошел в состояние божественного прославления, Христос здесь называет Отца Своим Богом: такого выражения Он не употребляет нигде в других Своих речах, имеющихся у Иоанна. Однако Христос говорит отдельно о Своем отношении к Богу и отдельно об отношении к Богу учеников. Этим Он показывает, что Он есть Сын Божий Единородный, Который сокрыл вечную славу Свою в состоянии воплощения и снова идет принять ее как нечто от века Ему принадлежащее – принять именно как Богочеловек, чтобы и немощная человеческая природа удостоилась с Ним прославления. Отсюда и наименование апостолов «братьями» Христа принимает особый смысл: Христос как бы хочет сказать этим, что и апостолам предстоит благодаря прославлению Христа также прийти некогда к Отцу и войти в славу Христову (ср. Ин.3:2 ; Евр.6:20 ) 50 . Ин.20:18 .  Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Мария идет и возвещает о том, что Христос ей явился, и передает Его слова, обращенные к ней. Некоторые толкователи на основании показания евангелиста Марка полагают, что ученики не поверили Марии ( Мк.16:11 ). Это мнение нужно признать правильным, хотя Иоанн сам и не говорит о том, как принята была учениками весть о воскресении. Если Луази утверждает, что согласно Иоанну апостолы представляются поверившими Марии (Петр и сам Иоанн уже, – говорит Луази, – уверовали, а прочие ученики без страха и с радостью приняли явившегося к ним Христа), то это утверждение разбивается о прямое показание евангелиста Марка. Конечно, впрочем, из числа не поверивших Марии учеников нужно исключить Петра и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи Такой фразой Иоанн как бы включается в беседу древнего праотца и патриарха Авраама с сыном его Исааком. Доверчиво следуя на гору Мориа, Исаак с недоумением спрашивал своего кроткого родителя: «Где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22, 7). Авраам, беспредельно любивший сына, но еще больше доверявший Небесному Отцу, отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт. 22, 8). И действительно, не Исаак приносится в жертву. Ибо не он уготован за грехи всего мира. Божию тайну прозрел Иоанн. «Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1, 36). Жертва – воплотившийся Божий Сын, ставший ради нас Человеческим Сыном. Будущие апостолы еще ловят рыбу, а Иоанн уже прозревает эту священную тайну. В этом смысле Иоанн Предтеча – тайнозритель. И новозаветная тайна Троицы – глас Бога Отца, осязание крещаемого в Иордане Сына, созерцание Духа Святого в образе голубя – открывается именно ему. Он зрит тайны Новозаветного Откровения. Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи. Итак, обнаженная, правдивая строгость Иоанна произвела чудо – к нему пошли люди. Но он проповедовал не о себе. «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Ин. 1, 26–27). Иоанн сокрушал сердца других твердым словом, но его собственная душа мягчела и сокрушалась, когда он говорил о Спасителе. «Я не достоин понести обувь Его» (Мф. 3, 11). Нежность в словах Иоанна проявлялась именно в словах о Христе. Он узнал Христа сразу. Как только в толпе собравшихся грешников появился Спаситель, ошеломленный Иоанн тут же увидел Его – Того, Кто не нуждается в покаянии. «Как, и Он идет креститься, стоя рядом с откровенными грешниками, как бы принимая на Себя участь их?» – Иоанн мог размышлять примерно так. Смирение Христа сокрушило его собственное сердце: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3, 14). Он радовался о Христе еще во чреве своей благословенной матери. Ликовал, встретив Богомладенца, когда Тот еще Сам пребывал в лоне Пречистой Девы. Теперь же его душа обрела подлинное успокоение – он встретил Грядущего и Пришедшего, он явил Его миру.

http://pravoslavie.ru/140338.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010