Други наши, если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «…Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? » (Лк. 18:8). Аминь. Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите… вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда–либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и та и нник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына.  «…жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; …он будет велик пред Господом… и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии… » (Лк. 1:13—17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Слова о том, что Иисус знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, чт в человеке, имеют отношение также к образу Иуды, которому в Евангелии от Иоанна будет уделено больше внимания, чем в синоптических Евангелиях. Только у Иоанна Иисус на Тайной Вечере говорит об Иуде: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Ин.13:18 ). Только у Иоанна Иисус, отвечая на вопрос о том, кто предаст Его, говорит: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подает Иуде ( Ин.13:26 ). Только Иоанн проводит слова Иисуса, обращенные к Иуде: Что делаешь, делай скорее ( Ин.13:27 ). Эти слова и знаки свидетельствуют о том, что Иисус знал о намерениях Иуды, понимал, чт происходит у него внутри. С самого начала своего Евангелия Иоанн готовит читателя к этому эпизоду. Он дает понять, что Иисус избрал Иуду не по ошибке: Он от начала знал… кто предаст Его ( Ин.6:64 ). При этом Он дал Иуде шанс стать Своим учеником, дал ему те же права и привилегии, что и прочим апостолам. Предательство стало делом личного выбора Иуды. 5. «Иудеи» в Евангелии от Иоанна В приведенном выше рассказе об изгнании торгующих из храма дважды употреблен термин «иудеи» (ουδαοι). Прежде чем рассматривать следующие эпизоды из четвертого Евангелия, необходимо кратко остановиться на значении этого термина, встречающегося в Евангелии от Иоанна в общей сложности около семидесяти раз 119 . В прямой речи Иисуса термин появляется четыре раза ( Ин.4:22; 13:33; 18:20, 36 ). Все остальные случаи – авторский текст евангелиста. При поверхностном подходе к тексту четвертого Евангелия может сложиться впечатление, что его автор представляет иудеев как большую и монолитную группу, не делая различий между иудеями Галилеи, Иудеи или Иерусалима 120 . При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что примерно в половине случаев термин «иудеи» в авторском тексте указывает на тех, кто находится в оппозиции к Иисусу 121 , то есть прежде всего на религиозных лидеров израильского народа 122 . Они имеют прямую связь с Иерусалимским храмом, осуществляют духовную власть над Иудеей и имеют немало последователей, в том числе в Галилее 123 . У Иоанна термин «иудеи» становится обобщенным обозначением тех групп, которые авторы синоптических Евангелий называют словосочетаниями «книжники и фарисеи», «первосвященники и старейшины» (а иногда «первосвященники и старейшины и книжники» или «первосвященники и старейшины иудейские») 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Это Иоанн, которому я велел отрубить голову, и вот он воскрес!» 17В самом деле, этот Ирод послал схватить Иоанна и в узах бросить его в тюрьму – из-за Иродиады, жены Филиппа, брата Ирода, на которой Ирод женился; 18ибо Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с женой брата твоего!» 19А Иродиада затаила вражду против Иоанна и желала его умертвить, но не могла, 20потому что Ирод боялся его, зная, что он праведник и святой, и сберегал его; послушав его, он бывал сильно смущен, но слушал его с охотой.21И настал удобный случай, когда Ирод по случаю дня своего рождения устроил пир для своих вельмож, начальников войска и важных людей Галилеи; 22и вошла тогда дочь этой Иродиады, и проплясала танец, и сумела угодить Ироду и его гостям. И сказал царь девочке: «Проси у меня, чего пожелаешь, и я дам тебе!» 23И он клялся ей: «Чего бы ты ни попросила, дам тебе! Хоть полцарства моего!» 24И она, выйдя, спросила у матери: «Чего мне просить? А та сказала: «Голову Иоанна Крестителя!» 25И тотчас же поспешив вернуться к царю, она изъявила такую просьбу: «Желаю, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». 26И царь сильно опечалился, однако из-за своей клятвы, данной перед гостями, не пожелал отказать ей. 27Тотчас же отрядив стражника, царь велел принести голову; и тот пошел, и обезглавил Иоанна в тюрьме, 28и принес голову его на блюде, и отдал ее девочке, а та отдала ее своей матери. 29И ученики Иоанна, услышав об этом, пришли, и взяли тело его, и положили его в гробницу. 30И собираются апостолы к Иисусу; и рассказали они Ему все, что сделали и чему научили. 31И Он говорит им: «Теперь идите вы сами в уединение, в пустынное место, и немного отдохните». В самом деле, люди непрерывно приходили и уходили, так что у них не было времени даже поесть. 32И отплыли они в лодке к пустынному месту, в уединение. 33Однако увидели, как они отплывали, и стало это ведомо многим, и побежали туда сушей из всех городов и оказались там раньше их. 34Выйдя на берег, Он увидел множество народа и исполнился сострадания к ним, потому что были они, словно овцы, не имеющие пастуха; и Он начал многому их учить. 35А когда час был уже поздний, подошли к Нему ученики Его и сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Продолжая беспрепятственно плыть, Иисус и Апостолы пристали к берегу земли Геннисаретской, как говорят Евангелисты Матфей и Марк ( Мф. 14, 34 ; Мк. 6, 53 ), или: пристали к берегу, куда плыли , как говорит Евангелист Иоанн (6, 21). В каком бы месте они ни пристали к берегу – безразлично; важно лишь указание Евангелиста Иоанна, что лодка тотчас пристала к берегу. Лодка не могла быть близко к берегу; она находилась среди моря, в 25–30 стадиях от места отправления; следовательно, если она тотчас , то есть чрезвычайно быстро, пристала к берегу, то в этом надо видеть лишь продолжение чуда хождения по воде. Противники достоверности Евангелий усматривают противоречие между Евангелистами в том, что, по сказанию Иоанна, Апостолы хотели принять Его (Иисуса) в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли, а по сказаниям Матфея и Марка, Он вошел в лодку. Из сопоставления этих повествований выводят заключение, что Апостолы хотели принять в лодку Иисуса, но не приняли, и лодка без Него пристала к берегу, вблизи которого она и находилась в то время. Выводить такое заключение из краткого, недосказанного повествования Иоанна – нельзя. Выше было объяснено, почему Иоанн говорит вообще кратко о насыщении народа и хождении Иисуса по воде; он ничего не сказал даже о хождении Петра по воде. Поэтому по меньшей мере неосторожно опровергать подробные повествования других Евангелистов кратким (как бы мимоходным) указанием Иоанна на те же события. Да и выражение Иоанна – хотели принять Его в лодку – нисколько не исключает самого принятия Его: да, они хотели принять Его в лодку, когда Он сказал им – это Я; не бойтесь , но не приняли Его тотчас же потому, что Петр вышел из лодки и пошел к Нему; а затем Иисус вместе с Петром вошли в лодку. Прибытие в землю геннисаретскую; исцеление больных на берегу озера И... прибыли в землю Геннисаретскую ( Мф. 14, 34 ). Геннисаретской землей называлась равнина, примыкавшая к северо-западному берегу Геннисаретского или Галилейского озера, на котором были расположены города Капернаум и Вифсаида. В каком именно месте этой равнины высадились на берег Иисус и Апостолы – неизвестно; вероятно, это было не очень далеко от Капернаума, так как в тот же день Иисус был в этом городе. Как только Иисус вышел на берег, сейчас же был окружен жителями того места; они узнали Его, поспешили оповестить об этом во всех окрестных селениях и принесли к Нему всех больных. Вера в чудесную силу Иисуса была уже настолько распространена по всей Галилее, что жители того места, где Он высадился, просили лишь позволения больным прикоснуться к Его одежде, и которые прикасались, исцелялись ( Мф. 14, 36 ); исцелялись они, конечно, не от одного только прикосновения, но по вере своей и воле Того, к Кому прикасались. Возвращение в Капернаум чудесно насыщенных в пустыне

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Апостолы не могут равняться в своей славе с Предтечею Господним, потому что все они уже были возрастными в то время, когда Божественная Истина изрекла слова: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Этими же словами Спаситель отличил и Себя от Иоанна, и показал, что Его не должно сравнивать с Иоанном, ибо хотя Он был рожден плотию, но не от жены, а от Девы, необыкновенным и чудным рождением. И чтобы великие похвалы не породили неприличного мнения об Иоанне, смотри, как Господь предотвращает и это зло, чтобы Иудеи не стали Иоанна предпочитать Ему Самому. В числе тогдашних слушателей могли быть и такие, которые знали, что Сам Он смиренно просил некогда от Иоанна крещения Себе. Потому и это Он исправляет говоря: НО МЕНЬШИЙ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ, Меньший по возрасту и по мнению других, смиривший Себя до образа рабского, Тот, о Ком говорили, что ОН – ядца и винопийца, что Он не больше, как тектонов сын, друг мытарей и грешников, Сей в царствии небесном БОЛЬШЕ ЕГО, Иоанна, ибо Он есть Царь этого духовного царства. Но говоря о Себе Самом, Спаситель справедливо скрывает лице Свое, чтобы не подумали, что Он слишком превозносит Себя. Христос называет Себя большим не по сравнению с Иоанном, равно и Иоанн, когда говорил, что Христос – Сильнейший меня, то не сравнительно говорил так. И Сам Спаситель, когда говорил: «и вот, здесь больше Соломона», конечно не сравнивает Себя с Соломоном. И в Ветхом Завете о несравненном говорилось сравнительно, например, когда говорится: «нет между богами, как Ты, Господи» или «кто бог, так великий, как Бог наш...» ( Пс.85:8; 96:14 ). Итак, Христос пришел, царствие Божие уже открылось, Иоанн Предтеча, возвестивший Его пришествие, уже принадлежит не столько ветхому сколько новому завету; ОТ ДНЕЙ ЖЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, с того времени, как он указал всем на пришедшего Христа, ДОНЫНЕ, и теперь ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ уже не ожидается только, как грядущее, но и СИЛОЮ БЕРЕТСЯ, с такою ревностию берется, как берутся города приступом, потому что оно уже наступило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Это Иоанн, которому я велел отрубить голову, и вот он воскрес!» 17. В самом деле, этот Ирод послал схватить Иоанна и в узах бросить его в тюрьму — из-за Иродиады, жены Филиппа, брата Ирода, на которой Ирод женился; [ ] 18. ибо Иоанн говорил ему: 19. А Иродиада затаила вражду против Иоанна и желала его умертвить, но не могла, 20. потому что Ирод боялся его, зная, что он праведник и святой, и сберегал его; послушав его, он бывал сильно смущен, но слушал его с охотой. 21. И настал удобный случай, когда Ирод по случаю дня своего рождения устроил пир для своих вельмож, начальников войска и важных людей Галилеи; 22. и вошла тогда дочь этой Иродиады, и проплясала танец, и сумела угодить Ироду и его гостям. И сказал царь девочке: «Чего бы ты ни попросила, дам тебе! Хоть полцарства моего!» 24. И она, выйдя, спросила у матери: «Чего мне просить? А та сказала: «Голову Иоанна Крестителя!» 25. И тотчас же поспешив вернуться к царю, она изъявила такую просьбу: «Желаю, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». 26. И царь сильно опечалился, однако из-за своей клятвы, данной перед гостями, не пожелал отказать ей. [ ] 27. Тотчас же отрядив стражника, царь велел принести голову; и тот пошел, и обезглавил Иоанна в тюрьме, [ ] 28. и принес голову его на блюде, и отдал ее девочке, а та отдала ее своей матери. 29. И ученики Иоанна, услышав об этом, пришли, и взяли тело его, и положили его в гробницу.   30. И собираются апостолы к Иисусу; и рассказали они Ему все, что сделали и чему научили. 31. И Он говорит им: «Теперь идите вы сами в уединение, в пустынное место, и немного отдохните». В самом деле, люди непрерывно приходили и уходили, так что у них не было времени даже поесть. 32. И отплыли они в лодке к пустынному месту, в уединение. 33. Однако увидели, как они отплывали, и стало это ведомо многим, и побежали туда сушей из всех городов и оказались там раньше их. 34. Выйдя на берег, Он увидел множество народа и исполнился сострадания к ним, потому что были они, словно овцы, не имеющие пастуха; и Он начал многому их учить. 35. А когда час был уже поздний, подошли к Нему ученики Его и сказали:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Священная письменность сохранила нам несколько фактов, характеризующих личность Апостола Иоанна. Предание также предлагает нам такие факты из жизни этого ученика Господня, которые в своем внутреннем содержании носят все признаки достоверности. И те и другие имеют ценность не только биографическую, но и психологическую. Они дают возможность установить верный и несомненный взгляд на Иоанна Апокалиптика и Евангелиста. Нам кажется, что в некоторых случаях характер его обрисовывается неточно; в нем часто оставляют в стороне выдающуюся черту его духа – неудержимую пылкость, а между тем эта черта ярко выступает в Апокалипсисе; заметна она и в других писаниях этого ученика Господня. Часто имеют тенденцию характеризовать Иоанна по последним дням его жизни, когда Апостол, преклонный старец, только и мог повторять: „детки, любите друг друга“. Не слабым старцем представляется нам Иоанн, писатель Апокалипсиса, Евангелия и посланий, но лишь созерцательной натурой, таящей в глубинах души великие силы; натурой почти незаметной, если жизнь течет ровно 1023 , но способный к взрыву, к неудержимому восторгу и ликованию, к святому, но беспощадному гневу. И в Евангелии, и в Апокалипсисе он говорит исключительно о резких противоположностях, решительно противопоставляет царство света царству тьмы, детей Божиих детям диавола, – он совсем не знает средины. Он – великий Апостол любви. Это он писал: „Бог есть любовь“. „Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас“ ( 1Ин.4:8:12 ). Но он же и дает совет „ Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его“ ( 2Ин.1:10 ). Наконец, в его же душе нашлись ассоциации и для следующего образа: „И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих“ ( Откр.19:17:18 ). Или, мученики по открытии пятой печати вопиют к Богу громким голосом ( Откр.6:10 ): „доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?“ Таков был Апостол Иоанн, – таким представляют его и писание и предание. И факты, сохраненные последним, в связи с теми штрихами, какими обрисовывается личность любимого ученика Господня в Евангелиях, утверждают нас в мысли, что Апокалипсис есть, именно, писание Иоанна и, что никакой другой ученик Христа, если иметь в виду их характеры, не был по духу своему настолько подходящим для созерцания великих откровений, описанных в нем, как этот сын Зеведея. В дальнейшем мы и постараемся собрать факты из жизни Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Поучение 47. В день преставления святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова Сегодня празднуем день преставления святого Евангелиста Иоанна Богослова, – не успение и не смерть, а преставление празднуем. Успение тоже, что сон, а сон тоже самое, что смерть, только кратковременная; а преставление значит переставление, переход и перенесение с одного места на другое, из земли на небо, из гроба в рай. Иисус Христос перенес своего возлюбленного ученика живым из земли на небо. Божией Матери мы празднуем успение, а Иоанна Богослова преставление; ибо Божия Матерь, как и сам Иисус Христос, была во гробе мертвой три дня и три ночи, а Иоанн, по-видимому, вовсе не умирал, хотя всю жизнь искал смерти, и слово Христово об Иоанне: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду» 40 , пронеслось между братиями, что Иоанн не умрет. Евангелист Иоанн, правда, в глубокой старости вошел в одну пещеру и велел себя засыпать землею живым; ученики засыпали его землею по колени и облобызали Иоанна, потом по пояс – и облобызали, потом с головою – и так оставили, но на третий день не нашли его. Значит, Господь возлюбленного своего ученика – девственника и наперстника перенес с телом и душею – с земли на небо, из пещеры прямо в рай, Сам пришел за ним и взял его как сказал: Я хочу, чтобы он пребыл на земли пока прийду за ним. Такова сила любви, такова жизнь любящего! Она никогда не умирает. Св. Иоанн получил эту любовь на персях Источника вечной любви – у самого Господа Иисуса Христа, который есть Бог любви. Такая любовь вечна, жива и никогда не умирает, – умирает за других на кресте, но сама собою вечно жива, и из людей, кто ее сподобится, кто любит Бога всею душею и всем сердцем, а ближнего, как самого себя любит, тот вечно будет жить на небе, ибо любовь никогда не перестает, говорит св. Апостол Павел, – на небе пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, а любовь никогда не перестанет 41 , не прекратится, но пребудет вечно, и кто будет иметь такую любовь, тот будет жить вечно. А без любви человек ничто, как тот же Апостол сказал: «если я говорю языком человеческим и Ангельским, а любви не имею; то я медь звенящая, или кололол звучащий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Сокращенное название Четвероевангелие От Матфея святое Благовествование От Марка святое Благовествование От Луки святое Благовествование От Иоанна святое Благовествование   Деяния святых апостолов   Соборные послания апостолов Послание Иакова Первое послание Петра Второе послание Петра Первое послание Иоанна Второе послание Иоанна Третье послание Иоанна Послание Иуды Послания апостола Павла Послание к Римлянам Первое послание к Коринфянам Второе послание к Коринфянам Послание к Галатам Послание к Ефесянам Послание Филиппийцам Послание к Колоссянам Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) Первое послание к Тимофею 1 Тим. Второе послание к Тимофею 2 Тим. Послание к Титу Послание к Филимону Послание к Евреям   Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис)   Четвероевангелие Слово “евангелие” на греческом языке означает “радостная весть”. Так называл Свое учение Сам Спаситель. Евангелие – это радостное известие о спасении людей от греха и смерти, принесенное в мир Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Христос и его апостолы проповедовали Евангелие, не записывая его. К середине I века по Рождестве Христовом эти проповеди передавались верующими от одного к другому, их запоминали наизусть. Но когда один за другим стали умирать свидетели жизни Христовой на земле, устное предание начали записывать, чтобы не забыть чего-нибудь или случайно не исказить при пересказе. Таких записей появилось очень много. Рим, Иерусалим, Антиохия, Ефес и другие важные христианские центры имели свои Евангелия. Но только четыре из них были отобраны Церковью, только они написаны под действием Святого Духа. Евангелия называются “от Матфея”, “от Луки” и т.д., потому что через евангелистов действовал Святой Дух. Он вдохновлял их, помогал выбирать слова и выражать мысли так, чтобы в них не было ничего неверного или ложного, чтобы они точно выражали божественные истины. Церковь не собрала из четырех одну книгу, поэтому мы можем видеть евангельскую историю с различных точек зрения. Рассказы евангелистов не совпадают между собой во всех мельчайших подробностях потому, что они не переписывали текст друг у друга, а по-своему рассказывали то, что видели или о чем слышали, чему были свидетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. сущность Кесарийского исповедания Петрова), как не от Самого же Христа? 18 А) Призвание Иоанна и Петра. Первый раз присутствие Иоанна (прямо неназванного) отмечается в рассказе о призвании апостолов, который, как известно, у Иоанна значительно отличается от синоптиков: согласно последним, призвание совершается при море, во время рыбного промысла, здесь же ему, очевидно, предшествует личное призвание отдельных учеников. Верный своему правилу, Иоанн, предполагая уже известным рассказ синоптиков, восполняет его интимными событиями, общему призванию предшествовавшими, но ему, как и многие другие, известными. И оказывается, что первыми последовали Христу Иоанн и Андрей, который затем привел Петра (чем и дается ответ на вопрос о двоице: как и в каком порядке были» призваны Петр и Иоанн?). «На другой день опять стоял Иоанн (Креститель) и двое из учеников его. И увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви! (что значит: «учитель»!), где живешь? (μνεις – пребываешь, имеешь остановку, «адрес»)? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет. И пробыли y Него день тот. Было около десятого часа (характерный для евангелиста прием обозначать свое личное присутствие: не называя себя прямо, он дает какую-нибудь черту, изобличающую очевидца). Один из двух, слышавших от Иоанна (о Иисусе) и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорить ему: мы нашли Мессию, что значит «Христос». И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр).» (Ио. 1, 36–42). В этом рассказе обращает на себя внимание, прежде всего, то обстоятельство, что первыми, последовавшими за Иисусом и назвавшими Его равви, были ученики Иоанновы, Иоанн и Андрей, слышавшие слово своего учителя о Нем (Ио. 1, 26–36). При этом они пробыли целый день у Учителя, услаждаясь словесами Его, и с этого времени для Иоанна началась его близость к Господу. Итак, по последованию Христу он первый вместе с первозванным Андреем. Последний, однако, тотчас приводит «Симона-Петра», т. е. известное всем лицо, то самое, о котором так много написано в прежних Евангелиях, и пророчественные слова ему («взглянув на него») неизбежно заставляют вспоминать о пути в Кесарию Филиппову и явно находятся в молчаливом с ними соотношении. Скрытый смысл этого рассказа такой: да, так был призван Петр, глава апостолов, и сразу же был предопределен в своем особом служении Христу, однако, еще ранее его уже провел день у Учителя, вместе с Андреем, будущий возлюбленный ученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010