Глава 11 1. И бысть, соверш заповда бманадесте учнкома своима, прейде тд учити и проповдати во градхъ ихъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом. Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии. 2. же слышавъ во узилищи дла хртва, посла два ученикъ своихъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3. реч ты ли грдый, ил иног чаемъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его ( Ин. 5:36 ). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых ( Лк. 7:17 ). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин. 1:31–34 ); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:26 ). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:45 мин. Размер 2.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы собрались почтить радостное событие рождения пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (см. Мф. 4, 17) Это то условие покаяния, которое обязательно для того, чтобы встретиться с Божественным Светом и выйти из тьмы служения диаволу и греху. И сегодня, мы движимые именно этим желанием, собрались здесь все вместе, чтобы порадоваться рождению пророка и Предтечи Господня Иоанна. Но очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), «он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Очень часто и люди очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел сегодня говорит: «Так поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/95115.html

Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея, и мы рассмотрим две темы: 1)   О посте. 2)   Притчу о старом и новом. Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9 -я глава с 14-го по 17-й стих. Прочитаем первый стих: Мф.9:14 . «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?». Блаженный Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном» . Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя. Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать» . Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде, занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» ( Мф.18:1 ); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» ( Мф.20:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf 1. Призвание первых учеников Начало служения Иисуса ознаменовано тем, что Он собирает вокруг Себя группу учеников. О том, как это происходит, Иоанн и синоптики рассказывают по-разному. Мы уже говорили, что после искушения в пустыне Иисус не сразу отправился на проповедь, а сначала вернулся к Иоанну Крестителю на Иордан; это явствует из Евангелия от Иоанна. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя: На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: Учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа ( Ин. 1:35–39 ). Евангелист затем поясняет, что один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 1:40 ). Кто был другой ученик, оставшийся неназванным? У нас есть все основания полагать, что это был сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин. Апостол Андрей Первозванный, Икона. Афон. Ватопедский монастырь. XVb. Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, что говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают Ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание было около десятого часа выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей. Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же другой ученик ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, которого любил Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, здесь мы видим, что Иоанн Креститель «послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» . Конечно, не надо видеть в этих словах Иоанна Крестителя хотя бы намек на сомнение в миссии Иисуса Христа из Назарета. Человек, который при Иордане слышал свидетельство Самого Бога Отца о Сыне Своем, не мог и не сомневался в миссии  Господа Иисуса Христа. Но сомнение коснулось самих учеников Иоанна Крестителя так называемых «иоаннитов». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Иоанн вопрошает не как незнающий, ибо он сам показал [Его] незнающим такими словами: ″Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира″. Он слышал голос и Отца, говорящего: ″Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение″, и послал учеников своих ко Христу, чтобы они в этом случае, видя совершаемые знамения и силы, уверовали в Него и через вопрос своего учителя, научились сами» . Блаженный Феофилакт разделяет это же мнение, он пишет: «Иоанн спрашивает не потому, будто не знает Христа. Как ему не знать Того, о Ком свидетельствовал: ″се Агнец Божий″? Но спрашивает для того, чтоб убедить своих учеников, что Он есть Христос. Поскольку они завидовали Христу: то Он посылает их к Нему, дабы хотя при виде чудес уверились, что Христос больше Иоанна» . То есть Иоанн ищет не себе славы, но Христу, а сам, находясь в темнице, ожидает смерти от Ирода, осознавая закат ветхозаветного времени и начало эры Нового Завета. Сами же ученики Иоанна Крестителя завидовали апостолам и ревновали славу Христову. Сказано: «И пришли к Иоанну (то есть его ученики – по истолкованию Иеронима Стридонского ) и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:26–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вершиной служения Иоанна Крестителя как друга жениха  (Ин 3:29) — того, чьей задачей было подготовить народ к явлению в мир Спасителя, стало Крещение Господне. Возрастающая известность Иисуса Христа, Который после погружения в иорданские воды, вышел на проповедь Евангелия, стал совершать чудеса, исцелять и собирать вокруг Себя множество людей, вызвала ревность учеников Иоанна Крестителя. В ответ на их недоуменный вопрос об Иисусе, Иоанн смиренно засвидетельствовал о себе как о Предтече, исповедовал Христа Сыном Божьим и заявил: Ему должно расти, а мне умаляться  (Ин 3:30). Это умаление на фоне развития земного служения Спасителя и составило содержание последних месяцев жизни Иоанна Крестителя. Мы лишь однажды встречаем его после выхода Христа на проповедь — когда Иоанн, томясь в темнице, послал своих учеников к Спасителю, чтобы окончательно увериться, что Иисус действительно тот самый Мессия, Предтечей которого он был. Это не было проявлением недоверия, а лишь человеческим желанием того, кто не мог наблюдать за служением Спасителя собственными глазами, удостовериться, что Иисус — Сын Божий. С этой радостной уверенностью Иоанн Креститель окончил свою жизнь. Иоанн приготовил почву для новозаветного благовестия. Его миссия Предтечи Господня, то есть того, кто идет перед Господом, была призвана пробудить народ от духовного сна и создать условия для проповеди Иисуса Христа, пришедшего спасти человечество от греха и смерти. Для того чтобы принять это спасение, людям было необходимо измениться, то есть покаяться — ведь покаяние в буквальном прочтении и есть не что иное, как изменение. Именно поэтому призыв Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное  (Мф 3:2) был главным содержанием проповеди Иоанна Крестителя. Другими словами, он говорил: Царство Небесное рядом, но чтобы войти туда, нужно измениться. Этот призыв новозаветного пророка сохраняет актуальность и сегодня. Он обращен к каждому из нас. Если мы услышим его, то тогда и на нас исполнятся пророческие слова Христа, сказанные в свое время апостолам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе  (Мк 9:1).

http://foma.ru/ioann-krestitel-pochemu-o...

Народ вопрошал Иоанна: «что же нам делать?». И был им его ответ: «у кого две одежды, тот поделись с неимущим и у кого есть пища, делай тоже». Пришли к Иоанну креститься и мытари и вопросили: «Учитель, что нам творить?». «Не берите больше надлежащего», отвечал Иоанн. – А нам что делать? Спрашивали воины. Иоанн отвечал им: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». В то время, когда народ пришёл в недоумение и помышлял в сердцах своих о Иоанне: не Христос ли он? Иоанн ответствовал всем: «Я крещу вас водою, но грядет сильнейший меня, которому я не достоин преклонясь развязать ремень у сапог и понести сапоги, Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата в руке Его и Он вывъет хлеб в гумне своём, и соберёт пшеницу в житницу свою, а солому сожжёт огнем неугасимым». ( Лк.3:1617 ). Ещё множество и других словес благовествовал Иоанн народу, увещая его покаяться. У Предтечи Христова были ученики; в том числе находились и будущие Апостолы Христовы Андрей Первозванный и Фаддей, принадлежавший к числу Семидесяти Апостолов. Первый был сын Ионы, бедного рыбака города Вифсаиды, брат Симона, в последствии Апостола Петра. Андрей, презирая житейскую суету, избрал жизнь безбрачную, и только что услышал о явлении из Иордана Иоанна, покинул дом отца своего, и соделался учеником Крестителя. В один день, и, как говорят день Воскресный 10 , пришёл на Иордан к Иоанну креститься Иисус от Назарета Галилейского. Иоанн узнал Его по внутреннему свету, и не осмеливаясь крестить Его, хотел удержать Иисуса, сказал: «мне надобно креститься от Тебя; и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос возразил: не удерживай; потому что так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его ко крещению, и Творец вселенной преклонил главу под руку Иоанна. Погрузясь в воду Христос, как не имеющий грехов, тотчас вышел из воды. Вдруг отверзлись над Ним небеса, и Иоанн узрел Духа Святого, в виде голубином сходящего с небес и опускающегося на Иисуса, и раздался с небеси глас:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему Иоанн не сообщает о таких важных событиях, как Рождество Спасителя или Его Преображение? Потому, что он хотел не заново рассказать обо всех событиях, связанных со Христом, а только дополнить других евангелистов, чьи воспоминания к тому времени уже были записаны. Целью Иоанна было досказать самое важное из того, о чем по каким-то причинам умолчали Матфей, Марк и Лука, которых в библейской науке принято называть «синоптиками» (от греч.Συνοπτικς – описывающие что-либо вместе). Именно поэтому Евангелие от Иоанна может показаться тематически почти не связанным с тремя другими. Сюжетных «пересечений» всего несколько: насыщение пяти тысяч человек, хождение по водам, Тайная вечеря, отречение Петра, суд у Пилата, распятие – вот, по большому счету, и всё... Да и эти события описываются существенно иначе, чем у «синоптиков» . Например, в рассказе о Тайной вечере нет слов: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26: 26, 28). Зато Иоанн вспоминает, как Иисус Христос омыл ученикам ноги перед трапезой и заповедовал им следовать этому примеру любви.А затем подробно пересказывает прощальную беседу Спасителя с апостолами. Целью Иоанна было не просто рассказать, как всё было, а подчеркнуть главное: Иисус Христос – не просто Учитель, а Сын Божий, во всем равный Богу Отцу. Я и Отец – одно , – говорит Иисус спорившим с Ним иудеям. – Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин 10: 30, 38). Один из учеников, Филипп, обращается к Иисусу со словами: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас , – а в ответ слышит: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Ин 14: 6-11). Бог Отец. Художник Виктор Васнецов Завершая беседу с учениками, Христос возносит молитву к Богу: Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин 17: 5).

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-ioa...

—Значит, Иоанн, ходя за Учителем и слушая Его, возрастал в любви? —Да, безусловно: в той любви, которой проникнуто и его Евангелие, и его апостольские Послания: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7–8); если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас (11–12). Человек, написавший это, должен гореть любовью. А мы — если мы хотим быть христианами — должны буквально и безусловно применять это к себе: любовь — критерий веры. —Послания были написаны Иоанном в конце его долгой жизни (в двух из них он сам называет себя старцем), но ваши слова сейчас вернули нас в его молодость: именно он оказался единственным из апостолов, кто не оставил осужденного и распятого Учителя, кто не бросил в страшные часы Его Мать — он стоял у Креста рядом с Нею (см.: Ин. 19, 26). И вот теперь мне ясно, почему. Потому что любил. —И, возможно, поэтому умирающий Иисус поручает Иоанну Свою Мать: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). В лице Иоанна Иисус усыновляет Ей весь род человеческий — всех нас. Истинно христианская любовь есть любовь жертвенная. Господь взошел на Крест и умер на нем за всех нас, несмотря на то, что мы никогда не были этого достойны. Такова и любовь Иоанна. —Почему Евангелие от Иоан­на столь отлично от трех синоптических Евангелий — от Матфея, Марка и Луки? —Оно было написано гораздо позже и с другой целью. Еще при жизни Иоанна (напомним, он, единственный из двенадцати, жил долго и умер своей смертью) в христианской Церкви закончилось время напряженного ожидания конца времен, второго Пришествия. И, как следствие, возникли нестроения, появились ереси, приводящие к оправданию пороков. В этих условиях Евангелие от Иоанна — единственного живого ученика, участника евангельских событий, очевидца и служителя Слова (см.: Лк. 1, 2) — было свидетельством об Истине: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Иоанн не ставил перед собою задачу еще раз пересказать то, что было уже известно христианам из других Евангелий. Он исполнил свой долг — долг очевидца, долг любви.

http://pravoslavie.ru/86626.html

Сегодня день памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы можем предполагать, что когда Предтеча находился в пустыне и нес там свои подвиги, его, конечно же, искушал диавол, но он преодолевал диавольские искушения. Мы читаем в Евангелии, что когда Иоанн был заточен в темницу, он послал своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3) так, будто бы и в темнице приступил к этому великому пророку искуситель, искушал его и говорил: «Это не Тот, вся твоя жизнь была ошибкой, и ты зря на Него указывал. Ты зря говорил, что это Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира». Но так же, как Господь преодолел искушения в пустыне, так и Иоанн Предтеча преодолел все дьявольские искушения и взошел в Небесную славу через подвиг мученичества. А вслед за Спасителем и вслед за Иоанном Предтечей многие апостолы, святители, преподобные и мученики через подвиг постничества, через подвиг мученичества или иной подвиг, который они несли в этой жизни, не только дьявольские искушения отвергли, но и указали многим людям путь, ведущий в Царствие Небесное подобно тому, как этот путь указывал Иоанн Креститель, когда показывал на Христа и говорил: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). Святые, которых мы почитаем, нам указывают ни что иное, как путь в Царствие Небесное. И ни на кого другого они не показывают нам, как на Самого Господа Иисуса Христа, ибо именно Господь есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6) – путь к Царствию Небесному, истина, которая раскрывается для нас через слово Священного Писания, и жизнь, подаваемая нам в Таинствах церковных, наипаче же в Таинстве Святого Причащения. В день, когда мы празднуем Собор Иоанна Предтечи, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю, чтобы взять на Себя грехи мира, крестился в водах Иордана, дабы Своим схождением в воды их освятить и открыть нам путь к купели пакирождения, к рождению свыше рождению от воды и Духа. Будем также прославлять Его верного служителя Предтечу Господня Иоанна, который многим людям указал путь ко Христу и сегодня служит для нас напоминанием об этом пути, ведущем в Царство Небесное».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010