Тематическое сходство между повествованием Иоанна и рассказом Матфея о наречении новым именем Симона в Кесарии Филипповой заставляет мн. ученых видеть в этих 2 рассказах отражение одного и того же эпизода (см., в частности: Keener. 2010. Vol. 1. P. 478; ср., однако: Brown. 1966. P. 77 (указывает на различия между свидетельствами Иоанна и синоптиков)). Однако Иисус мог дважды обозначить новое имя П.: 1-й раз - при знакомстве, 2-й - после того как П. исповедал Его Сыном Божиим. Из 4 евангелистов только ап. Иоанн приводит имя, полученное Симоном от Иисуса, в оригинальном арам. звучании: Кифа (  ). Этим же именем П. называет ап. Павел в неск. Посланиях (1 Кор 1. 12; 3. 22; 9. 5; 15. 5; Гал 2. 9). Во всех остальных случаях в НЗ используется греч. имя Πτρος, не созвучное, но семантически идентичное евр. имени Кифа (значение обоих имен на своих языках - «камень» или «скала»). Описанный у ап. Иоанна случай можно назвать 1-м призванием П. на апостольское служение. По мнению древних толкователей, после того как П. и Андрей встретились с Иисусом и провели с Ним неск. дней, они вернулись в Галилею к своим обычным занятиям ( Ioan. Chrysost. In Matth. 14. 2//PG. 57. Col. 219; Aug. De cons. evang. II 17. 37//PL. 34. Col. 1095). Такая интерпретация исходит из попыток синхронизации повествования Иоанна с рассказами синоптиков. Второе призвание описывается в рассказе о чудесном лове рыбы в Геннисаретском оз., где П. в этом Евангелии появляется впервые. Иисус, увидев рыбаков на озере, вошел в лодку П. и, после того как они отплыли, «учил народ из лодки». После этого Он повелел П. отплыть на глубокое место и вновь закинуть сеть. П., к-рый с соработниками напрасно пытался наловить рыбы всю предшествующую ночь, еще раз, «по слову» Господа, закидывает сеть. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась», а лодки, куда они выгрузили улов, начинали тонуть. П. просит Иисуса: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним… также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых... И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк 5. 1-11).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Но где же был в это время Иоанн Креститель? Почему он сам не сделался апостолом Христовым? После крещения Иисуса на Иордане, он еще продолжал некоторое время крестить и благовествовать Царство Божие, но уже знал, что дело его идет к концу. Когда ему говорили, что все идут ко Христу, то он смиренно отвечал: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Между тем, как свидетельствует историк Иосиф Флавий, политическая жизнь Иудеи осложнилась. Началась война между царем Иродом и соседним аравийским царем Аретой. Причиной войны было то, что Ирод развелся со своей женой аравитянкой, дочерью Ареты, и незаконно женился на жене брата своего Филиппа. Арета был раздражен и решил отомстить. Следовательно, война началась главным образом из-за Иродиады, которую обличал Иоанн Креститель. Иродиада злобилась на Иоанна и настаивала на его аресте. Тогда Ирод приказал схватить Иоанна и связав посадить в темницу. Эта темница находилась в крепости Махора , куда Ирод со всеми военачальниками и приближенными переселился на время военных действий. В угоду Иродиаде он готов был теперь же умертвить Иоанна, но боялся народа, почитавшего его за пророка ( Мф. 14:5 ). Иродиаде же очень не нравилось, что Иоанн оставался в живых. Она ненавидела Предтечу и ждала случая, чтобы погубить его. Наконец, этот случай представился. В день своего рождения Ирод давал пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. Когда пир был в полном разгаре, в палате Махорского дворца вдруг появилась юная девушка Соломия, дочь Иродиады от первого брака. Ее просили показать свое искусство в танце. Не смущаясь знатностью собрания, она начала танцевать и так понравилась Ироду и всем возлежавшим с ним, что царь сказал девице: «Проси у меня чего хочешь и дам тебе». И клялся ей: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». Она вышла и спросила у матери своей: «Чего просить?» Надо было торопиться, царь мог одуматься, отрезветь, изменить решение и отделаться какой-нибудь шуткой. Иродиада сказала дочери: «Проси главы Иоанна Крестителя». И Соломия тотчас с поспешностью пошла к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковное предание сохранило сведения о Петре как об апостоле, чьим основным способом проповеди была устная речь. В книге Деяний сохранились три его проповеди ( Деян. 2:14–36; 3:12–26; 10:34–43 ). В том виде, в каком эти проповеди в ней изложены, они демонстрируют свободное владение устной речью, способность убедительно выражать мысль, четко структурировать содержание. Однако проповеди Петра, приведенные в Деяниях, не проясняют вопрос о том, был ли он грамотным, и если да, то в какой момент своей жизни он научился читать и писать. Судя по тому, что мы знаем о Петре из Евангелий, можно с достаточными основаниями утверждать: если он и имел образование, оно было рудиментарным. Основной школой – не столько школой грамотности, сколько школой жизни – стало для него пребывание рядом с Иисусом. Именно встреча с Ним превратила Петра из простого и некнижного галилейского рыбака в проповедника и апостола. О возрасте Петра и других апостолов в тот момент, когда они встретились с Иисусом, Евангелия ничего не говорят. Однако мы знаем, например, что у Иакова и Иоанна был жив отец, находившийся в дееспособном состоянии ( Мф. 4:21 ), а у Петра была теща, также вполне дееспособная ( Мф. 8:14–15 ). Согласно церковному преданию, апостолы пережили Иисуса в среднем лет на тридцать, причем большинство из них умерли не своей смертью . Исходя из этого, можно предположить, что в момент призвания все апостолы были приблизительно ровесниками Иисуса, а некоторые моложе Его. 2. Призвание О призвании Петра на апостольское служение мы имеем три рассказа – один у Иоанна, другой у Луки, третий у Матфея и Марка. Последовательность событий Напомним, что Евангелие от Марка начинается с повествования о проповеди Иоанна Крестителя ( Мк. 1:1–8 ) и о том, как Иисус крестился от Иоанна в Иордане ( Мк. 1:9–11 ). Далее Марк пишет: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» ( Мк. 1:12–13 ). Рассказ о начале общественного служения Иисуса начинается словами: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею...» ( Мк. 12:14 ). Таким образом, искушение в пустыне следует у Марка сразу же за крещением от Иоанна, а между крещением и выходом на проповедь проходит некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но что касается первой половины этого возражения, т. е. возвышенности речей Христовых, содержащихся в Евангелии от Иоанна, то нужно заметить, что не один только Иоанн 217 со­хранил речи Христа подобного рода. Вспомним, напр., о Его речи, содержащейся в Евангелии от Матфея 12: 25–30 . „Сла­влю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение! Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. Спрашивается: чем по своей возвышенности эта речь должна стоять ниже речей Иоанновых? Отрицательной критике, конечно, небезизвестно, что тон речи всегда зависит от ее предмета и им обусловливается; а предмета речей Иисусовых в Евангелии от Иоанна таков, что не может быть передан простым и спокойным языком, а требует языка возвышенного, изложения одушевленного. Правда, у Иоанна приводятся речи такие, каких нет у первых евангелистов; но это-то именно обстоятельство и служит к опровержению вышеприведенного возражения отрицательной кри­тики. Восполняя пробелы первых Евангелий, как свидетельствует современник апостольский Климент, Иоанн внес в свое Евангелие по преимуществу только те речи Христа, которые, по неизвестной нам причине, были опущены тремя первыми евангелистами. Ясно, что мы наверное не можем сказать, каким бы языком излагались эти речи у остальных евангелистов, если бы они не были у них опущены. Несправедлива также и вторая половина вышеприведенного возражения, т. е. что если речи, находящиеся в Евангелии от Иоанна, и были действительно произнесены Христом, то Иоанн не мог в течении многих лет хранить их в своей памяти в буквальных выражениях. Конечно, евангелисты не были простыми протоколистами; они внесли в свои повествования только то, что сохранила их богодухновенная память, как и свидетельствует, напр., о Марке иерапольский епископ Папий; но если изречения обыкновен­ных людей и целые их речи, хотя и не в буквальных выражениях, мы надолго сохраняем в своей памяти, то что же ска­зать о евангелисте Иоанне, любимце и наперснике Христа, который, сверх всего того, при написании Евангелия еще руководим был и Духом Святым? Если бы речи Христа не имели для Иоанна важного значения, тогда другое дело; но в речах Христа Иоанн видел источник жизни вечной, единственное средство и руковод­ство в делах нашего спасения; а такие речи никогда не забыва­ются 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В повествовании фигурируют два ученика Иоанна Крестителя. Один, Андрей, далее ( Ин. 1:40 ) будет назван по имени, другой так и останется неназванным. Кто этот другой ученик? Согласно церковной традиции, это сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин. Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, чтó говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание «было около десятого часа» выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей. Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же «другой ученик» ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, «которого любил» Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова. 5. Первая встреча Иисуса с Петром 40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Если считать, что двумя учениками Иоанна Крестителя, которые последовали за Иисусом, были Андрей и не названный по имени Иоанн, то вполне понятным становится рассказ о том, как Андрей привел своего брата Петра к Иисусу. Первой встречей с Иисусом тот, кто станет главой апостольской общины после Его смерти и воскресения, обязан своему брату. О том, что Симон получил от Иисуса новое имя, упоминают и синоптики, но происходит это, согласно их повествованиям, при иных обстоятельствах. Марк повествует о том, как Иисус, будучи в Галилее, «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать» ( Мр. 3:13–14 ). Поименный список двенадцати открывается словами: «И поставил Симона, нарекши ему имя Петр» ( Мр. 3:16 ). Лука упоминает о переименовании Симона также в связи с избранием двенадцати ( Лк. 6:12–14 ). Матфей же увязывает наречение Симону нового имени с эпизодом, происходившим в Кесарии Филипповой, когда Петр единственный из учеников исповедал Иисуса Сыном Божиим ( Мф. 16:13–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Замыкает раздел и весь сборник Откровение Иоанна. Апостолу Иоанну Богослову приписывают много сочинений, но это особенно обращает на себя внимание, поскольку в библейский канон входит признаваемое подлинным Откровение, или Апокалипсис. На Руси эта книга была известна под названием «Слово Иоанна Богослова о пришествии Господнем» или «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской». Датируют этот текст византийской эпохой, в соответствии с его жанром, выраженным «катехизисной формой»: вопросы Иоанна и ответы на них Господа. Иоанн беседует с Господом, будучи взятым на небо с горы Фавор. Все, что должно произойти при конце мира, записано в книге за семью печатями. Откройте эту книгу в словах Откровения Иоанна. Тексты последнего раздела печатаются по изданию: Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2000. Перевод «Откровения Павла» – М. Витковской, перевод остальных текстов – В. Витковского. Сергей Ершов Откровение Петра [I. И когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему те, кто были с Ним, и молили Его, и просили Его, говоря: Возвести нам, каковы признаки Твоего пришествия и кончины мира, дабы знали мы и заметили время Твоего пришествия и научили грядущих за нами, которым мы проповедуем слово Твоего благовестия и которых вводим в Твою Церковь , дабы они, когда услышат, обратили внимание и заметили время Твоего пришествия. И Господь наш отвечал нам, говоря: Берегитесь, чтобы не прельстили вас и чтобы не усомнились вы и не стали служить иным богам. Многие придут под именем Моим, говоря: Я Христос. Не верьте им и не сближайтесь с ними. Ибо пришествие Сына Божия не явится приметным образом, но как молния, сияющая от востока до запада, так Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей. Крест Мой будет идти пред лицем Моим, и так приду Я во славе Моей. В семь раз ярче солнца буду сиять Я, и так приду Я во славе Моей с Моими святыми, с Моими ангелами, когда возложит Отец Мой венец на главу Мою, дабы судил Я живых и мертвых, и воздам каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Что это значит? Не есть ли это то самое, о чем говорит Великий Инквизитор Достоевского: «Мы не с тобой, а с ним », – то есть с дьяволом, с Антихристом. Недаром Господь те самые слова, которые сказал некогда дьяволу во время искушения в пустыне, повторяет, обращаясь к Петру: «Отойди от Меня, сатана!» Старый западноевропейский христианский мир есть этот «состарившийся Петр», который простирает руки свои, и уже не Христос, а «другой» препоясывает его и насильно ведет. Дух не-святой плоти, дух язычества, которым пропитана вся западноевропейская культура, наука, искусство, общественность, даже сама церковь, от Возрождения до Революции, от Макиавелли до Наполеона, от Гёте до Ницше, – и есть этот «другой», препоясывающий дряхлого Петра и ведущий его, куда не хочет он – прочь от Христа, против Христа, к последнему отступлению. Не ошибся ли, однако, Достоевский, считая это последнее отступление не временным, а вечным. Пропоет петух – и Петр покается и горько заплачет, и вернется к Господу, и все-таки пойдет за Ним. «Иди за Мною » – недаром же это сказано ему после пророчества о том, что он пойдет «за другим» (Иоанна XXI). Так, в судьбе апостола Петра предречены всемирно-исторические судьбы церкви Западной. А вот и другая судьба, другой путь. «Господи! а он что?» – обратившись и увидев Иоанна, спрашивает Петр уходящего навеки Господа. – «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? Ты иди за Мною. – И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?» (Иоанна XXI). Словами этими и кончается Евангелие. В судьбе Иоанна не предречены ли судьбы церкви, «пребывающей» до Второго Пришествия? Как Петр постиг тайну воплощения – Плоти рождающейся, так Иоанн постиг тайну воскресения – Плоти воскресающей. Как Петр исповедал раньше всех: Ты пришел, Ты Христос, Сын Бога Живого, – так Иоанн исповедует раньше всех: Ты приидешь; «и Дух, и невеста говорят: прииди! – Ей, гряди, Господи Иисусе!» Церковь Петра обращена лицом к прошлому – к Первому – церковь Иоанна – к будущему – ко Второму Пришествию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. И не бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить; а бойтесь того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. Не два ли воробья продаются за один ассарий (малую монету), и ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев». «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». «Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня, И кто напоит (сказал Господь, указывая народу на учеников своих) одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». § 44. Смерть Иоанна Крестителя Mф. XIV:1–12 ; Mk. VI:17–29 ; Лk. IX:7–9 . В то время как Иисус Христос послал на проповедь своих Апостолов, последовала смерть Иоанна Крестителя. Правитель Галилейский, Ирод Антиппа, услышав о святой жизни и высоком учении Иоанна, пожелал видеть его и беседовать с ним. Иоанн явился к нему, и явился мужественным провозвестником истины и бесстрашным обличителем его пороков. Ирод около того времени похитил у своего брата, Филиппа, жену его, Иродиаду, и вступил с нею в супружество. Такой поступок был противен всем законам божеским и человеческим и производил сильный соблазн в народе. Потому Иоанн, представ Ироду, говорил: – Не должно тебе иметь жену своего брата. Но сим требованием он возбудил непримиримую к себе ненависть в Иродиаде. Ирод, почитавший Иоанна за мужа праведного и святого, даже с удовольствием слушавший его учение и нередко следовавший его советам, сначала не уступал злобным требованиям Иродиады, опасаясь к тому же и народа, благоговевшего пред Иоанном, как великим пророком; но, мало-помалу, настойчивыми ее просьбами доведен был до того, что согласился наконец заключить Иоанна в темницу. Иоанн был заключен в крепость Махерон, находившуюся на северо-восточном берегу Мертвого моря, при впадении в него Иордана. Впрочем, Иродиада этим еще не была довольна – злобная душа ее жаждала смерти праведника и выжидала только удобного случая, чтобы окончательно погубить его. Желанный случай скоро ей представился. Был день рождения Ирода. Он сделал пир и пригласил к нему всех вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских. Во время пира явилась в собрание дочь Иродиады, Саломия, и привела всех в восхищение своею пляскою. Неосторожный Ирод в порыве своего восторга сказал девице:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Многие исследователи видят в данном эпизоде из Евангелия от Иоанна вариант рассказа синоптиков об исповедания Петра в Кесарии Филипповой ( Мф. 16:13–16 ; Мр. 8:27–30 ; Лк. 9:18–22 ). Однако у Иоанна действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме; по содержанию и вопрос Иисуса, и ответ Петра не совпадают с диалогом, происшедшим в Кесарии Филипповой; сама обстановка, в которой происходит диалог, совершенно иная. Есть поэтому все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах, в которых Петр исповедует свою веру в Иисуса (в научной литературе XIX века их иногда называли первым и вторым исповеданием Петра). Мы можем предположить, что беседа о небесном хлебе, имевшая место в Капернауме, относится к раннему периоду земного служения Иисуса, тогда как исповедание Петра в Кесарии Филипповой непосредственно предшествовало тому моменту, когда Иисус начал предсказывать ученикам Свою смерть. Если, как следует из данного предположения, событие, изложенное у Иоанна, происходило раньше, чем то, о котором говорят синоптики, налицо определенная динамика в том, как Петр воспринимает Иисуса. Если в первом случае он называет Его «Святым Божиим», то во втором исповедует «Сыном Бога Живаго». Два исповедания можно воспринимать как два этапа в восхождении Петра к полноте веры в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Отметим, что, отвечая на вопрос Иисуса, Петр употребляет первое лицо множественного числа: «Господи! к комунам идти?», «и мы уверовали и познали». Это соответствует характерной для него роли апостола, говорящего от лица всей общины учеников. Иоанн Златоуст отмечает: Этот ответ обнаруживает великую любовь. Он показывает, что для них Учитель дороже всего – и отцов, и матерей, и имений, и что, оставив Его, они не могли бы уже найти, куда прибегнуть… Смотри же, какое братолюбие и какую любовь высказывает Петр, отвечая за весь лик (апостолов). Не говорит «я познал», но «мы познали». «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» В Евангелии от Иоанна Иисус представлен как с самого начала знающий о том, что Его ожидает, в том числе о предательстве Иуды. Во 2-й главе приведены слова Иисуса: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист поясняет, что Иисус «говорил о храме тела Своего», то есть предсказывал Свою смерть. Сразу же за этим эпизодом следует упоминание о многих чудесах, сотворенных Иисусом в Иерусалиме на праздник пасхи, и ремарка Евангелиста: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин. 2:18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1 . Люди приняли Иоанна, который был меньше Христа, и думали уж «не Христос ли он». А Того, Кто пришел и Кто был больше Иоанна, они не приняли. Хочешь знать, почему? Рассуди: крещение Иоанна было видимым, а крещение Христа невозможно было видеть. Иоанн говорит: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня…; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Лк.3:16 ). А когда Иисус крестит «Духом Святым» и, опять же, когда Он крестит «огнем»? Крестит ли Он сразу «Духом Святым и огнем» или раздельно и в разное время? Он говорит: «А вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:5 ). После Его вознесения на небо апостолы были крещены «Духом Святым». Но в Писании не сказано, что они были крещены «огнем». 2 . Когда Иоанн на реке Иордан ждал тех, кто приходил креститься, то одних он отвергал, говоря «порождения ехиднины» и прочее, а тех, которые исповедовали свои грехи и проступки, принимал. Так и Господь Иисус Христос будет стоять в огненной реке, где «пламенный меч обращающийся» ( Быт.3:24 ), и если кто-то, уйдя из жизни, захочет пройти в рай и будет нуждаться в очищении, Он окрестит его в этой реке и отправит его туда, куда он хочет. Если же на ком-то не будет знака предыдущего крещения, того Он в огненной реке крестить не будет. Ибо необходимо, чтобы человек сначала крестился «водой и Духом Святым» ( Ин.3:5 ), чтобы, подойдя к огненной реке, он смог показать, что сохранил омовение в воде и крещение Духом Святым. И тогда удостоится он получить еще и крещение огнем во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 25. Евангелие от Луки 3:15. На сомнение людей в отношении Иоанна «уж не Христос ли он» 1 . Даже любовь несет в себе опасность, если она чрезмерна. Если кто-то любит другого, то должно ему рассмотреть природу и причины своей любви и не любить этого человека больше, чем тот заслуживает. Ибо если он превысит меру и границы своей любви, то оба они, и тот, кто любит, и тот, кого он любит, будут во грехе. Чтобы пояснить это, возьмем пример Иоанна. Люди любили его и дивились на него; он и в самом деле был достоин изумления. Ему оказывали уважения больше, чем другим людям, так как он жил иначе, чем все прочие смертные. Никто из нас не довольствуется простой пищей, но услаждаемся мы многообразием яств; один сорт вина нас не устраивает, мы покупаем вина с различными вкусами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010