Употребленное в первой фразе причастие δεραντες происходит от глагола δερω, означающего «сдирать кожу», «сечь», «бичевать». Бичевание было распространенным наказанием в Римской империи. Осужденных на смерть перед казнью принято было бичевать: такое бичевание было особенно жестоким и нередко заканчивалось смертью осужденного. Менее жестоким, однако тоже весьма болезненным было бичевание, применявшееся в профилактических и педагогических целях. Вероятно, именно такое наказание предлагал Пилат для Иисуса, когда настойчиво говорил иудеям: «Итак, наказав Его, отпущу (παιδεσας ον ατν πολσω)» ( Лк. 23:16, 22 ). Можно предположить, что иудеи подвергли апостолов наказанию, состоявшему из 39 ударов плетьми, бичами или розгами. О таком наказании упоминает Павел в 2Кор. 11:24 («От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного») и Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» 259 . Оно восходит к предписанию Второзакония: «сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими» ( Втор. 25:3 ). Дабы случайно не нарушить это предписание, от сорока ударов отнимали один. Бичевание было не только болезненным, но еще и позорным наказанием. Не случайно Лука упоминает о «бесчестии», которое апостолы приняли за имя Господа Иисуса. Однако это бесчестие стало для них источником радости. Глагол «радоваться» и существительное «радость» нередко встречаются на страницах Нового Завета. Атмосферой радости, в частности, пронизано Евангелие от Луки: в нем говорится о радости при рождении Иоанна Предтечи ( Лк. 1:14 ); в момент Благовещения ( Лк. 1:28 ); при посещении Божией Матерью Елисаветы ( Лк. 1:41 ); при явлении ангела пастухам ( Лк. 2:10 ). Лука рассказывает, как ученики Христа, вернувшись с проповеди, «с радостью» говорили Ему о том, что им повинуются духи ( Лк. 10:17 ); Иисус же в ответ сказал: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ). «В тот час возрадовался духом Иисус», – пишет Евангелист ( Лк. 10:21 ). Можно отметить также упоминания о радости народа при виде чудес, совершенных Иисусом ( Лк. 13:17 ); о радости, с которой Закхей готов был принять в свой дом Христа ( Лк. 19:6 ); о радости учеников, которые, встретив Иисуса на пути в Эммаус после Его воскресения, узнали Его в преломлении хлеба и спрашивали друг друга: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» ( Лк. 24:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Установить время Рождества точнее помогает Евангелие от Матфея (об этом мы еще поговорим). Но какие-то ориентиры дает и Лука. Евангелист Лука сообщает, что Рождество Христово произошло в Вифлееме, городе Давидовом . Там, в Вифлееме, Деве Марии наступило время родить… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:6-7). По преданию, местом Рождества стала пещера (вертеп), но в самом Евангелии этого не говорится: там только сказано, что во временном пристанище святого семейства имелись ясли, то есть кормушка для животных. Может быть, это был даже сарай для скота, который на время переписи, ввиду нехватки мест в гостиницах, был спешно приспособлен для ночлега пришедших из других городов. Вообще Мария и Иосиф жили в Назарете. Именно там Пречистой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Она обрела благодать у Бога , зачнет во чреве и родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Всевышнего … и Царству Его не будет конца (Лк 1:26-33). Но записаться Иосиф и Мария должны были, согласно правилам, в том городе, откуда брал начало их род. То есть в Вифлееме. Пещера Рождества. Фото: Усманова Анжела Место рождения Господа Иисуса исключительно важно. Ведь все иудеи хорошо знали предсказание пророка Михея о том, что долгожданный Мессия – потомок царя Давида – родится в его родном городе Вифлееме: И ты Вифлеем-Ефрафа , мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2). Ефрафа – древнее название города Вифлеем. В переводе с древнееврейского значит плодородный . Возможно, так же звали и основателя Вифлеема, жителей которого Библия иногда именует Ефрафянами (Руфь 1:2, 1 Цар 17:12) Но о том, что Христос действительно родился в Вифлееме, знали, очевидно, только Его Мать и праведный Иосиф обручник. Все прочие считали родиной Господа Иисуса галилейский город Назарет, где Он провел большую часть детства и юность. И это Его мнимое галилейское происхождение многих сбивало с толку. В Евангелии от Иоанна мы видим, например, как смущается будущий апостол Нафанаил, узнав, что Иисус родом из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46) А позже первосвященники и фарисеи попытаются убедить Никодима, одного из членов Синедриона (верховного иудейского судилища), что Иисус никак не может быть истинным Мессией: рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин 7:52).

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

   А вы не помните, какая профессия была у Луки? Врач, а апостол Павел был болезненный человек, у него очень глаза болели, после Дамасского видения, когда он ослеп. Потом он всю жизнь страдал глазами и вообще был болезненный, а апостол и евангелист Лука был искусный врач и поэтому он был в особенности ценен и доступный для апостола Павла. Он его не покидал, как видно.     «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служенья» (2Тим. 4:11). Когда апостол Павел был много моложе, и они с Варнавой путешествовали, Варнава хотел взять Марка. Перед этим был случай, когда Марк сопровождал их, а потом испугался трудностей и опасности апостольскаго служения и сбежал от них. Апостол Павел был на него за это сердит и, когда Варнава хотел его взять, то он его отстранил — «Он нас оставил и опять может оставить». И не взяли, и получился у них спор и расхождение настолько, что они разлучились. Апостол Павел взял с собой Силу и пошел в новое путешествие, а Варнава взял Марка. Это было раньше, а здесь уже апостол пишет: «Марка возьми, приведи с собою... он мне нужен для служения. Тихика я послал в Эфес» (2Тим. 4:11, 12). И последнее распоряжение апостола: «Когда пойдешь, принеси фелонь, которую я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2Тим. 4:13). Теперь легко облачения заказывать, а тогда было это не так просто, тем более апостолы не обладали большими средствами. «И книги, особенно кожаные» . Апостол здесь не поясняет, какие это были книги.     «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2Тим. 4:14). Как говорится: «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор. 32:35) — говорит Господь. И апостол Павел в Послании к евреям говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место гневу Божию , ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь» (Рим. 2:19; Евр. 10:30). Так и тут апостол тоже говорит: «Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, — предупреждает апостол Павел, — ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили» (2Тим. 4:14-16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» ( 2 Кор.12:6 ). Здесь проявляется смирение апостола Павла. Он не хотел, чтобы кто-то подумал о нем нечто большее, чем увидит своими глазами: каким вы меня видите, так обо мне и думайте, я не хочу рассказывать о своей внутренней жизни, чтобы вы не подумали больше, чем можете видеть снаружи. А видели они его чудеса, его бесстрастие, конечно же, и телесные немощи. Однако то, что апостол скрывал о своей внутренней жизни, видимо, было неизмеримо больше, чем все те чудеса, великие дела и подвиги, которые он совершил ради проповеди Евангелия и ради спасения людей. Далее он уже говорит о своих болезнях и телесных страданиях: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2 Кор.12:7 ). Настолько тяжким и невыносимым было это страдание, что апостол называет его жалом плоти, понимая, что это от сатаны. Некоторые толкователи говорят, что это были те скорби, которые апостол испытывал во время своей проповеди. Другие, с которыми согласен и я, так как их мнение кажется мне более убедительным и соответствующим тексту, считали, что речь идет о какой-то невыносимой телесной болезни. По предположениям некоторых толкователей, а также судя по тому, как апостол Павел изображается на иконах (а его иконописное изображение имеет портретное сходство, потому что впервые апостолов Петра и Павла изобразил апостол Лука), видимо, это была болезнь глаз. Болезнь, столь нестерпимая, что в одном из посланий апостол говорит своим ученикам галатам: «Если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:15 ). Апостол так страдал, что ученики были готовы, если бы только это было возможно, отдать ему свои здоровые глаза. Кто испытал это на себе, тот знает, что глазная боль доставляет невыносимые страдания. Впрочем, болезнь глаз — это только предположение, но важна сама суть. Несомненно, апостол испытывал такие тяжкие страдания, что был не в состоянии описать их никак иначе: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны». Характеристика, наверное, исчерпывающая. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2 Кор.12:8-9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Объяснение. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание, не от старцев, но от отцов: Ин.7:22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Мк.7:3–8 . Смешивать это предание с Священным Преданием нельзя, ибо оно есть Слово Божие: Гал.1:11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит: 1Кор.11:2–3 ; и просит держаться его: 2Фес.2:15 ; 2Тим.1:13 ; и передавать другим: 2Тим.2:2 . По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лк.1:1–4 . Есть новозаветные наставления святого Евангелиста Иоанна Богослова: 2Ин.1:1 ; но все они совершенно не сходны с фарисейским преданием: Мф.15:5–6 ; Мк.7:3–4 . Кол.2:8 . «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Объяснение. Апостол убеждает не всякое предание принимать к руководству и особенно не увлекаться мудростью века сего: ст.4; 1Кор.2:5–6 ; Деян.17:18 . Священное Предание не есть измышленная философия по стихиям мира, по нему первоначально научились люди познанию о Христе: Лк.1:2 ; по нему была устроена Церковь : Деян.16:4 ; в этом Предании апостол заповедал нам стоять и его держаться: 2Фес.2:15 . 1Тим.4 : 7 . «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Объяснение. Негодные басни содержатся не в Священном Предании, сохраняемом Православной Церковью, а в еретических общинах, извращающих Священное Писание к собственной своей погибели: 2Пет.3:15–17 ; от таких-то именно превратных толкователей предостерегает апостол: 2Фес.2:2 . Тит.1:13–14 . «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины». Объяснение. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол, – это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф.15:3 ; Мк.7:3–4 . О Священном Предании апостол учил: 2Фес.2:15:3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Дойдя до Аквилей, крупного конечного порта на Адриатическом море, они вошли в пределы Галлий, минуя Италию, с целью продолжать путь в Испанию, но здесь ап. Павел был схвачен и как узник доставлен в Рим. На границе Галлии стояли крупные заставы из римских легионов, здесь было много римских государственных чиновников, здесь живы были воспоминания о недавнем пожаре Рима и о мнимых виновниках этого пожара – христианах; поэтому, когда представители гражданской власти увидели одного из руководителей христианского общества – ап. Павла, – его задержали. Почему же ап. Павел не был схвачен ранее, например, в Греции, Далмации или в Малой Азии? Гонение на христиан после пожара Рима в 64 г. было местным, очагом оно имело только Рим и за пределы Рима не вышло; поэтому христиан за пределами Рима тогда не преследовали, и они жили спокойно. Но в Риме личность ап. Павла, как одного из руководителей христианской общины, уже вызывала подозрение языческих властей, и поэтому он был заключен в темницу или (более вероятно) содержался в претории под крепким надзором, так как апостол имел общение со своими спутниками, чего нельзя было делать из темницы 123 . При заключении апостола с него был снят допрос, закончившийся обвинением апостола, вероятно, в принадлежности к «преступному» обществу христиан 124 . Однако, несмотря на тяжесть заключения, апостол не падал духом: видение Господа подкрепило его, и он не забыл своего основного призвания – благовестия Евангелия. Он шлёт Крискента для благовестия Евангелия и устроения церковных дел в Галатию, Тита – в Далмацию, Тихика – к Тимофею в Ефес с посланием, которое составляет в заключении. В этом послании к Тимофею (втором), полном задушевной любви к возлюбленному сыну и представляющем собой лебединую песнь апостола, идущего навстречу смерти, он, рисуя образ истинного пастыря стада Христова, каким должен быть Тимофей, даёт ему последние указания и сообщает о безнадёжности своего положения. «Я, – пишет апостол, – уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизнь) совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия... Постарайся придти ко мне скоро, ибо Димас оставил меня... Один Лука со мною... При первом моём ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же... укрепил меня... Постарайся придти до зимы...» 125 . Апостол разумел зиму 67 года. Пришёл ли Тимофей из Ефеса в Рим, неизвестно, но трагический конец наступил скоро, и о нём определённо говорит ученик апостола Климент Римский , несомненно, очевидец всего совершившегося. «Апостол, – говорит он, – доходил до границ запада и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Тимофей, как пишет апостол Павел, еще будучи ребенком научался и интересовался Священным Писанием (см.: 2 Тим. 3: 15). Тот же самый первоверховный апостол, говоря о благочестии и нелицемерной вере матери и бабушки Тимофея (см.: 2 Тим. 1: 5), показывает тем самым, насколько близки были их отношения, если он даже знает семью, откуда вышел Тимофей. Может, потому и стал Тимофей ближайшим учеником апостола Павла. Первое упоминание о Тимофее можно найти в главах Деяний святых апостолов, повествующих о втором миссионерском служении апостола Павла. Сначала здесь говорится о его происхождении от иудейки и эллина. В дальнейшем евангелист Лука упоминает Тимофея как человека, непосредственно помогающего апостолу Павлу в благовествовании. Узнав о несчастье Фессалоникийской Церкви, апостол Павел отправил туда Тимофея, чтобы он от его лица укрепил их веру и утешил в любви. Уже будучи в Коринфе, апостол получил от пришедшего Тимофея добрую весть о фессалоникийцах (см.: Деян. 18: 5; 1 Фес. 3: 6). Поэтому неудивительно, что Послание к Фессалоникийцам начинается с приветствия не только от апостола Павла, но и от его учеников Тимофея и Силуана, которых уже знали в тех местах (см.: 1 Фес. 1: 1; 2 Фес. 1: 1). Через некоторое время, в то время как апостол Павел проповедовал в Ефесе, Тимофей отправился к коринфянам: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви» (1 Кор. 4: 17), и еще: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями» (1 Кор. 16: 10–11). Второе послание к Коринфянам тоже упоминает Тимофея: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии…» (2 Кор. 1: 1). В этом же послании упоминается проповедь Тимофея и Силуана в Коринфе (см.: 2 Кор. 1: 19).

http://pravoslavie.ru/76159.html

Какая же суть проявления телесного поклонения? Прежде всего, преклонения колен апостол Павел свидетельствует, что когда у человека появляется молитвенное настроение, то он «падет ниц и поклонится Богу» ( 1Кор.14:25 ). И действительно, из Св. Писания мы знаем, что и Спаситель и апостолы во время молитвы преклоняли колена. Так о Спасителе евангелист Лука повествует, что Он «отошел от (апостолов) на вержение камня», когда был в саду Гефсиманском, «и преклонив колена, молился» ( Лк.22:41 ). Книга Деяний сообщает, что апостол Петр пред тем, как воскресить умершую Тавифу потребовал «выслать всех вон и преклонив колена, помолился» ( Деян.9:40 ). Апостол Павел пишет: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.3:14 ). Другое проявление телесного поклонения – это воздеяние рук. Об этом святой апостол Павел заповедует так: «Желаю, чтобы на всяком месте возносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Но самое главное проявление телесного поклонения у христиан является, без сомнения, крестное знамение. Крестным знамением христиане наглядным образом исповедуют свою веру в распятого Господа, по слову Спасителя, Который сказал: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф.10:32 ). Полагая на себя крестное знамение христиане наглядно показывают, что верят в спасение, совершенное некогда на Кресте Святейшим Сыном Божиим. «Я рассудил, – пишет христианам святой апостол Павел,– быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Складывая персты для крестного знамения, христиане изображают ими свою веру в Святую Троицу и два естества в Господе Иисусе Христе. Касаясь перстами чела, плеч и груди христиане показывают, что все части их существа освящены крестными страданиями Спасителя. Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы с духовным поклонением Богу соединяем и поклонение телесное, не напрасно полагаем на себя крестное знамение. Поступая так, мы следуем Слову Божию и исполняем закон Господа и святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Непосредственно об установлении Таинства Евхаристии нам сообщают три евангелиста – Матфей, Лука и Марк. Уже один этот факт отчетливо свидетельствует нам о том, что данное событие подтверждается исторически, а значит абсолютно достоверно. Четвертый евангелистапостол Иоанн Богослов – в своем Евангелии не говорит конкретно об установлении данного Таинства, но при этом подробно описывает всю Тайную Вечерю в целом, на которой собственно и произошло установление Евхаристии. Апостол Иоанн в своем Евангелии просто сделал акцент на других действиях и словах Господа Иисуса Христа, а вот упоминать об установлении Таинства Евхаристии не стал, т. к. до него об этом сказали уже три евангелиста (по Преданию апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие последним из евангелистов). Еще одну версию такого освящения данного события апостолами сообщает протопресвитер Михаил Помазанский: «Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, – само установление Таинства излагается у трех евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки…» Таким образом, о. Михаил указывает на то обстоятельство, что апостол Иоанн указывает именно на обетование Господа о будущем Таинстве, а евангелисты-синоптики уже рассказывают нам о непосредственном установлении данного Таинства. Учитывая важность данных свидетельств, приведем их все в полном объеме. Так, апостол Матфей сообщает нам следующее: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26–28). Как видно из данного отрывка, слова Господа Иисуса Христа стали центральными в совершении Таинства Евхаристии. Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует данный отрывок из Евангелия от Матфея: «Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление, то есть умерщвление Своего тела и не негодует на это, как на нечто невольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали страшные Тайны Христовы с благодарностью» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Распространение христианства в европейских провинциях Римской империи в эпоху гонений История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт « Православие.Ру » продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Святой апостол Павел Евангельская проповедь в первый раз прозвучала в Европе на побережье Эгейского моря. Совершая второе миссионерское путешествие, апостол Павел вместе со своими спутниками, среди которых был и евангелист Лука, впервые ступил на европейскую землю. В «Деяниях» об этом рассказано так: «Отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы… В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16: 11–15). Лидия стала первой известной по имени христианкой в Европе. Из Филипп апостол Павел со своими спутниками направился через Амфиполь и Аполлонию в Фессалоники, оттуда в Верию, и затем он проповедовал еще в Афинах, Коринфе и Кенхрее. Маршрут его третьего путешествия пролегал через те же македонские города, которые он посетил ранее, а потом через Эгину и Коринф. Своей огненной верой он зажег душу члена афинского Ареопага Дионисия и обрел в Афинах, Фессалониках, Филиппах, Коринфе много последователей. В четвертое путешествие апостол посетил Крит. Дважды он обращался с посланиями к Коринфской Церкви, дважды – к Фессалоникийской, он писал также христианам македонского города Филиппы. В Элладе проповедовал Христа и апостол Андрей Первозванный, закончивший свою земную жизнь в Патрах распятием на кресте.

http://pravoslavie.ru/43460.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010