5 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Слова Луки неявным образом учат нас тому, что целью одного научения является само научение, а цель другого – его применение. Например, наука геометрия имеет своей целью только науку и само научение. А целью другой науки, такой как медицина, является и ее применение. Мне необходимо быть сведущим в теории и законах медицины для того, чтобы не только знать, что мне следует делать, но и применять эти знания на деле, то есть иссекать раны, рекомендовать умеренность в пище, определять лихорадочный жар по пульсу в венах, регулярно устранять избыток соков организма . Если человек знает, как все это делается, но не использует свои знания на деле, то такое знание бесплодно. Познание Слова и служение Ему связаны примерно так же, как медицина и ее применение. Поэтому в Писании сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Должно уяснить, что слова «бывшие очевидцами» означают познание и науку, а слова «бывшие служителями» относятся к применению. 6 . «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала…» ( Лк.1:3 ). Лука говорит и повторяет: то, о чем он собирается писать, он узнал не по слухам, а сам уразумел с самого начала. Поэтому апостол Павел справедливо сказал о нем как о брате, «во всех церквах похваляемо[м] за благовествование» ( 2Кор.8:18 ). Евангелие больше ни о ком так не говорит, это выражение используется только по отношению к Луке. «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил». Кто-то подумает, что Лука предназначает свое Евангелие только некоему Феофилу. Однако все вы, слышащие что мы говорим, если соделаетесь таковыми, что возлюбит вас Бог , суть Феофилы, и Евангелие обращено к вам. Каждый, кто является «Феофилом», – и «прекрасен», и «очень силен»: именно это и значит греческое слово κρτιστος. Среди «Феофилов» нет малодушных. В Писании сказано об исходе израильтян из Египта: «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Я смело говорю, что каждый «Феофил» крепок и силен, и эту силу дает ему Бог и Его слово. Он может познать «истину» тех «слов, которыми он наставлен», и узреть слово Евангелия во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 2. Евангелие от Луки 1:6. На стих «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В написанных евангелистом Лукой Деяниях святых апостолов содержится упоминание о ранее составленном им же Евангелии: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян. 1: 1–2). Деяния составлены были, очевидно, сразу после Евангелия и, вероятно, до разрушения Иерусалима в 70 году. Достоверных сведений о месте написания этой книги нет. Блаженный Иероним считал, что Деяния были составлены в Риме. Последнее упоминание о Луке в новозаветных писаниях содержится во 2-м, вероятно предсмертном, послании апостола Павла к Тимофею, написанном в Риме, где апостол тогда находился в узах: «Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2 Тим. 4: 9–10). По преданию, евангелист Лука после казни своего учителя проповедовал в Элладе, Ливии и Египте и претерпел мученическую смерть в городе Фивы на 85 году жизни в правление Домициана. И временем своего написания, и содержанием Евангелие от Иоанна резко отличается от синоптических. Оно составлено возлюбленным учеником Христа и младшим братом Иакова Зеведеева в пору его маститой старости, когда все другие из 12-ти отошли ко Господу. О принадлежности четвертого Евангелия Иоанну Богослову писали святые Игнатий Антиохийский, Иустин Философ и Ириней Лионский, а также Климент Александрийский. По словам Евсевия Кесарийского, «Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа». Святоотеческий взгляд на характер отличий этого Евангелия от синоптических суммирует Евфимий Зигабен в своих толкованиях: «Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность. Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего на богословское учение о Спасителе». С изложения этого учения и начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1–5). Некоторые экзегеты считают, что этот евангельский пролог был одним из первых христианских гимнов. Евангелие составлено Иоанном Богословом в 90-е годы, когда он жил в Ефесе. Написанное последним, оно получило особенно широкое распространение, и отрывок из него сохранился в древнейшем из новозаветных манускриптов, датируемом приблизительно 120 годом и содержащем как раз начало Евангелия.

http://pravoslavie.ru/34570.html

И действительно получил ее в великом преизбытке. В начале двенадцатой главы второго послания к Коринфянам читаем необыкновенные слова его о некоем человеке, «…который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4). Конечно, только по великой скромности своей он говорит, что это необыкновенное событие произошло с каким-то человеком, а не с ним самим. Восхищение в рай, в котором слышал он неизреченные глаголы, недоступные людям земным, было не меньшим, а может быть, и большим приобщением к сокровенной Божественной премудрости, чем то, которое получили другие апостолы в день сошествия на них Святого Духа. Вспомним и о другом величайшем апостоле, Иоанне Богослове, написавшем изумительное четвертое Евангелие, безмерно превосходящее по своей глубине все когда-либо написанное мудрейшими людьми. Вспомним о таинственном Откровении о конечных судьбах мира, которое получил он от Бога на острове Патмосе через посланного к нему Ангела. Конечно, это великое Откровение было чрезвычайно важным дополнением к тому исключительному расширению и углублению всех сил ума и сердца, которое получил великий Иоанн вместе с другими апостолами в день сошествия на них Святого Духа. Верю, что и апостол Лука, святую память которого мы ныне празднуем, принадлежит к числу мудрейших и святейших людей мира и близких друзей Христовых. Он совершил преславное дело, написав третье Евангелие, которое святые отцы Церкви ставят близко к величайшему Евангелию Иоанна по глубине и значению его. И хочется нам верить, что и великий Евангелист Лука был удостоен от Бога получить сугубые дары Святого Духа, подобно апостолам Иоанну и Павлу, каким-то неведомым нам образом. И если действительно это было, то не должны ли мы глубоко преклониться пред этим великим апостолом и Евангелистом. Велика полученная мною от Бога милость и честь носить его святое имя и принадлежать к сонму преемников апостольских — епископов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

__________ 1 Стихира Октоиха (глас 6, неделя, на стиховне, 1-я), поемая в Пасху.  Прочтите  толкования:    Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Деян.1:1 .   Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Напоминает (Лука) Феофилу о (своем) евангелии, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу; потому что и в начале того своего труда говорит:  рассудилось и мне по порядку описать тебе, и не как-нибудь, но так,  как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ( Лк. 1:2, 3). Итак напоминает об евангелии с целию напомнить о том, с каким тщанием оно написано; а об этом вспоминает для того, чтобы, имея в мыслях такое же тщательное отношение к делу при составлении и настоящей книги, быть как можно более внимательным к тому, что пишется. Поэтому ему и не было нужды на этот раз в каком-либо ином одобрении; так как тот, кого удостоили написать о том, что он слышал, и кому верят в том, что он написал, по справедливости заслуживает гораздо большей веры, когда излагает не то, что слышал от других, но то, что сам видел. Посему не говорит: первое убо евангелие, еже благовестих, но: первое убо слово; так как он был чужд надменности и смиренномудр и думал, что название: евангелие выше его (труда), хотя апостол так величает его за этот труд: братом, « во всех церквах похваляемым за благовествование» ( 2Кор. 8:18 ). Но своим выражением: о всех он, кажется, противоречит евангелисту Иоанну. Тот говорит, что описать все не было возможности; а он (говорит): сотворих о всех от начала  даже до вознесения. Итак что скажем на это? То, что выражением о всех Лука указывает на то, что он не опустил ни одной из вещей существенных и необходимых, из которых познается божественность и истинность  проповеди; потому что и Лука и каждый из евангелистов в своих евангелиях во главе всего поместили то, из чего познается божественность и истинность проповеди, и притом в такой точной форме, как бы по какому образцу.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

4 . И поэтому, если бы кто-либо захотел доказать, что Мария не происходит от Давида по кровному родству, то было бы достаточно признать Христа потомком Давида по той только причине, по которой и Иосиф вполне правильно называется Его отцом; но еще менее мы должны сомневаться, что и сама Мария имеет некоторое кровное родство с потомством Давида, потому что апостол Павел вполне ясно говорит, что Христос по плоти от семени Давидова ( Рим. 1:3 ). Он не умалчивает также и относительно священнического рода этой Жены, ибо Лука внушает мысль, что Ее родственницей была Елисавета, которая, по его словам, была из дочерей Аарона ( Лк. 1:5, 36 ). Следует твердо держаться того мнения, что плоть Христова произошла от обоих родов, а именно: от царского и священнического, которые, по традиции еврейского народа, получали таинственное помазание, или хрисму, от чего и производится имя Христос, предвозвещенное задолго до Его пришествия. Глава III 5 . А кого беспокоит то обстоятельство, что евангелист Матфей перечисляет одних предков Христа, по нисходящей от Давида до Иосифа ( Мф. 1:1–16 ), а евангелист Лука перечисляет других, по восходящей от Иосифа до Давида ( Лк. 3:23–38 ), тех легко убедить, чтобы они обратили внимание на то, что Иосиф мог иметь двух предков, одного, от которого он родился, и другого, которым он был усыновлен. Действительно, у этого народа Божия был древний обычай усыновления, так что у них детьми считались и те, которых они не родили; потому что, не говоря уж о дочери фараона, усыновившей Моисея ( Исх. 2:10 ), сам Иаков усыновил внуков своих, родившихся от Иосифа, сказав так: «И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, что родятся от тебя после них, будут твои» ( Быт. 48:5–6 ). Отсюда и вышло, что у Израиля было двенадцать колен, исключая колено Левия, которое служило при храме, хотя в действительности их было тринадцать, так как у Иакова было двенадцать сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вопрос: Вопрос такой: в Евангелие от Матфея, Марка и Иоанна в описании казни Иисуса Христа говорится о разбойниках распятых вместе с ним в тот день: " Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его " (Мф.27:44). И только в Евангелие от Луки говорится: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-41). Как Вы прокомментируете " недосказанность " такого факта в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна? Ведь приход разбойника к Вере во Христа на кресте и прощение ему грехов - не мог быть не замеченным его учениками. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Сразу же надо исключить какую-либо мысль о «противоречии». Апостол Лука приступил к написанию Евангелия после тщательного исследования, как сам об этом свидетельствует. Он использовал повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (1:1-2). Как ближайший спутник и помощник св. апостола Павла, он, несомненно, был знаком со всеми апостола, в том числе и с Матфеем и Марком. Св. Лука дополняет повествования двух первых евангелистов. Только у него рассказывается: о Благовещении, рождении св. Иоанна Предтечи, о женщине, помазавшей ноги Иисуса Христа миром (7:37-50), о милосердном самарянине (10:29-37), о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, о мытаре и фарисеи, об обращении Закхея. Повествование о покаянии разбойника также нужно рассматривать как важное дополнение двух первых Евангелий. Как согласовать рассказы священных писателей о разбойнике? Ответ на это содержится в святоотеческой экзегетике. Святитель Иоанн Златоуст, блаж.

http://pravoslavie.ru/6584.html

Если Лука был апостолом от семидесяти, то весьма вероятно, что он был свидетелем части событий, описанных им в Евангелии (Луку отождествляют с одним из двух учеников, встретивших воскресшего Иисуса на пути в Эммаус 156 ). Он также, по-видимому, входил в число тех ста двадцати иерусалимских христиан, которые участвовали в выборах двенадцатого апостола, проводившихся под председательством Петра и по его инициативе ( Деян. 1:16 ). Следовательно, он был вероятным участником и других описываемых в книге Деяний событий. В этой книге Петр – уже не колеблющийся между верой и неверием ученик, а глава апостольской общины, уверенный в своей миссии, дерзновенно проповедующий Христа распятого и воскресшего. Если в Евангелиях мы слышали лишь отдельные его реплики, то в Деяниях мы слышим из его уст целые речи, наполненные богословским содержанием. И если в Евангелиях он почти никогда не был в центре повествования, то сюжет первых глав Деяний разворачивается именно вокруг него. Тот факт, что, начиная с 9-й главы Деяний, Петру уделяется все меньше внимания, а после 15-й главы он вообще исчезает из повествования, объясняется ситуацией, в которой оказался автор, став спутником Павла: участвуя в его продолжительных и наполненных событиями путешествиях, Лука уже не мог следить за тем, что происходило с Петром. 1. От Вознесения до Пятидесятницы Община учеников после Вознесения Книга Деяний начинается с пролога, в котором автор, обращаясь к тому же адресату, что и в Евангелии, анонсирует продолжение своего труда: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1:1–3 ). Из этого текста мы узнаем, что явления воскресшего Иисуса ученикам были многочисленны и что продолжались они в течение сорока дней. Эти явления сопровождались проповедью о Царствии Божием. Из Евангелий мы знаем, что Царство Божие, или Царство Небесное, было лейтмотивом проповеди Иисуса с самого начала. Его первыми словами, которые Он заимствовал у Иоанна Крестителя ( Мф. 3:2 ), были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:17 ). Царство Небесное было сюжетом многих притч Иисуса ( Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47; 20:1; 22:2; 25:1 ; Мк. 4:26 ; Лк. 13:18, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но Господь, пресекая любопытство и уча каждого смотреть за собою, а о делах ближнего не допытываться чрезмерно говорит: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Этими словами давал знать следующее. «Если Я хочу оставаться ему в Иерусалиме 74 , до коле приду и повелю, и ему выйти на проповедь, что тебе до того?» Потому что хотел Он оставить Иоанна в Иерусалиме, как имеющего принять на себя попечение о пренепорочной Матери, вверенной ему Христом во время страданий. Некоторые впрочем, думают, что этим предъозначалась продолжительность жизни сего ученика. Потому что жизнь его продолжалась даже до царства Троянова; а потом в глубокой старости скончался в Ефесе и там же похоронен с торжеством. – А поскольку Иоанн служить представителем созерцания, Петр же деятельности, то и здесь из слов Спасителя не противно вывести такую мысль: «если Я хочу ему», т. е. созерцанию, «пребывать, пока приду» в будущем веке. Потому что деятельность прекратится вместе с настоящим веком, и будете иметь предел; а созерцание всегда пребудет со святыми, доставляя им вечное наслаждение знанием (сн. 1Кор. 13:8–12 ). Сей ученик и свидетельствует о семь, и написал сие. Ненавистники истины издеваются над этим изречением, выставляют смешным и недостоверным свидетельство о самом себе. Не знают сии несчастные и глупые, что апостол прежде представил примеры добродетели своей, словами и делами явил ученикам благодать Духа в себе, и тогда уже писал и свидетельствовал. Потому, что совершивши столько знамений и прославленый, благодатным даром учения о Боге не мог бы сложить ложного писания. Кроме того, Марк и Лука написали свои Евангелия, будучи научены тайнам от избранных учеников, как говорит вдохновенный Лука в предисловии: как предали нам то, бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. А великий Иоанн не от других слышал то, что написал, но изначали последовавши Христу, что видел собственными очами, то и написал. Посему истинно свидетельство того, кто сам все видел. Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

«Он встал, — говорится про Иосифа, — взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (ст. 21–22). Архелай, сын Ирода, также славился своей жестокостью. У Иосифа, возможно, были мысли о том, что нужно поселиться в земле царя Давида: в Вифлееме, или в Святом Граде Иерусалиме (чтобы Мессия явился именно в таком знаменитом и святом для верующих людей месте, как Иерусалим), или, по крайней мере, в Иудее (земле, которая по праву принадлежала потомкам царя Давида, ибо Мессия был Царем от колена Иудова). Но он узнал о том, что отправиться туда невозможно, и получил откровение пойти в Галилею, где царствовал также потомок Ирода, но где было более безопасно. Там Господь Иисус Христос мог бы пребывать до того возраста, в котором Он уже сможет явиться миру и начать Свою проповедь. «И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (ст. 23). Мы знаем из Евангелия от Луки, что до Рождества Христова Иосиф жил в Назарете со своею мнимою супругой, Которая являлась ему всего лишь обручницей и над Которой он был только опекуном. Для переписи они пошли в Вифлеем и затем по откровению вновь вернулись в Назарет, в этот никому не известный, невзрачный город, пользовавшийся даже дурной славой, о чем мы узнаём из вопроса апостола Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ). Несмотря на это, святое семейство пребывало в Назарете до того времени, когда Господь Иисус Христос возрос, возмужал и в тридцатилетнем возрасте, как дозволял закон, мог выйти на проповедь. Тогда Он смог объявить Себя Христом — объявить не столько собственно словами, сколько Своими великими чудесными делами. Так Евангелие от Матфея повествует о событиях, связанных с Рождеством Христовым. А далее о возрастании Господа Иисуса Христа ни апостол Матфей, ни евангелист Лука ничего подробно не говорят по той причине, что Господь жил как обыкновенный человек, ничем особенно не выделяясь. Все апокрифические сказания, в которых описывается детство Христа, по сути своей являются в лучшем случае благочестивой выдумкой, а в худшем — еретическими измышлениями, служащими для того, чтобы этот таинственный период Его жизни сделать основанием каких-либо лжеучений. Мы не знаем о детстве Спасителя ничего, кроме того, что говорит нам Евангелие. Один только евангелист Лука описывает случай, когда Господь в двенадцатилетнем возрасте, беседуя с книжниками в храме, показал Свою нечеловеческую, сверхъестественную мудрость (см. Лк.2:42-51 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Посмотрите в книге Деяний апостольских, до какой степени сами апостолы отвергали такого рода общения и всякие волхвования и гадания, которые даже, казалось, им благоприятствовали. Когда апостолы Павел и Сила проповедовали в Македонии, в городе Филиппах, за ними многие дни следовала некая девица, которая имела в себе духа пытливого и гаданиями много доставляла дохода господам своим. Она взывала к народу об апостолах: «люди сии суть служители Бога Вышнего, которые возвещают нам путь спасения». Что, казалось, могло быть благоговейнее такого свидетельства истины и перед язычниками? и можно ли было ожидать, чтобы не добрый, а пытливый дух говорил устами девицы? Это могло бы обольстить неопытных спиритов нынешнего времени. Однако апостол Павел, исполненный иного вдохновения, обратившись к духу пытливому, говорившему устами девицы, сказал: запрещаю тебе именем Иисуса Христа; «изыди из неё», и дух немедленно вышел. Не страшное ли это обличение для самонадеянных? Так, однако, засвидетельствовал о том свидетель события, евангелист Лука, написавший книгу Деяний (16:16–18). Хотите ли вы видеть из той же книги Деяний, до какой степени опасно входить в общение с духами даже с призыванием имени Господа Иисуса, но без власти апостольской над ними? Некоторые из иудеев, видя знамения и исцеления, какие творил Павел, дерзнули сами призывать имя Господне над людьми, одержимыми от духов нечистых, и говорили так: «заклинаем вас Иисусом, Которого проповедует Павел». Между этими заклинателями были даже семь сыновей одного первосвященника иудейского, следовательно, люди просвещённые и высокопоставленные. Что же отвечал им дух лукавый? «Иисуса знаю и Павла также, вы же кто?» И человек, в котором был злой дух, устремившись на них и одолев, взял над ними такую силу, что они, обнажённые и избитые, бежали из того дома. Это произвело на всех ужас, и многие из тех, которые занимались тайными знаниями, собрали все свои книги и сожгли их, ценой на 50.000 драхм серебра. «Так сильно возрастало и действовало слово Божие», заключает дееписатель евангелист Лука ( Деян. 19:10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010