При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святые евангелисты Марк и Матфей, наиболее подробно рассказывающие о ходе суда, свидетельствуют, что Христос был осужден ночью, а апостол Петр отрекся от Своего Учителя под утро: после третьего отречения пропел во второй раз петух. Святой евангелист Лука не сообщает о ночном заседании. Из его повествования мы знаем, что Иисус Христос был взят под стражу, приведен в дом первосвященника, что державшие Его ударяли Его по лицу и хулили, что апостол Петр при этом находился во дворе у огня. «И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» (Лк. 22, 66–71). О каком заседании синедриона здесь повествуется? В описании святого евангелиста Луки ничего не говорится о лжесвидетельствах и заклинании, произнесенном Каиафой. Впечатление от описания заседания однозначно: оно было скоротечным при полной предрешенности его результата. На предположение о том, что этому собранию предшествовало еще одно заседание, наводит и формулировка вопроса: «И сказали все: итак, Ты Сын Божий?» (Лк. 22, 70). Союз «итак», являющийся здесь несколько неожиданным, становится вполне уместным, если допустить предшествующее ночное заседание, о котором святой евангелист Лука не упоминает, но на котором Христос уже был приговорен к смерти. Несомненно, утром было еще одно заседание. О нем сообщают также евангелисты Матфей и Марк, подробно описавшие ход ночного суда: «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» (Мф. 27, 1; Мк. 15, 1). Как понимать приведенные слова священного писателя? Ведь на ночном заседании члены синедриона уже имели совещание об Иисусе и вынесли смертный приговор? Трудно уверенно ответить на эти вопросы.

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

Слышали вы, братия, о двух спасительных таинствах, о крещении и миропомазании; ныне будем говорить о третьем таинстве – о причащении или евхаристии. Причащение или евхаристия есть таинство в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает истинное тело и истинную кровь Христову, для единения со Иисусом Христом и для получения вечной жизни. В крещении верующий во Христа духовно возрождается, в миропомазании получает духовные силы для возрастания в новой благодатной жизни, а в причащении преподается христианину Божественная пища, чтобы он жил в единении со Иисусом Христом, и в продолжение настоящей жизни, питаясь Божественною трапезою, достигал блаженной жизни будущего нескончаемого века. Это таинство называется причащением, потому что в нем причащаемся мы тела и крови Христовой. Апостол Павел пишет: вси бо причащаемся от единаго хлеба ( 1Кор. 10:17 ). По изъяснению святого Иоанна Дамаскина , это таинство называется причащением потому, что, вкушая тело и кровь Христову, мы делаемся причастниками Божества Иисусова. 47 Таинство причащения называется также евхаристией. Слово евхаристия, с греческого языка, значит благодарение. Так названо причащение на основании слов Священного Писания. Евангелист Матфей, повествуя об установлении Господом сего таинства, говорит: и прием чашу и хвалу воздав, то есть возблагодарив (εχαριστσας) даде им – Своим ученикам, возлежавшим с Ним на последней вечери ( Мф. 26:27 ). Тоже передают евангелисты Марк и Лука ( Мк. 14:23 ; Лк. 22:17, 19 ). Причащение или евхаристия есть величайшее таинство: потому что в нем под видом хлеба и вина преподаются истинное тело и истинная кровь Христовы; в священнодействии евхаристия есть жертва, приносимая Богу за живых и умерших; и есть спасительная пища для достойно вкушающих её. В евхаристии или причащении под видом хлеба и вина преподаются истинное тело и истинная кровь Христовы. Евангелист Матфей установление евхаристии или причащения изображает так: Ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав; даде им, глаголя: пийте от нея вси; сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ). «Когда они (то есть ученики Христовы со своим Учителем) ели (ветхозаветную пасху, и по снедении той пасхи), Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». Также повествуют об установлении таинства причащения евангелисты Марк ( Мк. 14:22–24 ) и Лука ( Лк. 22:19, 20 ) и апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ст. 9–10. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом слушайте, и не разумейте, и зрением зрите, и не узнавайте. Ослепи сердце народа сего, и загради уши его, и закрой глаза его, чтобы он как-нибудь не увидел глазами своими, и не услышал ушами, и не уразумел сердцем, и не обратился, и не исцелел. LXX так перевели это место, как евангелист Лука привел оное в Деяниях Апостольских: несогласни суще друг ко другу, (без сомнения Иудеи), отхождаху, рекшу Павлу глагол един: яко добре Дух Святый глагола Исаием пророком ко отцем нашим, глаголя: иди к людем сим и рцы: слухом услышите, и не имате разумети, и видящее узрите, и не имате видети: одебеле бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не како увидят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их ( Деян. 28:25–27 ). В какое же время исполнилось это пророчество, об этом сам апостол Павел говорит в дальнейших словах: ведомо убо да будет вам, яко языком послася спасение Божие, сии и услышат ( Деян. 28:28 ). Посему-то в тех же Деяниях Апостольских и читаем мы, что Павел и Варнава сказали Иудеям, не хотевшим веровать: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ). Тако бо заповеда нам Господь: положих Тя во свет языком, еже быти Тебе во спасение даже до последних земли ( Деян. 13:47 . Ис. 49:6 ). Таким образом, изъяснение этого места по LXX легко, – что пророк Исаия, по повелению Господа, предсказывает, что сделает народ. Но в еврейском тексте есть трудность: каким образом сам Бог повелевает народу, чтобы он слухом слушал, и не разумел, и видя видел, и не узнавал, и каким образом приводится затем говорящим пророк, и умоляя Господа, говорит: ослепи сердце народа сего, и загради уши его, и закрой глаза его, чтобы он как-нибудь не увидел глазами своими, и не услышал ушами, и не уразумел сердцем, и не обратился, и не исцелел ( Ис. 6:10 )? И сначала должен быть разрешен следующий вопрос, который может быть предложен нам: почему апостол Павел, состязаясь с Евреями привел это место не по еврейскому тексту, о правильности которого он знал, а по LXX? Древние церковные исследователи говорят, что евангелист Лука был весьма сведущ в врачебном искусстве, и лучше знал греческую литературу, нежели еврейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Также и Пречистую Его Матерь, воистину Богородицу, написал святой апостол и евангелист Лука. Надлежит поклоняться и Честному и Животворящему Кресту и Святому Евангелию, и пречистым Божественным Тайнам, и освященным сосудам, в которых совершаются Божественные таинства, и честным святым мощам, и Божественным храмам, — надлежит поклоняться им и почитать их. Также следует писать на святых иконах образы святых пророков, апостолов, мучеников, святителей и всех святых, почитать их и поклоняться им.    На это еретик скажет: если даже, как вы говорите, иконе Христа надлежит поклоняться — что вы скажете о тех, кого вы называете святыми, пишете их иконы и любите и почитаете их мертвые кости?    Ответим ему: поскольку святой апостол и евангелист Лука написал прежде всего на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, после же написал образы святых апостолов и пророков на иконе, — мы, последуя ему, также пишем и почитаем не только образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, но и все честные образы святых и богоносных мужей, досточтимых, Богом возлюбленных: древних праведников, пророков, патриархов, которые воскрешали мертвых, открывали глаза слепым, бесов изгоняли и многие другие чудеса с Божией помощью сделали, — тех, о ком сказал Давид: «Я же особенно почтил Твоих друзей, Господи» (См. Пс. 138:17). И еще: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6), и: «Дивен Ты, Боже, в святых Своих» (См. Пс. 67:36). Исаия говорит: «Праведники во веки живут» (Прем. 5:15). И много есть подобного в Писании. Господь наш Иисус Христос говорит о них: «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14). И еще: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40). И «Вы — соль земли... Вы — свет мира» (Мф. 5:13, 14). И еще сказал Господь Иисус Христос: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).    Поэтому, если увидим храм в честь кого-либо из святых, или малую часть одежды, в которой подвизался Божий угодник, или кость тела его, или прах от гроба его — чтимо это для нас и свято, и мы со страхом поклоняемся и целуем благоговейно, поскольку все это освящено и обожено благодатью Святого Духа, и об этом свидетельствуют происходящие чудеса и исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тогда верующие, в народе, воскликнули радостно: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!» Но раздраженные фарисеи и книжники стали кричать: «Праведный заблуждается, свергнем его – тогда народ перестанет ему верить», и, низринув его, стали побивать камнями. Праведный, собрав последние силы, стал на колена, поднял руки к небу и громогласно молился, говоря: «Господи Боже, прости им! Они не ведают, что творят!» Пока его били, некто, священник из племени Рихава, бросился в народ с криком: «Что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы его побиваете!» В это время один суконщик ударил Иакова тяжелым валиком и разбил ему голову». Хотя Апостол всю жизнь свою провел в Иерусалиме, но он имел горячую заботу и о христианах, рассеянных по дальним странам: к ним он написал известное Соборное Послание, преисполненное духом любви и мира, в котором он умоляет их доказывать любовь свою и веру во Христа добрыми делами, всегда помня, что вера без дел мертва. Святой Иаков еще составил первый чин служения литургии к совершению Святой Евхаристии. Эта литургия и доныне совершается в Иерусалиме вдень его памяти. Святой апостол Матфей проповедовал сначала в Иудее и первый написал Евангелие на еврейском языке. Оно было почти тотчас же переведено на греческий язык, как полагают, святым Иоанном Богословом. Святой Лука был верным спутником апостола Павла, и в Риме не оставлял его до самой его кончины. Лет 15 спустя по Вознесении Господнем он написал на греческом языке Евангелие; он же передал нам в книге Деяний святых апостолов драгоценную повесть о распространении Церкви Христовой. Он проповедовал в разных странах и был епископом в греческом городе Солуне; сподобился мученической смерти, по мнению одних, в Ефесе, а по словам других, в Патрах. Святой Лука был врачом и живописцем. Святой Марк сопутствовал апостолу Петру при первом его путешествии в Рим и под его руководством написал там Евангелие на греческом языке. Был первым епископом Александрийской Церкви и в Александрии положил начало училищу, которое впоследствии сделалось знаменитым. В этом же городе святой Марк был замучен язычниками, которых отвращал от поклонения идолу. Перед кончиной он сподобился явления Христа и радостно перешел в лучшую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

( Деян.2:1-11 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 И когда исполнился день Пятидесятницы, все они собрались на том же месте. 2 И внезапно с неба раздался шум, как будто несся бурный ветер, и этот шум наполнил весь дом, где они сидели. 3 И явились им как бы огненные языки, которые, разделившись, опустились на каждого из них. 4 И они все исполнились Духа Святого, и начали вещать на иных языках – так, как давал им изрекать Дух. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда же случился этот шум, собралось много народа, и все недоумевали, почему то, что те вещали, каждый слышал на своем собственном языке. 7 И вне себя от удивления они говорили: «Посмотрите, все эти, которые вещают, – разве они не галилеяне? 8 Почему же каждый из нас слышит свой родной язык? 9 Парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и прибывшие сюда римляне, – 11 иудеи и прозелиты, – критяне и аравитяне, – все мы слышим, что они нашими языками вещают о великих делах Божиих!» Верный своему призванию евангелиста и историка, апостол Лука сообщает нам о важнейших событиях спасения рода человеческого. Страсти Господни – Крест – Воскресение – явления Иисуса Христа – Его Вознесение и, наконец, – Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, который мы сегодня празднуем, о котором читаем и размышляем. Апостол и евангелист Лука всегда дает нам достаточно пищи для размышлений. Ведь он обладал способностью простыми, часто незаметными литературными средствами достигать глубокого богословского смысла. Так, внимательное прочтение сегодняшнего отрывка из Книги Деяний открывает нам, что даже выбор слов у евангелиста не случаен, но отличается глубоким символизмом. Воскресший Спаситель перед Вознесением дал Своим ученикам последнее повеление, сказав: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ждите обещанного от Отца; оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Лк.24:49 ; Деян.1:4, 8 ). И вот Его ученики, первые представители двенадцати новых колен нового народа Божия собираются в Иерусалиме на то же место, где они слышали эти слова, чтобы молиться и ожидать исполнения данного им обетования. И это случилось, когда исполнился день Пятидесятницы. В этот день Дух Святой наполнил весь дом, в котором находились ученики, и они исполнились Духа Святого. Вслушаемся в это неслучайное повторение глагола «исполнять, наполнять». Оно свидетельствует о том, что здесь и сейчас происходит дарование полноты Божественного дара благодати, той полноты, в которой нет никакого недостатка.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Самый первый новозаветный автор, апостол Павел, не пишет прямо о Вознесении Христа, но много сообщает о возвращении Иисуса из мира Божьего. Например, в самом раннем своем послании Павел говорит, что фессалоникийцы ожидают с Небес Сына Его, которого Он воскресил из мертвых, Иисуса... (1 Фес 1:10; ср. 4:16). И в евангельской традиции (у евангелистов Марка, Матфея и Луки) мы встречаем многочисленные высказывания о возвращении Христа (Мф 16:27; 24:30; 26:64; Мк 8:38; 13:26; Лк 21:27; 22:69). Но предполагать возвращение можно только в отношении того, кто куда-то ушел. Итак, можно с уверенностью сказать, что Новый Завет утверждает, что Воскресший пребывает теперь с Отцом Небесным, в мире ином, или, если пользоваться языком древних метафор, Сын ныне пребывает на Небесах. Куда переместился Воскресший? Хотя Новый Завет однозначно говорит о пребывании Воскресшего Христа с Отцом, в славе Божией, или на Престоле Божием, новозаветные авторы избегают говорить о том, что Иисус попал туда благодаря полету, то есть какому-то физическому перемещению на Небо. Одна группа текстов говорит просто о вознесенном положении Христа. Другая говорит о перемещении Христа на Небеса, но не поясняет, как это происходит. В некоторых текстах упоминается слово Вознесение или его эквивалент (Рим 10:6–8; Еф 4:7–11), в других специальные термины пропущены (Евр 4:14; 6:19–20; 1 Пет 3:22). Много об этом пишет евангелист Иоанн. Для него Иисус — это Тот, Кто спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет термин «путешествие » ( греч. poreuomai), «уход» ( греч. hypago), или «возвышение» ( греч. hypsoo). Рассказ о Вознесении у Евангелиста Луки Апостол Лука. Миниатюра из «Остромирова Евангелия» Только Евангелист Лука не избегает использовать прямые образы полета, восхождения. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов. Вот эти тексты: ...И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:49–52).

http://foma.ru/voznesenie-na-kakoe-nebo-...

Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. ( Деян.8:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня нашему вниманию был предложен отрывок из книги Деяний святых апостолов (см. Деян.8:5-17 ), о том, как диакон Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Апостолы, как мы знаем, в это время не покидали Иерусалима. Название самого города апостол Лука не указывает. Вполне возможно, что это была столица страны — Самария, или другой замечательный самарийский город — Сихем, в котором, как описано в Святом Евангелии, бывал Сам Господь наш Иисус Христос. И вот на земле Самарийской появился в качестве проповедника и благовестника молодой, вдохновенный, благочестивый диакон Филипп. Он с такой силой и убежденностью начал свою проповедь, сопровождаемую удивительными знамениями, что народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Верный последователь Христов не только вещал слова истины, он, как свидетельствует Апостольское чтение, исцелял расслабленных и хромых, очищал бесноватых, ибо, по его пламенным молитвам ко Господу, нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем. Люди, ставшие непосредственными свидетелями всех этих чудес, преисполнились глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, Чьим благословенным Именем все совершалось. И, как пишет апостол Лука, была радость великая в том городе. Чему радовался народ? Радовался тому, что наконец-то на каждого из них сошла Божественная благодать, ибо они сумели познать Истинного Бога и услышать правду о жизни и о себе. Духовное ликование переполняло их, и не было ничего выше и светлее этого явного знака Божественной любви. Любовь есть сладчайшая добродетель, без радости она ощущаться не может. Любовь переполняет сердце и душу, озаряет жизнь человеческую новым, неизреченным светом, дает силы, вдохновляет на добрые свершения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

— Среди читателей «Фомы» тоже есть люди с ограниченными возможностями и их родные. Что бы Вы хотели им пожелать? — Взаимной любви и веры в силу Божию, которая совершается в немощи человеческой. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно говорил о своих физических недостатках:    ...чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:7-10). Апостол Павел. Миниатюра из рукописи посланий святого апостола Павла. Начало IX  в., монастырь святого Галлена, Германия Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых нашей Церкви — от рождения был рослым и физически очень сильным человеком. Однажды во время похода в лес за дровами его подстерегли разбойники. Могучий инок Серафим легко мог справиться с ними даже без оружия, а тут у него в руках был топор. Но преподобный поступил иначе. Бросив им под ноги топор, он сказал: «делайте, что задумали». Разбойники жестоко избили преподобного Серафима, серьезно повредив ему позвоночник его же топором. На всех иконах этот святой изображен с согбенной спиной. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Медик по образованию, один из лучших русских хирургов двадцатого столетия. В годы жесточайших гонений советской власти на Церковь святитель Лука совмещал епископское служение с активной хирургической практикой. Несколько раз подвергался аресту за исповедание веры во Христа. Потерял здоровье, отбывая ссылку на крайнем Севере. К концу жизни полностью ослеп. Комиссии по церковной социальной деятельности: (495) 237-34-27, справочная служба «Милосердие» (495) 972-97-02. — Ред. Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах " Фомы " (Живой Журнал). Регистрация не требуется. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/xram-mesto-sostradaniya.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010