Но, повторяя это о себе, не можем отрицать и того, что при ином положении спасаемых во времена ветхозаветные, когда ещё не было таинства Крещения, и во времена новозаветные, когда некоторые из богобоязненных и искренно верующих в Господа Иисуса Христа, но по обстоятельствам жизни, оставались, иногда на много лет, без таинственной купели крещения, – не можем отрицать, что ни один из них и до крещения не был оставлен без помощи Ангелов Хранителей. Верующий ветхозаветный пользовался служением Ангела Хранителя в достижении спасения, по вере в грядущего Спасителя (Сообр. Пс. 90:11 ). Верующий во времена новозаветные, но ещё не получивший крещения, имеет нужду в руководстве Ангела Хранителя к достижению полного благодатного освящения, по вере во Иисуса Христа, и теснейшего присоединения к телу Церкви Его посредством таинств (Сообр. Деян. 10:3,6,22; 11:13–14 ). До какого предела продолжается служение Ангела Хранителя верующему? По соображению цели, для достижения которой даруются нам Ангелы Хранители, которую Апостол определяет служением спасению призванных к вере и спасению ( Евр. 1:14 ), справедливо думать, что служение Ангела Хранителя человеку, принадлежащему к царствию Божию, продолжается до конца спасительных подвигов, то есть, до последнего предела его жизни в здешнем мире. В притче Иисуса Христа о богатом и Лазаре, именно в словах: бысть же умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк. 16:22;12:20 ), есть основание и к той мысли, что служение Ангелов Хранителей наших простирается за пределы нашей жизни в здешнем мире. Соответственно сим указаниям Св. Писания, Отцы Церкви единогласно свидетельствуют, что 1) служение Ангелов Хранителей не прекращается никогда до отшествия человека с поприща здешней жизни, как с поприща, на котором он должен воинствовать до смерти, – 2) не прекращается вовсе, хотя и встречаются случаи в жизни охраняемого, когда Ангел Хранитель принужден бывает отдаляться от него на время, и 3) служение Ангелов Хранителей сопровождает порученных им и за пределы здешней жизни, до решения их участи в мире духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Ежегодно в день сражения братия совершала крестный ход от обители к часовне. В ходе Инкерманского сражения 1854 г. крепость и мон-рь были обстреляны артиллерией англичан и французов, несколько ядер попало в пещерные храмы. В мае 1856 г., после окончания Крымской кампании, архиеп. Иннокентий сообщил в Синод о разрушенных церквах Севастопольского окр. и предложил начать их восстановление с «церкви в скале Инкерманской», в которой, по его мнению, был необходим только иконостас ( Крестьянников. 2005. С. 69; ГА г. Севастополя. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3. Л. 12). Так в Климентовском храме был устроен парусиновый иконостас, снятый с одного из кораблей, затопленных в Севастопольской бухте во время обороны города; мон-рь стал хранителем не только древних, но и совр. реликвий ( Гермоген [Добронравин]. 1887. С. 487; Шавшин. 2003. С. 198). Разоренная киновия возрождалась. В пещерах, очищенных от пуль и ядер, поселились, согласно определению Синода, иеромонах и 2 послушника. По распоряжению начальника 11-й пехотной дивизии ген.-лейтенанта С. Г. Веселитского, в ведомстве к-рого находились Инкерманские высоты, в мон-ре был поставлен караул и заведена специальная «тетрадь для внесения пожертвований на обновление церкви» ( Крестьянников. 2005. С. 69; ГА г. Севастополя. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3. Л. 2 об.). Первыми ктиторами обители стали братья А. М. и И. М. Красильниковы - почетные граждане Севастополя, занимавшие в разные годы пост головы города. Благодаря их финансовой помощи удалось быстро возобновить богослужения в Климентовской ц. С учреждением самостоятельной Таврической епархии (16 нояб. 1859) при еп. Таврическом и Симферопольском Алексии (Ржаницыне) и настоятелях-иеромонахах Ефреме и Виссарионе, известных «усердным сбором доброхотных подаяний для поддержания киновии», на средства, изысканные московским почетным гражданином И. И. Четвериковым, и пожертвования московского купца А. Милюшина были организованы широкомасштабные работы по восстановлению и благоустройству обители. В 1863 г. архит. К.

http://pravenc.ru/text/389605.html

По возвращении в Симонов, я нашел конфиденциальную записку обер-Прокурора Св. Синода от 12-го ч., за 58, следующего содержания: „Обер-Прокурор Святейшего Синода, свидетельствуя совершенное почтение Его Преосвященству, Преосвященному Архиепископу Савве, имеет честь препроводить, для прочтения и обсуждения, предназначенную ко внесению в Свя- —878— 1883 г. тейший Синод записку о съездах духовенства и покорнейше просить о возвращении оной по миновании надобности“. После всенощной был у меня Харьковский священник Н. Сокольский и сообщил мне следующие харьковские новости: 1) начальница женского Епархиального училища А. В. Кушен уволена от должности, по поводу известного позорного случая с одною из воспитанниц училища, и 2) Ректор Семинарий протоиерей М. Разногорский переведен в Екатеринославскую семинарию, вследствие разлада с преподавателями. В этот день был народный праздник на Ходынском поле. 22 ч. Воскресенье. В этот день Государь Император и Государыня Императрица изволили отправиться в Троицкую Сергиеву Лавру, для поклонения тамошней Святыне. В этот день послано было мною письмо Руф. П. Ржаницыну, доставившему мне в прошедшем году подлинные письма блаженной памяти Митрополита Филарета к родному дяде, преосвященному Алексию, архиепископу Тверскому. Вот что я писал: „Спешу препроводить к Вам несколько экземпляров только что вышедшей из типографии книги, под заглавием: „Письма м. Митрополита Филарета к покойному архиеп. Тверскому Алексию“. Из подписи под заглавием книги Вы усматриваете, с какою она издана целию 710 , а из Предисловия к ней Вы узнаете, почему с такою именно целию 711 изданы письма незабвенного для меня Иерарха к приснопамятному и родственному Вам святителю. Надеюсь, что Вы одобрите издание книги с такою благою целию. Принося Вашему Высокородию искреннюю благодарность —879— 1883 г. за оказанное мне доверие, призываю на Вас и на присных Вам Божие благословение. Ваш усердный слуга и Богомолец“. В тот же день мною получены были письма от Управляющего Тверскою Казённою Палатою А.К. Жизневского и от профессора Киевской д. академии А.Д. Воронова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—247— сения». 851 Письмо Вл. В-ча было длинно. Он излил в нём всю свою душу, высказал все, что надумал, лежа на предсмертном одре. Но как он ни просил, как ни молил А. В-ча жениться, тот не женился. Видно, его на это причины были сильнее предсмертной мольбы умирающего брата. Время всё уносит с собой. Потекли после смерти Вл. В-ча годы, – улеглась понемногу и скорбь. А. В-ч по прежнему весь отдался своему делу. А дела только прибывало. Не прошли и два года, – А. В-чу дали новое поручение, – такое, которое потребовало для себя не мало времени, не мало и знаний и труда. В Москве с давних пор существовала библиотека, так называемая – «Синодальная». В ней было столько разных старинных книг, рукописей, бумаг и актов, что все это представляло богатейший материал для истории русской церкви, какого не могло дать ни одно книгохранилище, ни одна библиотека. 852 А между тем материал этот оставался непроизводительным: за неимением настоящего указателя к нему им почти невозможно было пользоваться. Нужда в подобном вспомогательном для ученых историков средстве чувствовалась давно. Светские лица, соприкосновенные с историческою наукою, не раз упрекали, и – вполне справедливо, духовные власти в их косности по этому делу. Наконец, инициативу его взял на себя м. Филарет. В мае 1849 года он писал к ректору Академии Алексию (Ржаницыну) : «говорят, – чужие люди предпринимают без нас для синодальной библиотеки то, о чём я давно думаю, не достигая дела, – именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании. Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. – Но как желательно нам самим, так как и нужно, сделать дело, за несделание которого могут укорить: то поговорите с г. Гор- —248— ским, не возьмётся ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам. Займитесь сею мыслью и дайте мне ответ». 853 Письмо это решило дело. После совета с ректором А.В. взялся за него. 854

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На самом же деле она вовсе не мотивировалась какими либо серьезными педагогическими принципами, не видно, чтобы, принимая некоторых исключенных, руководились наблюдениями над их натурой, а нередко иными соображениями: одного принимали, потому что он был уже монастырским послушником, другого – потому, что он был сын известного петербургского протоиерея. Следствия же из этого выходили печальные. Авторитет начальства подрывался такою непоследователъностию и даже пристрастностию действий, дурным влияниям в заведении давался простор и широкое развитие, и духовное юношество жило и воспитывалось в испорченной среде, из школы в жизнь выходил немалый процент людей с значительными слабостями и недостатками, портившими многим карьеру, как это можно примечать и на судьбе самих семинарских педагогов, воспитавшихся при тех же условиях. Мудрый наставник, митрополит моск. Филарет в письме своем к ректору московской семинарии Алексию Ржаницыну в 1845 г. преподал такой совет: «снисхождение к преткнувшемуся и падшему надобно иметь, но снисхождение к небрежному н закосневающему в падении имеет в обществе неблагоприятное действие, охлаждая ревность и распространяя небрежение. Надобно беречь каждого, но еще больше беречь дух всего обещества. Господь да наставляет вас соединять милость и истину» 89 . К сожалению, это правило не всем было известно и не все умели им пользоваться. Упреки, обыкновенно делаемые семинарскому воспитанию прежнего времени, к сожалению, заключают в себе не мало горькой правды, и в той или другой степени относятся и к петербургской семинарии. Уважение внушается в семинариях, рассуждает Ростиславов, посредством страха, тогда как ум, честность и справедливость должны бы внушать его. Из воспитанников гнут дуги, принуждая к внешнему, беспрекословному иодчинению на глазах, а за глазами что делается? Дуги эти перегибаются после в противоположную сторону. Скромность и смирение полагают в исполнении внешних приемов и обрядов и развивают собственно смиренничанье и лицемерие. Скромников и смиренников по очереди отмечают в списках и представляют к наградам, забывая, что истинная добродетель не оценивается по внешним признакам и должна быть бескорыстна, выше всяких расчетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме цензуры ректора, самой ответственной была цензура митрополита Московского Филарета (Дроздова) , которому преподаватели Академии каждый год через конференцию предоставляли краткие записки о том, что они прочитали за это время студентам. Кроме того, святитель Филарет нередко требовал для просмотра и сами тетради с лекциями. Так, в свое время архимандрит Алексий (Ржаницын) , ректор Академии, писал Горскому: «Записки Ваши и прочих я утащил из Москвы. Владыка собирался их смотреть, но ничего не смотрел, а я, во избежание чего-либо нового, почел за лучшее, ни говоря ни слова, увести их, куда следует» 84 . Из писем архимандрита Филарета (Гумилевского) видно, что он давал советы Горскому, как правильно излагать свои мысли в подаваемых на цензуру записках, как вести беседу с митрополитом на экзаменах, которые тогда были экзаменами не только для студентов, а в большей степени для самих профессоров. «Мне кажется, – писал ректор архимандрит Филарет Александру Васильевичу, – что если ваш опыт на беду составлен будет не вовсе по его мыслям, то вы тем вызовете его на бой открытый и без нужды растрогаете его вспыльчивый характер. Надобно наперед узнать его мысли… Не надобно силой настаивать. Это сочтут за упорство, за действие своеволия – и сочтут, может быть, справедливо. Тогда (чего сохрани Бог) и хорошее назовут нехорошим. Зачем же перед ним и настаивать на своем? Я и после могу сделать то же, что теперь защищаю слегка, когда т. е. мысль моя свята. И меня никто не укорит за это. Я поступаю по убеждениям совести» 85 . Однако советы и указания друга не предотвратили «открытого боя» между Горским и митрополитом Филаретом на публичном экзамене 2 июля 1837 года, когда у них зашел оживленный спор о правильности некоторых положений по предмету лекций, которые предоставил Александр Васильевич на суд владыке. Подробное описание этого случая записано в дневнике Горского 86 . Это столкновение подтверждает ту мысль, что контроль митрополита Филарета над профессорами и их деятельностью был очень строгий 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В настоящее время я имею честь сообщить, что после некоторых поисков мне наконец пришлось положительно узнать от лица, близкого покойному о. Архимандриту, что труд его вместе с другим имуществом находится у эконома Полтавского Архиерейского дома в ожидании родственников, которым он должен перейти по наследству. В Полтаве никто не обратил на этот труд внимание с тем, чтобы сделать из него что-либо полезное. Кто родственники покойного и каково намерение их относительно упоминаемого труда – неизвестно“. В тот же день были у меня из Москвы купец Некрасов – чайный торговец и письмоводитель Московского Викария, коллежский асессор Георгиевский – владелец стотысячного дома в Москве. – Они предлагали мне взять в арендное содержание Московское подворье, принадлежащее Тверскому архиерейскому дому, но я отклонил на неопределённое время это предложение. – Между тем, узнавши от г. Георгиевского , что он имеет письменные сношения с племянником покойного преосвященного Алексия, бывшего епископа Дмитровского, (при котором Георгиевский был письмоводителем) и впоследствии архиепископа Тверского, Статским Советником Ржаницыным, я поручил ему наведаться от последнего, сохранились ли у него после —542— 1881 г. дяди, преосвященного Алексия, письма, писанные к нему в Бозе почившим митрополитом Филаретом. Поручение это, как увидим далее, исполнено г. Георгиевским в точности. 5-го ч. писал я к Настоятелю Ниловой пустыни, архим. Арсению: „Посылаю Вам при сём список с записки, присланной мне из СПб., по которой просят меня сделать зависящие распоряжения к приведению в исполнение воли покойного купца Ст. Дм. Воронина. Сообщите мне без замедления по содержанию этой записки ваши мысли и соображения, чтобы я мог дать в СПб. какой-либо ответ. Поздравляя Вас и вверенную вам братию с предстоящим праздником в честь Угодника Божия Нила, прошу ваших братских о себе молитв пред его нетленными мощами, призывая взаимно и вам с братией Божие благословение“. Содержание приложенной при сём записки следующее: „Покойный Степан Димитриевич Воронин при жизни своей нередко посещал покойного С.-Петербургского фабриканта Верховцева, как друга и сослуживца его по приюту Принца Ольденбургского, причём неоднократно заявлял о своём желании искреннем – предоставить ему, Верховцеву, работы по украшению храма – сени и раки для св. мощей Преподобного Нила, опочивающих в Ниловой пустыни, что близ г. Осташкова Тверской губернии, для приведения чего в исполнение Воронин пожертвовал надлежащую сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда как древние Пророки по большей части изрекали свои пророчества от имени Господа, Иисус Христос, как Сын Божий по Божескому естеству Своему, никогда не имел нужды в откровении Ему чего-либо от другого Лица. Даже и в тех случаях, когда являлись Ему откровения свыше и, как бы, извещения от Отца, Он свидетельствовал, что не для Него, но народа ради было сие. Напр. о гласе, по молитве Его пришедшем с небеси: И прославих, и паки прославлю – Ин. 12:28 , Он говорил: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради, ст. 30. – Пред воскрешением Лазаря, после молитвенных слов ко Отцу: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал ecu Мя ( Ин. 11:41 ), сказал Иисус: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящего окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал ecu (ст. 42). 3)      Св. Апостолы весьма часто свидетельствовали о Божеском всеведении Иисуса Христа. Из множества сих свидетельств приведем некоторые. Все святые Апостолы, пред отшествием Иисуса Христа на вольные страдания, единодушно исповедали всеведение Его, истинно Божеское, говоря: ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает. О сем веруем, яко от Бога исшел ecu. Ин. 16:30 . Проповедь Апостолов о том, что последний, всеобщий суд над родом человеческим будет произведен Иисусом Христом, что на сем суде Иисус Христос не только воздаст каждому по делам его, но и приведет во свете тайная тмы, и объявит советы сердечные – 1Кор. 4:5 ; 2Кор. 5:10 ; 2Петр. 3:8–16 ; Деян. 17:31 , – непререкаемо свидетельствует о Божеском всеведении Господа нашего Иисуса Христа, грядущего судити живым и мертвым. Слич. Апок. 2:23 . В заключение о всеведении Иисуса Христа приводим слова Апостола Павла из послания к Колоссянам: в Немже (в Иисусе Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровена. гл. 2 ст. 3. Божеское всемогущество Из многих наречений новозаветного Писания о Божеском всемогуществе Иисуса Христа представляются особенно ясными следующие: Ин. 10:27 и 28. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Последние слова направлены против тех, которые объяснение таинственного рождения Слова Божия подобием человеческого слова употребляли во зло, говоря, что Отец прервал Свое таинственное молчание только пред сотворением мира 54 . Он же в послании к св. Поликарпу Смирнскому писал: «Того ожидай, Который выше времени, Который вечен (χρονος), невидим, но для нас сделался видимым; Который не осязаем, бесстрастен, но для нас подвергся страданиям, все перенес нас ради» 55 . Иисус Христос есть всемогущий Творец и Промыслитель всяческих Муж Апостольский, именующий себя учеником св. Апостолов и учителем языков, но умалчивающий о собственном имени 56 , в послании к Диогнету, с особенною силою и подробностью, изобразил сии Божеские действия Иисуса Христа. «Невидимый Бог – Сам водворил в человеках истину с небес, святое и непостижимое Слово Свое, и в сердцах их сотворил обитель Себе. Да не подумает кто, что Он послал к ним кого-либо из слуг Своих, или Ангела, или князя, или правителя земного, или правителя небесного, – нет; но самого Строителя и Содетеля всяческих, Которым сотворены небеса, Которым море заключено в своих пределах, Которого тайны 57 верно сохраняют все стихии, по манию Которого солнце постоянно совершает дневное течение свое, повелению Которого повинуется луна, светящая ночью, Которому повинуются звезды, сопутствуя течению луны, Которым все устроено, определено, и Которому все покорно: небеса и все, что на небесах, земля, и все, что на ней, море, и все, что в море; огонь, воздух, бездна, все, что в высоте, и в глубине, и в средине. Сего послал Он к людям. Ужели для того послал, подумает кто-нибудь, чтоб мучить их и привесть в страх и ужас? Никак; но послал с благостию и кротостию. Послал, как Царь, посылающий Царя Сына: послал как Бога, послал к человекам, послал как спасающий, как возбуждающий к послушанию, а не делающий принуждения; поскольку у Бога нет принуждения. Послал, как призывающий, а не отгоняющий. Послал, как любящий, а не судящий. Ибо пошлет некогда Его как Судию; и кто стерпит Его пришествие? (Не видишь ли, что) христиане, бросаемы будучи на снедение зверям, для того, чтоб они отреклись от Господа, ни мало тем не побеждаются? Не видишь ли, что чем большее их число наказывается, тем более умножается других? Это не есть дело человеческое, это есть сила Божия, это есть доказательство Его присутствия. Ибо прежде Его пришествия кто из человеков знал что есть Бог»? 58 Иисус Христос все содержит Божескою силою Своею и всем дарует жизнь благодатную

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И в выражениях, при сличении по подлиннику, очевидное сходство: Рим. 1:25 . Рим. 9:5 . Οτινες μετλληξαν τν λθειαν το Θεο ν τ ψεδει, κα σεβσθησαν κα λτρευσαν τ κτσει παρ τν Κτσαντα ς ιν ελογητς ες τος ανας μν! ν ο πατρες κα ξ ν Χρις τ κατασρκα ν π πντων Θες ελογητς ες τος ανας μν. II. Из свойств божеских, приписываемых Иисусу Христу В новозаветном Писании находятся двоякого рода изречения о Божеских свойствах Иисуса Христа: 1) такие изречения, в которых усвояются Божеские свойства Иисусу Христу все вообще, и 2) такие, где приписывается Ему в частности то, или другое, из свойств, приличествующих единому истинному Богу. а) Вообще Все вообще Божеские свойства указываются в Лице Иисуса Христа, когда в Новозаветном Писании усвояется Ему: Равенство Богу В посланиях Апостола Павла встречается несколько изречений о равенстве Иисуса Христа по Божескому естеству с Богом Отцом. В посл. к Кол. 1:15 , он выражает сию мысль, называя Иисуса Христа Сыном любве Отчей и Образом Бога невидимого, перворожденным всея твари; в посл. к Евр. 1:3 называет Его, в том же смысле, сиянием славы и образом ипостаси Бога Отца; в посл. к Флп. 2:6 с особенною силою выражает ту же мысль, когда говорит о Христе: Иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Изъяснение изречения последнего само собою покажет значение и двух предыдущих, а ключ к уразумению силы сего изречения – в словах: не восхищением непщева быти равен Богу. Чтобы понять вполне значение сих слов, нужно обратить внимание на общее течение мыслей в речи Апостола. Он пишет Филиппийцам (со 2 гл.) наставление о любви и единодушии, о взаимном служении, почтительности и смиренномудрии, об искоренении недоброжелательства, коварства, зависти и гордости, от которой рождается всякое нестроение (ст. 1, 2, 3, 4). К исполнению сего Апостол побуждает их примером Господа Иисуса Христа: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил....

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010