3246 Горя духом не значит, чтобы Аполлос получил уже благодатные дары св. Духа; они подавались только крестившимся во имя Иисуса Христа. «Как же Аполлос, крещенный только во Иоанна горел духом, вопрошает Аммоний? Хотя Аполлос и горел духом, но не сказано, что он имел Духа св. Кто имеет Духа св., имеет его так, что Он живет в нем, и сам Дух говорит ему внутренно. А горящий духом делает вследствие внешнего озарения и побуждения: он наставляется Духом, подобно, как если бы кого поставлял и сохранял Ангел, и не говори мне, как возможно гореть Духом, не будучи причастником Духа. Ибо от чувственного должно заключать к невидимому. Если солнце, находясь вне, и огонь, приближаясь к членам или немного удаляясь от них, греет тела наши, то что сказать о Божественном Духе, который, по существу, в высшей степени тепл и согревает нашего внутреннего человека, хотя Он и не вселяется в нем, а находится вне. Итак, пойми, каким образом у Бога все возможно, – согреть кого-нибудь, хотя и не живет в нем то, что согревает». Cramer. Catena etc., р. 314: Αμμωνου. 3250 Во всяком случае, предположение Renan’a, что тут «Аполлос образовал вокруг себя небольшой кружок, которому преподавал свое полученное от Прискиллы и Акилы, учение, но крещение преподавал только Иоанново, которое он одно и знал» (Op. cit. Pag. 341) – не имеет за собой решительно никаких оснований. Подробнее об этом «неболь­шом кружке» будет сказано ниже, в VI главе. 3253 Филострат, описывая богатства ефесского ритора Дамиана, говорит, что его виллы были π θαλσση, где были и νσοι κειροπτοι. Kayser. Opera Philostr. Βοι σοφιστν. Pag. 264. 3255 Все древнейшие христианские церкви Ефеса находились в этих именно местах. (Норов. Цит. соч., стрр. 240 и след.); очевидно, первоначально христианство возникло здесь. 3258 О плане ионийского дома см. Любкер. Цит. соч. Стрр. 1123 слл. Ср. подходящие места у Vitruvius’a, in Op. cit., и у Теплова, в цит. стат., стрр. 589 слл. 3262 Kvinoël. Op. cit., p. 631. Lange. Op. cit., S. 266. Арх. Михаил. Толковый Апостол. Книга I. Деяния свв. Апостол. М. 1876. Стр. 467.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д) Наконец, находим мы в Писании место, в котором хотя и не прямо, но ясно выражается мысль, что, в особенном исключительном смысле, Петр не может быть основанием Церкви столько же, сколько и Павел или Аполлос или другой кто из первых благовестников Евангелия. Основания бо, учит св. апостол Павел (й Кор. 3,11), инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос . Пусть прямым значением этих слов, что т.е. таким основанием Церкви, как Иисус Христос , не может быть никто, ни даже сам Петр, не отвергается Петрово главенство: оно почти решительно отвергается здесь связью речи. А связь речи здесь такова: Возвестися ми о вас, пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор. 1, 11–13 ), яко рвения в вас суть... Кийждо вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов. Еда разделися Христось? Еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся?... Еще (гл. 3, 3. 5–13. 21–22) плотстии есте. Идеже бо въ вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте и по человеку ходите?.. Кто убо есть Павел, кто же ли Аполлос, но точию служителие, имиже веровасте? Азъ насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти. Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог . Насаждаяй же и напаяяй едино суть; кийждо же свою мзду приимет по своему труду. Богу бо есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте. По благодати Божией, данней мне, яко премудр архитектон, основание положих, ин же назидает; кийждо же да блюдет, како назидает. Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисусъ Христос. Аще кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет... Темже никтоже да хвалится в человецех: вся бо ваша суть, аще Павел или Аполлос или Кифа... Тако (гл. 4,1.2) нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих. А еже прочее ищется въ строителех, да верен кто обрящется. В этой речи св. апостола отдельные мысли и последовательность их таковы: α) Были между Коринфянами распри.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Сознание необходимости распространения веры еще более ярко проявляется в первых монашеских общинах. Например, Аполлос (конец IV в.) основал свой общежительный монастырь близ Ермуполя Египетского (современный Бауит), где находилось десять языческих деревень. Во время одного языческого праздника он силой своей молитвы и личным примером смог произвести такое впечатление на толпы празднующих, что в результате «все устремились за ним, уверовав в Спасителя всех и творящего невероятное Бога и тотчас предав огню своего идола». Аполлос не стал торопить с их Крещением. Сперва, и это показательно, он стал их оглашать: «Огласив всех, приложил к церквам». Некоторые из них стали позже монахами. Влияние преподобного на всю округу было решающим. «И повсюду разлетелась молва о нем, и многие уверовали в Господа, так что в его пределах не было слышно уже ни об одном эллине» 65 . Из этого рассказа об Аполлосе выясняются некоторые элементы, которые нам помогают выделить богословские основания духовной жизни и миссионерского «метода» великого аввы и его общины: 1. Глубокое уважение к человеческой личности. «Должно кланяться приходящим братьям, ибо не им, но Богу поклонился», – говорил он своим посетителям. «Ибо если ты увидел брата своего, ты увидел Господа Бога своего» 66 . Перед этим Аполлос на деле показал следование этому принципу, как рассказывают посетившие его монахи: «Он встретил нас по обычаю, который он имел по отношению ко всем братьям. Увидев нас, он первым поклонился, распростершись на земле, и, встав, поцеловал нас и, введя в дом, усердно помолился и, помыв нам своими руками ноги, убедил нас отправиться на отдых. И он это делал со всеми приходящими к нему братьями...» 67 Упоминается, что сперва он обращался таким образом только с христианами, но позже он распространил это на всех людей. 2. Постоянное обоснование правил мысли и жизни на библейских примерах. «И это, – говорил далее Аполлос, – мы переняли от Авраама. А что нужно заставлять братьев отдыхать, мы научились от Лота, принудившего Ангелов» 68 . В какой степени Священное Писание проникало собой мышление и поучение монахов, показывают и некоторые отрывки из следующих параграфов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

22 Деян. 18:22 . Выражение «поднялся» и «спустился» были обычными среди паломников, ходивших в Иерусалим. 23 О клевете, возводимой на св. Павла, можно косвенно судить по его защитительной речи, а также по той оценке, какую давали его личности эбиониты, отколовшиеся позднее от Иерусалимской церкви. 24 Гал. 1:1 сл. 25 Гал. 2:15-16 . 26 Пс. 142:2 . 27 Ис. 53:5 . 28 Гал. 2:19-21 . 29 Гал. 3:1-3 . 30 Гал. 3:23-24 . 31 Гал. 4:6-7 ; 5:1 . 32 Гал. 5:6 . 33 Гал. 5:14 . 34 Гал 5:22-23 ; 6:2 . 35 1 Кор. 16:1 . Кол 4 1 Фес 3 1 Фес 5 1 Фес 4 1 Фес 2 Дан 8 Дан 11 2 Фес 2 1 Ин 2 2 Фес 3 Пс 142 Ис 53 Гал 2 Гал 4 Гал 5 Эфесский центр. Смуты в Коринфе Малая Азия — Греция, 54-57 годы Павел и Аполлос В Эфесе Павел первым делом поторопился увидеть Акилу и Приску, своих верных «соработников». Долгожданное свидание с друзьями было особенно приятно после огорчений, споров и изнурительного путешествия. За это время супруги вполне освоились в Асийской столице, однако без апостола не предпринимали дальнейших шагов в плане проповеди. Было, впрочем, одно исключение. Посещая по субботам синагогу, она встретили там удивительного человека, еврея из Александрии по имени Аполлос. Блестящий знаток Библии и философии, он покорял всех своим красноречием и начитанностью. По сути дела Аполлос был уже христианином. Он воспринял начатки Евангелия, по-видимому, от уверовавших во Христа ессеев и с тех пор проникся миссионерским рвением неофита. Быть может, Аполлос застал еще в живых своего великого земляка Филона, который разработал искусный метод аллегорического толкования священных книг. Этот метод, позднее усвоенный многими Отцами Церкви, помог ему яснее увидеть связь между двумя Заветами. В Эфесе вокруг Аполлоса сгруппировалась небольшая община, человек в двенадцать, разделявшая его взгляды. Тем не менее, из бесед с александрийцем Акила и Приска скоро поняли, что он не знаком с важнейшими сторонами церковной жизни. Так, крещение было для него лишь символом покаяния, который заповедал еще Иоанн Предтеча. Это объяснялось тем, что в Египте никто из апостолов еще не проповедовал  1 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда Аполлос шел по дороге, встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и черен, с отвратительным лицом, с толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего невозможно даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу не шею, бес обнимал его руками и часто целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил ему: — Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришел к тебе, дабы сопровождать тебя, до тех пор, пока не доведу до конца всех твоих желаний. Будучи не в состоянии переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвел очи на небо и громким голосом возопил: — Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от сей напасти! И вот бес, отступивши от него на небольшое расстояние, преобразился в красивую нагую женщину и сказал ему: — Подойди и удовлетвори твоему желанию, потому что ты много успокаивал меня твоими помыслами в своем сердце. — Я хотел сделать тебя, — сказал потом бес, — священником и епископом, но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя. С сими словами бес стал невидим. Объятый сильным страхом, Аполлос возвратился к старцу и припавши к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения. Он рассказал также и братии, какие страдания претерпел он от обольщения диавольского и как помогли ему молитвы преподобного отца Сисоя. Поистине молитва его была сильна для отгнания бесов. Они и от другого ученика старца Сисоя, по имени Авраама, отогнала мучившего его нечистого духа. Все злые духи бежали от него, не смея приблизиться к храброму и непобедимому воину Христову. Преподобный Сисой прожил в пустыне шестьдесят лет. Когда он уже был при смерти (причем в это время у него находились братия), просветилось лицо его, как свет, и он сказал братии: — Вот, пришел авва Антоний.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Итак, полезно монахам постоянно воспоминать спасительное страдание и ежедневно быть готовыми удостоиться принятия Святых и Небесных Таин; поскольку чрез сие мы удостоиваемся отпущения грехов. Также говорил он: непозволительно без крайней нужды нарушать общие посты: ибо в среду Спаситель предан, а в пяток распят. Посему кто нарушает пост, тот вместе с врагами предает и распинает Спасителя. Если в пост придет к тебе брат, имеющий нужду в успокоении, предложи ему трапезу одному, если же ему не угодно, не принуждай, ибо все мы имеем общее предание о посте. Приходящих братьев Аполлос повелевал принимать со всею любовью, кланяться им. Ибо, говорил он, ты кланяешься не им, а Богу, видя брата твоего, ты видишь Господа Бога твоего, – и это приняли мы от Авраама. Приходящих должно усиленно приглашать к успокоению; сему мы научились у Лота, который принуди Ангелов (Быт. гл. 19). В силу сей заповеди, когда Руфин с братиею приближались к монастырю Аполлоса, иноки, слышавшие от Аполлоса о приходе братии, вышли ему навстречу с пением (так они принимали всех монахов), поклонившись лицом до земли, облобызали их. И одни шли впереди пришельцев, другие за ними и все пели, пока не пришли к Аполлосу. Аполлос вышел навстречу и первый поклонился путникам до земли и облобызал их. Потом ввел к себе, помолился и, своими руками омывши ноги, просил отдохнуть. Так он поступал с всеми странниками. Не довольствуясь назиданием братий, Аполлос старался слово Евангелия распространять и между окрестными жителями, из которых многие были язычники. То силою чудес, то благодеяниями, то увещаниями он успел сокрушить ос татки язычества. Аполлос скончался в 395 году 221 . Монастырь Аввы Аполлоса процветал ещё и в VI веке 222 . Неподалеку от монастыря Аполлоса пресвитер Копрей имел монастырь, где жило пятьдесят братий. Он славился и высокою жизнию и даром чудес. И своими чудесами способствовал к распространению Христовой веры между язычниками. Сам он был учеником Мусия или Патернуфия, который, по словам Руфина, первый обитал в пустыне к югу от Гермополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

III, 13) и с полным, доверием к своему сотруднику в проповеди просит его посетить Коринфскую братию, уже страдавшую от разделения ( I Kop. XVI, 12 ). «А что до брата Аполлоса, то я очень просил его, чтобы он с братиями пришел к вам». Аполлос заслужил одобрение от другого первоначального апостола (Петра) (см. Послание св. Климента Римского к Коринфянам, в коем Аполлос называется «мужем одобренным» от ап. Петра и Павла. Православная церковь свято чтит Аполлоса, как причисленного к 70 Апостолам, святого, и мученика. Такой человек как Аполлос был совершенно далек от всякого участия в разделении Церкви. Образование особой общины (или партии) имело основание свое отчасти в том, что многие ему, Аполлосу, были обязаны своим обращением в христианскую веру ( Дeяh. XVII, 27. 28 ст.; I Kop. 1, 13, III, 5 ); отчасти и в том, чтобы при его выдающемся даре; красноречия чувствовали к нему особенное расположение. Те из Коринфян, которые имели притязание на внешнее образование, люди, искавшее как выражается ап. Павел «премудрости» ( I Kop. I, 22 ) «витийства слова и силы мудрований» (Златоуст на 1-е послание к Коринфянам. 36 стр.) конечно, не затруднялись отдавать предпочтение искусной и блестящей речи, отличавшей Аполлоса, вследствие особенного образования (эллинского) пред проповедью ап. Павла, который не вдавался ни в какие препретельныя человеческия премудрости словеса ( I Kop. 11, 1–5 ). Но и то обстоятельство могло охладить некоторых из учеников ап. Павла в расположении к нему и расположить к Аполлосу, что последний теперь был пред ними первого (Павла) уже не было: помнить о присутствующих и забывать об отсутствующих (Филипп. XI, 12) было, конечно, обыкновенным явлением в Коринфе ( 2Кор. Х. 7 ). Таким то образом и составилась община (партия) Аполлосова. Но эта партия не проповедовала другого Иисуса Христа, ни другого Духа Святого, ни другого Евангелия, отличных от проповеданных в Коринфе ( 2Kop. XI, 4 ). «Почему Павел, пишет св. Иоанн Златоуст , не запрещает учить Аполлосу, как мужу красноречивому и сведущему в Священном Писании, а напротив ещё просит его и сам обещает прислать его (в Коринф)? Конечно, потому, что Аполлос при учености свей сохранил и православие догматов» (Беседа 23-я на 2 Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Коринф римляне сделали столицей Ахаии – Южной Греции. Он насчитывал 600–700 тысяч жителей, из них 500 тысяч составляли рабы. Свободное население представляли греки, римские граждане и евреи. Город славился учеными, школами, науками, искусством и индустрией, но и религия, и нравственность подчинялись низменным наслаждениям. Распущенность санкционировалась через храм Афродиты-Венеры. По указу Клавдия об изгнании евреев из Рима в Коринфе поселились Акила с женой Прискиллой. Сначала Апостол обратился к иудеям. Основной пункт его учения: «Иисус есть Мессия» – приводил к ненависти иудеев. Через прозелита Иуста ап. Павел входит в сношения с язычниками. Он обращает ко Христу начальника синагоги Криспа с семейством и язычников. Апостол трудился полтора года над организацией Церкви. Иудеи обвинили Павла перед проконсулом Галлионом в искажении закона. Проконсул отклонил жалобу на Павла как неподсудного ему. Евреи хотели учинить самосуд, но толпа не позволила, жестоко наказав Сосфена, который затем обратился ко Христу. Послание написано через три года после пребывания Апостола в Коринфе. Поводом к написанию Послания послужили нестроения нравственного характера (притязательное поведение женщин, беспорядки на вечерях любви) и догматического (отрицание воскресения мертвых). Послание – церковно-учительное. Написано оно в Ефесе в конце 57 – начале 58 гг. Через посредство ефесянки Хлои, у которой жил Апостол, он узнал о разделении в Коринфской Церкви. «Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» ( 1Кор.1:12-13 ). Аполлос был иудей из Александрии, обращенный ко Христу Акилою и Прискилою и ими же отправленный в Ефес для укрепления Церкви. Аполлосяне, превозносясь мудростью и книжностью проповеди Аполлоса об искуплении, не понимали простоту проповеди Павла. Аполлос действительно был блистящий Александрийский экзегет. Некоторые считали, что Аполлос более убедителен, чем Павел. Сам Аполлос был недоволен этим разделением и не хотел возвращаться в Коринф. Если партии Павловы и Аполлосовы опирались на личные качества Павла и Аполлоса, то Кифяне опирались на авторитет Петра. Кифяне – в основном обращенные иудеи, которые держались закона Моисея. Четвертая партия проповедует «иного Христа», в котором человечество умаляется перед Божеством. Эти «Христовы» были «гностиками» прежде гностицизма. Это рационалистическое воззрение льстило горделивой рассудочной мысли.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Павлу. Зину законника и Аполлоса, писал ап. Павел Титу, скоро предпосли, да ничто же им скудно будет». (Тим. III, 13). С Аполоссом, как уже давно хорошо знакомым, ап. Павел отправил свое послание к Титу на о. Крит и при этом высказывает о них (Аполлосе и Зине) особенную свою заботливость, чтобы они ни в чем не нуждались при обратном к нему с о. Крита возвращении и, вероятно, Аполлос с Зиною, выполнивши поручение ап. Павла после краткого пребывания у Тита, снова возвратившись к ап. Павлу, передали ему обо всем виденном ими там. Этим прекращаются достоверные сведения о св. Аполлосе и начинаются различные предания, из которых трудно что-либо сказать о дальнейших его апостольских подвигах, городах, где он проповедовал слово Божие, об епископской кафедре, какую он занимал, о месте и роде его кончины. Как разнообразны и неопределенны сведения о последующей деятельности ап. Аполлоса в церковных преданиях, – это можно видеть из различных указаний, где он занимал епископскую кафедру. По греческим Минеям (Синаксарь Никодима), Аполлос был епископом Кесарии (но какой – неизвестно; под 8 ч. декабря). Аббат Минь (Dictionnaire de la Bible 493 p.) пишет, что греки в своих, менологиях Аполлоса считают епископом Диррахии. Св. Димитрий Ростовский на основании сказания Дорофея, пишет, что св. Аполлос был епископом г. Смирны, прежде св. Поликарпа (ум. 23 февр. 167 г.). Архиеп. Сергия (Полный Месяцеслов Востока, 2 т. под 4 янв). полагает его Епископом Кесарии (но не указано какой; Палестинской или Сирской). Блаж. Иероним говорить, что Аполлос был епископом в Коринфе; другие полагают его епископом то г. Колосс, то г. Колофона, а также Кона в Иконии, во Фригии и пр. (Dcwette, Diction, encyclop. de la theologie catolique I. 446). Большинство же писателей полагают Аполлоса епископом Кесарии (по Славян. Синаксарю – Киев, 1874 – Палестинской) или же Смирны (до св. Поликарпа). Память св. ап. Аполлоса совершается 8 декабря вместе с Сосфеном, Тихиком, Епафродитом и др. 30 марта – с ап. Сосфеном, Епафродитом; 10 сентября с ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«Отсюда видно (говорит святой Иоанн Златоуст ), как сведущ был Аполлос в Писаниях. Он сильно заграждал уста Иудеям; ибо это значит: твердо Иудеи обличаше пред людьми, а верующих ободрял и укреплял в вере. В том, что Аполлос обличал перед людьми, являлось его дерзновение; в том, что твердо, – открывалась сила, а в том, что сказывал из божественных Писаний, – выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы и воли без дерзновения. Итак, не напрасно Павел оставил Акилу в Ефесе, но может быть для Аполлоса Дух устроил это, чтобы он явился в Коринфе с большею силою». Должно полагать, что Аполлос сам счел за лучшее отправиться из Ефеса в другое место, тем более что в Ефесе скоро ожидалось прибытие Апостола Павла. Но есть мнение, что именно Прискилла и Акила, как прибывшие недавно из Коринфа, посоветовали Аполлосу отправиться туда и там продолжать начатое святым Павлом дело благовествования, вероятно полагая, что дар красноречия Аполлоса принесет там возможно наибольший плод. «Учителя Аполлоса (говорит святой Иоанн Златоуст ), долгое время находившиеся под непосредственным влиянием святого Павла, так научились, что стали способны учить и других». «А чтобы на первый раз обеспечить Аполлосу хороший прием в Коринфе, они вместе с братией Ефесской Церкви дали Аполлосу рекомендательное письмо к Коринфским братьям. И Аполлос вскоре отбыл из Ефеса, всецело готовый отдаться проповедыванию принятого им полного учения о Христе, тем более что он хорошо знал Писания и умел разъяснить все места, которые содержали пророчества об Иисусе Христе, как Мессии» (срвн. у иеромонаха Григория, стр. 352–353 и далее). 432 О пребывании Апостола Павла в Ефесе, в отсутствии Аполлоса, говорится для показания того, что учение Аполлоса было далеко от полноты и совершенства и что Павел усовершил учеников Аполлоса, почему между ними в данное время была великая разность. Апостол Павел прибыл в Ефес, обозревши многие Малоазийские Церкви, местность коих сравнительно с Ефесскою (приморской) была возвышенная, и потому Дееписатель именует страны те «верхними».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010