Тем временем, в отсутствие апостола Павла, Акила и Прискилла не оставили христианской проповеди. В то время в Эфес приехал один из александрийских иудеев – Аполлос. Аполлос был муж ученый и красноречивый и в то же время иудейский богослов, сведущий в Писаниях. Он уже был крещен крещением Иоанновым и понимал его приготовительное ко Христу значение. Будучи же по характеру пламенным проповедником своих убеждений другим, он, прибыв в Эфес, смело и с одушевлением учил о Господе в синагоге. Услышав проповедь Аполлоса, Акила и Прискилла наставили его в христианских истинах. Приняв Христа, Аполлос решил идти в Ахаию, дабы и там проповедовать. Одобрив его намерение, Акила и Прискилла послали его в общины, основанные апостолом Павлом. В Ахаие Аполлос много содействовал уверовавшим иудеям, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Особенно плодотворна была деятельность Аполлоса в Коринфе. Третье миссионерское путешествие: Эфес Вто время как в Коринфе проповедовал Аполлос, Павел, наконец, вернулся в Эфес. Здесь ему предстояло проповедовать около трех лет. Надо заметить, что в Эфесе к приходу апостола Павла уже сложилась небольшая община. Эту общину составляли двенадцать учеников Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что Акила и Прискилла состояли с ним в общении, и поэтому Павел пожелал узнать, приняли ли они Духа Святого. Но они отвечали ему: Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой (Деян. 19, 2). Удивившись, апостол Павел сказал им: Во что же вы крестились? (Деян. 19, 3). Они ответили, что крещены крещением Иоанновым. Тогда апостол Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19, 4). Согласившись с ним, они приняли крещение во имя Иисуса Христа. Павел возложил на них руки и они исполнились Святого Духа, стали говорить иными языками и пророчествовать. После этого апостол традиционно начал проповедовать в местной синагоге, свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Так продолжалось три месяца – некоторые уверовали, но многие, напротив, ожесточились и начали злословить. Проповедник спокойно, со смирением мог переносить подобные оскорбления, но клевета приводила в соблазн новообращенных язычников. Тогда вместе с уверовавшими апостол Павел покинул синагогу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Когда церковь Коринфская устроилась, св. Павлу предлежало направиться в другие места для проповеди. Отбытие его из Коринфа ускорилось в результате одного прискорбного происшествия. Раздраженные проповедью апостола иудеи схватили его и привели на суд к проконсулу Галлиону с жалобой, что он " учит людей чтить Бога не по закону " (Деян. 18:13). Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел сделался основателем какой-то новой секты, сверх дозволенных законами Римской империи вероисповеданий. Галлион был братом известного римского философа Сенеки и дядею поэта Лукана, высокообразованным и благородным человеком. Он отказался разбирать дело, касающееся веры, а не гражданских отношений, и прогнал иудеев от судилища. Презиравшие иудеев эллины, услышав такое решение Галлиона, устремились на них тут же, в той же судебной палате, и, схватив главного вожака возмущения начальника синагоги Сосфена, " били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился этим " (Деян. 18:14-17). Возможно, что этот Сосфен потом обратился ко Христу, и это о нем упоминает св. апостол в 1 Кор. 1:1. По особому, несомненно, Промыслу Божию, продолжателем дела Павлова в Коринфе явился некий иудеянин по имени Аполлос. Он родился и воспитался в Александрии, откуда прибыл сначала в Ефес, а затем в Коринф. Это, по словам Дееписателя, был человек красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян. 18:24). Отплывши из Коринфа, св. Павел на короткое время прибыл в Ефес, где оставил Акилу и Прискиллу, а сам отправился в Иерусалим и оттуда в Антиохию, откуда начал затем свое третье апостольское путешествие. По отбытии св. Павла из Ефеса туда прибыл Аполлос, бывший уже христианином и горевший духом, но знавший только крещение Иоанново. Он начал смело учить в синагоге. " Услышавши его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень " (Деян. 18:26). Когда ему явилась нужда ехать в Ахаию, столицей которой являлся в то время Коринф, ефесские верующие дали ему рекомендательные письма к тамошним христианам. Прибыв в Коринф, Аполлос много содействовал уверовавшим, опровергая иудеев всенародно и " доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос " (Деян. 18:27-28). Значение проповеди Аполлоса для утверждения христианства в Коринфе было столь велико, что св. Апостол Павел называет его поливателем насажденных им семян веры Христовой: " я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог " (1 Кор. 3:6). Как долго Аполлос пробыл в Коринфе, неизвестно, но при написании первого послания к Коринфянам мы опять видим его в Ефесе вместе с апостолом (1 Кор. 16.12). Повод к написанию первого послания к Коринфянам

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

1, 2–5). Однако, восхваляя добродетели коринфских христиан, Павел с глубокой внутренней болью призывает их остерегаться раздоров и ссор и хранить единство во Христе: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1 Кор. 1, 10–12). Видимо, христиане Коринфа разделились на группы, каждая из которых считала себя последователями одного из проповедников. Одни ставили выше всего авторитет апостола Павла, другие — Аполлоса, третьи — апостола Петра (Кифы). До конца не ясно, существовала ли четвертая группа, приверженцы которой называли себя «Христовыми», или апостол просто употребил это выражение в целях вразумления коринфян, пытаясь показать, что не проповедник возглавляет Церковь — а Сам Господь Иисус Христос. Ясно одно: любовь к благовестникам Евангелия нарушила среди коринфских христиан согласие и любовь ко Христу, любовь к Тому, Кто и был центром проповеди. Кто такой Аполлос и почему его имя было поставлено в один ряд с именами апостолов Петра и Павла? Аполлос был евреем из Александрии, смело проповедовал Господа Иисуса Христа среди иудеев и прославился своим красноречием (см.: Деян. 18, 24–19, 1). Вначале Аполлос знал лишь крещение Иоанново (Деян. 18, 24), но Акила и Прискилла — сотрудники апостола Павла в одном из его путешествий — точнее объяснили ему путь Господень (Деян. 18, 26), после чего он продолжал проповедовать и наряду с апостолом Павлом стоял у истоков христианской Церкви Коринфа. Вероятно, красноречие и усердие Аполлоса в деле проповеди стали причиной того, что некоторые христиане увидели в нем непререкаемого лидера. Но, видя споры и разделения, сам Аполлос покидает Коринф и отправляется в Эфес, где происходит его личное знакомство с апостолом Павлом, и между ними устанавливаются теплые, дружеские отношения.

http://pravoslavie.ru/73866.html

Павла, чтобы он убедил Аполлоса придти к ним, по Аполлос почему то не смотря ни на горячие желания Коринфян, ни на убеждения самого ап. Павла, не счел нужным в скором времени посетить Коринф: «о Аполлосе брате, писал ап. Павел ( I Kop. XVI, 12 ), много молих его, да придет к вам с братиею (вероятно, с домашними Хлои и уполномоченными от Коринфской церкви): и всяко не бе воля, да ныне приидет; приидет же, егда упразднится». Преосвященный Феофан, изъясняя 12-й стих XVI гл. I Послания Кор. пишет: «Об Аполлосе верующие Коринфяне писали вероятно в Послании, желая его видеть; Апостол пишет на это: Что касается до Аполлоса брата, то я много просил его, чтобы он шел к вам с братьями. С какою? Вероятно, с тою, которая прислана из Коринфа и теперь должна была возвратиться туда. Дело не в этом, а в том, что просил, много умолял его: „Но не бе воля, да ныне приидет“. Чья воля? Конечно Аполлосова. Или обстоятельства ему препятствовали, или занятия мешали: ибо не видно, чтобы дело проповеди было главным делом Аполлоса. Почему (Апостол) прибавил: „Приидет, егда упразднится – когда переделает свои дела“. Без сомнения, Аполлос впоследствии посетил Коринфян, так сильно желавших его видеть, во исполнение усиленных просьб и ап. Павла. Но когда именно Аполлос был в Коринфе, нет в посланиях ап. Павла упоминания о сем. Некоторые писатели (блаж. Феодорит и др.) думают, что Аполлос вместе с Титом и Варнавою, по поручению ап. Павла из г. Филипп (из Македонии) принес в Коринф второе послание к ним, а это было в начале 58 г. ( 2Kop. XIII. 22 : Послахом с ними (с Титом и Варнавою) и брата нашего – но под этим братом большинство толкователей разумеют евангелиста Луку, а не Аполлоса. В последний раз в книгах Нового Завета Аполлос упоминается в Послании ап. Павла к Титу (III, 13), в 64 году. Из упоминания здесь Аполлоса видно, что между им и св. Павлом были близкае, дружественные отношения, чем опровергаются все предположения некоторых ученых толкователей Священного Писания об антагонизме Аполлоса к ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Предтечи – неизвестно. По прибытии в Ефес, Аполлос начал смело говорить в синагоге. Необычайное красноречие и сердечный пыл убежденного благовестника, не выходившего ещё из пределов полученного от Иоанна (вероятно от его учеников), производили на слушателей сильное впечатление; поэтому посещавшие синагогу Акилла и Прискилла, услышав проповедовавшего Аполлоса, хотя и обратили свое внимание на его познания В Священном Писании, на его ораторские способности и проповедническую деятельность, но сразу же заметили и неполноту его познаний об Иисусе Христе. Они поняли, что из Аполлоса может выйти дорогой деятель па поприще христианского благовествования, познакомились с ним, пригласив его в свой дом и точнее (известнее) объяснили ему путь Господень. ( Дeяh. XVIII, 26 ). А когда (Аполлос) вознамерился (из Ефеса) идти в Ахаию (в Грецию), то братия послали к тамошним (в г. Коринф) ученикам (Христовым) рекомендательное послание, располагая их принять его (Аполлоса) ( Дeяh. XVIII, 27 ). И Аполлос вскоре из Ефеса отправился в Коринф, главный город Ахаию (Греции), вероятно в конце 55 или начале 56 года. В Коринфе красноречие Аполлоса произвело громадное впечатление. «Пришед тамо, пособствова много веровавшим благодатию» ( Дeяh. XVIII, 27 ). Ибо Аполлос сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос ( Дeяh. XVIII, 28 ). Прекрасные природные дарования Аполлоса усиливались ещё благодатию, т. е. особенными дарованиями св. Духа и его деятельность в Коринфе была сильна и благотворна в укреплении веры уверовавших после проповеди ап. Павла. К сожалению, коринфяне, под влиянием красноречия Аполлоса, стали забывать своего Апостола и среди них образовались партии. Аз убо есмь Павлов, аз убо Аполлосов… Таким образом в Коринфе образовалась партия Аполлоса без всякого желания и ведома его самого. Павел замечает, что Аполлос только назидает на положенном уже основании ( I Kop. III, 6, 10, 1 ); называет его «братом» и одним из служителей в деле Христовом ( 1Kop. III, 9 ), часто любит ставить имя Аполлоса, как равного с своим именем ( I Kop. III. 8, 22; IV. VI ), питает к нему самую нежную любовь (Тим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Долгожданное свидание с друзьями было особенно приятно после огорчений, споров, а также изнурительного путешествия. За это время супруги вполне освоились в асийской столице, однако без апостола не предпринимали дальнейших шагов в деле проповеди. Было, впрочем, одно исключение. Посещая по субботам синагогу, они встретили там удивительного человека, еврея из Александрии по имени Аполлос. Блестящий знаток Библии и философии, он покорял всех своим красноречием и начитанностью. По сути дела, Аполлос был уже христианином. Он воспринял начатки Евангелия, по–видимому, от уверовавших во Христа ессеев и с тех пор проникся миссионерским рвением неофита. Быть может, Аполлос застал еще в живых своего великого земляка Филона, который применял искусный метод аллегорического толкования священных книг. Этод метод, позднее усвоенный многими Отцами Церкви, помог ему яснее увидеть связь между двумя Заветами. В Эфесе вокруг Аполлоса сгруппировалась небольшая община человек в двенадцать, разделявшая его взгляды. Невзирая на то, что Аполлос вполне мог претендовать на роль учителя, он с благородным смирением выслушал двух ремесленников, которые «точнее объяснили ему Путь Господень». Когда же александриец должен был ехать по своим делам в Грецию, Акила дал ему рекомендательное письмо к коринфским братьям, надеясь, что его знания и дар слова будут полезны для Церкви. Выслушав рассказ друзей, апостол Павел сразу почувствовал, что в лице Аполлоса найдет ценного единомышленника, который в чем–то имеет перед ним преимущество. Александриец гораздо лучше понимал мир эллинов, чем сам Павел, получивший чисто раввинское образование. Апостол стоял выше ревнивого соперничества, и появление неожиданного сподвижника только порадовало его. Впоследствии он писал коринфянам: «Я насадил, Аполлос поливал… Насаждающий же и поливающий суть одно» (1 Кор 3:6,8). С такой же готовностью принял Павел и учеников Аполлоса. Узнав от них, что они никогда не слышали об истинном крещении в Святом Духе, он наставил их в вере и подготовил к таинству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Утверждая всех учеников» – т. е. в вере и христианской жизни, что и было целью посещения этих стран и основанных в них обществ (ср. Деян.14:21–22, 16:6 ). О посещении апостолом других малоазийских общин не говорится или по краткости речи, или потому, что апостол и не был в них на сей раз. Не упоминается и о спутниках Павла, хотя из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст ( Деян.19:22 ). Деян.18:24 .  Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александ­рии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, при­шел в Ефес. «Аполлос» – сокращенное имя из Аполлониос. Аполлоний – был сильный деятель по насаждению христианства в Коринфе (см. 1 Кор.), почему дееписатель и отмечает его особым вниманием. «Иудей из Александрии» (Египетской), бывшей центром не только обширной торговли, но и высшего развития иудейско-еллинской образованности, представителем которой тогда был знаменитый иудей Филон. Деян.18:25 .  Он был наставлен в начатках пути Го­с­по­дня и, горя духом, говорил и учил о Го­с­по­де правильно, зная только креще­ние Иоан­ново. Ученый и красноречивый, сведущий в книгах Свящ. Писания, убежденный и пламенный проповедник, Аполлос обещал особенный успех. «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!... Видишь ли успех проповеди!» – восклицает по сему случаю Златоуст. «В начатках пути Господня», т. е. учения и жизни соответственно заповедям Господа (ср. Деян.9:2 ). «В начатках», т. е. не вполне, так что Аполлос нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня ( Деян.18:26 ), что и сделано дальше ( Деян.18:26 ). «Зная только крещение Иоанново...», как и ученики ефесские, упоминаемые далее ( Деян.19:2–3 ). Такая неполнота знания и учения Аполлоса о Христе, конечно, не была неправильностию знания и учения, почему и не препятствовала Аполлосу, «горя духом» ( Рим.12:11 ), говорить и учить о Господе правильно, хотя и неполно. Получив более полное и обстоятельное познание об учении и делах и лице Господа Иисуса от Акилы и Прискиллы и приняв крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа (св. Златоуст), Аполлос выступает в Ахаии уже облагодатствованным проповедником ( Деян.18:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крещение сопровождалось всегда священнодействием возложения рук, сообщавшим Святаго Духа. Таинство это продолжается в церкви и по ныне, как мы уже заметили, под названием Миропомазания или Конфирмации. Болезни роста христианства: влияние язычества, безбрачие, девство, языческий суд и пр. Павел оставался в Ефесе два года 417 и жил у Акилы и Прискиллы. 418 В продолжении первых трех месяцев, он небезбоязненно проповедовал в синагоге, но видя, что Иудеи упорствуют и не веруют, он составил отдельную общину и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. Слух о проповеди его пронесся по всей Азии и все жители как Иудеи так и язычники услышали о Господе Иисусе. В Ефесе написал Павел свое первое послание к Коринфянам. Во время пребывания Павла в Палестине, Галатии и Фригии прибыл в Ефес Иудеянин, именем Аполлос, родом из Александра, муж красноречивый и сведущий в писании. Он принял только крещение Иоанново, но был наставлен в начатках в пути Господни и, горя духом, говорил и учил о Господе Иисусе правильно, почему, по прибытии своем в Ефес, начал сильно говорить в синагоге. Акила и Прискилла услышав его, привели в дом свой и подробнее объяснили ему учение Иисуса Христа. Аполлос, по убеждению братии, решился идти в Ахаию с письмами от Акили и Прискиллы к верующим в Коринфе. 419 По прибытии своем в этот город, Аполлос был весьма полезен для верующих и всенародно опровергал Иудеев, доказывая из писаний, что Иисус есть Христос. Вскоре однако в церкви Коринфской образовались различные партии. Одни выдавали себя за учеников Аполлоса, другие – за учеников Павла или Петра, а некоторые за учеников Самого Иисуса Христа, без посредства кого-либо из Апостолов. Верующие из домашних Хлои 420 известили Павла об этом разделениии, а некоторые даже писали ему, спрашивая разрешения различных вопросов. 421 Апостол написал к ним. Сначала он упрекает их за разделение. 422 «У вас, говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? разве Павел распался за вас? или во имя Павла вы крестились?.. Когда один говорит: я Павлов, а другой, – я Аполлосов: то не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, 423 но возрастил Бог. Посему насаждающий и поливающий ничто; а все Бог возвращающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Допускающие второе мнение полагают, что этот Сосфен одно лицо с Сосфеном, упоминаемым в 1-м Послании к Коринфянам (I, 1). Святой апостол Аполлос Имя Аполлоса несколько раз упоминается в посланиях ап. Павла (I Kop. I, 12; III, 4, 7; 21, 23; XVI, 12; Тим. III, 1–2; в Апостольских Деяниях XVIII и XIX). Из Апостольских Деяний видно, что Аполлос был иудей родом из Александрии и получил воспитание в знаменитых философско-религиозных школах и как обладавший редким даром слова (замечательный оратор), появившись в Ефесе, приводил слушателей синагоги в восторг своими проповедями. Особенностью учения его было то, что он под влиянием Александрийских ученых, считал обычный взгляд на ветхозаветную иудейскую религию слишком грубым, старался примирить её с философией и поэтому давал библейским сказаниям символический смысл. Вместе с тем Аполлос, по-видимому, имел некоторые сведения о христианском учении, из которого он также заимствовал некоторые части. Вообще Аполлос был человек чрезвычайно образованный, глубокий знаток Священного Писания и высоко даровитый оратор. Во время отсутствия ап. Павла, он в Ефесе, познакомился с Акилой и Прискиллой и, ближе ознакомившись чрез них с христианством, совершенно склонился на его сторону. Обрадовавшись приобретением для церкви такого славного проповедника и предусматривая, как его проповедническая деятельность могла бы быть полезною среди тонких и развитых греков, Акила с Прискиллой и другими членами Ефесской Церкви, написали для него рекомендательное письмо к Коринфским представителям тамошней Церкви. В Коринфе красноречие Аполлоса произвело громадное впечатление и он сделался крепкою опорой для собратий; как видно, здесь Аполлос уже не застал св. Павла; но он с таким искусством воспользовался проповедью Апостола, насколько мог ознакомиться с нею из бесед с Акиллою и Прискиллою, что в своих публичных спорах с враждебными иудеями и с непреодолимою силою, на основании их собственного писания, доказывал мессианство Иисуса Христа и таким образом был, сколько дорог христианам, столько же страшен для иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

23 и д.), – Отошел в Антиохию Сирскую (см. прим. к Деян.11:19 и парал.). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Злат.). Отправился: начало нового, третьего апостольского путешествия Павла. – Проходил страну Галатийскую и Фригию: см. прим. к Деян.16:6 . – Целью посещения этих стран было – утверждение в вере и христианской жизни основанных там прежде христианских обществ (ср. Деян.14:21–22 и Деян.16:6 ). О посещении Писидии, Памфилии и Ликаонии, где прежде основаны были Павлом и Варнавой христианские общества (гл. 13–14), не упоминается здесь, по краткости ли рассказа, или потому, что на сей раз Павел не был там. – Кто были спутниками Павла в сем путешествии, также здесь не упоминается, но из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст ( Деян.19:22 ). Аполлос Александрианин (24–28) 24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. 25. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. 26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его, и точнее объяснили ему путь Господень. 27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия писали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, благодатью много содействовал уверовавшим. 28. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Некто иудей, именем Аполлос и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом, вероятно, причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Эфесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27), – Аполлос (сокращенное имя из Аполлониос, Аполлоний ) был Иудей из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010