В деле устройства народной школы да поможет Вам и сотрудникам вашим Господь Бог разумов! Его же благословение выну да пребывает над Вами и над вашим домом.“ 18-го ч. получил я письмо из Смоленска от Руф. Павлиновича Ржаницына, который писал от 15-го числа: „Препровождаю сегодня же Вашему Высокопреосвященству письма Митрополита Филарета к покойному преосвященному Алексию. Вверяю Вашему Высокопреосвященству рассмотрение их и распоряжение относительно их печатания. Долго не доставлял писем, потому что всё лето, живя в деревне, не был я в городской квартире своей, где они находились“. —679— 1882 г. Получив с радостью на другой же день эти драгоценные письма, я не замедлил выразить свою благодарность за них г-ну Ржаницыну, и вот что писал ему: „Получив присланные Вами письма, я обрадовался им как самому дорогому сокровищу. И действительно, сколько могу судить по нескольким мною прочитанным письмам, в них должно заключаться очень много драгоценного материала для биографии как Владыки Митрополита, так и преосвященного Алексия. Великое Вам благодарение за сбережение таких сокровищ. Письма эти с краткими к ним примечаниями я полагаю напечатать особой книгой: в этом случае цельнее и полнее от них может быть впечатление. Не сохранились ли у Вас черновые письма покойного вашего дядюшки к Митрополиту? Они могли бы послужить к большему разъяснению содержания многих писем сего последнего.“ Я тотчас же приступил к приготовлению полученных мной писем к печатанию и неутомимо занимался этим, приятным для меня, делом с особенным одушевлением. 23-го ч. получил я письмо из Москвы от А.П. Ушаковой. Она писала от 21-го числа: „На днях был у меня старик – келейник Преосвящ. Викторина. Господи! какие скорби перенёс этот человек на своей кафедре 1703 в Каменец-Подольске. Владыка заболел 14-го утром, в субботу. В понедельник 16-го Преосвященный Викарий совершил наверху в его церкви обедню и пособоровал Владыку, а 21-го он скончался и погребён в соборе под алтарём. 15-го, видя, как плохо было Владыке, старик-келейник спросил его, не прикажет ли он дать знать Ивану Дмитриевичу 1704 , его брату? Преосвященный посмотрел на своего старика и горько заплакал, отвернулся к стене, потом, собрав силы, сказал: „и сами схороните, как знаете“. Это были последние слова, которые он мог сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из дел академического правления видно, что наставники Академии каждый год представляли через конференцию митрополиту краткие записки о том, что «прочитано ими студентам» 550 . Кроме того, митрополит Филарет нередко требовал для просмотра и самые тетради лекций. 5-го августа 551 архим. Алексий Ржаницын , ректор М. Д. Академии, писал А. В-чу: «Записки ваши и прочих я утащил из Москвы. Владыка все собирался их смотреть, но ничего не смотрел, а я, во избежание чего-либо нового, почел за лучшее, ни говоря ни слова, увезти их, куда следует». Из писем другого ректора, Филарета, видно, что он давал советы А. В-чу как излагать свои мысли в записках, как вести беседу с митрополитом на экзаменах, которые в то время были экзаменами не только для студентов, но и для самих профессоров. «Мне кажется, – писал ректор Филарет А. В-чу, – что если ваш опыт на беду составлен будет вовсе не по его мыслям, то вы тем вызовете его на бой открытый и без нужды растрогаете его вспыльчивый характер. Надобно наперед узнать его мысли. Тогда, если эти мысли не совсем будут верны, можно сначала слегка сказать о их неверности; или лучше, не говоря прямо о их неверности, выставить свой план, и когда он, заметив несходство его со своим, будет настаивать на преимуществе своего, то можно слегка сказать кое-что в свою защиту. Но заметьте, надобно говорить только слегка. Не надобно силой настаивать. Это сочтут за упорство, за действие своеволия – и сочтут, может быть, справедливо. Тогда (чего сохрани Бог) и хорошее не назовут хорошим. Зачем же перед ним и настаивать на своем? Я и после могу сделать то же, что теперь защищаю слегка, когда т.е. мысль моя свята. И меня никто не укорит за это. Я поступаю по убеждению совести» 552 . Письмо не датировано, но, судя по содержанию, написано незадолго до известного разговора между митрополитом и А. В-м, бывшего на публичном экзамене и записанного в дневнике под 2 июля 1837 г. Советы и указания друга-ректора не предотвратили «открытого боя». Передавать этой беседы мы не будем. Она подтверждает ту мысль, что контроль митрополита над профессорами и их деятельностью был очень строгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Конечно, я всегда интересовалась и продолжаю интересоваться современной иконописью, течениями современной иконописи, творчеством конкретных иконописцев. И дипломная работа моя в институте, кстати, была на тему современной иконописи. Его до сих пор можно найти в Интернете, хотя я сама перечитывать боюсь – мне кажется, там много наивного, детского. Потом я стала осторожнее в оценках, ведь они часто бывают субъективными, личностными. То, что мне не нравится сегодня, может заинтересовать меня завтра. – Вы говорите про перезагрузку. А в какие моменты она наступает? – Если перезагрузка не наступает по моей инициативе, значит, она наступит, но уже по инициативе Сверху. Вроде все хорошо, дети растут, ты работаешь, а потом – вдруг какие-то неприятности. Или у детей, или по работе в мастерской, или кризис среднего возраста. Тебе нужно остановиться, подумать, многое переосмысливать. Перезагрузка бывает важна и в том, что касается веры Перезагрузка бывает важна и в том, что касается веры. В свое время мне было сложно ее обрести, я долго шла к ней, и когда обрела – была большая радость. Потом долгое время я относилась к этому формально: есть вера – и слава Богу. А потом поняла, что веру можно потерять, и нужны собственные усилия, чтобы удержать её, особенно в наш материалистический век. Даже в нашей церковной жизни важно переосмыслять свое отношение к обрядам. Было время, когда казалось, что у нас слишком много обрядности, какие-то большие молитвенные правила, а главное же – что в сердце. А потом пришло понимание, что всё неслучайно, и форма очень поддерживает содержание, и все традиции нашей Церкви – важны, помогают. Те же молитвенные правила, если не произносить их формально, питают душу. Роспись Казанского храма в Мещерском 2019 г.      Сейчас перезагрузка у меня происходит именно в творчестве. Вообще, очень важно всю жизнь ощущать себя учеником, постоянно учиться и – не бояться пробовать что-то новое. Несмотря на то, что мы очень зависим от заказчиков, от сроков, если ты не пытаешься к каждой работе подойти по-новому, с новой стороны, то она не получается. Мне очень нравятся строчки псалма «…новую песнь воспою Тебе» (Пс. 143, 9), так даже называлась наша выставка. Новизна в нашей работе должна быть всегда, не обязательно в плане формы, но – в подходах.

http://pravoslavie.ru/140041.html

В подтверждение своей мысли он согласился держать пари, что сейчас же ночью пойдет по лаврской стене к каличьей башне, по внутренней лестнице ее поднимется на вершину и спокойно возвратится к товарищам. В доказательство точного исполнения принятой им на себя задачи, он поставит данный ему стакан на той самой балке, где по легенде произошло самоубийство. Пари состоялось и смельчак его выиграл, но вернулся в номер бледным, как полотно, и трясущимся, как в лихорадке. Придя в себя, он откровенно рассказывал об испытанном им невыразимом ужасе и должен был сознаться, что человек иногда бывает не в силах преодолеть невольный страх, хотя бы и пред плодами своего собственного воображения. В своей общественной жизни академическая корпорация не ограничивалась одним лишь профессорским кружком, но поддерживала близкое знакомство прежде всего, конечно, с преподавательским персоналом соседней Вифанской семинарии, а затем и с некоторыми представителями посадского общества, каковыми были напр. городничий, по фамилии кажется Бибиков, врач И. М. Высоцкий, состоявший на службе, между прочим, и в академии, и аптекарь Иверсен. У Высоцкого и Иверсена, которые жили в собственных домах и в просторных с большими залами квартирах, изредка бывали очень многолюдные собрания с танцами, конечно под звуки фортепиано. На больших званых вечерах у профессоров почетными гостями бывали и ректора академии, из которых особенною общительностью отличался архимандрит Алексий (Ржаницын) , быв- ший впоследствии архиепископом Тверским. Ректорские посещения бывали обыкновенно в начале вечера и до отъезда почетного гостя, зеленые столы не раскрывались. После больших и особенно торжественных собраний, куда академические дамы отправлялись в своих наилучших костюмах, было, конечно, весьма неудобно возвращаться домой, ночью способом пешего хождения, а, между тем, извозчиков тогда в посаде совершенно не было и существовали только возившие в Москву и обратно ямщицкие тарантасы и тройки, которые для внутреннего посадского употребления не выезжали.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Когда исполнилась мера неправд наших, и когда во всей полноте открылось, что надлежит ожидать наказаний и смерти, когда приспело время, в которое Бог, по беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей, предположил явить, наконец, Свою благодать и силу: тогда Он не возненавидел нас, не отверг, не воспомянул наших беззаконий, но Сам с долготерпением сносил грехи наши; Сам предал Сына Своего на искупление нас, Святаго за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных. Ибо, что другое могло прикрыть грехи наши, как не Его праведность? Кто другой мог оправдать нас беззаконных и нечестивых, кроме одного Сына Божия ( ν μνω τ ι το Θεο)? О сладостное изменение! О непостижимое строительство! О неожиданные благодеяния! Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников» 62 . Иисус Христос есть равный Отцу Раздаятель даров и Мздовоздаятель Св. Поликарп в заключении послания к Филиппийцам писал: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос да устроит вас в вере и истине, и во всякой кротости и незлобии, и в терпении, и великодушии, снисходительности и целомудрии; и даст вам жребий и часть между святыми Своими, и нам с вами, и всем в поднебесной верующим в Господа нашего Иисуса Христа и во Отца Его» 63 . Хотя раздаяние даров благодатных собственно относится к Духу Святому ( 1Кор. 12:1–13 ): но, по теснейшему внутреннему единению Лиц Божеских, принадлежит и Отцу и Сыну. Подобно сему и действие творения, собственно относящееся к Сыну, принадлежит и Отцу и Духу. Иисус Христос и прославляется, как Лице Божеское, купно со Отцом и Духом Св. Климент в первом послании к Коринфянам не однократно воссылал славословие Господу Иисусу Христу, подобающее единому Богу. Так: «Все сие (части вселенной) содержит в согласии и мире великий Создатель и Владыка всего и всему благотворит, а наипаче нам, которые прибыли к милосердию Его чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и величие во веки веков. Аминь» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Подобает и ересем быти в вас, да искуснии явлени бывают в вас ( 2Кор. 11:19 ); – прилично повторить сии слова Апостола при представлении той борьбы, какую должны были выдержать предстоятели Церкви, защищая библейское учение о Божестве Иисуса Христа всею силою богопросвещенного разума, против лжеучителей, распространявших уничижительные мнения о лице Господа нашего Иисуса Христа. Истина в сей борьбе не только ничего не потерпела, но явилась в новой ясности и с твердостью проповедана в Символе вселенской Церкви. Кто не приметит, что словами Символа о Христе: «Единосущный Отцу», со всею точностью определяется смысл наименования Его в Св. Писании Сыном Божиим и с особенною силою выражается то, что Христос есть в собственном смысле Сын Божий, одного и того же Божеского естества с Богом Отцом? Кто не приметит, что словами: несотворенный, но рожденный от Отца прежде всех век, – исключается всякая уничижительная и недостойная Сына Божия мысль о происхождении Его от Бога Отца, подобном происхождению от Бога существ сотворенных и, напротив, в полном свете представляется учение Св. Писания о Божеском, безначальном, вечном рождении Его от Отца, по каковому рождению Он так же есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец? Кто не приметит, что в словах, прибавленных для изъяснения непостижимого рождения Сына Божия от Бога Отца: Света от Света, на основании Св. Писания ( 1Ин. 1:5 ; слич. Ин. 1:4 и 5; Евр. 1:3 ), показывается, что как Бог Отец, так и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества? Кто не приметит, что в словах: Бог истинный от Бога истиннаго, ясно подтверждается то, что Иисус Христос называется в Св. Писании Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец? В словах: Имже вся быша, заключается указание на Божескую силу Иисуса Христа, явленную в сотворении мира; а в наименовании Его Господом, особенно когда примем в соображение дело искупления, последний суд и вечное царство Его, в последующих членах Символа Веры изображенные, – нельзя не видеть указаний на Его Божескую промыслительную силу. В том, что Он, наравне с Богом Отцом и с Богом Духом Святым, представляется таким Лицом, в Которое должно веровать, как в Бога истинного, утверждается учение о Божеском прославлении, Ему подобающем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Подобное настроение разделялось многими, а московский митрополит оказался в меньшинстве. Ректору Московской духовной академии архимандриту Алексию Ржаницыну он писал: «В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше молиться». Муравьеву, уже торжествовавшему победу над неверными, Филарет отвечал: «Вы очень решительно предсказываете падение Турецкой империи, и ей это, конечно, неприятно; да и нам надлежало бы не торжествовать заранее, а подумать, каков будет день Господень…» Адресаты митрополита лишь улыбались стариковской осторожности. Однако несчастная восточная война, начатая Николаем Павловичем в самодовольном ослеплении, шла крайне неудачно. Когда британский и французский экспедиционные корпуса высадились в Евпатории, а британская эскадра приблизилась к Финскому заливу, грозя обстрелом из дальнобойных орудий, император начал прозревать. Русского флота в Черном море вскоре не стало. Солдаты, которых он любил, гибли сотнями; генералы, которым он доверял, отступали перед противником день за днем,» пока не утвердились в Севастополе, ставшем главным бастионом русской армии. Император сделал ужаснувшее его открытие: твердыня, за которую он принимал свою империю, оказалась трухой. Следовало создавать новую опору, но уже недоставало сил. Весь Петербург ездил в Петергоф смотреть на английскую эскадру. И он тоже смотрел в подзорную трубу на вражеские корабли, оказавшиеся у порога его дома, и никак не мог понять: как такое могло случиться? Вернее, мог, но боялся признаться себе, что сам стал виновником назревающей катастрофы. Севастополь, как прожорливая прорва, перемалывал русскую армию. В январе 1855 года Николай Павлович ездил на все проводы новых полков. Он не изменил своему обыкновению одеваться легко, и неудивительно, что сильно простыл, началось воспаление легких. На уговоры врачей остаться во дворце и полечиться император отвечал отказом. Он сильно изменился внешне: похудел так, что опал раздражавший его живот, лицо осунулось, и только величественная поступь и тяжелый взгляд остались прежними.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/6/

Толкователь Священного Писания не пользовался, однако, нашим уважением как профессор, хотя его любили как инспектора. Он был не строг; можно было даже обезоруживать его начальническое неудовольствие средством, впрочем, оригинальным — рассмешив его. У нас находился даже специалист для этого. Как бы ни велика была шалость, но если в ней с другими участвовал Павел Воскресенский, все сойдет с рук. Воскресенский брал иногда на себя вину в проступке, которого даже не совершал. Но пойдет к инспектору, начнет резонировать, даже запанибрата усовещивать, как-де не стыдно на пустяки обращать внимание; притворным видом простодушия заставит хохотать инспектора, вызвав на разговор, и дело выигрывалось. Но в науке Алексий был слаб. Ходило предание, что местом в списке магистров и первоначальным ходом учебной службы он обязан был, во-первых, своему монашеству, а во-вторых, тому обстоятельству, что он оказался как бы крестником великой княгини (Марии Николаевны). Ее высочество пожелала видеть обряд пострижения; тут как раз подоспело разрешение студенту Руфину Ржаницыну принять иночество; пострижение его с переименованием в Алексия и совершилось в присутствии великой княгини. Сколь, однако, велики были его познания, о том может дать понятие следующий случай, заставивший ребят много смеяться. Зашла речь о том, что в Ветхом Завете открываются намеки на троичность Лиц в Божестве. На это указывает, сказал один из бойких учеников, между прочим, слово лицо, которое по-еврейски употребительно только во множественном числе: паним. «Да, да, — подтвердил, закусывая ус по своему обыкновению, профессор, истолкователь Священного Писания, он же инспектор, — ка-ним — лицо, каним». Бедный не расслыхал и обнаружил незнание такого слова, которое встречается на второй же строке Библии. Ректора Иосифа, напротив, и уважали, и любили, и боялись, хотя высокой учености тоже не предполагали в нем; да ее и не было у него; он не имел и магистерской степени. Про себя ребята даже шутили над ним, пересмеивали его, но в самом смехе сохраняли почтительное уважение. Смеялись над его святою простотой, над чистотой его понятий, которая казалась комическою среди окружающей грубости и растления, но в душе тем глубже пред ней преклонялись.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Что касается первой половины предположения, то, умалчивая о том, сколь не уместно сие сравнение, повторим только сказанное против вымыслов такого рода Василием Великим : «подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно 16 . Последняя же половина этого странного предположения падает сама собою при том свидетельстве, какое дает нам сведущий в древностях Евреев и знаменитый между исследователями священного еврейского языка – Абен-эзра. В своем толковании на книгу Бытия он говорит, что это предположение слишком произвольно и не имеет для себя основания ни в обычаях народа, ни в свойстве языка еврейского 17 . Усилия подтверждать это предположение другими местами Писания: Быт. 29:27 , Иов. 18:3 остаются напрасными. Ибо в первом из указанных мест Лават, обещая Иакову младшую из своих дочерей – Рахиль после старшей Лии, говорит как глава семейства и даже указывает на обычай страны – не выдавать в замужество младших дочерей ранее старших (ст. 26). А во втором Валдад Савхейский начинает речь к Иову также не от одного собственного лица, но и от лица спутников своих. Эта мысль подтверждается тем, что и прежде, как спутники Валдада, так и он сам, уже прекословили Иову сообща (гл. 8). Потому слово умолчахом (гл. 18:3) следует понимать так: не вдруг нашлись отвечать Иову на его слова, в гл. 16 и 17 записанные. Напротив, надобно заметить, что в Бытописании Моисея слова о царях, или слова самих царей о себе (Авимелеха, Фараона и др.) везде представляются в единственном числе. Бесчисленны места, где и о самом Боге говорится также в единственном числе. По другому предположению, которого держится и Абен-эзра, и многие другие из Иудейских раввинов 18 , слова совещания Божия у Бытописателя относятся к Ангелам – участникам совета Божия. Свое предположение Иудействующие подтверждают другими местами Писания, где представляется некоторое совещание Бога с Ангелами ( 3Цар. 22:20 ), ( Иов. 1:6, 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Повидимому, случайным делом была перепись, производившаяся по всей, подвластной римскому кесарю, вселенной, именно тогда, как оканчивались для Пресвятой Девы дни чревоношения. Но и сие дело свободы человеческой, зависевшее от римского Августа, высшей волей Мироправителя употреблено в средство к исполнению вечных предначертаний о Спасителе мира. Суждено Спасителю родиться в одном из беднейших и ничтожных городов иудейских, и именно, по пророчествам, как отрасли Давида, Ему надлежало родиться в Вифлееме, – граде Давидова рода ( Мих.5:2 ; 2Цар.7:12–19 ; Ис.11:1–5 .). Между тем, Иосиф, которому обручена была Дева Мария, которому поручена была в охранение чревоносящая Дева, имел собственное жилище в галилейском Назарете. Время оканчивалось: что же будет? Изыде во дни те повеление от кесаря Августа написати вселенную ( Лк.2:1 ). Повеление Августа приводит в движение все народонаселение иудейское. Всем надлежало вписываться по коленам, племенам и родам, каждому в своем праотеческом городе. Иосиф и обрученная ему Мария, как происходившие от рода и дома Давидова, должны были, не взирая ни на какие неудобства, непременно идти в город Давидов, – Вифлеем и вписаться. В бытность же их там, исполнились дни чревоношения Девы Марии, – и родился Христос в Вифлееме! – Возблагоговеем пред судьбами Верховной Премудрости; и научимся отсюда, поверять судьбу свою Господу, промышляющему о нас и тогда, когда скрываются от нас, в потоке дел человеческих, следы Его промыслительных действий. Суждено Спасителю, для заглаждения гордости, обуявшей человечество изначала, явить Себя, с самого вступления в мир, смиренным, приемлющим образ раба ( Фил.2:7 ). И что же видим? По случаю переписи, при самом рождении, Он действительно вписан в число подвластных Августу: – Царь мира по Божеству Своему, – Он вписан в число подданных римского кесаря; царственная отрасль Давида по воспринятому человечеству, – Он вписан наряду с последним из рабов иудейского народа, порабощенного язычнику. Можно-ли нам, христиане, равнодушно взирать на сию поразительную черту самоуничижения Того, пред именем Коего преклоняется всяко колено небесных и земных, и преисподних? ( Филип.2:10 .). И неужели это не довольно сильно напоминает христианам, чтобы, не занимаясь слишком много своими земными родословиями, все, каждый по мере дарования Божия, деятельным служением Богу и ближним, стремились к почести вышнего звания ( Филип.3:14 ). Принадлежащие, по происхождению и законам общежития, к званию рабов, посмотрите, с утешением для себя на то, что и сам Единородный Сын Божий, пришедший в мир наш, не да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою ( Мк.10:45 ), благоволил принять на Себя зрак раба. Притомляющиеся власти и пренебрегающие подчиненность, получите, из сего же примера Спасителя, неизбежное, строгое обличение; а все верные слуги Царя Небесного и Царя земного, – высокое одобрение и подкрепление. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010