• Понуждение (той же помещицей) пить собственную мочу, есть как собственный, так и приносимый кал, протухшие яйца 599 • Сажание обнаженными на лед или в снег 600 • Катание на льду или по снегу без всякой одежды 601 • Принуждение (тою же помещицей девочки Синклитикии – таково имя одной из страстотерпиц) есть кирпич, бумагу, кости, битое стекло (от чего та и умерла) 602 • Обливание на морозе холодной водой (той же девочки) • Принуждение (другой девочки) есть свою наполовину обрезанную косу 603 • Натравливание волчицы на крестьянок 604 Зверь жил на дворе этой же помещицы. • Истязание за то, что «у крестьянки шла кровь из ран, нанесенных волчицей» 605 • Кормление селедками (причем пить не давали) 606 • Привязывание (малолетних) к столбу на куче навоза 607 • Втыкание в тело булавок (собственноручно помещицей) 608 • «Казнь индюками» 609 Наказание ужасное. Помещица приказывала раздевать девушек донага, связывать по рукам и ногам, покрывать простыней, обсыпать рожью и выпускать на них целое стадо индеек. В результате все тело в синяках, а иногда и в крови. Кричали «благим матом». «Девку, – передавала одна из приговоренных, – положат на траву перед окнами, а сами сидят у себя в кресле и чай кушают...» • Битье (собственноручно помещицей) утюгом, сучковатыми палками, вальком, причем жертва ставилась в это время на колени на дрань или тесницы, в которых были набиты гвозди 610 • Обваривание кипятком 611 Это тоже «дамская история». Главное действующее лицо – супруга пензенского жандармского полковника. • Вывертывание рук «на станке» 612 • Тыкание острыми концами ножниц (барыней своих горничных) 613 • Выщипывание бороды «волосок к волоску» 614 • Закапывание живьем в землю 615 9. Юродство. Оно явилось углублением и исполнением на деле известных слов божественного Павла ( 1Кор. 4, 10 ). Юродство явилось очень рано, и первый по времени человек, начавший спасаться этим труднейшим подвигом, была женщина, блаженная Исидора, монахиня в Тавеннисийском монастыре, основанном сестрою св. Пахомия Великого 616 Из Египта оно распространилось и по другим странам 617

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«О постановлениях киновитян» в 12 книгах и «Собеседования египетских подвижников» (24 собеседования), в которых преподобный запечатлел для соотечественников драгоценные подробности быта и обычаев Египетских и палестинских монахов. Далее к древнейшим и важнейшим нашим источникам следует отнести: 5 . Житие прп. Саввы Освященного, содержащее ценные сведения о монашеском богослужении 5–6 веков. 6 . Жития прпп. Орсисия и Феодора (учеников прп. Пахомия), прпп. Харитона, Евфимия Вел. и др. палестинских подвижников. 7 . Прп. Орсися аввы Тавеннисийского «Учение об устроении монашеского жительства» (репринт М. «Русск.хронограф», 1994). 8 . Повествование нач. 6 в. о посещении блаж. Иоанном Мосхом  и свт. Софронием аввы Нила Синайского (из рукописи Ватиканской библиотеки BHG, 1438 w.). 9 . Патерики: «Лавсаик» Палладия Еленопольского (репринт М. 1992); «Жизнью пустынных отцов» пресвитера Руфина (Св. Троицк. Сергиева Лавра 1898 г.); «Апофтегмы (Изречения египетских отцов», СПб, 1993) или «Древний патерик (М, 1991), »Луг духовный» Иоанна Мосха  и др. 10 . Иерусалимский канонарь (изданный прот. К. Кекелидзе), т.н. ктиторские типиконы, лекционарии и т. п. материалы. 2. Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий Напомню, что согласно современным представлениям феномен монашества возник в начале 4 века одновременно и независимо в Египте, Сирии и Палестине. Со стороны внешней это была реакция ревнителей веры на обмирщение Церкви, вдруг ставшей государственной. Со стороны же внутренней это была опытная проверка (на себе) становящейся (в эпоху Вселенских Соборов) христианской догматики, антропологии и пневматологии. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Здесь монашество возникло в 3-х своих основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается прп. Антоний Великий († 356 г.), который ок. 300 г. основал на горе Колизме (правильнее: Кульзум) движение анахоретов. Его ученики (прп. Павел Простой, прп. Исаак, прп. Сисой и др.) селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Образцом для анахоретов стала жизнь самого Антония, прекрасно описанная его младшим другом и епископом Афанасием Великим (см. «Творения», т. III, стр. 178–250). Свт. Афанасий создал бессмертную вещь, которая породила целую эпоху аскетического героизма и вызвала бесчисленное множество подражаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @11737@ Подпись к иллюстрации: Прп. Евпраксия Тавеннисийская, младшая Размер файла: 79.77 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 27.01.2015 20:26:44 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/11737.html

38. Брат спросил авву Иосифа: что мне делать? я не могу переносить скорбей, ни работать, ни подавать милостыню. - Старец отвечал ему: если ничего из этого ты не можешь исполнить, - по крайней мере храни совесть свою в отношении к ближнему, удаляйся от всякого зла, - и спасешься; ибо Бог требует души безгрешной. 39. Авва Исидор сказал: если подвизаетесь как должно, - не гордитесь тем, что поститесь, если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. 40. Еще сказал: ученики должны и любить своих наставников, как отцев, и бояться, как начальников. Ни любовь не должна изгонять страха, ни страх не должен погашать любви. 41. Еще говорил: если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему. 42. Авва Исаак Фивейский говорил братиям: не носите сюда детей; ибо от детей опустело в Скиту пять церквей. 43. Авва Лонгин спрашивал авву Лукия о трех помыслах, говоря: хочу я странничать? - Старец отвечал ему: если не будешь удерживать языка своего, - не будешь странником, куда бы ты не пошел; но здесь удерживай язык свой и будешь странник. - Потом спрашивал его: хочу поститься по два дня? - Авва Лукий отвечает: пророк Исайя сказал: аще слячеши, яко серпъ, выю твою... ниже тако наречете пост приятенъ. (58, 5), - лучше обуздывай свои худые помыслы. - Авва Лонгин спрашивал в третий раз: хочу бежать от людей? - Старец отвечал: если прежде не научишься жить хорошо с людьми; то и в уединении не можешь жить хорошо. 44. Авва Макарий пришел однажды к авве Пахомию Тавеннисийскому. Последний спросил авву Макария: есть братия не подчиняющиеся порядку, - хорошо ли наказывать их? - Авва Макарий отвечал: наказывай и суди по правде подвластных тебе; а из посторонних не суди никого, ибо сказано в Писании: не внутренних ли вы судите? Внешних же Бог судит (1 Кор. 5, 12. 13). 45. Брат спросил авву Макария: как спастись? - старец отвечал ему: будь как мертвый: подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе, - и спасешься. 46. Авва Макарий сказал: если мы будем помнить о зле, наносимом нам людьми, то в нас ослабеет памятование о Боге; если же будем помнить о зле, наносимом демонами, то избавимся от их уязвления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Оставив город, мы отправились в путь и, когда прибыли в свой город, Аполлонид спросил меня, где находится учитель мой. Я сказал ему, что игемон, заковав его в двойные узы, посадил его в темницу. Услышав это, Аполлонид и в дом не пошел, и к игемону не отправился, и ни о ком из знакомых своих не завел речи, но повел меня к темнице. Когда он постучал, страж отпер темницу и поклонился ему в ноги, узнав в нем Аполлонида. Вошедши в темницу, Аполлонид, когда увидал Иоанна, пал лицом на землю. Иоанн поднял его и сказал: «Сын! Да благословит тебя Бог»! Аполлонид тотчас снял c Иоанна узы и сказал темничному стражу: «Если игемон скажет тебе что-нибудь и спросит, зачем ты распутал его, скажи ему: приходил Аполлонид и распутал его». И повел он нас в дом свой. Там были отец, мать и братья его, плакавшие об отсутствии Аполлонида. Когда они увидели его, то все встали от радости и, обняв его со слезами, облобызали его. И сказал отец: «Что сделалось с тобою, сын, что ты убежал из дома моего и оставил такой плач мне и матери, и братьям»? Аполлонид отвечал: «Дом наш полон был греха и злодейств, когда вошел в него возлюбленный Богу апостол Христов Иоанн, мы не знали, кто он, и кто послал его, не знали, от Бога ли был посланный, или от противника злобного. Случилось, однако, что я, когда оставил его, еще до возвращения своего узнал от других, кто он был, и кто послал его». Услышав это, Мирон поверил сыну своему и сказал: «Сын мой! Если это так, то пойдем к игемону и сообщим ему об этом; ибо он с моего ведома посадил Иоанна в темницу». Аполлонид сказал: «Не беспокойся об этом, наилучший отец; я уже освободил Иоанна; игемон – зять твой и желает того, чего только мы пожелаем». И ввел Аполлонид Иоанна и, обратившись к нему, сказал: «Скажи нам, наилучший учитель, какое-нибудь полезное для нас слово, чрез которое мы получили бы от тебя свет вечный». Иоанн сказал: «Я желаю, чтобы ты сначала рассказал нам, как ты оставил дом этот и перенесся в другой город». Тогда Аполлонид начал рассказывать о причине бегства своего так: «Ни отцу, ни матери неизвестно, что, назад тому много уже лет, когда я спал на постели, кто-то пришел ко мне и потревожил меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VIII. Об Аполлоне 53 В Фиваиде, в пределах Гермополя 54 , мы увидели другого святого человека по имени Аполлон. В этом городе когда-то жил Спаситель с Марией и Иосифом, исполняя пророчество Исаии, говорящего: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские» ( Ис.19:1 ) и падут на землю. Мы видели там языческое святилище [τν ναν], в котором все идолы пали на землю, когда Спаситель вошел в город. Мы видели этого мужа, наставника пятисот монахов: он имел монастырь 55 под горой. Он прославился в Фиваиде великими подвигами, и Господь совершал через него множество чудес и знамений. Ибо с детства он показывал большое воздержание [πολλν σκησιν] и к старости сподобился великой благодати: восьмидесятилетним старцем он основал большой монастырь, в котором жили пятьсот совершенных мужей, и почти все они могли творить чудеса. Пятнадцатилетним отроком Аполлон оставил мир и провел сорок лет в пустыне, строго упражняясь во всякой добродетели. И вот, ему показалось, что он слышит глас Божий, говорящий ему: «Аполлон, Аполлон, через тебя Я погублю 56 мудрость мудрецов египетских и разум разумных язычников отвергну» ( 1Кор.1:19 ; Ис.29:14 ). Для Меня ты погубишь вместе с ними вавилонских мудрецов и обличишь служение демонам. А теперь иди к селениям [ες τν οκουμνην]: от тебя произойдет Мне народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 )». Отшельник ответил: «Господи, отыми от меня тщеславие, чтобы не лишиться мне благой части, возгордившись перед братией». И вновь сказал ему Божественный глас: «Коснись шеи рукой и то, что схватишь, зарой в песок». Аполлон быстро дотронулся до шеи, схватил маленького эфиопа и зарыл его в песок, причем тот кричал: «Я – бес гордыни». И вновь ему был глас: «Иди и все, что ты попросишь у Бога, получишь». И услышав это, он тотчас устремился к селениям. Это случилось во время правления тирана Юлиана 57 , и живет он в ближней пустыне до сих пор. Поселившись в маленькой пещере под горой, он оставался там, совершая лишь одно: каждый день он возносил молитвы Богу, преклоняя колена сто раз ночью и столько же раз днем. В то время, как и прежде, пища для него появлялась чудесным образом от Бога: ангел приносил ему еду в пустыню. Одеждой отшельнику служил левитон 58 , который некоторые называют коловий, голову он покрывал небольшим лентием 59 , причем всё это сохранялось у него в пустыне, никогда не ветшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В доме Мирона стали печалиться о том, что Аполлонид пропал без вести. Вскоре Аполлонид прислал Мирону письмо, в котором извещал, что Иоанн есть волхв, что он чародейством своим выгнал его из дома и возвратиться он не может, пока Иоанн не будет погублен. Мирон, прочитав письмо, побежал к зятю своему, игемону, и сообщил о содержании письма. Игемон приказал схватить Иоанна и бросить на съедение зверям. Иоанн же просил игемона потерпеть немного, пока он пошлет ученика своего к Аполлониду, обещая возвратить его домой. Игемон дозволил послать ученика, а самого Иоанна заковал в цепи и посадил в темницу. Прохор пошел к Аполлониду с Иоанновым письмом, в котором написано было так: «Я, Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, духу-прорицателю, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца и Сына и Святого Духа выйти из создания Божия и никогда не входить в него, и не быть даже на острове сем, а быть в безводных местах, а не в человеках». Когда Прохор пришел с письмом к Аполлониду, тотчас же бес вышел из него. Аполлонид пришел в себя, как будто пробудился от сна, и пошел вместе с Прохором. Возвратившись в город, он не сразу пришел домой, но сначала прибежал в темницу и, припадая к ногам Иаонна, благодарил его за то, что он освободил его от нечистого духа. Родители, братья и родственники Аполлонида, узнав о возвращении его, тотчас собрались к нему; все радовались его возвращению, и апостол Иоанн Богослов был освобожден из темницы. Аполлонид рассказывал о себе так: «Много лет тому назад, когда я спал крепким сном, какой-то человек, ставши на левой стороне моей постели, разбудил меня. Разбудивший меня был весьма черный собою, чернее угля, глаза его блистали, как горящие свечи, и я затрепетал от страха. Он сказал мне: «Открой уста твои». Я открыл, и он вошел в меня, и чрево мое стало полное ; с того времени он стал мне открывать о добре и зле и о всем, что случается в людях. Когда апостол Христов Иоанн вошел в дом наш, тогда сидящий во мне нечистый дух сказал: «Аполлонид, чтобы не умереть тебе, беги отсюда, этот человек волхв и хочет тебя умертвить», я и убежал в другой город. Когда я подумывал возвратиться, дух нечистый говорил мне: «Если Иоанн не умрет, ты не можешь жить в своем доме». Но когда я увидал пришедшего Прохора, нечистый дух мгновенно вышел из меня таким же образом, как и прежде вошел во чрево мое; мне стало легко и я не чувствовал у себя тягости, рассудок мой просветлел и на душе стало радостно». Услышав это, все поклонились святому апостолу Иоанну Богослову. Святой апостол начал учить их, они уверовали во Христа, и он окрестил их.

http://sueverie.net/rasskazy-s-nazidanie...

2Мак.4:20 итак, им посланы эти деньги в жертву Геркулесу от имени посылавшего, а принесшими они обращены на устройство гребных судов. Благодаря неточности перевода и, быть может, описке и самого автора книги, мысль в этом стихе лишена всякого смысла. Вместо πεμψεν (послал, а не посланы, как переводит русский текст), некоторые кодексы имеют επεσεν (от ππτω), что всю эту мысль видоизменяет так: «итак, ради пославшего, это пошло (пало, зачислилось) не на жертву Геркулесу, а ради принесших – на устроение гребных судов…» 2Мак.4:21 Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет по случаю восшествия на престол царя Птоломея Филометора, Антиох заподозрил его враждебным себе и начал стараться обезопасить себя против него; посему, отправившись в Иоппию, он пришел в Иерусалим. «Аполлоний сын Менесфея», в отличие от Аполлония сын Фрасея (III: 5, 7 ; IV: 4), может быть – тот самый Аполлоний, который сопровождал снаряженное Антиохом Епифаном посольство в Рим (Лив. XLII, 6). – «По случаю восшествия на престол царя Птоломея Филометора…», δια τα πρωτοκλσια…, слав.: «торжества ради восприятия престола…» Птоломей Филометор и до того времени был царем, но ввиду малолетства состоял под опекою своей матери Клеопатры, а по ее смерти, – вельмож Евлея и Ленея. Описываемое восприятие престола было торжественным празднованием совершеннолетия и самостоятельного вступления в управление государством (в 14 год жизни этого царя – 173 г. до Р. Х.). – «Заподозрил его враждебным себе…», μετελαβν Αντοχος αλλτριον αυτν τν ατου γεγονναι πραγμτων…, точнее слав.: «возмнев Антиох чужда его быти своих вещей», т. е. заподозрив его враждебность своим интересам, озаботился о своей безопасности – κατ αυτν ασφαλεας εφρντιζεν (грубо и нескладно русский текст: «начал стараться обезопасить себя против него…»). Птоломей действительно мечтал о восстановлении оторванной от монархии Лагов при Антиохе III провинции Келе-Сирийской со включением Палестины и Финикии, отданной некогда в приданое за его матерью, и по этому поводу затеял и войну (ср. Полив. XXVII, 17). – Эту-то вражду себе заметив, Антиох и предпринимает свои путешествия – сначала в Иоппию, важный приморский город, чтобы здесь принять меры к его защите, а отсюда и в Иерусалим, чтобы установить расположение этого главного Иудейского города к своему правлению и обеспечить себе его верность. Отсюда Антиох идет в Финикию, очевидно, с тою же целью, с какою шел и в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аполлоний сказал ему: " Да помилует тебя Господь и да не поставит тебе в грех того, что ты сказал " . Услышав сие, музыкант (которого звали Филимоном), поражен был до глубины души словами Аполлония. Тотчас он отправился в судилище, предстал пред судиею и сказал ему при народе: " Несправедливо поступаешь ты, судия, наказывая благочестивых и невинных мужей. Христиане ничего худого не делают и не говорят они даже благословляют врагов своих " . Слушая его, судия сначала подумал, что он притворяется и шутит, но, видя, что он не перестает то же говорить, сказал ему: " Ты, верно, лишился ума " . " Несправедливый судия! отвечал тот. Я не безумный, я христианин " . Тогда судия вместе с народом старался склонить его на свою сторону различными ласками, но, видя его непреклонным, подверг всякого рода мучениям. Судия, велевший схватить и всячески поносивший Аполлония, мучил его, как обманщика. Но Аполлоний сказал ему: " Я желал бы, чтобы ты, судия, и все присутствующие здесь последовали мне в моем заблуждении " . Как скоро он сказал это, судия велел его и Филимона бросить в огонь в глазах всего народа. Когда оба они были в огне и судия еще оставался на месте, блаженный Аполлоний воззвал к Богу в слух всего народа и судии: " Не предаждь, Господи, зверем души, исповедующияся Тебе (ср.: Пс. 73, 19), но явно покажи нам Себя " . И вот сошло облако, подобное росе, и светлое, покрыло сих мужей и угасило огонь. Удивленные судия и народ воскликнули: " Один Бог, христианский! " . Но какой-то злонамеренный человек уведомил об этом градоначальника александрийского. Этот, выбрав грубых и жестоких чиновников и стражей, послал их привести связанными судию и Филимона. С ними повели и Аполлония и некоторых других исповедников. Во время пути снизошла на Аполлония благодать, и он начал учить воинов. Когда и эти, умилившись, уверовали в Спасителя, то все они вместе явились в судилище узниками. Градоначальник, посмотрев на них и видя их непоколебимость в вере, велел бросить всех их в глубину морскую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

Блаженный Иоанн сказал: «Я всегда почитаю Его бессмертным и возвещаю о Нем тем, кто хочет вести трезвую жизнь». Игемон сказал: «Не нужны нам эти многие, изрекаемые тобою баснословия, ибо тебе велено оставить эту проповедь. Возврати-ка ты Аполлонида в город этот здоровым и отдай его семейству его». Иоанн сказал: «Проповеди, которою занимаюсь, я не могу оставить; ибо за нее ожидаю в награду вечное спасение, уготованное мне в конце труда моего, которое воздаст мне возлюбленный мною, в которого я уверовал, учитель мой Иисус Христос , благословенный во веки. Что касается любимца твоего Аполлонида, то я не сознаю, чтобы сделал ему что-нибудь из взносимого тобою на меня. Но если позволишь, я пошлю за ним ученика своего, и он приведет его к тебе, а тот, если имеет что-нибудь против нас, пусть обвинит нас пред тобою». Игемон согласился на это, а Иоанна между тем приказал держать закованным в двойные узы. Иоанн сказал игемону: «Позволь мне сначала написать письмо к Аполлониду, а потом заключи меня в узы». Игемон позволил, и Иоанн написал письмо такого содержания: «Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Бога живого, прорицательному духу, живущему в Аполлониде. Повелеваю тебе именем Отца и Сына и Святого Духа выйти из создания Божия, и впредь не входить в него, и не жить на этом острове, но удалиться в безводное место, где не живет ни одного человека. Это повелеваю тебе я, Иоанн, именем святой Троицы». Я, Прохор, взял это письмо и отправился в город, где находился Аполлонид. Он был на расстоянии шестидесяти миль. Вошедши в город, я начал отыскивать Аполлонида, а когда нашел его, то, как только пришел к нему, нечистый дух вышел из него. Когда нечистый дух вышел, Аполлонид немедленно пришел в себя и, понимая и сознавая, как человек, сказал мне: «Зачем пришел ты сюда, ученик благостнейшего учителя»? Я отвечал: «Чтобы возвратить тебе смысл и привести тебя к игемону родных твоих, и в дом твой, и к возлюбленнейшему отцу твоему». Аполлонид тотчас приказал готовить лошадей и велел мне сесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010