Писатели газет, иронизируя по поводу «уютных мифологем» о древних временах, когда люди были благочестивее, а пища вкуснее , на ходу создают мифологемы иные: среди иноков тогда, как и всегда, процветали ссоры, воровство, пренебрежение к больным и конфликты с властью, но зато царила демократия и все высшие церковные должности были выборными. («НГ-религии»). Известный контингент, обозначаемый как «обновленчество», более чем дружественный по отношению к староверам, католикам, протестантам и иудаистам, категорически не приемлет монашество, правда, именно русское: Тэзе и прочие иноземные кущи приверженцы православия с человеческим лицом охотно посещают и воспевают. Другие ищут и не находят высокой духовности: «монашество потеряло обетование, в нем нет данных нам обещаний самой Пресвятой Троицей» . Звучит критика в адрес Синода, благословляющего открытие новых и новых обителей: зачем так много, если уже открытые так несовершенны; лучше меньше, да лучше, говаривал незабвенный вождь мирового пролетариата, а задолго до него – императрица Екатерина, которая из самых здравых соображений перетасовала излишек иночествующих и добилась почти полного истребления монастырей . По той же логике в интересах качества следует ограничить и заключение браков – слишком уж много неудачных. Мир да не предписывает закон делу Божию, сказано святителем Филаретом Московским . Сейчас на территории России насчитывается более четырехсот монастырей – но ни один, за исключением Троице-Сергиевой Лавры, не достиг двадцатилетнего возраста; не корректно ожидать от них триумфальных достижений, тем более выносить приговоры: монашество приходит в упадок… монашеский дух катастрофически падает . Падение предполагает утраченную высоту; не ясно, от какой планки отсчитывать, какое монашество ценить за критерий – египетское? палестинское? византийское? афонское? древнерусское? наше дореволюционное? В истории случались разные ситуации; возьмем феномен Тавеннисийских обителей: они процветали, количественно и качественно, при жизни основателя, великого Пахомия, а затем пришли в оскудение, которое означало конкретно упадок Тавениссийских обителей; монашество продолжало сиять и благоухать, но в иных местах.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Данные, заключающиеся в известиях коптского жития о происхождении первой биографии Пахомия, приводят нас к совершенно другим заключениям. Уже самое название «братья» в устах коптов, всегда презрительно и недоверчиво относившихся к иностранцам, 57 должно указывать на авторство коптов. Далее, Феодор свою речь о необходимости почтить память Пахомия держал в Певоу и здесь же, а не в доме иностранцев, находившемся в Тавенниси, появилось первое житие Пахомия, как показывают слова его к братьям, сказанные в том же Певоу: «запомните и пр.». И, наконец, – самое важное, – авторы первого жития были постоянными переводчиками, прислуживавшие Федору в его непрерывных сношениях с приходящими из чужих стран людьми. Разговоры Феодора с —68— пришельцами, конечно, но могли ограничиваться одной передачей событий из жизни Пахомия; они, без сомнения, касались самых интимных сторон религиозной и нравственной жизни приходящих, затрагивали глубочайшие тайники человеческого сердца, и сопровождались со стороны Феодора соответствующими наставлениями, почерпнутыми из практики ежедневного обихода, обсуждением их мыслей и дел, как это было обычным приемом у Пахомия. 58 Доверить эти интимные беседы чужестранцу-переводчику ни Пахомий, ни Феодор физически не могли и должны были пользоваться для этих специфически-монашеских целей своими коптскими, братьями-переводчиками. Никто не спорит, что изучать греческий язык тавеннисийские монахи не имели особых побуждений, но нельзя же представлять себе коптов людьми не способными ни к какому умственному развитию, – хотя бы в той мере, чтобы ознакомиться с иностранным языком. И действительно мы видим, что еще до прихода Феодора александрийского с греческой братией среди коптов находились люди, знавшие греческий язык. 59 Уже пример самого основателя киновитства Пахомия, на старости лет изучившего греческий язык, необходимо должен был вызвать подражание среди наиболее даровитых коптов, особенно в виду всё увеличившегося наплыва иностранцев, вызывавшего нужду в переводчиках. Эта нужда нигде так сильно не чувствовалось, как в Певоу, месте постоянного жительства Феодора, – в целях объяснения с иностранцами, – и потому неудивительно, что копты, братья-переводчики, изучившие греческий язык, постоянно жили здесь, в Певоу, при Феодоре, часто слушали рассказы его о Пахомии и оказались способными написать такую жизнь его, которая заслужила одобрение самого Феодора. Таким образом, вся совокупность исторических обстоятельств свидетельствуем в пользу коптских данных. Первое житие Пахомия написано было коптами, братьями-переводчиками, помогавшими Феодору в его сношениях с иностранцами, и под его непосредственным руководством, на том языке, на каком говорил Феодор и все пахомиевские обители.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разговоры Феодора с пришельцами, конечно, не могли ограничиваться одной передачей событий из жизни Пахомия; они, без сомнения, касались самых интимных сторон релипозной и нравственной жизни приходящих, затрагивали глубочайшие тайники человеческого сердца, и сопровождались со стороны Феодора соответствующими наставлениями, почерпнутыми из практики ежедневнаго обихода, обсуждением их мыслей, и дел, как это было обычным приемом Пахомия 49 . Доверить эти интимные беседы чужестранцу-переводчику ни Пахомий, ни Феодор физически не могли и должны были, пользоваться для этих спеццфически-монашеских целей своими коптскими, братьями-переводчиками. Никто не спорит, что изучать греческий язык тавеннисийские монахи не имели особых побуждений, но нельзя же представлять себе коптов людьми не способными ни к какому умственному развитию, – хотя бы в той мере, чтобы ознакомиться с иностранным языком. И, действительно, мы видим, что еще до прихода Феодора александрийского с греческой братией среди коптов находились люди, знавшие греческий язык 50 . Уже пример самого основателя киновитства Пахомия, на старости лет изучившего греческий язык, необходимо должен был вызвать подражение среди наиболее даровитых коптов, особенно в виду все увеличивавшегося наплыва иностранцев, вызывавшего нужду в переводчиках. Эта нужда нигде так сильно не чувствовалось, как в Певоу, месте постоянного жительства Феодора, – в целях объяснения с иностранцами, – и потому неудивительно, что копты, братья-переводчики, изучившие греческий язык, постоянно жили здесь, в Певоу, при Феодоре, часто слушали расказы его о Пахомии и оказались способными написать такую жизнь его, которая заслужила одобрение самого Феодора. Таким образом, вся совокупность исторических обстоятельств свидетельствует в пользу коптских данных. Первое житие Пахомия написано было коптами, братьями-переводчиками, помогавшими Феодору в его сношениях с иностранцами, и под его непосредственным руководством, на том языке, на каком говорил Феодор и все пахомиевские обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ο γρ σφαλς τος μετ τατα τ παρ’ μν τν ψελλιζντων κα διωτν στι γρμματα. Итак, автор дозволяет своим адресатам прочитать историю – если угодно – даже несколько раз но обязывает их по прочтении немедленно возвратить ему рукопись и не только не давать ее списывать никому другому, но даже и себе не оставлять с нее копии. Ясно, что эта история не предназначалась тогда автором к изданию в свет: это сочинение в строгом смысле конфиденциальное. И это вполне понятно и из nn., приведенных выше, и особенно из nn. 74 [ниже пред прим. 16]. 80 77. 75. 76 67. 68. 69. 54. 30«. На вопрос: как же однако это сочинение появилось в рукописях? мне представляются возможными четыре ответа. Располагаю их в восходящем порядке от возможного к наиболее вероятному,  α) Наступило время, когда сам автор признал более ненужною печать конфиденциальности,  β) Воля его не была уважена его читателями: тайком они сняли с истории копию.  γ) Изумительная память – не совсем редкое явление в древнем человеке – сохранила прочитанную несколько раз историю почти сполна; диктат и составил – так сказать – ee edimio princeps, korдa ее автор уже скончался,  δ) Рукопись-оригинал не была уничтожена автором, найдена по смерти его и издана в свет. – Все эти ответы нисколько не препятствуют признать автором истории самого Афанасия в. непосредственно; ответ  γ проще всего объясняет преобладание третьего лица («он», «Афанасий») над первым («мы»). – Но читая последние выше выписанные строки, крайне трудно допустить, что это говорит Афанасий в.: чем-то напускным отзывается это самоуничижение великого писателя слова о воплощении, слов против ариан, апологии к имп. Констанцию; такой ли автор в праве назвать себя    ψελλζων κα διτης!? – Для радикального устранения этой трудности я рискнул-бы выставить одну гипотезу (для оправдания ее у меня нет достаточных в моих глазах данных; но и подорвать ее научно едва ли будет легко для кого бы то ни было) На каком языке писал Афанасий в. свою «историю»)? Что, если на коптском? Сношения его с монахами тавеннисийской конгрегации (Феодором) бесспорны; в побуждениях – ознакомиться с единственным общепонятным в Фиваиде языком конечно не было недостатка для того, кто и желал и умел всем быть вся; как человек высокодаровитый, Афанасий в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Хотя оно и именуется «посланием», но, по сути дела, является (в плане жанра) чем-то средним между житием, похвалой («энкоми-ем») и «монашеской историей», сближаясь во многом с «Житием преподобного Антония» (с ним Аммон, скорее всего, был знаком) и « " Лавсаик " ом». Как писатель, Аммон, будучи несомненно высокообразованным человеком, обладал и ярко выраженным литературным талантом . Поэтому его сочинение можно признать одним из шедевров древнемонашеской письменности.    Сам преп. Пахомий также оставил после себя литературное наследие . В первую очередь следует назвать его «Послания»; сборник их (11 писем) был переведен на латинский язык в начале V в. блаж. Иеронимом, а в новое время открыты еще коптский оригинал этих посланий и перевод их на греческий язык (и тот, и другой сохранились в неполном виде). Однако использование особой тайнописи в данных письмах, расшифровать которую в настоящее время не сумел ни один исследователь, очень затрудняет понимание их. Если исходить из доступной для понимания части этих сочинений, то они создают впечатление и пастырских увещаний, и чисто деловых писем, посвященных конкретным вопросам иноческого жития. Кроме того, от преп. Пахомия дошло еще два «Наставления» на коптском языке и несколько-фрагментов. Наконец, ему же приписываются и известные «Правила», которые блаж. Иероним в 404 г.    перевел на латинский язык. Данный перевод представляет наиболее полный текст этого памятника, хотя в новейшее время обнаружены фрагменты коптского оригинала и греческого перевода его. Дошедший до нас вариант «Правил» является скорее всего поздней компиляцией, хотя и восходящей в основе своей к самому преподобному — но выделить в ней изначальный субстрат не. представляется возможным. Ближайшие ученики и сподвижники тавеннисийского аввы — преп. Орсисий и преп. Феодор Освященный — также оставили после себя достаточно большое количество творений. Выдающимся произведением первого можно считать «Книгу отца нашего Орсисия, которую он, умирая, передал братиям как завещание». Сохранилась «Книга» опять же в латинском переводе блаж. Иеронима, и подлинность ее стоит вне всякого срмнения. Значение этого выдающегося памятника состоит в том, что в нем запечатлелся сам живой дух и дыхание пахомиевского иночества, и прежде всего — глубинная укорененность его в Священном Писании. Кроме того, от преп. Орсисия дошли еще на коптском языке семь «Наставлений» (последнее не признается исследователями подлинным), четыре «Послания» и два небольших фрагмента.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВПРАКСИЯ ТАВЕННИСИЙСКАЯ, МЛАДШАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евпраксия Тавеннисийская, младшая Евпраксия Тавеннисийская, Тавенская, младшая (+ 413 ), преподобная Память 25 июля Дочь константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон занимал должность сенатора (по лат. версии жития, наместника Ликии ). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Рано овдовев, Евпраксия старшая, обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить осиротевшую Евпраксию. Когда девочке исполнилось пять лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Однако вскоре Евпраксия старшая вместе с дочерью покинула Константинополь и направилась в Египет , в район Нижней Фиваиды, где у нее были обширные владения. Во время паломничества с матерью по окрестным монастырям Евпраксия, которой не исполнилось и семи лет, пожелала остаться в одном из них, расположенном недалеко от Фив. Несмотря на то что мать и игумения монастыря Феодула противились такому решению из-за малолетства девочки, она настояла на своем. Вскоре Евпраксия умерла, и ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства нищим. Через некоторое время после кончины матери Евпраксия получила из столицы письмо, в котором ей напоминали об обручении с сыном сенатора (в византийских синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) говорится, что жених Евпраксии умер еще до того, как она приняла постриг). В ответ Евпраксия написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать монастырь. Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

http://drevo-info.ru/articles/1824.html

Когда этот выбор Аввы отдали на его волю, он назначил им Петрония. Петроний в свою очередь, кончаясь, собрал Авв монастырей и тоже спрашивал их, кого хотят иметь общим главою, и когда все отдали этот выбор на его волю, он назначил им Орсисия. Орсисий, когда решился отказаться от управления, тоже созвал всех Авв и предложил им вместо себя Феодора Освященного. — Из этого видим, что было в планах Учреждения Тавеннисиотского многомонастырского братства, — иметь одного главного над всеми обителями Авву, что после Богом назначенного на это преп. Пахомия, прочие должны были быть избираемы Аввами монастырей, которые могли, однако же, право свое передавать отходящему главному Авве, покорно принимая делаемое им назначение» . Таким образом, согласно интерпретации св. Феофана, авва Тавеннисийского общежития избирался братством, либо по просьбе братства указывался предыдущим Аввой, но никоим образом не назначался властью епископа со стороны. Об отношении епископа к избранию аввы Тавеннисийского общежития и его роли мы можем узнать из другого эпизода Жития Пахомия, который содержится в Vita prima, 120. Там повествуется о том, что когда святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (в ведении которого находились Египетские монастыри) пришёл в Павау (Παβα), он спросил монахов: «Как себя чувствует авва Пахомий?» Монахи не ответили, но заплакали. Из этого Афанасий понял, что Пахомий почил. «И говорит им: “Не плачьте, все вы такие же [добродетельные], как и авва Пахомий. Я уверяю вас, что авва Пахомий совершил великое дело, что собрал столько братьев, и сейчас он идёт путём апостолов… Скажите мне, кого он сделал своим преемником?”Монахи отвечают: “аввуПетрония. А когда тот умер — авву Орсисия”. И говорит Афанасий:“Не называйте его Орсисий, но израильтянин, потому что Антоний сказал: скажите епископу Афанасию, вот как говорит Антоний: Защищай детей израильтянина”» .Из двух приведённых отрывков можно сделать два важных вывода: 1) авва учреждённого преп. Пахомием Тавеннисийского общежития избирался монахами этого общежития, 2) епископ Александрийский подтверждал это избрание и считал своей обязанностью защищать «детей израильтянина», то есть монахов общежития, управляемого их отцом (аввой).

http://pravoslavie.ru/55435.html

Святой Пахомий имел обыкновение собирать братию по воскресеньям для своих наставлений. И вот в один из таких вечеров он вдруг неожиданно предоставил слово Феодору. Повинуясь учителю, Феодор стал говорить то, что внушал ему Господь, а святой Пахомий с братией стоя слушали. Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. В конце собрания святой Пахомий заявил, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в своей гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни. После этого поставил Феодора строителем Тавеннисийского монастыря (ок. 336 г.) и назначил своим заместителем в управлении Кинонией. Преуспев в смирении и полном отречении от собственной воли, Феодор продолжал быть послушным учеником и совершенствоваться в наставлении братий. Его слово, обращенное к ним, всегда было проникнуто любовью, а его милосердие помогало преодолевать все слабости. После ежедневных трудов он отправлялся в Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам. Когда по наказу святого Пахомия он посещал монастыри Кинонии, братия всегда принимали его с большой радостью, ибо Господь наградил его даром утешения, а святой Пахомий так говорил о нем: «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель». Вот почему через некоторое время святой Пахомий отозвал его из Тавеннисийского монастыря и привлек к духовному управлению всем сообществом Фиваидских монастырей. Теперь именно святой Феодор принимал иноков во все обители и удалял недостойных и неисправимых. Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал и себя подобному же наказанию, дабы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам. Однажды святой Пахомий занемог, и к Феодору пришли монахи просить его стать преемником в случае смерти святого отца. Пахомий, выздоровев, потребовал у каждого полного отчета в своих мыслях. Феодор откровенно признался, что под давлением братий принял их предложение стать его преемником. Тогда Пахомий лишил его всякого начальства над иноками и отправил в уединенное место, где Феодор пребывал несколько лет, проливая слезы и каясь в грехе гордыни. Незадолго до своей смерти Пахомий восстановил его во всех правах, объявив братии, что наложенное испытание продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь, благодаря смиренному покаянию, которое тот проявил.

http://pravoslavie.ru/61830.html

Согласно монастырским правилам, все сестры носили на своих головах монашеский куколь. Исидора же, юродствуя, покрывалась какой-то старой тряпкой. Никогда она не ела за общим столом, а питалась только объедками, остававшимися после трапезы сестер. Воду же она пила ту, в которой мыла горшки и котлы. Так Исидора прожила в монастыре много лет, скрывая под видом юродства свою святую жизнь. Однако не напрасно сказано в Евангелии, что не может укрыться от людей город, стоящий на верху горы. Вот и Исидора хотя и скрывала долгие годы свое богатство, но не смогла утаить его от людей, и ее высокая жизнь обнаружилась. Произошло это следующим образом. Недалеко от места, где жила Исидора, подвизался один святой старец по имени Питирим. Однажды ему стали приходить на ум горделивые мысли, что он угодил Богу больше других и достиг уже высот добродетели. И вот ему явился Ангел Господень и сказал: «Напрасно ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным. Иди в Тавеннисийский монастырь, и там ты найдешь женщину, добродетельную больше тебя и угодившую Богу больше, чем ты. Ибо, живя среди сестер и всегда служа им с любовью, она находится в презрении у всех, и, однако же, несмотря на это, никогда она своим сердцем и своим умом не отлучается от Бога». Ангел указал и примету, по которой Питирим сможет узнать святую, сказав, что голова ее вместо куколя покрыта тряпкой. После этого Ангел стал невидим, и Питирим, сотворив молитву, решил тотчас отправиться в Тавеннисийский монастырь, чтобы увидеть угодницу Божию. Придя туда, преподобный попросил собрать к нему всех сестер. Когда они собрались, Питирим, не видя среди них той, о которой говорил ему Ангел, спросил: «Все ли монахини здесь?» «Мы все здесь», – отвечали сестры. «Посмотрите внимательно, – сказал им старец, – может быть, какая-то сестра отсутствует». «Нет, мы все здесь, – повторили монахини, – нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата». «Приведите ее сюда, ибо ради нее я и пришел к вам», – сказал старец. Сестры пошли в поварню, но Исидора, зная по дару прозорливости о бывшем старцу откровении, не хотела с ними идти. Тогда они взяли и привели ее силой. Питирим, увидев ее и поняв, что это та самая жена, о которой говорил ему Ангел, пал к ее ногам со словами: «Благослови меня, честная мать!» Но Исидора сама упала перед ним и сказала: «Ты меня благослови, честный отче!» Сестры же, увидев это, весьма изумились и сказали старцу: «Что ты делаешь, святой отец, ведь сестра эта – бесноватая и помешанная?» «Я думаю, наоборот, что вы все помешанные, – отвечал Питирим, – ибо она угодила Богу более и меня, и всех вас, и я буду молить Господа, чтобы Он сподобил меня в день Судный одной с ней участи». Услышав это, сестры испугались и смутились, потому что поняли, что долгие годы обижали и оскорбляли святую угодницу Божию. Они стали исповедовать Питириму многие свои грехи, совершенные против Исидоры. Старец же, исповедав их и побеседовав с ними, удалился в то место, где он подвизался.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВПРАКСИЯ ТАВЕННИСИЙСКАЯ, СТАРШАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евпраксия Тавенисская, Тавенская, Старшая (+ 393 ), преподобная . Мать преподобной Евпраксии, девы Тавеннисийской Память 12 января Была супругой благочестивого сенатора Антигона, который состоял в родстве с императором Феодосием Великим (379-395). Овдовев, святая Евпраксия целиком отдалась служению Господу. Обойдя многие иноческие обители и оставив в них щедрые подаяния, преподобная пришла в Тавеннисийский монастырь , где игуменией была преподобная Феодула, славившаяся строгостью правил. Глубоко тронутая чистотой жизни инокинь, преподобная Евпраксия стала часто бывать в этой обители и всегда привозила с собой свою дочь Евпраксию , которой тогда было менее семи лет. Добродетели и молитвы родителей призвали на отроковицу особую благодать Божию, и она со столь юных лет пожелала посвятить себя Богу. К великой радости матери, игумения Феодула оставила маленькую Евпраксию в обители и благословила ее принять иноческий постриг. Сама преподобная Евпраксия продолжала дела щедрого милосердия, усилив пост и молитву. Игумения Феодула, обладавшая даром прозорливости, возвестила ей о скорой кончине. Узнав о близости своего отшествия, преподобная Евпраксия благодарила Господа за Его великую милость к ней. Она простилась с сестрами ее обители и с дочерью, дав ей последнее напутствие: " Люби Господа Иисуса с трепетом благоговения; уважай сестер своих; не смей никогда думать, что они ниже тебя и могут служить тебе; будь нищей в мыслях своих, чтобы пользоваться сокровищами духовными " . Через три дня святая предала свою душу Господу (+ 393 ) и была погребена в обители, где продолжала свой нелегкий подвиг ее дочь. Использованные материалы Редакция текста от: 27.01.2015 21:03:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8627.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010