Равно и Церковь Грузинская, и св. православные храмы здешние по временам подвергались многим благоприятным и неблагоприятным временам и местным влияниям и обстоятельствам. Бывали здесь времена созидания и обновления, процветания и благоукрашения святых храмов Божиих; но, к несчастию и сожалению, нередко бывали времена падения и разрушения, обнищания и разорения тех же св. храмов. Некоторые из них лежат и доселе в развалинах и запустении, без службы Божественной, без чтения и пения церковного, а многие или вновь воздвигнуты, или возобновлены и благоукрашены в разное время, при различных обстоятельствах и разных местных правителях и деятелях. Таковы замечательные, досточтимые и приснопамятные храмы: Тифлисский Сионский, Мцхетский и Самтаврский, Цилканский, Зедазенский и два Метехских, Анчисхатский и Кашветский, Урбнисский, Эртацмандский и Атенский, Дидубский и Марткобский, Ахтальский и Бодбийский, Алавердский, Гремский и Ацхурский, Хирский-Шуамтинский и Шиомгвимский, Иоанно-Крестительский и Давидгареджийский и многие другие. Вот и я, смиренный и недостойный, в оканчивающееся двадцатипятилетие служения моего в архиерейском сане и почти шестнадцатилетнее служение Грузинской Церкви и стране, сподобившийся освятить много храмов в местах прежнего моего служения, сподобился и здесь, в Иверии, и особенно в Тифлисе, освятить церкви и в некоторых учебных заведениях, и в греческих подворьях, и храмы Троицкий, Александро-Невский и Мтацминдский св. Давида, и, с помощию Божиею, надеюсь в непродолжительном времени освятить и церковь св. великомученицы Варвары. И в нынешнем же году, в истекшем месяце я имел великое утешение и радование отслужить в недавно обновленном и освященном храме св. Креста на высокой горе против Мцхета, за рекою Арагвою, при слиянии ее с рекою Курою. В храме сем, сколько известно по преданию и истории, много веков не совершалось Божественной литургии. Чудное и восхитительное место занимает сей св. храм, и великолепное зрелище представляется от него на горы и долины Мцхетские, Авчальские и Сагурамские. Да и сам храм сей представляет великолепную и восхитительную картину – и своею замечательною высотою, возносящеюся к небу, и своею седою древностию. Первым он поразил мой взор при первом моем въезде и приближении к Мцхету и Тифлису, и первою и заветною моею думою тогда же сделалась забота и мысль о его возможном обновлении. Сердечное и умиленное благодарение при первом же служении воздал я Господу Богу, сподобившему меня и других делателей при малых средствах совершить немалое дело обновления и благоукрашения сего св. храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЧИЙСКИЙ СПАС [Анчисхатский Спас; груз. ], Нерукотворный образ Спасителя - одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети ( Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской» (Цит. по: Микеладзе. С. 92). Анчийский Спас. VI–VIII (?) в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Анчийский Спас. VI–VIII (?) в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Чудотворная икона (105 ´ 71 ´ 4,6 см без киота) заключена в средник разновременного (XII, XIV, XVII-XIX вв.) оклада-триптиха, оставляющего видимым только лик Спасителя, Его древнее энкаустическое изображение, близкое по стилистическим признакам к сир. живописи, датируется не позднее VII-VIII вв. Икона поновлялась в 1-й четв. XIX в., тогда же был исполнен серебряный чеканный оклад. Однако на нем Иисус Христос представлен не в изводе, характерном для изображения Нерукотворного Образа Спасителя, а как Господь Вседержитель. Ш. Я. Амиранашвили , описавший икону в 1929 г. после снятия оклада, отметил сильную поврежденность красочного слоя и неясность мн. деталей иконографии и стиля. Ученый датировал первоначальное изображение VI-VII вв., а поздний живописный слой - XVII в. Установление исходной иконографии древней иконы строится на свидетельстве еп. Анчийского Иоанна, заказавшего в кон. XII в., при св. царице Тамаре , золотое чеканное обрамление для чудотворного Нерукотворного образа Спасителя, исполненное Бекой Опизари . На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и св. Иоанна Предтечи, к-рые должны были составить вместе с иконой Спасителя деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как «Нерукотворный Образ», «Образ Воплощения», «Лик Божий» и «Эдесский Образ».

http://pravenc.ru/text/75560.html

. IV, 27. PG, IV, 86, 2745—2748. . Позже, в самой Едессе, начиная с 843 г., праздник этот совпадал с Торжеством Православия. . Деяния Вселенских Соборов, т. 7; там же. Манси, XIII, 169 и 190. См.: Грабар А. Панский Спас//Семинариум Кондаковианум. Прага, 1930, с.24. Мы говорим здесь лишь об иконах, литургически празднуемых Церковью, Но исторические источники упоминают несколько икон Нерукотворного Спаса, которые играли в VI и VII вв. большую роль, в частности в византийско-персидской войне. Некоторые из них заменяли знаменитый лабарум (см.: Грабар А. Византийское иконоборчество. Париж, 1957, с.ЗО и далее). В настоящее время в Грузии существует икона, называемая Анчисхатский Спас. Она написана энкаустической техникой и восходит к VII веку (см : Амиранашвили А. История грузинского искусства. М., 1950, с. 126) . В XV веке появилась легенда о св. Веронике, которую изображают держащей плат с отпечатанным на нем ликом Спасителя Легенда о св. Веронике существует в нескольких версиях Наиболее известна из них та, которая обычно изображается в «крестном пути», изобретенном францисканскими монахами (4-я остановка): когда Спасителя вели на Голгофу, женщина по имени Вероника якобы отерла пот с Его лика платом, на котором и отпечатался Его лик. (См статью П, Пердридзе//Семинариум Кондаковианум Прага, 1938, " т 5, с. 1—5) . См.: Лосский В. Нерукотворный Спас//Успенский Л., Лосский В. Смысл икон. Берн Олтен, 1952 (по-немецки и по-английски). . Чтения эти мы берем не из Минеи, а по указателю церковных ветхозаветных чтений в Библии, так как в Минее они приводятся в сокращении, и важные для нас места отсутствуют. . Шенборн X. фон. Икона Христова Богословские обоснования. Фрибург, 1976, с. 75. . Евсевий Кесарийский. Церковная история, кн. VII, гл. XVIII. . Отметим, что календарь Русской Церкви, в которой иконография Богоматери очень развита, насчитывает 260 Ее икон, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Вообще же, Сергиевская Минея (изд. 2-е, 1901, т. 1) насчитывает 700 наименований Ее икон.

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

1902 г. Церковно-грузинское пение в школах В день св. равноапостольной Нины, 14 января 1902 года, увенчались, наконец, желанным успехом усилия церковно-школьной инспекции поставить церковно-грузинское пение в школах Тифлиса на такую высоту, чтобы дети – школьники могли свободно петь всю литургию на грузинском языке. Как известно, обычай устраивать общешкольные празднества уже лет пять введен во внутренней России. В Грузинской епархии до последнего времени не было ничего подобного. Когда в прошлом учебном году 25 апреля впервые решено было собрать детей, учащихся в Тифлисских церковно-приходских школах, в Сионский собор и здесь общешкольным пением принять участие в архиерейском богослужении, многие посмотрели на это, как на новшество, а большинство, сочувствуя делу, все же пророчило полный неуспех этому делу. Действительность превзошла ожидания: и в день Преполовения, и в Духов день детские хоры отлично справились со своей задачей и пели не только сносно, но очень хорошо всю архиерейскую литургию, со всеми особенностями праздника. Пение было славяно-грузинское. В начале текущего учебного года окружной наблюдатель дал предписание учителям церковного пения в школах Тифлиса приготовить детей к пению литургии исключительно на грузинском языке. Обстоятельства не благоприятствовали успешному выполнению этого намерения: сам окружной наблюдатель все первое полугодие провел в беспрерывных разъездах, а по школам из четырех учителей пения в течение этого же полугодия два учителя переменились. И, несмотря на это, в знаменательный для древле-православной Грузии день 14 января, в память святой просветительницы Иверской земли, в Анчисхатском Тифлисском соборе дети-грузины на родном языке воспевали Божию службу, наполнив до краев древний величественный храм. Службу Божию совершал архимандрит Досифей в сослужении уездного наблюдателя школ о. Махатадзе и других иереев; дети пели чинно, стройно и, по отзыву слушателей, вся служба отличалась необыкновенным подъемом религиозного воодушевления и величественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

IV, 27. PG, IV, 86, 2745-2748. Позже, в самой Едессе, начиная с 843 г., праздник этот совпадал с Торжеством Православия. Деяния Вселенских Соборов, т. 7; там же. Манси, XIII, 169 и 190. См.: Грабар А. Панский Спас//Семинариум Кондаковианум. Прага, 1930, с.24. Мы говорим здесь лишь об иконах, литургически празднуемых Церковью, Но исторические источники упоминают несколько икон Нерукотворного Спаса, которые играли в VI и VII вв. большую роль, в частности в византийско-персидской войне. Некоторые из них заменяли знаменитый лабарум (см.: Грабар А. Византийское иконоборчество. Париж, 1957, с.ЗО и далее). В настоящее время в Грузии существует икона, называемая Анчисхатский Спас. Она написана энкаустической техникой и восходит к VII веку (см : Амиранашвили А. История грузинского искусства. М., 1950, с. 126) В XV веке появилась легенда о св. Веронике, которую изображают держащей плат с отпечатанным на нем ликом Спасителя Легенда о св. Веронике существует в нескольких версиях Наиболее известна из них та, которая обычно изображается в , изобретенном францисканскими монахами (4-я остановка): когда Спасителя вели на Голгофу, женщина по имени Вероника якобы отерла пот с Его лика платом, на котором и отпечатался Его лик. (См статью П, Пердридзе//Семинариум Кондаковианум Прага, 1938,т 5, с. 1-5) См.: Лосский В. Нерукотворный Спас//Успенский Л., Лосский В. Смысл икон. Берн Олтен, 1952 (по-немецки и по-английски). Чтения эти мы берем не из Минеи, а по указателю церковных ветхозаветных чтений в Библии, так как в Минее они приводятся в сокращении, и важные для нас места отсутствуют. Шенборн X. фон. Икона Христова Богословские обоснования. Фрибург, 1976, с. 75. Евсевий Кесарийский. Церковная история, кн. VII, гл. XVIII. Отметим, что календарь Русской Церкви, в которой иконография Богоматери очень развита, насчитывает 260 Ее икон, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Вообще же, Сергиевская Минея (изд. 2-е, 1901, т. 1) насчитывает 700 наименований Ее икон. Так, из древнейших изображений Умиления мы пока не знаем ни одного ранее X в. (образ в храме Токале Килиссе 963-969 г. См.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.-Л., 1947, с. 125). Что же касается Одигитрии, то известные нам древнейшие изображения этого типа восходят к VI в. (Евангелие Равулы. См.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1, с. 191-192.)

http://pravicon.com/text-20

Что же представилось нам из устья пещеры, во глубине расступившегося под нами ущелья? Сперва несколько виноградников, уступами сбегавших к подошве горы; потом, по мере того, как расширялась горная расселина, открылась часть города, обогнутая крутою дугой серебристой реки, как бы напряженною тетивою лука, готового выстрелить. Влажная дуга сия, блиставшая лучами солнца, простиралась от высоких тополей инженерного сада, где погребен последний магометанский царь Иессей, мимо монастыря армянского, где обитает нынешний патриарх Нерсес, до собора Анчисхатского, бывшего подворьем католикосов грузинских. Сколько воспоминаний на столь малом пространств! Тут и последнее бесчестие Грузии, в лиц её невольного отступника царя, зарытого в саду, вдали от гробов своих предков, которых вере он изменил. Тут и восточная обитель, главы духовной народа, некогда сильного, усеявшего остатками своих столиц, южные пределы наши. Тут же наконец, в обители православных католикосов, одна из величайших святынь Грузии, икона, по местному благочестивому преданию, напечатлевшаяся от прикосновения к подлиннику Эдесскому! Ближе к нам красовалась белая церковь Кашветская, стройным своим станом выходившая из прочей массы зданий. Живописная груда Азиатских и европейских домов, между коими тянулись, на подобие древнего римского водопровода, многочисленные арки караван-сарая, дополняли собою разнообразие своенравной картины; а вдали, позади раскинутого по высотам предместья Авлабарского, пустынное кладбище, неминуемая цель человеческой жизни, могильными своими камнями напоминало, чтобы не слишком увлекались взоры, красотами житейскими. Наступила масляница и начались увеселения, которых не было в течение целой зимы. Блистательный бал дан был князем наместником, и конечно лучшие балы северной столицы должны уступить ему по оригинальности, ибо тут соединились Азия и Европа, со всеми очарованиями поэтического Востока. Царевны и княжны грузинские, в их отечественной одежде, и армянские почетные дамы, владетельные и упраздненные ханы некоторых окрестных ханств, султаны от рода Гиреев Крымских, живущие между черкесами, и Уцмии, происходящие от халифов, беки татарские, напоминающие времена монголов, и дикие горцы, лезгины, осетины, чеченцы и кабардинцы, в своих воинственных нарядах, составляли пеструю, но величественную массу; они знаменовали собою присутствие наместника великого царя, которого держава, начинаясь от льдов океана, простиралась до внутренних пустынь Азии и небесной империи Китая. Нигде более, как в Тифлисе, в залах князя наместника, нельзя быть поражену, пышным разнообразием стольких племен, покорных манию одного владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но частые его сношения с миссионерами, от которых научился языку латинскому и старался заимствовать просвещение, возбудило против него подозрение духовенства. Царь Теймураз воспользовался сею молвой, чтобы удалить неприязненного ему католикоса, из династии Карталинской, и поставил на его место благочестивого старца Иосифа, который, однако, не хотел принять на себя титла верховного пастыря Грузии. Антоний удалился в Россию, и оправдавшись пред святейшим Синодом в нареканиях, против него возникших, получил в управление анархию Владимирскую; там еще более приобрел познаний духовных, но уже безукоризненных для своего православия. Царь Ираклий, по смерти отца, вызвал опять Антония и возвратил ему кафедру, ибо он всегда оставался с ним в дружественных сношениях. Рассказывают, что смиренный пастырь, желая убедить в своем православии паству и духовника, его подозревавшего, при первом торжественном служении, в присутствии его и самого царя, произнес громогласно символ веры , на великом выходе, с дискосом в руках. Потом, подошедши к непреклонному духовнику, во свидетельство своей правоты, стал пред ним на колени и всенародно умолял, оставить неправильное подозрение и дать ему целование мира; по упорный старик ни слова не отвечал владыке и даже отвернулся от него. Тогда Антоний, действуя уже как католикос, сам запретил ему священно служение и удалил его из Тифлиса; род сего священника почитается не благословенным и доселе. Собор Анчисхатский, у которого находилось подворье, празднует рождеству Богоматери, и был сооружен в VII веке, при царе Адарнасие, католикосом Вавилою, после которого на долго прекратился ряд первосвятителей Грузии. Он называется Анчисхатским, от древнего города Анчи, в области Ахалцихской, где во времена иконоборства сокрыт был образ Спасов, нерукотворенный по преданиям грузинским, привезенный из Греции. После завоевания области Атабеков турками, католикосы озаботились перенести святыню сию в Тифлис. По мнению благочестивых, священная икона, чудным образом, отпечатлелась на деке, как и Марткобская, от прикосновения к подлиннику; но лик больше обыкновенного образа человеческого и много пострадал от времени, так что не ясны черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

321)? . Хахульская икона могла быть исполнена только до 1154 года, и этой эпохе вполне отвечает вся чеканная работа, сама орнаментация. Дело в том, что грузинское происхождение всего складня удостоверяется рядом чеканных икон и окладов, доселе сохраняющихся в грузинских монастырях, того же типа в орнаментике и той же техники. Некоторые из этих произведений имеют надписи и даты, точно удостоверяющие, что работа исполнена была в Грузии. Так, оклад Цхароставского Евангелия, хранимого в том же монастыре, с изображениями в рельефе Распятия и Деисуса, окруженный прекрасным чеканным бордюром, сделан, по записи в рукописи, при царице Тамаре, то есть до 1212 года, а по надписи на самом окладе – рукою мастера Бека из монастыря Опиского, существовавшего в древности, в нынешней Батумской области. Той же работы и эпохи оклад Евангелия Бертского в Гелатском монастыре, украшенный также Распятием и Деисусом. Того же времени оклад (кроме среднего тябла) Анчисхатской иконы в Тифлисе, по надписи, времен Тамары 6 ), бывшие прежде в Джуматском монастыре большие оклады икон Архангелов Гавриила и Михаила (см. ниже) и относившиеся к концу XI века и множество других памятников Грузии. Их обилие, подкрепляемое рядом дать и указаний в надписях, вполне подтверждает, что чеканное мастерство в Грузии с конца XI века развилось до степени самобытного мастерства, господствовавшего во все XII и XIII столетия: образцы XIV века представляют уже упадок стиля и техники. При крайней схематичности рисунка фигур, орнаментика развивается здесь с особенною пышностью и блещет мастерством; после чекана мастер проходить нередко резцом все детали и отделывает сетчатые фоны и прелестные бордюры с видимою любовью. Большего совершенства работы нельзя встретить и в самой Византии. 10. Икона Спаса в Гелати 2 . Икона Спаса (рис. 10) 0,40 выш., 0,30 шир., живописная, с ликом Спаса древнего грузинского письма, белесовато-оливкового тона, с мелкою работою волос, с сильными пятнами румян, высокого благообразия в типе, представляет ныне разрушенный, но некогда высоко-изящный лик и роскошный образ. Замечательно, что тонкие листы золота всюду покрывают левкас; фигура Спаса разрушена, сохранился только лик, шея, красная одежда и благословляющая именословно Десница, на левой стороне четырехугольная золотая пластинка Евангелия с сапфиром и аметистом в гнездах. Поле закрыто золотым листом, тисненным тончайшими разводами винограда. Нимб Христа эмалевый, слегка выпуклый, шир. 0,03: по синему полю изумрудно–зеленые разводы с золотыми плодами по краям и красными почечками; рукава креста по белому фону чудно разделены пятью яхонтами среди изумрудной зелени. Той же тонкой работы одна дробница с надп. ХС, другой нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

de la G., I, 370). Он же, судя по надписи на башне при Убисской церкви в Шоропанском уезде, осмотренной во время этого путешествия, является, под годом 1141, при сыне Давиде Возобновителя Димитрия (1125–1154), строителем означенной Убисской церкви 7 . Чкондидели названы так от Чкондидского храма, ныне Мартвили, который был основан в одно время вместе с его епископскою кафедрою при абхазском царе Георгии II, умершем в 955 г. (Н. de la G., I, 278; II, I livr., 641), и с того времени они, при династии абхазо-карталинских царей, постоянно занимали самый высший пост после католикоса. Чкондидели именуется в письменных памятниках Грузии главою письмоводителей, первым докладчиком царя и ходатаем за вдов и сирот. Кроме того, Чкондидели Антоний, как показывает один акт Шио-Мгвимской пустыни за время царицы Тамары, титулуется протипертимосом; daprès Ducange, говорит покойный Броссе, περτμος etant un titre des métropolites, on voit par l que ce titulaire de Dchgondid ètait regardé comme le premier métropolites géorgines (Voyage archéol. I. Rapp., 45). 11. Ацхурская Икона Божией Матери в Гелати 3 . Икона Божией Матери, называемая Ацхурская, живописная, с Младенцем на левой руке, по образу Богородицы Одигитрии, в серебряном, чеканном и позолоченном окладе, нового письма и нового устроения, заключена в большой складень, с двумя покрывающими створками, в типе и манере иконы Анчисхатской (см. ниже). Вышина складня 1 м. 48 см, ширина 1,42 м. и среднее тябло в ширину 0,72. Складень крыт серебром и весь чеканен, но в разное время, а именно, судя по одной грузинской надписи, при имеретинском царе Георгии III (1605–1639), по другой, украшен серебряным окладом при царе Соломоне I (†1780) в 1774 году 8 . Но эта позднейшая часть складня есть только среднее тябло (кроме щипца), надпись на левой стороне и ниже изображение Богородицы с предстоящими и надписью внизу на правой створке. Напротив того, мелкие сцены на створках древнее всей остальной иконы и носят на себе характер лучшего времени, не позже XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Начало церковно-приходским школам в христианской церкви положено было в глубокой древности, когда существовали так называемые огласительные училища, на обязанности которых лежало предварительное научение истинам христианской религии лиц, желавших вступить в церковь . Древнейшею и самою знаменитою этого рода школою в христианстве была Александрийская школа, которая так дорожила названием огласительной, что удержала ого и в то время, когда сообщала своим воспитанникам уже высшее философское образование и вела борьбу с многоучеными представителями языческой философии. В православной Грузии церковно-приходские школы существовали с давних пор; помещались они обыкновенно в монастырях, при церквах, а то и в домах священников, при чем учителями в этих школах были монашествующие и лица белого духовенства, в некоторых же случаях обязанности учительства брали на себя жены и дочери священников. Известно, например, что такие школы при последнем грузинском царе Георгии XII состояли при церквах Сионской – (ныне кафедральный в Тифлисе собор), Анчисхатской, Метехской, Калоубанской, где обучавшихся мальчиков было более 400 душ. Венценосцы грузинские, в особенности же духовенство иверийское, всеми силами своими старались заводить их во всяком удобном месте и поддерживать существование их необходимыми средствами. Закон о церковно-приходских школах, с водворением русского правления на Кавказе, коснулся Грузии и её духовенства в широких размерах лишь в 1884 году. Замечательно и знаменательно то, что дарование этого закона последовало не в иное, как именно в то время, когда в одной европейской стране (Франции) Закон Божий изгонялся из школы и даже выносилась икона, в другой (Бельгии) из-за вопроса о необходимости преподавания в школах Закона Божия шла чуть не резня на улицах. Именно в виду особенно обострившегося и, можно сказать, рокового вопроса о направлении школ на Западе, России нужно было сказать свое веское слово, и оно с высоты престола и от собора высших священно-начальников сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008