Анчисхатскую икону передадут Грузинской Православной Церкви в ноябре (версия для печати)/Православие.Ru Анчисхатскую икону передадут Грузинской Православной Церкви в ноябре Православие.Ru , 1 октября 2004 г. Тбилиси, 30 сентября 2004 г. С комментариями по поводу требования прихожан Анчисхатской церкви вернуть в храм из Музея искусств одну из величайших и древнейших святынь Грузинской Православной Церкви – Анчисхатскую нерукотворную икону Спасителя – выступил пресс-секретарь Католикоса-Патриарха Илии II священник Михаил Ботковели. С просьбой вернуть нерукотворную икону Спасителя и другие иконы из Музея искусств Церкви Илия II обратился еще в 1996 году к тогдашнему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. С тех пор имели место неоднократные попытки убедить руководство музея искусств возвратить святыни, но все они оказались тщетными. " В настоящее время Анчисхатская нерукотворная икона Спасителя находится в плачевном состоянии, и её помещение в обычные условия вызовет коррозию, что подтверждают искусствоведы, – заявил о. Михаил агентству " Медиа-ньюс " , – поэтому мы воздерживаемся от категорических требований возврата иконы Церкви; у нас нет возможности обеспечить её сохранность. Но в соборе Святой Троицы, самом масштабном православном храме Закавказья, открытие которого запланировано на ноябрь, есть специальные хранилища и, возможно, икона будет помещена именно туда, как и другие иконы, находящиеся в Музее искусств " . Наряду с этой возможностью Католикос-Патриарх Илия II рассмотрит альтернативный проект прихожан Анчисхатской церкви, который предусматривает гарантии содержания иконы в специальных условиях в самой Анчисхатской церкви. По информации сайта http://geo.orthodoxy.ru, Анчисхатская базилика св. Марии была построена при наследнике основателя Тбилиси царя Вахтанга Горгасала – Дачи Уджармийском в VI в. Базиликальное здание выходит на современную улицу Шавтели, что в старой части Тбилиси. Нынешнее название церковь получила в XVII в., в честь перенесенной из Анчийского кафедрального собора иконы (Анчи находится в Кларджети – южной провинции Грузии того времени, ныне на территории Турции). " Анчис хати " в переводе – " Анчийская икона " . В более позднее время храм перестраивался, однако на западном фасаде храма можно увидеть высеченный из камня медальон с крестом, который сохранился от самой ранней части строения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

105 Подлинный рескрипт Государя Императора Наместнику Кавказскому, от 9 июня 1860 года. Дело экзаршей канцелярии, «Об учреждении Общества», 1 за 1858 г, стр. 190 и 192. 106 См. собственноручное письмо высокопреосвященного Евсевия Наместнику Кавказскому, князю Барятинскому, от 29 марта 1860 г. за 1611. Дело «Об учреждении Общества» л. 137–138. 107 Отношение Кавказского комитета на имя Наместника Кавказского от 21 сентября 1880 года за 1203. «Дело Общества», 1 за 1858 г., л. 246. 109 Дело Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1890 г., журнал от 20 февраля. 113 Смета доходов и расходов по Обществу восстановления православного христианства на Кавказе на 1900 год. 115 Смета расходов по Обществу восстановления православного христианства на Кавказе на 1900 год, лист 3 на обороте. 118 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского отделения, 99, 1895 г. «О присоединении сиро-халдейских жителей города Урмии к православию», л. 20–22. 122 В виду такого громадного количества у нас русских сектантов, в распоряжение экзарха Грузии назначены центральным управлением два миссионера – Левицкий и Обтемперанский. 123 О переселении раскольников см. «Грузинский Духовный Вестник» 1866 год, февраль, стр. 125–139. «Духовный Вестник Грузинского экзархата» 1901 год, 10, стр. 8–11 30–32. 127 Устав епархиального миссионерского духовно-просветительского братства в городе Тифлисе, § 1 и 2. 132 Д. П. Пурцеладзе. Грузинские церкви гуджары, стр. 40; А. С Хаханов. Очерки по истории грузинской словесности, вып. 3-й, стр. 331. 134 Дощечка эта хранится в ризнице Анчисхатского собора. Древности Анчисхатского собора, священник Пол. Карбелов, стр. 82–84. 138 Из трудов его наиболее известны следующие: Церковная история до X века (перев. с русск.). Духовный регламент; Богословие высокопреосвященного Платона, митрополита Московского; Нравоучительные книги императора Марка Аврелия; Царский наказ константинопольского диакона Агапита: как должно царствовать, писанный к императору Юстиниану; Словарь европейских достопамятных городов; Китайское нравоучение, История древних царств Ролленя; Толкование притчей Соломоновых; Послания Василия Великого ; Записки о грузинской истории; Проповеди на разные дни; Грамматика грузинская, напечатанная в городе Кременчуге, Полтавской губернии; О вере в вопросах и ответах и т.д. Краткая история грузинской церкви П. Иосселиани, стр. 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существовали школы и другого типа, именно миссионерские, специальною целью которых было подготовление опытных миссионеров для проповедания и утверждения Слова Божия между кавказскими горцами, совращавшимися под давлением различных неблагоприятных обстоятельств в мусульманство. Такая школа, как было уже выше замечено, существовала и действовала в Кахетии, в Некресской епархии, под непосредственным наблюдением и руководством самого епархиального архиерея, известного своим красноречием и глубокомыслием Амвросия Некресского 132 . По возвращении католикоса Антония I из России (1763 год) был созван собор при деятельном участии царя Ираклия и для улучшения учебного и церковно-административного дела в Грузии. На этом соборе выработаны руководительные начала для епископов и настоятелей монастырей и соборов, заведовавших школами 133 . Кроме этих школ, по программе своей, как это видно из изложенного, стоявших несравненно выше теперешних духовных училищ, в Грузии были даже в самое последнее время её независимого существования две духовные семинарии – Тифлисская и телавская, из коих первая уже при русском управлении продолжала действовать на пользу просвещения юношества в зданиях Анчисхатского Нерукотворенного Спаса собора. Анчисхатская семинария была открыта 1 января 1765 года. Над южною дверью её помещалась мраморная дощечка с церковно-грузинскою надписью: «Как страшно место сие! Это дом Божий и врата небесная» 134 . Семинарии анчисхатская и телавская, имевшие целью своею подготовку образованных молодых людей для занятия священнических мест, основаны были, как известно, знаменитым грузинским католикосом Антонием I. Преподавание в этих рассадниках духовного просвещения в духе святой православной церкви было поставлено по образцу схоластических школ Баумейстера 135 , но главным образом оно было принаровлено к программе Московской славяно-греко-латинской академии. Антоний I ввел в круг обязательных предметов грамматику, риторику, философию, богословие и другие необходимые для православного пастыря науки. Что касается средств содержания этих учебных заведений, то тут пришел на помощь сам царь Ираклий II, обеспечивавший существование их ежегодным отпуском необходимых сумм из грузинской государственной казны 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представляем первые три колена: . Пример 5 Прерванные на столетие, традиции грузинского песнопения оставили бе-лые пятна в истории церковно-певческого искусства. Это привело к тому, что в богослужение утвердился стиль пения, чуждый для грузинского музыкаль-ного мышления. Создавались (и теперь создаются) в большинстве случаев весьма низкого художественного уровня музыкальные композиции, постро-енные на европейской гармонии и написанные в основном для смешанного хора, что также было неприемлемо для традиций грузинского церковного пения. Проникнутые высокой духовностью грузинские песнопения сменили в церкви вычурные, слезливо-сентиментальные «баллады» на церковные тек-сты. В 1988 г. была возобновлена служба в церкви Анчисхати, древнейшем храме города Тбилиси, и по благословлению святейшего и блаженнейшего Католикоса-патриарха всея Грузии Илии II в церкви был назначен мужской хор (под руководством М. Эркванидзе), целью которого как раз и было изу-чение и восстановление древних грузинских песнопений. После нескольких десятилетий молчания вновь в грузинской службе зазвучали преданные за-бвению грузинские песнопения. В деле восстановления и изучения древних песнопений главным учителем для анчисхатского хора стали вышеупомяну-тые нотные и аудиозаписи. Восстановление забытых традиций сопряжено со многими трудностями и препятствиями. Но у анчисхатского хора вскоре по-явились единомышленники и последователи, так что сегодня уже во многих храмах разных уголков Грузии звучит традиционное грузинское церковное пение. С Божьей помощью, сокровищу древнейшей грузинской христианской культуры грузинскому песнопению, которым веками восхваляли Бога наши предки, возвращено подобающие ей место и значимость. Другие ноты О церковном пении Популярное Свежее Сейчас в разделе 35  чел. Всего просмотров 775 тыс. Всего записей 8719 ©2024 Азбука певческая к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст:

http://azbyka.ru/kliros/gruzinskie-czerk...

Святыни Тбилиси Сиони В этом названии опять чувствуется связь со Святой Землей — все храмы в честь Успения Божией Матери в Грузии называются Сиони, в память о той Сионской горнице, где Божия Матерь предала Свою душу на руки Божественному Сыну. Храм Сиони в Тбилиси, который к этому времени стал столицей Иверии, был построен в VI — начале VII века. Конечно, и этот храм, как и многие древние храмы многострадальной Иверии, находящейся на перекрестке цивилизаций, религий и торговых путей, пострадал от разрушений злых завоевателей, но добрые люди из века в век восстанавливали его в первозданной красоте. Сейчас храм Сиони является резиденцией Католикоса — Патриарха Грузии. В нем хранятся величайшие святыни: крест святой Нины и глава апостола Фомы, чудотворная копия Иверской иконы Божией Матери, чудотворная Сионская икона Божией Матери. Богородичный крест святой Нины сокрыт за стеклянным ковчегом, украшенным медным изображением креста, но дважды в год ковчег открывают, и верующие имеют возможность приложиться непосредственно к святыне. Это происходит в день память святой просветительницы Грузии 27 января и в день ее прибытия на землю Иверии — 1 июня. Храм стоит в центре столичного города, но тут нас встречает особая тишина, только одинокие фигуры молящихся стоят пред иконами. Примечательно, что видели мы в храмах в основном молодых людей, молились они по книжкам, которые держали в руках. Наверное, читали канон или акафист. И чувствовалась сосредоточенность и собранность этой молитвы, она и наполняла храм Божией тишиной. Знаменательно, что в двух шагах от Сиони находится Крестовый храм, бывшее подворье монастыря Креста в Иерусалиме, — еще одна ниточка, связывающая со Святой Землей. Грузинский монастырь Креста в Иерусалиме ныне не действует, в нем открыт музей, а на подворье в Тбилиси каждый день молят Бога, чтобы в этот монастырь вернулись насельники. Анчисхатская базилика Анчисхатская базилика считается самым древним церковным строением в Тбилиси, датируется она VI веком. Предельная простота форм этого храма говорит о его глубокой древности. И радует, что стоит храм не на шумной улице, а в глубине двора, защищенный стеной и воротами. На протяжении веков здесь хранилась величайшая святыня, еще одна реликвия из времен Спасителя — «Анчийский Нерукотворный Спас». Грузины свято веруют в то, что это именно тот образ, который получил больной царь Авгарь от Господа нашего Иисуса Христа. Экскурсовод нам рассказала, что, согласно преданию, после взя-тия Константинополя крестоносцами, где после долгих скитаний находился «Спас Нерукотворенный», в целях безопасности икона была перенесена в Грузию, в горную Кларджети. Икону поместили в церкви Анчи, поэтому нерукотворная икона Спасителя была названа Анчисхати. Обрамление чудотворной Анчийской иконы Спа-са Нерукотворного в XII веке было создано златоваятелем Бекой Опизари по приказу царицы Тамар. Позже, в XVII веке, икону поместили в складень, створки которого были украшены чеканными сценами.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Муз. изд.: Карталино-кахетинское пение «Карбеловского распева»/Перелож. на ноты, ред.: свящ. Василий Карбелашвили. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня; 1898. Ч. 2: Утреня (на груз. и рус. языках); Грузинское пение: Карталино-кахетинский распев: Литургия св. Иоанна Златоуста/Перелож. на ноты: М. М. Ипполитов-Иванов; ред.: священники Полиевкт и Василий Карбелашвили и др. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения праздника Рождества: Тетрадь А/Ред.: священники Полиевкт Карбелашвили и Александр Молодинашвили. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Одноголосное груз. церк. пение: Вечерня/Перелож. на ноты: свящ. Филимон Карбелашвили; ред.: свящ. Полиевкт Карбелашвили. Тифлис, 1907 (на груз. яз.); Грузинское пение: Вост. школа (карталино-кахетинский распев)/Переданы братьями Карбелашвили и свящ. Александром Молодинашвили; сост. и подгот.: М. Эркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3: Вечерня, утреня, литургия (на груз. яз.); Песнопения из Архива нотных рукописей/Передано братьями Карбелашвили, по рукописям М. Ипполитова-Иванова и Г. Чхиквадзе; сост.: Д. Шуглиашвили, З. Церетели. Тбилиси, 2012. Т. 1: Школа Светицховели: Простой напев (на груз. яз.). Соч.: Карбелашвили Василий, свящ. Райский цветок. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); он же. Сборник груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Карбелашвили Филимон, свящ. Положение груз. сельского духовенства в материальном отношении//Сакартвелос сасулиеро махаребели (Духовный вестник Грузии). Тифлис, 1866/1867. 5/6. С. 97-113 (на груз. яз.); Карбелашвили Полиевкт, свящ. Алавердское пергаментное Четвероевангелие XI в.//ДВГЭ. 1897. 9/10. С. 15-22; он же. Кахсубанский древний мон-рь Пресв. Богородицы//Там же. 11. С. 5-10; он же. Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Н. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Древний Анчисхатский собор в г. Тифлисе. Тифлис, 1899; он же. Иерархия Грузинской Церкви: Католикосы и архиереи. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Б. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Молебен Нерукотворному Анчийскому образу. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Сокровищницы кафедральных храмов Грузинской Церкви и их судьба в нач. XIX в.//Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1907. 99. С. 357 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

На нем броня чешуйчатая изящной работы, с наручниками и поножами, во вкусе рыцарских вооружений; мантия поверх брони; одною рукою он держит копье, другою опирается на кованый щит. Спаситель с ангелами изображен над его главою, в серебряном поле. По надписи видно, что великолепный оклад пожертвован царем Георгием, сыном Баграта Куропалата, в лучшую эпоху искусства. Еще одна надпись свидетельствует о вторичном украшении иконы: «Велика слава Господа, который дал нам силу достойно служить ему; но ты, для твоего владыки, в каждый из трехсот шестидесяти пяти дней, непрестанно мучился и, в воздаяние за сии мучения, толико кратным же числом чудес одарен, о верный служитель св. Троицы, глава мучеников св. Георгий Хонский! С надеждою к тебе прибегаю, я властитель Леван Дадиан, чтобы ты не удалил милости твоей, в сей жизни, от меня и от супруги моей: сохрани и даруй мне победу». К сему большому образу прислонена малая икона Божией матери, так называемая Анчисхатская, вероятно потому что перенесена была из Тифлисского собора сего имени. Тут же и выносный крест царя Баграта, с ликами Господа и святых, выкованный из серебра при архиепископе Захарии, как видно из надписи. Есть еще одна небольшая икона св. Георгия на коне, в иконостас, драгоценная по-своему украшению из крупной бирюзы. Она была пожертвована великим Леваном Дадианом, по случаю его победы над соединенными силами царей Имеретинского и Кахетинского, при замке Багдаде близ Кутаиса. Так гласит громкая надпись на задней доске: «Седьмикратно непобедимый великомученик св. Георгий Хопский и Анчисхатский! пожертвовали и поставили в храм твоем, образ сей, мы, Государь Дадиан Леван, в то время, когда сражались в Багдад, против царя Георгия и Кахетинского властителя, и силою твоею мы победили: самого царя взяли в плен и всех имеретинских и кахетинских вельмож, а никоторые ушли: царь же кахетинский был Теймураз и при нем его дети. В тоже время взяли мы город Чхари и всех жителей перевели в Зугдид. Построили и украсили город Ругский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Серебряный оклад, с драгоценными привесками, весьма древний; грузинская надпись на иконе служит для неё историческим объяснением: «Благослови Боже католикоса-патриарха Доментия, обновившего сей нерукотворенный образ. Он сперва принесен из Эдессы в Константиноград; но когда Лев Исавр и другие иконоборцы появились, в то время перенесли его в Кларжети (Западную Грузию, прилежащую к Черному морю, ныне в руках турок), и поставили в епископской кафедральной Анчийской церкви, по повелению царицы Тамары (значит, в конце XII века), которая приложила к нему серебро и другие вещи для украшения. Образ сей оковал приличною ризою Иоанн Анчийский (епископ). Когда же Самцхе (вся Западная Грузия) обратилась в магометанство, тогда прибыл туда тифлисский купец, купил его значительною ценою и благоговейно представил дяде нашему, католикосу-патриарху Доментию (II), который приобрел оный себе дорогою ценою и поставил в тифлисской кафолической церкви, в царствование деда нашего царя Вахтанга. По потом древо и риза весьма обветшали, и потому мы, «осенение царей всея Грузии» католикос-патриарх Доментий, паки возобновили и оковали ризою, образ и кивот, с прибавлением драгоценных камней и жемчуга. Христе Боже! Прости все согрешения мои, избави от видимых и невидимых мук, и удостой стояния одесную тебя, и сохрани царя царей грузинского Вахтанга Багратионова, и супругу его царицу Русудань, и сыновей их Баграта и Георгия и дщерей, и избави их от искушения. 1688 года». Странно и вместе замечательно: старый город, обнесенный стенами и следственно охранявший палаты царские и главную святыню, и сокровища народной торговли, заключает в себе, однако, наиболее церкви армянские, а не православные; их число еще уменьшилось, с уничтожением трех придворных, а, казалось бы, столица царства грузинского должна иметь более храмов своего исповедания, нежели чуждого. Теперь же, в объем городских стен, кроме соборов Сионского и Анчисхатского, малой придворной церкви св. Георгия и двух греческих подворьев, из коих одно Синайское, а другое Иерусалимское св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

О кафедрах грузинских епископов в X–XIII ст. в городах великой Армении: Ани, Карс или Эрзерум и Алашкерт и об их храмах, из которых анийский и алашкертский доселе уцелели, см. некоторые данные и грузинские источники в соч.: Об отношениях Армении и Грузии к Византии – Известия Кавказ. Общ. ист. и археол, 1882, стр. 87–90 и История Грузии на грузинском языке 1889, стр. 264–268. 77. Наружная сторона складня Анчийской иконы Спаса в Анчисхатской церкви в Тифлисе 78. Внутренняя сторона створок Анчийского складня 2 . Митра Елены (а не Теймураза). Надпись на ней: «Я, царя царей государя Теймураза и царицы-цариц, дочери грузинских царей Хорешани невестка и первородного сына их Давида супруга, дочь Месха Диасамидзе Елена пожертвовала тебе, великомученику и победоносцу Георгию Алавердскому как в воспоминание сих государей и детей моих: Луарсаба и Георгия и царицы Нестан-Дареджаны, так и в долгоденствие, и в избавление семейством, сына моего Ираклия и царицы Кетевани, с ее мужем и сыном и в поминание обо мне. Заказала (сию митру) с израсходованием на нее моего добра, в Испагани в то время, когда я приехала туда от великого русского царя к шаху Сулейману в короникон 371 (1683 г.)». Приписка. «Мария». Мастер Папуа Бебуришвили». Упоминаемая в этой надписи Елена, вышедшая замуж очень молодой в 1628 г. за сына кахетинского царя Теймураза I, Давида, была дочерью Левана и племянницей грузинского католикоса Евдемона Диасамидзе. Елена называет отца своего Месхом на том основании, что предки его были, как об этом мы выше заметили (Гелат 12), коренными жителями Месхии или Самцхе (Ахалц. уезда), выселившимися в нынешнюю Карталинию при покорении их родины турками. Леван же первый покинул Месхию, или ранее его кто другой из его дома, не знаем. Полный перевод надписи с текстом и анализом ее см. в Voyage archéol., V Rapp. 38–39. Объ Елены и ее пребывания в Испагани в 1680 г. см. Переписку рузинских царей с русскими государями, стр. XXXVII и 103–105. Елена умерла, как показывает ет надгробный камень в Сионском же соборе, около 95 г. (Voyage archéol., Rapp., 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

К отчетному году по экзаршеской канцелярии оставалось от 1883 года 418 дел не решенных в предшествовавшие годы; из них окончено 189 дел. В 1884 году было входящих бумаг 6441, исходящих 5505. Дел возникло в 1884 году 787; из них окончено 522, затем к 1885 году осталось 229 нерешенных дел старых и 265 возникших в 1884 году, а всего 494 дела. Из неоконченных дел 390 состоят за подведомственными Экзарху лицами и местами и 104 за местами и лицами других ведомств. Канцелярия экзаршеская скудна способными к делу служащими по той же причине, по которой скудна ими и канцелярия Конторы. Ho по мере своих сил она трудится; застоя в делах нет. Денежная отчетность в экзаршеской канцелярии ведется исправно. Канцелярия Имеретинского епископа состоит из секретаря, двух помощников, одного казначея и 4-х штатных писцов. Состав канцелярии дало удовлетворительный. Вследствие этого, при обширности Имеретино-Абхазской епархии, в делах замечается застой; срочные сведения доставляются не своевременно. Экономическая отчетность по Имеретинскому церковному казначейству находится и доселе в неудовлетворительном виде, в запущенности. Преосвященный Имеретинский принимает возможные меры к скорейшему составлению подлежащих отчетов и я, равно как и Грузино-Имеретинская Синодальная Контора, имеем наблюдение за этим. Канцелярия Гурийского епископа состоит из письмоводителя, двух писцов и переводчика, И ей присущи недостатки, которыми страдает канцелярия Имеретинского епископа, но экономическая отчетность здесь меньше запущена. 6) Грузинское Попечительство о бедных духовного звания составляли члены: настоятель Иоанно-Крестительской пустыни архимандрит Макарий, ключарь Тифлисского кафедрального собора и казначей священник Григорий Петриев, протоиерей Тифлисской Троицкой церкви Николай Ардазиани, протоиерей Анчисхатского собора Авраам Утнелов, священник Курдгелаурской Успенской церкви Михаил Хелаев и священник Тифлисской Калоубанской Богородичной церкви Димитрий Гварамадзе. Канцелярию Попечительства составляли: секретарь, переводчик и два письмоводителя. Делопроизводство по попечительству находилось в порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008