151 Альбин, римский наместник (прокуратор) Иудеи в 62–64 гг. 56 Амвросий Медиоланский , ок. 340 – 397, святой, миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырех великих латинских учителей Церкви. Обратил в христианство и крестил блаженного Августина . Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и Церкви. Причислен к лику святых и Католической, и Православной Церквами 79 Анан, иудейский первосвященник в 62 г. Занимал свой пост всего три месяца, был смещен за самовольный созыв синедриона, осудившего Иакова, брата Иисуса 56 Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Об апостоле Андрее, как и обо всех остальных учениках Иисуса Христа, повествуется в книгах Нового Завета 5, 56, 94,102,126,131,137,143 Андрей Рублев, ок. 1375/80–1428, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. В 1411 или 1425–1427 гг. создал свой шедевр – икону «Троица». Погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 г. канонизирован в лике преподобного 160 Антипа, один из первых христианских мучеников, умерщвленный за веру в г. Пергаме. О нем повествуется в «Откровении Святого Иоанна Богослова» 56 Антоний, + 287, христианский мученик, один из воинов Фиванского легиона, отказавшихся принести жертвы языческим богам по случаю одержанной в бою победы 80 Антонины, римская императорская династия, правившая с 96 по 192 г. Ее правление называли «золотым веком». Императоры избегали конфронтации с сенатской знатью. Они выбирали себе преемников по согласованию с сенатом, а затем усыновляли их. Последним из императоров-завоевателей был Траян (98–117 гг.), после него Антонины прекратили завоевания и занялись укреплением границ Римской империи, успешно отражая натиск варваров 35 Анхра-майныо, в манихействе – «владыка тьмы», повелитель «царства смерти», зла (отождествляемого с материей) 93 Аполлинарий Иерапольский (Аполлинарий Клавдий), II в., епископ Иерапольский, автор трактатов против язычников и еретиков, написал «Апологию», адресованную императору Марку Аврелию (177 г.) 63 Аполлон, в греческой и римской мифологии бог солнца и света, мудрости, покровитель искусств, прорицатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 1 стр. 80–94. Вопросы для проверочной работы. 1 . Изображение Истинного Бога, святых и кумиры. 2. Ветхозаветные прецеденты священных изображений, почитания святых. 3. Основной принцип православного почитания святых, истинная причина непочитания святых неправославными. 4. Особенности молитвенной практики, как проявление строя духовной жизни. 5. Основная направленность православной молитвы. 6. Недопустимые моменты в молитве и их отражение в инославной молитвенной практике. 7. Отношение к государству. 8. Присяга, военная служба. 9. Пост и покой субботы. 10. Понятие о прелести. 11. Медитация и медитационная молитва. 12. Видение духов. 13. Чудеса и дар исцелений. 14. Чудеса истинные и ложные. 15. Отношение православия к стремлению к чудесам. Занятие 6. Билет 1. II. Особенности подхода к язычеству. Православное отношение к языческим религиям. Особенности подхода к язычеству. Православное отношение к языческим религиям. Билет 2. II. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. Билет 3. II. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. Билет 4. II. Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну. Л. 1 стр. 94–113. Вопросы для проверочной работы. 1 . Харизматические дары. 2. Особенности говорения на языках в Апостольский период. 3. Духовный опыт глоссолала. 4. Возвращение к апостольским временам. 5. Суть хилиазма. 6. Православное учение о тысячелетнем царстве. 7. Специфичные названия в учении о тысячелетнем царстве. 8. Особенность подхода к Откровению Иоанна Богослова. 9. Сковывание диавола. 10. Тысячелетнее царство и первое воскресение. 11. Освобождение сатаны и окончательная победа над ним. 12. Второе пришествие страшный суд. 13. Новый Иерусалим. Занятие 7. Билет 5. II. Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

[xcii] Маздеизм, или религия магов,– религия населения Древнего Ирана, сосуществовавшая и переплетавшаяся с зороастризмом и имевшая с ним общую священную книгу – Авесту. Верховными божествами у маздеистов являются Ахурамазда – олицетворение добра и Анхра-Майнью – олицетворение зла, позднее к ним прибавился Митра. Маздеизм сводит до минимума роль Заратуштры и допускает погребение знатных людей, тогда как зороастрийцы предоставляют птицам поедать тела умерших, с тем чтобы «нечистый» труп не мог прийти в соприкосновение ни с одной из «чистых» стихий природы. [xciii] Мтацминда – гора, которую А.С. Грибоедов называл «самой поэтической принадлежностью Тбилиси». Она возвышается на 400 м. на правом берегу Куры, протекающей через город. К горе проведены подвесная канатная дорога и самый длинный в мире фуникулер. На Мтацминде располагается тбилисский парк культуры и отдыха, а с 1929 г. открыт пантеон выдающихся писателей и выдающихся деятелей Грузии. Первым, по его завещанию, был похоронен на Мтацминде Грибоедов. [xciv] Метехи – плато с желто-серой скалой, возвышающееся над Тбилиси на левом берегу Куры. На самой высшей его точке расположены развалины бывшего царского замка, а прямо перед ним, на самом краю плато, стоит древняя придворная церковь Метехской Божией Матери, доныне украшающая город. [xcv] Нарикала – крепость на Метехском плато, построенная в IV в. Вместе с Метехским замком была главным военно-оборонительным укреплением Тбилиси. В 1827 г. во время грозы в ее пороховой склад ударила молния; крепость с тех пор не восстанавливалась. [xcvi] Святитель Афанасий Великий (298 или 293 – 373; память 18/31 января и 2/15 мая) – архиепископ Александрийский с 326 г., отец Церкви. Он знал все книги Священного Писания так, как иной не знает и одной из них, по словам свт. Григория Богослова . Был близок с прп. Антонием Великим и другими знаменитыми египетскими пустынниками. Принимал участие в I Вселенском соборе, сорок семь лет занимал святительскую кафедру, в тяжелый период арианских смут был единственным православным епископом на всем Востоке, и судьба вселенского Православия отождествлялась с его судьбой. Вел суровую борьбу с арианами и терпел от них непрерывные злоключения, пятнадцать лет своего епископства провел в изгнании, в том числе шесть – в пустыне. Мирно скончался, немного не дожив до торжества Православия на II Вселенском соборе (381). Его учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу вошло в Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Мосгейм формулирует также методологические принципы историко-церковного исследования. Он полагает, что историк Церкви должен быть свободен от тенденциозности, под которой он понимает «тройное рабство – времени, людям и мнениям». Фактически это означает отказ от любых попыток модернизации истории. Следование этим принципам делает «Основания» Мосгейма практически первым в историографии объективным исследованием церковно-исторических проблем. Важной научной заслугой Мосгейма является теоретический подход к описываемым событиям, существенно отличающийся от «бытописательства» его предшественников: он стремится установить причинно-следственные связи событий церковной истории. Кроме того, он вводит в круг изучаемых явлений историко-философское окружение Церкви, что позволило ему дать глубокий анализ гностицизма, манихейства, учения Оригена и иных проявлений взаимовлияния античной философии и христианства, указав при этом на опасность «слишком открытого» отношения христиан к философии, часто приводившего к рождению ересей. Таким образом, кстати, Мосгейм пытается уйти от крайностей Магдебургских центурий, поставив на место «врага рода человеческого», господствовавшего там как единственный отрицательный принцип, сам человеческий дух с его привязанностями к языческой древности. История христианства перестает сводиться к манихейскому дуализму, противоборству добра и зла (в стиле зороастрийской истории Ахура Мазды и Анхра Манью), но становится многокрасочной историей борьбы различных мировоззрений, историей людей, рассмотренной с точки зрения истории идей. В то же время для Мосгейма характерно преувеличение влияния внешних обстоятельств на историю Церкви: за исследованием воздействия на Церковь языческой философии и иных внешних факторов он часто оставляет без внимания внутренние движущие силы истории христианского общества, хотя именно они, исходя из его собственного определения предмета церковной истории, и должны были быть в центре исследования. Мосгейм предпринимает первую попытку научной периодизации истории Церкви, выделив (как подчеркивают его критики, на основе внешних по отношению к Церкви обстоятельств) время от зарождения Церкви до Константина Великого , от Константина до Карла Великого, от Карла до Реформации и от Реформации до современности. Однако никаких теоретических оснований для данной периодизации он не приводит. § 2. Историко-критическое направление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМЕЗИШН Гумезишн [пехл.- смешение] в зороастризме название одного из этапов космического развития. Г. представляет собой 2-ю мировую эру, к-рая наступает после эры Творения (Бундахишн), с момента нападения на мир Анхра-Майнью . Ворвавшись в мир через нижнюю сферу каменного неба, Анхра-Майнью погубил его совершенство. Он вынырнул из воды, сделав большую ее часть соленой, и ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Затем Злой дух иссушил растения, убил единосотворенного быка и первого человека Гайомарта, напал на 7-е творение - огонь, испортив его дымом, и т. о. нанес вред всем благим творениям. Анхра-Майнью принес в мир нравственные пороки и духовное зло. В период 3-й эры - Разделения (Визаришн) - зло будет отделено от добра и окончательно побеждено, после чего мир будет очищен «потоком расплавленного металла», а все, что останется после этого, обретет вечную жизнь, мертвые воскреснут в новых нетленных телах (см. подробнее в ст. Бундахишн ). Лит.: Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи: Пер. с англ. М., 1988; Зороастрийские тексты: Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) [и др. тексты]/Под ред. О. М. Чунаковой. М., 1997. М. Б. Мейтарчиян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168299.html

. Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репр. М., 1996. Ч. I. С. 505. . Большой путеводитель по Библии. М., 1993. С. 38. . См.: Фомин С. Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1998. С. 405. . Беляев А. Д. Указ. соч. С. 193. . Бессонов П. А. Калики перехожие: Сборник стихов. Вып. 5. М., 1864. . Андреев Д. Роза мира. М., 1993. С. 26. . Андреев, 1993. С. 285. . Дэвы - бесы. . Анхра-Манью (позднее Анхрнман) – бог зла, злое начало в зороастризме. . Яшт 5, 34. Перевод И. М. Стеблин-Каменского (1993), . От названия французского города Autun (лат. Augustodunum). . См.: О последних событиях, имеющих совершиться при кончине мира. Оптина пустынь, 1905. . Брянчанинов И. О кончине мира. М, 1991. . См.: Андреев Д. Указ. соч. С. 283, 285. . О последних событиях… С. 96. . Беляев А… Д. Указ. соч. С. 194. . Цит. по: Фомин С. Указ. соч. С. 372. . Там же. С. 371. . ещё византийцы связывали этноним «Русь» с библейским «Рош», «Рос» ( " Ρς), – народом, который, согласно Иезекиилю (38:2), во главе с Гогом нагрянет перед концом света губить живущих на земле (Лев Диакон. История, IX 6). Вплоть до 988 г. в популярных пророчествах грядущая гибель Византии ожидалась от росов-русских. См.: Сюзюмов М. . Ср. Мф 13:21; 18:6; 26:31; Ин 6:61; 16:1; Рим 16:17, . Беляев А. 4- Указ. соч. С. 179. . См.: Богословский М. Человек беззакония: История толкования 2 Фес 2:1-12//Православный собеседник. 1885. Т. 2. С. 269-270. . СошА. Jewish Shock-Troops of the Apocalypse: Antichrist and the End, 1200-1600//Journal of Millennial Studies. Vol. I. Issue 11998. P. 2. . Pink A. W. The Antichrist. Swenge!, 1923. . Cow A. Op.dt. P. 6-7. . Цит. по: Фомин С. Указ. соч. С. 89. . Веселовский А. Опыты по истории развития христианской легенды//Журнал министерства народного просвещения. 1875. Ч. I. С. 284-285. . Волкова О. Ф. Джайнская мифология//Мифы народов мира. 1987. Т. 1.С. 371-372. . Слова нахаш («змей» – ) и нехошет («медь» – ) происходят от ленахеш – «гадать, угадывать». Собственно, этот общий смысл – гадать, и даёт общий принцип работы нашего злого начала. Его задача – предлагать нам лёгкие пути, которые заведомо не могут вести к Цели, ибо наш мир – это мир действия, мир работы. «Зачем трудиться, если можно угадать?» – риторически вопрошает внутренний змей, превращая цель, работу, в никому не нужное средство, а результат, поощрение – в сверхцель.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003   004