Не евангельская «христианская наука» настаивает на том, что зло нереально, грех и страдание – иллюзия смертного ума. Бог – это добро, разум (безличностный!) – и следовательно, все, что связано с разумом – хорошо, а материя нереальна и соответственно болезнь, грех, смерть и любое зло также нереальны. А чувство – источник ошибки и поэтому источник зла. То, что мы ощущаем как болезнь, – вызывается ложной верой, нежеланием признать нереальность болезни. И поэтому исцеление якобы достигается не медицинскими средствами, а через знание истины. Если же боль и болезнь признаются нереальными, то они уже не действуют на личность. Смерть тоже нереальна, и если она происходит, то ее следует считать указанием того, что люди не практикуют полностью истину «христианской науки». Иисус Христос, согласно «христианской науке», пришел искать и спасать тех, кто примет реальность Божественного ума. Все Его служение состояло в освобождении людей от ложной веры в реальность материи, включая болезнь и зло. Такой взгляд на зло явно ущербен: прежде всего, нет ни одного факта, свидетельствующего, что деятели «христианской науки» не болеют и не умирают! А также ни одного факта отсутствия и других видов зла. И если зло – иллюзия, то почему все без исключения люди со дня рождения подвержены злу? Если же Бог есть «все во всем» (как они говорят), откуда тогда приходит «иллюзия зла»? Положительные моменты «христианской науки» – в признании власти мысли над материей, ума над телом, в возвышенной идее Бога Для Шопенгауэра сама жизнь есть зло и страдание, от которого человек не Может освободиться: зло порождается чрезмерно сильным слепым потоком Иррациональной воли и вызываемыми им бесконечными желаниями, которые не могут Быть удовлетворены и обусловливают в конечном счете боль и страдание, которые в принципе не устранимы. Для экзистенциализма характерно признание абсолютным значение зла и отрицание добра в мире. Зло необходимо сопутствует человеческому существованию, Постижение же зла невозможно, так как оно иррационально и является предметом не знания, а веры. В дуалистических религиозно-философских системах добро и зло сосуществуют изначально как два абсолютных равноценных начала «бог благой» и «бог злой». Они через своих слуг борются друг с другом. Бывают моменты, когда «благой бог» проигрывает, а «злой бог» выигрывает. Согласно древней религии зороастризма, злое начало воплотилось в божество Анхра-Майнью, сознательно борющееся против доброго начала – Ормузда. Другая классическая форма космического дуализма – манихейство (философская система персидского пророка Мани в 3 в. до н.э.), в которой зло (мрак) и добро (свет) существуют как два независимых первичных принципа вечно. Дуализм добра и зла характерен и для религиозных представлений древних германцев, согласно которым вселенная произошла в результате борьбы сил света и тьмы.

http://azbyka.ru/problema-zla-i-teodicei...

Учение Зороастра 185 . Первым проповедником космологического, как и ифического дуализма обыкновенно считается Зороастр, реформатор древнеперсидской религии. Поддержанный царем Вистаспою, он проповедовал свое новое учение о двух противоположных и друг другу непримиримо враждебных началах мировой жизни. И вот какие вопросы занимали его по приписываемым ему словам «Я хочу спросить тебя (Ахуру) о следующем», – говорил Зороастр. «Скажи мне правду, Ахура! Кто первый отец и виновник истины? Кто создал солнцу и звездам их путь? Кто повелевает восходить и заходить луне? Кто держит землю и облака над нею? Кто создал воду и деревья на полях? Кто это в ветрах и бурях, что они движутся так быстро? Кто создал свет, производящий добро, и темноту? Кто устроил землю с ее драгоценными благами? Кто эти Даэвы, ведущие борьбу с добрым созданием? Кто умертвил враждебных демонов? Кто – Истинный? Кто – лжец? Как мы должны отгонять от себя ложь? Как я могу приписывать ложь Асге (духу истины и чистоты)? Как я могу достигнуть в ваше, о боги, жилище? Открой мне поистине ту веру, которая есть наилучшая! Пусть просветят меня те многие существа, которые созерцают свет солнца, и укажут истинный путь, ведущий, к Тому, Кто слышит на небе хвалебные песни истинно благочестивых! Какими изречениями владеют ведущие божественное откровение те, позволь нам узнать, о Мазда (Ормузд), чрез твои собственные уста, чрез которые ты защищаешь всех живущих! поскольку же я, как ваш благочестивейший раб, прежде всех людей должен уничтожить врагов вашими изречениями, то возвестите мне наилучшее, что я должен делать! Позволь, о Мазда, о царь, услышать нам ваши благотворные изречения»! После этого, удостоившись будто бы непосредственного божественного откровения, Зороастр возвещает людям, что истинный и единый Бог, творец и промыслитель мира, хранитель естественного и нравственного миропорядка, есть только Ахура-Мазда (Ормузд), первоначальный источник добра, мудрости, света и истины, но что рядом с ним существует, еще враждебный ему, изначальный принцип зла и бедствий Анхра-Майнью (Ахриман).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Антропоморфное изображение А. М. впервые засвидетельствовано в наскальных рельефах III-IV вв. по Р. Х., в сценах инвеституры сасанидских царей. Он предстает в образе величественного бородатого всадника с зубчатой короной на голове и в богатых одеждах; в левой руке держит жреческий жезл, правой протягивает венец новому царю, тоже всаднику (напр., рельеф Ардашира I в Накши-Рустеме, ок. 240 г. по Р. Х.). Встречаются рельефы, на к-рых бог и царь церемонию инвеституры совершают стоя и попирая ногами своих врагов - соответственно Анхра Майнью и земного противника царя. Почитание А. М. сасанидские шаханшахи выражали и тем, что включали в титулатуру земного правителя формулу «Поклоняющийся Мазде владыка (имярек)», 5 царей именовались Ормаздами, т. е. были «тезками» А. М., и т. д. В сасанидское и послесасанидское время существовала практика присваивать титул «Мобед Ормазда» отличившимся ученостью и наиболее почитаемым представителям зороастрийского жречества. Все благочестивые деяния, жреческие или мирские, предваряются формулой почитания А. М. Обязательные молитвы, произносимые 5 раз в день, начинаются со слова «Ормазд» (среднеперсид.- Господь) и включают стих из Гат (Ясна 46. 7): «Кого, о Мазда, ты поставишь защитником мне?..» Особенно чтут верующие гимн А. М. «Ормазд-Яшт», к-рый полагается читать после утренних молитв и рекомендуется перед сном. Зороастрийцы верят, что произнесение 72 имен-эпитетов верховного бога, перечисленных в гимне, защищает их от злых демонов и проч. напастей. Лит.: Bartholomae Chr. Altiranisches Wörterbuch. Strassburg, 1904. Col. 281-282, 285-295, 1159-1161; Kuiper F. B. J. Ahura Mazdâ «Lord Wisdom»?//Indo-Iranian Journal. 1976. Vol. 18. P. 25-42; Humbach H. Ahura Mazdâ und die Daevas//Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens. 1957. Bd. 1. S. 81-94; Mol é M. Culte, mythe et cosmologie dans l " Iran ancien. P., 1963. P. III-IX, passim; Boyce M. Zoroastrians: Their Religious Beliefs and Practices. L., 1979. P. 196-198, 225; Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998.

http://pravenc.ru/text/77228.html

51 Маздеизм, или религия магов, – религия населения Западного Ирана, Афганистана, Средней Азии, возникшая с первых веков I тысячелетия до Р.Х., сосуществовавшая и переплетавшаяся с зороастризмом и имевшая с ним общую священную книгу – Авесту. Верховными божествами у маздеистов являются Ахурамазда (Ормузд) – олицетворение добра и Анхра-Майнью (Ахриман) – олицетворение зла, позднее к ним прибавился Митра. Главную роль в ритуале играет огонь. Маздеизм сводил до минимума роль Зороастра и допускал погребение знатных людей, тогда как зороастрийцы предоставляли птицам поедать тела умерших, с тем чтобы «нечистый» труп не мог прийти в соприкосновение ни с одной г «чистых» стихий природы. 52 Теогония (др.-греч.) – предания, легенды о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы. 53 Космогония – учение о сотворении или происхождении Вселенной. Со времени греческого поэта Гесиода (VIII в. до Р.Х.; поэмы «Труды и дни» и «Теогония») служило сюжетом многих философских поэм и со времени ионийской школы философов – предметом многих ученых трактатов. 54 Аристотель (384/383–322/321 до Р.Х.) – величайший древнегреческий философ, чье творчество в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в дальнейшем стали отпочковываться в самостоятельные направления. Исходя из своей критики платоновских «идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. 55 Платон (427–347 до Р. X.) был религиозным философом, политеистом, признавал переселе-ние душ (метемпсихоз), развил идею метасоматоза – воплощения души в нескольких телах и концепцию анамнесиса – припоминания душой ее предыдущих рождений. Основанная Платоном в Афинах около 300 г. до Р.Х. Академия просуществовала более тысячи лет, была закрыта в 529 г. императором Юстинианом. Платонизм – идеалистическое направление в философии, связанное с развитием и трансформацией учения Платона, характеризующееся противопоставлением мира сверхчувственных «идей» реальному миру вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Несомненно, что в Авесте имеются более ранние части и более поздние, в том числе большие интерполяции. Судя по языку, по содержанию и по ряду социально – исторических моментов, многие тексты Авесты, в том числе наиболее ранние (особенно гатические), сложились гораздо позднее, чем «Ригведа» (составленная около полутора тысяч лет до н.э.), но до ахеменидского царствования IX – VII вв. до н.э.». 476 Полный текст Авесты до нашего времени не дошел. Первоначально она была написана золотом и объем составлял 12000 пергаментов (или 12000 досок). Сюда входили не только тексты религиозного характера, но и медицинские, философские, астрологические. 477 Пантеон Авесты При определении пантеона Авесты следует придерживаться тех же принципов, что и при выявлении истинного значения пантеона Ригведы. С Творцом может быть отождествлен Ахура – Мазда, а с Ангелом Божиим Митра. Эта группа божеств объединяется названием «асуры». С сатаной отождествляется Анхра – Манью (Арьяман), дэвы и в том числе Индра. Эта группа называется в Авесте «дэвы». Ахура – Мазда и Митра Имя Ахура – Мазда переводится как Владыка Всеведущий. 478 Он изображается властным, воинственным, но справедливым. 479 Его черты, которые ясны из приведенных отрывков Авесты, очень близки к учению об истинном Боге. Цитаты из Авесты об Ахур Мазде «Ахура – Мазды, Дух Святейший, Творец плотского мира, истинный, с кем впервые из смертных говорил ты, Ахура – Мазда, кроме меня, Заратуштры?» 480 «7. Ахура – Мазда молвил: «Мне имя – Вопросимый, О верный Заратуштра. Второе имя – Стадный, А третье имя – Мощный, Четвертое – я Истина, А в–пятых – Все Благое, Что истинно от Мазды, Шестое имя – Разум, Седьмое – я Разумный, Восьмое – я Ученье, Девятое – Ученый Десятое – я Святость, Одиннадцать – Святой я, Двенадцать я Ахура, Тринадцать – я Сильнейший, Четырнадцать – Беззлобный, Пятнадцать – я Победный, Шестнадцать – Всесчитающий, Всевидящий – семнадцать, Целитель – восемнадцать, Создатель – девятнадцать, Двадцатое – я Мазда. – – – – – – – – – ...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

II. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. III. Особенности Византийской империи. Культура Византийской империи. Богословие на Востоке. Особенности Западной Римской империи. Культура Западной Римской империи. Богословие в Западной Римской Империи. Сравнение особенностей богословия на Востоке и Западе в период до XI века. Выводы. Билет 3 I. Суть православного учения о спасении. Предопределение. II. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. III. Католический метод формирования вероучения. Сравнение. Билет 4 I. Освящение души, сравнение. Освящение души, совершаемое человеком. Православный взгляд на нравственность. II. Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну. III. Формирование канонически – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства: Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Билет 5 I. Необходимость веры в Бога. Вера во Христа, необходимость правильной веры. Лжехристы. II. Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра. III. Церковное управление на Востоке после разделения империи. Пути централизация на Востоке после разделения империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения империи. Билет 6 I. Необходимость любить Христа и быть послушным Ему, Апостолам и Церкви. Любовь ко Христу. Послушание Христу, апостолам и пастырям. Недопустимость непослушания Христу. Недопустимость непослушания Апостолам и рукоположенным пастырям. Практическое использование. II. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период. III. История зарождение папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Участие Рима в делах Востока. Участие Востока в делах Запада. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церквей. Спор о титуле Вселенский. 28 канон Халкидонского Собора. Восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о Филиокве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Тема 6. Хилиазм Суть хилиазма. Православное учение. Специфичные названия. Особенность подхода к толкованию Апокалипсиса. Сковывание диавола. Тысячелетнее царство и первое воскресение. Освобождение сатаны и окончательная победа над ним. Второе пришествие, страшный суд. Новый Иерусалим. Заключение. (2 часа) Тема 7. Особенности подхода к язычеству Особенности подхода к язычеству. Православное отношение к языческим религиям. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра. Маруты и Вишну. Авеста и ее пантеон. Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период. Изменения в пантеоне индуизма в последующие века. Другие боги Индии. Кришна. Рама. Шива. Кали. Тримурти. Общая характеристика современного индуизма. Некоторые термины. Особенность культа. Йога и отверзение чувств. Сравнение. Православие и религии Индии. (5 часов) Тема 8. Экуменизм Экуменизм. Терминология. Горизонтальные связи. Вертикальные связи. Православный экуменизм. Неправославный экуменизм. Сравнение. Языческий экуменизм. Сравнение. Антихристианские тенденции в экуменизме. ВСЦ как сверхцерковь. Отношение к некрещеным. Дискриминация православия. Направленность экуменизма на разрушение православия. (2 часа) Тема 9. Тоталитарные религиозные организации Понятие о тоталитарных религиозных организациях. Основные принципы общения с вербовщиками тоталитарных религиозных организаций. Несколько слов о гипнозе. (2 часа) Тема 10. Классификация религиозных организаций Классификация религиозных организаций. Особенности классификации христианских религиозных организаций. Основные принципы богословского исследования религиозных организаций. (1 час) Тема 11. Отношение к инославным христианам Отношение к инославным христианам. Меры православия по защите паствы. Взаимоотношения с инославными на приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Исследователи по-разному подходят к вопросу о зороастризме в А. Как считал P. Штакельберг, основное ядро древней арм. религии было общеиранским. Мн. авторы рассматривают арм. богов с т. зр. их местного происхождения и отмечают изменения, возникшие под влиянием иран. культуры. В эллинистическую эпоху армяно-парфянские боги сопоставлялись и отождествлялись с греч.: Арамазд с Зевсом , Анаит с Артемидой , Вахагн с Гераклом , Михр с Гелиосом. Крупнейшие специалисты по зороастризму М. Бойс и Дж. Расселл считают, что имеется достаточно исторических, лингвистических, археологических и этнографических данных, к-рые свидетельствуют о том, что зороастризм практиковался армянами со времени Ахеменидов, когда А. находилась под их господством, т. е. с кон. VI в. до Р. Х. В результате археологических работ в крепости Эребуни обнаружен храм огня ахеменидского времени. С воцарением династии Аршакидов зороастризм стал офиц. религией А. Одним из эпизодов, свидетельствовавших о соблюдении зороастрийских предписаний Трдатом I, было его путешествие в Рим в 65 г. сухопутным путем, чтобы не осквернить священное создание - воду, почитавшуюся зороастрийцами. От парфян и персов к армянам перешли верования в добрых и злых духов. Среди них известны хриштак - ангел, дэв - чудовище, парик - злое существо жен. пола. У армян сложились представления о вредных животных и насекомых, созданных злым духом: змее, скорпионе, лягушке, муравье, к-рые считаются в зороастризме созданиями злого начала Анхра-Майнью . После принятия христианства А. зороастрийцы жили в той ее части, к-рой управляли Сасаниды до сер. VII в. Длительное время сохранялись элементы зороастрийских представлений о рае и аде, о загробной жизни, а также засвидетельствованы обряды, связанные с огнем, солнцем, чистотой тела. В нек-рых горных районах А. зороастризм сохранился до наст. времени. Лит.: Эмин Н. О. Очерк религии и верований языческих армян. М., 1864; Миллер В. Зороастр и его учение//Мир Божий. 1892. 5. С. 19 сл.; он же. Исследования и статьи по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы//Этнографический фонд Н.

http://pravenc.ru/text/76104.html

И что здесь противоречит науке или святым отцам? И зачем пытаться найти что-то, чего там нет? Разве это необходимо для спасения? В «Шестодневе» даны знания, которые наука не может получить в принципе. Даже сама реальность мира в науке не доказуема. Естествоиспытатель Э. А. Тайнов называет аксиомы-эпистемы, то есть суждения недоказуемые, которые принимаются на веру: реализм (мир – объективная реальность), закономерность (существует закономерный порядок), познаваемость (мир познаваем разумом). Наличие аксиом расшатывает примитивный рационализм – через утверждение внерациональных начал знания. В то же время «Шестоднев» совершенно не посягает на естествознание и предоставляет науке ответить на вопросы о том, как в деталях творился мир, сколько длился тот или иной период, от кого произошли динозавры, что вокруг чего вращается и какую форму имеет земля. Теперь, когда сказано о творении, перейдем к четвертому слову первого стиха: «…Бог…». Глава 3. Бог В названии этой главы заключен нонсенс. Конечно, не в самом слове, а в том, что это слово поставлено в заголовок и таким образом создается впечатление, что глава будет раскрывать это понятие. На самом деле объяснить можно только сложные понятия, а простые – нельзя. Например, можно объяснить человеку, что такое телескоп, но только при условии, что человек знает, что такое свет, стекло, пространство и т.д. Бог – это простое понятие. Давайте пойдем по пути наименьшего сопротивления – заглянем в Большую Советскую Энциклопедию. Она дает следующее определение: «Бог – фантастический образ могущественного, сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Бога – Ахурамазды – противостоит фигура темного и злого божества – Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например, Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Бога над другими; наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях вера в единого и всемогущего Бога – главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Бог имеет три Лица (ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Дух Святой (Святая Троица)».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

общности мн. иран. племена почитали Д. как богов, наряду с др. классом - ахурами (тождественными индоарийским асурам). Эта ситуация продолжалась до тех пор, пока с проповедью не выступил Зороастр , или Заратустра (VII - нач. VI в. до Р. Х.), четко утвердивший дуалистическую картину мира, в к-рой на стороне Добра оказались ахуры во главе с Ахура Маздой (букв.- мудрый господин), а олицетворением Зла были признаны Д. (авест.- дайвы, фарси - дивы). Адептами новой религии стали персид. цари, принявшиеся с усердием искоренять еще довольно популярное на территории Др. Ирана почитание Д. Сохранилось свидетельство V в. до Р. Х.- т. н. антидэвовская надпись Ксеркса, уничтожившего в одной из областей Ирана святилище Д. и насадившего культ Ахура Мазды. Согласно древнейшему зороастрийскому памятнику «Гаты» , лаконичные и неясные афоризмы к-рого приписываются традицией самому Зороастру, Д. не были изначально вредоносными существами. В начале времен, когда 2 Духа-близнеца (Благой Дух Ахура Мазда и Злой Дух, пока еще безымянный) создали мир, людям и Д. был дан выбор, на чью сторону встать. Д. избрали зло (по нек-рым версиям, введенные в заблуждение лукавым Злым Духом). Так начался процесс демонизации изначально нейтральных Д. В более поздних частях «Авесты» Д. уже нерасторжимо связаны со стороной Зла. «Видевдат», или «Вендидад» (Закон против Дэв) локализует местонахождение Д.- под землей, в горах и пещерах и на севере - там, где царят холод и тьма и живут враждебные кочевники, почитатели Д. «Видевдат» называет Анхра-Майнью главой Д., а также упоминает в списке Д. 3 персонажей, известных ведийской мифологии: Индру, Сарву и Нахатью (ведийского Насатью). Любопытно, что в индоарийском контексте герой-змееборец Индра, носящий эпитет «Вритрахан» (убийца Вритры) стал главой пантеона, а здесь - демоном мрака; но при этом в «Авесте» большим почитанием пользуется очень сходный образ - бог войны и победы Веретрагна, также одолевший дракона. Др. архаичному общеиндоиран. персонажу - божеству договора Митре - удалось и в зороастризме сохранить свои высокие позиции.

http://pravenc.ru/text/180804.html

   001   002     003    004