Др. редакция А. содержит разбивку на книги, главы и строфы с переводом и комментарием на среднеперсид. языке, записанном пехлевийским письмом. Этот корпус именуется А. и Зенд (комментарий) или Зенд-А. Он состоит из следующих частей: Вендидад (искаженное среднеперсид. Видевдат от авестийского Видаэво-датэм - закон против дэвов ). Прозаические диалоги Ахура-Мазды и Зороастра о соблюдении ритуальной чистоты и восстановлении праведности - аши. Состоит из 22 глав. Висперид (среднеперсид. Виспрат от авестийского Виспе-ратаво - все владыки). Молитвенные песнопения благим духам. Состоит из 24 глав. Ясна (авестийское йаз - почитать, поклоняться). Молитвы при богослужении и жертвоприношении, восхваления и призывания Ахура-Мазды и благих сил. Состоит из 72 глав, в т. ч. 17 особо священных песен (гат) (28-34; 43-53). Яшт (авестийское - поклонение) - 22 гимна различным божествам. Хордэ-А. (малая А.) - собрание молитв, гимнов, прошений, в основном на среднеперсид. языке. В Европе А. была по названию известна еще с античности, однако впервые прочесть ее и перевести удалось только во 2-й пол. XVIII в. (изд. 1771) франц. ученому А. Я. Анкетилю-Дюперрону (1731-1805). В наст. время имеются полные переводы А. на основные европ. языки. Сколь-либо полного перевода А. на рус. язык нет. В корпусе А. и Зенд в ритуально-богослужебной и богословской формах даны основные вероучительные принципы зороастризма: учение о боге-творце «Господине мудрости» (Ахура-Мазда), о его энергиях, «бессмертных силах» ( Амеша спента ), о двухактном творении мира, о борьбе бога с его сыном-супостатом «Злой мыслью» ( Анхра Маиньо ), в к-рой ответственная роль определена каждому человеку, свободно избирающему добро (аша) или ложь (друдж), о посмертном суде земной жизни, о всеобщем воскресении во плоти, о мессии Саошьянте, к-рый будет потомком Зороастра по плоти. Многие из этих идей поразительно близки ветхозаветным и особенно христ. Такое сходство часто рассматривается или как заимствование идей А. у евреев, или как заимствование иудеями в десятилетия вавилонского плена авестийских религ. идей. Поскольку как раз фарисейское направление иудаизма эпохи Второго храма исповедовало, подобно зороастрийцам, воскресение мертвых, бессмертие души и загробный суд, нек-рые исследователи даже само слово «фарисей» производят от этнонима «паруша» (перс) (М. Бойс, Р. Зехнер). Однако широкая распространенность этого круга идей на Переднем Востоке уже в III тыс. до Р. Х., а также знакомство с нек-рыми из них индоевропейцев эпохи вед не позволяют столь прямолинейно говорить о заимствовании иудеями или от иудеев религ. оснований А.

http://pravenc.ru/text/62732.html

Ж. Ле Гофф, отмечая символизм средневекового мышления, приходит к выводу, что в массовом сознании это было мышлением магическими образами, и заклинания, амулеты, приворотные зелья являлись грубыми проявлениями этого 208 . Католическая Церковь в борьбе с языческими верованиями и практикой должна была соблюсти грань между признаваемыми ею представлениями о демонах и явно языческой магией (отсюда, по-видимому, и такие подробности в руководствах для инквизиторов). Однако тезис Ж. Ле Гоффа, отчасти разделяемым и белорусским исследователем Я. Г. Риером 209 , что дуалистичное представление о Боге и дьяволе в сознании средневековых европейцев было манихейским, явно необоснован. Манихейство 210 , вышедшее из зороастризма, считало Ахура-мазду и Анхра-майнью двумя богами, изначально не сотворенными, в христианстве же диавол представлялся падшим ангелом, сотворенным единым Богом (и рассуждения на эту тему – одна из важнейших проблем средневековой христианской теологии). В средневековом сознании европейцев их спасение неразрывно было связано с образом Иисуса Христа. Но еще с поздней античности (что прослеживается в иконографии) преобладал образ Христа – Никатора (Победителя), Христа – Пантократора (Вседержителя), всемогущего и величественного. Особенно это характерно для Византии. К концу Раннего средневековья доминирующим стал образ Христа – Сотера (Спасителя), а в Высоком средневековье к этому добавился образ Христа как страдальца за людей 211 . Это сделало его более доступным надеждам страждующих спасения людей. Но «магическое» мировоззрение требовало и поиска соответствующих средств, важнейшими из них стали культ Девы Марии, вначале наиболее распространенный в Византийской Церкви, а с конца Раннего средневековья – и в Западной Европе 212 , и почитание святых (среди которых большинство составляли раннехристианские мученики). Святые становились покровителями отдельных местностей, стран (как апостол Андрей – Шотландии, затем России), целых сословий (например, святой великомученик Георгий – рыцарства).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

151 Альбин, римский наместник (прокуратор) Иудеи в 62–64 гг. 56 Амвросий Медиоланский , ок. 340 – 397, святой, миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырех великих латинских учителей Церкви. Обратил в христианство и крестил блаженного Августина . Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и Церкви. Причислен к лику святых и Католической, и Православной Церквами 79 Анан, иудейский первосвященник в 62 г. Занимал свой пост всего три месяца, был смещен за самовольный созыв синедриона, осудившего Иакова, брата Иисуса 56 Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Об апостоле Андрее, как и обо всех остальных учениках Иисуса Христа, повествуется в книгах Нового Завета 5, 56, 94,102,126,131,137,143 Андрей Рублев, ок. 1375/80–1428, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. В 1411 или 1425–1427 гг. создал свой шедевр – икону «Троица». Погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 г. канонизирован в лике преподобного 160 Антипа, один из первых христианских мучеников, умерщвленный за веру в г. Пергаме. О нем повествуется в «Откровении Святого Иоанна Богослова» 56 Антоний, + 287, христианский мученик, один из воинов Фиванского легиона, отказавшихся принести жертвы языческим богам по случаю одержанной в бою победы 80 Антонины, римская императорская династия, правившая с 96 по 192 г. Ее правление называли «золотым веком». Императоры избегали конфронтации с сенатской знатью. Они выбирали себе преемников по согласованию с сенатом, а затем усыновляли их. Последним из императоров-завоевателей был Траян (98–117 гг.), после него Антонины прекратили завоевания и занялись укреплением границ Римской империи, успешно отражая натиск варваров 35 Анхра-майныо, в манихействе – «владыка тьмы», повелитель «царства смерти», зла (отождествляемого с материей) 93 Аполлинарий Иерапольский (Аполлинарий Клавдий), II в., епископ Иерапольский, автор трактатов против язычников и еретиков, написал «Апологию», адресованную императору Марку Аврелию (177 г.) 63 Аполлон, в греческой и римской мифологии бог солнца и света, мудрости, покровитель искусств, прорицатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 1 стр. 80–94. Вопросы для проверочной работы. 1 . Изображение Истинного Бога, святых и кумиры. 2. Ветхозаветные прецеденты священных изображений, почитания святых. 3. Основной принцип православного почитания святых, истинная причина непочитания святых неправославными. 4. Особенности молитвенной практики, как проявление строя духовной жизни. 5. Основная направленность православной молитвы. 6. Недопустимые моменты в молитве и их отражение в инославной молитвенной практике. 7. Отношение к государству. 8. Присяга, военная служба. 9. Пост и покой субботы. 10. Понятие о прелести. 11. Медитация и медитационная молитва. 12. Видение духов. 13. Чудеса и дар исцелений. 14. Чудеса истинные и ложные. 15. Отношение православия к стремлению к чудесам. Занятие 6. Билет 1. II. Особенности подхода к язычеству. Православное отношение к языческим религиям. Особенности подхода к язычеству. Православное отношение к языческим религиям. Билет 2. II. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. Билет 3. II. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. Билет 4. II. Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну. Л. 1 стр. 94–113. Вопросы для проверочной работы. 1 . Харизматические дары. 2. Особенности говорения на языках в Апостольский период. 3. Духовный опыт глоссолала. 4. Возвращение к апостольским временам. 5. Суть хилиазма. 6. Православное учение о тысячелетнем царстве. 7. Специфичные названия в учении о тысячелетнем царстве. 8. Особенность подхода к Откровению Иоанна Богослова. 9. Сковывание диавола. 10. Тысячелетнее царство и первое воскресение. 11. Освобождение сатаны и окончательная победа над ним. 12. Второе пришествие страшный суд. 13. Новый Иерусалим. Занятие 7. Билет 5. II. Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Мосгейм формулирует также методологические принципы историко-церковного исследования. Он полагает, что историк Церкви должен быть свободен от тенденциозности, под которой он понимает «тройное рабство – времени, людям и мнениям». Фактически это означает отказ от любых попыток модернизации истории. Следование этим принципам делает «Основания» Мосгейма практически первым в историографии объективным исследованием церковно-исторических проблем. Важной научной заслугой Мосгейма является теоретический подход к описываемым событиям, существенно отличающийся от «бытописательства» его предшественников: он стремится установить причинно-следственные связи событий церковной истории. Кроме того, он вводит в круг изучаемых явлений историко-философское окружение Церкви, что позволило ему дать глубокий анализ гностицизма, манихейства, учения Оригена и иных проявлений взаимовлияния античной философии и христианства, указав при этом на опасность «слишком открытого» отношения христиан к философии, часто приводившего к рождению ересей. Таким образом, кстати, Мосгейм пытается уйти от крайностей Магдебургских центурий, поставив на место «врага рода человеческого», господствовавшего там как единственный отрицательный принцип, сам человеческий дух с его привязанностями к языческой древности. История христианства перестает сводиться к манихейскому дуализму, противоборству добра и зла (в стиле зороастрийской истории Ахура Мазды и Анхра Манью), но становится многокрасочной историей борьбы различных мировоззрений, историей людей, рассмотренной с точки зрения истории идей. В то же время для Мосгейма характерно преувеличение влияния внешних обстоятельств на историю Церкви: за исследованием воздействия на Церковь языческой философии и иных внешних факторов он часто оставляет без внимания внутренние движущие силы истории христианского общества, хотя именно они, исходя из его собственного определения предмета церковной истории, и должны были быть в центре исследования. Мосгейм предпринимает первую попытку научной периодизации истории Церкви, выделив (как подчеркивают его критики, на основе внешних по отношению к Церкви обстоятельств) время от зарождения Церкви до Константина Великого , от Константина до Карла Великого, от Карла до Реформации и от Реформации до современности. Однако никаких теоретических оснований для данной периодизации он не приводит. § 2. Историко-критическое направление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[xcii] Маздеизм, или религия магов,– религия населения Древнего Ирана, сосуществовавшая и переплетавшаяся с зороастризмом и имевшая с ним общую священную книгу – Авесту. Верховными божествами у маздеистов являются Ахурамазда – олицетворение добра и Анхра-Майнью – олицетворение зла, позднее к ним прибавился Митра. Маздеизм сводит до минимума роль Заратуштры и допускает погребение знатных людей, тогда как зороастрийцы предоставляют птицам поедать тела умерших, с тем чтобы «нечистый» труп не мог прийти в соприкосновение ни с одной из «чистых» стихий природы. [xciii] Мтацминда – гора, которую А.С. Грибоедов называл «самой поэтической принадлежностью Тбилиси». Она возвышается на 400 м. на правом берегу Куры, протекающей через город. К горе проведены подвесная канатная дорога и самый длинный в мире фуникулер. На Мтацминде располагается тбилисский парк культуры и отдыха, а с 1929 г. открыт пантеон выдающихся писателей и выдающихся деятелей Грузии. Первым, по его завещанию, был похоронен на Мтацминде Грибоедов. [xciv] Метехи – плато с желто-серой скалой, возвышающееся над Тбилиси на левом берегу Куры. На самой высшей его точке расположены развалины бывшего царского замка, а прямо перед ним, на самом краю плато, стоит древняя придворная церковь Метехской Божией Матери, доныне украшающая город. [xcv] Нарикала – крепость на Метехском плато, построенная в IV в. Вместе с Метехским замком была главным военно-оборонительным укреплением Тбилиси. В 1827 г. во время грозы в ее пороховой склад ударила молния; крепость с тех пор не восстанавливалась. [xcvi] Святитель Афанасий Великий (298 или 293 – 373; память 18/31 января и 2/15 мая) – архиепископ Александрийский с 326 г., отец Церкви. Он знал все книги Священного Писания так, как иной не знает и одной из них, по словам свт. Григория Богослова . Был близок с прп. Антонием Великим и другими знаменитыми египетскими пустынниками. Принимал участие в I Вселенском соборе, сорок семь лет занимал святительскую кафедру, в тяжелый период арианских смут был единственным православным епископом на всем Востоке, и судьба вселенского Православия отождествлялась с его судьбой. Вел суровую борьбу с арианами и терпел от них непрерывные злоключения, пятнадцать лет своего епископства провел в изгнании, в том числе шесть – в пустыне. Мирно скончался, немного не дожив до торжества Православия на II Вселенском соборе (381). Его учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу вошло в Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

На западе сражен он, Будь он в истоке Ранхи Или в земли средине.» 484 Анхра – Манью, дэвы, Индра Демоны в Авесте называются дэвами. Их глава Анхра – Манью (Ахриман). Одним из них, отнюдь не главным, является Индра. «Ахриман создает вредных животных, загрязняет воду, отравляет растения и в конце концов доводит до смерти первого, созданного Ахура – Маздой быка и первого человека...». 485 Дэвы несут людям смерть, обман, злодеяния, порчу. Авеста о злых духах «43. Помышляли и размышляли, обдумывали и раздумывали Анхра – Манью, полный смерти, дэв дэвов, дэв Индра, дэв Сару, дэв Нахатья, дэвы Тарви и Заири, Айшма, страшный, злодеятельный дэв, (зима, созданная дэвами), гибель коварная [Акаташа], старость [Заурва] злая, дэв Бути, дэв Дриви, дэв Касви, дэв Патиш, самый дэвовский дэв из дэвов. 44 . Так сказал злодейский Анхра – Манью, полный смерти: «Что на сходке постановили дэвы подлые, злодейские, у вершины Эрэзуры?» 45 . Прибежали, советовались дэвы подлые, злодейские; кричали, рассуждали дэвы подлые, злодейские. Злой обман выдумали дэвы подлые, злодейские: «Это мы постановили на своей сходке у вершины Эрэзуры...» 486 «1. От страны севера, от северных стран [каршваров] примчался Анхра – Манью, полный гибели, из дэвов дэв. Вот что вещал он, зломудрый, полный гибели, этот Анхра – Манью: «Друдж! Ступай, умори непорочного Заратуштру!» помчался друдж, это был дэв Бути, дэв тлена, от которого идет всякая порча на людей». 487 Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период Выше были рассмотрен пантеон протоиндийской религии в его древнейшей форме и пантеон древней религии иранских племен. В обеих религиях ярко выделяются боги, которых можно отождествить с Творцом и Ангелами его и боги, отождествляемые с бесами. Обе религии имеют общий корень, но между ними видны заметные различия, связанные с изменением исходных верований. Отличаются не только имена главных богов (в Ригведе с Творцом можно отождествить Варуну, а в Авесте Ахура – Мазду), но и даже собирательные названия богов и собственно демонов изменились на противоположные. (См. таблицу в конце раздела.) В Ригведе Дэвы – боги, асурами же называются демоны, выступающие против богов и некоторые боги. Позднейшие веды называют асурами только демонов. В Авесте же асурами называют богов, а дэвами только демонов. 488

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

зороастризм, в к-ром бытие и развитие мира основываются на борьбе 2 одинаково вечных божественных начал, благого и злого. Благое начало олицетворяет бог, по-авестийски именуемый Ахура Мазда (среднеперсид. и фарси Ормазд) - Господь мудрый. Ему противостоит злое божество, авест. Анхра-Майнью (среднеперсид. и фарси Ахриман, эллинизированный вариант - Ариман) - Злой дух. Каждого из 2 богов окружает свой пантеон младших божеств (демонов). Радикальный Д. зороастрийской религии носит особый характер. Он не состоит в противопоставлении материального духовному, как в позднейших дуалистических доктринах, но как бы делит надвое каждую из этих сфер бытия. В природе одни объекты сотворены Ахура Маздой, другие (напр., вредные животные, яды) - Анхра-Майнью. В духовной области также различаются, с одной стороны, праведность и добрые помыслы, идущие от Ахура Мазды и его божеств, с другой - греховность и злые помыслы, внушенные Анхра-Майнью и его демонами. На этом основан этический Д. зороастризма (подробнее см.: Stoyanov. 2000. P. 23). В более позднее время возникла разновидность зороастрийской религии, тяготеющая к монизму,- зурванизм ( Zaehner. 1955. P. 419-429). Согласно зурванистской доктрине, Ормазд и Ахриман являются порождениями единого верховного божества по имени Зурван (Время). Это не исключает этического Д. Особого рода Д. лежит в основе древнекит. религ. и философских учений. Основу бытия составляют 2 основных мировых начала - инь и ян (букв. значение этих слов - «пасмурная и солнечная погода» или «теневая и солнечная стороны»). Древнекит. мыслители (начиная примерно с сер. 1-го тыс. до Р. Х.) сделали их термином, обозначающим 2 противоположные стороны бытия. Инь и ян - олицетворение различных противоположных и сменяющих друг друга явлений: тьмы и света, луны и солнца, воды и огня, пассивности и активности, покоя и движения, жен. и муж. начал и т. д. В Ицзин (Книге перемен) инь и ян приобретают характер космических сил, к-рые постоянно взаимодействуют и противоборствуют, благодаря чему возник, существует и изменяется материальный мир, человеческое общество и духовная жизнь.

http://pravenc.ru/text/180507.html

Написанный в XII в. на среднеперсид. языке зороастрийский текст «Бундахишн» сообщает, что Злой Дух Ахриман (Анхра-Майнью) сам сотворил Д. в качестве помощников для борьбы с Духом Добра Ормуздом (Ахура Маздой). Вся последующая иранско-персид. лит-ра (сказания о Рустаме, «Шахнаме» и др.) изобилует сюжетами о сражениях иран. царей и героев с Д. В армии Зла Д.- бесчисленное множество, их образы слабо индивидуализированы. Скорее искусственный характер носит семерка духов Зла, представляющая зеркальное отражение семерки благих богов «Амеша-Спента»: помимо Анхра-Майнью (скверна, разрушительное начало) в нее входят такие персонажи, как Ака-Мана (злая мысль), Друдж (ложь), Душ-Хшатра (трусость, подлость), Тарамаити (ложная гордость, спесь), Аветат (ничтожество, деградация, болезнь) и Меретин (смерть). Образы Д. различными историческими путями стали известны и сохранились в фольклоре мн. народов. У таджиков Д.- великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами, но встречаются и представления о Д. как благих существах: такова Дэви Сафед (белая богиня), покровительница прях. Как злые духи, ужасные многоголовые великаны-людоеды, Д. известны в армян. и груз. мифологии и фольклоре. Сказки о Д. в виде циклопов, обычно живущих в пещерах по неск. братьев и с матерью и промышляющих охотой, распространены у дагестан. народов, турок и народов Ср. Азии. Как злые духи, Д. известны в мифологиях многочисленных тюркоязычных народов М. и Ср. Азии, Казахстана, Кавказа, Зап. Сибири, Поволжья и гагаузов. Впрочем, не везде Д. ассоциируются исключительно со злом. Так, в мифах узбеков Хорезмского оазиса Д. выступают как строители мн. древних крепостей и городов, в шаманских мифах узбеков, казахов и киргизов они фигурируют в числе духов, помощников шаманов. У славян Д. известен как див, дива и в др. сходных формах: с одной стороны, сохранился оттенок значения «божественного», «небесного» (ср. рус. диво), с другой - видимо, посредством иран. влияния персонажи с этим именем - жен.

http://pravenc.ru/text/180804.html

Там находился ее главный храм Парфенон, где была установлена статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия. Статуя высотой около 12 метров была выполнена из золота и слоновой кости. В Афинах богиню-покровительницу считали хранительницей законов и государственности. В Риме Афине соответствовала Минерва, являвшаяся одной из фигур Капитолийской триады (вместе с Юпитером и Юноной) 25 Ахурамазда, в зороастризме – главное божество, «Господь Премудрый», олицетворение света, добра. Противостоит Анхра-манью, владыке тьмы и зла. Оба божества изначальны. В манихействе Ормазд (Ахурамазда) – сын «Отца света», которому противостоит владыка тьмы Анхра-манью (Ахриман). Поскольку, по учению Мани, в существующем мире идет борьба сил света и тьмы (а материальное начало относится к силам тьмы и зла), то человек должен стремиться очиститься от элементов зла. К таким элементам Мани относил собственность, вступление в брак, поедание мяса, питье вина и т. д. Отсюда вытекал аскетизм «совершенных» в манихействе 93 Баронт, франкский монах, чей рассказ о видении был записан в 679 г. («Видение Баронта»), скорее всего, не им самим, а с его слов другим монахом 94 Батый (Бату-хан), 1208–1255 гг. – основатель Золотой Орды, внук Чингис-хана, сын Джучи. После смерти отца унаследовал его улус. На курултае 1235 г. при великом хане Угэдэе был поставлен во главе похода на запад, в котором войска из его улуса составили главную ударную силу. Численность монгольской армии, двинувшейся в 1236 г. на запад, по разным сведениям составляла от 60 до 300 тыс. воинов. Осенью 1236 г. войска Батыя обрушились на Волжскую Булгарию, а весной 1237 г. двинулись далее на запад, покорив башкир, мордву, заставив половцев уйти за Дон. С наступлением зимы Батый вторгся в Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. Батый штурмом взял Рязань. В начале февраля 1238 г. после 8-дневной осады пал Владимир. Возвратившись из похода на Северо-Восточную Русь, Батый занялся подготовкой нового большого похода на запад. Осенью 1240 г. монголы осадили Киев и после яростного штурма захватили город. Затем Батый вторгся в Галицко-Волынское княжество. Взяв Владимир-Волынский и Галич, монголы вторглись в Польшу и Венгрию. В Польше монголы захватили Краков, в Силезии разгромили в битве у Легницы в апреле 1241 г. войско князя Генриха. В Венгрии были взяты Пешт, Темешвар и другие города. После яростного штурма монголы взяли город Эстергом и вырезали всех его жителей и защитников. Батый направил отряд для преследования венгерского короля Белы IV. В погоне за ним монголы захватили Загреб и вышли к побережью Адриатического моря. Нашествие Батыя вызвало панику в государствах Западной Европы, но монгольское наступление прекратилось после получения Батыем известия о смерти великого хана Угэдэя. Назревала борьба за власть в Монгольской державе, и Батый приказал войску возвращаться. Расположив свою ставку на Волге в 1243 г. Батый основал фактически самостоятельное монгольское государство Золотая Орда (со столицей Сарай-Берке) 135

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004