P. 63-78; Zekiyan B. L. The Religious Quarrels of the XIVth Cent. Preluding to the Subsequent Divisions and Ecclesiological Status of the Armenian Church//Studi sull " oriente cristiano. R., 1997. Vol. 1. P. 164-180; Schmidt A., Halfter P. Der Brief des Papstes Innozenz II an den armenischen Katholikos Gregor III: Ein venig beachtetes Dokument zur Geschichte der Synode von Jerusalem (Ostern 1141)//AHC. 1999. Bd. 31. S. 50-71; Закиров А. И. Киликийско-румские отношения в 1211-1216 гг.//АДСВ. 2001. Вып. 32. С. 180-192; Thompson R. W. The Crusades through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World/Ed. A. Laiou-Thomadakis, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; Тамразян Г. Григор Нарекаци и киликийская школа поэтического искусства//ИФЖ. 2003. 2. С. 40-58; Тер-Петросян Л. Крестоносцы и армяне. Ереван, 2005-2007. 2 т. (на арм. яз.); Akopian A. A. Historical-Geographical and Lithographic Studies: Artsakh and Utik. W.; Yerevan, 2009; Aug é I. L " ambassade de Nersês Lambronatsi à Constantinople (1197)//L " Église arménienne entre Grecs et Latins. 2009. P. 49-62; Chevalier M.-A. Les orders religieux-militaires en Arménie cilicienne. P., 2009; Гарсоян Н. Беспорочное вино святой чаши причащения в Армянской Церкви//Эчмиадзин. 2010. Т. 66. 7. С. 12-30 (на арм. яз.). С формированием К. А. начался новый этап развития арм. литературы, который исследователи называют «серебряным веком». В ней не только укоренились и в нек-рых случаях возобновились древние традиции арм. письменности, но и появились новые формы и жанры. Тесное соприкосновение К. А. с западноевроп. гос-вами, участие в крестовых походах, обширные торговые связи также наложили отпечаток на арм. лит-ру и традиции образования в К. А. Претерпел изменения и арм. язык: для эпохи К. А. характерен киликийский, близкий к разговорному среднеармянскому (лит. арм. язык XI-XVII вв.), пришедший на смену прежнему лит. языку - грабару (букв.- «письменный»). Среднеарм. язык со множеством заимствований из др.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Киликийский католикос, помимо своей духовной власти над армянами своей юрисдикции, имеет еще и светскую власть, которая была дана ему на основании конституции 1860 г., утвержденной турецким правительством (1863) с целью урегулирования вопросов армянского населения в Турции. После выделения Сирии и Ливана в самостоятельные государства правительства этих стран, а также Балкан, Европы и Египта признали ее частной конституцией, регулирующей церковную и национальную жизнь армянских общин. С 1941 г. эта конституция была дополнена двумя законодательными пунктами: 1) об избрании католикоса и отношении его к епископам (38 статей) и 2) о правилах монашеской общины и монашеского братства Католикосата, — получила наименование “Особого Киликийского Положения” 43 . Между прочим 11-я статья этого “Положения” дает Киликийскому католикосу два голоса при избрании Эчмиадзинского католикоса, который имеет ту же привилегию при избрании Киликийского. Несмотря на то, что оба католикоса были совершенно независимы в управлении своими Церквами, отношения между ними бывали порой натянутыми. Так, хиротония Киликийским католикосом епископа Анкары, находившейся в юрисдикции Эчмиадзина, вызвала раскол, ликвидированный Иерусалимским собором 1652 г. Эчмидзианский католикос Геворк IV (1866–1882) со своей стороны стремился к тому, чтобы управлять всей Армянской Церковью, и возникшее от этого столкновение с Киликийским католикосом Мекертихом I закончилось лишь со смертью Георга IV, когда его преемник Мекертих I Керимян (1892–1907) направил поздравительное послание Киликийскому Исааку II, вследствие чего положение урегулировалось. Оба католикоса, стремясь укрепить братские связи друг с другом, приняли решение (Эчмиадзинский в 1925, а Киликийский в 1941) 44 , предусматривающее представительство другого католикосата во время выборов кандидатов на патриарший престол. Однако это решение вызвало в дальнейшем новые затруднения. После смерти в июне 1952 г. Киликийского католикоса Гарегина Ховсепяна местные армяне высказались за кандидатуру Сареха Паясляна (1956–1962), однако патриарх Вазген выступил против этого избрания.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

С. 365). Записав сведения о монголах со слов кор. Хетума, К. Г. добавил их в «Историю Армении» к своим впечатлениям побывавшего в монг. плену очевидца. К. Г. был знаком и со мн. др. видными деятелями своего времени - с князьями Прошем, Григором, Курдом; его школьным товарищем был Вардан Аревелци, в 1265 г. по совету К. Г. составивший комментарий на Книгу Песнь Песней Соломона. В 1268-1269 гг. К. Г. побывал в Киликийской Армении и вернулся в Нор-Гетик. По сообщению Григора Акнерци, К. Г. умер в 720 г. по арм. счислению лет (1271), в один год с Варданом Аревелци ( Магакия Абега. 1871. С. 55). «Историю Армении» К. Г. начал писать в 1241 г., во время праздника Пятидесятницы (19 мая). Сочинение состоит из 2 частей. Первая представляет собой компиляцию из текстов более ранних авторов, описывавших события с нач. IV в. до 1197 г. Это своеобразный обзор арм. истории со времени принятия христианства как гос. религии и до монголо-татар. нашествия. 2-я часть основана на устных свидетельствах современников и наблюдениях автора как участника событий. В ней подробно рассказано о нашествии хорезмшаха Джелал-ад-Дина и монголо-татар на земли Армении, летопись доведена до событий 1265 г. В сочинение включены различные документы богословского, церковно-канонического и политического содержания. Поскольку в произведении нет записи о его завершении или обобщающей концовки, предполагается, что «История Армении» осталась незавершенной. Последняя глава явно не окончена: рассказ о войне между двоюродными братьями, монг. ханами Хулагу и Берке, прерывается на описании расположения войск. Сочинение является важным источником по истории монг. владычества в Армении и сопредельных странах, описывает быт, нравы, общественный строй и даже язык монголов, содержит сведения о политической истории гос-ва Хулагуидов, стран Ср. Востока, а также данные по истории Киликийской Армении. Источники, к-рыми пользовался К. Г. в работе над «Историей Армении», в основном указаны им в преамбуле - это документы религ. и богословского содержания, церковно-канонические и политические грамоты, житийная лит-ра, Свящ. Писание, сочинения Евсевия Кесарийского («великий Евсевий» - История Армении. 1976. С. 43) и Сократа Схоластика («многомудрый Сократ» - Там же. С. 44), а также деятелей Армянской Церкви и арм. историков, как древних, так и средневековых, которые перечислены в хронологическом порядке. Наиболее важными для К. Г. были труды Мовсеса Каланкатуаци и Самуэла Анеци; упоминаются и не сохранившиеся сочинения Ованнеса Саркавага и Ванакана Вардапета и др. Подобно Степаносу Орбеляну, К. Г. часто использовал в работе и арм. лапидарные надписи.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Своими миниатюрами Евангелие перекликается с группой царских рукописей. Влияние этой группы усматривается в иллюстрациях 2 Евангелий 1290 г. (Матен. 5736; ГЭ. 5-835), Евангелия 1295 г. (Матен. 6290), созданных миниатюристом из Дразарка Торосом Философом. Художественный подъем, вызванный творчеством Тороса Рослина и его последователей, особенно миниатюриста Евангелия царицы Керан, в течение XIV в. постепенно спадает. Некоторые миниатюристы продолжают традиции живописцев предыдущего столетия, но со временем книжное искусство К. А. теряет художественные достоинства из-за обострившихся политических условий и общего ослабления страны. Последним крупным миниатюристом XIV в. был Саркис Пицак, работавший в Дразарке, Сисе, Скевре и др. городах и мон-рях. Сохранилось ок. 50 рукописей с миниатюрами этого художника. Лит.: Tchobanian A. La Roseraie d " Arménie. P., 1918-1929. 3 t.; Der Nersessian S. Manuscrits arméniens illustrés des XIIe, XIIIe et XIVe siècles de la Bibliothèque des Pères Mekhitharistes de Venise. P., 1937; idem. A Catalogue of Armenian Manuscripts with an Introd. on the History of Armenian Art/Chester Beatty Library. Dublin, 1958. 2 vol.; idem. Armenian Manuscripts in the Freer Gallery of Art. Wash., 1963; idem. Armenian Manuscripts in the Walters Art Gallery. Baltimore, 1973; idem. Études Byzantines et Arméniennes. Louvain, 1973; idem. L " Art Arménien dès origines au XVIIe siècle. P., 1977; idem. Miniature Painting in the Armenian Kingdom of Cilicia from the XIIth to the XIVth Cent. Wash., 1993. 2 vol.; Орбели И. А. Киликийская серебряная чаша кон. XII в.//Памятники эпохи Руставели. Л., 1938. C. 261-274; он же. Дорожный ковшик XII-XIII вв.//Там же. С. 275-288; Свирин А. Н. Миниатюра Др. Армении. М.; Л., 1939; Sakisian A. Pages d " art arménien. P., 1940; Дрампян Р. Г. Изучение арм. средневек. живописи: Ее история и современное состояние//Изв. АН Армянской ССР. Обществ. науки. 1946. 6. С. 35-54; Дурново Л. А. (Дурнова Л. А.). Портретные изображения на первом заглавном листе Чашоца 1288 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

4. С. 63-69; она же. Древнеармянская миниатюра. Ереван, 1952; eadem (Dournovo L. A.). Miniatures arméniennes/Préf. S. der Nersessian. P., 1960; она же. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979; Измайлова Т. А. Киликийская рукопись 1290 г. и ее мастер Торос Философ//Сообщ. ГЭ. Л., 1962. Вып. 23. С. 45-49; она же. Армянские иллюстрированные рукописи Гос. Эрмитажа//Тр. ГЭ. Л., 1969. Т. 10. С. 110-141; она же. Рукопись 1200 г. (Матенадаран, 2589)//ВВ. 1981. T. 42. C. 129-138; она же. Истоки армянской миниатюрной живописи Киликии XII в. и Черная Гора//Вестн. Ереванского ун-та. 1988. 3. С. 36-46; она же. Мастер и образец: Ромклайская модель, 2-я пол. XII - нач. XIII в.//ИФЖ. 1989. 3. С. 174-191; Janashian M. Armenian Miniature Painting of the Monastic Library at San Lazzaro. Venice, 1966; Армянская миниатюра/Вступ. ст.: Л. А. Дурново; ред., предисл.: Р. Г. Дрампян. Ереван, 1967; Каковкин А. Я. К вопросу о скеврском складне 1293 г.//ВВ. 1969. Т. 30. С. 195-204; он же. Серебряный оклад 1255 г. Евангелия 1249 г.//Вестн. Матенадарана. Ереван, 1969. 9. С. 163-172; он же. К вопросу о визант. влиянии на арм. памятники художественного серебра//ИФЖ. 1973. 1. С. 49-60; он же. О «реликварии времени Гетума»//Там же. 1974. 3. С. 263-266; он же. Элементы западной иконографии в арм. памятниках художественного серебра XIII-XVI вв.//ВВ. 1976. T. 37. C. 212-218; он же. Скеврский складень 1293 г.//Вестн. общественных наук. Ереван, 1978. 1. C. 92-97; он же. Памятник арм. среброделия XIV в.//Там же. 1980. 10. С. 69-80; Treasures of the Armenian Patriarchate of Jerusalem/Ed. A. Mekhitarian. Jerusalem, 1969; Пуцко В. Г. О двух фигурах на скеврском реликварии 1293 г.//ИФЖ. 1972. 2. С. 274-278; Grape W. Grenzprobleme der byzantinischen Malerei: Über die Grenzen der stilbildenden Rolle der byzantinischen Kunst für einzelne Buchmalereizentren in ihrem Einflusbereich: Diss. W., 1973; Buschhausen Heide, Buschhausen Helmut, Zimmermann E. Die illuminierten armenischen Handschriften der Mechitharisten-Congregation in Wien.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

16. Просияв такими лучами и просветив ими Антиохию, Петр окончил свои земные подвиги, ожидая венца, уготованного победоносцам. Я окончу здесь повествование о нем, моля его и теперь удостоить меня того же благословения, каким наслаждался я при его жизни.   X. ФЕОДОСИЙ   1. Есть киликийский город Росс, остающийся по правую руку у того, кто вплывает в Киликийский залив. К юго–востоку от него есть высокая, обширная и тенистая гора, которая в своих чащах питает и диких зверей. На этой-то горе великий и славный Феодосий, найдя одну долину, спускающуюся к морю, и построил небольшой домик, возжелав в уединении проводить жизнь Евангельскую. Хотя этот муж происходил из Антиохии и был известен знатностью своего рода, однако он оставил и дом, и родных, и всё прочее, приобретя то, что в Евангелии называется драгоценной жемчужиной (Мф. 13, 46). 2. Тем, которые видели его товарищей и учеников, узревая в них его образ жизни, излишне говорить о его воздержании, лежании на земле и о власянице. В этом отношении он был чрезвычайно строгий подвижник, представляющий собой поразительный пример своим ученикам. Кроме того, он возложил себе на шею, поясницу и обе руки железные вериги, носил отпущенные волосы, доходившие до ног, и даже еще более длинные, вследствие чего он и обвязывал ими Непрерывным подвигом молитвы и псалмопения он усыпил похоть, гнев, гордость и других диких зверей в душе. Постоянно добавляя новые подвиги к прежним, Феодосий, вместе с тем, занимал и руки работой: то плёл так называемые опахала и коробочки, то обрабатывал небольшие пашни, сеял на них семена и собирал необходимые плоды для своего пропитания. 3. Спустя некоторое время молва о нём распространилась повсюду, и многие со всех сторон стали стекаться к нему, изъявляя желание присоединиться к нему в его обители, разделить его труды и приобщиться к его образу жизни. Принимая их, Феодосий вёл их по тому же пути жизни. Одних из них можно было видеть за тканьём парусов и власяниц, других за плетением опахал и коробочек, а третьих — за обработкой земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Разгневанный тем, что папа и король Филипп не выполнили своих обещаний, католикос Месроп I Артазеци (1359–1372) в 1361 г. созвал VIII Сисский собор, велел отменить все принятые ранее нововведения, ставшие следствием ошибочной пролатинской ориентации киликийских царей. После падения Киликийского армянского государства страна постепенно разорялась, началась массовая эмиграция, патриарший престол превратился в игрушку в руках чужеземцев. В этой политической ситуации в исторической Армении зародилась идея возвращения патриаршего престола в св. Эчмиадзин, куда он и был перемещен в 1441 г. 3. Армянская культура XII века На протяжении своего существования Киликийское армянское царство постепенно превратилось в колыбель армянской средневековой культуры; большая часть известных ныне древнеармянских рукописей дошла до нас в списках, происходящих из киликийских монастырей. XII в. по праву считается серебряным веком армянской культуры. Эмиграция из областей исторической Армении способствовала возникновению очагов армянской культуры в странах Европы, Азии и Африки. Если золотой век (V в.) стал для Армении временем национально-государственного и религиозного самоутверждения, которое проходило в упорном противостоянии с персами и византийцами, пытавшимися ассимилировать ее население, то в XII в. обновленная Армения была открыта для восприятия культурных традиций других народов. Тесные контакты с крестоносцами, постоянное присутствие в Киликии западных купцов и ремесленников ускорили процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур Запада и Востока. Относительная европеизация административной системы Киликии и жизни двора привели к включению в армянский лексикон большого числа французских слов, широкому распространению наряду с армянским языком французского и латинского, постепенно сложилась даже франко-армянская литературная традиция. В вв. в Киликии творили выдающиеся художники-миниатюристы Торос Рослин и Саркис Пицак, работы которых, выдержанные в традициях классических армянских канонов, по сей день поражают выразительностью, удивительной точностью рисунка и яркостью красок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУЛА Дула († нач. IV в.), мч. Киликийский (пам. 15 июня); в миру Татиан. Сведения о Д. содержатся в греч. анонимном Мученичестве (BHG, N 567), в его позднейших кратких редакциях (BHG, N 567e - 567f) и в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.). Память Д. вместе с памятью мч. Вонифатия Римского есть также в арм. Минологии (XVII в.) под 28 июня (Medieval Armenian Manuscripts. P. 113). Согласно Мученичеству, Д. происходил из г. Преториада, в пров. Киликия Первая (М. Азия, совр. Турция), из знатной семьи. Во время гонений на христиан правителю (эпарху) Киликии Максиму донесли на Д. как на христианина. По приказу Максима Д. был схвачен и приведен на суд в киликийский г. Зефирий. Д. дерзко отвечал на вопросы Максима и отказался поклониться идолам, за что правитель приказал подвесить его за руки и бить палками. После истязаний Д. убеждали предпочесть Аполлона Христу. Д. ответил, что не может назвать богом того, кто, будучи влюблен в нимфу Дафну, не смог добиться от нее взаимности. Максим приказал пытать Д., а затем заковать в кандалы и заточить в темницу. Через 5 дней он вновь потребовал привести Д., если тот еще не скончался от ран, но обнаружил, что все раны на теле узника затянулись. В ответ на вопрос, как ему удалось исцелиться, Д. ответил, что Христос подготовил его тело к дальнейшим мучениям. На допросе Д. опять обличал ничтожество языческих богов на примере истории о суде Париса, показывая, насколько развратны Афродита и Артемида. Претерпевая мучения (святому облили голову маслом и приложили раскаленные угли, разодрали спину железом и залили в раны уксус), Д. старался обратить Максима в христ. веру. На следующее утро Д. привели на капище и насильно накормили мясом идоложертвенных животных, затем подвесили, вспороли ему живот и раздробили кости шеи и подбородка, чтобы он не мог больше обличать богов. На др. день его повезли в г. Тарс, по дороге Д. скончался. Его тело бросили в ручей, к-рый протекал через Зефирий, собаки пастухов учуяли тело, прибитое к берегу. Пастухи с почестями похоронили останки святого.

http://pravenc.ru/text/180568.html

В начале понтификата К. в Римской курии состояло 400 чел., в 1308-1309 гг. ее численность возросла до 450, а к концу понтификата - до 579 чел. Курия делилась примерно поровну на адм. и личные службы папы (провизия, кухня, конюшня и винные погреба). Ок. 1308 г. из-за постоянных перемещений курии для содержания и обслуживания конюшни в помощь 6 конюхам-«римлянам» было нанято 15 гасконцев. Еще 50 гасконцев составляли папский эскорт и охрану во время путешествий; они пополнили ряды папских сержантов (в 1307 в курии было 33 сержанта, в 1308 -24). К традиционной для папской курии группе капелланов, камерариев и врачей К., имевший слабое здоровье, добавил службу аптекарей. Среди персонала личных служб К. предпочитал видеть гасконцев. Юрисдикция отдельных служб была расширена: так, в 1307 г. глава Апостольской палаты получил право выносить судебные решения по всем делам, связанным с бенефициями. Крестовый поход Важнейшей задачей К. считал возрождение крестоносного движения и освобождение Св. земли. Папа пытался объединить европ. правителей для организации нового крестового похода: он улаживал разногласия между государями, предоставлял им различные субсидии, неоднократно заявлял, что папская курия готова приложить все усилия к подготовке крестового похода (Regestum Clementis. 1882-1895. N 750-753, 1247-1248, 1250, 2148, 2987, 2988, 2992, 3010). Положение христиан на Ближ. Востоке существенно ухудшилось после падения Акры, последней крепости крестоносцев в Палестине (1291). В 1304 г. Газан-хан, ильхан Ирана, провозгласил ислам офиц. религией в своей стране (хотя сам ильхан не оставлял попыток заключить союз с европейцами и направлял посольства к папе). К. стремился защитить от мусульм. экспансии Киликийскую Армению и Кипр . В 1306 г. ко двору К., находившемуся тогда в Пуатье, прибыл Хетум из Корика, посланник регента Хетума II, с предложением организовать совместные военные действия против мусульман ( Осипян. 2007). Папа буллой «Exsurgat Deus» от 11 авг. 1308 г. призвал госпитальеров ( Мальтийский орден ) организовать оборону Киликийской Армении и Кипра от мамлюков и турок. Духовно-рыцарские ордены госпитальеров и тамплиеров оказывали армянам помощь в защите гос-ва, но они не пользовались поддержкой местного населения; согласно донесениям Жака де Моле, магистра ордена тамплиеров, армяне относились к западноевроп. рыцарям с подозрением. На Кипре также возникали конфликты между духовно-рыцарскими орденами и местными правителями. После отречения кор. Генриха II Лузиньяна (1285-1306, 1310-1324) к власти на Кипре пришел его брат Амальрик Тирский (1306-1310), к-рый был убит в результате заговора баронов; вину за его убийство возложили на госпитальеров. Однако легатам К., прибывшим на Кипр незадолго до гибели Амальрика, удалось добиться заключения мирного договора между кор. Генрихом II, вдовой Амальрика Изабеллой и Ошином, кор. Киликийской Армении (1309-1320).

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Ис.49:7 ), в особенности заселили отдаленную от столицы языческого мира и смежную с их первоначальной родиной малоазийскую провинцию. Здесь они жили смешанно между язычниками и приобрели для своих синагог множество «чтущих Бога» язычников. Сверх того, известно, что ап. Павел, апостол язычников, апостол «наиболее всех потрудившийся» в распространении Евангелия, был «родом из Тарса небезызвестного Киликийского города и воспитан в сем городе» ( Деян.21:39, 22:3 ). Отсюда вполне естественно, что христианство нашло себе самую благодарную почву в Малой Азии: оно перешло здесь от иудеев к язычникам прозелитам иудейства, чтобы затем перейти и к язычникам не прозелитам иудейства; в уроженце «небезызвестного Киликийского города» явился самый ревностный апостол христианства для Малой Азии. Действительно, в Италии в первое время нам известными становятся лишь уверовавшие города Рима, к которым и написано было одно из посланий ап. Павла 3 . В Греции христианство распространилось правда шире, и именно во второе апостольское путешествие Павла оно утвердилось в городах Македонии – Филиппах, Фессалониках и Верии, и затем в Коринфе и Ахаии; но в главном центре греческой образованности Афинах, проповедь Евангелия мало имела успеха, и в третье свое путешествие ап. Павел, посетив Грецию, ограничился лишь утверждением в вере церквей, основанных прежде. Совсем иное мы видим в Малой Азии 4 . Уже к концу первого апостольского путешествия Павла были просвещены христианством Сирия, Кипр, Памфилия, Писидия и Ликаония 5 . Затем во второе и третье путешествие ап. Павел, посещая большую часть из церквей, основанных им прежде, распространил проповедь Евангелия во Фригии, Галатии, Вифинии и Асии 6 и к концу своей апостольской деятельности наблюдал за устройством церквей Ефеса и Крита. Кроме означенных стран упоминаются в Новом Завете еще обширные малоазийские страны – Понт и Каппадокия ( 1Пет.1:1 ). Таким образом, вся Малая Азия с главными островами – Кипром и Критом, была просвещена христианством в век апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010