Как общую особенность домонгольского богослужения можно отметить такой необычный порядок: при исполнении прокимнов и аллилуариев архиереи и священники имели право сидеть. Из мирян такое право имели только князья. На Литургии не было нынешних входных молитв, их заменял комплекс молитв священника за себя, за всех собравшихся, за живых и умерших. При совершении проскомидии в то время не имело принципиального значения количество просфор: Служебник преп. Антония Римлянина вообще не указывает их числа. Позволялось даже служить на одной просфоре, если негде было приобрести большего количества. Обычно служили на трех просфорах. Нынешний проскомидийный чин окончательно сложился только в XIV-XV вв. Имелась еще одна особенность – в то время проскомидию еще разрешалось совершать диаконам. При совершении литургии имел место целый ряд специфических особенностей. Например, после Великого Входа и перенесения Даров на Престол следовало омовение рук. Затем предстоятель трижды поклонялся перед Престолом, а остальные священники возглашали ему «многая лета», чего не было ни в греческой, ни в латинской практике. Такое же многолетие полагалось после возгласа «Святая святым». Священнослужители не читали тайно «Херувимскую», она исполнялась только певчими на клиросе. При приготовлении Св. Даров для причастия священник произносил некоторые молитвы, заимствованные из Литургии св. апостола Иакова. Другие особенности богослужения в Киевский период были связаны, главным образом, с общепринятым со 2-й половины XI в. Студийским уставом. Учительный момент особенно подчеркивался в период христианизации Руси. Поэтому в соответствии с студийской уставной традицией, службу в большей степени не пели, а именно читали. Она была несколько короче по продолжительности, чем в иерусалимской традиции. Это делалось для того, чтобы люди могли легче усвоить то, что читается, глубже постичь содержание богослужения. Быть может, в чем-то поступались красотой православной службы ради большего учительного эффекта. Одной из наиболее характерных особенностей Студийского устава было то, что в течение всего года не полагалось всенощного бдения, за исключением дней великих Господских праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петербург 558 (Дмитриевский А. А. II. P. 501. См. прим. 1114 ниже). 1114 Эта рукопись описана Орловым как кодекс XIVXV вв., ранее принадлежавший архимандриту Антонию, бывшему начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме (Орлов. С. XII). Текст ВАС опубликован: Дмитриевский А. А. II. С. 501. 1115 О происхождении этого диатаксиса Жакоб замечает: «так как он находится в рукописи, содержащей типикон св. Саввы, вряд ли можно сказать, что он отражает иерусалимские обычаи той эпохи» (Formulaire. P. 439. Прим. 6). Диатаксис не дает полного текста диалога, но по инципиту можно предположить, что он сообразуется с диатаксисом списка Петербург 558, который мы упоминали. 1119 См., например, Grottaferrata Γβ. IV, ff. 7r, 21r; Sinai 966, Дмитриевский А. А. II, С. 205206 и т. д. 1120 См., например, Jacob A. Toscan. P. 150; Karlsruhe EM 6 (ed. Engdahl. P. 20, 60: ЗЛАТ и ВАС); Ottoboni Gr. 344 (f. 152r), Ambros. Gr. 167 (ЗЛАТ и ВАС, ff. 20r-v; 70r); Jacob A. Otrante (ВАС). P. 69; Sinai 966 (Дмитриевский А. А. II. P. 204205: ЗЛАТ и ВАС), Grottaferrata Γβ XIX (f. 9r). 1122 Дмитриевский А. А. II. С. 311; также Habert. P. 77 и архиерейский чин по списку Ethnike bibl. 754 (XVII в.); Trempelas. P. 84 (apparatus). 1124 См. рукописи XII в. Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (списки Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский, Описание III, 1. P. 2, 6); шесть списков, изданных Муретовым (К материалам. С. 8689), древнейший из которых список Петербург Акад. 518 (XII в.); также Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. С. 154); Vatican Slav. 14 (диатаксис Филофея, Ibid. P. 185); различные списки, цитируемые Петровским (Petrovskij А. Redaction slave. P. 867, 889); Орлов. С. 143145 (ВАС) ; и Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 187. 1125 Jacob A. Formulaire. P. 359. Это может быть результатом латинского влияния, но использование этого псалма в обряде accessus ad altare показывает, что переписчик имел представление, что обряд приближения к престолу начинается именно здесь. 1126 См. Муретов C. К материалам. С. 4. В кодексе Grottaferrata Γβ XIX (1591 г.) священник целует престол и поворачивается к народу (f. 9r) – очевидный латинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

P. 320, 27); Петербург 226, Севастьянов 474 (только инципит), Vatican 1170 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 147, 250, 289); Grottaferrata Γβ IV (f. 21v), Grottaferrata Γβ XX (BAS. f. 39v), Γβ XII (BAS, f. 59r), Γβ III (Кодекс Фаласки, Goar. P. 88); Stavrou 109; Bacha C. Versions arabes. P. 459; Paris Gr. 328 (p. 41) и 391 (f. 17v); Paris Coislin Gr. 214 (f. l0r); Sinai 959 (f. 25r), 1036 (f. 34r), 1037 (f. 34v), 2046 (f. 16v); версия Льва Тосканского, приведенная выше; Karlsruhe EM 6 (Engdahl. P. 22, 62); Oxford Bodleian d. E. 12 (свиток), Auct. E.5.13 (f. 15v), Cromwell 11 (p. 35); Vatican 782 (диатаксис, f. 217v); British Museum Harl. 5561 (f. 13v) и d. 18070 (свиток); и ВАС в свитках Geneva 27 и 274. Из славянских источников, см. Служебник Антония Римлянина, кодекс Синод. 342605, Невоструев-Горский. Описание. III, 1. С. 3; Служебник Л. 21v; Sinai Slav. 40, Vatican Slav. 9 и 10 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154, 160); и списки ВАС (Орлов. С. 159. См. также Протеория//PG 140, 444. 1432 См. кодексы XIV в. Taphou 520, 517, 334; Синод. 261279 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 299, указанная как С. 279); Vatican Slav. 14 (Ibid. P. 165); и списки XVXVI вв. Munich 540 (1416 г., f. 15v) Iviron 373 (780); Geneva 24 и 25 (ВАС); Sinai 1919, 1046, 1047, 1049, 2017, 2037, 2045; Sabas 382 и 48; Sinai Slav. 14 и 15; и греческие и славянские списки ВАС (Орлов. С. 158159). 1436 См. Служебники XII в. Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (кодексы Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский. Описание. III. 1. С. 36); Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154) и позднейший Служебник Владимира Л. 21v); Vatican Slav. 14 и 10 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 160, 165); Sinai Slav. 14, 15, 40 и несколько списков славянской версии ВАС Орлов. С. 159. 1438 Engdahl. P. 22. ВАС (p. 62) является той же самой версией, за исключением возгласа «Возлюбим друг друга», указанного диакону, как и следовало. 1440 Jacob A. Fragments peu connus d’Euchologes otrantais//Bulletin de 1´Institut Historique Belge de Rome.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. отвержение. 66 поскольку от знамения креста Христова вся сила сатанинская исчезает и разрушается. 67 Антихрист печать свою полагать будет на людях, не просто, по со отречением имени Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго крещения, принуждая самого его признать за Бога и поклоняться ему. 68 Благодарение Всевышнему Богу, у нас по сие время молящиеся триперстным сложением, Спасителя нашего Иисуса Христа, и креста, и святаго крещения не отрицаются, но прославляют Отца, и Сына, и Святаго Духа, и поклоняются Святой Троице и ко отречению сего никто не принуждает; а разве кто самопроизвольно отречется, как и есть некоторые из числа развращенных, водимых духом мира сего и демонским, о каковых во многих местах Священного Писания показано; а также и в старопечатном Катихизисе Великом сказано сице: 69 «Вопрос. Каковы убо знамения будут перед пришествием Христовым и перед судным днем? Ответ. Различна и многа. Потом же приидет Антихрист, имать же и чудеса творити мечтанием и лжею, и волхованием, и тогда будет велие гонение и лютое мучение 70 всем в вере живущим, правоверным Христианом, иже воли его не повинуются, и печати на чело и на десную руку свою не приимут. Уже бо ныне многих видим, иже не приемлют на себе Христова крестнаго знамения, спрячь, десницею своею узаконенного воображения не возносят на чело главы своея, и на живот, таже на правое плечо и на левое. Аще убо реченнаго сего Христова крестнаго знамения не приемлют, то уже яве есть, еже имут приняти на чело свое и на десную руку антихристову печать по реченному, идеже бывает света лишение, ту бывает тме пришествие. § 10. В письменных тетрадях сочинения раскольнического случалось мне видеть еще новую клевету на трехперстное сложение. Пишут они, будто бы троеперстного сложения изобретатель был Формос Папа Римский, коим перстосложением оный Папа молился и благословлял, за то после смерти у него оные персты Стефан Папа отрубил. По отсечении первого перста, изыде смрад велий. По отсечении второго перста, расступися земля. По отсечении третьего перста, изыде пламя (огнь) из земли, потом Стефан Папа благослови оное место, обычно двуперстным сложением, земля покры сие место. (До зде из раскольнических тетрадей). 71 Ответствую. Трехперстное сложение наше есть древнейшее Греко-Восточной Православной Церкви обычное преданиеф, а не Формоса Римлянина изобретение. Римляни тремя перстами не благословляют, и не молятся, но одним или двумя, а другие всеми пятью перстами благословляют и молятся 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Епистолия на римляни (т.е. против латинян) 1247 включает полемику против Аристотеля и Платона, что позволяет предполагать ее византийское происхождение, хотя греческий оригинал не обнаружен 1248 . Во всяком случае, можно думать, что автором был кто–либо из греческих клириков, пребывавших на Руси. Главная тема Епистолии – относительно миролюбивое изложение проблемы опресноков в связи с догматом воплощения, так что дискуссия затрагивает важнейшие христологические ереси, причем немалое внимание уделено также и апостолу Петру, и Риму. В более детальном изучении нуждается Слово об отпадении латин (по рукописи XV в.). Оно начинается перечислением римских пап, занимавших престол после Седьмого Вселенского (Второго Никейского) собора 787 г., которые еще соблюдали истинную веру в том виде, как она сформулирована в Никейском Символе и исповедуется четырьмя прочими патриархами (константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским). Однако потом папа Лев (III) призвал в Рим франка Карла (Великого), в окружении которого находились приверженцы ересей Ария и Аполлинария. Они смутили верующих учением о Filioque и введением литургии на опресноках. По просьбе папы в Рим должен был явиться Михаил Синкелл с некоторым числом своих учеников, дабы восстановить чистоту веры. Однако по дороге он умер, задержавшись в Константинополе в разгар иконоборческих гонений. Тогда Лев велел выставить у храма Св. Петра две старые скрижали 1249 с апостольским исповеданием веры. Таким образом, вплоть до пап Адриана (I) и Стефана (IV) Рим пребывал в единомыслии с остальными патриархами, и только папа Формоз (891–896) 1250 втайне начал исповедовать Filioque (хотя публично продолжал придерживаться прежней веры), сторонниками которого стали и его преемники. Впоследствии папа Христофор (903 904) ввел Filioque в Символ веры, за что и был исключен из числа патриархов константинопольским патриархом Сергием (II). После Христофора и по сей день было 24 папы, которых постигла та же участь, а при патриархе (Михаиле I) Кируларии, занимавшем кафедру после Сергия (II), 22-го по счету от патриарха Тарасия, латиняне были осуждены как еретики. При таком количестве исторических ляпсусов (на которых мы не имеем возможности останавливаться) об этом Слове с определенностью можно сказать лишь то, что написано оно было после взаимного отлучения 1054 г. и что автор его был знаком с почерком византийской церковной историографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Книга на Енох – апокрифен текст, написан в I в. пр. Р.Хр. от името на старозаветния патриарх и пръв пророк Енох. Написаната от неизвестен автор (или автори) книга на Енох повествува за преселването на Енох на небето, където той наблюдавал въстанието на Синовете Божии, картини от бъдещия край на света и пр. Авторските видения и пророчества съставят въпросната книга. Въпреки нейната неканоничност, в раннохристиянската литература книгата на Енох се ползувала с авторитет. Но след окончателното установяване канона на Св. Писание, авторитетът на книгата Енох угаснал, а текстът й изчезнал. Бил намерен отново едва в 1773 г. на етиопски (амхара) език, в двоен превод. Впоследствие, при разкопките в Ахмим (Египет) били намерени два големи фрагмента на гръцкия текст, а в Кумран (Палестина) – в повече на брой, кратки арамейски фрагменти. Еон (гр.) – според гностиците – духовна същност която изтича (еманира) от върховния Бог. Епархия (гр. παρχα) – църковно-административна единица, управлявана от архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Епикурейство – учение на древногръцкия философ Епикур (341 –270), който обяснявал света на основата на атомистическото учение и на стремежа на човека към щастие. Епископ (от гр. «епископос» – надзирател) – духовно лице (свещенослужител) от третата, най-висшата степен на църковната йерархия. Първите епископи са били светите апостоли. Те ръкоположили от своя страна други лица за епископи (от гр. надзорник), презвитери (от гр. старейшина) и дякони (от гр. служител). Виж. Апостолска приемственост. Първоначално дяконите прислужвали на църковните трапези, а по късно започнали да прислужват и при богослужение. За епископи се избират и ръкополагат най-достойните, най-подготвените и богопосветени лица от монасите. Епископът се ръкополага най-малко от двама архиереи. Той извършва самостоятелно всички тайнства и треби; обладава върховната власт в управлението на епархията (църковния окръг). В Българската православна църква епархийските архиереи се наричат митрополити. Епископите у нас нямат епархия, а заемат висши длъжности по управлението в Църквата, в повечето случаи като викарии (помощници) на митрополитите. Те носят име на древноцърковни епархии, които днес не съществуват. Хорепископ или викарен епископ, митрополит, архиепископ, патриарх, католикос и папа са само служебни звания на епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Где обитают Ангелы? Везде, но преимущественно на небе, окрест Престола Божия, то есть там, где наиболее Бог открывает для них славу Свою, а через них волю Свою. Велико ли ведение Ангелов? Весьма велико в сравнении с человеческим. И сами по себе, по своему существу и положению, они знают многое, чего не можем знать мы. Кроме сего, они участвуют в тайнах Божиих и приемлют непосредственное озарение от Пресвятыя Троицы. Впрочем, Ангелы не всеведущи: это совершенство принадлежит единому Богу. Как же Ангелы могут знать молитвы и прошения наши, если они не всеведущи? Через Бога всевидящего. Ангелы, по слову Спасителя ...выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18; 10); а в сем лице, как в зеркале, отражается все. Велико ли могущество Ангелов? Несказанно выше человеческого. Посему они могут творить такие дела, кои превышают силы природы и суть для нас чудо. Так, например, Ангел в одну ночь поразил сто восемьдесят тысяч ассириян за оскорбление имени Божия. В чем состоит деятельность Ангелов? В прославлении совершенств Божиих и в исполнении воли Творца, особенно касательно спасения человеческого. Могут ли Ангелы грешить? Как существа свободные, они вначале, подобно людям, могли злоупотреблять своею свободою и впасть в грех, как и впали некоторые. Но те, кои остались верными Творцу своему, в продолжение времени столь утвердились в добре, что теперь грех для них сделался невозможным; не потому, чтобы они не могли преступить воли Божией, но потому, что никогда не захотят сего. Все ли Ангелы остались верными своему долгу и удержали свое достоинство? Нет, не все; сатана с подвластным ему ликом ангельским, предавшись гордости, отпал от Бога, и за сие ниспал навсегда из мира Ангельского в преисподнюю. В каком отношении Ангелы к людям? В самом благотворном для людей: все они, по уверению слова Божия ...суть служебни дуси, в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение (Евр. 1; 14). Не унижается ли достоинство Ангелов служением их человекам? Нисколько; ибо это служение в них от любви и по примеру Самого Господа, Который приходил на землю, - не да послужат Ему, но послужите и дати душу Свою во избавление за всех нас. Ангелы служат людям, как старшие - малолетним, здравые - недужным, свободные - пленным, зрящие - слепым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

3425 Мой ученик по С.-Петербургской Духовной Академии, теперь Сербский профессор в г. Суботице, С. В. Троицкий даже причисляет меня – вместе с Моммзеном и Ад. Гарнаком – к наиболее плодовитым писателям: см. «Гласник: служебни лист Српске Православие Nampujapшuje» за 15 (28) марта 1929 г., стр. 88 6. – Примеч. H. H. Глубоковского. 3429 П. В. Гидулянов . Отделение церкви от государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда Р.С.Ф.С.Р. и других советских социалистических республик: У.С.С.Р., Б.С.С.Р., З.С.Ф.З., Узбекской и Туркменской. Под редакцией П. А. Красикова. Издание третье, вновь переработанное и дополненное узаконениями и распоряжениями по 15 мая 1926 г. Юридическое издательство НКЮ Р.С.Ф.С.Р. Москва – 1926. II + 712 страниц. – Примеч. Н. Н. Глубоковского . 3430 К этим словам Глубоковский сделал (но потом зачеркнул) вставку: «Впрочем, надежды крайне ничтожные. Слышно, что митр. Сергий уже арестован и находится в узах, но та же участь грозит и всем последующим заместителям. В таком случае, русской православной церкви, апокалипсически спасающейся за границей, придется взять на себя патриаршее правопреемство, чтобы сохранить его и снова восстановить в возрожденной православной России». Отметим, что публикуемый текст датирован 14 (1) октября 1926 г., то есть статья написана после оформившегося в эмиграции (летом 1926 г.) «церковного» раскола на «евлогиан» и «карловчан». В архиве (ЦДА, София. Ф. 1442 к. 7) имеется конец этой же статьи (несколько листов с небольшими разночтениями), датированный 10 (23) марта 1926 г. 3431 Закон требует пропорциональности государственных ассигнований, но отношение их для православной и католической церкви 1:36, хотя пропорция православного населения и католического в Польше равняется 1:6. – Примеч. Н. Н. Глубоковского . 3441 икономия, бук. «домостроительство» (греч.), один из важнейших принципов церковного правотворчества. Читать далее Источник: Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого [Текст]/Т. А. Богданова ; Свято-Сергиевский православный богословский ин-т. - Москва ; Санкт-Петербург : Альянс-Архео, 2010. - 1005, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– Между тем как дух недовольства и уныния овладевал язычниками среди самого наружного довольства и блеска, и просвещение приметно упадало и мельчало, христиане среди страданий были бодры и даже радовались, укрепляясь и ободряясь Самим Св. Духом Утешителем. Духом исповедуемой ими истины, и начинали новое, озарённое Христовым светом и потому животворное просвещение. Св. Иустин Философ , св. Ириней, Климент Александрийский , Ориген и др., и по внешнему образованию не уступали язычникам. При сём Церковь непрерывно распространялась во все части Империи, во всех состояниях и званиях. Кратко сказать: тогда как враждебное язычество, как иссыхающая скорлупа, распадалось; христианство – как скрытое в недрах Империи живое ядро – росло и созревало для скорого и решительного освобождения от внешнего стеснения язычеством. И так. обр. последние решительные удары языческому Греко-Римскому миру, по покаянному внутреннему состоянию Церкви и отношения её к этому враждебному миру, оказались неизбежными и близкими. Но при сём, во-вторых, надобно помнить, что спасительные судьбы Церкви и торжество веры совершаются не иначе, как при служении св. Ангелов, как сказано: не вси ли суть служебни дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? ( Ebp. I, 14 ). И тем паче, особенно важны и решительные судьбы Церкви или победы её над врагами совершаются под наблюдением высших и могущественнейших из горних сил. И так. обр., в-третьих, если проникнуть в самые главные и внутренние пружины приготовляемых язычеству поражений, какие оказывались, по —269— внутреннему состоянию Церкви и отношению её к языческому миру, неизбежными и близкими: то в показанном состоянии Церкви, грозящем сими последними ударами язычеству, – и открывается, в самой силе и действии, виденное Тайнозрителем зрелище Ангела, парящего посреди небеси и возвещающего гласом великим: горе, горе, горе живущим на земли. Подобным образом направление в распространении христианства давалось шествием Ангела же от Востока к Западу по видению Тайнозрителя (VII, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теми бо Святии внутрь приемлют свет видения даже до славнаго Присносущия, ненаученное глаголю таинство, и тиижде друг от друга. Дуси бо служебни суть к сущим во уготовании наследником быти живота онаго посылаеми Но в будущем веце чин сей упразднится; тогда бо не ин от иного приемлет помышления наша не могут. Не бо есть уму нашему такова сила, елика существам горнейшимь: яже непосредственне от Присносущаго, откровения и видения приемлют. Иона бо во образе, а не наго от него и паки ум наш подобне Преподаяшем бо кийждо чин от иного во всяком смотрении и познании от перваго во вторый, и тако, Дóндеже пройдет таинство во вся чины. Многаже от таинств в первом чине стоят, и ко иным не переходят. Не бо могуть кроме онаго внутрь прияти величества таинства онаго. А некая от таинств от перваго чина исходяща, второму точию открываются, и тамо хранима бывают умолчанна, инии же чини тех не уразумеша. А некая даже до третияго и четвертаго; и паки ращение и умаление бывает в откровениих, явитися имущих Святым Ангелом. И аще она тако, кольми паче мы кроме тех, и без ходатайства, можем ли прияти таинства такова? Но от тех овогда во ум Святых впадает ощущение откровения яковаго-либо таинства; и егда попущено будет от Бога от чина в чин открытися горнейшим и низшим, по сему образу, егда попущено будет нечто от Божественнаго мановения, то даже и до человеческаго естества достигнет ко отнюд достойным. Теми бо Святии внутрь приемлют свет видения даже до славнаго Присносущия, ненаученное глаголю таинство, и тиижде друг от друга. Дуси бо служебни суть к сущим во уготовании наследником быти живота онаго восылаеми Но в будущем веце чин сей упразднится; тогда бо не ин от иного приемлет откровение славы Божия, к похвале и веселию своея души; но коемуждо само о себе дано будет, еже по достоинству от Владыки, по мере доблести его, а не от иного приимет дар он, якоже зде. Не бо есть тамо ниже учай, ниже учимый, ниже требуяй наполнити умаление свое от иного. Един бо есть Датель Он тамо, непосредственне дарующ приимательным, и от Него приемлют приемлющии небесное веселие.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010