164 Здесь о знамении крестном говорится: «Замыкает в собе Христов крест всю таемницу благоверия нашего: учит вызнавати Св. Троицу, из неба единородного Сына Божия на землю снитие.... и вторый Его приход в судный день. Зложение великого палца с двома малыми значит Св. Троицу, а склонене того, што при великом, до среднего значит две прирожени и истпоти??? во Христе»... и проч. 165 В этом Сборнике, ч. II, гл. 5 читается: «Мученицы Христовы клали знак честнаго креста на лица свои рукою. И в том бо, мовят святые, великая таемница Св. Троицы, Отца к Сына и Св. Духа, прославляется... Ибо злучением трех пальцов посолу, т.е. великого и малого и третего, што подле малого, исповедуется таемница тех ипостасей... Протяжением же двоих пальцов, вышнего среднего, показуется таемница самого Господа Иисуса Христа, како есть досконалый Бог и досконалый был человек»... и проч. 166 Вся вторая часть этой книги о вере Киевского издания целиком взята из Острожского Сборника 1598 года, и в этой-то части буквально повторена статья о двоеперстии. 169 Л. 236. Здесь, впрочем, некоторые слова я выражения уже изменены. (Снес. выше примеч. 55 и текст, к которому оно относится). 170 Вот самые слова устава, впрочем, довольно неясные: «аще не случится панагии на пути, то выняти хлебец, на руку правую, глаголет: благословен Бог милуя и питая нас от юности нашея. Таже учинит руку, персти три, якоже иерей, крест деет; а хлебец в руце держа, крест своею рукою назнаменует, и хлебец воздвигнув выспрь, глаголи: велико имя. А не будет прочии братии, и он сам глаголет: Пресвятыя Троица, – и всем в месте образ свой крестить рукою, ею же хлебец держит, глаголя: Пресвятая Госпоже, – и к челу руку; Богородице, к персям руку; помогай, на правое рамо руку; нам, на левое рамо руку» (л. 120). То же повторено и в уставе, изданном при патриархе Иосифе. 171 В Служебнике Св. Антония Римлянина первой половины XII в., хранящемся в Московской патриаршей библиотеке, после наставления о вынутии Агнца, сказано только: «и проскумисав??? просфоры».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

22. Обретение мощей святых мучеников, иже во Евгении (395–423). Мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Афанасия исповедника (821). 23. Священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (167). Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (1449). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другаго и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобнаго Александра монаха, начальника обители Неусыпающих (ок. 430). 24. Первое (IV) и второе (452) обретение главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобнаго Еразма Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). На утрени прокимен: Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник Помазанному Моему. Стих: Помяни, Господи, Давида: 25. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольскаго (806). Зри: Святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалонитскаго, и Собор всех преподобных отец Киево-Печерских – переходящее празднование во 2-ю Неделю Великаго поста. 26. Святителя Порфирия, архиепископа Газскаго (420). Святаго мученика Севастиана (I). Преподобнаго Севастиана Пошехонскаго (ок. 1500). 27. Преподобнаго Прокопия Декаполита, исповедника (VIII). Преподобнаго Тита, пресвитера Печерскаго, в Ближних пещерах (1190). Преподобнаго Тита Печерскаго, бывшаго воина, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Фалалея Сирийскаго (460). 28. Преподобнаго Василия исповедника, спостника Прокопиева (750). Праведнаго Николая, Христа ради юродиваго, Псковскаго (1576). Священномученика Протерия, патриарха Александрийскаго (457). Священномученика Нестора, епископа Магиддийскаго (250). Преподобных жен Марины и Киры (ок. 450). 29. Преподобнаго Иоанна Кассиана Римлянина (435). Преподобнаго Иоанна, нареченнаго Варсонофия, епископа Дамасскаго (V); Мученика Феоктириста (VIII). Иконы Божия Матери Девпетерувския (1392). Месяц Март 1. Святыя преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобнаго Мартирия Зеленецкаго (1603). Мучеников Нестора и Тривимия (111). Мученицы Антонины (III–IV). Мучеников Маркелла и Антония. Преподобныя Домнины Сирийския (ок. 450–460).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 половина, стр. 311–312/358–360 ), представляющих собой древнейшие списки первоначальной редакции чинопоследования литургий, мы должны сделать одну важную поправку. Между особенностями литургии Златоустого нами указано то, что в обоих служебниках перед освящением святых даров нет молитвы: „Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа” а при освящении нет слов: „преложив Духом Твоим Святым”. Но это ошибка (произошедшая отчасти по нашей, а отчасти и не по нашей вине) как относительно наших двух служебников, так и относительно служебников позднейших. В литургии Златоустого нет только молитвы („Господи, иже”), а слова есть, нет же молитвы и слов в литургии Василия Великого (cfr об отсутствии наших молитвы и слов в древней литургии Василия Великого в греческом Пидалионе 3 примечание к толкованию на 19 правило Лаодикийского собора). [Ср. 2 издание второй половины I тома стр. 359 ]. Не указанные нами в первом томе особенности последней литургии, читаемой вместе с литургией преждеосвященных даров в одном служебнике Варлаама Хутынского, по Описанию Синодальных рукописей Горского и Невоструева 343 лист 1, стр. 6 начало) состоят: во-первых, в отсутствии сейчас приведённых молитвы и слов, во-вторых, что заамвонная молитва положена иная, чем ныне, и в-третьих, – что литургия оканчивается молитвой „внегда потребити святая” (той же, что в настоящее время. Ср. Одинцов стр. 63 fin.). 664  Автор разумеет служебник преподобного Антония Римлянина, в котором собственно пять молитв пред литургией: три „иерею за ся”, одна „за входящая в церковь ” и одна „за мертвыя”. Молитвы за ся: „Владыко Господи Боже Вседержителю, не хотяй смерти грешником”..., „Владыко Господи Боже наш, ныне хотяща приступити”..., „Молю Тя, Господи, отъими от мене беззакония моя”... Молитва за входящая: „Благодетелю всех и твари всякоя Содетелю, приими в церковь Твою”... Молитва за мертвыя: „Господи Боже истинный, услышавый вся уповающая на Тя” (См. Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева сначала. В другом Служебнике, усвояемом преподобному Варлааму, три первые молитвы приписаны после, – ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4 . В десятом пункте: «В харатейных и старопечатных на великом выходе велено глаголати: да помянет Господь Бог всех вас во царствии своем, а входя в царские двери, глаголет: благословен грядый во имя Господне. А в новых всего сего глаголати не указано». Во-первых, несправедливо Денисов сказал, что будто «в новых не указано» на выходе поминать всех православных христиан, ибо всем известно, что после царствующего дома и духовных властей на великом выходе поминаются, согласно наставлению новоисправленных книг, и все православные христиане. А чтобы говорить при входе со св. дарами в царские двери: «благословен грядый во имя Господне», этого не обретается во многих древлехаратейных Служебниках, напр., в Служебнике 12-го века преподобного Антония Римлянина (Синод. библ. 342), в Служебнике тоже 12-го века Варлаама Новгородского, присланном из Царя-града Никифором патриархом в честь ему (Синод. библ. 343), и в других. А когда в Служебнике 12-го века оных слов не обреталось, то, значит, они при служении св. литургии не составляют необходимой принадлежности, посему за изъятие их обвинять св. церковь в ереси несправедливо, а паче несправедливо поставлять сие в причину отделения от церкви. 5 . В третием на десять пункте: «в харатейных и старопечатных, егда священник благословляет обоя святая, глаголет: преложи я Духом твоим Святым, диакон: аминь; а в новопечатных к сим священническим глаголом написано: диакон: аминь, аминь, аминь». Еврейское аминь по-словенски значит: воистину. По благословении св. даров во уверение их пресуществления глаголется диаконом аминь, и извещение этого уверения по старопечатным Служебникам глаголется единожды, а по новопечатному – трижды. Вот это тройственное уверение в совершившемся преложении св. даров Денисов и поставляет в ересь, и столь великую, что из-за неё отделяется от церкви! После этого и трижды повторяемое народом во время Пасхи уверение: воистину Христос воскресе! будет, по мнению Денисова, тоже ересию? Но Денисов и то несправедливо утверждает, будто в указанное время диакону трижды возглашать аминь не положено в старописьменных и старопечатных книгах. Напротив, и в тех, и других есть о том повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  Патрахель сатынная цветная по белой земле обложена киндяком зеленым, пугвицы оловянные, подложены крашениной.   Два пояса нитяные тканых.   Да у царских дверей завеса крашенная .   Да на пономарских дверях писан Благоразумный разбойник Рах.   Да у них же, что затворяют, решетка железная.   В церкви паникадило медное о двенацати ручках, цепь железная, (Сст. 9) кисть шолковая, варворка обживошная золотная.   Два потсвечника литейных древяных крашеных.   Да потсвечник малой древяной.   Две пелены налойных под образы и под Евангелие кладут, у обоих дороги травчатые, кресты нашитые миткалинные кругом обложены выбойкой цветной по белой же земле, а другая киндяком зеленым, подложена крашениною.       Да в церкви же книг   Евангелие толковое учителное воскресное.   Две Триоди, посная, цветная в десть.   Две книги Прологи во весь год.   Да Часослов.   Два Октая, все печатные, переплетены в десть.   Служебник да Псалтырь в полдесть.   Да Часовник переплетен в четверть, печатной.   Да Сенодик переплетен в четверть же.   Да Чиновник печатной, в десть.       Да два налоя.   Да стол, воду светят.   Пять окончин болших.   Да в олтаре две окончины в окнах.   Да в тех же окнах семь ставней деревянных для зимнего времени.   Пять ставней с окончинами малыми, а две хлухие .   Пять ставенков, что к ночи вставливают в болшие ставки, четыре обиты лазоревым сукном.   У церковных дверей замок нутряной болшой.   Другие двери железные да у них два засова.   У церковных окон семь затворов железных.   Да над церковными дверми с приходу образ Антония Римлянина, писан на краске.       Да вново прибыли   Поедучи к Вологде, оставил государь архиепископ Маркел книгу повсядевное Евангелие писмяное.       Да в архиепископлих каменых полатах в крестовой Дисус образ Всемилостиваго Спаса да Пречистые Богородицы да Иванна Предотечи, (Сст. 10) писаны на золоте в киоте.   В задней келье дисус окладной золочен.   В архиепископле каменом чюлане три образа Умиление Пречистыя Богородицы менших окладов.   Да в чюлане же восмь окончин полатных болших, а две град попортил.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

§ 31. »Κα περικυκλεσαντες τ μοναστριον ρχονται», т.е. по окончанию крестного хода вокруг монастыря, братия идут в церковь Богородицы. Далее слова ε εσοδος следует читать: или ετα εσοδος κα λειτουργα τελια. Так читается это место и в уставе Афанасия по переводу А. Антонина, хотя порядок службы представляется здесь несколько иначе, применительно к условиям местной практики. Если же нужно непременно удержать ε в смысле условной частицы, то это будет значить, что вечерня отправляется таким способом только в том случае, когда правилась полная литургия. А правилась она только в церквах, которые «святой Богородице обручены», т.е. посвящены её имени, а в прочих не совершалась в силу запрещения совершать полную литургию в пост, кроме суббот и воскресений. Под входом εσοδος в этом параграфе, разумеется вход в алтарь, совпадающий со временем малого входа на литургии. § 34. »Παραμον τς (κυριακς) βαοφρου». Так называется суббота Лазарева, как канун недели ваий. Дело идёт в этом параграфе о вечерне. § 37. »Λαμβνομεν ελογαν» – принимаем благословение, – т.е. в данном случае благословенный хлеб, антидор. В иерусалимских уставах это слово заменяется «κατκλαστον» уломок, кусок хлеба. Из того, что далее говорится «τν δ ελογαν ουκ σθομεν» (чтобы не нарушать поста), видно, что студийская евлогия была не малых размеров. «Ετα διακλυμεθα μν ο κοινωνσαντες». Διακλω, δικλυσις – выполаскивание рта после принятия св. даров. Об этом обычае упоминает Никон Черногорец в Тактиконе. В славянских уставах διακλνμεθα переводится: покушиваем водицы; но в уставе Императрицы Ирины и в позднейших греческих типиках διακλυσμς, διακλω потеряли первоначальное значение и стали употребляться в смысле небольшой еды или закуски из хлеба, плодов и вина, как например, в Великую субботу после обедни. Συστελας δ ερες τ σκεη – составивши (по окончании литургии) сосуды (в σκευοφυλκιον или диаконик), священник выходит к царским вратам и т.д. В древних и новых служебниках на конце литургии читается молитва «ες τ συστελαι τ γα». В служебнике Антония Римлянина она называется «в перенос», в требнике Синодальном (по каталогу Описания) «молитвой округной» и читается иначе (Описание III, 140. Там же и объяснение слова округный).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Συστελας δ ερες τ σκεη – составивши (по окончании литургии) сосуды (в σκευοφυλκον или диаконик), священник выходит к царским вратам и т. д. В древних и новых служебниках на конце литургии читается молитва „ ις τ συςελαι τ γα”. В Служ. Антония Римлянина она называется „в перенос”, в требнике Синод. (по кат. Опис.) „молитвой округной” и читается иначе (Опис. III, 140. Там же и объяснение слова округный). Λ τρ – чаша с водой, умывальница, купель, которая стояла в притворе церковном, где происходило водоосвящение. В славянских уставах это слово переводится различно, крестильница, крестило (в Синод. откуда и самое название обряда водоосвящения – крещение водное – крестить=купать=погружать, βαπτςειν и хрьстить=крестить=освящать; крестить тропарём обед), умывальница, лохань. Последнее употребляется много раз в уставе патриарха Алексия и соответствует греческому Λεκαν. В таком положении остаются наши сведения о студийском уставе до половины XI b. С этого времени в судьбе его происходит крупный переворот, и появляется его полная запись, известная под именем устава патриарха Алексия. Но он вышел не из студийского монастыря и не для него был написан, а составлен на основе студийской практики для успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Патриарх Алексий занимал Константинопольскую кафедру с 1025 по 1043 год и до вступления на патриаршество был монахом и должностным лицом в монастыре студийском. По одним он был игуменом, а по другим экклисиархом, т. е. ближайшим помощником настоятеля, и, следовательно, в совершенстве знал устав студийский 64 . По словам Кедрина, вступление его на кафедру совпало с днём смерти императора Василия Болгаробойца († 1025). Пользуясь личной известностью и расположением императора, Алексий прибыл к умирающему со знаменитой реликвией студийской – Главой Иоанна Предтечи – и тут же был назначен на вакантную, после Евстафия, – кафедру столицы и провозглашён патриархом через императорского протонотария Иоанна. Это была уже предсмертная воля императора, который в тот же вечер и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В 1168 г. она публично защищается на соборе Киевском епископами Смоленским, Владимирским, Галицким и другими лицами; около митрополита группируются епископы Черниговский, Переяславский и некоторые другие. Открылись горячие споры, но ни к чему не привели: разногласие в практике касательно поста продолжало существовать и после, а вместе с тем повторялись и столкновения по этой причине. Черниговский князь Святослав изгнал епископа Антония; киевляне освободили Поликарпа, Константина же считали неправым, так что бедствие, постигшее Киев при нашествии суздальцев в 1168 г., называли карою Божиею за «митрополичью неправду». Практика Поликарпа находила себе опору в Студийском уставе, принятом русскими монастырями. При ослаблении его значения стала выигрывать практика Константина II, поддерживаемая патриархами, с потерей же значения Студийского устава в следующий период пала и опиравшаяся на него практика касательно поста. § 24. Вводя у себя христианское богослужение, русские, естественно, вводили готовые богослужебные книги и, по вызову обстоятельств, иногда писали новые. От домонгольского времени сохранились следующие книги: Евангелия-апракосы (изборы евангельских чтений на праздники), богослужебная Псалтир, парамейник, служебники (Антония Римлянина и Варлаама Хутынского), уставы, минеи месячные и праздничные, триоди постные и цветные, стихирари (собрания повседневных стихир весь год), кондакари (собрание кондаков и других церковных песнопений за целый год), ирмолог, канонник (выбор праздничных канонов),«праздники»(собрание песнопений на двунадесятые праздники). Были также в употреблении богослужебные апостолы и требники, хотя не дошли до нашего времени. Появление новых праздников и святых на Руси вызывало составление новых чинопоследований и канонов. Таковы: служба в честь святых Бориса и Глеба, написанная митрополитом Иоанном I 275 , служба в чест Феодосия Печерского , принадлежащая неизвестно кому 276 , какой Иоанна Ростовского в чест святителя Леонтия, несколько канонов Кирилла Туровского 277 и инока печерского Григория (первой половины XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Во-первых, представлению о том, что этот храм был каменным, противоречит как будто сообщение летописей, что он полностью сгорел при пожаре Ростова в 1160 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351; Т. 2. Стб. 512). Во-вторых, проблематично и время постройки. Можно усомниться в показаниях поздних летописей (Воскресенской летописи, Степенной книги и др.), будто сгоревший в 1160 г. храм простоял более 160 лет, ввиду свидетельства Киево-Печерского Патерика, на которое ссылается митр. Макарий, но и приводимая им датировка (прежде 1078 г.) не выглядит достаточно обоснованной. Возможно, автор трактовал слова Патерика о том, что Мономах воздвиг церковь «в свое княжение», как указание на княжение именно в Ростове, отнеся последнее к периоду до смерти в Киеве Изяслава Ярославича в 1078 г.? В таком случае, владыка Макарий неправ, так как Владимир Мономах соорудил ростовский храм в память о своем исцелении, произошедшем при основании Печерской Успенской церкви в 1073 г., а после 1073 г. Мономах княжил не в Ростове, а в Турове и на Волыни. Таким образом, если следовать Патерику, то построение Успенской церкви в Ростове следовало бы скорее всего датировать временем самостоятельного княжения Владимира Мономаха после смерти его отца Всеволода Ярославича в 1093 г. Точное время вокняжения Юрия Всеволодовича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле неизвестно. В историографии часто указывается дата — ок. 1095 г., но она неверна (Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в XI–XIV вв. М., 1984. С. 68–69; Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого. С. 69 и прим. 51). Дата, приведенная митр. Макарием, выглядит более правильной. См. коммент. Дата освящения! (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Выражение летописи «заложи церкви святаго Ивана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286) (не «заложена бысть» или т. п.), где сказуемое стоит в 3-м лице единственного числа активного залога, заставляет думать, что здесь просто пропущено имя основателя — скорее всего, Владимира Мономаха (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 300). См. коммент. Следует, однако, иметь в виду, что оклад Мстиславова Евангелия имеет позднейшее происхождение и изготовлен в своей основе в Новгороде в 1551 г. «Служебник прп. Антония Римлянина» — условное название, сейчас рукопись датируется нач. XIV в. ГИМ. Син. 605. РНБ. Q. п. I. 32. В Сводном каталоге, 153 эта рукопись датируется, впрочем, кон. XII — нач. XIII в. РГАДА. Ф. 381. 84, 89. Сводный каталог. 7, 8. РНБ. Q. п. I. 12. Сводный каталог. 126, где рукопись датируется 2-й пол. XII в. Стихирарь постный и цветной нотированный (РНБ. Софийск. 96), датируемый ныне 1-й пол. XIII в. Сводный каталог. 220. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

(делается замечание, что во время пения „Отца и Сына” достаточно целовать одну св. трапезу по примеру великой Константинопольской церкви, но полагается целование и св. даров); во время возглашения дьяконом: „станем добре” священник „въздвизаеть въздух от святых помалу, вздвижа его и глаголя: святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас”; пред приобщением священнодействующие произносят те же молитвы, какие и ныне (только короче?), но какой частью тела Христова приобщаться, какую вложить во св. потир, не сказано; при сложении частиц св. тела в потир по приобщению никаких стихов не полагается; на отпусте вместо „Слава Тебе, Боже” священник возглашает: „Молитвами пречистые Ти матере и всех святых твоих Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас, аминь”; на конце между тропарями не упоминается тропаря Иоанну Златоустом у 671 . В литургии Василия Великого находятся особенности: предшествующие „молитвам верных” ектеньи обе совершенно одинаковы и имеют вид малых ектений; пред освящением святых даров не упоминается молитва: „Господи, иже Пресвятого Твоего Духа”, а в благословении святых даров нет слов: „преложив Духом Твоим Святым”; о влиянии теплоты не упоминается; служба оканчивается молитвой „внегда потребити святая”. В литургии преждеосвященных даров находятся особенности: по окончании паремий священник, став пред святой трапезой лицом на восток, с кадилом в руке, назнаменает крестообразно кадилом на святую трапезу и возглашает громогласно: „свет Христов просвещает вся ны”; „Да исправится молитва моя” предписывается петь священнику 672 . Относительно числа частиц и числа просфор на проскомидии, о чём считаем нужным сказать нарочито, служебники преподобного Антония Римлянина и преподобного Варлаама Хутынского оставляют нас в совершенной неизвестности, ибо первый из них после речей о просфоре агничной, говорит о дальнейшем проскомисании глухо, что и просфумисаются священником просфоры, а второй и совершенно ничего не говорит об этом дальнейшем проскомисании. За время от нашествия Монголов до митрополита Киприана нам известно пять служебников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010