1635 См. Служебник. СПб, 1900. С. 140142: «Священник же воздвизает воздух, и держит нас святыми дарми. Аще же инии будут священницы служащии, такожде воздвизают святый воздух, и держат над святыми дарми, потрясаяюще»; Рим, 1942. С. 250252 и т. д. 1637 См. изображения различных литургических обычаев: Liesel N. The Eucharistic Liturgies of the Eastern Churches. Collegeville, 1963. Илл. 553 (русский); 404408, 460, 630 (греческий, мельхитский, украинский). 1638 Sinai 2017 (f. 24r) и ВАС по спискам Sabas 48 (f. 66v) и 382 (f. 49v), и различные рукописи у Трембеласа (Trempelas. P. 93). Этого нет в ранних рукописях диатаксиса Филофея, где священник воздвигает аер над дарами при «Станем добре» и держит его во время Трисвятого. Позднейшая практика была вставлена в кодекс Panteleimon 421 (1545 г. ) того же самого диатаксиса ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 62. Прим.2). 1639 См., например, диатаксисы по списку Петербург 421, Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 90); кодексы Sinai 2045, 1572 г., (f. 20r), 2046, XVI в. ? (f. 17r); Trempelas. P. 93 (apparatus); списки ВАС (Орлов. С. 163) и венецианские издания в прим. 1643 ниже. 1643 Euchologion. Venice, 1571. F. 27r; 1745. P. 44; 1776. P. 49. Издание 1877 г. (p. 61) содержит обе рубрики. 1644 Деяния. Л. 55v. Рубрика содержится в Чине архиерейского действа. (Москва, 1668. Л. 22r-23r) и Холмогорском чиновнике, 1682 (Голубцов. С. 24). 1648 Например, в версии Льва Тосканского (Jacob A. Toscan. P. 153); в списках XII в. из Реджжио-Мессины (см. выше, прим. 229); отрантская ВАС (Jacob A. Otrante. P. 71) и отрантской рецензии ЗЛАТ Льва Тосканского (Ibid. P. 9899) и архиератиконе Гемиста (Дмитриевский А. А. II. P. 312). 1651 Об украинском обычае см. Bocian I. De modificationibus. P. 960. Этого нет в позднейших римских изданиях, но можно увидеть в [греко-католической] книге: Лейтургикон, сиречь Служебник. Перемышль, 1840. С. 325. Старообрядческий обычай: Архиерейский служебник. Москва, 1910. Л. 56r. 1653 Ранние свидетельства подобной практики находятся в славянской традиции: в Служебнике Антония Римлянина († 1147) по списку Синод. 342 (606), древнейших славянских списках ЗЛАТ (Невоструев-Горский. Описание. III. 1. С. 3; Jacob A. Formulaire. P. 329). При возгласе «Станем добре» священник целует престол и читает «Святый Боже». При этом в рукописях ничего не говорится о воздухе, см. Орлов. С. 163; Petrovskij А. Rédaction slave. P. 868, 889, 921, 960.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Петербург 558 (Дмитриевский А. А. II. P. 501. См. прим. 1114 ниже). 1114 Эта рукопись описана Орловым как кодекс XIVXV вв., ранее принадлежавший архимандриту Антонию, бывшему начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме (Орлов. С. XII). Текст ВАС опубликован: Дмитриевский А. А. II. С. 501. 1115 О происхождении этого диатаксиса Жакоб замечает: «так как он находится в рукописи, содержащей типикон св. Саввы, вряд ли можно сказать, что он отражает иерусалимские обычаи той эпохи» (Formulaire. P. 439. Прим. 6). Диатаксис не дает полного текста диалога, но по инципиту можно предположить, что он сообразуется с диатаксисом списка Петербург 558, который мы упоминали. 1119 См., например, Grottaferrata Γβ. IV, ff. 7r, 21r; Sinai 966, Дмитриевский А. А. II, С. 205206 и т. д. 1120 См., например, Jacob A. Toscan. P. 150; Karlsruhe EM 6 (ed. Engdahl. P. 20, 60: ЗЛАТ и ВАС); Ottoboni Gr. 344 (f. 152r), Ambros. Gr. 167 (ЗЛАТ и ВАС, ff. 20r-v; 70r); Jacob A. Otrante (ВАС). P. 69; Sinai 966 (Дмитриевский А. А. II. P. 204205: ЗЛАТ и ВАС), Grottaferrata Γβ XIX (f. 9r). 1122 Дмитриевский А. А. II. С. 311; также Habert. P. 77 и архиерейский чин по списку Ethnike bibl. 754 (XVII в.); Trempelas. P. 84 (apparatus). 1124 См. рукописи XII в. Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (списки Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский, Описание III, 1. P. 2, 6); шесть списков, изданных Муретовым (К материалам. С. 8689), древнейший из которых список Петербург Акад. 518 (XII в.); также Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. С. 154); Vatican Slav. 14 (диатаксис Филофея, Ibid. P. 185); различные списки, цитируемые Петровским (Petrovskij А. Redaction slave. P. 867, 889); Орлов. С. 143145 (ВАС) ; и Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 187. 1125 Jacob A. Formulaire. P. 359. Это может быть результатом латинского влияния, но использование этого псалма в обряде accessus ad altare показывает, что переписчик имел представление, что обряд приближения к престолу начинается именно здесь. 1126 См. Муретов C. К материалам. С. 4. В кодексе Grottaferrata Γβ XIX (1591 г.) священник целует престол и поворачивается к народу (f. 9r) – очевидный латинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово о мытарствах приписано Кириллу философу, неизвестно какому; но оно подвергалось на Руси разным переделкам, записано во многих сборниках, и с самой глубокой древности доставляло предкам искреннее назидание. В слове этом находятся почти все главные истины и догматы нравственно-аскетического проповедничества, которые раскрыты и в церковно- исторической литературе, особенно в житиях святых. Так, в нем говорится о необходимости добродетелей для спасения души, а именно: поста, молитвы, покаяния, исповеди, епитимии, и вообще нравственных подвигов; ибо живущих без подвигов, в покое и довольстве, говорит слово, ждет гнев Божий. Излагаются догматы, служащие основою и побуждением к сим добродетелям и подвигам, а именно: учение о смерти, влиянии на человека ангелов и бесов, о суде, воскресении, вечной муке и вечном блаженстве. Здесь же в первый раз высказывается учение о близком разрушении мира (с окончанием семи тысячелетия) и пришествии антихриста. «И вот уже видим приближающийся конец миру и скончавшийся урок житию. Уже бо мало (остается) нашего живота и века». Но главным образом в слове раскрыто учение о мытарствах. Это учение имеет сходство с хождением ап. Павла по мукам; оно же находится в житиях Василия Нового, Антония Римлянина и Авраамия Смоленского. В этом же слове находятся почти все истины практические, входящие в состав древнего проповедничества. Так, в нем говорится об умственных заблуждениях и недостатках народа: суеверии, чародействе, страсти к ворожбе, гаданию по приметам, ношению талисманов, и ересях; о нравственных недостатках: пьянстве, объедении, блуде, страсти к пиршествам, играм, музыке, пляске, корыстолюбию, отдаче денег на проценты, взяточничестве, воровстве, грабительстве, драчливости, сквернословии, лжи, клевете и подобных страстях. Особенно обличается немилосердие к нищим и рабам, обременение последних работою и неудовлетворение их пищей и одеждою. Все эти заблуждения и пороки обличаются бесами на 20-ти мытарствах и уготовляют душе вечную муку в огненном озере. «Если душа исполнила все заповеди Божии, но была немилостива к нищим и рабам, то все же будет истязана от воздушных бесов». Изложение слова отличается недостатками, свойственными церковно-славянскому языку, простотою, тождесловием, многословием, темнотою и вообще неправильным построением речи. Напр. «да нельзе се их запрети (оспорить грехи)»… «Язык молчанием затворится»... «Да тем (грешным) явится им ярость Божия, полна гнева и яру, беду отмщения носящи»... В расположении мыслей, по обычаю древних слов, господствует беспорядок, повторение и растянутость, от которых зависит длинна слова. Виды практического проповедничества

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

3) Piper, Ueber den christlichen Bilderkreis, Berlin. 1852 г. Дешевая брошюрка. А есть ли у Вас Пипера Evangelischer Kalender? Его надобно иметь за все года, потому что в каждой книжке находятся любопытные исследования по христианским древностям. Испрашивая Ваше архипастырское (sic.) благословение, с глубоким уважением и совершенной преданностью честь имею быть готовый к услугам Ф. Буслаев. 1865 г. Марта 9 дня. Москва. 6 (20) Ваше Высокопреподобие Александр Васильевич ! Осмеливаюсь напомнить Вам о Вашей статье, которую члены Общества ожидают с нетерпением. Она будет украшением нашего Сборника, и по интересному содержанию, и по имени автора. Нашего Сборника в настоящее время напечатано до 22 листов, будет всего до 35 слишком. После того как я имел удовольствие видеться с Вами, мы получили великолепное издание Лабарта: Historie des arts industriels, о котором я почел обязанностью составить рецензию, потому что ни в одном из новейших сочинений западных не излагается так ясно и в таких лестных выражениях, как здесь, история Византийского искусства. Таким образом, наш Сборник даст публике все существенное – и по Древне-христианскому и по Византийскому искусству. Этот первый Сборник имеет своим назначением дать, так сказать, Азбуку предмета. Размыслив основательно о Вашей статье, полагаю, что настоящее ее место в Смеси, где помещаются у нас краткие сведения по нашей специальности. Нам бы хотелось именно ею начать этот отдел, который уже скоро будет печататься, – потому что мы печатаем одновременно два отдела – Исследования – и Критику со Смесью. Итак убедительнейше повторяю (просьбу?) почтить наше Общество Вашим просвещенным участием, и чем скорее Вы вышлете (на мое имя, на Сивцевом Вражке, против Власия, дом Офросимова) Вашу статью, тем скорее нас обрадуете. Вам, как члену нашего Общества, без сомнения, будет приятно узнать, что дело о сосудах Антония Римлянина приняло самый благоприятный вид. Филимонов являлся к Преосвященнейшему Филарету, который принял его милостиво и беседовал с ним, как ученый специалист. Я изумился гениальности этого необычайного старца, ум которого высшая благодать сохраняет от разрушительных законов времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как общую особенность домонгольского богослужения можно отметить такой необычный порядок: при исполнении прокимнов и аллилуариев архиереи и священники имели право сидеть. Из мирян такое право имели только князья. На Литургии не было нынешних входных молитв, их заменял комплекс молитв священника за себя, за всех собравшихся, за живых и умерших. При совершении проскомидии в то время не имело принципиального значения количество просфор: Служебник преп. Антония Римлянина вообще не указывает их числа. Позволялось даже служить на одной просфоре, если негде было приобрести большего количества. Обычно служили на трех просфорах. Нынешний проскомидийный чин окончательно сложился только в XIV-XV вв. Имелась еще одна особенность – в то время проскомидию еще разрешалось совершать диаконам. При совершении литургии имел место целый ряд специфических особенностей. Например, после Великого Входа и перенесения Даров на Престол следовало омовение рук. Затем предстоятель трижды поклонялся перед Престолом, а остальные священники возглашали ему «многая лета», чего не было ни в греческой, ни в латинской практике. Такое же многолетие полагалось после возгласа «Святая святым». Священнослужители не читали тайно «Херувимскую», она исполнялась только певчими на клиросе. При приготовлении Св. Даров для причастия священник произносил некоторые молитвы, заимствованные из Литургии св. апостола Иакова. Другие особенности богослужения в Киевский период были связаны, главным образом, с общепринятым со 2-й половины XI в. Студийским уставом. Учительный момент особенно подчеркивался в период христианизации Руси. Поэтому в соответствии с студийской уставной традицией, службу в большей степени не пели, а именно читали. Она была несколько короче по продолжительности, чем в иерусалимской традиции. Это делалось для того, чтобы люди могли легче усвоить то, что читается, глубже постичь содержание богослужения. Быть может, в чем-то поступались красотой православной службы ради большего учительного эффекта. Одной из наиболее характерных особенностей Студийского устава было то, что в течение всего года не полагалось всенощного бдения, за исключением дней великих Господских праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После самого кровопролитного приступа город был взят. Раздраженные отчаянным сопротивлением, победители начали производить страшные убийства; не щадили ни младенцев, ни старцев, ни слабого пола; умерщвляли и на улицах, и в домах, и в самом храме. Доведенный до крайности Антигон совсем потерялся; он вышел к Созию и, забывши свой сан, бросился ему в ноги. Жестокосердый Римлянин с яростию наступил на него и сказал ему: «ты– Антигона!» Но, назвавши его женщиною, не отпустил на свободу, а велел наложить на него оковы. Ирод, между тем, должен был спасать храм от наглости Римских воинов, которые рвались в самое святилище. Он не допускал грабить и города, представляя Созию, что если Римляне расхитят все имущества и побьют жителей, то оставят его царем пустыни. Но когда Созий заметил, что справедливость требует позволить воинам грабеж, как награду за труды при осаде, тогда Ирод обещал наградить каждого по достоинству из собственной казны. В самом деле, он сдержал свое обещание, и самого Созия наградил по-царски; нашел даже возможность послать богатые подарки и к Антонию, прося его не допускать царственного пленника до Рима. Вследствие просьбы Иродовой, Антигон был казнен в Антиохии по повелению Антония. Таким образом, кончилась династия Маккавеев; и в последний год шестидесятой седьмины Данииловой, за 6 лет до единовластительства Августова, отнят был носящий властительский жезл от потомства Иуды. Антигон царствовал 5 лет, из которых последние три года должен был отстаивать свой престол от Ирода. 3. Царстование Ирода Иос. Флав. Древн. кн. XV, гл. 1, 2 Утвердившись на престоле, Ирод ознаменовал свое тридцатичетырехлетнее царствование рядом злодеяний. Прежде всего он пополнил свою опустевшую казну имуществом приверженцев Антигоновых, которых до сорока пяти человек предал смерти; потом, всю жизнь свою он мучился подозрением, что у него отнимают царство, и трепетал за свое семейное счастие и этим самым расстраивал и то, и другое. Иос. Флав. XV, 2:2–7. 3:3–6. 9 Чтобы обезопасить себя со стороны Гиркана, который хотя и отведен был Парфянами в плен, но теперь жил на свободе и у всех Иудеев за Евфратом пользовался уважением, приличным царю и первосвященнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Что касается римлян, то изначально они были более добродетельным, домашним и целомудренным народом, они были также более честны и совестливы, чем греки. У них женщина называлась почетными именами domina, matrona, materfamilias. Во главе их жреческой системы стояли фламины Юпитера, символизировавшие брак в его чистоте, и девственные весталки, символизировавшие непорочность. Сабинянки, ставшие посредницами между своими родителями и мужьями, спасли республику; мать и жена Кориолана своими молитвами успокоили его гнев и сняли осаду Вольской армии; Лукреция, добровольно отдавшая жизнь, чтобы избежать бесчестия, которым угрожал ей царь Тарквин, и Виргиния, убитая собственным отцом ради спасения от рабства и позора, остаются в легендарной истории Рима ярчайшими примерами незапятнанной чистоты. Но даже в лучшие дни республики по закону женщина была почти бесправна. Римляне также подчинили брак исключительно государственным интересам. По закону его могли заключать только свободные граждане. Гордые законы республики исключали возможность брака даже между римлянином и иноземной царицей; Клеопатра и Вереника, как иностранки, были всего лишь наложницами Марка Антония и Тита. Согласно древнему обычаю, муж выкупал невесту у ее родителей, а она совершала коэмпцию, обеспечивая себе за три куска меди подобающее представление его семье и домашним божествам. Но для нее это было просто сменой одного рабства на другое. Она становилась живой собственностью мужа, который мог одолжить ее другому, как Катон одолжил свою жену другу Гортензию и как Август забрал Ливию у Тиберия Нерона. «Ее муж или хозяин, – говорит Гиббон 674 , – обладал всей полнотой отцовской власти. Он мог, по своему желанию или капризу, одобрить или осудить ее поведение или наказать ее; он распоряжался ее жизнью и смертью, и такой приговор разрешалось привести в исполнение, если причиной были прелюбодеяние или пьянство. Женщина приобреталась и существовала исключительно ради выгоды своего господина, так что она явно рассматривалась не как личность, а как вещь. И если она, полученная в право собственности, оказывалась в чем–то несовершенной, то в течение года обладания и пользования ею можно было предъявлять претензии – как при пользовании любым другим движимым имуществом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Рекут: яко титла на кресте, юже возложи Пилат, та исполнила есть осмоконечие крестное. То глаголющии да поведят нам, на чем бяше та написана титла? на хартии ли, якоже ту от иконописцев пишему видим (и якоже меж сосудами преподобного Антония Римлянина на святом потире изображен крест Христов зрится, имый титлу Христову на хартии написану), или на жести поведят быти Христовой титле, или на меди, или на древе? В наших бо Российских книгах не обретается подлинное известие, на чем написана бе та Христова титла. Есть негде о том известие, но не в наших Российских книгах, но в иностранных, о чесом речется ниже. Зде же глаголем, аще на хартии, или на жести, или на меди написана бе титла; то при шести концах троедревесного креста не можаху два концы знатны быти, ни исполняшеся осмоконечие крестное. Аще же на древе титла бяше, то на коем древе? И подобает к трием преждереченным древесам всячески четвертое некое древо приложити, да будет крест осмоконечный. Приложившужеся к трием четвертому древу, не будут (да тако противу раскольнического умствования реку) истинствовати преждепомянутая в Октоихе написанная церковная словеса, на триех токмо древесех распятию Христову быти глаголющая: уже бо четвертое некое древо в кресте станет. Неведомо убо чесому раскольщики станут наровити, осмоконечию ли, или троедревесию. Аще бо от триех токмо древес рекут кресту Христову быти; убо не будет по их умствованию крест осмоконечен, разве шестероконечен. Аще же титл рекут осмоконечие крестное исполняти; убо не будет троедревесный крест Христов, но четверодревесный. И тако их вера, ово в троедревесие, ово в осмоконечие крестное, аки в Бога верующая, не будет своего твердого основания имети. Мы в едином Христе Спасителе нашем, четвероконечне, (а не осмоконечне) крестообразно на кресте распятом бывшем, веру и надежду полагающии, а не в троедревесие или в осмоконечие верующии, вемы, и глаголем со святою Церковию, яко и троедревесен крест Христов бе, и титла на кресте, бе: но то троедревесие и осмоконечие четвероконечного креста Христова не отметает, ниже претворяет того во идола антихристова, в мерзость запустения, и в печать антихристову. Которое писание где хулит сице крест Христов четвероконечный? которые Апостолы и вселенной учители отмещут крест Христов четвероконечный? Никтоже; едини токмо раскольщики то безумным своим умствованием вымыслили, более во осмоконечие крестное, неже в самого Христа верующии, и о осмоконечии крестном весь труд мудрствования своего, и всю веру полагающии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Коробка, – заставляет нас думать, что первые наслоились на последние, а не обратно и что мы имеем дело не с христианским представлением, искажённым до неузнаваемости, а с образом мифическим, некоторые детали которого получили христианское истолкование» (Коробка Н. «Камень на море» и камень алатырь//Живая старина. 1909. 4. С. 422). Мотив «оказывается устойчивым лишь тогда, когда, порождённый конкретной действительностью, он находит себе почву в новых условиях, сходных с прежними по внешней форме, хотя в большей или меньшей степени иных по сущности» (Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. С. 65). 93 Топорков А.Л. Заговор//Славянская мифология: Энциклопед. словарь. М., 1995. С. 185. А.Н. Веселовский разъяснил происхождение названия камня «Алатырь», считая его искажённым от слова «алтарь», из круга паломнических преданий (см. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха//СОРЯС. 1881. Т. 28, 2). 94 Традиционная русская магия в записях конца XX века. Сост. С.Б. Адоньева, О.А. Овчинникова. СПб. 1993. 400, с. 104; 452, с. 115; 558, с. 137; 290, с. 69; 31, с. 83. 95 Молитва к пчёлам из Соловецкого молитвенника цит. по: Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)//ЖМНП. 1863. Ч. 117, янв. Отд. ГУ. С. 52. 96 Коробка Я. «Камень на море» и камень алатырь. С. 409. См. также: Демиденко Е.А. Значение и функции общефольклорного образа камня//Русский фольклор. Л., 1987. Т. 24. С. 85−98; Топорков А.Л. Камень//Славянская мифология: Энциклопедический словарь. С. 220; и д. 97 Гациский А.С. Нижегородка: Путеводитель и указатель по Нижнему Новгороду и по нижегородской ярмарке. Изд. 3, испр. и доп. Н. Новгород, 1877. С. 31−32. 98 Алатырь//Славянская мифология: Энциклопед. словарь. С. 31. В одном из вариантов духовного стиха о «Голубиной книге» разворачивается следующая картина мира: «Белый Латырь камень всем камням мати,/Ах Латырь моря всем морям отец/А Латырь каминь камням отец/Ляжит ен сириди моря,/Сириди моря, сириди синява/На белом Латыре на камени/Беседовал да опочив держал/Сам Иисус Христос, царь небесный/С двунадесяти со апостолами/С двунадесяти со учителями/Утвердил он веру на камени,/Распустил он книги по всей земли...» (Бессонов П.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие св. Дионисия. 1146 Увет. Духов. лист. 19 на обор. На сем Соборе было только Русское Духовенство, кроме Патриарха, 5 Митрополитов, 4 Архиепископа, 1 Епископ, 11 Архимандритов и Игуменов и 13 Протопопов. Здесь был и Коломенский Епископ Папел. Там же лист. 15 и 16. 1148 Смотр. соборный свиток, напечатанный при втором издании исправленного Служебника. – Любопытный может видеть и подлинный свиток, в Патриаршей ризнице в Москве. 1156 В случае крайней скудости, конечно, может быть употреблена только одна просфора, как, говорит, сказал Св. Новгородский Епископ Нифонт Кирику. Но это случай крайности. На случаи крайности есть снисходительные правила касательно совершения крещения, принятия св. Таин и пр. Посему возможно снисходительное правило на случай крайности и касательно просфор для литургии. Но правила, разрешающего служить литургию на одной просфоре без крайней нужды, нет и никогда не было. Слич. Потребн. Иосиф. лист. 726 на обор. 1157 Есть несколько древних славянских Служебников, 12, 13, 14 и 15 века, в которых дается наставление только для вынутия Агнца, о прочих же просфорах, употребляемых на проскомидии ясно не упоминается, а говорится после изъятия Агнца только о вынутии разных частиц. Так в Служебнике Антония Римлянина в Новгородской Библиотеке 440. В другом Служебнике того же Преподобного, в Новгородской же Библиотеке, по вынутии Агнца сказано только следующее: «и просфумисав просфоры». См. Бесед. к глагол. Старообрядцу. Бесед. 10. стр. 253. изд. 1844. Но эти Служебники не должны вести к такому заключению что в тогдашнее время не было определено числа просфор для проскомидии, а дают только такую мысль, что об относящемся до остальных просфор, как о предмете известном и не трудном, они не говорит; ибо действование над ними Священника есть действование самое простое, нимало незатруднительное и известное. 1158 Доказательства заимствованы наипаче из 10 Беседы к глаголемому старообрядцу, где любопытный и может их читать, ежели не имеет удобства поверить сказанного по подлинникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010