1130 В дополнение к рукописям, упомянутым в предыдущей сноске, см.: константинопольские источники: ВАС Кодекса Пиромала (Goar. P. 155) и Йоханнисбергскую версию (Cochlaeus. P. 124) цитированную выше; версию Льва Тосканского (Jacob A. Toscan. P. 150); архиератикон Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311); отрантские источники: Jacob A. Otrante. P. 69; кодексы Ottoboni 344 (f. 152r), Sinai 966 (ВАС, Дмитриевский А. А. II. С. 206), Ambros. 167 (ЗЛАТ, f. 20r-v; ВАС, f. 70r) и 709 (f. 92r); кодексы из Реджио-Мессины: Barberini 316 (ff. 17v-18r) и 329 (ВАС, f. 3r). См. также список XVI в. Ethnike bibl. 757 (Trempelas. P. 8586, apparatus). Другие источники туманны; они содержат рубрики во множественном числе, относящиеся то ли к пресвитерам, то ли к диаконам, то ли к служкам: например, отрантский кодекс Karlsruhe EM 6; Кодекс Фаласки (см. прим. 72); Graz Georg. 5 (Tarchnišvili M. Liturgiae. 56). Древние славянские источники почти всегда дают диалог как между сослужащими: Служебники Антония Римлянина и Варлаама Хутынского (Синод. 342605 и 343604, Невоструев-Горский. Описание. III, 1. С.2:6) и кодекс Vatican Slav. 9 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154); и некоторые другие славянские рукописи: Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 185187; Муретов C. К материалам. С. 86 и Орлов. С. 142145. Мы также увидели рудименты этих обычаев в рубриках других рукописей. 1131 См., например, отрантский список XIII в. Karlsruhe EM 6 (ЗЛАТ), Engdahl. P. 20; См. ВАС. P. 60: «Он [иерей] говорит диакону и другим, стоящим по краям в круге (κκλω): «Помолитесь за меня, братие...». См. также рубрику из списка из Реджио-Мессины XII в. в экскурсе в конце главы. 1132 См. Grottaferrata Γβ IV, Архиератикон Гемиста и кодекс Петербург 558. Кодекс Фаласки (Goar. P. 88) содержит эту рубрику прямо после покрытия даров: «И [священник] кадит, говоря стоящим справа и слева: Magnificate ...» Это несомненно относится к дарам, которые он кадит, но вероятно недоразумение этой рубрики вызвано происхождением рубрики, предшествующей диалогу в исправленном славянском архиератиконе: «и абие отдает кадильницу, никогоже кадя» (Чиновник. Москва, 1879. Л. 36v; Варшава, 1944. Л. 10r). В одном из служебников (Москва, 1651) священник кадит диакона, говоря «Дух Святый найдет на тя...» (См. Деснов Н. Недоуменный вопрос. С. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Народное название дня памяти св. Власия Севастийского, 11/24 февр. У русских людей св. Власий считался покровителем домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы – часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни; в Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою. В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых губерниях существовал обычай сгонять коров к церквям, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота. В этих же случаях хозяева, заботившиеся о благосостоянии своего домашнего скота, носили образ св. Власия по хлевам и окропляли весь домашний скот крещенской водой, окуривали его ладаном. Почитание св. Власия как покровителя домашнего скота возникло на основе древнего ритуала языческого божества Велеса (Волоса), «скотского бога», который считался вторым по значению богом в языческом пантеоне. Замена языческого божества св. Власием была тем удобна, что житие этого святого свидетельствовало о его покровительстве животным. Более того, в древнеславянском языке имена Велес (Волос) и Власий были тождественны и часто взаимозаменялись. Так, например, в летописи под 1229 упоминается некто Волос Блужнинец, убитый на вече. В грамоте св. Антония Римлянина XII в. приводится, между прочим, имя Волоса вместо Власия: «на Волховом тудоре с женою и детьми одерен Волос». У мордвы, потомков ростовской мери, до сер. XIX в. сохранялась память о Волосе, воображаемого язычниками в виде большого камня, напоминавшего своими формами быка с человеческим лицом. Этот воображаемый образ древнего Волоса очень напоминал изображение на одной старинной иконе св. Власия сидящим на скале, а вокруг него скот. В некоторых местах праздник св. Власию не всегда совершался по указанию церковного месяцеслова. Простой малороссийский люд, который глубоко чтил этого угодника, переносил день памяти его с 11 февр. на четверг Сырной, или Масленой, недели, находя Сырную неделю более приличным временем для празднования памяти св. покровителя стад потому, что с наступлением Сырной недели начиналось особенно употребление сыра, масла, сметаны, молока – продуктов, доставляемых домашним скотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание к Галатам не знаю, поспеет ли. – А пообещать – да не исполнить, некрасиво,– Я втянулся теперь в thesaurus asceticus 57 , который давно задумывал составить или собрать да все день за день отлагал. Благо что охота припала. – Авва Исаия – оттуда. – Я его не пришлю к Вам. Раздумал. Хотел по частям их выпускать, – и св. Антония отдал уже в «Тамбовские ведомости», но потом положил издать их отдельною книгою, все в кучке. На первый раз выйдет две части: одна – отшельническая, другая общежительная. В последней будут уставы Пахомия Великого , Василия Великого – и весь Кассиан Римлянин . По поводу Вашего вопроса, о темноте многого читаемого в церкви, пришло мне на мысль выбрать из св. Ефрема Сирианина Псалтирь. Нашлось 150 статей – больше молитвенных, несколько нравоучительных и догматических... хорошо читается, иногда и очи ума продирает. Какой это был вопиющий св. Отец! Настоящий христианский Давид. Благослови, Господи, Вас всяким благословением! Ваш богомолец Еп. Феофан. 184. О толковании послания к Галатам. О печатании толкования 26 сент. 1873 г. Милость Божия буди с Вами! У меня давно готова одна часть послания к Галатам. Но я не думал отдавать в печать ее, пока не докончу всего послания. Передумал и посылаю к Вам без переписки, однако ж, набело, ибо некому этого сделать. Потрудитесь разбирать. Да, кажется, разборчиво писано. Когда печатать будут, прикажите вверху означать главу и стих, так, например, Гал. 2, 16 и подобное... В вашем журнале это легко сделать. Потом и в оттисках то ж учинить велите. Очень скучно смотреть на книгу толкования без подобных надписей на каждой странице... особенно когда надо приискать какой текст... Чтоб не было после остановки, печатайте понемногу, по полтетради. Когда возьмусь за толкование, тогда скажу Вам, и можете увеличить... И тянуть (печатание-то) скучно; но потом сидеть, ожидая продолжения, когда кончится рукопись, еще скучнее. Сослужите мне вот какую службу! Печатание толкования своего – и к Солунянам, и это, к Галатам, и все, какие придется скропать, – я уступил бы миссионерскому обществу. Кажется, это было бы для него полезно, и толкование ширше бы распространилось, и дешевле пустить может оно по причине удобства распродажи. Но не знаю, может ли оно взять на себя подобное дело. Узнайте, пожалуйста. Толкование станет собственностью общества всегдашнею, а мне дадут экземпляров сколько-нибудь. Если общество может взять, тогда я форменно отнесусь с таким предложением ко Владыке. И прямо бы можно к нему; да что его беспокоить, если нельзя. Об этом известите, как только узнаете. Чем скорее, тем лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ночной легкий сон Старца, вместе и с дневным отдохновением, в продолжение суток длился не более трех часов; но часто и самый ночной отдых прерываем был приходившими к нему по крайней нужде братиями. Пищу вкушал Старец дважды в сутки, – что Бог посылал. Выпивал иногда рюмку вина или стакан пива. Во время трапезования шла у него с учениками оживленная беседа. Допускались им скромные и незлобивые шутки и рассказы, которые имели у него духовную цель. Старец иногда рассказывал анекдоты из римской истории, которую знал хорошо из старинных переводов Тацита и других писателей. Одного из своих учеников, вышеупомянутого о. Антония Бочкова, шутя называл последним римлянином; может быть потому, что этот ученик выражал такое мнение, что мы переживаем последния времена монашества, падающего, по его словам, от тех же причин, которыми доведена была до падения и Римская империя: от роскоши, изнеженности и человекоугодия. Но сам Старец был точно неприступный для мирского духа остров, мимо которого текли реки мира сего, не колебля его нисколько. Напротив, разбитые мирским волнением спасались от душевного потопления в его келлии, как в надежной пристани. Одежду носил Старец самую простую, – мухояровый подрясник, рясу и мантию. А у себя в келлии принимал посетителей в простом белом холщевом, иногда очень заношенном, балахоне. При постоянном и многотрудном своем занятии с посетителями старец о. Леонид имел и посильное рукоделие: во время самого приема плел простые пояски, которые и раздавал некоторым из них на благословение. Когда же посетителей не было, он во время плетения поясков имел обыкновение напевать – «Милость мира жертву хваления», – известную в Оптинском скиту под названием «Молдавской», или же тихо нашептывал Иисусову молитву. Когда жил в Скиту, после обеда для моциона рубил дрова и в то же время принимал братию и мирян, которые подходили к нему поодиночке и объясняли ему свои нужды. Но как и чему обучал Старец-подвижник духовно относившихся к нему и в особенности ближайших своих учеников? – Следуя заповеди апостола: Настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4, 2 ), о.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Особенность Новгородских храмов составляют также голосники – это продолговатые глиняные горшки, которые вставлялись в кладку чаще всего парусов. Они встречаются еще в Гродно, Ростове и Костроме, но там как исключение, здесь же как правило. Есть мнение, что это были резонаторы, как и в греческих театрах, но по исследованию оказалось, что голосники ослабляли резонанс. Можно скорее предполагать, что они употреблялись для облегчения тяжести сводов. В Новгороде колокола были уже в XI столетии. Из летописи мы знаем, как Всеслав Полоцкий увез колокола, когда ограбил Св. Софию; Св. Антоний Римлянин, при прибытии в Новгород, услышал колокольный звон, как повествует его житие; но колокола были небольшие; колокол Антония Римлянина весит всего один пуд, а для небольших, колоколов не требовалось и больших приспособлений и прототипом Новгородской звонницы, является перекладина на 2 столбах. Даже и значительно позднее, при Грозном, колокол, вылитый митрополитом Макарием для Св. Софии, весил всего 200 пуд. Шатровые колокольни появляются только в XVI в. Новгородское архи­тектурное влияние простиралось на Москву и Киев. Москва не только пользовалась образцами церк­вей, но даже выписывала Новгородских мастеров. Так продолжалось до XVI ст. С утратою своего политического значения, тем не менее, архитектурное значение Новгорода удерживается сполна, и Москва не полу­чила бы своего архитектурного развития, если бы не опиралась на Новгородское зодчество. На Востоке, откуда была получена христиан­ская монументальная живопись – была мозаика, а в Новгороде фреска. Мозаика дело роско­ши – на нее нужны были большие затраты, тре­бовались опытные мастера, в Росси же на первых порах христианства ни того, ни дру­гого не было. Есть остатки орнаментальной мозаики в алтаре Новгородской Софии, но это единственный случай в Новгороде. Стены можно расписы­вать двумя способами – по сухому грунту штукатурки (al secco) и по сырому еще грунту – al fresco. Для росписи al fresco заготовлялся грунт из извести, песка и пеньки, и пока он не высох, надо было написать изображение. Фре­сковая живопись имеет свои невыгоды: 1) художник должен скоро работать, 2) в техническом отношении фреска неудобна потому, что ее исправлять уже нельзя, и 3) краски при высыхании штукатурки видоизменяются. Но, не­смотря на эти неудобства, она имеет незаменимые преимущества – она долговечна, потому что краски ассимилируются со штукатуркой; так, некоторые Новгородские фрески существуют более 700 лет. Этот род живописи был бы очень полезен в настоящее время, но секрет его утрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Житие Авраамия Смоленского († 1221) написано учеником его Ефремом вскоре после его кончины, и уже относится к эпохе монгольской, что видно из молитвы автора, обращенной к Богородице: «поганых нашествия испроверзи... измаильския языки разсыпли». Это житие резко отличается от жития Антония Римлянина положительным, историческим характером, чуждым всякой примеси народных поверий и поэтических преданий. Это не что иное, как простой и правдивый рассказ о благочестивом и образованном иноке, много претерпевшем гонений от невежественного духовенства той эпохи, которое, не сочувствуя просвещенным стремлениям Авраамия, завидовало его популярности и любви к нему народа, снисканной его высокими дарованиями, не только как человека вообще благочестивого, но великого оратора и образованного художника. Мы не будем здесь распространяться об этом житии, потому что оно вполне рассказано и отлично объяснено в Истории русской церкви епископа Макария, (в 3-м томе, стр. 47 и след. Смотр. также примеч. 106-е). Остановимся только на некоторых подробностях. Особенно важно в этом житии то обстоятельство, что народ, граждане, и особенно вельможи или бояре и сам князь были на стороне Авраамия, в то время, как духовенство его преследовало. Вот свидетельства самого памятника. О первоначальном пребывании преподобного в монастыре: «тугу и искушения от игумена и от всея братия и от раб кто может исповедати, якоже ему самому глаголати, бых 5 лет искушения терпя, поносим, безчествуем яко злодей». (Сент. стр. 145). Когда Авраамий пришел в Смоленск для проповеди : «неции от иерей. другие же от черноризец, како бы нань въстати 202 , овы же от града потязати и укорити исходяще, друзии и спиру творяще, яко ничто же сведуще противу нань глаголах, и тако посрамлени с студом отхожаху, и паки не преставаху крамолы нань въздвизающе, в граде и везде глаголюще, се уже весь град к себе обратил есть» (Там же, стр. 146). Даже в то время, когда св. мужа вели на суд, и когда завистники из духовенства клеветали на него в еретичестве и сластолюбии, все же признавались, что Авраамий «уже наши дети вся обратил есть» (Ноябрь, стр. 373). Даже в то самое время, когда в глупой толпе, всегда охочей до всякого позору, а в то время подущаемой громкою клеветой, раздавались клики о казни угодника: «князю же и въластелем умягчи Бог сердца, игуменом же и ереем аще бо мощно жива его 203 пожрети» (Ноябрь, стр. 374). Сверх того, вслед за клеветой, взведенною на св. мужа в еретичестве, колдовстве и сластолюбии, в житии сказано: «ина же многа нань вещаниа глаголюще, ихже блаженый чуж истиною; реку тако: никто же аще бы не глаголя на блаженного Авраамия в граде. Но диавол о сем радовашеся» 204 . Наконец, когда оклеветанного Авраамия привели на суд: «безчинным попом, яко волом рыкающим, князю же и вельможем не обретающим вины» (Но­ябрь, стр. 375) 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

(прим. 272). С. 52–58; (Аноним). Жития св. Авраамия, муч. Меркурия и благоверного князя Андрея, смоленских чудотворцев. Смоленск, 1899. С.3–22; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С.64–67; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.772; Редков Н.Н. (прим. 495). С.З 106; Смирнов С. Древнерусский духовник. Μ., 1914. С. 139–142 (перепеч.: England, 1970); Федотов Г.П. (прим. 276); он же. (прим. 311). С.65–76; idem. (прим. 430). Vol. 1. Р. 158–169; Philipp W. (прим. 419). S.43–48; Heppel Μ. (прим. 615). Р. 81; Будовниц А.Н. (прим. 302). С. 274–282 [см. также: Буланин Д.М. Ефрем//СлККДР. Вып. 1. С. 126–128 (литер.). – Прим, изд. (А.Н.)]. 670 Начиная с Василия Великого эта метафора, поясняющая способ обхождения с мирской словесностью, повторяется во множестве монашеских сочинений: Podskalsky G. (прим. 430). S.41 [ср.: Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. (Slav. Beitr. Bd.278). München, 1991. С.249–263. – Прим. изд. (К.А.)]. 674 Это неопределенное выражение, применимое к любому вторжению, послужило основанием для датировки Жития временем после нашествия татар в 1237 г. 676 Ключевский В.О. (прим. 272). С. 26–38; Титов А.А. Ростов Великий и его святыни. СПб. 1895. С.39–43; Барсуков Н. (прим. 474). С. 1–5; Димитрий (Самбикин) (прим. 474). Вып.2–3 (октябрь-ноябрь). Каменец-Подольский, 1893/1894. С. 224–228; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.1. С. 13–16, 261–265; Васильев В. (прим. 310). С. 107 (канонизация); Кадлубовский А. К вопросу о житии преп. Авраамия Ростовского//РФВ. 1897. Т.37. С. 117–159 (относительно зависимости от Ефремова Жития св. Авраамия·. см. прим. 667); Голубинский Е. (прим. 19). С.201. Прим.1; С.763–776 [см. также: Буланина Т.В. Житие Авраамия Ростовского//СлККДР. Вып.2. 4.2. С.237–239, где дополнит, литер. – Прим. изд. (А.Н.)]. 677 НПЛ. С. 20 (под 1117 г.), 21 (под 1119, 1125 гг.), 22 (под 1131 г.), 27 (под 1147 г.); кроме того, под именем Антония Римлянина дошли две грамоты (до 1147 г.): ГВНП. С. 159–161 102:103); относительно их подлинности см.: Валк С.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благослови, отче! Когда кто-либо начинает дело без определенного замысла, он будто бредет в потемках. Ибо кто трудится без мысли, тот все целиком теряет. Сообщая предшествующую мысль, скажем: пусть излагаемое будет благоугодно. Наша мысль – принести малое хваление из многого святому преподобному Антонию, равноангельскому житием, хвалимому Богом, почитаемому ангелами, прославляемому людьми, во всех благих добродетелях совершенному в чистом и непорочном его житии. Но как же я (смогу это сделать), оскверненный грехом и нечистый, исполненный всех страстных плотских желаний, отягченный бурей многих сомнений, не располагая достаточным для задуманного словом, которое могло бы подобающим образом такому светилу выразить похвалу? Но будто золотыми узорами, словами богодухновенных пророков и наученных Богом апостолов, – похвалю я и прославлю и украшу его, а не своим развращенным умом и недостаточным словом. Ибо мое слово, как я уже говорил, ничто. И молюсь, будьте милостивы ко мне, почтенные Богом, чтобы не заслужить мне когда-нибудь сугубую насмешку за неученость вместе с лютым неразумением. Простится ведь грех невежества, если только он происходит не от лености; не с тщеславием, но умалившись со смирением разумом, примемся за желаемое. «Не можете верить в меня», – говорит Христос истинно, принимая прославление от людей, и «всякий возвышающий сам себя смирится, а унижающий себя возвысится». Подобного святого и блаженного смирения потребуем и мы, да примем просветительную благодать, да освятится мысль нашего сердца, и отсюда положим начало, и скажем слово. Придите, церковные светила, пастыри и учители всего христианского народа; грядите, богоблаженные отцы; приблизься, все иноческое святое о Христе собрание; прибудь, священное сословие. Придите, мужчины вместе с женщинами, старики и молодые, юноши и девицы, и люди, состоящие в супружестве, и простецы, и из мудрецов, празднуйте со мною торжество преподобного отца. Просиял этот Богом дарованный нам радостный и достохвальный и прекрасный день, озаренный светозарным солнцем, даруя нам веселие и радость в память светлого и честного доброго торжества богоносного отца. Возрадуемся его празднеству радостною душою, возвеселимся веселием нашего сердца, справим праздник этому великому отцу духовно, а не плотски. Ведь нам должно праздновать памяти всех святых мужей, настраивать язык на благочестие, чтобы говорить что-либо о них, иметь чуткий слух, чтобы слышать, и сохранять мысль нашу чистой, чтобы разуметь нам, как много раз наставляли и учили они нас добродетелям, а именно таким: насыщать голодных, утолять их жажду, оказывать гостеприимство странникам, одевать раздетых, посещать больных, навещать сидящих в тюрьме и утешать их, и к шести этим милосердным добродетелям, установленным самим Господом, добавлять и все прочие добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 марта 2022 3 марта 2022 9 февраля 2022 В службе преп. Антонию Римлянину часто встречаются тексты, заимствованные из служб иным святым, а также отсылки на образы из Священной истории. Подобные тексты должны были помочь молящимся воспринять образ преп. Антония как живую личность. Об изменениях в составе службы и об этапах ее создания рассказывается в статье кандидата исторических наук, кандидата богословия протоиерея Константина Костромина. Оксиринхский гимн (P. Oxy. XV 1786) — самый ранний из известных папирусов на греческом, содержащий один из древнейших христианских гимнов с нотами, датируемый III веком н.э.. Папирус был найден в 1918 году, опубликован в 1922. В книге «Размышления о псалмах» К.С. Льюис делится своим опытом чтения и понимания Псалтири. Опыт этот интересен, так как знающий историю религии, множество литературных произведений разных народов и разных эпох автор видел в текстах то, что не увидит человек, не обладающий его знаниями. При этом он скромно говорит о себе и своем произведении в предисловии: «Это не ученый труд. Я не гебраист, не экзегет, не археолог, не историк Древнего мира. Я пишу для неученых о том, о чем и сам не много знаю. Я пишу как любитель любителю». Не совсем ясен смысл просительной молитвы при некоторых обстоятельствах, например в случаях смертельной опасности, — как и в целом обычай просить Господа сохранить кого-то «на многая лета» . Если Бог точно знает, кому, когда и как лучше всего умереть, если именно Он, исходя из высшей пользы, определяет время, место и обстоятельства нашей смерти, то что может дать просьба о её отсрочке? Ведь наилучшее решение уже принято от Вечности, и все наилучшие сроки Им уже назначены. Публикуется последняя, четвертая часть перевода покаянного канона св. Андрея Критского. 4 марта 2020 Глава из книги Дерека Крюгера " Субъекты литургической литературы: христианский обряд, библейский нарратив и формирование идентичности в Византии " . Продолжаем публикацию перевода покаянного канона св. Андрея Критского.

http://bogoslov.ru/topic/56116

Вскоре, в марте, этот указ подтвержден был новым строжайшим указом о том же предмете. Строгость указа и строгое исполнение его гражданским начальством побудили церковнослужителей, на последние средства, отдавать своих детей в духовные школы, состоявшие тогда большей частью при архиерейских домах. Повезла и мать-вдова своего Тимофея в город с той же целью, чтобы отдать его в школу. Но, по бедности своей и по случившейся тогда от неурожая хлеба дороговизне в содержании, она не могла отдать его туда, куда хотела. Поэтому, «для облегчения собственного пропитания»,  представила его на усмотрение гражданского начальства, – а оно назначило его к исключению из духовного звания и к определению в военную арифметическую школу. Но и тут братская любовь, по высшему распоряжению Промысла, спасла его от участи, столь не соответствовавшей будущему предназначению. Другой старший брат, бывший причетником в Новгороде, сжалившись над участью своего брата, упросил духовное начальство принять его в училище, обещаясь, при всей своей бедности, содержать его на собственном иждивении. Духовное начальство уважило его просьбу, – и 11 декабря 1738 года Тимофей был записан в школу с фамилией Соколовский.  С этого времени труды удваивались для юного ученика. Ему приходилось трудиться и духовно и телесно. Учась в школе и упражняясь в занятиях дома, под надзором своего брата, Тимофей в свободные часы нанимался к огородникам копать гряды и так сам себе приобретал пропитание. Таким образом, еще не будучи подвижником, Тимофей уже предвкушал подвижническую жизнь. Но, из-за того, что, во-первых, от школьных занятий его отвлекала работа, а во-вторых, в многочисленном училище было мало учителей (при двух учителях было до тысячи учеников), целый год обучения прошел для него без особенных успехов. Впрочем, для него уже важно было и то одно, что в это время он успел выказать и свои дарования, и свое прилежание и благонравие. Почему, с устройством семинарии, в 1740 г., в монастыре св. Антония Римлянина, он, как один из надежнейших и лучших учеников, (в числе 200 лучших), был принят на казенное содержание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010