В Саратове он имеет двадцать семейств под своей паствой, живет безбедно. Только жаловался на прибывшего в Саратов окружнического епископа Паисия, который, по его словам, совращает его пасомых в окружники. Когда Пафнутия приехал в Москву, Иов отправился из Москвы в Петербург, так как петербургские противуокружники пожелали с ним повидаться и лично переговорил о некоторых занимающих их церковных вопросах. Там, в Петербурге, на Лиговке, у про- тивуокружников хорошая моленная ( церковь ?), как говорят, дозволенная правительством; в ней постоянно служит поп Максим, разумеется, гусляк. Иов и теперь еще находится в Петербурге. Не одной же древлепрестольной столице, в самом деле, украшаться присутствием раскольнических владык! Противуокружники, как известно читателям относятся весьма неприязненно к окружникам, яко сущим еретикам. Не так смотрят на противуокружников внешние окружнические власти, – всячески заискивают пред ними, почитая их как бы невольно более верными «древлеправославию» и себя как бы виноватыми пред ними, чрез принятие Окружного изменившими аввакумовскому и вообще раскольническому «древлеправославию», что и справедливо. Недавно один противуокружнический поп, весьма дурной репутации, да еще запрещенный Иовом, изъявил желание перейти в окружники, – и Савватий с своим Духовным Советом принял его, ничтоже сумняся, с великою радостью, даже назначил на приход, как сущего попа. Поп этот, по имени Петр быль поставлен 15 лет тому назад Антонием вторым, или Муравлевским, в село Доброво, близ Боголюбова монастыря (Владимир. губ.). Приход этот небогатый. Желая лучшего, Петр, нисколько не дороживший «древлеправославием», два раза обращался к Антонию Шутову с просьбою – принять его в число окружников и определить куда-нибудь на приход. Антоний оба раза отказал ему, и Петр до последнего времени поповствовал у протавуокружников. Нынешнею зимою впал он в некое тяжкое преступление; за это Иов запретил его от священнослужения. Тогда Петр обратился к Савватию с просьбою принять его к себе и дать поповское место, объясняя, что якобы долгим размышлением он познал неправоту противуокружников, – и Савватий, как им сказали, с радостью принял его, не стесняясь даже тем, что он запрещен от Иова, и определил на один приход там же, во Владимирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Открытое существование старообрядчества в М. стало возможным вслед. эпидемии чумы 1771 г. Во время эпидемии все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища. В 1771 г. в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее старообрядческой дер. Новоандроновке, было основано Рогожское кладбище . Согласно рапорту обер-полицмейстера от 10 февр. 1778 г., на этой территории «обществу раскольников разрешено правительством построить три храма: св. Николая в 1776 г., Покрова в 1790 и Рождества в 1804 гг. и более 50 разного рода зданий» (цит. по: Юхименко. Старообрядческий центр. С. 14). В 1-й пол. XIX в. на территории кладбища находились старообрядческие жен. мон-ри. Огромную роль в становлении и развитии Рогожского кладбища сыграло московское купечество: династии Солдатёнковых , Шибаевых, Свешниковых, Морозовых, Кузнецовых , Рахмановых , Соловьёвых, Трындиных, Бутиковых и др. Московские старообрядцы внесли большой вклад в организацию поисков зарубежного епископа (начало поискам положил Рогожский собор 1832 г.) и в утверждение в России Белокриницкой иерархии. Первым Московским архиепископом Белокриницкой иерархии стал Антоний (Шутов ). В февр. 1853 г. в Белой Кринице он был поставлен на Владимирскую кафедру, 25 нояб. 1859 г. объявлен архиепископом Московским и всея России, со 2 июля 1863 г.- архиепископ Московский и Владимирский, глава «российской старообрядческой Церкви», председатель Духовного совета. Белокриницкое согласие укрепилось и распространилось в России благодаря Антонию (Шутову). К концу его жизни († 8 нояб. 1881) в России существовали 14 епархий Белокриницкой иерархии, большая часть к-рых была учреждена Антонием. Единоверческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Фотография. 1883 г. Единоверческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Фотография. 1883 г. В 1835 г. правительство преобразовало Рогожское кладбище в богаделенный дом. В 1853-1854 гг. часть прихожан и духовенства Рогожского кладбища перешли в единоверие .

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 52  голоса:  3.8 из  5) Шут В одной деревне жил шут. Какой-то поп вздумал ехать к нему, говорит попадье: «Ехать было к шуту, не сшутит ли каку шутку!» Собрался и поехал; шут по двору похаживает, за хозяйством присматривает. «Бог в помощь, шут!» – «Добро жаловать, батюшка! Куды тебя Бог понес?» – «К тебе, свет; не сшутишь ли шутку мне?» – «Изволь, батюшка; только шутку-то я оставил у семи шутов, дак снаряди потеплей да дай лошади съездить за нею». Поп дал ему лошадь, тулуп и шапку. Шут сел и поехал. Приехал к попадье и говорит: «Матушка! Поп купил триста пудов рыбы; меня вот послал на своей лошади к тебе за деньгами, триста рублей просит». Попадья тотчас отсчитала ему триста рублей; шут взял и поехал назад. Приезжает домой, тулуп и шапку положил в сани, лошадь в ограду пустил, а сам спрятался. Поп пождал-пождал, не мог дождаться, собрался и воротился к попадье. Она спрашивает: «А где рыба-то?» – «Какая рыба?» – «Как какая! Шут приезжал за деньгами, сказывал, будто ты заторговал триста пудов рыбы; я ему триста рублей дала». Узнал поп, каковую шутку сыграл над ним шут! На другой день собрался, и опять к шуту. Шут знал, что поп приедет, переоделся женщиной, взял пресницу и сел под окошко, сидит да прядет. Вдруг поп: «Бог в помочь!» – «Добро жаловать!» – «Дома шут?» – «Нету, батюшка!» – «Где же он?» – «Да ведь он, батюшка, с тобой вчерась пошутил да после того и дома не бывал». – «Экой плут! Видно, назавтрее приезжать». На третий день приехал; шута все нет дома. Поп и думает: «Чего же я езжу без дела? Эта девка, знать, сестра его, увезу ее домой, пусть зарабливает мои деньги». Спрашивает ее: «Ты кто же? Как шуту доводишься?» Она говорит: «Сестра». – «Шут у меня триста рублей денег взял, так ступай-ка, голубушка, зарабливай их…» – «Дак что! Ехать дак ехать!» Собралась и поехала с попом. Живет у него уж и долго. У попа были дочери-невесты. Вдруг к нему сватовщики – какой-то богатый купец начал сватать дочь за сына. Поповски дочери что-то купцу не понравились, не поглянулись, он и высватал стряпку, шутову сестру. Веселым пирком да и за свадебку. Справили все как следует. Ночью молодая говорит мужу: «Высади меня в окошко по холсту поветриться; а как тряхну холстом, назад тяни». Муж спустил ее в сад; женушка привязала вместо себя козлуху, тряхнула – молодой потащил. Притащил в горницу, смотрит – козлуха. «Ох, злые люди испортили у меня жену-то!» – закричал молодой; все сбежались, начали возиться с козлухой; дружки взялись наговаривать, чтобы обратить ее в женщину, и совсем доконали-замучили: пропала козлуха!

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Как вырастить прихожан будущего? Модульная система занятий, необычные акции, разнообразные формы работы, группа в соцсети. Современный лицей? Гимназия? Нет, воскресная школа в маленьком селе. 19 сентября, 2017 Модульная система занятий, необычные акции, разнообразные формы работы, группа в соцсети. Современный лицей? Гимназия? Нет, воскресная школа в маленьком селе. Модульная система занятий, необычные акции, разнообразные формы работы, группа в соцсети. Современный лицей? Гимназия? Нет, воскресная школа в маленьком селе. Мы поговорили с её директором, Клеопатрой Владимировной Шутовой, о том, что сделано за пять лет работы школы «Херувим» в Александро-Калиново, как всё начиналось и к чему пришло.   «Ты что, ненормальный?» Наша школа была организована в 2012 году. Настоятелю, отцу Владимиру Шутову, дали приход в 2004-м. Это был даже не приход, а здание, которое предстояло приспособить под храм, и пара бабушек. Тогда о воскресной школе не могло быть и речи, потому что негде было совершать литургии. Долгое время приводили всё в порядок, и только через восемь лет обустроили настолько, что можно было открыть школу. Без поддержки прихожан осуществить такое дело сложно. В храм со всего села на тот момент ходили только пятеро детей, но, в принципе, можно было начать. Прихожане отреагировали на предложение создать воскресную школу своеобразно — спросили настоятеля: «Ты что, ненормальный?» Но это отца Владимира не обидело, он решил: пора. И мы стали заниматься. Клеопатра Шутова Шестнадцатилетний директор Начали с простого. Директором была наш регент. Нашли преподавателей, дело пошло. Но через время регент ушла в декрет, и меня поставили исполняющей обязанности директора школы. Мне тогда было 16 лет. Я вообще ничего не понимала, потому что ещё училась в школе, к тому же нужно было не только руководить, но и преподавать свой предмет — литературу. С Божьей помощью приступила. Мы начали привлекать к делу специалистов. В селе их найти было нереально, поэтому искали в городе — Константиновке. Нашли двух, одна была директором общеобразовательной школы, имела большой опыт преподавания. Решили сделать директором воскресной школы её: всё-таки такой профессионал, а мне — дать возможность доучиться. Но не сложилось. Проблемой стала лень и формальное отношение к делу.

http://pravmir.ru/kak-vyirastit-prihozha...

Выставка " Русь соловецкая " открылась в особняке Румянцева ноября 2017 Заведующая этим филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Шмакова отметила, что в скором времени здесь планируется открытие постоянной экспозиции, посвященной академику Дмитрию Лихачеву, бывшему заключенным Соловецкого лагеря особого назначения и, возможно, два события совпадут. Экспозиция представляет ретроспективу творчества художника - 80 произведений, созданных в разные годы. Мастер, начиная с 1980-х, посещал Соловецкие острова и побывал во многих труднодоступных местах: на островах Большом Заяцком, Анзере, Большой Муксалме. За тридцать лет создано более 300 живописных работ, посвященных Соловкам.   Художник писал Соловки в разные времена года, но особенно любит соловецкую осень: рыжую полыхающую траву, силуэты деревьев, на глазах становящиеся прозрачными. На его картинках нет людей, присутствие человека угадывается лишь в зданиях - больших каменных храмах, часовенках и избушках, в простых деревянных поклонных крестах, поставленных в память о новомучениках. Многое из того, что увидел на Соловках художник, уже стало историей - например, виды еще не отреставрированного кремля. Его коллега Владимир Прошкин, выступая на церемонии, сказал, что художнику удалось передать " содрогание души " , которое ощущает человек на Соловках. " До того, как я впервые приехал на Соловки, у меня было внутреннее стремление туда попасть. Тогда это была погранзона, нужно было разрешение, и я чудом его получил, - вспоминает художник. - Здесь переживается ощущение вселенского покоя - не зря монахи плыли через студеное море в поисках Царствия Божия. Да, в 1920-1930-е годы здесь был лагерь, куда были заключены в том числе и священнослужители, но для меня в этом нет противоречия. Христианин должен пребывать в радости даже когда страдает, он этим к Богу приближается. Красота там настолько одухотворена, невозможно передать ее словами - такое же ощущение, когда прикладываешься к иконе. Стремишься снова и снова это пережить " . Как рассказал художник, альбом с соловецкими пейзажами был подарен наместнику обители архимандриту Порфирию (Шутову).

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Порфирий (Шутов): На своем месте делать свое дело Интервью наместника и игумена Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) 23.05.2014 511 Время на чтение 8 минут На днях председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло заявил о недопустимости «коммерциализации» Соловков. В частности он высказался против строительства «торгово-музейного» комплекса у стен монастыря, и предложил перевести Соловецкий музей-заповедник в Архангельск или Кемь. За разъяснением ситуации мы обратились к Наместнику Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и директору ФГУК Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника архимандриту Порфирию (Шутову). - Отец Порфирий, позвольте начать с немного странного вопроса, а нужен ли музей на Соловках? - Музей нужен. И нужен именно на Соловках. Этот тезис четко осмыслен и государством, и общественностью, и Церковью. Результат - формулировка в « Стратегии развития Соловецкого архипелага уникального объекта, духовного, историко-культурного и природного наследия ». Почему? Потому, что только бюджетная структура способна поддерживать соответствующий значимости и сложности соловецкого исторического наследия объем работ по его изучению, сохранению и популяризации. - Можно немного уточнить, в каких направлениях эта работа осуществляется музеем? - Конечно. На Соловках десятилетиями ведутся археологические раскопки, проводятся научные экспедиции, проходят встречи ученых, общественных и государственных деятелей. Только в этом году запланированы межрегиональная и международная научно-практическая конференции: « Состояние и рациональное использование пресноводных и морских экосистем Соловецкого архипелага » и « Соловки в литературе и фольклоре (XV-XXI вв.) ». Музей публикует научные труды. Некоторые становятся вехами в исследовании Соловецкой истории, как например, две последние монографии кандидата исторических наук, сотрудника Институт Археологии РАН В.А. Бурова. Постоянно пополняются фонды музея. Сегодня они насчитывают свыше 100 000 единиц хранения. Начинается огромный по важности проект оцифровки рукописного и художественного наследия, хранящегося в разных музеях страны. Далее, деятельность в сфере образования, экспозиционная работа. Много необходимой и многократно усложненной в островных условиях обеспечивающей выполнение основных функций хозяйственной работы: здесь и флот, и автобусы, и служба охраны. Музей плотно вписан в круг соловецкой жизни. Созданный в 1967 году, музей прошел без малого полвека, служил делу сбережения Соловецкого наследия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Архив Пн Патриаршее поздравление наместнику Соловецкого монастыря архимандриту Порфирию (Шутову) с 50-летием со дня рождения 19 октября 2015 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) с 50-летием со дня рождения.  Его Высокопреподобию архимандриту Порфирию (Шутову), наместнику Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Ваше Высокопреподобие! Сердечно поздравляю Вас со знаменательным юбилеем — 50-летием со дня рождения. Свой путь духовного восхождения Вы начали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где получили богословское образование и приняли священный сан, исполняли различные послушания и приобщались к бесценным сокровищам Православия. Решением Священноначалия шесть лет назад Вам было поручено новое важное и ответственное дело: управлять многострадальной и прославленной Соловецкой обителью, явившей миру сонм подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников, в земле Русской просиявших. Все это время Вы со тщанием трудитесь над ее восстановлением, заботитесь о возрождении древних традиций монашеской жизни, особое внимание уделяете вопросам духовного попечения об ищущих спасения людях. Отрадно также отметить, что нелегкое игуменское служение Вы сопрягаете с плодотворной работой на посту директора Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Во внимание к усердному служению и в связи с 50-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Молитвенно желаю Вам помощи Божией, здоровья и сил, столь необходимых для дальнейших трудов во славу Святой Церкви. Призываю на Вас благословение Господне. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4234540.ht...

432 В 1846 г., когда о. Павел приехал в Москву, жена Андрея Ларионова жила еще на кладбище, и потом вскоре умерла («Собрание сочинений архимандрита Павла» Часть III. 4-е изд., М., 1888, стр. 461). По словам Швецова, жена Андрея Ларионова, Ирина, умерла именно в 1847 г. проживаючи на Преображенском Кладбище“ («Братское Слово» 1883 г., стр. 43). Враги Антония распространяли слух, что он был двоеженец и обеих жен уморил; но никаких достоверных свидетельств об этом не имеется. 433 В Московское цеховое общество Шутов зачислен, из экономических крестьян, указом Московской казенной палаты от 23 июня 1838 г. за 1353. А так как по 10-й народной ревизии был пропущен, то в начале 1869 г., когда был уже раскольническим архиепископом, вновь, по указу той же палаты, за 9680, записан в семейную книгу Ленточного цеха под 2811–1213. При этом показано ему 68 лет. На этом основании мы и сказали выше, что Антоний родился в 1800 г.; но биограф его – Швецов говорит, что он родился в 1812 г. 434 Об этом свидетельствуют жившие тогда на Кладбище Василий Александров и инок Виталий. По их рассказам, Шутов однажды разорвал верхнее платье на одной из жительниц женского отделения за то, что она надела его, как казалось Шутову, не так, как следует по-федосеевски, и обругал ее самыми неприличными словами. Это произвело на Кладбище ропот. Попечители сделали Шутову замечание, а он, обидевшись, даже отказался от казначейства. Это было пред самым отъездом его в Пруссию (См. «Братское Слово» 1883 г., стр. 42, прим. 5, стр. 43, прим. 1). 435 «Собрание сочинений» архимандрита Павла, 4-е изд., М., 1888. ч. III, стр. 461–463. Изложенная история послужила основанием для распространенных о Шутове слухов, будто он, состоя казначеем, похитил деньги с Кладбища. Как беспристрастный и добросовестный повествователь, о. Павел изложил дело в его истинном виде. Любопытно, что Швецов, ревнуя о славе Антония, не упомянул и об этих обстоятельствах, а сочинил сказку, будто Андрей Ларионов в это время, оставив должность казначея, „отправился в беспоповский монастырь, находящийся в Пруссии, но, доехавши до Киева, опять был упрощен возвратиться в Москву, где и еще в должности казначея провел времени пять (?) лет“ («Братское Слово» 1883 г., стр. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Порфирию (Шутову), епископу Одинцовскому 8 сентября 2019 г. 21:10 8 сентября 2019 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Шутова) во епископа Одинцовского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Порфирия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Порфирий!  Дух Святый — свет и живот, и живый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный (стихиры в Неделю Пятидесятницы на утрене) ныне почил на тебе чрез возложение рук архипастырей и по молитвам Церкви, дабы соделать тебя причастником святости, и света невечернего, и божественной жизни, и благоуханнейшего раздаяния (канон в Неделю Пятидесятницы на повечерии).  О дивные дары Божии! Кто из человек, плоть носящих и в мире живущих , достоин видеть эти щедроты Божественные, кто своей жизнью, своими поступками заслужил хоть малую толику их! Но Человеколюбец Господь, яко Царь Державный и Всесильный (трипеснцы в четверток 2-й недели по Пасхе), отверзает сокровищницу божественной благодати и по Своей неизреченной милости удостаивает сих дивных дарований не только ближайших учеников, с которыми ходил по земле, разделял труды и вкушал пищу, но и тех, кто был избран апостолами и последовал Господу.  Господь послал апостолов в мир не для того, чтобы они просто донесли народу некую информацию о Нем. « Проповедь моя , —говорит апостол Павел, — не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы »(1 Кор. 2:4). Недостаточно дать людям сумму знаний о Спасителе, но необходимо явить им плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), нужно уметь самому и научать пасомых снисходить друг другу и прощать взаимно (Кол. 3:13). 

http://patriarchia.ru/db/text/5497144.ht...

90 При выпуске из института девиц на благодарственном молебне обыкновенно присутствуют их родители или родные. 92 Речь, сказанная 27 мая 1864 года при выпуске воспитанниц Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Сиб. Александровского училища. 93 Речь, сказанная пред окончанием благодарственного молебна 8 июня 1865 г. при выпуске воспитанниц Императ. Воспит. Общества благор. девиц. 95 Таков обычай в Институте: после приёмного испытания все вновь принятые девицы с приколотыми на плече картами, в которых обозначается с именем и фамилиею, в какой класс они поступили, идут в церковь и после молебна возвращаются к новым своим подругам, оставаясь до вечера с теми же картами. 97 Речь, сказанная после окончательного благодарственного молебна (пред отпустом) 1 июня 1868 года. 98 Речь при выпуске воспитанниц Императорского Воспитательного общества благородных девиц 31 мая 1869 г. 99 Речь выпускным воспитанницам Императорского Воспитательного общества благородных девиц при окончательном молебне 30 мая 1870 года. 102 Все изображения в иконостасе, равно как Божией Матери, нерушимыя стены, и святых угодниц Божиих Елисаветы, Екатерины, Марии и Александры по стенам исполнены художником А.А. Колчиным, остальная же стенная живопись принадлежит кисти А.Н. Мельникова, резная же работа иконостаса, крестообразных рам по стенам и аналоев – художнику В.П. Шутову. 106 На пути к выходу владыки, сопровождаемые г-жою начальницею, местным протоиереем и другими, изволили зайти в нижнем этаже здания в детскую столовую, которая вместе с обновлением церкви украсилась оставшимся от старого иконостаса прекрасным образом «Тайной вечери». 107 Речь по присоединении к православной Церкви девицы мирзы Наталии Туган-Барановской 23 марта 1869 г. Сказана в Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц. 108 См. в «чине, како приимати к православной вере» – один из первых вопросов присоединяемых к православию. 110 При этом священнодействии, согласно высочайшей воле, представителем его императорского величества был член совета Воспитательного общества благородных девиц действ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010