Таковы: И. Ламакин, П. Васильев, Д. Иванов, Я. Дивилин. Все это ближайшие сотрудники Антония по управлению старообрядческим миром. В последнее время оставил Антония последний из его сотрудников Л. Трофимов и присоединился к единоверию. Особенного внимания заслуживает присоединение к православию одного из главных секретарей «архиепископа» Антония, Л. Т. Погодина, – человека с самого детства занимавшегося перепиской сочинений и бумаг, издававшихся из московского «духовного совета», и более десяти лет почти безысходно прослужившего в его канцелярии. Находясь при самом источнике современных старообрядческих учений, при самом средоточии церковного управления российских поповцев, Погодин первоначально был смущен в правильности старообрядческой церкви и ее иерархии восьмью вопросами, поданными в московский духовный совет некоторыми членами австрийской иерархии, которые касались того существенного важного обстоятельства, что старообрядцы в течение почти 200 лет не имели у себя епископа, и преемственность благодатной хиротонии таким образом у них прервана была весьма длинным промежутком времени. Поэтому, в предисловии к вопросам раскрыв с достаточной обстоятельностью, на основании слова Божия и Отеческих писаний, что созданная Христом, Церковь , согласно Его обетованию, должна вечно и неизменно существовать во всей полноте Богоучрежденных таинств и иерархии, они просили упомянутый совет сказать им, – могло ли поповщинское общество, лишенное другоприемственной иерархии и благодати священства, составлять истинную Церковь Христову, исповедуемую в Символе веры ? – Появление таких вопросов, разумеется, крайне озадачило вождей старообрядчества; и вот была учреждена особая комиссия, которой поручено было решить недоумение вопросителей. Не будучи в состоянии дать обстоятельный ответ на предложенные вопросы, комиссия эта после 2–3 заседаний прекратила свою деятельность, взвалив вину прекращения епископства на Божественный Промысел, на неисповедимые судьбы Божии. Между тем, помянутые вопросы распространились по многим местам старообрядческого мира, и Антонию Шутову начали являться просьбы, о составлении надлежащих на них ответов; побуждаемый необходимостью Антоний возложил это дело на своего главного богослова о.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Мы ее процедили, к нам благодать пошла чистая. Храмов. Хорошу же вы избрали цедилку и вероятно крепкую, что такие гадости процеживает. Ох вожди слепые! Сами идете во тьму и других простодушных влечете за собой, вверивших вам безусловно свои души. Много придется отвечать вам, Павел Яковлевич, пред Богом, за подобную хулу на православную церковь . В этот день тем и кончилось, все разошлись. На другой день опять собрались, только вместо Храмова вышел говорить с Комаровым Ф. А. Сарбатов. Комаров вспомнил вчерашнюю неудачу, захотел как бы поскорее отделаться. Поэтому начал с того, что обращаясь к Сарбатову, сказал: вы, как я вижу, самые неисправимые еретики, посему с вами не велено нам, православным, и говорить и принимать вас в дом. Сарбатов. А где это вы, Павел Яковлевич, нашли писанное, чтобы с нами не говорить? Св. учители церкви не пренебрегали учить жидов и принимать их к себе, а вы наш собрат и так жестко пренебрегаете нами. Комаров. Нет, не желаю я с вами, еретиками и говорить, вы хуже жидов и всяких нечистых еретиков. Сарбатов. Эх ты, лжеучитель, фарисей, лицемер! Сколько людей на тебя ведь с воздыханием смотрят, а ты лжешь смертнейшим образом: крыс, да мышей, да сверчков нашел ты в православной церкви, лучше и теперь то не сумел сказать; на находя правильного ответа, говоришь, что будто с нами не велено говорить! Побойся ты Бога! Тем и кончилось. Все разошлись по домам и более не собирались. Теперь представляется на обсуждение каждому здравомыслящему: каких людей слушают поповцы! Один из очевидцев. Истина, книжка 89. 31. Присоединение из раскола к православной церкви Ермила Яковлева Ершова 6 августа 1881 года, в праздник Преображения Господня, в кафедральном Чудове монастыре, пред св. литургией, торжественно был совершен преосвященным Алексеем, епископом Можайским, обряд присоединения из раскола к православной церкви над бывшим в Петербурге, на Громовском кладбище, раскольническим священником, Ермилом Яковлевым Ершовым. Ершов, бывший мещанин города Бронниц, московской губернии, родился от природных старообрядцев поповщинской секты, крещен и обвенчан беглыми попами, проживавшими в Москве на Рогожском кладбище; в молодых еще летах он был известен, как ревнитель раскола, прежнему жителю деревни Настасьина, находящейся не в дальнем расстоянии от Бронниц, а ныне именующему себя «старообрядческим архиепископом», Антонию Шутову, которые в 1856 году рукоположен в сан священника, послал его в Петербург для отправления священнодействий на Громовском старообрядческом кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

457; Образы и символы. 2008. Кат. 62, 70; Icônes russes. 2000. N 52, 53; Юхименко, Горшкова. 2012. Кат. 34). Фронтальные фигуры К. и митр. Фотия помещены на 3-створчатом складне, сходном по программе, но ином по композиции (1-я пол. XIX в., ГМИИРТ). Интерес к образам местночтимых Московских святителей был характерен и для представителей др. течений старообрядчества, как показывает программа гравированных изображений на утраченном окладе 1-й пол.- сер. XIX в., к-рый украшал образ «Положение ризы Господней», принадлежавший Антонию (Шутову) , архиеп. Московскому и Владимирскому, выходцу из беспоповской среды (Покровский собор при Рогожском кладбище, см.: Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. Кат. 82; оклад опубл.: Снимки древних икон и старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве. М., 1913. Табл. 65; Борин В. Древнее изображение Положения ризы Господней//Светильник. М., 1914. 11-12. С. 35-41; Муратов П. П. Эпоха Михаила Феодоровича// Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., 1914. Т. 6. С. 389). На дробницах оклада К. был представлен вместе с др. Московскими св. митрополитами и патриархами. По старообрядческому заказу скорее всего была создана икона «Святители Киприан, Фотий и Филипп» мстёрского письма (1890, ГИМ, см.: Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Сент. М., 2003. С. 371), возможно парная аналогичному по композиции образу святителей Петра, Алексия и Ионы. Святители Киприан и Фотий. Икона. XVIII в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Святители Киприан и Фотий. Икона. XVIII в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Почитание К. в московском Успенском соборе также нашло отражение в памятниках XVIII-XIX вв.: на гравюре с видом Успенского собора и образами Московских святых К. представлен в правой группе вместе со святителями Алексием, Филиппом и Фотием (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Ему дали несколько книг, содержащих свидетельство, что греки крестят не обливательно, а в три погружения, чтобы он и доказал это беспоповцам и беглопоповцам, которые потому, главным образом, отвергают белокриницкую иерархию, что считают Амвросия как грека обливанцем, и потому говорят, что на основании соборного Изложения патриарха Филарета его следовало подвергнуть вторичному крещению и никак нельзя было принять в сущем сане митрополита: какая же от него иерархия! Вот это именно их мнение Трифиллию и нужно было опровергнуть; но как человек малограмотный, он не только не умел этого сделать, а и совершенно посрамлен был противниками: беглопоповцы не хотели его и слушать, а беспоповцы решительно сказали, что как от гнилого корня не может произойти здорового дерева, так и от митрополита-еретика не могло произойти правильной иерархии. Более двух месяцев Трифиллий прожил в пермских краях и ни с чем возвратился в Москву к своему Савватию. Между тем, вскоре же после его возвращения, как бы во свидетельство бесплодности его миссии, старообрядцы тех мест прислали в московское раскольническое Братство св. Креста двадцать пять вопросов о прекращении у старообрядцев иерархии, без которой истинная церковь существовать не может: тринадцать из этих вопросов – буквально те же самые, что поданы были Антонию Шутову и Духовному Совету Егором Антоновым. Почему вопросы присланы в Братство, а не Савватию или Духовному Совету? Вероятно, потому, что податели вопросов хорошо знают, как мало внимания Савватий и Духовный Совет обращают на все поступающие к ним вопросы, а от Братства надеялись получить ответ. И от Братства действительно составлены и посланы им какие-то ответы. Летом совершил поездки ради укрепления раскола и сам Савватий с Перетрухиным. Вместе ездили они в Вышний Волочек для водворения там новопоставленного для раскольников попа Захара (конечно, из гусляков); а потом Перетрухин отправился в поволжские края, где подвиги его, однако же, пребывают безвестными. Оставим этих раскольнических миссионеров; скажем о трудах миссионеров православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Что Володенька? – совершенно ли выздоровел? Я никуда не езжу, – страдаю несколько простудой; но, слава Богу, стал поправляться. Чувствительно благодарю за исправление моего путешествия. Листы получил; но отцу В. П. Нечаеву еще не посылал. Не спешу потому, что в книжку Душеполезного Чтения за этот месяц они уж не поспеют. Глядел напечатанные листы нового издания Озерского и весьма утешился. Дай Бог отцу Филарету за его труды свою милость! Я просил отца Филарета и вам послать на показ, как побольше скопится листов. В типографии говорят, что к концу ноября первая часть будет готова». 17-го октября я отвечал: «Преосвященного Амвросия почтить от Братства действительно следует; но как, где и когда? Если что придумаете с отцом председателем, я готов участвовать от всей души. На праздник преосвященного я говорил ему речь, ободренный тем, что прежде сказал владыка-митрополит; но упоминать тут о сделанном для Братства было неудобно 165 . Скажу вместе с вами: хорошо, что владыка желает яснее узнать дела; это нам надежда, что он решительнее будет и помогать нам, когда узнает, что мы делаем дело, полезное для Церкви. Очень жалею о вашем нездоровье. Да подкрепит вас Господь! Мой Володя, благодарение Богу, совсем почти выздоровел: ныне первый раз вывозил его в церковь , чтобы приобщить святых тайн. Сообщу вам, как ближайшему другу, и еще добрую о себе весть. 15-го числа меня баллотировали на новые пять лет службы в Академии по истечении тридцати, – и избрали единогласно. Слава Богу! Если буду жив и здоров, то на пять лет обеспечен в материальном отношении. Имею просьбу к вам: просмотрите, нет ли ошибок в прилагаемой статье и рассудите, полезно ли ее печатать. Если стоит и полезно, то примите на себя труд, или поручите Егору Антонычу отдать статью в редакцию Московских Ведомостей». Упоминаемая здесь статья содержала известие о последовавшем у раскольников назначении Савватия в преемники Антонию Шутову. Излагая кратко биографию нового московского архиепископа раскольников, я обратил особое внимание на то обстоятельство, что некогда он отрекся пред правительством от своего архиерейского сана, за что даже своим владыкою Антонием подвергнут был запрещению от всяких священнодействий, и указал церковные правила, воспрещающие архиерейство таким лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Конфликт между сторонниками и противниками послания обострился после вмешательства в дела российских старообрядцев Белокриницкого митр. Кирила. Отношения между ним и российскими епископами осложнились в 1859-1861 гг. из-за неурядиц, имевших место в связи с учреждением Московской архиепископии, а также из-за того, что Московский собор епископов настоятельно советовал Кирилу не возводить в священные степени неск. близких к нему лиц, в частности иером. Сергия, к-рый, по свидетельству старообрядческих источников, был блудником, святотатцем и мошенником (ОР РГБ. Ф. 247. 25. Л. 407-407об., 409об. и др.). Тем не менее 6 февр. 1862 г. Кирил поставил его во архимандрита Белокриницкого мон-ря. Софроний (Жиров), провозгласивший себя «архиепископом Московским», в нояб. 1862 г. вместе с архим. Сергием отбыл в Белую Криницу, и в янв. 1863 г. эти два «святокорчемника» (по выражению российских старообрядческих епископов), несмотря на то что 7 янв. 1863 г. Кирил лишил Сергия сана архимандрита и изгнал из Белокриницкого мон-ря, смогли убедить митрополита в необходимости его поездки в Россию для устроения церковно-иерархических дел. Вскоре Кирил появился в С.-Петербурге, а затем, в нач. февр. 1863 г., и в Москве. Во время своего пребывания в России глава Б. и. находился под влиянием и неусыпным контролем неокружников. Правда, один раз (18 февр. 1863) собравшимся в Москве епископам удалось добиться от Кирила решений в свою пользу - управление российской Церковью было вновь вручено архиеп. Антонию (Шутову) совместно с Духовным советом. Однако уже через 2 дня, после совета с гуслицкими неокружниками, Кирил резко изменил свою позицию и 23 февр. взял на себя управление российской старообрядческой Церковью, объявив постановления от 18 февр. недействительными. 24 февр. 1863 г. Кирил издал «Объявление определения об уничтожении «Окружного послания»». 27 февр. митрополит передал управление российскими старообрядцами еп. Афанасию Саратовскому и потребовал удаления Антония во Владимирскую епархию. 2 марта Кирил поставил Сергия во епископа Тульского, для того чтобы передать ему и Софронию управление российскими старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Как ваша больная? Дай Бог, чтобы она укреплялась силами. С отцом Ермилом мы ходили вчера благодарить владыку митрополита: принял нас весьма ласково». 11-го августа я отвечал о. Павлу: «Получил письмо ваше с известием о присоединении о. Ермила, а раньше о том же письмо Егора Антоныча. Событие это, столь отрадное для Церкви, стоит описания и опубликования. Я, по моим семейным обстоятельствам, не вижу возможности это сделать; надеюсь, что сделает это Егор Антоныч. Письмо к Антонию Шутову написано очень хорошо, – его непременно следует напечатать вполне . Возвращаю его с сею целью, переменив в нем два-три выражения. Больная моя все слабеет. Теперь уже и с постели не встает. Видно, близок для неё страшный час, неизбежный каждому человеку по заповеди Божией... Простите, и молитесь о нас» . На другой день, 11-го августа, о. Павел писал мне «Вчера был у меня проездом из Петербурга Н. И. Ивановск ий , казанский профессор. Мы с ним часочик поговорили. Он намерен был к вам ехать в Пушкино, кое о чем нужном с вами поговорить; но в Посад к вам ехать не решился и вчера выехал из Москвы. От преосвященного Сергия 108 с ним было послано вам почтение. О чём Ивановский намерен был с вами говорить, это я передам вам лично, когда Бог велит видеться; а в письме описать его суждения и толки мне, слабому писцу, трудно, – это по вопросу о клятвах собора 1667 года. Весьма я утешен, что у вас была икона преподобного Сергия, ибо когда помощь святого посетит душу, тогда телесные болезни, если по каким неизвестным нам Божиим судьбам и не прекращаются, то бывают удобь переносимы. А это коль велие облегчение больному! Дай Бог, чтобы вашей больной было облегчение болезни, а вам утешение. Но не успел еще я получить это письмо, как давно грозившее мне тяжкое посещение Божие совершилось: утром 13-го августа Господь взял душу моей страдалицы-жены. Немедленно я известил об этом о.Павла по телеграфу; a вслед затем писал ему: Я уже известил вас телеграммой о моем несчастии. Теперь пишу, чтобы просить вас оказать последнюю услугу моей дорогой покойнице: мне желательно и ей, думаю, будет утешительно, чтобы вы совершили её погребение, которое имеет быть 16-го числа, в воскресенье, т.е. чтобы совершили заупокойную литургию и отпевание. Если прибудете сюда в субботу вечером, это будет благовременно. Если же что будет вам препятствовать, не откажите известить. Так как в доме у меня и беспорядок и толпа, то приют на ночь, думаю, не откажут дать вам в лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

К великому нашему сожалению, бурная погода воспрепятствовала быть ныне в церкви, чтобы приобщиться больной святых тайн. Отложили до понедельника. Сподобил бы Господь! Тогда будем собираться восвояси. По возвращении домой уведомлю вас. Помолитесь о нас ко Господу, милующему грешников». 31-го июля действительно извещал я о. Павла: «Вчера, в 7-м часу пополудни, мы возвратились в Сергиев посад. Во время сборов и особенно пред отъездом больная моя чувствовала себя очень плохо, доходило до дурноты; но поездку вынесла довольно хорошо, – была покойна, только чувствовала большую слабость; в квартиру, чтоб не подыматься по лестнице, внесли на кресле; что будет дальше, ведомо Богу, которому предаю и ее и всех нас: да будет воля Его! Жена вместе со мною кланяется вам и просит у вас благословения и молитв». Узнав о нашем возвращении, о. Павел поспешил навестить нас, чтобы еще раз повидать больную жену мою, – и это было последнее его свидание с ней. 6-го августа я писал ему: «Моя больная все больше и больше слабеет. Утро и день еще довольно спокойна; но вечера и ночи для неё очень тяжелы. Вчера мы утешены были посещением преподобного Сергия во святой его иконе: молитвами его да помилует нас Господь! Помолитесь и вы о нас». Еще не получив этого письма моего, о. Павел послал мне известие о последовавшем присоединении к Церкви петербургского старообрядческого священника Ермила Яковлевича Ершова, пользовавшегося большим уважением в расколе, – он состоял в дружеских отношениях к Ксеносу, автору Окружного Послания. О том, что должно последовать это присоединение, о. Павел говорил мне, бывши у нас в посаде. 8-го августа он писал: «Отца Ермила Бог помог присоединить. Присоединял в Чудове преосвященный Алексий. Я просил Егора Антоныча в тот же день передать вам подробности. По присоединении отец Ермил столь был радостен, что не знал, как своей радости и выразить, – говорит, что какая-то тяжесть с него свалилась. Он написал пред своим присоединением письмо к Антонию Шутову, – копию его я велел Егору Антонычу к вам послать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По-видимому, отношения Кавказского епископа с центром осложнялись также из-за его позиции в вопросе об «Окружном послании» (1863). И. советовал Московскому архиеп. Антонию (Шутову), подписавшему «Окружное послание», отказаться от документа и прийти к согласию с выступившими против послания Белокриницким митр. Кирилом и Антонием (Климовым), которого митр. Кирил назначил вместо архиеп. Антония (Шутова) на Московскую кафедру. И. писал, что архиеп. Антония (Климова) он «полюбил, он простяк» (Там же. Л. 20 об.- 21). И сторонники, и противники «Окружного послания» пытались привлечь Кавказского епископа на свою сторону. Один из противоокружнических лидеров, П. Лаврентьев, послал И. свое соч. «Разбор Ответа митрополита Кирилла Формосскому обществу». В то же время Московский духовный совет обратился к И. с «братолюбным назиданием о хранении истинного мира церковного». Оба обращения остались без ответа. В 1870 г. И. проигнорировал решение Московской архиепископии о примирении с митр. Кирилом, который раскаялся в своем содействии противоокружникам. Молчание И. послужило основанием подозревать его в противоокружнических симпатиях. К Кавказскому епископу была направлена делегация, которой он выразил сомнение в факте покаяния митр. Кирила. В архиепископии считали, что И. за богослужением поминает противоокружнического еп. Антония (Климова). И. эти слухи опроверг, заявив, что не отделялся от епископов и Московского духовного совета. 20 сент. 1871 г. И. принял схиму и оставил кафедру. Кавказская епархия была разделена на Кавказскую и Новочеркасско-Донскую, кафедры долгое время не замещались. И. был погребен на кладбище основанного им Кавказско-Никольского мон-ря. Значительная часть линейных казаков считала его святым. 11-12 февр. 1894 г. Кавказско-Никольский мон-рь был упразднен, иноки выселены, живший там старообрядческий Кавказский еп. Силуян (Морозов) отправлен в ст-цу Урюпинскую. 7 февр. 1896 г. выкопали и разбили гробы с останками И. и свящ. Григория, оказавшимися нетленными; останки были сожжены. Монастырские постройки были переданы правосл. Никольскому миссионерскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/578178.html

«Весьма благодарен вам и супруге вашей за ваше гостеприимство. Я весьма у вас утешился гуляньем, a более вашей любовью. Не знаю, как и благодарить вас: Господь да воздаст вам своею милостию! Прошение о книгах подал митрополиту в пятницу. Владыка принял любезно и составленное вами представление в Синод одобрил. По случаю клеветы Ведомостей на Братство зашла у нас речь и об о. Пафнутии. Владыка сказал тут о столкновении его в Чудове по поводу кельи. Оказалось, что напрасно о. Пафнутий торжествует, – торжествовать не о чем». 31-го июля я отвечал о. Павлу: «Нам следует благодарить за посещение ваше, которым вы доставили нам истинное утешение. А нас благодарить вам не за что. Очень рад, что дело наше благосклонно принято владыкой. Приятно было прочесть и о том, что похвальбы чудовского жителя лишены основания. «Вчера получил книжку «Душеполезного Чтения» с вашей статьей (Письмо к беспоповцу). Мне кажется, ее хорошо бы присоединить к Беседам об антихристе в виде приложения. С вашего благословения я это сделаю и отдам книжку в цензуру 69 . С наступающим постом поздравляю вас и желаю вам всех благ от Господа». После этого я удосужился написать отповедь о. Пафнутию, и она вскоре же напечатана была в «Московских Ведомостях» . А между тем статья о.Пафнутия, к нашему удивлению, из газеты перепечатана была «Московскими Церковными Ведомостями», редакция которых, по видимому, не знала даже, или не понимала, что печатает. В это время о. Павел прислал мне одно за другим три письма. В первом от 10-го августа, он писал. “Один из подавших Антонию Шутову записку о недоумениях старообрядцев, а именно Василий Федоров Можаев со своим семейством сегодня, в воскресенье, будет присоединяться ко св. Церкви. Присоединение будет совершено в Чудовом монастыре преосвященным Алексием. Сорадуйтесь нам о обращении заблуждавшегося, обращению которого и вы содействовали вашею помощию в составлении записки. Я сейчас еду в Чудов на служение с преосвященным. Помолитесь о совершении». На другой день, 11-го августа, утром о. Павел писал мне еще подробнее о совершившемся присоединении Можаева, которому справедливо усвоял большую важность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010