Диксон смело окрещивает «поездкой в Модин» свой путь до Латруна... Но кто знаком с историей Модина, никогда не поверит чтобы эта основная твердыня Иудейского патриотизма, так славно боровшаяся против Сирийских и всяких других царей, могла быть тем ничтожным холмом, который мы только что посетили. Шатобриану указывали на «замок Маккавеев», уже проехавши долину Уади-Али, на один из тех высоких горных конусов, которые во множестве господствуют над этою горною страною и на которых стоят развалины всех сколько-нибудь известных древних крепостей Иудеи. «Замок Маккавеев» Шатобриана был, конечно, ничто иное как поднятый к облакам Соба, отлично видный нам с дороги, в котором еще в XVI-м столетии были найдены древние гробницы и который долго считался за Модин. Но теперь открыт, по-видимому, истинный Модин в селении Ель-Медие, недалеко от Лидды. Та или другая горная вершина скрывает в своих недрах прах Иудейских героев, все-таки несомненно, что мы теперь в стране их жизни, их подвигов Маккавеи, вожди Евреев, – кажется, в этом воспоминании не должно быть ничего особенно близкого русскому сердцу. А между тем и Англичанин, и Русский, и Араб через целых 2000 лет переполняются сочувственным волнением при воспоминании об этих чуждых им подвигах, как будто подвиги эти составляют их общее драгоценное наследие. Такова сила человеческой доблести. Она принадлежит всем, она роднит, как узы крови, самые далекие века и самые противоположные народы. В то время Антиох Епифан покорил и рассорил Израиля. «Вострепетала земля за обитающих на ней и весь дом Иакова облекся стыдом». «Святилище его запустело как пустыня, праздники его обратились в плачь, суббота его – в поношение». Царь приказал обращать всех силою в язычество. Везде ставились жертвенники идолам. У кого находили книги древнего еврейского закона, тех казнили смертью . Матерей, обрезывавших своих детей, убивали. «В те дни восстал Маттафия, священник из сынов Иоарива из Иерусалима. Жил он в Модине». «Для чего нам еще жить?» сказал он. «И разодрал Маттафия и сыновья его одежды свои, и облеклись во вретище и горько плакали». Пришли посланные от царя Антиоха в Модин принуждать к отступничеству Иудеев. И многие из Израиля пристали к ним, подходили к идолам и приносили жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в продолжение войны в решительные моменты, когда нужно было воодушевить войско, Маккавей напоминал воинам о храме : перед сражением с Никанором «Маккавей собрал бывших с ним … и увещевал ... мужественно сражаться, имея перед глазами неправедно нанесенное ими (врагами) оскорбление святому месту... ( 2Мак.8:16–17 )193 195 . Напоминая иудеям о храме, Иуда сознавал, что он пользуется самым важным и действительным средством для воодушевления войска, ибо иудеи сами сознавали, что сражаются, главным образом, за храм. Во время, например, самого главного сражения с Никанором «иудеи решились… отважно напасть и, с полным мужеством вступивши в бой, решить дело, ибо город и святыня и храм находились в опасности. Борьба за жен и детей, братьев и родных, казалась им делом менее важным; величайшее и преимущественное опасение было за святый храм» ( 2Мак.15:17–18 ). Этот принцип – борьбы за храм одушевлял и других братьев Иуды, продолжавших его дело. Это подтвердить Симон, напомнивший во вступительной своей речи иудеем : знаете, сколько я и братья мои и дом отца моего сделали ради законов и святыни (1Макк.13:3); эту же идею борьбы за храм и народ Симон провозгласил девизом своей и дальнейшей деятельности, воскликнув: «буду мстить за народ мой и за святилище» (1Макк.13:6), Этот мотив и принцип деятельности Симона и братьев его, наконец, был подтвержден и народным сознанием и засвидетельствован был всенародным актом: «написали на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион: ... «Симон... и братья его, подвергая себя опасности, противостали врагам народа своего, чтобы сохранить святилище его и закон» ( 1Мак.14:27 , 1Мак.14:29 ) 196 . Но самым ясным и решительным образом пришлось иудеям доказать всю важность для них храма в самый важный и решительный момент, когда Иерусалим подвергся осаде римлян и угрожала опасность существования храма. Это, можно сказать, – одна из самых блестящих, славных и героических страниц истории иудейского народа, и страница эта посвящена защите храма, Де Сольси говорит: «ни один народ не погибал таким великим и достойным образом, как народ иудейский» 197 и предсмертная великая, героическая борьба была направлена к защите и сохранению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И держава Селевкидов и ее внутренние союзники исповедовали всемирную идеологию - «эллинизм», которую приняло «все прогрессивное человечество» тогдашнего культурного мира. А иудеи-фундаменталисты, выглядели в глазах своих противников, в лучшем случае, отсталыми и «не прогрессивными» людьми, в худшем же - опасными фанатиками, угрожающему всему мipy, обществу, власти царя, нарушающем все статьи «мировой цивилизации» и, тем самым, обреченными на беспощадное уничтожение. Впрочем, у них был шанс - отказаться от веры, предать забвению завещанное предками и жить благополучно, «как все». Но так они не хотели и не могли, потому, что на другой стороне «чаши весов» была их бессмертная душа, которая стоила больше «цивилизации». После страшной смерти Антиоха Епифана на престол восходит его сын - Антиох Евпатор. Борьба с сирийцами, ренегатами и язычниками продолжилась и шла с переменным успехом. Иуда Маккавей, помимо таланта полководца, понимал значение дипломатии и отправил в Рим своего посла Евполема. После гибели Иуды в бою ренегаты вновь овладели Иудеею. Вместо Иуды вождем сопротивления становится его брат Ионафан принимавший участие и в межсирийской войне, а также поддерживающий дипломатическую переписку с Римом и Спартой. После того, как Ионафан попадает в плен и там погибает, главой Израиля становится Симон Маккавей. Симон очистил от оккупантов Иерусалим и Израиль и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: «первого года при Симоне, великом первосвященнике и вожде Иудеев». 2. Вторая книга Маккавейская Является дополнением к первой, автор этой книги говорит о том, что его повествование - это сокращенный пересказ труда некоего Иасона Киренейского. Во второй книге говорится о предателях иудеях, ради наживы и получения благ, обращавшихся за помощью к иноземцам. Вначале это был Симон из колена Вениаминова, а после Иасон в правление Антиоха Епифана. «И всегда предадут не враги, а свои» поется в одной песне и, действительно, предать может только «свой». Предатель Иасон обещал за свою поддержку Антиоху много денег, но интересно посмотреть, за что он предлагал врагу иудеев деньги, чего он хотел? «Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Ибо как вы пили на святой горе Моей, говорит от лица Божия пророк идумеянам, так все народы будут пить пепрестнно; выпьют проглотят, и будут как бы их не было 39 . Между тем как, гонимые вами, и у д е и, возвратившись к истинному богопочитанию, и сами будут возвращены в свое отечество и придет них все в прежний порядок, – опять они будут находить спасение в прежнем средоточии их Богослужения, в Иерусалим, и опять получать во владение свою благословенную землю. Разница будет только в одном, – что теперь уже не будут, как прежде, вредить им идумеи, которых они до конца истребят. А на горе Сион, говорит пророк, будет утешенее, и будет оно святынею; и наследует дом Иакова свои наследия. Дом Иакова будет огнем, дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою 40 , и сожгут их и истребят их и не будет уцелевшего в доме Исава; ибо Иегова говорит: южные овладеют горой Исава; а жители низменности – Филистимлянами 41 ; и наследуют поле Ефремово, и поле Самарийское; а В е н и а м и н Галаадския земли 42 . И те первые пленные из сынов Израиля овладеют землей ханаанский до Сарепты, а пленные из Иерусалима в Сефарад – городами полуденными 43 . И как победители, войдут они на гору Сион судить гору Исавову и будет царство Иеговы 44 . Это последнее предсказание св. пророка Авдия сбылось во времена Маккавеев. Еще Иуда Маккавей отнял у идумеев Хеврон на горе Иудиной 45 и Марешу, вероятно, принадлежавшую филистимлянам 46 . А Иоанн Гиркан принудил идумеев выбрать одно из двух – или переселиться из земли своей, или обрезаться и принять закон Моисеев. Они выбрали последнее, и стали теперь одним народом с Иудеями 47 . Мало этого, даже и финикийские города, во времена Маккавеев, принадлежали Иудеям 48 . Конечно, успокоительно было пленникам вавилонским, к которым писал свои вдохновенные речи св. Авдий, усышать о праведном суде Божием на когарных, злорадственных идумеев и об облегчении их собственной злосчастной участи. Но не на этом главным образом обосновывались заветные думы, всегдашие надежды и желания иудеев: учреждение вожделенной всемирной феократии под владычеством, обетованного Богом и давно ожидаемого, Мессии, вот что составляло утеху Израилеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Некоторые толковники полагают, что именно на сей плач о царе Иосии и намекает св. прор. Захария. Т. е., как велик и всеобщ был плач по царе Иосии, таков будет и о Прободенном. «В это время (поясняет св. Ефрем Сирин ) вопль будет столько же велик, как и в тот день, когда Египтяне умертвили Иосию на поле Магедон. Таковы же действительно были плач и рыдание об Иуде Маккавее, прославившемся блистательными победами в войнах с народами, которые вели брань с Иерусалимом и с народом иудейским. Когда Иуда был умерщвлен, тогда жители Иерусалима горько плакали о нем. Вполне же исполнилось это на Господе нашем. В день страдания Его возрыдала вся тварь, как о первенце, распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, восстенал самый ад, оставляемый, исходящими из него мертвецами». Св. Ефрем Сирин . Ст. 12, 13, 14. И восплачется земля по племеном племеном: колено о себе, и жены их о себе: колено дому Давидова о себе и жены их о себе: (ст. 13) колено дому Нафанова о себе, и жены их о себе: колено дому Левиина о себе, и жены их о себе: колено Симеоне о себе, и жены их о себе: (ст. 14) Вся прочая колена, колено и колено о себе, и жены их о себе. С евр.: И будет рыдать земля, каждое племя особо; племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; (ст. 13) племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо: (ст. 14) все остальные племена – каждое племя особо, и жены их особо. Это значит, говорит бл. Феодорит, что Евреи, разделившись по коленам, будут делать это, (т. е. оплакивать Распятого и Прободенного), особенно, мужи, и, особенно, жены. Пророк упоминает не только о коленах, но и о родах, о роде Давидовом, которому даны обетования о Владыке Христе, и о роде Нафана, который, пророчествуя тогда, слышал пророчества Давидовы, и сам изрекал Давиду собственные свои предвещания. Упомянув же о коленах Левиином и Симеоновом 196 , напоследок присовокупил: все прочие колена восплачутся – колено о себе и жены их о себе. Это и Господь предрек в св. Евангелии: тогда узрят знамение (крест) Сына человеческаго на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная ( Мф. 24:30 ). Очевидно же, те, которые не прияли Божественной проповеди , будут плакать, ожидая своей погибели». По мнению св. Ефрема Сирина , так плакали об Иуде Маккавее ( 1Мак. 9:20, 21 ). «В смысле же духовном, – говорит он, – и во всей полноте должно относить это к смерти Господа нашего». Глава 13

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Несмотря на тяжёлые раны и лившуюся ручьем кровь, он еще пробежал некоторое пространство и остановился на одной крутой скале. Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и бросил их в толпу, и моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, окончил свою жизнь (2Макк. 14:37–46). Как смотреть на этот поступок? Кто беспристрастно прочитает рассказ писателя 2-й книги Маккавейской, тот увидит, что хотя писатель похваляет мужество Разиса и любовь к отечеству, но он этим вовсе не хочет оправдывать его самоубийство. Рассуждение, что «лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство», принадлежит самому Разису, а не писателю 2-й книги Маккавейской. Но состоятельно ли это рассуждение, писатель умалчивает. Разис в сознании своего «благородства» заблуждался и доходил до крайности. Не думаем, чтобы его величие и благородство умалились, если бы он не сам себя убил, а был убит врагами. Сам Разис как бы опомнился и сознал свое заблуждение, когда молил Господа опять дать ему жизнь. Наконец скажем еще, что рассматриваемый случай относится к военному времени, когда человек действует часто не по здравому рассуждению, а под влиянием аффектов и страстей. Не в таком ли состоянии был Разис? Предположение естественное. Таковы библейские факты, на которые ссылаются защитники самоубийства. Не о том они говорят, что самоубийство позволительно, а о том, что в греховном человечестве самоубийства были всегда. Из того, что в Библии рассказывается о нескольких самоубийствах, не следует, что самоубийство не есть преступление. Ведь в Библии рассказывается о многих других пороках и преступлениях. Для правильной оценки их нужно иметь в виду не один голый факт, а точку зрения священных писателей. Что касается нравственного сознания Евреев, то оно было против самоубийства. По свидетельству Иосифа Флавия, самоубийцы у евреев погребались по заходе солнца, с меньшей торжественностью 42 . В сознании новозаветной христианской церкви самоубийство во все времена почиталось великим преступлением.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-samoubijst...

Но как только надменные враги касались или только угрожали их венцу, святилищу, то иудеи всего мира воспламенялись чувством гнева, которое ободряло их к деятельности; лишь только раздавался клич: – не отечество, нет, – но святилище в опасности, – и звучало оружие, раздавались торжественные молитвы, и все готовы были проливать последнюю кровь за святилище» 193 . Возьмем, например, одно из самых крупных событий после пленной истории евреев: освободительную деятельность Иуды Маккавея и его братьев. Восстание Маттафии, продолженное сыновьями его, составило эпоху в еврейской истории, окружило деятелей этой эпохи ореолом славы, создало независимое Иудейское государство и, в заключение, привело евреев к решению установить, так сказать, новую эру летосчисления (Дpebh.XIII.6:7). Что же было поводом, причиной восстания Маттафии? – " Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он (Маттафия) сказал: «горе мне! для чего я родился видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище – в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен... Святыни наши и благолепие, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» ( 1Мак.2:6–9 , 1Мак.2:12–13 ). Здесь мы видим, что мотивом восстания было, поругание религии иудейской и осквернение храма 194 . Этот вопль отчаяния Маттафии: «для чего нам еще жить?», если осквернено святилище, – показывает, что иудеи ясно сознавали всю важность храма для их жизни; и они теперь решили употребить все силы, чтобы возвратить себе храм. Этот принцип борьбы за святилище, провозглашенный Маттафией, одушевлял и его сыновей в их славной деятельности. Принцип этот поставил девизом своим Иуда Маккавей, провозгласивший в начале своей деятельности: «сразимся за народ наш и за святыню» (1Макк.3:43); то же отмечает и автор 2Мак., говоря, что Иуда Маккавей с друзьями своими, занимаясь подготовлением восстания, входили в селения и, собирая верных закону иудеев, «взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми» ( 1Мак.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

О мучениках Маккавеях говорится в греческой Библии, а именно во 2-й Книге Маккавейской, однако Григорию было известно и отдельное сочинение Иосифа Флавия, посвященное Маккавеям. [ 3 ] События, о которых идет речь в Книге Маккавейской и у Иосифа Флавия, относятся к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других " законов отеческих " . [ 4 ] За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом. Одной из его жертв стал пожилой книжник Елеазар со своей женой и семью детьми, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. [ 5 ] Сначала был умерщвлен отец, потом его семь сыновей, которых мать увещала мужественно встретить смерть; после всех скончалась мать. Перед лицом смерти все - и отец, и мать, и сыновья - твердо исповедали веру в единого Бога, в загробное воздаяние и воскресение мертвых. Так один из сыновей, умирая, говорил исполнителю казни: " Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной " . Другой, протянув руки для отсечения, говорил: " От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их " . Еще один из сыновей говорил: " Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит " . [ 6 ] Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа. Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По мнению Григория, однако, все ветхозаветные праведники достигали совершенства не иначе, как через веру во Христа: ...Ибо есть некое мистическое и сокровенное учение,- весьма убедительное для меня и для многих боголюбивых людей,- согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа. [ 7 ]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

Обязанности просвещения ближних противополагается ложь или произвольное искажение истины, с намерением обмануть ближних и ввести их в заблуждение и через то причинить им вред. Лживы были речи Алкима, в чем убедился даже и Никанор (XIV, 5, 11, 24). Обязанности же распространения и утверждения между ближними нравственности, противополагаются беспечность и нерадение о нравственном состоянии ближних и, в особенности, соблазн. Про Иасона 2-я Мак. книга говорит, что он, нарушая законные учреждения, вводил противные закону обычаи. Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку. Так явились склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством, вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику (IV. 12–14). Далее, частною обязанностью по отношению к ближним является попечение о жизни, здоровье и имуществе ближних. Всем этим прославился тот же благочестивый первосвященник Ония, который заботился так усердно и о спасении своих ближних (IV, 2–5, 33); он явился ревностным хранителем имущества вдов и сирот (III, 10–12), защищая их от притязаний царя и его посланного – Илиодора; заботою о сохранении здоровья ближних отличался и Иуда Маккавей (VII, 30). Иуда Маккавей даже и во время войны щадил врагов, проявлявших ему покорность (XII, 29–31). Обязанности хранить здоровье и имущество ближних 2-я Мак. книга противополагает небрежение о жизни, здоровье и имуществе ближних: воровство и, в особенности, человекоубийство, которое есть насильственное прекращение жизни ближнего без всякого на то права. Иасон и Менелай, видимо, не жалели народных денег, когда прибавляли царю целыя сотни талантов серебра за право быть первосвященниками (IV, 8, 24). Менелай ие стеснялся на народные деньги производить подкупы (VI, 45). Он, похитив из храма золотые сосуды, употребил их на подкупы и подарки, при этом часть их продал в Тире (IV, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Освободившись от плена Вавилонского, Иудеи впадают сначала в зависимость от Египта, а потом от Сирии. Особенно тяжело для Иудеев было владычество Сирийское, сопровождавшееся самыми жестокими насилиями в области их религиозной жизни. Спасителями религиозной и гражданской свободы Богоизбранного народа в это трудное для него время являются Маккавеи. «Их терпению дивилась вся Иудея; она радовалась и торжествовала, как будто бы сама была тогда увенчана; потому что ей предлежал при сем подвиг, даже величайший из подвигов, когда-либо предстоявших Иерусалиму, – или видеть в сей день попрание отеческого закона, или прославиться. Участь всего Еврейского рода зависела от подвига Маккавеев и находилась как бы на острии меча» 824 . И Маккавеи смело и радостно шли на мучения за свою родную религию, считая их «божественною банею и крещением» 825 .– " Елеазар был начатком пострадавших до Христа (как Стефан – первенец страдавших после Христа), иерей и старец, седый власами, седый и мудростию, приносивший прежде жертвы и молитвы за народ, а теперь приносящий самого себя Богу в жертву совершеннейшую, в очищение всего народа. Благознаменательное предначатие подвига 826 . Самым выдающимся героем в эту эпоху борьбы Евреев за свою независимость под предводительством Маккавеев является Иуда Маккавей. Им нанесены были Сирийцам самые сильные поражения. После одного из таких пораженй «бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела падших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех.... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех» 827 . «Мёртвым помогают приношения, совершаемые живыми... Сыны Маттафиины, содержа только образы истины, жертвами, как написано, загладили грехи осквернившихся языческими приношениями и падших в сражении» 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010