6 . Что касается приведенного вами свидетельства из Маккавейских книг и из божественного Евангелия от Матфея, то об этом, как было сказано нами выше, мы не будем пространно говорить. Ибо и всякому ясно и очевидно, что эти свидетельства говорят о том, что после смерти некоторым даруется отпущение некоторых грехов; но каким образом даруется это отпущение, и чрез наказание ли, и то – огнем, они совершенно не дают почвы для такого предположения. То что они (эти свидетельства из Макк. 12, 46 и Мф. 12, 32 ) отнюдь не вводят понятие очистительного огня, это – яснее солнца: ибо что общего между отпущением и очищением чрез огонь и наказание? Ибо необходимо признать, что есть одно из двух: или отпущение, или наказание, но нет нужды и в том, и в другом одновременно. Христос сказал: “Хулящему на Духа Святого не отпустится ни в нынешнем веке, ни в будущемъ” 132 , и ничего больше не прибавил. Ничего также в том смысле не сказало и то изречение из Маккавейских книг: “Добро есть и спасительно молиться за мертвых, дабы они были разрешены от греховъ” 133 ; здесь отнюдь не упоминается о каком бы то ни было наказании и не названо оно, но мы находим только увещание молиться Богу за умерших в надежде на то, что они получат отпущение грехов. 7 . Итак, дело обстоит таким образом. Перейдем теперь к широко-использованному изречению блаженного Павла и изучим, что оно обозначает, в особенности следуя толкованиям и размышлениям наших Учителей, а и сами также, не менее уразумевшие, насколько это возможно, значение всего того, что сказал Апостол, точно последуем словам его до тех пор, пока не сможем проникнуть в истинный смысл его возвещения. “Основания”, говорит он, “никто не может положить другого, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня” (“οντος δ ς δι πυρς” “чрез огонь”, “огнемъ”) 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

790 Антиох IV умер в 163 г. до н.э. Его сыну Антиоху V Эвпатору («эупатор» — «рожденный славным отцом») было тогда 9 лет. 791 Т.е. в 160 г. до н.э. 792 В «Иудейской войне» (I, 1, 5) Иосиф Флавий приводит другие данные — 50 000 человек пехоты, 5000 всадников и 80 слонов. 793 около 13 км. 794 обыкновенно щиты были покрыты чехлами. В бою их блеск должен был ослеплять врагов. (Перев.) 795 По «Иудейской войне» (I, 1, 5), сражение при Бет-Захарии произошло после того, как селевкидское войско взяло Бет-Цуру. 796 Субботним годом у иудеев был каждый седьмой год. В этот год посевы не производились, чтобы не истощать землю. Это было обосновано авторитетом религии. В Библии установление субботнего года приписывается самому богу, который повелел на горе Синай Моисею объявить израильтянам: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли...» (Лев 25.3—5). С субботним годом связан «юбилейный» (пятидесятый) год (7x7­49). Во время субботнего года нельзя было вести военные действия, но в случае нападения извне иудеи не прекращали сопротивления захватчикам и в этот год, о чем, например, свидетельствует яростный отпор осажденных в Иерусалиме селевкидскому войску Лисия в субботний год. 797 Маловероятно, чтобы распоряжения, подобные нижеизложенным, отдавал 9—10-летний мальчик. Очевидно, это были распоряжения Лисия от имени малолетнего царя. 798 Деметрий был сыном Селевка VI Филопатора; в Риме он находился в качестве заложника. 799 Антиох V Эвпатор был царем Селевкидской державы в 163—162 гг. до н.э. 800 В Первой книге Маккавейской (1Мак 7.43—45) говорится о том, что Никанор был убит первым, и войско его разбежалось, так что битва свелась главным образом к преследованию бежавших. 801 По данным Первой книги Маккавейской (1Мак 9.54—56), смерть Алкима последовала лишь тринадцать месяцев спустя после кончины Иуды Маккавея. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

(9) И будет Господь в Царя по всей земли. Сие очевидным образом относится ко временам Маккавеев, когда вся земля иудейская обратилась к служению Господу и изгнано было идолослужение, введенное Антиохом. Впрочем хотя, по сказанному, сие и исполнилось во времена Маккавеев и в земле иудейской, в таинственном смысле относится это ко времени пришествия Христова. Пророк называет летом время явления Христова, столь же радостное для целого мира, сколько радостен для земли месяц Низан - конец зимы и начало исполненного благословения лета. Зимою именует тьму, воцарившуюся над диаволом. Словами: как прежде, указывает на время избавления Моисея и всего израильского народа, когда Бог, проведя их чрез море невредимыми, дал им радостное лето, а Египтянам скорбную зиму, все воинство их погрузив и потопив в волнах. В день он будет Господь един, и имя Его едино. Сие исполнилось, когда в целом мире проповедано Евангелие Его, все народы уверовали и познали, что Он есть Бог и истинный Царь. (10) Земля обратится в равнину от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. Пророк говорит о двух пределах владений иудейских, Гаве - пределе северном и Реммоне - пределе южном. (13) И будет в день он ужас Господень велий на них: и имутся кийждо за руку ближняго своего от ужаса, и соплетется рука его к руце ближняго своего. Пророк возвещает Иудеям мир и спокойствие, а врагам их Грекам и нечестивым Иудеям, оставившим богопочтение отцов своих, страх и ужас, почему каждый будет держаться за руку ближнего своего, как человек, объятый ужасом, который от страха боится отпустить от себя ближнего своего. (10) В день он будет еже во узде коня, свято Господу: будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исаия говоря: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и невозмет язык на язык меча (Ис.2:4). Так, оба Пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует Пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою - божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, то есть всадника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1086...

   За четыре с лишним века до Р. Х., с последним пророком Малахией, прекратилось пророчество в истории еврейского народа и вообще какое бы то ни было сообщение божьего откровения. Это был период самостоятельного усвоения еврейским народом полученного откровения, который открывается эпохою книжничества.    В начале 2-ой половины V-ro века священник Ездра, бывший в Вавилоне, услышав о больших неустройствах среди иудеев, вернувшихся из плена в Палестину, с разрешения царя, отправился в Иерусалим, чтобы привести в нормальный порядок жизнь в Иудее. В кн. Неемии (8: 1—8) так рассказывается о начале деятельности Ездры среди народа:    «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин… и читал из него на площади… И уши всего народа были преклонены к книге закона … И читали (левиты) из книги, из закона Божия, внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное… Народ умилялся и плакал, слушая слово закона. По всему этому (т. е. высказанному в законе) мы даем твердое обязательство и подписываем» (ср. - 9:9, 38;10).    Это относится к 445 г. до Р. Х. За это время закон Божий настолько изучен, что может быть к половине II-ro века, т. е. ко времени Маккавеев, были выработаны главнейшие положения, которые в половине II-ro века по Р. Х., вошли в Мишну, кодификация которой приписывается Иуде св. (Гакодеш, конец II-ro века). Забегая несколько вперед, скажем сейчас, что Мишна составляет основу талмуда. К Мишне - закону - было составлено толкование - Гемара; из Мишны и Гемары состоит талмуд иерусалимский, составленный в IV-V b., и Вавилонский - в VI b.    Полное господство закона привело к необходимости ограничения его, или лучше, - восполнения.    Со времени Маккавеев начинается изучение пророков. Люди, искавшие у пророков лишь ответа на вопрос, какая награда их ожидает якобы за исполненный закон, - сделали из них очень скудные, даже жалкие извлечения, отнюдь не поняв всей глубины их содержания. Люди же глубоко религиозные и несколько мистически настроенные создали на основании пророков величественный образ будущего, хотя быть может носивший в себе следы излишней фантазии и недисциплинированной мысли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

а) Нечестивые и коварные замыслы Никанора напасть на Иуду в день субботний (ст. 1–6). б) Воодушевляющая речь Иуды Маккавея и замечательный сон его о первосвященнике Онии, молящемся за народ, и о пророке Иеремии, вручающем золотой меч на поражение врагов (ст. 7–16). в) Решимость иудеев напасть на врагов, и молитва Иуды Маккавея (ст. 17–25). г) Поражение Никанора, отсечение головы его и руки с плачем, и принесение их в Иерусалим (ст. 26–30). д) Всеобщая благодарственная молитва и ежегодный праздник в память победы над Никанором (ст. 31–39). Ст. 12. …Видение же его (Иуды Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника,... что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский... Это видение Иуды Маккавея, о котором рассказывает писатель 2-й книги Маккавейской, выражает веру церкви Иудейской в ходатайство святых, пред Богом, за людей, живущих на земле. Приметить это нужно, в особенности, для обличения лютеран, которые не хотят признать церковной древности в православно-христианском обычае прибегать к ходатайству святых и к молитвам их пред Богом. Ст. 38. …Если я изложил свою историю хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим... В этом признании можно видеть один из признаков неканоничности 2-й книги Маккавейской; ибо писатель, водимый Духом Божиим, едва ли бы так стал говорить о слабости и посредственности своего произведения. К сим мыслям приводят и заключительные слова писателя 2-й книги Маккавейской, где он сравнивает свое произведение с вином, разведенным водою 1196 , а также и предыдущее его заявление, что труд его не имеет самостоятельности, а есть лишь сокращение чужого труда 1197 . Последовательный порядок событий, совместно изложенных в первой и второй книгах Маккавейских Для приведения к единству и согласию первых двух книг Маккавейских, взаимно пополняющих себя, весьма важно дать надлежащее место каждому изложенному в них событию, так, чтобы составилось цельное и последовательное повествование, удобное для изучения и усвоения. Это повествование может быть изложено в следующем виде 1198 :

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

а) Поражение Идумеев и сынов Веана (ст. 1–5). б) Поражение Аммонитян (ст. 6–8). в) Нападение язычников на галаадскую страну и посольство Галаадитян к Иуде и братьям его с просьбой о защите (ст. 9–13). г) Подобное же посольство от жителей Галилеи (ст. 14–15). д) Симон, брат Иуды, отправляется с 3000 воинов в Галилею, сам же Иуда с братом Ионафаном идет в Галаад, Иосиф же и Азария остаются начальниками в Иудее (ст. 16–20). е) Симон поражает язычников в Галилее, Иуда же, в Галааде, разбивает Сирийцев и союзных им Аравитян, под начальством Тимофея (ст. 21–44). ж) Взятие и истребление крепости Ефрона на возвратном пути Иуды в Иерусалим (ст. 45–51). з) Поражение Иосифа и Азария, военачальников иудейских, самовольно напавших на Горгия, сирийского военачальника, в отсутствие Иуды (ст. 52–62). и) Победа Иуды Маккавея над Идумеями хевронскими и филистимлянами (ст. 63–68). Ст. 3. …Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме... Акравим была некоторая местность на границах земли Израильской и Идумеи 1110 . Ст. 4. …Вспомнил он и о злобе сынов Веана... Неизвестно с достоверностью, какой здесь разумеется народ. Может быть, это были обитатели страны, где находился город Веон, в окрестностях Мертвого моря 1111 . Ст. 6. …Потом Иуда перешел к сынам Аммона, и встретил... Тимофея, предводителя их... Упоминаемый в сем стихе Тимофей есть лицо, отличное от того, о котором говорится в стихе 11-м. То был предводитель галаадских язычников. Ст. 9. …Тогда собрались язычники, жившие в Галааде, против Израильтян, находившихся в пределах их, чтоб истребить их... Откуда взялись эти язычники? Еще до пленения Вавилонского, под конец Иудейского и Израильского царств, Аммонитяне и Моавитяне завладели почти всеми землями по ту сторону Иордана, т. е. всем Галаадом, как это видно из пророков Иеремии, Иезекииля и Амоса 1112 . По возвращении из плена, прежние галаадские жители, поселившись на своих местах, жили в мире, под покровительством персидских царей. Когда же настали времена гонения Антиохова, то Аммонитяне и Моавитяне восстали против евреев, дабы удовлетворить своей старинной ненависти против Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

б) ( I Цap. VII, 1 ) – сын Авинадава, избранный мужами Кириафиарима хранить Ковчег Завета по возвращении оного от филистимлян; в) ( II Цap. XXIII, 9 ) – сын Додо, один из трех сильных воинских начальников Давида, подвиги коих изложены во II кн. Цар. и I Пар. ( I Nap.XI, 12–19 ). Во время сражения с филистимлянами он до того поражал их, что рука его утомилась и прилипала к мечу его. В другое время, когда Давид захотел воды из колодезя вифлеемского, он с двумя другими воинами пробился сквозь стан филистимский и достал Давиду воды для утоления его жажды; г) ( I Nap. XXIII, 21, 22 ) – сын Махлия, потомок Мерари; д) ( I Eзд. X, 25 ) – сын Пароша, женившийся на иноплеменнице, но потом оставивший ее; е) ( Heeм. XII, 42 ) – один из священников, присутствовавших при освящении стены Иерусалимской по возобновлении ее Неемией; ж) ( Mф. I, 15 ) – сын Елиуда и отец Матфана, одно из лиц, упоминаемых в родословии Спасителя; з) ( I Mak. VI, 43–46 ) – четвертый сын Маттафии, брат Иуды Маккавея, убитый в сражении с Антиохом Евпатором. Еще пред вступлением в сражение с Никанором за несколько времени до вышеозначенной битвы Елеазар получил повеление читать народу свящ. книгу ( II Mak. VIII, 23 ); и) ( II Mak. VI, 18 ) – ученый и благочестивый старец, из первых книжников, замученный Антиохом Епифаном за веру. Елеазара принуждали есть идоложертвенное свиное мясо, но он решил лучше умереть, чем нарушить веру своих отцов. Если в настоящее время я и избавлюсь от мучения от людей, говорил он, то не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти ( II Mak. VI, 26 ). И так скончался он в мучениях, оставив не только юношам, но и многим из народа, образец доблести и памятник добродетелей (ст. 31) (см. Саломея). Память его 1 авг.; к) ( I Mak. VIII, 18 ) – отец Иасона, бывшего посланником от Иуды Маккавея в Рим; л) ( I Eзд. VIII, 33 ) – сын Финееса, находившийся при Меремофе священник, во время возвращения Ездры из Вавилона, для сдачи золота, серебра и др. в Иерусалимский храм; м) ( III Mak. VI, 1–16 ) – один из уважаемых священников, во время нашествия на Иудею Птоломея Филопатора, молившийся вместе с народом об избавлении Израиля от руки врагов. По молитвам их иудеи чудесно спасены Богом от гонителя;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Библия, изложенная для семейного чтения. Книги Маккавейские. Часть 1 Смерть Елеазара (2 Мак. 6:18-31) Во время владычества персов и под покровительством преемников царя Кира иудеям жилось спокойно, и, размышляя о постигших их бедствиях, приходили они в сознание, что бедствия их были заслужены, и стали они порываться путем исполнения попранного ими закона Божия привлечь на себя прощение и милость Божию. Таким образом, около ста двадцати лет прожили они уже под чуждой властью, но не лишенные самоуправления, под властью своих первосвященников, при соблюдении своих собственных законов и платя притом необременительную дань персидским владыкам. В это время произошло одно из тех мировых событий, которые нарушают весь строй жизни царств и народов: появился великий завоеватель — Александр Македонский. «После того как он поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его». Но после того недолго жил он, и по смерти его «владычествовали слуги его каждый в своем месте». Владение Иудеей переходило из одних рук в другие и наконец утвердилось за Египетским царем Птоломеем Филадельфом. Но и сирийские правители добивались власти над Иудеей, и ей приходилось немало страдать от этого оспаривания чужой власти над нею. Между тем постепенно устанавливались отношения между греками и иудеями, из которых многие переселялись в Александрию, где им оказывался хороший прием и откуда они продолжали поддерживать отношения и со своим родным народом. В это время все священные книги их были переведены на греческий язык (в 271 году до Р. Х). Переводчиками были 72 старца, «толковники», почему и перевод этот был назван «переводом семидесяти толковников», который и между язычниками способствовал распространению еврейской веры и их ожидания Мессии. (1 Мак. 1, 1—3, 8)

http://pravoslavie.ru/2971.html

В связи с самобытностью Божией стоит и другое еще свойство Божие – Его неизмеримость и вездеприсутствие, по которым Бог беспредельный, во всех отношениях, не подлежит ограничению и местом, Он находится во всяком месте и присущ всякому существу. Указание на это свойство 2-я Мак. книга дает во всех тех местах, где называет Бога всевидящим, следовательно присутствующим при всех действиях людей, как благочестивых, так и нечестивых. Последний из мучеников Маккавеев говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога» (VII, 35; XII, 22; XV, 2; XV, 21). Далее, 2-я Мак. книга указывает еще свойство Бога – Его вечность, т. е. что Бог не имеет ни начала, ни конца своего бытия и вообще свободен от всех условий времени. Священники в своих молитвах прямо называют Бога вечным (I, 25). Второй и седьмой мученики высказывают твердую уверенность, что Господь дает им жизнь вечную (VII, 9, 36), которая, очевидно, может быть дана только существом вечным. Но особенно часто указывает и, особенно подробно, раскрывает 2-я Мак. книга свойство Божие – всемогущество (I, 4; VII, 28; III, 34; 1, 25; III, 28; V, 20; VII, 35, 38; VIII, 18; IX, 8; XI, 13; XII, 28). В указанных местах книги всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, от чего Бог и называется как всемогущим, так и всесильным. По учению 2-ой Мак. книги, всемогущество Божие выразилось в творении мира. Священники в своих молитвах прославляют Бога, как Создателя всех (I, 24). Мать Маккавеев говорит сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Далее, всемогущество Божие, по учению книги, выражается в промышлении Божием о тварях и особенно о народе еврейском. Иуда Маккавей в своей речи говорит: «Враги наши надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Высота такого исповедания могла быть чрезвычайной даже в ветхозаветные времена; одни исповедники не могли даже «воспеть честь Господню на земле чужой», другие соглашались (как братья Маккавеи) на любые мучения, лишь бы не нарушить церковные установления. Из книги Маккавеев в этом отношении особенно характерен один эпизод. Учителю братьев Маккавеев Елеазару друзья предложили съесть им самим приготовленное мясо, а вслух объявить, что это было мясо, приготовленное язычниками для жертвы (т.е. как бы самому не согрешить и избежать смерти). Елеазар отвечал на это: «недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами, вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали чрез меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я избавлюсь мучения людей, то не избегу десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти». Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я являюсь достойным старости, а юным оставлю достойным пример охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы». (2Мак.,6,24–28) Такое исповедание это могло выражаться и вовсе диким (для современного секулярного сознания) образом. (Например, святой пророк Илия, уничтожил десятки ложных и постыдных пророков за их искаженное религиозное сознание. Для того чтобы понять значение практики такого исповедания, необходимо осознать, какие неисчислимые тысячи людей эти ложные пророки привели к зловерию и гибели). Поразительны своею чистотою и твердостию те образцы ветхозаветного исповедания, которые навсегда, для напоминания, вошли в строй ежедневного православного богослужения – три юноши, в вавилонском пленении не подчинившиеся повелению совершить служение языческим богам и брошенные в печь, но не сгоревшие там; – пророк Даниил, брошенный в ров с голодными львами, но не разорванный ими. В ранней христианской истории подобных фактов, когда мученики и исповедники не подвергались вреду в мучениях, на которые их посылали, записано в мученических актах бесчисленное множество.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010