Август 1 августа 1. Святые семь [мучеников] Маккавеев, матерь их [Соломония] и [учитель их] [священник] Елеазар . Все они пострадали за чистоту израильской веры от рук царя Антиоха, одними именуемого Епифаном (то есть просвещенным), а другими – Епиманом (то есть безумным). За тяжкие грехи [, совершаемые] в Иерусалиме, а особенно за склоки [и дрязги] вокруг [дележа] архиерейской власти, и преступления [, творимые] во время сей недостойной борьбы, Бог позволил прийти великому бедствию на святой город. Антиох хотел во что бы то ни стало навязать евреям эллинское идолопоклонство вместо веры в единого живого Бога и делал всё [возможное] в этом направлении. В [осуществлении] его замысла помогали ему и некоторые вероломные архиереи и прочие иерусалимские старейшины. Как-то раз сам царь прибыл в Иерусалим и приказал всем евреям, вопреки Моисееву закону, есть свиное мясо. Вообще вкушение свиного мяса служило явным признаком того, что кто-то отступил от веры израильской. Старец Елеазар, священник и один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, не захотел есть свиного мяса. За это он был мучим и сожжен в огне. Возвращаясь в Антиохию, царь взял с собой семь братьев, нарицаемых Маккавеями, и их мать Соломонию. Имена этих семи братьев суть следующие: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. На глазах у матери злобный царь истязал одного сына за другим, сдирая каждому кожу с лица, а затем бросая юношей в огонь. Все они храбро претерпели мучения и смерть – и не отреклись от своей веры. В конце концов и мать, увидев своего последнего, трехлетнего сына в огне, и сама бросилась в пламя 109 – и предала там душу Богу. Все они благочестно пострадали за веру в единого живого Бога около 180 года до Рождества Христова. 2. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Сей праздник был установлен по договоренности между греками и русскими в правление византийского императора Мануила [I Комнина] и русского князя Андрея [Боголюбского] – в ознаменование одновременной победы русских над [волжскими] болгарами, а греков – над сарацинами. В обоих воинствах перед полками несли кресты, из которых [внезапно] засияли лучи небесного света 110 . Посему и было установлено 1 августа износить крест из храма Святой Софии: сначала на середину церкви, а затем [обносить его] по улицам – в воспоминание чудодейственной помощи креста в минувших войнах. Народ [во время этого шествия] оказывал Кресту [достойное] поклонение. Причем выносился именно тот самый Честной Крест, [обретенный на Голгофе и] хранившийся в императорской дворцовой церкви. [Сей] Честной Крест 31 июля переносили из дворцовой церкви в храм Святой Софии, а затем несли по улицам для освящения земли и воздуха. После этого, 14 августа [накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. – Пер.], Крест снова вносили в храм царских палат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Гора камениста, и восходят по ступеням. Там был распят Господь. У подножия самой горы Авраам сделал алтарь и гора выступает над алтарем. От гробницы Господа до места на Кальварии шагов (числом) 15: находится под одною кровлею... Потом входишь в базилику, на Голгофу, где были обретены три креста скрытые... И есть там алтарь из золота и серебра. И имеет девять колонн золотых, которые поддерживают тот алтарь. От места Кальварии до Голгофы шагов числом 15, где был обретен крест Господень» 884 . " От Гробницы (а monumento) до Голгофы, – говорит Антонин Мартир, – 80 шагов. С одной стороны восходят по ступеням (там), где Господь наш всходил на пропятие. От Голгофы до места, где был обретен крест, шагов (числом) 50. В базилике Константина, смежной с памятником Гроба и Голгофою, в атриуме самой базилики, есть ложе (cubiculum, может быть, – отделение, часовня), где хранится древо святого креста» 885 . – После всех этих указаний факт существования в Новом Иерусалиме Константина, помимо памятника Гроба, еще особого обширного здания храма не может подлежать сомнению. Вопрос только в том, как на основании всех этих данных представить относительное положение отдельных пунктов и устройство покрывавших их сооружений? Καθαρν αθριον ναπεπταμνον [чистый, вздымающийся двор] Евсевия естественнее всего искать на восточной стороне Анастасиса; если историк не говорит этого прямо, то все же это довольно ясно из контекста его речи в XXXIV–XXXVI главах 886 . Так как этот атриум занимал весьма обширное пространство (παμμεγθη χρον), то он необходимо должен был включить в свои стены и нынешнее место Голгофы. Βασλειος νες [царский храм] примыкал к атриуму далее, на восточной стороне. Такое расположение этих трех частей вполне подтверждается выше приведенными паломническими свидетельствами. Евхерий прямо говорит, что Голгофа лежит между Анастасисом и Мартириумом – базиликою; в «Бревиарии» описание ясно ведется в западном направлении; базилика Константина, Голгофа с большим атриумом и св. Воскресение; у Феодосия и Антонина обратный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

На вопрос, какое именно здание стояло здесь, было дано несколько ответов, конечно, гипотетического характера. Отец архимандрит Антонин высказывал предположение, что это остатки южной стороны какого-нибудь дворца или башни очень древних времен; может быть, здесь некогда стоял столп Анамеила 793 . К. Шик, исходя из своих исследований течения городского рва, образующего у нашего места, на северной и западной стороне, прямой угол, развил целый подробный план древнего укрепленного замка на этом месте. Именно: найденные остатки стен с ясным направлением к северу и западу он продолжает на плане до соединения с линиями своего рва или второй стены. Получался, таким образом, продолговатый (с севера к югу), выступающий четырехугольник. Здесь была укрепленная цитадель, в которой могли поместиться и войско, и народ; она принадлежала к числу тех укрепленных замков Иерусалима, которые носили одно общее имя Акра (относить это название к одной местности Шик считает заблуждением). Здесь помещался дворец заречных областеначальников, о котором упоминается в книге Неемии (3:7), с возвышенною площадью, или форумом, судебною палатою, внутренними проходами, отделявшими его от городской стены и делавшими еще более укрепленным и тд. 794 . В. Н. Хитрово высказывал предположение даже о претории Пилата на этом месте. – Естественнее всего предположить здесь одну из тех башен, которых Иосиф Флавий на линии второй стены насчитывает 14, и именно – башню ворот. В 40-й главе книги Пророка Иезекииля (ст. 5–16) находится описание восточных ворот, приводивших на площадь храма. Так как эти ворота были вместе с тем и городскими воротами, а последние имели, по крайней мере в общем, одинаковое устройство, то на основании слов пророка мы можем составить себе общее представление об устройстве воротной башни древнего Иерусалима. Последняя, по описанию пророка, имела два «порога», в 6 локтей ширины каждый, расположенные на прямой линии один против другого. Один из них принадлежал внешней двери, чрез которую по ступеням входили в башню, другой был внутри ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Антонин Мартир поклонялся святому древу креста и лобызал его; «и дощечку, – прибавляет он, – которая была поставлена над головою Иисуса и на которой было написано: Иисус Назорей царь иудейский, я видел и держал в руке своей и целовал» 846 . Несколько времени спустя, древом креста овладели персы, от которых оно было снова возвращено в 628 г. императором Гераклием. Последний вступил в Иерусалим пешком, неся святое древо на своих плечах 847 . По свидетельству Цедрена, из Иерусалима оно было отослано в Константинополь. «Как долго оставался крест в Константинополе и когда и кем был возвращен в Иерусалим, Цедрен не говорит» 848 . Во всяком случае, Аркульф в своем описании святых мест Иерусалима от 670 года говорит о большом серебряном кресте, поставленном на том месте, где некогда стоял крест деревянный, на котором был распят Спаситель 849 . Этого же деревянного креста он уже не видел. Итак, по повелению Константина, обретенное святое место было украшено великолепными сооружениями. «Описывать красоту и величие их я считаю совершенно излишним, – говорит Феодорит, – потому что туда стекаются, можно сказать, все христиане и богатство зданий могут видеть сами» 853 . Таким же молчанием обходят их и другие историки 854 , кроме Евсевия, который один только в своем описании знакомит нас с этими замечательными сооружениями. К сожалению, и его рассказ не отличается ясностью. Начинает он с западной части сооружений, от пещеры Гроба Господня. Как бы глава всего здания (то σπερ τινα κεφαλν), она была украшена отборными колоннами и весьма многими орнаментами 855 . У этого храма расстилалось обширное пространство – чистый, вздымающийся двор (καθαρν αθριον ναπεπταμνον); он был устлан блестящим камнем и с трех сторон обведен длинными портиками 856 . На восточной же стороне, противолежащей святой пещере, к нему примыкал царский храм ( βασλος νες) «произведение изумительное», неизмеримой высоты и огромных размеров в длину и ширину. Внутри оно было одето плитами разноцветного мрамора, а с внешней стороны его стены блестели от полированных камней, плотно пригнанных друг к другу и по красоте не уступавших мрамору.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

hist. VIII. 30) таким образом: et in palatio Caiaphae Petro apostoloram principi teraplum aliud constituit. Его слова подтверждают Адрихомий, Кварезмий и Цвиннер (1658 г. Zwinner. Blumen-Buch d. heil. Lands, Palest. s. 409). Последний того мнения, что современная ему церковь возведена заново христианами на месте построенного царицею Еленою. См. Tobler. Topogr. B. II, s. 159. Сепп находит свидетельство и у Марина Санута (1310 г. Marinus Sanutus. Liber Secretorum Fidelium Crucis... III, 14, 89). С. Ierusalem v. Sepp. B. I, s. 195. 125 Ex (в некоторых списках in) eadem (Силоам) ascenditur Sion, et paret, ubi fuit domus Caiphae sacerdotis. См. Itiner. Hieros. ed. Tobl. et Molin., p. 17. Сравн. изд. В. Н. Хитрово в Прав. Пал. Сб. вып. 2, стр. 28. 127 Ostendebatur illie columna ecclesiae porticum susti- nens, infecta cruore Domini, ad quam vinctus dicitur et flagellatus. См. Sancti Hieronymi peregrinatio s. Paulae, VII. Itinera, ed. Tobl. et Molin., p. 33. Из предшествующих слов видно, что здесь разумеется гора Сион, а не сионская церковь . 128 Theodosius, de terra sancta, VI. См. Itinera ed. Tobl. et Molin., p. 65. В базилике сионской указывает ее и Антонин Мартир. Ant. Martyr, de locis sanctis c. XXII. См. Ibid., p. 103. У Аркульфа место столба бичевания отмечено на его плане сионской базилики посредине ее здания. См. ibid., p. 160. Сравн. De locis sanct. Bedae venerab. c. III, ibid., p. 218. 130 Св. Кир. Иерус. XVI огласит. бес., в Migne Patrol. graec. XXXIII, p. 924. Peregrin. s. Paulae c. VII. Itinera latina p. 33. S. Eucherins de locis aliqu. sanctis. c. II. Ibid., p. 52. Beda venerab. de locis, s. c. III, ibid., p. 218. Патриарх Софроний в Migne Patrolog. graec. LXXXVII, p. 3821. 131 De sancta Sion ed Domum Caiaphe, que est modo ecclesia sancti Petri, sunt plus minus passus numero 1. Itinera hieros, ed. Tobler, p. 65. 133 Breviarius de Hieros olyma: inde vadis ad domum Caiphe, ubi negavit sanctus Petrus: ubi est basilica gran dis sancti Petri. Ibid., p. 59. 134 In directum autem ad orientem est ecclesia in honore beati Petri in loco, in quo Dominum negavit.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

— — — Глаголев А., свящ. Книга Руфь. — ТБ, т. 2 Его же . Книга Товита. — ТБ, т. 3 Дроздов Н. О происхождении книги Товита. Киев, 1901 Иосиф (Петровых), митроп. Книга Есфирь. — ТБ, т. 3 Его же . Книга Иудифь. — ТБ, т. 3 Саливен К. Книга пророка Даниила и Ионы. Колледжвиль, 1975 (машинопись) Слойен Дж. Книги Руфь и Товита. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Тычинин П. Книга пророка Ионы. — ТБ, т. 7 Юнгеров П. Книга Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891 19. Книга Варуха и Послание Иеремии Антонин (Грановский). Книга пророка Варуха. СПб., 1902 Розанов Н. Послание пророка Иеремии. — ТБ, т. 6 Его же . Книга пророка Варуха. — ТБ, т. 6 Сестренцевич А. Книга пророка Варуха. — ЧОЛДП, 1889, # 2 20. Маккавейская эпоха. Ветхозаветные апокрифы Богоявленский В. Вторая книга Маккавейская. Казань, 1907 Гессен Ю. И. Иуда Маккавей. СПб., 1901 Гольман Г. Религия иудеев в эпоху Иисуса. М., 1908 Гольцман О. Падение иудейского государства Иосиф (Петровых), еп. (впосл. митрополит). 1-3 Маккавейские книги. — ТБ, т. 7а Иост И. История иудейства и его сект. Киев, 1890 Лавровский Н. Обозрение ветхозаветных апокрифов. Харьков, 1864 Поснов М. Э. Иудейство. Киев, 1907 Скарданицкий . Фарисеи и саддукеи. Киев, 1906 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899 Его же . Книга Еноха. Казань, 1888 Его же . Книга Юбилеев. Казань, 1895 Его же . Псалмы Соломона. Казань, 1896 Его же . Заветы двенадцати патриархов. Казань, 1911 Флавий Иосиф. Иудейская война. СПб., 1900 Его же . Иудейские древности. СПб., 1900 Шонеберг . 1-2 Маккавейские книги. Колледжвиль, 1966 (машинопись) 21. Ессейство. Рукописи Мертвого моря Тексты Кумрана. М., 1971, вып. 1 Устав для всего общества Израилева. — Палестинский сборник, 1959, # 4 (67) Дополнение к Уставу Кумранской общины. — Палестинский сборник, 1960, # 5 (68) — — — Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960 Его же . Находки у Мертвого моря. М., 1960 Елизарова М. М. Община терапевтов. М., 1972 Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря. — ЖМП, 1957, # 12

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

После греческого завоевания Ближнего Востока начинается эпоха эллинизма, главная особенность которой — синтез греческой и местных восточных культур. Это вело к постепенному преодолению национальной замкнутости народов Средиземноморья. Была подготовлена культурно-историческая почва для апостольской проповеди. Именно в этот период произошло событие, которое имело особое значение для жизни будущей Церкви. По желанию египетского царя Птоломея II Филадельфа в Александрии (ок. 285–246 до Р.Х.) семьдесят два толковника (книжника), посланных первосвященником Елеазаром, перевели библейские книги с еврейского языка на греческий. Именно греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинта) принят был Христовой Церковью с апостольских времен. В новозаветных священных текстах несколько сотен цитат из ветхозаветных книг. Большая часть взята из греческого текста. В 200 году до Р.Х. селевкидский царь Антиох III победил Птоломея V Эпифана. Палестина была порабощена Сирийским царством. Новые правители стали насаждать языческие обряды и греческую культуру. Особенно жестоко действовал Антиох IV (175–162 до Р. X.). Он запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Моисея (обрезание, соблюдение субботы и др.). По его приказу вводился языческий культ. Иерусалимский храм был осквернен и превращен в капище Зевса. Евреи, сохранявшие верность истинному Богу, жертвенно отстаивали свою веру. Девяностолетний священник Елеазар отказался нарушить предписания закона и мужественно принял смерть. За ним последовали его ученики — семь братьев (Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл). Укрепляемые примером учителя, молитвами и наставлениями матери своей Соломонии, они выдержали жестокие пытки и стали святыми мучениками. После этого Соломония воздела вверх руки. С молитвой и радостными слезами она предала дух свой в руки Божии. Подвиг святых мучеников Маккавейских высоко оценили святые отцы — святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В 167 году до Р.Х. под предводительством священника Маттафии и пяти его сыновей иудеи подняли восстание. Войска под водительством третьего сына Маттафии Иуды освободили страну от власти селевкидов. За победы над врагами он был назван Маккавеем (молотом). По имени Хасмона (родоначальника семьи, из которой вышел Маттафия) этот период называется хасмонейским, или маккавейским.

http://pravoslavie.ru/104166.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Авим Маккавей, мч. Описания иконы Авим Маккавей, мч. - житие Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жерт[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва 1525.] Явление Богоматери прп. Сергию с праздниками и святыми на полях (фрагмент пелены). Мастерская Соломонии Сабуровой (преподобной Софии Суздальской). Шитьё. Москва 1525 г. Вклад Василия III и Соломонии Сабуровой в Троице - Сергиеву Лавру. Файл 3334.jpg:   Размер: 1017x821, 0.83 MPix, 200 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (191) , (0) . Описание: Семь святых мучеников Маккавеев Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар august 2.jpg Файл 19347.jpg:   Размер: 2550x4200, 10.71 MPix, 1809 Kb. Дата: 2012-08-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (227) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1016

Анастасий Навплиот † 1655 года, 1 февраля. Анастасий 1-й. патр. Антиохийский, 599 г., 20 апреля. Анастасий 2-й, патр. Антиохийский, 609 г., 20 апреля. Анастасий Синаид † 686 г., 20 апр. Анастасий муч. † 1794 г., 29 авг. Анастасия исп. I в., 15 апреля. Анастасия, пр. в Египте, † 565 г., 10 марта. Анастасия Римлянка, преподобно-муч. † 258 г., 29 октября. Анастасия узорешительница † 304 г., 22 декабря. Анатолий муч. (с Георгием вмч.), 23 апреля. Анатолий, патр. Конст., † 458 года, 3 июля. Анатолий Печерский † XII в., 31 окт. Анатолий другой Печер. XII века, 28 августа. Ангелина, св. Сербская, † XVI в., 10 декабря. Ангеляр (Ангеларий) пр. IX в., 27 июля. Андрей муч. † 250 г., 18 мая. Андрей, ап. Первозван., 30 ноября. Андрей Боголюбский † 1174 года, 30 июня. Андрей Критский † 713 г., 4 июля. Андрей Стратилат † 302 г., 19 авг. Андрей, муч. в Африке, IX в., 23 сентября. Андрей Юродивый X в., 2 октября. Андрей Тотемский † 1673 г., 10 окт. Андрей, муч. в Конст., † 767 г., 17 октября. Андрей, князь Смоленский, † XIV в., 27 октября. Андроник, ап. из LXX, 4 янв., 17 мая, 30 июля. Андроник, пр. Московский, † 1404 г., 13 июня. Андроник преп. † V в., 9 октября. Андроник, муч. Киликийский, † 304 г., 12 октября. Анемподист, муч. IV в., 2 ноября. Аникита муч. † 306 г., 12 августа. Аникита муч. 298 г., 7 ноября. Анисия муч. † 298 г., 30 декабря. Анна праведная, мать Пресв. Девы, 9 сентября, 9 декабря и 25 июля. Анна пророчица, 3 февр. и 28 авг. Анна преп. V в., 13 июня. Анна, в мире Ирина, великая княгиня, † 1051 г., 4 октября. Анна, княгиня Тверская, † 1338 г. 4 октября. Анна, преп. Азийская, † 826 года, 29 октября. Анна Всеволодовна (Янка княжна) † 1112 г., 3 ноября. · Анна, мать прор. Самуила, 9 дек. Антипа, Пергамский свмч., † 92 г., 11 апреля. Антипатр, муч. Кизический, III в., 29 апреля. Антонина муч. † 313 г., 10 июня. Антонин муч. (с Маркеллином), 7 июня. Антонин из Маккавеев, 1 авг. Антонин, из Ефесских семи отроков, 4 августа. Антоний Великий 358 г., 17 янв. Антоний Чернозерский † XVI в., 17 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, матерь их Соломония, и учитель их Елеазар Материал из Азбука паломники 42° 37 " 46.79 " N, 19° 12 " 38.77 " E Идёт загрузка карты… Сформировать поисковую ссылку Параметры: Свойство «Готовность» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. Свойство «Тип» типа «Страница» со значением содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Семь_мучеников...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010