Второй вопрос, какой ставится перед Церковным Собором, в том числе и перед Львовским, это его рецепция, то есть принятие. Рецепция Соборов, как известно, принадлежит Церкви. Принимает ли народ Божий Львовский Собор? Справедливости ради следует сказать, что постановления Львовского Собора вошли в жизнь и сознание бывших греко-католиков Галиции. Определения Львовского Собора были приняты всей полнотой западно-украинских епархий: епископатом, клиром и мирянами. Деяния Львовского Собора одобрил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. Признан Собор и другими Поместными Православными Церквами. Бывшие греко-католики Галиции вошли в евхаристическое общение со всей Полнотой Православной Церкви. Ни в чьей другой оценке, подтверждении канонического достоинства и действительности постановления Львовского Собора не нуждаются. Пытаясь дискредитировать Львовский Собор перед лицом мирового общественного мнения, зарубежные украинские католики заявляют, будто Львовский Собор «неканонический», потому что на нем «не было епископов». Верно, что ни один Собор не может быть без епископов; верно и то, что епископ должен быть выразителем церковной истины, что без епископа нет Церкви. Однако верно и другое, что не всегда епископы на Соборах защищали церковную истину, что без народа Божия тоже нет Церкви, как и без епископа; верно, что греко-католические епископы не выражали церковное Предание Восточной Церкви, что они пошли против народа Божия, что не Львовский Собор повинен в том, что эти епископы не были на Соборе. Что же касается присутствия епископов на Львовском Соборе 1946 г., то следует объективно сказать, что епископы на этом Соборе были. В книге Деяний Львовского Собора сказано: «Каждому ясно, что Собор не мог состояться без участия в нем епископов, и при том своих, вышедших из своего духовенства» (Деяния Собора. Львов, 1946, стр. 26). На Соборе участвовали 2 епископа, 214 священников и 19 мирян из Львовской, Станиславской и Перемышльской епархий. Львовский Собор возглавили Преосвященный епископ Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий), Преосвященный епископ Дрогобычский и Самборский д-р Михаил (Мельник) под председательством протопресвитера д-ра Гавриила Костельника. Епископская хиротония Гусятинского декана Станиславской епархии Антония Пельвецкого и Генерального викария Перемышльской епархии д-ра Михаила Мельника была совершена в Киеве 24 и 25 февраля 1946 г. Экзархом Украины, митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, епископом Львовским и Тернопольским Макарием, епископом Мукачевским и Ужгородским Нестором и епископом Луцким и Ровенским Варлаамом. Оставшись без епископов, греко-католики Галиции через Инициативную группу обратились к Русской Церкви, Церкви своих православных предков, на канонической территории которой они находились. Они не обратились в Рим за епископскими хиротониями, потому что решили прекратить унию с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первой мировой войне 1914 года, считая, что пришло время возврата к вере отцов, 33 священника в Галиции сразу оставили унию, возвратились к Православию, а несколько сот собирались последовать за ними и только обстоятельства войны заставили их дожидаться благоприятного времени. И это время пришло. Наши западные области Украины были освобождены от оккупации, и верующим людям была возвращена религиозная свобода. Таким историческим путем приближалось возвращение духовенства и верующего народа Галичины к православной вере отцов, осуществлялись их вековечные стремления к решениям вошедшего в историю славного Львовского Собора 1946 года. Львовский Собор был основательно подготовлен инициатором его д-ром Гавриилом Костельником, настоятелем Преображенской церкви во Львове, вместе с сотрудниками его Антонием Пельвецким, благочинным на Тернопольщине, и д-ром Михаилом Мельником, генеральным викарием Перемышльской епархии. Оба достойных пастыря 24 и 25 февраля 1946 года в Киеве во Владимирском соборе были возведены в архиерейский сан: Преосвященный Антоний – на Станиславскую кафедру, а Преосвященный Михаил – на Дрогобычскую. Во Львовском Соборе они принимали участие уже как епископы. На завершении работы Собора присутствовали высокие иерархи Русской Православной Церкви: Высокопреосвященный Экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий и епископ Мукачевский Нестор. Благословенное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принятии духовенства и мирян Греко-католической Церкви Галичины в лоно Матери – Русской Православной Церкви члены Собора выслушали внимательно, стоя. Душа успокоилась, сердце возрадовалось, ибо окончилась Брестская неволя, наступила воля возвращения к Святому Православию. Львовский Собор воплотился в нашу церковную жизнь. Заслуженным и неутомимым тружеником на ниве Христовой по осуществлению решений Собора был Высокопреосвященный архиепископ Макарий (Оксиюк), первый и великий православный иерарх на архиерейской кафедре Львовско-Тернопольской епархии. Посеянное зерно Православия дает обильный урожай. Мы можем уверенно сказать, что наша епархия – православная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

боевиков-националистов. В апр.-мае 1945 г. по обвинению в активной предательской деятельности и пособничестве оккупантам были арестованы преемник Шептицкого митр. Иосиф Слипый и ряд епископов и клириков УГКЦ. В то же время власть приняла решение поддержать существовавшее в униатской среде движение за воссоединение с правосл. Церковью. При гос. поддержке 28 мая 1945 г. во Львове образовалась инициативная группа по воссоединению греко-католич. Церкви с Православием, к-рую возглавил настоятель львовского Преображенского собора свящ. Гавриил Костельник , а в числе первых членов группы оказались священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник (впосл. после принятия монашества были хиротонисаны во епископы) и проф. С. Хруцкий. Группа призвала греко-католич. духовенство Зап. Украины поддержать их инициативу, определив в качестве своей конечной цели созыв церковного Собора для присоединения униатов к правосл. Церкви, к-рое состоялось уже после окончания ВОВ на Львовском Соборе 1946 г. В отношении ряда др. религ. объединений политика гос-ва в годы войны оставалась неизменно жесткой. Прежде всего это касалось «антигосударственных, антисоветских и изуверских сект», к числу к-рых были отнесены духоборцы , молокане , методисты , адвентисты , пятидесятники , Иеговы свидетели , хлысты , скопцы и др. Власть считала их не столько религ., сколько политическими орг-циями, контроль за их деятельностью возлагался не на Совет по делам религ. культов, а на НКГБ. Ист.: Правда о религии в России. М., 1942; РПЦ и Великая Отечественная война: Сб. церк. док. М., 1943; Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Николай (Ярушевич), митр. Слова, речи, послания. М., 1947-1957. 4 т.; И. В. Сталин: «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства»/Публ. док. М. И. Одинцова//Диспут. 1992. 3. С. 142-158; Униаты и сов. власть: встреча в Москве. Дек. 1944 г./Публ. док. М. И. Одинцова//Там же. 1994. 3. С. 56-71; Религ. организации в СССР накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938-1943 гг.)/Публ.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Однако в связи с открытой поддержкой папой Пием XII курса США на создание Атлантического блока в противовес СССР и рядом заявлений папы, вновь осудившего коммунизм и « атеистический материализм », советское руководство отказалось от поиска компромисса с Ватиканом . В Прибалтике и Белоруссии резко усилилось административное давление на католические приходы и монастыри. Особо жесткие репрессивные меры были приняты со стороны властей в отношении УГКЦ, что было вызвано, помимо внешнеполитических факторов, открывшимися фактами сотрудничества униатского духовенства с немецкими оккупантами во время войны и тесными контактами с группировками украинских боевиков-националистов. В апреле-мае 1945 г. по обвинению в активной предательской деятельности и пособничестве оккупантам были арестованы преемник Шептицкого митр. Иосиф Слипый и ряд епископов и клириков УГКЦ. В то же время власть приняла решение поддержать существовавшее в униатской среде движение за воссоединение с православной Церковью. При государственной поддержке 28 мая 1945 г. во Львове образовалась инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с Православием, которую возглавил настоятель львовского Преображенского собора прот. Гавриил Костельник , а в числе первых членов группы оказались священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник (впоследствии после принятия монашества были хиротонисаны во епископы) и проф. С. Хруцкий. Группа призвала греко-католическое духовенство Западной Украины поддержать их инициативу, определив в качестве своей конечной цели созыв церковного Собора для присоединения униатов к православной Церкви, которое состоялось уже после окончания войны на Львовском Соборе 1946 г. В отношении ряда других религиозных объединений политика государства в годы войны оставалась неизменно жесткой. Прежде всего это касалось «антигосударственных, антисоветских и изуверских сект», к числу которых были отнесены духоборцы , молокане , методисты , адвентисты , пятидесятники , свидетели Иеговы , хлысты , скопцы и др. Власть считала их не столько религиозными, сколько политическими организациями, контроль за их деятельностью возлагался не на Совет по делам религиозных культов, а на НКГБ.

http://drevo-info.ru/articles/26078.html

11 апр. 1945 г. руководство УГКЦ - митр. И. Слипый и др. епископы - было арестовано НКГБ. К. было предложено возглавить движение за объединение с Православной Церковью. Главными причинами того, что он согласился на предложение властей, были искренняя убежденность в благе возвращения в Православие и беспокойство за судьбы Церкви и своей паствы. К этому времени К. переосмыслил свое отношение к националистическому движению, чему способствовали тяжелые последствия для населения Зап. Украины вооруженной борьбы националистов, а также семейная трагедия К. Его сыновья Ириней и Зенон после разгрома дивизии СС «Галичина» оказались в лагере для интернированных в Италии, а затем переехали в Англию; туда же эмигрировала и его дочь Кристина. В апр. 1945 г. К. написал: «Я был униатом и утратил достоинство пастыря, я был националистом и потерял достоинство человека, но этого мало. Национализм осиротил меня и мою жену. Мы стали несчастными родителями... В нашем крае нет семьи, которая бы не оплакивала какую-нибудь жертву национализма. Мы говорим национализму - довольно крови! Мы говорим унии - довольно позора!» 28 мая того же года К. вместе со священниками Михаилом Мельником и Антонием Пельвецким (впосл. архиереи РПЦ) известил Совнарком Украинской ССР об образовании под их руководством Инициативной группы по воссоединению греко-католич. Церкви с Православной Церковью. В тот же день была выпущена декларация «К греко-католическому духовенству западных областей Украины» с призывом о воссоединении с Православной Церковью. К. стал председателем Инициативной группы и вдохновителем движения за воссоединение униатов с Православием. 18 июня Инициативная группа получила признание со стороны гос. властей как единственный официально действующий временный орган управления УГКЦ. В кон. июля 1945 г. о присоединении к Инициативной группе объявили 340 униат. священников. Власти не были довольны медленным, на их взгляд, ходом воссоединения. На греко-католиков оказывалось адм. давление с целью побудить к переходу в Православие.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Днем служил литургию в Троицкой церкви. На левом клиросе пели воспитанники. Говорил слово после Евангелия (на тему об Ев[ангельской] притче о званных). 25 декабря. Сегодня посетил уроки: о. Боголюбова по расколу в 1 к[урс] Академии, Юшкова по Катехизису в 2 кл[асс] Семинарии, Вадковского Б.В. по греч[еческому] яз[ыку] в 3 к[урсе] Академии, Аксенова (п.п.) по Ц[ерковному] Пению в 3 кл[ассе] Семинарии, Шабатина по русск[ому] яз[ыку] в 1 кл[ассе] Семинарии. На завтра оставил уроки Шпиллера и Лебедева, м.б. и Ветроградова. После занятий и общей трапезы наставников провел совещание с ними по поводу всего осмотра и посещения уроков, а также по вопросам вообще административным, воспитательным, учебным и хозяйственным на основании виденного, усмотренного и представленного в проектах и Записках о. Шпиллера и Доктусова. 27 декабря. Среда. 11 ч. вечера. Вчера посетил последние уроки… Заседание Синода. Знакомство с новыми архиереями на Сессии – еп.Палладием, еп.Антонием Пельвецким и еп.Андреем Черновицким[…]. Патриарху – о возможности назначения на профессуру А.И.Иванова и В.М.Верюжского (то же и у Г.Г.Карпова). Назначение Амбарцумова и Гнедич. Сообщил Патриарху записки об Осипове… отчет о ревизии Академии Московской. В связи с этим обсуждение в особых комиссиях в Л[енингра]де: о кафедре Византологи и Славянских Церквей, о программах по Кан[оническому] [праву] и Пр[актическому] Руков[одству], о пенсионном положении, о реорганизации: системы оплаты наставников, системы распределения кафедр, уч[ебного] плана (многопредметность), системы содержания дух[овных] школ епархиями, свечного завода в связи с налогами на дух[овные] школы. С Карповым – о ревизии, о новой кафедре Византологии, о назначении Иванова и Котова (Саратов). 29 декабря. Сегодня был у Г.Г.Карпова. Доложил о ревизии. На учреждении кафедры по Истории Гр[еческой] Виз[антийской] ц[еркви], как и на назначение А.И.Иванова – согласен. На Верюжского – нет, но еще можно договориться с Кушнаревым. О Котове возбужден вопрос в милиции и прописке в Саратове… Карпов снова повторил мне, что дал указания Уполномоченным во всех случаях нарушения порядка духовенством, чтобы они не снимали их с регистрации, а сносились со мной о принятии мер сначала.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Он занимает место председателя, стоя, приветствует делегатов, членов и гостей Собора и оглашает порядок его прохождения. Далее он говорит: «Наш Собор, собрался в такую историческую эпоху, что следует полагать – Провидение Божие ждет от нас чего-то великого. В истории развития ветхозаветной Церкви каждое 500-летие всегда было каким-то критически поворотным. Первый 500-летний период – от Авраама до Моисея, второй – от Моисея до Соломона, третий – от Соломона до вавилонского плена, четвертый – от вавилонского плена до Рождества Христова. В новозаветной церковной истории также наблюдаются подобные 500-летние периоды, а именно: 1) от Христа до падения античного мира; 2) от падения античного мира до полного разделения Церквей; 3) от разделения Церквей до возникновения протестантства (реформации). А ныне опять исполняется 500 лет, и приходит не наша ли очередь? Провидению Божию угодно, чтобы возродилось христианство . И не послужит ли началом этому наш Собор? Этим открываю заседание Собора и предоставляю слово епископу Антонию Пельвецкому для доклада о деятельности Инициативной группы по воссоединению Греко Католической Церкви с Православной». Во время доклада епископа Антония Пельвецкого в храм святого Юра входят высокие гости, делегаты Московской Патриархии: Преосвященные епископы Макарий и Нестор и управляющий делами Украинского Экзархата митрофорный протоиерей Константин Ружицкий. Отец д-р Гавриил Костельник приветствует достойных гостей и представляет их членам Собора. После доклада епископа Антония Пельвецкого на трибуну поднимается отец д-р Гавриил Костельник и говорит о мотивах воссоединения. Все слушают очень внимательно. Позже будут еще долго говорить об этом историческом докладе. После окончания доклада отец д-р Гавриил Костельник занимает председательское место и предлагает начать дискуссию о разрыве с Ватиканом и воссоединении с Православной Церковью. Начинается дискуссия. Трудно брать слово после отца д-ра Гавриила Костельника. Однако так же спокойно на кафедру выходит один из наиболее заслуженных священников – клирошанин Маринович Иосиф из Дрогобычской (бывшей Перемышльской) епархии, участник делегации в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подготовительную работу духовенства можно было бы продолжать и дальше, но нельзя было слишком затягивать созыв Собора. Причины, по которым следовало ускорить его, были представлены в докладе Преосвященного Антония (Пельвецкого). Кроме того, дело устного оповещения было почти закончено, за некоторыми исключениями, в Дрогобычской, Львовской и Станиславской областях. Иначе было с Тернопольской областью, где по некоторым причинам, главным образом техническим, очень трудно было провести конференции со всем духовенством. Суммируя, можно сказать, что Провидение Божие явственно подготовляло наше духовенство к отходу от Рима хотя бы из-за тех событий, свидетелями которых мы были в недавнее, польское, время. Однако влияние римского воспитания и дисциплины было очень велико. Особенно тяжело было присоединяться к нашему делу старцам, что вполне понятно для их возраста, и молодым священникам, только что покинувшим стены Духовной школы. У молодых, кроме влияния римского воспитания, чувства эмоциональные иногда брали верх над здравым и трезвым разумом, и потому они дело представляли в ложном свете. Не видели они и не могли понять, что дело нашего соединения с отеческой Православной Церковью является только началом великого дела возрождения христианства во всем мире. Верующие греко-католических приходов ратовали за воссоединение в прадедовской вере с Русской Православной Церковью, ибо для них Рим был всегда чужим, и они сохраняли в своих душах религиозные чувства предков. Первое воссоединение в Киеве Завершение подготовительной работы среди духовенства позволяло приступить к организационным мероприятиям по осуществлению прохождения Собора, который не мог состояться без участия в нем своих епископов. Чувствуя и глубоко понимая отеческим сердцем необходимость этого, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий сам разрешил вопрос о епископате для новой отрасли в винограднике Христовой Церкви и назначил на 24 и 25 февраля 1946 г. хиротонию во епископы отца Антония Пельвецкого и отца д-ра Михаила Мельника, первого – на Станиславскую епархию, второго – на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую. Львовским епископом остался Преосвященный Макарий (Оксиюк), с апреля 1945 г. православный епископ Львовский и Тернопольский, священно-архимандрит Успенской Почаевской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После воссоединения делегация приняла участие в Божественной литургии. С речью к Экзарху обратился о. Гавриил Костельник, говоря об исторической важности происходящих событий. После литургии было совершено пострижение в монашество о. Антония Пельвецкого и о. д-ра Михаила Мельника. Вечером того же дня в Кафедральном соборе во имя Святого Равноапостольного князя Владимира было торжественное всенощное бдение, в момент которого и совершился акт наречения во епископы о. Антония Пельвецкого и о. Михаила Мельника. Сама хиротония, согласно традиции Православной Церкви, совершена была отдельно: о. Антония – в воскресенье 24 февраля, о. Михаила – в понедельник 25 февраля 1946 года. Хиротонии совершил Экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и все епископы, прибывшие на торжества в Киев, в сослужении всех членов делегации и местного духовенства. Бесспорно, Патриарх Алексий знал о насильственном присоединении униатов. Но пошел на попытку канонически оформить этот факт из-за единственной возможности спасти Церковь на униатской земле от полного истребления. Униаты оказались гонимы советской властью, а не православием , в то время как в сегодняшние дни православных в Галиции унижают сами униаты. Сам Собор назначили на 810 марта 1946 года, т.е. он совпал с Первой Седмицей Великого Поста. Напечатанных приглашений было 225 для священников и 22 – для гостей из мирян. Но присутствовало 216 священников и 19 мирян из Львовской, Станиславской и Перемышльской епархий. Все заседания происходили в Кафедральном соборе Святого Юра. Собор начался с колокольного звона «Кирилла» в Успенской церкви, а потом зазвонили и другие колокола. Во все дни Собора «Кирилл» звонил с 10 до 11 часов утра и с 5 до 6 после полудня. После молебна «О призывании Святого Духа» Председатель, о. д-р Гавриил Костельник предоставил слово епископу Антонию (Пельвецкому) для доклада о деятельности «инициативной группы» по воссоединению Греко-Католической Церкви с Православной. Во время его выступления в храм вошли посланцы от Московской Патриархии – епископы Макарий (Оксиюк) и Нестор (Сидорук) и управляющий делами Украинского Экзархата протоиерей Константин Ружицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наша церковь оказалась в положении безвластия и дезорганизации. Это болезненно отражается на нашей церковной Жизни, и такое положение не могло существовать продолжительное время. Поэтому мы, нижеподписавшиеся, руководящие представители наших трех епархий, решили вывести нашу церковь из анархии в состояние консолидации для преобразования ее в православную церковь , и просим одобрить этот наш почин. А именно: мы решили возглавить «Инициативную группу греко-католической церкви по воссоединению ее с православной церковью» 155 . Психология религии имеет очень деликатную натуру и поэтому не следует думать о моментальном преобразовании нашей униатской церкви в православную. Для этого необходимо время, чтобы сохранить личную честь священников, чтобы перевоспитать и переубедить последних, успокоить и подготовить верующих и т. д. Инициативная группа, которая уже имеет на своей стороне значительное число единомышленников во всех трех епархиях, хочет приступить к регистрации таковых, изданию соответствующих книжек (они у нас заготовлены еще во времена существования довоенной Польши) и вообще провести дело так, чтобы было наименьше борьбы и трений (ибо жертвы в такой акции обременяют ее) и чтобы не создавать упорствующих. Акция должна развиваться в обоюдной согласованности между государственным правительством, Инициативной группой и руководством общерусской православной церкви, ибо только таким способом намеченная линия может быть наиболее целесообразной и прямолинейной. Исходя из этого, просим утвердить нашу Инициативную группу и признать за ней право, вести намеченное дело 156 . о. доктор Гавриил Федорович Костельник – настоятель Преображенской церкви во Львове, председатель Инициативной группы, представитель Львовской епархии. о. доктор Михаил Иванович Мельник – настоятель церкви в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльской епархии Дрогобычской области, представитель Перемышльской епархии. о. Антон Андреевич Пельвецкий – настоятель церкви в Копычинцах, декан Гусятинского деканата, представитель Станиславской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010