Петр Сабов были убиты советскими военнослужащими. После убийства Мукачевского греко-католического еп. Теодора (Ромжи) правосл. архиереи Станиславской, Дрогобычской и Мукачевской епархии, епископы Антоний (Пельвецкий) , Михаил (Мельник) и Нестор (Сидорук), в янв. 1948 г. обратились к Первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущёву с письмом, в к-ром осудили тактику борьбы с греко-католиками. Возможно, это письмо послужило поводом к тому, что 3 июня 1948 г. еп. Нестор (Сидорук) был перемещен на Курскую кафедру. Управление М. и У. е. было передано архиеп. Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку) . В отчете за 1948 г., поданном в Патриархию, он указал, что после освобождения Закарпатья от венг. оккупантов количество правосл. приходов увеличивалось в основном за счет присоединения к Православию бывших униатских приходов. В кон. 1944 г. в Православие перешло 27 греко-католич. приходов, в 1945 г.- 39, в 1947 г.- 5 приходов и монастырь на Чернечьей горе в Мукачеве, в 1948 г.- 23 прихода. В приходах священники вели учет церковных средств по кассовым книгам, вводились инвентарные и материальные книги. В 1948 г. были случаи, когда финансовые органы облагали священников слишком высокими подоходными налогами. Материально-бытовые условия жизни приходского духовенства в 1948 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшились. Главным источником содержания приходского духовенства были земельные наделы, которыми не все духовенство было обеспечено. Кроме того, были добровольные пожертвования от верующих натуральными продуктами. 28 авг. 1948 г., на праздник Успения Пресв. Богородицы, в Свято-Николаевском мон-ре в Мукачеве богослужение совершили архиеп. Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский Макарий, еп. Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и еп. Дрогобычский и Самборский Михаил (Мельник). Кроме того, в Мукачево прибыли инициатор созыва Львовского Собора протопресв. Гавриил Костельник и еще 40 священников. В 1948 г. архиеп. Макарий создал миссионерский комитет при Епархиальном управлении.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Минский и Белорусский; с 9.10.1965 в сане архиепископа; 9.09.1975 в сане митрополита; с 10.10.1978 митр. Ленинградский и Новгородский; † 29.05.1986. Антоний (Миловидов) 6.06.1925 хирот. во еп. Усть-Катаевского, вик. Уфимской епархии; с 1925 г. еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии; с 25.04.1926 перешел в старообрядчество; с 1927 г. после покаяния вновь еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии; с 27.04.1928 еп. Бугумильский, вик. Казанской епархии; с 16.06.1932 еп. Енисейский и Красноярский; с 3.05.1934 еп. Ачинский; с 9.09.1935 еп. Омский; в нояб. 1936 г. арестован; дальнейшие сведения отсутствуют. Антоний (Москаленко) 13.10.1985 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.12.1986 еп. Черновицкий и Буковинский; с 1990 г. на покое; с 31.01.1990 еп. Уральский и Гурьевский; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Антоний (Панкеев) 27.08.1924 хирот. во еп. Мариупольского, вик. Днепропетровской епархии; с 21.11.1933 еп. Белгородский; расстрелян 1.06.1938. Антоний (Пельвецкий) 24.02.1946 хирот. во еп. Станиславско-Коломыйского; † 3.02.1957. Антоний (Покровский) 29.09.1930 хирот. во еп. Аляскинского; с 1934 еп. Аляскинский и Вашингтонский, вик. экзарха Патриарха Московского в Америке; с 1938 г. в сане архиепископа; † 19.04.1939. Антоний (Романовский) 17.11.1924 хирот. во еп. Ереванского, вик. Сухумской епархии; с 1927 г. на покое; с 27.02.1929 еп. Донской; с 1931 г. епархией не управ.; с 1935 г. еп. Ставропольский и Донской; 08.12.1935–15.01.1937 временно управ. Сталинградской епархией; с 1937 г. на покое; с 14.09.1943 архиеп. Ставропольский и Пятигорский; с мая 1945 г. архиеп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1962 в сане митрополита; † 7.11.1962. Антоний (Фиалко) 27.07.1992 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 1993 г. еп. Хмельницкий и Шепетовский. Антоний (Флоренсов) с 11.02.1898 на покое ( б. еп. Вологодский); † 20.02.1918 . Антоний (Храповицкий) с 16.08.1917 архиеп. Харьковский и Ахтырский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 30.05.1918 митр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По постановлению Священного Синода от 19 февраля 1946 года, администратор о.Антоний был назначен епископом Станиславским и Коломийским. 24 февраля 1946 года в г.Киеве состоялась хиротония, после которой епископ Антоний сразу же вступил в управление Станиславско-Коломыйской епархией. 8–10 марта того же года состоялся исторический Львовский Собор по ликвидации Брестской унии, в работах которого принимал живое и деятельное участие епископ Антоний. С этого времени началась созидательная работа епископа Антония по воссоединению бывшего униатского духовенства с Русской Православной Церковью. В течение одиннадцати лет, как верный сын и воин Православной Церкви, епископ Антоний стоял бессменно на своем посту, увековечив навсегда свое имя в истории Православной Церкви. За свою. плодотворную деятельность на пользу Православной Церкви епископ Антоний постановлением Священного Синода от 24 окт. 1954 года был возведен в сан архиепископа. 19 окт.1955 года поручено временное управление Самборско-Драгобычской епархией. В воскресенье 27 января 1957 года исполнилось 60-летие со дня рождения Преосвященного Антония. Епархиальное духовенство решило отметить этот день совершением торжественного богослужения и благодарственного молебна в местном кафедральном соборе, а также в приходах епархии. Прекрасное самочувствие юбиляра не предвещало его скорой смерти. Даже в последний день жизни архиепископ был занят обычным приемом посетителей и текущими епархиальными делами, но ночью наступил роковой сердечный приступ, а за ним внезапная кончина 3-го февраля 1957 года. Труды : Его слово «Еп.Вестник» 1947 г., 9, стр.283, 284. Слово, виголошене в Мукачеви в повечерие Успения Божо Матер 27 серпня 1947 года. Доклад его. Львов.Соборо-церковн. в 1946 г. См.Деяния Собору греко-католиц.церкви у Львовы 8–10 Берзиня 1946 года. (Львов 1946 г., стр.59–62). Литература: «ЖМП» стр.6. 1946, стр. 14,15. 1954, стр.6, 24–30. 1955, стр.3. 1957, стр.15. 1961, стр.67. «Журнал Засед.Св.Син.» II от 15.XI.1952 г. 19 от 19.X.1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (Пельвецкий Антон Андреевич) (1897–1957), архиепископ. Родился в селе Нагирянка Чертковского района Тернопольской области в бедной крестьянской семье. Окончил народную школу и в 1908 году поступил в гимназию в г. Выжнице на Буковине. Завершив среднее образование по окончании войны, поступил в католический монастырь в г. Крехов, однако по состоянию здоровья пробыл там только шесть месяцев. В 1921 году выехал для получения богословского образования в Рим, откуда через два года возвратился на родину, где в г. Станиславе закончил католическую духовную семинарию. Священник (целибат) Греко-Католической Церкви (1925). Преподаватель Закона Божия в г. Надворина, а потом в г. Печенижин Станиславской области. Настоятель церкви в селе Петликовцы (1930), затем церкви в селе Пробижна Тернопольской области (1935). Настоятель церкви в г. Копычинцы и благочинный Гусятинского округа (1938). Активный участник Львовского Собора по воссоединению греко-католического духовенства с Русской Православной Церковью (1946). После Собора перешел в православие и был принят под омофор Московского Патриархата. Администратор Станиславской епархии. Епископ Станиславский и Коломыйский (1946). Архиепископ (1954). С 1955 г. временно управлял Самборско-Драгобычской епархией. Антоний (Романовский Василий Антонович) (1886–1962), митрополит. Окончил Киевскую духовную академию (1913). С 1913 по 1924 гг. служил в Грузии. Управлял Сухумской епархией (1924–1927). Епископ Донской (1929–1930), Сталинградский (1936). Архиепископ Ставропольский и Пятигорский (1943–1945). Временно управляющий Херсонской епархией (1944–1945). Архиепископ Ставропольский и Бакинский (1945–1962). Митрополит Ставропольский и Бакинский (1962). Неоднократно арестовывался, в целом провел в заключении 15 лет. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. В эмиграции с 1920 года. С 1922 г. – председатель Зарубежного Архиерейского Синода. Антонин (Грановский Александр Андреевич) (1863–1927), обновленческий епископ. Глава обновленческой группировки «Союз церковного возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ходченко поддержал ее начинание.    Патриарх Алексий I сразу после своего избрания обратился с посланием к «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим в западных областях Украинской ССР», в котором выразил радость по поводу воссоединения западных русских земель с Родиной и одновременно сожаление о том, что западные братья остаются «отринутыми от своей Матери — Русской Православной Церкви». Патриарх обвинил униатских архипастырей в том, что они призывали паству «склониться под ярмо Гитлера», и обратился к галичанам-униатам: «Молим вас, братья... порвать ваши связи с Ватиканом, который ведет вас во тьму и духовное падение своими ересями... Поторопитесь вернуться в объятия вашей истинной Матери Русской Православной Церкви».    Московская Патриархия, естественно, с сочувствием отнеслась к почину протоиерея Гавриила Костельника и его единомышленников. 23 февраля 1946 г. в Киеве митрополитом Киевским и Галицким Иоанном были воссоединены с православной Церковью протоиерей Гавриил Костельник, священники Михаил Мельник, Антоний Пельвецкий и еще 10 униатских священнослужителей. За этим последовал постриг отцов Михаила Мельника и Антония Пельвецкого с сохранением их имен, а 24 февраля митрополит Иоанн возглавил хиротонию иеромонаха Антония во епископа Станиславского и Коломыйского; на следующий день иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Дрогобычского и Самборского.    На следующий день в соборе святого Юрия 12 священников, уже воссоединенных с Православной Церковью в Киеве и приглашенных из православной церкви Львова, приняли исповедь у участников Собора униатов. Потом епископы Львовский Макарий, Мукачевский Нестор, Станиславский Антоний и Дрогобычский Михаил приняли отречение от римо-католических заблуждений у 204 священников греко-униатов, участвовавших в Соборе, и после чтения разрешительной молитвы воссоединенные с Православной Церковью участвовали в совершении Божественной литургии. Затем были приняты тексты телеграмм и обращения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, к Местоблюстителю патриаршего престола в Константинополе, к духовенству и верующим западных областей Украины, к Сталину и главе правительства УССР Н.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

- Светские власти того времени тоже были заинтересованы в унии? - Насаждение Брестской унии, которой не желало абсолютное большинство духовенства, монашествующих и мирян Киевской митрополии, проходило при активном участии светских властей Речи Посполитой. Администрация короля Сигизмунда III, фанатичного католика и выученика иезуитов, при помощи неприкрытого насилия навязывала унию, сопротивление которой со стороны православных верующих Западной Руси было колоссальным. Сегодня Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что она в 1946 году вместе с советской властью якобы участвовала в уничтожении униатской церкви. И хотя подобное утверждение далеко от действительности, но получается, что восторжествовала историческая справедливость: порожденная государственным насилием уния и сама закономерно стала жертвой аналогичного насилия со стороны государства. - А если посмотреть на Львовский Собор с точки зрения православных канонов? Решения Львовского Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины - На Львовский Собор 1946 года гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви. Да, на Львовском Соборе не присутствовали греко-католические епископы (они были арестованы советскими властями), но была обширная группа духовенства, изъявившего намерение воссоединиться с Православной Церковью. Решения Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, а его каноничность была признана всеми Поместными Православными Церквями мира. Президиум Львовского Собора: отцы Антоний Пельвецький, Гавриил Костельник и Михаил Мельник Кстати, хотелось бы напомнить, что при заключении в 1646 году, спустя полвека после Брестского собора, еще одной унии - Ужгородской, в этой акции приняли участие 63 православных священника, но не было ни одного епископа. Однако применительно к этому случаю греко-католики почему-то не говорят о неканоничности данной акции. Из числа перешедших в Православие бывших униатских священнослужителей были рукоположены уже в Русской Православной Церкви епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) и Дрогобычский Михаил (Мельник), которые приняли участие во Львовском Соборе. На Соборе также присутствовали митрополит Киевский Иоанн (Соколов), епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук). То есть имеются все основания рассматривать Львовский Собор как полноценный православный Собор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Львовский церковный Собор греко-католич. духовенства проходил в кафедральном соборе св. Георгия 8-10 марта 1946 г. В нем участвовало 216 священнослужителей и 19 мирян. В числе делегатов были епископы Михаил и Антоний. Председательствовал прот. Гавриил Костельник. РПЦ на Соборе представляли митр. Иоанн (Соколов), а также почетные гости: М. и прот. Константин Ружицкий , управляющий делами Киевского Экзархата, выступивший на Соборе с докладом «Русская Православная Церковь в ее борьбе за Святое Православие». М. в своем слове провел параллель между Торжеством Православия после Вселенского VII Собора и «нынешним торжеством». 9 марта под рук. М. был совершен чин воссоединения делегатов от греко-католич. духовенства. Собор принял постановление о ликвидации Брестской унии. От имени Собора были направлены обращения к Сталину и Хрущёву, телеграмма председателю президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухе, обращения к К-польскому патриарху Максиму V и «духовенству и верным греко-католической Церкви в западных областях Украины». Также было направлено послание патриарху Алексию, в тот же день был получен его ответ - грамота на рус. языке, к-рая была зачитана М. перед Собором в переводе на укр. язык. В неделю Торжества Православия была отслужена литургия и зачитан соборный акт. 5 апр. 1946 г. прот. Гавриил Костельник и епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий) прибыли в Москву, где были приняты патриархом Алексием, а затем Карповым. Костельника патриарх наградил саном протопресвитера (Поïздка npeзuдiï Льbibcьkoro собору до i до bichuk. Льbib, 1946. 4. С. 7-11). Согласно опубликованной Б. И. Боцюрковым докладной записке первого секретаря Львовского обкома компартии И. С. Грушецкого от 30 марта 1946 г. на имя Хрущёва, прот. Гавриил Костельник явно переоценивал свое влияние: «Костельник считает епископа Макария «блаженным дураком», человеком недалеким и ограниченным: «Моя функция,- утверждает Костельник,- теперь влиять через Макария на... положение духовенства и церкви»» (ГАЛО. Ф. П-3. Оп. 1. Д. 439. Л. 15). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит во Львове. Руководствуясь официальной версией властей, М. обвинил в этом убийцу, «подосланного Ватиканом и украинско-немецкими националистическими элементами». М. возглавил чин отпевания и произнес речь на могиле Костельника, «истинного борца за Святое Православие, мужественно поднявшего священное знамя борьбы против Ватикана» (Соболезнование. 1948).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Большая часть духовенства К. е. была старше 55 лет (303 чел.), только 17 священнослужителей были в возрасте до 40 лет (Там же. Л. 9). Значительная часть клириков (162 чел.) успела получить среднее духовное образование, 14 священников имели высшее духовное и еще 23 - высшее светское образование (Там же. Л. 35). К 1951 г. количество священников уменьшилось до 472 (Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 57), в нач. 1952 г. в Киеве и Киевской обл. насчитывалось 503 общины, служили 469 священников. 18 февр. 1947 г. состоялось торжественное открытие Киевской ДС, возрожденной на базе пастырско-богословских курсов в Златоверхом Михайловском мужском монастыре. Праздничное богослужение и молебен перед началом учебных занятий совершил митр. Иоанн (Соколов) в сослужении 14 священников. Ректором семинарии был назначен свящ. Сергий Афонский. В 1-й класс семинарии по итогам экзаменов было зачислено 11 чел. Классы и интернат были размещены в центре Киева. В 1949 г. Михайловский Златоверхий монастырь был вновь упразднен (келейный корпус передали орг-ции «Заготзерно», в Иоанно-Богословской ц. разместился спортзал), семинарию перевели в помещения в стилобатной части Андреевской ц. 12 авг. 1947 г. по благословению Киевского митр. Иоанна при КДС были открыты месячные пастырские курсы для сельского духовенства К. е., не имеющего духовного образования. Курсы были организованы также в 1949, 1951 гг. и в последующие годы. На курсах ежегодно обучалось не менее 30 священников (Там же. Оп. 3. Д. 1. Л. 27). В февр. 1946 г. в Киеве прошли мероприятия, связанные с воссоединением западноукр. униатов с правосл. Церковью. 20 февр. в Киев из Львова прибыла делегация инициативной группы по воссоединению греко-католиков с РПЦ. В состав делегации входили глава инициативной группы прот. Гавриил Костельник, предназначенные к епископской хиротонии на Станиславско-Коломыйскую и Дрогобычско-Самборскую кафедры священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник, а также священники Тимофей Марко, Иоанн Крук, Василий Дрели, Мирон Крутяк, Константин Добрянский, Роман Дорик, Юрий Ванчицкий, Евгений Юрик (буд. митр. Львовский и Тернопольский Николай ), Иосиф Маринович и др. 23 февр. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры во время литургии, которую возглавил митр. Иоанн, был совершен чин воссоединения делегатов греко-католич. инициативной группы с православной Церковью. 24 февр. во Владимирском соборе состоялась хиротония иером. Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского, 25 февр. там же состоялась хиротония во епископа Дрогобычского и Самборского иером. Михаила (Мельника). Обе хиротонии совершили епископы Украинского экзархата во главе с митр. Киевским и Галицким Иоанном.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

регионами. Авторы письма утверждали, что все ключевые должности в епархии занимают в прошлом активные «латинизаторы»: прот. Д. Семчишин, прот. Е. Юрик, прот. П. Козицкий, к-рые имеют неограниченное влияние на еп. Макария и всеми силами противятся делатинизации бывш. униат. храмов. Сам еп. Макарий проявляет преступное бездействие, а также преследует всех сторонников более активной правосл. миссии (Там же. Оп. 2. Д. 14. Л. 31). 12 дек. 1949 г. Синод принял постановление об устранении всех униат. особенностей в богослужебной практике западноукр. епархий. 28 янв. 1950 г. еп. Львовский Макарий, еп. Станиславский Антоний (Пельвецкий) и еп. Дрогобычский Михаил (Мельник) провели совещание во Львове, на котором приняли т. н. Обоюдное послание епископов Западнорусских епархий из 16 пунктов, предусматривавших меры по устранению «униатских пережитков» из интерьера церковных зданий, а также из богослужений новоприсоединенных храмов. При этом еп. Макарий в разговоре с уполномоченным говорил о преждевременности таких мер: настаивать на искоренении самим же бывш. униат. духовенством утверждавшихся в течение неск. веков богослужебных особенностей в храмах Галиции - значит требовать от них невозможного. В 1950-1951 гг. конфликт между уполномоченным и еп. Макарием только усилился: Вишневский утверждал, что еп. Макарий игнорирует его требования лишать сана всех нелояльных, подвергавшихся арестам или высылке клириков (в 1948-1952 во Львовской обл. были арестованы или высланы ок. 100 священников), а также отказывается активно вводить правосл. обряд, принимать жесткие канонические санкции в отношении клириков - противников делатинизации. Вишневский рапортовал в Киев, что наступил подходящий момент для усиления «наступления на религию», к-рая, по его мнению, является в Галиции ближайшим спутником укр. национализма. В 1950 г. в рамках этого наступления по согласованию с еп. Макарием упразднен Загаецкий Иоанна милостивого муж. мон-рь, храм к-рого был обращен в приходский, а через неск. лет закрыт.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Коммунистическое государство не вникало в догматические и канонические тонкости противостояния между православием и католичеством, а стремилось решить вопрос как можно скорее, не брезгуя и силовыми методами. Советское руководство взяло курс на полную ликвидацию униатства, что таило в себе огромную опасность прежде всего для православия. Хотя часть униатов действительно была готова вернуться в Церковь , немалое количество жителей Западной Украины не желало разрывать связи с Римом. Более того, для определенной части населения униатство было связано и с национальной идентичностью. В любом случае для успешного присоединения греко-католиков нужна была длительная и серьезная просветительская работа. Советская администрация о таковой не задумывалась – униатам предлагали либо переходить в православие, либо испытать на себе действие сталинской карательной машины. Греко-католические священники, не желавшие присоединяться к православию, снимались с регистрации, а в случае упорства репрессировались. Высылка в Сибирь и на север в тех обстоятельствах была не самым страшным наказанием. Были арестованы и приговорены к различным срокам заключения все греко-католические епископы, находившиеся на территории Украины и Польши, в том числе и преемник Шептицкого митрополит Иосиф Слипый. Как правило, осужденным инкриминировалось пособничество немецким оккупантам. 8 марта 1946 г. во Львове под председательством протоиерея Г.Костельника состоялся Собор униатского духовенства и мирян, целью которого было присоединение к Православной Церкви. В Соборе участвовали епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий), более 200 священников, а также почетные гости – архиереи Русской Православной Церкви. Уже на второй день заседаний 204 униатских священника принесли покаяние, были присоединены к Православной Церкви и приняли участие в Божественной литургии. Было также направлено послание к Греко-Католической Церкви с призывом присоединяться к православию. В апреле 1946 г. делегация участников Львовского Собора была принята в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010