После своего избрания патриарх Алексий I обратился с посланием к «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим в западных областях Украинской ССР». Святейший выразил радость по поводу включения этих территорий в состав СССР, но с сожалением отметил, что жители этих земель до сих пор оторваны от Матери-Церкви. «Молим вас, братья... порвать ваши связи с Ватиканом, который ведет вас во тьму и духовное падение своими ересями», – говорилось в послании. В мае 1945 г. во Львове образовалась инициативная группа по воссоединению униатов с Православной Церковью. Группу возглавил протоиерей Гавриил Костельник – богослов, историк и философ, искренне разочаровавшийся в догмах Римско-Католической Церкви. В феврале 1946 г. в Киеве были воссоединены с Православной Церковью протоиерей Г.Костельник и еще 12 священников. Двое из них, Михаил Мельник и Антоний Пельвецкий, были пострижены в монашество и рукоположены во епископов. Сам о.Гавриил Костельник, будучи противником униатства, не был и сторонником радикальных мер, предлагаемых советской администрацией и выступал за постепенное решение проблемы. Глава инициативной группы понимал, что искренних приверженцев православия среди греко-католического духовенства немного. В.И.Петрушко приводит отрывок из письма протоиерея Костельника: «Только очень небольшой процент между нашими священниками, присоединившимися к «Инициативной группе», сделал это по убеждению. Таких священников нет, вероятно, и 50. Другие сделали это потому, что «нет иного выхода» из образовавшегося положения. Это, конечно, не означает, что все эти священники являются на 100% папистами (приверженцами папы). Но если бы не было нажима со стороны государства, то наверняка в нынешних условиях даже 50 священников не нашлось бы таких, какие хотели бы «разрушить» греко-католическую церковь , чтобы преобразовать ее в православную». Однако в случае отказа возглавить воссоединительное движение, а также привлекать на свою сторону униатское духовенство о.Гавриилу грозил арест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В послевоенные годы от прежних «непоминающих» в отделении от Церкви осталось несколько малочисленных подпольных общин, называвших себя «истинно православными христианами», главным образом, в Воронежской и Тамбовской епархиях, на Северном Кавказе и в Казахстане. Еще в марте 1945 года была преодолена эстонская схизма; во время немецкой оккупации митрополит Эстонский Александр (Паулус) нарушил клятву верности Московской Патриархии, данную 30 марта 1941 года, и самочинно отделился от Матери-Церкви. Для упразднения раскола в Таллинн был направлен архиепископ Псковский Григорий (Чуков). 6 марта в Никольском храме Таллинна состоялось воссоединение с Русской Православной Церковью Эстонской Церкви, вошедшей в нее на правах епархии. Ее возглавил архиепископ Павел (Дмитровский). Из богослужебной практики Эстонской епархии устранены были новшества, заимствованные у протестантов: пение гимнов, органная музыка. Важнейшим событием церковной жизни 1946 года явился Львовский Собор. Во время Великой Отечественной войны часть униатского духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с оккупационным режимом. Греко-католическая иерархия была связана с сепаратистским оуновским движением, которое возглавил Степан Бендера. В результате многие священнослужители-униаты, в том числе и епископы, подверглись репрессиям. Часть униатского духовенства была репрессирована за действительную связь с сепаратистским оуновским движением, многие пострадали невинно. По инициативе униатского священника Гавриила Костельника, в мае 1945 года во Львове образовалась инициативная группа униатского духовенства. Во главе группы стояли также священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник. К марту 1946 года группа насчитывала уже 986 священников. Целью ее было упразднение унии и воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. В канун Собора руководители инициативной группы воссоединились в Киеве с Матерью-Церковью. Во Владимирском соборе Киева была совершена хиротония иеромонаха Антония Пельвецкого во епископа Станиславского и иеромонаха Михаила Мельника - во епископа Самборско-Дрогобычского.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Г. Костельник зачитал и поставил на открытое голосование проект постановления Собора: «1) аннулировать постановления Брестской унии 1596 г.; 2) оторваться от Римской (папской) Церкви; 3) вернуться к прадедовской православной вере и 4) воссоединиться со Всерусской Православной Церковью в Советском Союзе». Поднятием рук участники заседания проголосовали за постановление. В 16 ч. 30 мин. пением молитвы «Достойно есть» завершился 1-й день работы Собора. Второй день работы Л. С. (суббота, 9 марта) был посвящен церковно-каноническому оформлению решения о воссоединении. Перед литургией все делегаты Собора исповедовались. За Божественной литургией еп. Макарий (Оксиюк) совершил чин принятия в РПЦ делегатов Собора. Он зачитал текст отречения от догматов католич. Церкви, после чего привел к присяге на верность Православию 204 греко-католич. священника - участника Собора. После Херувимской песни была прочитана разрешительная молитва и священники-делегаты приняли участие в совершении Божественной литургии, за к-рой еп. Макарию сослужили епископы Нестор (Сидорук), Антоний (Пельвецкий) и Михаил (Мельник). Затем состоялась соборная панихида по митр. Андрею (Шептицкому) как «предтече православия на наших землях» (в статье о Л. С. прот. К. Ружицкого, опубликованной в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1946, и при последующем издании в СССР материалов Л. С. о панихиде по митр. Андрею (Шептицкому) не сообщалось). По завершении богослужения Собор продолжил работу в зале заседаний. Л. С. утвердил обращение к патриарху Алексию I о принятии укр. греко-католиков в каноническое единение с РПЦ. Были одобрены тексты приветственных телеграмм К-польскому патриарху Максиму V , митр. Киевскому и Галицкому Иоанну (Соколову), руководителям СССР и УССР. Было принято «Обращение к духовенству и верующим западных областей УССР», еще не воссоединившимся с Православием, с призывом «пойти по следам» Л. С. В конце утреннего заседания прот. Г. Костельник сделал доклад о догматических и дисциплинарных изменениях, обусловленных вхождением УГКЦ в состав РПЦ. В 3 ч. дня на заседание прибыл патриарший экзарх Украины, митр. Киевский и Галицкий Иоанн. Заняв место председателя Собора, он зачитал приветственную грамоту патриарха Алексия I, в к-рой патриарх объявлял о принятии пастырей и паствы греко-католич. Церкви в зап. областях Украины в состав РПЦ. Перевод Патриаршей грамоты на укр. язык зачитал Львовский митр. Макарий. Затем от имени Московской Патриархии прот. К. Ружицкий сделал доклад «Русская Православная Церковь в борьбе за Святое Православие» об истории противостояния Православия на Украине насильственному окатоличиванию и о состоянии РПЦ в послевоенный период. Второй день работы Собора завершился краткой проповедью Ужгородского еп. Нестора с призывом воплощать в жизнь решения Л. С. и торжественным пением многолетия.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

К 2009 г. на территории Ивано-Франковской обл. насчитывалось 646 униат. приходов, 282 прихода УПЦ КП и 131 община УАПЦ. Архиереи архиеп. Антоний (Пельвецкий; 24 февр. 1946 - 3 февр. 1957, в сане архиепископа с 24 окт. 1954), архиеп. Иосиф (Савраш; 4 авг. 1957 - 12 окт. 1982, в сане архиепископа с 5 февр. 1965), архиеп. Макарий (Свистун; 12 окт. 1982 - 26 июня 1985, 4 окт. 1985 - 20 марта 1990), архиеп. Лазарь (Швец ; 26 июня - 4 окт. 1985), архиеп. Феодосий (Дикун; 20 марта 1990 - 7 авг. 1991), еп. Онуфрий (Березовский; 7 сент. 1991 - 7 апр. 1992), еп. Иларион (Шукало ; 7 апр.- 29 июля 1992), архиеп. Николай (Грох ; 29 июля 1992 - 19 окт. 2007), еп. Пантелеимон (Луговой; с 19 окт. 2007). Монастыри Действующие: Тустанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (женский, в Галичском р-не, основан в 1995) и Святой Троицы Дуконский (мужской, близ с. Пробойновка Верховинского р-на, основан в дек. 2003). Упраздненные: Гошевский Спасо-Преображенский (мужской, близ с. Гошев Долинского р-на, известен с кон. XVI в., с XVIII в. принадлежал униатам, закрыт в 1946, возрожден в 1988 как православный, в 1990 захвачен униатами), Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит (мужской, близ Ивано-Франковска, основан в 1607, упразднен в 1785, в 1998 воссоздан как муж. мон-рь в юрисдикции УПЦ КП). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 2093. Л. 4, 6-7; Оп. 6. Д. 307. Л. 79-80, 84; Д. 1963. Л. 84, 87-88; Д. 3135. Л. 120, 130-131; Д. 4550. Л. 36-37, 54, 81; Оп. 7. Д. 14. Л. 2-6, 20; Д. 158. Л. 7, 11. Ист.: Гавриленко З. Крестный ход в Прикарпатье//ЖМП. 1990. 3. С. 27-28; Комаров Е. «Да не обольстит вас никто...»: Размышления о приходской жизни в Галиции//ЖМП. 1991. 8. С. 24-31. Лит.: Мельничук П. Владика Гpuropiй Хомишин: Nampiom, мiciohep, мученик. Льbib, 1997. С. 10, 15; Стоцький Я. Peлiriйha cumyaцiя в Ykpaïhi: Проблеми i mehдehцiï розвитку (1988-1998). Tephoniль, 1999. С. 61; Васильева О. Ю. Проблемы прозелитизма в России кон. ХХ в.//Ист. вестн. 2000. 5/6(9/10). С. 254-261; Пашаева Н. М. Немного об унии в Галичине: Глазами светского историка. М., 2003; Бoцюpkib Б. Украïнська греко-католицька Церква i Радянська держава (1939-1950). Льbib, 2005; Петрушко В. И. О попытках создания Киевского Патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в ХХ в. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Действительно, многие клирики и миряне униатской церкви поддерживали гитлеровский режим, логично считая его единственным щитом против большевизма. Но ещё более значительную силу представляли сторонники Стефана Бендеры – украинские националисты, в равной степени ненавидевшие как германскую оккупацию, так и советскую власть. После освобождения Украины от немецких захватчиков в ее западных областях вплоть до середины 1950-х гг. продолжалась негласная война со скрывавшимися в лесах «бендеровцами». Поскольку многие из них были униатами, то аресты униатского духовенства стали целенаправленными ударами по военным и политическим противникам большевистской власти на Украине. По сути дела, репрессии и решили вопрос о дальнейшей ликвидации унии. Греко-католическая церковь на Западной Украине лишилась епископата, через который поддерживалась каноническая связь с Ватиканом, а поставить других епископов, утверждённых Папой, уже не представлялось возможным. В Мае 1945 г. во Львове была создана инициативная группа по созыву Собора для ликвидации унии. В неё вошли настоятель Преображенской церкви Львова протопресвитер Гавриил Костальник, генеральный викарий Перемышленской епархии о. Михаил Мельник и декан (благочинный) Гусятинского деканата Станиславской епархии о. Антоний Пельвецкий. 570 Православной Церкви предлагалось выступить против униатства не путём постепенной миссионерской работы, а «явочным порядком», насильственными – скорее большевистскими, нежели церковными методами. Сознание того, что ликвидация унии совершится под нажимом властей омрачало события, которые в ином случае стали бы торжеством Православия на Западной Украине. В настоящее время стали доступны документы, освещающие закулисную сторону подготовки ликвидации унии. Так, в Июне 1945г. Н.С. Хрущёв отправил в Москву следующее письмо: «От т. Хрущёва. ЦК ВКП(б), товарищу Сталину И.В. Будучи в Москве, я Вас информировал о проведённой работе по разложению униатской церкви и переходу униатского духовенства в Православную церковь . В результате проведённой работы из числа униатского духовенства образовалась «инициативная группа». Эта группа прислала в адрес Совнаркома следующие документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько позже предполагалось рукоположить для Львова викарного епископа. Сразу же была назначена хиротония двух основателей Инициативной группы, которая должна была состояться в Киеве. Перед своим посвящением отцам Антонию Пельвецкому и д-ру Михаилу Мельнику формально надлежало присоединиться к Православной Церкви. Ясно, что этого они не могли бы сделать одни. Их сопровождали сподвижники и единомышленники из числа близких и самых известных, добровольный переход которых в Православие должен был оказать влияние и на решение Львовского Собора о воссоединении с Православной Церковью греко-католиков. В Киев прибыли представители духовенства: отец д-р Костельник Гавриил, отец Пельвецкий Антоний, отец д-р Мельник Михаил, отец Юрик Евгений, отец Маринович Иосиф, отец Марко Тимофей, отец Крук Иван, отец Дрелих Василий, отец Крутяк Мирон, отец Добрянский Константин, отец Дорик Роман, отец Ванчицкий Юрий и отец Павлосюк Никита. Весь день 21 февраля отцы-делегаты знакомились с городом, его национальными и церковно-религиозными святынями. Экзарха Украины, митрополита Иоанна, в тот день не было в Киеве: он не успел еще возвратиться из Москвы. В пятницу 22 февраля делегация около полудня была представлена Экзарху, и была утверждена дальнейшая программа торжеств. Они начались с акта присоединения к Православной Церкви всей делегации, который состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном, Экзархом Украины. Богослужение состоялось в Воздвиженской малой церкви Киево-Печерской Лавры – самой большой святыни нашего народа и одной из величайших святынь во всем христианском мире. Нигде нет такого количества нетленных мощей святых угодников Божиих, как здесь, в Киевских пещерах. Поэтому только здесь, в обители киево-печерских святых, должны были снова соединиться нити нашей национально-религиозной традиции. Здесь и состоялось первое воссоединение представителей Греко-католической Церкви с Православной Церковью. Этот торжественный акт предшествовал будущему Собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ко дню Собора к этой группе присоединилось, путем подачи личных заявлений с выражением желания выйти из унии и воссоединиться с Православной Церковью, 997 священников, что, по отношению к 1270 священникам всей Греко-католической (униатской) Церкви западных областей Украины, составляло 78%. В работе Собора приняло участие 216 делегатов-священников с правом решающего голоса и 19 представителей от мирян в качестве гостей. 216 делегатов Собора представляли все деканаты и по одному представителю от духовенства каждого деканата. В большинстве деканатов делегат от духовенства был избран на собраниях священников, а в ряде деканатов, где собрания духовенства не были проведены, делегат назначался деканом от Инициативной группы. Кроме того, из некоторых деканатов по своей инициативе прибыли и другие священники, которые мандатной комиссией были допущены на Собор как делегаты. Центральная Инициативная группа пригласила также на Собор и представителей от противников воссоединения с Православной Церковью, но из них на Собор никто не явился... Участники Собора, заслушав доклады и обсудив исторические и теологические мотивы, единогласно постановили возвратиться в лоно прадедовской Православной веры и воссоединиться с Русской Православной Церковью. Собор закончил свою работу Богослужением по православному чину в соборе святого Юра в сослужении с Патриаршим Экзархом митрополитом Киевским и Галицким Иоанном и епископами Макарием, Нестором, Антонием и Михаилом. Вопрос: Насколько был правомочен состоявшийся Собор Греко-католической Церкви, вынося решение об отмене постановления Брестского собора 1596 года? Ответ: На Соборе в числе делегатов были епископ Дрогобычско-Самборский Михаил (Мельник), епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий). Таким образом, Собор, с участием 216 священников, представлявших 78% всего духовенства униатской церкви, был вправе отменить постановление Брестского собора 1596 года о введении унии, и, с церковно-канонической точки зрения, Собор был вполне правомочен решить вопрос о воссоединении Греко-католической Церкви с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наших праздничных переживаниях большое место занимает и другое чувство – чувство внутренней связи и духовного родства с теми, кто послужил делу воссоединения галицких униатов и довел его до конца. Это прежде всего протопресвитер Гавриил Костельник, отдавший жизнь за церковное единство, и его сподвижники – Преосвященный Антоний (Пельвецкий) и Преосвященный Михаил (Мельник). С таким же чувством благодарности мы чтим память первого Львовского архиепископа Макария, много сделавшего для укрепления Православия в Галиции, и память бывших униатских священников, положивших жизнь свою за воссоединение с Матерью-Церковью. Но все эти чувства и переживания не исчерпывают содержания нашей праздничной встречи. Вспоминая тяжелое прошлое Галицкой Церкви, мы не хотим, чтобы оно повторилось. И вполне естественна наша решимость идти вперед, руководствуясь уроками прошлого. Для этого мы изучаем его историю, исследуем причины конфликтов и положительных достижений, добытые таким путем данные, стараемся приложить к современным нуждам и задачам Церкви. О том, какие мысли, соображения и выводы возникают у нас в связи с минувшим периодом церковной унии и двадцатилетием православного бытия Галицкой Церкви, вы услышите из доклада Преосвященного Алексия, архиепископа Таллинского и Эстонского, члена Священного Синода Русской Православной Церкви. А сейчас позвольте объявить торжественное заседание, посвященное 20–й годовщине Львовского Собора Греко-католической Церкви и ее воссоединения с Русской Православной Церковью, открытым. Доклад архиепископа Таллинского и эстонского Алексия на торжественном акте 23 апреля 1966 года Ваши Преосвященства, Ваши Преподобия, отцы и братия! Этим торжественным собранием мы отмечаем 20-ю годовщину Львовского Собора 1946 года, принявшего исторические решения о ликвидации Брестской унии и о воссоединении Галицких униатов с Матерью – Русской Православной Церковью. Поэтому я хочу сделать предметом вашего внимания то далекое прошлое Галиции и других областей Юго-Западной Руси, которое привело нас к настоящему торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1955 году к его секретарю, протоиерею Владимиру Куновскому, явился католический священник, его друг юности, по одним сведениям отбывший концлагерь в Сибири, по другим – бежавший оттуда. Епископ Михаил приютил старого друга и при сочувствии отца Куновского сумел переправить его на Запад, о чем только впоследствии узнало Дорогобычское отделение МВД. Но в Москве решили, что арест православного епископа, да к тому же 10 лет тому назад перешедшего из католичества, в епархии на границе с Чехословакией и Венгрией, вызовет шум заграницей. Патриарх Алексий, через архиепископа Львовского Панкратия (в миру Петр Иосифович Кашпарук, тоже б. униат), пригласил епископа Михаила с группой руководящего духовенства его епархии посетить Киев, Москву и Ленинград. 7 октября они выехали, а 8-го, по пути в Киев, с поезда был снят протоиерей Куновский, официально под предлогом болезни. К вечеру они прибыли в Киев и на другое утро скоропостижно скончался епископ Михаил, неполных 54-х лет и цветущего здоровья. Официально было объявлено, что «по пути в Киев скончался секретарь Дрогобычского епархиального управления протоиерей Владимир Куновский, а в самом Киеве от сердечного припадка скончался преосвященный епископ Михаил». Без вскрытия владыку отпели в Троицкой церкви и на другой день в закрытом гробу отправили в Дрогобыч, где 12 октября его похоронил архиепископ Антоний Станиславский и Коломийский (б. униатский иеромонах Пельвецкий, род. в 1898 г.). Во избежание толков, никто из сопровождавших владыку в поезде пастырей не поехал провожать его гроб в Дрогобыч. Наоборот, они сразу после его отпевания в Киеве, выехали в тот же день в Москву, где провели неделю, затем 5 дней в Ленинграде. В Киеве они провели лишь два дня. В Дрогобыче ходят две версии этого загадочного случая: по одной, о. Куновского на одной из станций вызвали в приемный покой и объявили спутникам, что он заболел. Они поехали дальше и по прибытии в Киев получили телеграмму о его кончине. По другой, – он вышел на станцию и был арестован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

· группа обратилась с декларацией в правительство УССР, прося санкции на деятельность, заявив о выходе из-под юрисдикции Папской курии и желании воссоединиться с православними. На прошедших в мае-августе 1945 г. в Киеве республиканских совещаниях Уполномоченных по делам РПЦ (с участием председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР генерал-майора Г. Карпова и председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР полковника И. Полянского приняли жесткие для грекокатоликов решения: максимально ограничить деятельность католических и униатских приходов, запретить ксендзам обслуживать приходы УГКЦ, отказывать в регистрации грекокатолическим общинам; ·после легализации Инициативной группы ее участники обратились к духовенству и верующим с призывом оказаться от унии как от «исторической измены украинскому народу» и вернуться к «прадедовской вере, в лоно матери Русской Православной Церкви». Г. Костельник провел 36 совещаний с духовенством западных областей, другие члены Инициативной группы - декан о. Антоний Пельвецкий провел 30 совещаний в Станиславской области, в Дрогобычской области вел агитацию за воссоединение декан о. Михаил Мельник. Кроме того, в «процесе разворота деятельности» группы Костельник издал книгу «Догматические основы папства», весьма способствовавшую дискредитации Ватикана перед духовенством и верующими, богословскому обоснованию отказа от унии; · за 10 месяцев «агитационной работы» группы, сопровождавшейся весьма плотной поддержкой контрразведчиков, дейстовавших под прикрытием должностей в аппарате церковно-государственных отношений, удалось получить согласие на переход в православие от 871 клирика УГКЦ (вели службу в 1805 приходах). 65 парохов оставалось в «оппозиции», 317 лиц было арестовано (в т. ч. - митрополит Слепой, 6 епископов, 197 священников, 13 настоятелей монастырей, 26 Одновременно на них осуществлялось давление и запугивание со стороны подполья ОУН, ряд священников были убиты с оставлением на телах повешенных соответствующих записок;

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010