В этой ситуации 28 мая 1945 г. во Львове образовалась Центральная инициативная группа по воссоединению греко-католической Церкви с православной Церковью. Ее возглавил настоятель львовского Преображенского собора протоиерей Гавриил Костельник, а первыми членами группы стали генеральный викарий Дрогобычской епархии священник Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата (благочиния) Станиславской епархии священник Антоний Пельвецкий, представлявшие три униатские епархии Галиции. Не может быть сомнений в искренности религиозных мотивов, побудивших отца Гавриила Костельника взять на себя инициативу воссоединения униатов с православной Церковью. Свою приверженность праотеческой вере Западной Руси — православию он доказал своей прежней деятельностью. Гавриил Костельник родился в 1886 г. Происходил он из бачванских (югославских) русин. Образование получил на богословском факультете Загребского университета, во Львовской Духовной Академии и на философском факультете во Фрайбурге, где его удостоили докторской степени. Это был превосходно образованный богослов, церковный историк, философ и поэт. В сан пресвитера он был рукоположен в 1913 г. и священствовал во Львове до 1930 г., на протяжении всего этого времени состоял профессором львовской Богословской академии. Изучение творений святых отцов убедило его в том, что православие хранит в неповрежденной чистоте веру Древней Церкви. В 1930 г. за свои богословские воззрения Гавриил Костельник был лишен профессорской кафедры, ему запретили публиковать работы, посвященные критике католической доктрины, но в 30-х гг. он написал большую часть своих богословских трудов. У отца Гавриила сложилось твердое убеждение в несостоятельности и беспочвенности унии, в ее антицерковной и антинациональной природе и в неизбежности ее гибели.    Инициативная группа действовала в то время, когда повсеместно среди униатов проявлялось стремление к воссоединению с православной Церковью. С 1890 г. и до начала второй мировой войны в Соединенных Штатах около 90 000 эмигрантов русин из Галиции и Карпатской Руси перешли в православие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

М. проявлял твердость в своей деятельности по воссоединению с Православием, но в то же время последовательно выступал против проведения ускоренного «оправославливания» зап. украинцев и ликвидации национально-религ. особенностей их церковной жизни. За время архиерейства М. известно лишь о 2 случаях запрещения им в служении клириков за их прямой отказ устранить особенности ритуала, характерные для униат. богослужений, хотя гражданские и церковные власти требовали от М. активного применения подобной практики. Он открыто поднимал перед властями вопросы о массовых арестах священнослужителей, уничтожении св. мест, экономической и социальной дискриминации духовенства. 7 окт. 1955 г. М. выехал поездом из Львова в Киев. Во время поездки М. и сопровождавшему его секретарю Дрогобычского епархиального управления прот. Владимиру Куновскому внезапно стало плохо. Прот. В. Куновский умер еще в поезде, М. был доставлен в тяжелом состоянии в Киев, где на следующий день скончался в гостинице «Украина». Официальной причиной смерти архиерея был объявлен сердечный приступ. Но обстоятельства кончины М. дают все основания предполагать его преднамеренное отравление (видимо, в буфете на вокзале во Львове, где М. и прот. В. Куновский обедали перед отъездом). Однако версии о причастности к преступлению сотрудников госбезопасности, якобы недовольных недостаточной активностью М. в искоренении остатков унии в епархии, активистов националистического подполья или же недоброжелателей архиерея в его церковном окружении не нашли документального подтверждения. Отпевание М. 13 окт. 1955 г. в Дрогобыче возглавил Станиславский еп. Антоний (Пельвецкий). В похоронной процессии приняли участие 140 священнослужителей и многочисленные миряне. М. был похоронен на старом кладбище Дрогобыча. Арх.: ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 175. Лит.: Хроника [наречение и хиротония иером. Михаила (Мельника) во еп. Самборо-Дрогобычского]//ЖМП. 1946. 5. С. 15; Николаев К. Н. Восточный обряд. П., 1950. С. 292; Маринович И., прот. Епископ Дрогобычский и Самборский Михаил: (Некр.)//ЖМП. 1956. 1. С. 16-17; Польский. Ч. 2. С. 94-96; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 375-377; Бриндак I. Tpariчha доля Михаïла Мельника//Слово. Дрогобич, 2006. 2(27). С. 11-12.

http://pravenc.ru/text/2563642.html

28 апреля 1945 г. С.Карин пригласил Костельника и поручил ему получить благословение на создание группы у архимандрита Климентия Шептицкого (брата покойного митрополита). Одновременно следовало связаться с ОУН и пояснить: епископат сам поставил церковь в затруднительное положение, а он, Костельник, путем контактов с властью и воссоединения с РПЦ желает спасти «национальные кадры». Большевики - «мудрые политики и хорошие дипломаты», радостно воскликнул Так и не став агентом спецслужбы, отец Гавриил, тем не менее, возглавил созданную в конце мая 1945 г. Инициативную группу по подготовке воссоединения греко-католиков с РПЦ. Помимо Костельника, в нее вошли привлеченные к негласноум сотрудничеству благочинные Михаил Мельник (Дрогобычская область) и Антоний Пельвецкий (Станиславская область), секретарем работал священник Сергей Хруцкий. Участников группы лично изучал опытный «душевед» Карин. Деятельность и повседневная жизнь «инициативников» находилась под неусыпным контролем с использованием источников из числа священнослужителей и интеллигенции - «Литератора», «Васнецова». «Новоричного», «Теолога», «Григорьева», «Фурмана», «Подбужского», «Пресса», «Футуриста», «Сурового», «Залесского», «Максименко» и других. К 20 сентября 1945 г. к работе по обеспечению ликвидации УГКЦ оказалось привлечено в целом по УНКГБ Западной Украины 197 агентов, 348 осведомителей, было арестовано 5 архиереев, 124 священника, 5 деканов, 2 монаха и 6 10 октября С.Савченко направил главе НКГБ СССР В.Меркулову «План дальнейших мероприятияй по ликвидации греко-католической униатской церкви в западных областях Украины» - также подготовленный Следующим «концептом» полковника стал утвержденный 18 декабря 1945 г. наркомом Савченко «План созыва предсоборного совещания и общегалицкого собора греко-католической церкви для окончательного воссоединения с русской православной церковью». На тот момент вокруг Инициативной группы объединилось уже 71 благочинных из 93, 966 священников из 1267 клириков-униатов (76%). Предлагалось во второй половине декабря созвать во Львове до 150 священников на предсоборное совещание духовенства (дабы «сократить до минимума дискуссии на общегалицком соборе») для проработки вопросов разрыва с Ватиканом, механизма возвращения в «лоно матери» - РПЦ, а также массы богослужебных и догматических проблем (вплоть до ношения бороды). С основным докладом «Об истории унии православной церкви с Ватиканом и возвращении в лоно матери русской церкви» поручалось выступить

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/hoc...

В апр. 1945 г. советские органы госбезопасности провели аресты руководства УГКЦ. Им предшествовала публикация 8 апр. во львовской газ. «Biльha Украïна» ст. «С крестом или ножом», в к-рой униатская иерархия обвинялась в антисоветской деятельности, сотрудничестве с немецкими оккупантами и украинскими националистами. 11-12 апр. на Зап. Украине были арестованы униат. епархиальные архиереи - Львовский митр. И. Слипый и Станиславский еп. Г. Хомишин, а также их викарные епископы Н. Будка, Н. Чарнецкий и И. Лятишевский и более 20 униат. священнослужителей и мирян. Управляющий униат. Перемышльской епархией еп. И. Коциловский и его викарный еп. Г. Лакота, которые пребывали на территории, отходившей по советско-польск. договоренностям к Польше, были арестованы позднее и этапированы в СССР. Впосл. все епископы УГКЦ были приговорены к длительным срокам заключения. В это же время Московская Патриархия получила возможность для восстановления своих епархиальных структур в Галиции и для публичных выступлений по вопросам исторических судеб Православия на Зап. Украине (что ранее встречало возражения со стороны Совета по делам РПЦ). 19 марта 1945 г. патриарх Алексий I издал послание «Пастырям и верующим греко-католической Церкви, проживающим на древле-галицкой земле, в западных областях Украинской ССР», распространенное при содействии властей среди западноукр. населения. Патриарх призвал униатов «вернуться в объятия... родной матери - Русской Православной Церкви». 22 апр. того же года состоялась хиротония Макария (Оксиюка) во епископа Львовского и Тернопольского. Также он был назначен временным управляющим Станиславской и Дрогобычской епархиями РПЦ. 29 апр. еп. Макарий прибыл во Львов. Правосл. Львовско-Тернопольская епархия тогда насчитывала только 4 прихода (всего в Галиции в тот момент было 10 правосл. общин). В униат. Церкви на Зап. Украине было более 2 тыс. приходов, но значительная их часть осталась без клириков, бежавших на Запад вместе с отступавшими нем. войсками. Со 2-й пол. апр. 1945 г. во Львове действовала вначале неофициально Инициативная группа во главе с известным униат. богословом настоятелем львовского Преображенского храма свящ. Гавриилом Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ), который в дек. 1944 г. участвовал в составе униат. делегации в переговорах в Москве. Следует отметить безосновательность попыток совр. униат. историографии представить Г. Костельника пассивной жертвой интриг НКВД и безропотным исполнителем воли властей. Его участие в объединительном процессе было выражением внутренней позиции глубокого несогласия с экклезиологической природой и институциональными формами унии, причем эти убеждения Костельника сформировались задолго до начала войны и вне всякого воздействия органов советской власти. В первоначальный состав Инициативной группы также вошли генеральный викарий Перемышльской епархии УГКЦ свящ. Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата униат. Станиславской епархии свящ. Антоний Пельвецкий (впосл. архиереи РПЦ).

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Макарию, к-рый направлял для окормления священников РПЦ, присоединявших верующих к Православию (о подобных случаях еп. Макарий писал патриарху Алексию I в авг. 1945). Также в письме Карпову патриарх сообщил, что считает нужным провести посвящение в епископский сан неск. священников, перешедших в Православие из унии и отвечающих каноническим условиям к кандидатам в архиереи правосл. Церкви (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. 2009. Т. 1. С. 92-94). Вскоре в Киеве состоялось совещание для разработки окончательного плана мероприятий по переходу греко-католиков в Православие. В совещании приняли участие председатели Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов Карпов и Полянский, уполномоченные этих Советов при правительстве УССР и руководства Инициативной группы. По итогам совещания было решено отказаться от проведения епархиальных съездов, к-рые признали ненужными, создающими дополнительные трудности в организации Собора. Были окончательно утверждены время и место проведения общецерковного Собора УГКЦ - 8-10 марта 1946 г. во Львове (впервые о проведении объединительного Собора в Неделю Торжества Православия сообщил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) в своем обращении к пастве 4 дек. 1945). 18 февр. 1946 г. на заседании Инициативной группы был окончательно согласован состав Собора. 23 февр. в Киеве в малом Воздвиженском храме Киево-Печерской лавры был проведен чин присоединения к Православию членов Инициативной группы - священников Гавриила Костельника, Антония Пельвецкого и Михаила Мельника, а также 10 др. греко-католических клириков. В тот же день Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник приняли монашество с сохранением прежних имен. 24 февр. состоялась архиерейская хиротония Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского, 25 февр.- хиротония Михаила (Мельника) во епископа Дрогобычского и Самборского. В тот же день Г. Костельник был возведен в сан протоиерея. 6 марта во Львове на квартире Г. Костельника состоялся Предсоборный совет с участием 18 правосл.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Необходимо подтвердить, что этот нынешний Собор является Собором Греко-католической Церкви, созванным Инициативной группой для того, чтобы в новых условиях нашей государственной жизни, когда украинский народ воссоединился, пересмотреть постановление Брестского Собора 1596 года и решить вопрос нашего воссоединения с Православной Церковью. Инициативная группа по воссоединению Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью была основана во Львове 28 мая 1945 года, уяснив свое положение и свои намерения в письме к Совету Народных Комиссаров в Киеве. Ее членами основателями стали: отец д-р Гавриил Костельник, как представитель Львовской епархии и глава Инициативной группы; отец д-р Михаил Мельник, как представитель Самборско-Дрогобычской епархии; отец Антоний Пельвецкий, как представитель Станиславской епархии. Секретарем Инициативной группы стал профессор Сергей Хруцкий. Совет Народных Комиссаров в Киеве своим рескриптом от 18 июня 1945 года 625 признал Инициативную группу единым временным церковно-административным органом с полным правом руководить греко-католическими парафиями в западных областях Украины и не запретил проводить дело воссоединения этих парафий с Русской Православной Церковью. Письмо Инициативной группы и рескрипт Совета Народных Комиссаров УССР были напечатаны в периодическом издании. Инициативная группа в своем письме от 28 мая 1945 года обратилась к греко-католическому духовенству в западных областях Украины с призывом о присоединении к ней. В первые дни августа 1945 года Инициативная группа издала книгу отца д-ра Гавриила Костельника «Апостол Петр и римские папы, или догматические основания папства», которую мы старались наиболее широко распространить среди духовенства. Чтобы облегчить священникам вступление в Инициативную группу, все три отца, стоящие с местными священниками во главе Инициативной группы, ездили по районам, где проводили соответствующие беседы. К нынешнему дню в Инициативную группу вступило 986 священников во всех четырех галицких областях, число не вступивших – 281.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это славное Патриаршее путешествие – наилучшее доказательство торжества Русской Православной Церкви, которая в своих внутренних, церковных делах, как никогда, пользуется полной свободой и независимостью. Богу было угодно, чтобы ко всем недавно пережитым радостям прибавилась наибольшая радость для всех православных христиан. 23 февраля 1946 года в матери городов русских – Киеве, где неизменно почивают великие святые Земли русской – Печерские угодники, в стенах Лавры состоялось большое событие. Первая группа греко-католического духовенства, во главе с отцом Гавриилом Костельником, воссоединена с Русской Православной Церковью. 24–25 февраля были хиротонисаны в епископы, после пострижения в монашество, иеромонах Антоний Пельвецкий и иеромонах Михаил Мельник. Это было как бы предпразднством великого праздника – сегодняшнего торжества Православия, когда вся Греко-католическая Церковь , которая находилась в плену у римских пап 350 лет, возвращается к своей Матери – Церкви Православной. Разрешите напомнить одну историческую деталь, относящуюся к воссоединению греко-католиков в 1839 году. В память того события была создана медаль. На одной стороне медали был нерукотворенный образ Спасителя с надписью: «Такова имамы Первосвященника» ( Евр.8:1 ) и внизу «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовью (1839)», а на другой стороне этой медали изображен святой Крест с надписью «Торжество Православия». Мы с любовью и теперь в наших сердцах сохраняем чудный образ этой медали. Интересно сравнить медаль, выбитую в Риме в память унии. Эту медаль Бароний описывает так: на одной стороне медали был изображен папа Климент VIII, а на другой – он же на троне, а перед ним на коленях русский человек и латинская надпись: «Ruthenis receptis», то есть «На принятие русинов». Так характерны эти медали! Как много, красноречиво говорят они о святом православном Востоке и гордом Западе, отступившем от единства церковного. На русской медали – Христос как Первосвященник и святой Крест как оружие нашего спасения и великие слова о святой силе любви и единения. На папской медали, вместо Христа – сам папа Климент VIII, вместо Креста Господня – тот же папа на троне и характерные для Рима слова: «Ruthenis receptis», с поставленным на колени русским человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В наши дни едва ли найдется образованный человек, знающий историю нашей страны, который не понимал бы истинной цели унии. Вместо церковного единства, братолюбия и мира уния всегда и везде несла с собой разделение, вражду и ненависть. Даже римская сторона не отрицала того факта, что уния связана со страданиями того народа, который принимал унию. Уния – не Божье дело и не результат действия Святого Духа. Она была насилием над православной совестью и служила единству внешней организации и власти Римской Церкви. Уния унижала церковное и национальное самосознание и была инструментом угнетения нашего народа. Православная Церковь осудила унию как путь к соединению Церквей. Окончательная ликвидация Брестской унии на территории нашей страны произошла 35 лет тому назад, но борьба за Православную веру, за веру своих праотцев в большей или меньшей степени продолжалась в течение 350 лет. Отторгнутые насилием и обманом от единокровного и единоверного народа, греко-католики использовали все положительные моменты в своей истории для возвращения в Православную веру. Львовский Собор 1946 г. был лишь завершающим этапом на долгом пути. Так, в конце XVIII в. часть украинских и белорусских земель воссоединилась с Россией, и униаты Подолии и Волыни в 1794 г. возвратились в лоно Русской Православной Церкви. В 1839 г. их примеру последовали униаты Белоруссии. В 1875 г. состоялось воссоединение с Православной Церковью униатов Холмщины. В дальнейшем стали возвращаться в Православие украинские эмигранты Галиции, Волыни и Закарпатья в США и Канаде. В 1914–1915 гг. в лоно Русской Православной Церкви возвратилась часть греко-католических приходов Галиции. В начале XX столетия началось движение за воссоединение с Православием в Закарпатье, а в 1929–1939 гг. – на Лемковщине. Возвращение в Православную Церковь на Львовском Соборе 1946 г. отторгнутых от нее чад Галиции и окончательное прекращение существования Брестской унии является выдающимся историческим событием. Львовский Собор имеет важное значение. Празднуя 35-ю годовщину воссоединения галицких греко-католиков, нельзя не вспомнить тех, кто отдал свои силы, а другие – и жизнь, за церковное единство. Это прежде всего протопресвитер д-р Гавриил Костельник, Преосвященный архиепископ Станиславский Антоний (Пельвецкий), Преосвященный епископ Дрогобычский Михаил (Мельник) и другие священнослужители, пострадавшие за святое дело воссоединения. Только в Львовской епархии противниками церковного воссоединения и дружбы украинского народа с русским народом были убиты более 30 священников. Вечная им память!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он докладывает о походах Римской Церкви против православного Востока на протяжении всей истории. Кажется, вопрос о воссоединении освещен с разных точек зрения: и с идеологически-богословской, и с исторической. Однако на трибуну выходит отец Иван Лоточинский (из Станиславской епархии) и предлагает более современное, более новое освещение вопроса. Он подчеркивает, что без объединения украинских земель в одной соборной державе невозможно было бы прийти к церковно-религиозному объединению. После этого участник Собора, представитель от мирян, инженер Павел Дурбак, в своем выступлении указал на то, как пророческим взором смотрел на дело объединения покойный отец Александр Стефанович – человек всеми уважаемый и хорошо известный среди духовенства. Затем Преосвященный Антоний (Пельвецкий) зачитывает письмо от 83-летнего крестьянина Михаила Гапы из села Сетихов. «Святейшему Собору Греко-католической Церкви во Львове. Я, верующий греко-католик, крестьянин села Сетихов Львовского района Михаил Гапа, узнал о том, что во Львове собрались всечестные отцы решать великое дело соединения Церквей. Мне посчастливилось дожить до того времени, когда на старости лет стану православным. По этому случаю передаю Собору мой подарок – крест, который сохраняли еще мои деды, как знак любви к Православию. С радостью я пережил время, когда Красная Армия освободила нас от захватчиков-немцев, а сегодня для украинцев пришла вторая радость – мы возвращаемся к своей Матери – Православной Церкви. Прошу всечестных отцов принять этот крест, как символ любви к Православию, от имени нас, пожилых людей, и оставить его в церкви святого Юра, как далекое воспоминание о том, что нас заставили принять унию, но в душе мы были православными. Крестьянин Михаил Гапа, 83-х лет, село Сетихов». Одновременно с письмом М. Гапы в президиум Собора поступили десятки телеграмм от духовенства и верующих Греко Католической Церкви, в которых, кроме приветствий, выражается желание воссоединиться с Православной Церковью. «Мы, верующие села Ляцки, узнав о воссоединении Греко Католической Церкви с Православной, приветствуем это решение Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понятны поэтому горькие слова основателя Инициативной группы по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью протопресвитера доктора Гавриила Костельника, сказанные в заявлении Правительству Украинской ССР: «Довольно! Мы сыты Римом, сыты унией с Римом!.. Брестская уния создавалась как Инициативная группа по окатоличиванию всего Востока, всех народов России, и в первую очередь украинцев, белорусов, а потом – русских... Мы когда-то гордились тем, что уния – Поцеева уния – укрепляла нашу церковно-культурную индивидуальность и помогала приблизиться к христианско-цивилизованной Европе. И вот теперь мы видим, что принесла нам христианская цивилизованная Европа. Это – море крови и страданий нашего народа, рабство, от которого наш народ спасла героическая армия свободных народов, объединенных дружбой в Великом Советском Союзе». 54 Инициативная группа по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью, после девяти месяцев напряженной работы среди духовенства на местах, созвала во Львове 8–10 марта 1946 года Собор, в состав которого вошли два епископа – Дрогобычский и Самборский доктор Михаил (Мельник) и Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и 214 священников, деканов и представителей клира всех трех греко-католических епархий и 19 мирян. Собор единодушно постановил, выражая волю всего верующего народа, отвергнуть постановления Брестского униатского собора 1596 года, ликвидировать Брестскую унию, прекратить общение с Ватиканом и возвратиться к отеческой Православной вере, просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси соединить Греко-Католическую Церковь с Русской Православной Церковью. Только в Закарпатье оставалось еще порождение Брестской унии – Ужгородская уния 1646 или 1649 года. Первые попытки распространения унии оказались безуспешными. И только невыносимые издевательства, и унижения, которым подвергались священники наравне с крестьянами, заставили 63-х служителей принять унию. Уния была провозглашена в католическом костеле ужгородского замка, где можно было не опасаться народного гнева. Ясно, что и Ужгородская уния не имела никаких церковных религиозных оснований. Переговоры об унии велись только с духовенством. Насколько изменилось положение священников после перехода их в унию, видно из того, что прихожане стали называть своего униатского пастыря не отцом, а «паном» (господином). Поэтому в борьбе против унии, помимо религиозных основ, всегда явно выступает социальный момент – стремление освободиться от различных повинностей своему «пану». 55

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010