На канцелярские расходы и в фонд для издания книг священники – члены Инициативной группы – вносят по 50 рублей, дьяки – по 10 руб. Львов, 28 мая 1945 года. Отец д-р Гавриил Феодорович Костельник, настоятель Преображенской церкви во Львове, председатель Инициативной группы, представитель Львовской епархии. Отец д-р Михаил Антонович Мельник, настоятель в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльской епархии Отец Антоний Андреевич Пельвецкий, настоятель в Копичинцах, декан Гусятинского деканата, представитель Станиславской епархии Вслед за этим призывом отец д-р Гавриил Костельник приступил к изданию брошюры «Апостол Петр и римские папы, или догматические основы папства», о выпуске которой упоминалось в «Обращении к духовенству». Эта книга анализирует вопрос о папстве, и что особенно важно, написана на основании изучения источников не только Священного Писания , но и творений святых отцов, как западных, так и восточных, а также определений Вселенских Соборов. Отличие этой книги от других работ на эту тему состоит в том, что автор критикует позиции новейших римских теологов. Книга имеет следующее содержание: Введение; I. Новая вера; II. Иисус Христос и апостол Петр; III. Апостолы и апостол Петр; IV. Святые отцы об апостоле Петре; V. Вселенские Соборы первого тысячелетия о папском примате; VI. Был ли апостол Петр римским епископом? Заключительные выводы. Книга отца д-ра Гавриила Костельника отличается четкой логической аргументацией и силой убеждения. Чувствуются искренность автора, его сердечное глубокое исповедание православного Символа веры . Отсюда страстный, пламенный тон книги и живой стиль проповедника – пророка. Цитаты из самых разнообразных, иногда и газетных публикаций (как польских, так и хорватских) убеждают в том, что автор долго изучал вопрос о так называемом папском примате. Книга отца д-ра Гавриила Костельника написана для духовенства, однако предполагает, что за духовенством пойдет и народ, поскольку авторитет нашего духовенства среди народа, слава Богу, очень высок. Впрочем, стоило даже и проверить отношение народа к делу. Поэтому отец д-р Гавриил Костельник предложил Львовскому и Тернопольскому православному епископу Макарию (Оксиюк) совершить совместно «Иордан», совместно настолько, насколько это позволяли каноны. Тот «Иордан» состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз – греко-католическое духовенство, другой раз – православное. Во время церковного чина то и другое духовенство стояло вместе: одно – с правой стороны, другое – с левой, составляя единое целое. Стояли вместе иконы и церковные хоругви. И кто бы мог в общей тесной толпе верующих различить, где православный, а где греко-католик? Следует подчеркнуть и то, что столь огромного стечения верных не было еще во Львове. И радовалось небо нашему объединению. Этот «Иордан» предвещал близость Собора, как некогда святой Иоанн Предтеча – пришествие Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пятницу 8 марта Собор должен был начать свою работу. В этот день намечалось принятие эпохального постановления о возвращении к вере отцов. Именно в этот день, только в пятницу – самую значительную после Великой Пятницы, Западной и Восточной Церкви надлежало очиститься покаянием, чтобы потом, через два дня, в первое воскресенье поста, в Неделю Православия, могло состояться торжество Православия. 6 марта в канцелярии Инициативной группы состоялось предсоборное совещание с участием 20 священников-делегатов, но преимущественно деканов, на котором был определен порядок заседаний Собора. Одновременно члены Мандатной комиссии (в составе отца каноника Димитрия Семчишина, как председательствующего, и членов – отцов Павла Швыдкого и Александра Крыжановского) приложили много усилий для украшения храма святого Юрия, чтобы исторический Собор греко-католического духовенства мог проходить достойно. Первый день собора Собор начался с колокольного звона «Кирилла» в Успенской церкви ставропигии, а затем зазвонили колокола и в других церквах. Нужно было оповестить верующих о том, что наступил долгожданный день, который «будет благословлять украинский народ на века». Во все дни Собора звонил «Кирилл» с 10 до 11 часов утра и с 5 до 6 после полудня. Необычно, по-праздничному выглядел храм святого Юра. Собрались духовенство и миряне, члены Собора. В 10 час. 30 мин. начинается молебен «О призывании Святого Духа». Его совершают все три основателя Инициативной группы, поют священники и остальные члены Собора. Никогда еще стены храма не вмещали в себя столько священников всех трех епархий: Львовской, Станиславской и Перемышльской (216 духовных и 19 светских членов Собора). После окончания молебна к столу президиума подошли отец д-р Гавриил Костельник, Преосвященные епископы Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник. Места секретарей занимают отец Никита Павлосюк и отец Юрий Ванчицкий. Отец д-р Гавриил Костельник является не только администратором Церкви, но и всеми признанным вождем великого церковного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По государственному плану добровольное воссоединение должен был закрепить Собор. Выборы делегатов на него происходили без всяких правил. В районах, где проживали верующие, не желавшие воссоединения, делегатов не избирали вовсе, их назначали настоятели храмов. В районах, где сами священники были стойкими униатами, делегатов назначали местные «инициативные группы». Самому Собору предшествовал «Иордан», который отец д-р Гавриил Костельник предложил совершить православному епископу Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку) совместно настолько, насколько это позволяли каноны. «Иордан» состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз греко-католическое духовенство, другой раз – православное. Во время духовного чина и то и другое духовенство стояло вместе. Стояли вместе и иконы, и церковные хоругви. Но и перед д-ром Костельником, несомненным энтузиастом воссоединения, и перед властью стояла еще одна проблема, которая требовала решения в кратчайший срок: Собор не мог состояться без участия в нем своих епископов (свои были арестованы еще в апреле 1945 г.). Выход был найден быстро. Патриарх Алексий назначил на 24 и 25 февраля 1946 года хиротонию во епископы отца Антония Пельвецкого (на Станиславскую епархию) и отца д-ра Михаила Мельника (на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую). Львовским епископом остался Макарий (Оксиюк), бывший архимандрит Успенской Почаевской лавры. На хиротонию в Киев из Львова 21 фераля 1946 г. прибыла представительная делегация: отец д-р Костельник, о. Антоний Пельвецкий, о. д-р Михаил Мельник, о. Евгений Юрик, о. Иосиф Маринович, о. Тимофей Марко, о. Иван Крук, о. Василий Дрели, о. Мирон Крутяк, о. Константин Добрянский, о. Роман Дорик, о. Юрий Ванчицкий и о. Никита Павлосюк. Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов) не успел возвратиться из Москвы, куда был срочно вызван. «Инициативная группа» вечером осматривала красоты города. Только 22 февраля 1946 года митрополит Иоанн смог утвердить программу дальнейших событий. Она началась с акта присоединения к Православной Церкви всей делегации, который состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение проходило в Воздвиженской Малой церкви Киево-Печерской лавры – самой почитаемой святыни русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пассивность епархиальных властей была особенно заметна на фоне деятельности К., который продолжал играть роль главного организатора воссоединения, но уже не получал прежней поддержки. Напротив, репрессии НКГБ стали затрагивать круг его ближайших помощников. Так, в дек. 1947 г., несмотря на заступничество К., был арестован бывш. секретарь Инициативной группы проф. С. С. Хруцкий. 20 сент. 1948 г., после совершения Божественной литургии во львовской Преображенской ц., К. был убит, когда подходил к своему дому в неск. десятках метров от храма. Убийца, окруженный верующими, застрелился. Покушение было расценено советскими органами как «террористический акт со стороны украинского националистического подполья или агентуры Ватикана». Руководство УПА-ОУН заявило о своей непричастности к преступлению, обвинив в смерти К. органы госбезопасности. Версия об организации убийства представителями властей, однако, не получила доказательств, в то время как появились свидетельства причастности к покушению местного националистического подполья. Отпевание К. возглавил Львовский и Тернопольский архиеп. Макарий (Оксиюк). 23 сент. архиеп. Макарий, соратники К. по Инициативной группе епископы Дрогобычский и Самборский Михаил (Мельник) и Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и 40 священнослужителей приняли участие в траурной процессии, которую сопровождали ок. 50 тыс. львовян. К. был похоронен на Лычаковском кладбище Львова рядом с могилой дочери Святославы. Здесь же в 1982 г. была похоронена и вдова К. К. почитается правосл. верующими на Зап. Украине, особенно во Львове. Возглавлявший Львовскую епархию в 1983-1989 гг. митр. Никодим (Руснак) рассматривал возможность канонизации К.; он составил «Житие святого священномученика и исповедника за православие - протопресвитера Гавриила Костельника» и написал ему службу как исповеднику. В сент. 1998 г. в память 50-летия кончины К. во Львове прошла церковно-историческая конференция на тему «Протопресвитер Гавриил Костельник и его роль в возрождении Православия в Галичине».

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Вскоре после своего избрания на Патриарший престол А. обратился к пастырям и пастве греко-католической (униатской) Церкви, проживавшим в зап. областях Украины с призывом возвратиться к Матери - Русской Церкви. В 3 зап. областях Украины - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской (исторической Галиции), вошедших в нояб. 1939 г. в Советский Союз, большая часть населения принадлежала к греко-католич. Церкви. Галичане, в массе своей на протяжении веков находясь в пределах католич. гос-в, хранили, передавая от поколения к поколению, любовь к прадедной России и к Матери - Русской Церкви. Ярким приверженцем Православия был на протяжении всей своей жизни протопр. Гавриил Костельник , одаренный пастырь, прекрасный проповедник и богослов. В мае 1945 г. прот. Гавриил Костельник, настоятель Преображенского собора Львова, создал инициативную группу по воссоединению греко-католич. Церкви с РПЦ. Первыми его помощниками были генеральный викарий Перемышльской епархии свящ. Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата (благочиния) Станиславской епархии свящ. Антоний Пельвецкий . Деятельность инициативной группы была поддержана Патриархом и органами гос. власти. 8 и 9 марта 1946 г. в соборе св. Юра (Георгия) во Львове проходил Собор униатской Церкви (см. Львовский Собор ), постановивший «отменить решения Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию... и возвратиться в нашу отеческую святую православную веру». 5 апр. 1946 г. А. принял в Москве делегацию участников Собора во главе с прот. Гавриилом Костельником, к-рого возвел в сан протопресвитера. Святейший Патриарх служил с прибывшим духовенством в Патриаршем Богоявленском соборе. 28 авг. 1949 г. в Ужгороде произошло воссоединение с Матерью - Русской Православной Церковью униатов Закарпатья. В 1945-1949 гг. более 3 тыс. униатских приходов на Украине возвратились в лоно св. Православия. После победы СССР в Великой Отечественной войне авторитет Советского гос-ва и Русской Церкви на международной арене был необыкновенно высок. Следствием этого явилось воссоединение многих правосл.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Подводя итоги оперативных мероприятий по агентурному делу «Финиш» (роспуск УГКЦ), МГБ УССР составило докладную записку «О ликвидации грекокатолической униатской церкви в западных областях Униатскую Церковь обвиняли в засылке эмиссаров на Восток с целью организации на территории Советского Союза «антисоветского и церковного националистического подполья», поддержке подполья ОУН на Западной Украине после 1939 г. А. Шептицкий и епископат УГКЦ, писали чекисты, занимались разведывательной работой в пользу Ватикана, сотрудничали с гитлеровскими оккупантами. Униатская Церковь стала «чужой и вредной нам по влиянию легальной масовой иностранной резидентурой на нашей территории». Органы госбезопасности разработали план ликвидации Грекокатолической Церкви. Указывались основные этапы его реализации: · публикация статьи Я. Галана (имя автора в документе не указывалось) «С крестом или с ножом» в газете «Правда Украины», с перепечаткой в областных газетах. Статья, содержавшая массу компрометирующего материала, считала контрразведка, «сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви»; · после «подготовки общественного мнения» 11 апреля 1945 г. были проведены аресты Предстоятеля УГКЦ Митрополита Иосифа Слепого, епископата и «наиболее скомпрометировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви»; · «обезглавив грекокатолическую униатскую церковь» перешли к созданию «движения» по воссоединению с РПЦ и с этой целью 30 мая (по другим данным - 28 мая) 1945 г. создали «Центральную инициативную группу» по объединению УГКЦ и РПЦ во главе с доктором Гавриилом Костельником, «авторитетным и влиятельным лицом среди духовенства и верующих, а также украинской интеллигенции», пользующимся одновременно доверием епископата. В группу вошли священники-униаты Михаил Мельник (викарий Дргобычской епархиии УГКЦ) и декан (благочинный) из Станиславской епархии Антоний Пельвецкий (ставшие конфидентами МГБ Ивановым и Шевчуком и рукоположенные во епископы РПЦ незадолго до Львовского собора);

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

Весть о кончине привела в глубокое волнение его паству. Многие десятки тысяч православных алмаатинцев провожали гроб с останками своего архиерея на всем семикилометровом пути от кафедрального собора до кладбища. В 1956 г. скончались митрополит Новосибирский Варфоломей (Городцев), близкий друг Патриарха Сергия в пору их учебы в Петербургской Духовной Академии, архиепископ Димитрий (Градусов), в 1954 г. ушедший на покой и за неделю до кончины — 4 апреля принявший постриг в великую схиму с именем Лазаря. Смерть епископа Дрогобычского Михаила (Мельника), одного из сподвижников протоиерея Гавриила Костельника по воссоединению униатов, произошла при загадочных обстоятельствах, вызвавших подозрение, что он стал жертвой органов госбезопасности. Получив в Киеве известие о скоропостижной смерти своего секретаря, снятого с поезда с тяжелым приступом, он, как было сообщено, внезапно и сам скончался от сердечного приступа. Произошло это спустя два дня после его вполне благополучного отъезда вместе с отцом Владимиром Куновским, своим секретарем, из Дрогобыча 9 октября 1955 г. Сподвижник владыки Михаила по воссоединению униатов епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) скончался в 1957 г.    Особенно ощутимой потерей для Русской Православной Церкви была скоропостижная кончина постоянного члена Священного Синода митрополита Ленинградского Григория (Чукова). Митрополит Григорий преставился 5 ноября 1955 г. в возрасте 85 лет в Москве, в здании Патриархии, после поездки в Румынию, где он участвовал в торжествах канонизации новопрославленных святых Румынской Церкви. Погребен в его кафедральном городе. Митрополит Григорий (в миру Николай Кириллович Чуков) родился 1 февраля 1870 г. в Олонецкой губернии. Его прадед и дед были сказителями былин. Отец, поморский крестьянин, стал состоятельным человеком, содержал в Петрозаводске гостиницу и имел средства, чтобы платить за обучение сына в гимназии. В 1882 г. юный гимназист стал прислуживать в алтаре петрозаводского собора епископу Олонецкому Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) В течение следующего, 1946 г . митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане и Египте. И везде он получил заверения от предстоятелей Церквей, что “возглавляемые ими патриархаты и церкви всегда будут поддерживать Московскую Патриархию в международных церковных вопросах”. Открытым оставался лишь вопрос о взаимоотношениях с Элладской Православной Церковью и Константинопольским патриархом. От связей с греками Патриархия отказалась под давлением правительства, которое не устраивала ориентация церковных греческих кругов на англичан. Что касается Константинопольского патриарха Максима, то на сей счет Г. Г. Карпов оставил в отчетных документах правительству следующую запись: “Для урегулирования отношений Московская Патриархия решила послать в Турцию митрополита Крутицкого Николая с подарком патриарху Максиму (50 тыс. американских долларов)”. По мнению власти, эта сумма должна была надолго лишить Вселенского патриарха возможности противостоять последующим дерзким планам Москвы. 1945 год – Опубликовано письмо ко всему духовенству Греко-католической Церкви с призывом объединиться с Русской Православной Церковью. Письмо подписали: председатель инициативной группы о. Гавриил Костельник, о. Михаил Мельник и о. Антоний Пельвецкий. Это был следующий шаг после статьи Ярослава Галана на пути “воссоединения” униатов. Вслед за тем о. Гавриил Костельник приступил к изданию брошюры “Апостол Петр и Римские папы, или Догматические основы папства”, где подверг критике позиции новейших римских теологов. Несомненно, о. Гавриил Костельник принадлежал к энтузиастам воссоединения с Православной Церковью, но, невольно оказавшись в тисках государства, он встал на путь вынужденного компромисса, на котором от него уже ничего не зависело. По государственному плану, добровольное воссоединение должен был закрепить Собор. Выборы делегатов на него происходили без всяких правил. В районах, где проживали верующие, не желавшие воссоединения, делегатов не избирали вовсе, их назначали настоятели храмов. В районах, где сами священники были стойкими униатами, делегатов назначали местные “инициативные группы”.

http://pravoslavie.ru/5465.html

М. принимал непосредственное участие в деле воссоединения греко-католиков зап. областей Украины с РПЦ. Ход воссоединения определялся в первую очередь репрессивной гос. политикой. Приезду нового епископа во Львов предшествовал арест 11-12 апр. 1945 г. 5 иерархов греко-католической Церкви во главе с митр. Иосифом (Слипым). Изначально ставилось условие, что вся работа по воссоединению должна проводиться через Совет по делам РПЦ при СНК УССР в Киеве и через уполномоченных этого Совета по областям Зап. Украины. Поэтому усилия М. по завоеванию доверия среди униат. духовенства не могли быть эффективными. Кроме того, М. пришлось сотрудничать, и не с руководящих позиций, с образовавшейся во Львове в апр.-мае 1945 г. Инициативной группой по воссоединению греко-католиков с РПЦ. Эта группа мыслилась властями как временный адм. орган, к-рому «дается право руководить в полном объеме существующими греко-католическими парафиями в западных областях Украины и проводить дело воссоединения указанных парафий с Русской Православной Церковью» ( Ярема. 2005. С. 30). В состав учредителей Инициативной группы входили д-р богословия генеральный викарий Перемышльской епархии Дрогобычской обл. Михаил (Мельник) и декан Гусятинского деканата Станиславской епархии Антоний (Пельвецкий) . Во главе группы стоял каноник Гавриил Костельник , представлявший Львовскую униат. епархию. Ранее он сотрудничал с нем. властями и отличался антикоммунистическими убеждениями. М. полагал, что Костельник имеет «автономистские» намерения и желает использовать воссоединение с РПЦ как «националистический эксперимент» ( Шлихта. 2014). 28 мая Хрущёв в качестве информации «о проведенной работе по разложению униатской церкви» направил И. В. Сталину и Г. М. Маленкову 2 документа Инициативной группы: «Обращение в СНК УССР» и «Письмо духовенству». Основное содержание письма составляла информация о борьбе с «латинизацией», «полонизацией» греко-католич. Церкви, что демонстрировало акцентирование авторами национальной темы. Сам процесс воссоединения назван постепенным, поэтому «не следует думать о моментальном преобразовании нашей униатской церкви в православную» ( Ярема. 2005. С. 28). В авг. 1945 г. М. докладывал патриарху Алексию, что заявления о присоединении к Инициативной группе еще не означают готовности подписавшихся воссоединиться с правосл. Церковью, а большая часть населения воспринимает именно униатов как «национальную украинскую церковь». М. признавался, что «от греко-католических священников пока не поступило... заявлений о желании их воссоединиться с Православной Церковью» (Там же. С. 46). Как писал М., «время воссоединения… еще не наступило… не только греко-католики миряне, но и их священники имеют превратное представление о Православной Церкви» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

21 февраля Киев, вид на Лавру с немецкого понтонного моста. Фотография военных лет 1946 год – На епископскую хиротонию в Киев из Львова прибыла представительная делегация. В состав делегации входили: о. Тимофей Марко, о. Иван Крук, о. Василий Дрели, о. Мирон Крутяк, о. Константин Добрянский, о. Роман Дорик, о. Юрий Ванчицкий о. Никита, о. Гавриил Костельник, о. Антоний Пельвецкий, о. Михаил Мельник, о. Евгений Юрик, о. Иосиф Маринович, Павлосюк. Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов) не успел возвратиться из Москвы, куда был срочно вызван. Члены делегации вечером осматривал красоты города. Митрополит Иоанн смог утвердить программу дальнейших мероприятий только 22 февраля. Акт присоединения к Православной Церкви состоялся во время литургии, совершенной митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение проходило в Воздвиженской Малой церкви Киево-Печерской Лавры. После воссоединения делегация приняла участие в Божественной литургии. С речью к экзарху обратился о. Гавриил Костельник, отметивший историческую важность происходящих событий. После литургии было совершено пострижение в монашество о. Антония Пельвецкого и о. Михаила Мельника. Вечером того же дня в кафедральном соборе во имя св. равноапостольного князя Владимира было совершено торжественное всенощное бдение, во время которого и совершился акт наречения во епископы. Бесспорно, патриарх Алексий знал о насильственном присоединении униатов. Но пошел на попытку канонически оформить этот факт: это была единственная возможность спасти Церковь на униатской земле Западной Украины от полного истребления. Униаты оказались гонимы советской властью, а не Православием, в то время как ныне православных на Западной Украине гонят униаты. 1977 год – Скончался А. Л. Казем-Бек. Родился он в Казани 15 (2) февраля 1902 г . в старинной дворянской семье с традиционно православным бытом. В Ревельской немецкой гимназии изучил немецкий язык, благодаря домашним занятиям свободно владел французским и английским. В феврале 1920 г . семья Казем-Беков выехала за границу. Александр Казем-Бек учился в университетах Белграда и Мюнхена. В 1925 г . в Париже сдал экзамены в Высшей школе политических и социальных наук.

http://pravoslavie.ru/5364.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010