Петр Помпонаццо читал лекции в Падуанском университете, в котором отвергал бессмертие души, а в 1516 г. он издал сочинение в этом духе под заглавием: «De immortalitate animi», которое хотя и было сожжено в Венеции, но он снова успел перепечатать его, в несколько измененном виде, при посредстве папы Льва X 427 . В школах философов только и спорили о сущности человеческой души. «Не нужно думать, – говорит Ранке, – что мнение о смертности души разделяли немногие, или что его держались тайно. Эразм удивлялся тем богохульствам, какие ему пришлось слышать; ему старались доказать, на основании доводов, взятых из Плиния, что нет никакой разницы между душами людей и животных» 428 . § III В прежнее время, по словам Джованни Виллани, граждане Флоренции вели трезвый образ жизни, ели простую пищу и не знали больших издержек, нравы были простые, веселые и грубые. Одевались они и жены их в грубые шерстяные одежды и многие носили шаровары, даже не покрывая их сукном, а на голове колпак; все имели на ногах обувь, но и женщины носили башмаки без украшений. Женщины зажиточного класса ходили в одной очень узкой юбке грубого багреца или из камлота, подпоясанной кожаным ремнем, по-старинному, и в плаще на кожаной подкладке с капюшоном сверху, который они носили на голове. Одежда у женщин из простонародья была из кембрина грубого зеленого цвета старинного покроя. Приданое за женой обыкновенно не превосходило 100 лир, а 200 или 300 лир в те времена считались великолепным приданым. И большая часть девушек выходила замуж не моложе 20 лет, а то и старше. Таковы были обычаи и грубые нравы у флорентийцев, но честность и законы были в силе. Между тем для своей коммуны даже при этой простоте жизни и при богатстве они сделали больше и совершили более доблестных подвигов, нежели те, какие совершались в наше время при большей легкости нравов и при большем богатстве 429 . В Италии семья раньше, чем где-либо, под влиянием индивидуализма, подверглась упадку, и постепенно браки становятся так редки, что флорентийская коммуна поощряет награждениями тех, кто женился в срок, и налагает пени на нежелающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091–1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452–98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Сераиион Владимирский. В русском красноречии XVIII–XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII–XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался пернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко–литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В другом своем сочинении под мудреным заглавием: „Collegium heptaplomeres» (т. е. семичленная коллегия, или коллегия из семи членов), Боден выводит на сцену семь представителей разных религиозных учений (1 католик, 1 лютеранин, 1 кальвинист, 1 еврей, 1 магометанин и двое представителей „естественной « религии, из которых один, без сомнения, выражает взгляды самого автора, т. е. Бодена). Они собрались и ведут разговор на толерантной почве Венеции. Разговор ведется в таком направ- лении, что результаты его сводятся к отрицанию какой бы то ни было единоспасающей положительной религии. Во всех положительных религиях существенное зерно составляет естественная религия, именно живущая в каждом человеке от природы вера в Бога, в свободу и бессмертие души. Государство должно терпеть и защищать все религии. Но Боден не только не терпит атеистов, но и платя дань средним векам и своему времени, пишет особое сочинение о колдунах и ведьмах, в котором требует строжайших против них мер. § 31. Монархомахи Защищаемый Боденом абсолютизм королевской власти, а равным образом религиозное учение лютеранства о христианском начальстве вызвали оппозицию со стороны целой группы писателей, которые, принадлежа к двум разным вероисповеданиям, враждовавшим между собою, сошлись на общей почве низкой оценки власти монарха. В свою очередь и о Бодене можно сказать, что он знаком уже был с некоторыми произведениями монархомахов, явившимися до появления его книги, и создавал свое учение о суверенитете в отпор учению монархомахов. Период времени, на который падает литература монархомахов, обнимает собою последние три десятилетия XVI в., хотя в более обширном смысле можно к монархомахам относить и более ран них писателей, начиная с Оккама и Марсилия падуанского, и более поздних, как, напр., германца Альтузия и английского писателя и деятеля эпохи английской революции XVII в., Джона Мильтона. Родиной монархомахов была Франция, где преследования гугенотов (кальвинистов), закончившиеся варфоломеевскою ночью, а с другой стороны толерантность королей Генриха III и Генриха IV к тем же гугенотам, служили для реформатских и для католических писателей поводом развить свое учение, несогласное ни с лютеранством, ни с построением Бодена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Душой Академии был Марсилио Фичино, один из крупнейших философов Возрождения, чьи переводы на латинский язык Платона, Плотина, Ямвли» ха, Прокла, Порфирия «открыли новую эру в истории платонизма» (146, 328). Он интерпретировал неоплатонизм в духе Августина и византийской традиции (см. 138, 3, 197). Платон становится своеобразным антиподом догматизированного Аристотеля, служащим освобождению мышления и раскрепощению духа. Происходит характерная для той эпохи переоценка ценностей, при которой философия «не может быть воплощена в образе одного, сколь угодно великого мыслителя; философия существует во множественности и различии направлений, книг и имен, представших, в частности, в открытых и переведенных на латинский язык «Жизнеописаниях» Диогена Лаэртского» (41, 74). Такой чуткий человек, как Михаил Триволис, не мог пройти мимо подобных веяний. И хотя данных о его знакомстве с главой Академии нет, Михайла можно в известной степени считать «учеником Марсилио Фичино» (И. Денисов). Сходство его взглядов с идеями флорентийских философов отмечает и Д. Хейни (см. 139, 113). Возможно, отсюда проистекает уважительное отношение Триволиса к Августину. Сам он уже в России, в обстановке, не допускающей подобного признания, глухо заметит: «А учивался есми философству, и приходит ми гордость» (95, 100). Михаил не попадает под влияние номинализма Оккама, процветавшего в Болонском университете, не увлекается аверроизмом, центром которого был Падуанский университет, он отдает предпочтение Платону; его, несмотря на встречающиеся в духе христианской идеологии критические замечания, он всегда будет признавать среди «внешних философов верховным». Вместе с тем Михаил Триволис, читая философов и видя  их  подлинное обличье, проникается Критическим к  ним  отношением. Они для него никогда не станут высшим авторитетом, ибо они тоже люди, подверженные слабостям человеческим, тем более что среди гордящихся своей мудростью философов все чаще попадаются самодовольные профаны, о которых весьма недвусмысленно высказался Петрарка: «Наше время счастливее древности… так как теперь насчитывают не одного, не двух, не семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада» (77,  2, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

Таким образом, синдром «профессионального выгорания» и кризис пастырского служения представляют собой несколько отличающиеся по форме, но очень схожие по сути разновидности ценностно-смыслового кризиса личности, оказавшейся в духовной Подобные состояния были прекрасно известны святым отцам-аскетам, и в их понятийном аппарате «выгоранию» наиболее соответствуют уныние и окамененное нечувствие. В то же самое время для отцов уныние – явление комплексное, собирающее в единый клубок едва ли не все остальные страсти, отчего и отождествляется некоторыми с богооставленностью. Однако в самой богооставленности подвижники видели особое педагогическое действие Промысла Божия, побуждающего аскета к ещё большему совершенству в вере, любви и терпении. Сегодня необходимо признать, что кризис служения, впрочем, как и «выгорание» в более широком смысле слова, имеют место и в среде духовенства. Нам трудно оценить эффективность реабилитационных учреждений для духовных лиц Западной Церкви, тем более говорить о целесообразности использования этого опыта в нашей среде. Однако хотелось бы надеяться, что в ближайшее время обозначенная проблема найдёт отклик среди богословов, патрологов и пасторологов и получит фундаментальный анализ с позиций православной аскетики. Приложение. Социологические исследования синдрома «выгорания» среди духовенства Падуанского Таблица 1. Таблица 1. Деление на категории по возрастным группам. Возрастные группы (%) Уставшие Выгоревшие Неудовлетворенные Все прекрасно Довольствующиеся своей ролью Терпящие Таблица 2. Деление по категориям и уровню образования. Уровень образования  (%) Уставшие Выгоревшие Неудовлетворенные Все прекрасно Довольствующиеся своей ролью Терпящие a=  Диплом высшей средней школы или ниже. b=Начальные богословские курсы (без степени бакалавра). c=Бакалавриат. d=Аттестат по церковным дисциплинам или диплом гражданского вуза. e=Докторат по церковным дисциплинам или постдипломная специализация. Таблица 3. Деление на категории и количество лет служения.

http://pravmir.ru/krizis-pastyrskogo-slu...

М. Н. Сменцовский пишет: «Возвратившись на родину в 1670-м году, старший из братьев Иван (Иоанникий) женился и был поставлен… во Об этом говорится в биографической справке к их произведению «Мечец Однако в челобитной царям с просьбой об отъезде в Венецию, представленной на рассмотрение в начале 1688 г., Иоанникий напоминает, что оставил там троих детей, старшему из которых, Николаю, исполнилось к тому времени 26 Таким образом, Иоанникий уже в 1662 г. имел на руках первенца и вряд ли жил в Коттуниануме вместе с Софронием. Тем не менее младший из братьев, Софроний, получил образование именно в коллегиуме, где и жил, а когда оказался готов к прохождению испытания, смог записаться на сдачу экзамена Это подтверждают их собственные слова о том, что в течение 9 лет они слушали уроки «словеснейшего и мудрейшего иеромонаха Арсения Каллудиева» и получили докторские В те годы Арсений сам был еще студентом и не имел права преподавать в университете, хотя, конечно, мог вести лекции в Коттуниануме, будучи его Настоящим летописцем Падуанского университета, без сомнения, является Н. Комнин-Пападополи с его фундаментальной «Историей», из которой можно почерпнуть подробные сведения о 3-м по дате основания (после Болонского и Сорбонны) университете в О его традициях и порядках пишет также Е. Ф. Шмурло в связи с учебой в «патавинской гимнасии» 3 десятилетия спустя ученика Лихудов Петра Он, в частности, рассказывает, как была устроена университетская корпорация. Все студенты разделялись на 2 группы «наций» – «цизальпинскую» и «трансальпинскую». Ко 2-й относились все не-итальянские народы, проживавшие, естественно, в основном к северу от Италии, но также и представители тех народов, которые обитали «за морем», формировавшие «ультрамаринскую» нацию. К ним относились жители Балкан – греки, румыны, иллирийцы и т. Университет делился на 2 отделения или факультета – права и искусств. С точки зрения административного управления, это были практически 2 независимых университета. У каждого имелись свои ректор, проректоры и их помощники, избиравшиеся, кстати, из числа действительных учащихся. На первом изучали юриспруденцию и каноническое право, на втором занимались богословием, философией и медициной. Наконец, в университете существовали еще так называемые коллегии – профессиональные объединения докторов на различных факультетах: юриспруденции, медицины и философии и теологии. Будучи не столько преподавательскими корпорациями (не все их члены преподавали в университете), сколько профессиональными комиссиями, принимающими экзамены и имеющими право на выдачу дипломов, эти коллегии были образованы на основании распоряжений Римских пап и назывались поэтому В 1564 г. во исполнение постановлений Тридентского Собора на волне Контрреформации папа Пий V опубликовал буллу, предписывающую всем, желающим получения академических степеней, произнести католическое исповедание веры. Этот шаг вызвал отток студентов – протестантов и православных – из итальянских университетов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Из экзаменационного листа Софрония Лихуда видим, что экзаменационную комиссию составляли следующие лица. Медики: Дж. Фриджимелика трижды упоминается у Комнина-Пападополи, как «Comes & Eques, nob. Patavinus » («граф и кавалер, знатный Автор «Истории Падуанского университета» сообщает также, что тот был «Professor in re Medica maximus» и что после его смерти в 1683 г. 1-я кафедра теоретической медицины оставалась вакантной в течение 17 лет из-за отсутствия адекватной замены. Медиками были также А. и Д. Маркетти, отец и сын, специалисты в области анатомии и Выходец из Вероны Р. Фортис считался, по словам Пападополи, «Celebrissimus Practicus XVII sæculo». Так, будучи призван императором Леопольдом в Вену для врачебной практики при дворе, удостоен звания «Archiatrus aulæ Наконец, А. Монтаньяна был коллегой профессора Фриджимелика, преподавателем 1-й кафедры «экстраординарной», т. е. практической медицины. Теперь собственно «философы»: Президент Колледжо Венето К. Ринальдини (1615–1698 гг.) заслуженно слыл широкообразованным человеком: философом, богословом, математиком, инженером, Первая женщина – обладательница диплома о высшем образовании – Е. Корнаро Пископия (защитилась 25 июня 1678 г.) – училась под его руководством. Ему же человечество обязано изобретением термометрической шкалы. Прибыв из Тосканы в 1667 г., он уже к 1670 г. стал президентом Колледжо. Один из оппонентов Софрония, Дж. Чикала, приходился братом Иерониму (в монашестве Илариону) Чикала, иеромонаху с Кипра, бывшему до 1662 г. ректором Воспитанник римского греческого коллегиума, в Падуе он в 1687 г. стал экстраординарным профессором по кафедре философии. Это место в момент сдачи Лихудом докторского экзамена занимал граф П. Франзано, также подписавший экзаменационный протокол. Как видим, «чистых» философов в приемной комиссии оказалось меньшинство. Хотя факультет был единым, и обычно студенты сдавали обе дисциплины в этом конкретном случае на экзамене по философии преобладание медиков в комиссии выглядит несколько необычно. Впрочем, тем более достойны высокой оценки доктора медицины, оказавшиеся способными, как Чикала, предложить strictissimes obiectiones по логике и философии.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Трактатом «Lucidarium...» М. П. внес значительный вклад в теорию модальных ладов. Пытаясь разрешить актуальную для средневек. теории проблему ладовой атрибуции песнопений, М. П. предложил ряд ее оригинальных решений. При определении лада песнопения М. П. большее внимание уделяет т. н. видам (species) кварты и квинты (по-разному заполненные, они составляют звукоряды ладов), чем финалису и амбитусу песнопений. При этом в зависимости от ориентации видов кварты и квинты на финалис или конфиналис (5-я ступень вверху от финалиса) он разделяет лады песнопений на «правильные» (regularis, заканчивающиеся в финалисе, т. е. нетранспонированные), «неправильные» (irregularis, заканчивающиеся в конфиналисе, т. е. транспонированные на квинту вверх) и «выстроенные» (acquisitus, заканчивающиеся на др. звуках, т. е. не в финалисе и конфиналисе, а транспонированные на др. высоту, напр., как в причастном антифоне «Beatus servus», на кварту вверх). Исходя из амбитуса песнопений, зачастую не соответствующих заданным теоретической традицией параметрам автентических ладов и плагальных ладов , М. П. создает разветвленную классификацию, разделяя лады на «совершенные» (perfectus), «несовершенные» (imperfectus), «сверхсовершенные» (plusquamperfectus), «объединенные» (mixtus), «смешанные» (commixtus). Категория «смешанного» лада (tonus commixtus) связана уже не с внешними изменениями границ амбитуса лада, а с внутренними переменами в звукоряде. На примере разных способов «разбивки» (термин Лебедева) - interruptio - одного из видов квинты М. П. показал возможность появления этого интервала в границах разных ладов ( Сторчак. 2016). Мотет Маркетто Падуанского «Ave Regina caelorum». Фрагмент расшифровки по изд.: Beck E. M. Marchetto da Padova. 1999. P. 14 Мотет Маркетто Падуанского «Ave Regina caelorum». Фрагмент расшифровки по изд.: Beck E. M. Marchetto da Padova. 1999. P. 14 Трактат «Pomerium in arte musicae mensuratae», посвященный проблемам мензуральной нотации и ритмики, состоит из 3 книг, разделенных на главы. Вклад М. П. (входящего в «большую тройку» мензуралистов XIV в. наряду с Филиппом де Витри и Иоанном де Мурисом ) в теорию музыки состоит в систематизации мензурального учения периода Франко Кёльнского и его последователей, переносе этого учения на итал. почву и установлении принципов итал. мензуральной нотации. Подобно Филиппу де Витри, М. П. уравнял в правах двойное и тройное деления бревиса, а также выстроил оригинальную систему делений темпуса (divisiones), фактически представляющую собой возможные сочетания мензур собственно темпуса и уже существующей de facto пролации (т. е. деления семибревиса), которая, однако, не имеет еще статуса самостоятельной мензуры (нет у М. П. и термина prolatio). Музыкально-теоретическая традиция трактата «Pomerium...», ставшая основой итальянской мензуральной теории эпохи Треченто, была подхвачена и в каком-то смысле завершена другим значительным итальянским теоретиком - Просдочимо де Бельдоманди - в XV в.

http://pravenc.ru/text/2562336.html

М. П. считают автором 3 мотетов. Среди них мотет на текст богородичного антифона «Ave Regina caelorum» (Радуйся, Царица небесная), в дуплуме (2-м голосе мотета) к-рого содержится акростих с именем теоретика: Marcum Paduanum. Ф. А. Галло предполагает, что этот мотет был написан для освящения Капелла-дельи-Скровеньи в Падуе 25 марта 1305 г., построенной во имя Девы Марии и расписанной Джотто и его учениками ( Beck. 1999. P. 12). Трактат «Lucidarium in arte musice plane» состоит из 16 частей, названных М. П. трактатами (tractatus), половина из к-рых разделена на главы (capitula). М. П. старается охватить максимально широкий круг тем, связанных с григорианским пением (musica plana, или cantus planus). При этом, несмотря на заявленную в названии направленность трактата на одноголосие григорианики, «Lucidarium...» знаменит своим учением о гармонии (конкретнее, об интервалах) и связанной с ним теорией хроматики - 1-й целостной концепцией этого явления в средневек. трактатах. По замечанию С. Н. Лебедева, М. П. первым в истории музыки обозначил взаимозависимость интервалов друг от друга, выраженную в тяготении (tendendum) диссонанса к консонансу. Украшенный хроматизмом диссонанс еще ярче оттеняет «более совершенный и красивый» консонанс. Для более тесного сопряжения интервалов (т. е. не просто «ради красоты» (causa pulchritudinis), но и «ради необходимости» (causa necessitatis)) М. П. представил новый способ соединения полутонов в тоне, связанный с его необычной теорией деления тона на 5 частей (1/5 тона М. П. называл диесой). Помимо традиционного пифагорейского разделения тона на большой (апотома, «диатонический полутон», 3 диесы) и малый (лимма, «энармонический полутон», 2 диесы) полутоны М. П. вводит новое деление на «хроматический полутон» (4/5 тона) и «диесу». Для обозначения хроматизмов в музыке М. П. предлагает новый термин «пермутация» (permutatio), а для введенного им способа разделения тона - знак «ложная музыка» (falsa musica), графическое начертание к-рого он объяснил позже в трактате «Pomerium...».

http://pravenc.ru/text/2562336.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Вене около 50 исламистов турецкого происхождения напали на католическую церковь 01.11.2020 Около 50 молодых людей турецкого происхождения вечером 29 октября ворвались в католическую церковь святого Антония Падуанского в Вене ( Австрия ). Об этом сообщает РБК со ссылкой на газету Kurier. Злоумышленники проникли в храм и устроили там дебош: они пинали лавки и громили другую церковную утварь. Священнослужители вызвали полицию, однако хулиганы успели скрыться до ее прибытия. Тем не менее действия нарушителей попали на видео. Правоохранительные органы считают организаторами нападения группу фанатиков из числа турецких исламистов — в течение последних месяцев они уже привлекали внимание полиции в округе Фаворитен, где расположена церковь св. Антония Падуанского. Следователи уже установили личности десяти погромщиков, ранее они уже были замечены в нарушении общественного порядка. В пятницу канцлер Австрии Себастьян Курц заявил в Twitter, что страна продолжит бороться против радикального ислама . «Все христиане должны иметь возможность свободно и безопасно исповедовать свою веру в Австрии! Мы будем решительно продолжать борьбу против политического ислама и не проявим здесь ложной терпимости», — написал он. Атака на католическую церковь в Вене произошла на фоне нападений исламистов во Франции и заявлений турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана об исламофобии в Европе. Серия атак на французских граждан произошла в Ницце, Лионе, Авиньоне и Париже 29 и 30 октября. В Ницце 21-летний тунисец убил трех человек в соборе Нотр-Дам. В других городах жертв и пострадавших удалось избежать. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.11.2020 07:54:47

http://drevo-info.ru/news/26271.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010