Мальчик, от природы способный и любознательный, успевал весьма хорошо. Это радовало Мелетия, и он решился послать юного Кирилла для дальнейшего его образования в Италию, где он и сам получил образование. Таким образом, Кирилл, имея не более 12 лет от роду, отправился в Венецию, где, по ходатайству Мелетия, поступил в греческую коллегию. По общему признанию современных историков, первым и влиятельнейшим учителем его был здесь Максим Маргуний, 127 уроженец критский, муж образованный и ревностный защитник православия. Патриарх Константинопольский Иеремия II, за образование и твердость в православии обратил на Маргуния особенное внимание, когда он прибыл из Венеции в Константинополь, сделал его своим участником в переписке с Тюбингенскими богословами и посвятил его в епископа Цитерийского. 128 Четыре года Кирилл Лукарис был в Венеции и, вероятно, окончил здесь образование вместе с отбытием учителя своего Маргуния в Константинополь. Кириллу Лукарису было в это время не более 16 лет. Воспитатель его Мелетий Пига, пользуясь его хорошими успехами и молодыми летами, отправил его для высшего образования в Падуанский университет. Состояние этого университета в то время можно определить отношением к нему правительства и достоинством профессоров. Дож Венецианский Пасхалий Цикония (Paschalis Ciconia) был ревностный правитель, который особенно заботился о ненарушимом соблюдении дисциплины и порядка в Падуе, а главнее всего – был человек благочестивый и разумный, строго наблюдавший за хорошим ходом образования в своей стране. Эти личные свойства Циконии не остались без влияния на главного начальника Падуи и на самый Падуанский университет. Начальник Падуи Марин Гриман (Marinus Grimanus) был человек такого характера; а по отношению к университету еще более замечательно в нем было то, что он был предан ученой деятельности гораздо более чем, сколько позволяла ему должность. Понятно, после этого, как он заботился об университете – высшем рассаднике итальянского просвещения. Вся забота его состояла в том, чтобы из университета выходили воспитанники с благонамеренным научным направлением, и знающими свое дело, а особенно, чтобы они были примерными в нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Богоматерь во славе, со святыми Марином, Антонием Падуанским, Франциском и Кларой». Ок. 1640 г. Худож. Дж. Б. Урбинелли (Национальный музей, Сан-Марино) «Богоматерь во славе, со святыми Марином, Антонием Падуанским, Франциском и Кларой». Ок. 1640 г. Худож. Дж. Б. Урбинелли (Национальный музей, Сан-Марино) Труды М. встревожили сатану, который стал досаждать святому и попытался опорочить его перед горожанами. Он одурманил некую «пустую и глупую» женщину, жившую в Далмации, внушив ей, что М.- ее муж. Женщина приехала в Аримин, разыскала святого и приветствовала его со слезами радости. Однако М. распознал козни сатаны и прогнал женщину. Рыдая, она пожаловалась наместнику города на М., к-рый принял христианство и отверг «законную супругу». При этом присутствовал христианин Таций; он поспешил предупредить святого о грозившей ему опасности. Ночью М. отправился на гору Титан и нашел в безлюдном месте пещеру с источником, к-рая, как он решил, была предназначена ему Богом. Словно прор. Илия, бежавший от царицы Иезавели, он стал отшельником, спал на голой земле и питался овощами. Сатана насылал на М. ужасающие видения, по ночам пугал рыком кабанов, ревом медведей и слонов и воем волков, но святой не обращал на это внимания и постоянно молился. Через 2 месяца свинопасы, пришедшие на гору из Аримина, случайно обнаружили М., к-рый при виде людей скрылся в пещере. Пастухи последовали за ним, но святой знаками велел им уйти. Вернувшись в город, они рассказали о встрече с отшельником. «Жена» М. узнала об этом и попросила пастухов отвести ее к святому, пообещав заплатить им 12 серебряных монет. Увидев «мужа», работавшего в огороде, женщина обратилась к нему: «Как поживаешь, учитель Марин, чем ты занят? Неужели собираешь овощи нам на обед?» Услышав ее голос, святой перекрестился и ушел в пещеру, закрыв вход; 6 суток он не выходил оттуда и постоянно молился, чтобы Бог избавил его от искушения. Тем временем женщина поняла, что была обманута сатаной. Вернувшись в город, она поведала людям правду; за это диавол, разъяренный поражением, лишил ее жизни.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

В 174 году до Р.Х., когда римским консулом был М.Емилий, случилось в Падуе возмущение. Тогда сами падуанцы отправили в Рим посольство и уведомили тамошний сенат, что борьба разных партий у них произвела междоусобие. Сенат послал в ним реченного консула, и он примирил их и возвратился в Рим 291 . Не припоминаю звучных стихов Виргилия (50г. до Р.Х.), в коих он воспел основание Падуи Антенором 292 , поспешая передать известие Страбона о сем городе (в 28–29 году по Р.Х.). «Близ заводей (лагун) находится Падуя. Это – наилучший город в этой стране. По недавней переписи в нем насчитывалось до 500 всадников: а в старые годы он выставлял в поле 20000 войска. Большую населенность сего города и зажиточность доказывает множество товаров и всяких тканей, кои он посылает на рынок Рима. С моря легко доехать до Падуи по реке, которая прорезывает заводи на пространстве 250 стадий. Отправляются туда из порта, называемого Медоакос именем оной реки» 293 . В 182 294 году по Р.Х. жил-был римский сатирик Ювенал. Он, осмеивая тщеславие и хвастовство современников своих, выставлявших у себя портреты и бюсты знаменитых предков своих, запыленные, безносые, безрукие, тогда как житием своим вовсе не походили на них, между прочим подшутил и так: какая слава тебе от портретов стольких витязей, когда ты всю ночь проводишь в игре в кости и ложишься спать в час утренней зари, в который они с знаменами выходили на войну, и когда ты, прихотливый и тщеславный, нежнее падуанской агницы? .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   Effigies quo Tot bellatorum, si luditur alea pernox .   .   .   .   .   .  si dormire incipis ortu luciferi, quo signa duces et castra movebant? .   .   .   .   .   .   .   .   .    si cupidus, si Vanus, et Euganea (Patavina) quantumvis mollior agna? 295 Не знаю, когда Падуя впервые оглашена была евангельским учением. Бич Божий, Аттила, разорил сей город в 452 году, а в 601 лонгобардский король Агилолф после долгой осады взял ее приступом и сожег. В правление немецкого короля Фридриха Барбароссы в ломбардских городах проявилось сильное стремление к независимости от него и к республиканскому самоуправлению. Тогда и Падуя со всем околотком ее восстала против королевского наместника Пагано. Лично обиженные семейства господ Долеслама и Альберта Баоне подняли знамя восстания 28 июня 1164г. Падуя присоединилась к ломбардскому союзу и установила у себя самоуправление. С той поры городские стены ее были отодвинуты далее, возникла знаменитая дума – Pallazo della Ragione, город после пожара, истребившего в 1174 году 2614 деревянных домов, вновь выстроился в лучшем виде. В 1222 году основан был университет по причине упразднения высшего училища в Болоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Джиотто ответил ему, что ежели согласится на это отец его, то он охотно пойдет к нему жить и учиться. Чимабуе тотчас пошел к Бондону и легко заручился согласием его. Тогда Джиотто ушел с Чимабуем во Флоренцию и там под руководством сего учителя сделался знаменитым живописцем и даже далеко превзошел его, покинув старый и невзрачный пошиб греческий и заменив его новым естественным и изящным. Подражатель природе, он воскресил искусство писать схожие портреты, которые хотя и писались до него, но неудачно. Еще и теперь в капелле флорентинского дворца подеста любуются написанными им портретами Врунетта Латини, Корсо Доната и Данта Алигиери, его друга. Не перечисляю художественных произведений кисти его во Флоренции, Пизе, Неаполе, Риме и других местах, куда зазывала его работать громкая слава его. А о фресках сего даровитейшего живописца в падуанской часовне дель-Арена сказую подробно, потому что отчетливо рассмотрел их с разумным вниманием и записал свои заметки о них. В Падуе были развалины римского амфитеатра. Их купил Энрико Скровеньо, сын Реджинальда богача, и построил тут капеллу, или часовню в 1303 году в память Благовещения Пресвятой Девы Марии. Джиотто как лучший современный художник был призван историровать ее фресками. Фрески его тут сохранились очень хорошо. Размещены же они в этом удлиненном четырестороннике с коробовым сводом так, как показывают их числительные знаки на сем чертеже его. На предъалтарной арке снаружи изображен Спаситель, восседающий на престоле в величественном покое; по обе стороны Его два ангела готовы исполнять веление Его, а прочие лики, как-то: Престолы, Силы, Господства, кланяются Ему. Смотришь на это изображение и слышишь ангельскую песнь: Слава в вышних Богу и на земли мир. На стене, что направо от алтаря, исторированы следующия события. 1 . Священник не принял жертвоприношения бездетного Иоакима, потому что он принес его в тот день, в который жертва принималась только от отцов, имевших детей. Нарисовав храм в виде сени над св.трапезой; под этой сению за низкой перегородкой стоит священник и принимает жертву от другого иудея: этим виднее оттеняется отвержение дара Иоакима.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

—196— 1864 г. более оскорблением, чем приветствием? Посему ограничиваюсь сложением сего приветствия в сердце и молитвенном чувстве. Передано ли вам почтение от Кардинала Питра? Самого его я не видел, но надеюсь быть у него как-нибудь еще, ведь я делаю здесь визиты католикам очень оригинально. Первый вопрос при подъезде к дому обыкновенно такой: «высоко ли живет искомый господин»? Если скажут: во 2-м или 3-м этаже, я посылаю свой визитный билетик, с объяснением, что сам на высоту такую взойти по болезни не могу, пусть извинят меня; и на словах действительно извиняют меня, а чрез несколько дней являются в мою квартиру; так я поступил с Пальмером, вице-генералом иезуитским и главным министром ордена Миноритов, к которому имел письмо от Падуанского священника. Но право значительно устал; позвольте положить хранение устом или трости скорописца. Усерднейше прошу вашего святительского благословения и молитв. С совершеннейшим почтением и преданностию к вам пребывающий присно вашего преосвященства, милостивейшего отца, усерднейший и признательнейший сын архимандрит Порфирий. Получил ли мое письмо о. Агапит 480 ? Аще возможно, воздайте ему от меня подобающее поклонение от всей полноты сердечного чувства» 481 . 7-го декабря Можайский уездный исправник Варженевский обратился ко мне, как епископу можайскому, с жалобою на протоиерея можайского собора Сергея Соболева, по поводу сказанной им 6-го числа изобличительной проповеди , направленной против спектаклей с благотворительною целью. Вот что писал мне г. Варженевский: «Его Сиятельством начальником Московской губернии разрешено было в Можайске дать несколько представле- —197— 1864 г. ний благородных спектаклей с благотворительною целию. 1-е представление, в пользу погорельцев г. Перемышля, назначено было 6-го декабря и пиесами для этого были избраны те, которые одобрены цензурою, напечатаны и много раз уже были представлены в Императорских Петербургских и Московских театрах. Участвовавшие лица в этом спектакле, как дамы, так и мужчины, все до единого из общества благородного и образованного, поэтому именно и выбор пьес был сделан с особою осмотрительностию. Всем казалось, что подобные представления, Высочайше разрешенные и в столицах и всегда имеющие большой успех и сочувствие от публики, не возбудят и в нашем маленьком городке никаких кривых толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В руках римлян оказался и король Тевтобад. Оставшиеся в живых были проданы на невольничьих рынках. Между тем кимвры легко добрались до  Бренерского перевала, но  тигорины оставили их в  альпийских предгорьях, кимвры же прошли через перевалы. Армия во главе со вторым консулом Квинтом Лутацием Катулом, охранявшая перевалы в Восточных Альпах, отступила и остановилась на левом берегу реки Эч, вблизи современного города Триента. Когда варварская орда, казавшаяся бесчисленной, высыпала из ущелий, легионеры исполнились ужаса и бросились бежать. Катулу с трудом удалось задержать бегущих и правильным порядком отступить по мосту на правый берег реки; но один из легионов под командованием военного трибуна не успел переправиться через мост, когда передовые ряды кимвров вплотную подошли к нему. Охваченный паникой, трибун хотел капитулировать, но один из подчиненных ему офицеров Гней Петрей нанес ему смертельный удар и вывел легион по мосту на правый берег Эча, соединившись там с главными силами. Не решаясь рисковать армией, Катул отступил дальше до Падуса и занял позиции на его правом берегу, оставив левобережную часть Падуанской равнины под властью противника. Как пишет Т. Моммзен, «если  бы кимвры продолжали безостановочно наступать, Рим мог оказаться в очень опасном положении. Но кимвры и на этот раз не изменили своему обычаю прекращать в зимнее время свое продвижение, к тому же богатый край, невиданные удобные жилища, теплые бани, непривычно роскошная еда и вина располагали их отдыхать и наслаждаться» (Моммзен, цит. изд., т. 2, кн.4, с. 205). Римляне использовали подаренную им передышку для соединения двух армий в единый кулак. Победители в сражении при Аквах были переброшены на Падуанскую равнину. Туда же, после краткого визита в Рим, прибыл и первый консул. Весной 101 г. две армии под командованием Мария и теперь уже проконсула Катула переправились через Падус навстречу врагу. Кимвры по своему обычаю решили заранее договориться о дне и месте сражения – Марий принял это предложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Идя своей дорогой, более не пишите к нам о догматах, а только, если угодно, – ради дружбы». На новые представления со стороны тюбингенских богословов патриарх Иеремия больше не отвечал. Три послания патриарха Иеремии к лютеранским богословам, выработанные учеными членами патриаршего Синода, составляют капитальное приобретение православной догматики и получили значение символической книги в православной Церкви, учащей различать православие от протестантства, частью и папизма, породившего протестантство. Вступая в письменные сношения с православной Церковью, протестанты надеялись защитить себя и свое учение от нападений римских католиков и сообщить этому учению более силы и значения в глазах христианского мира. Но вышло напротив: они подверглись еще большим нападениям со стороны папистов, вследствие чего возник между католиками и протестантами жаркий спор о том, чье вероучение согласнее с вероучением восточной Церкви – римское или протестантское. Спор этот продолжался до конца XVI в. и потом в следующем столетии усилился по поводу так называемого исповедания константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. §16. История Кирилла Лукариса Кирилл Лукарис был один из замечательнейших патриархов после падения Константинополя. Первоначальное образование он получил под руководством своего родственника, александрийского патриарха Мелетия Пигаса (ум. 1601 г.); после того учился в венецианской греческой гимназии и, наконец, в Падуанском университете. По окончании образования, Кирилл Лукарис принял монашество и вскоре за тем выступил на поприще церковной деятельности. Два раза, по поручению Мелетия Пигаса, в звании его экзарха, он путешествовал в юго-западную Россию для устройства церковных дел; здесь он поддерживал православных в борьбе с латинянами, хлопотавшими о введении унии. В 1602 году Лукарис избран был, по смерти Мелетия, на александрийский патриарший престол. После девятнадцатилетнего управления александрийской Церковью, в 1621 г., по смерти константинопольского патриарха Тимофея I, он единодушно избран был на константинопольскую патриаршую кафедру. Кирилл Лукарис вполне сознавал, что это место было, сколько почетнейшее, столько же опасное и беспокойное; ему грозили жадность турок, происки антипатриархов с их епископами и священниками, коварство иезуитов. Все это он знал и ясно представлял, и потому не с охотой принял предложенное ему достоинство вселенского патриарха; но, посвятив себя с юных лет на служение Церкви, он готов был для блага ее пожертвовать собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— В школе появляется и библиотека. Она возникает во второй половине XVIII столетия, в XIX же веке значительно приумножается частными ценными пожертвованиями. В 1830 г. библиотека заключала в себе 568 томов на греческом языке и 840 на иностранных языках. Само собой понятно, что с тех пор она увеличилась во много раз. В XIX в. появляется и особое лицо, заведующее библиотекой, — библиотекарь. 64    Здания патриаршего училища по внешней их стороне еще и в 60-х гг. XIX в. не отличались благоприличием. Они были и «сыры, и грязны, и неумыты», пребывание в них на нового человека нагоняло «тоску». Но эта неблагоустроенность после 60-х гг. отошла в область воспоминаний. В начале 80-х гг. (по выражению Гедеона, сообщающего о таковом событии в 1883 г.: μλις σμερον) патриаршая «академия» заняла помещение, которое названный автор смело величает «дворцом». 65 А для наглядного представления, каков этот дворец, автор в начале своей книги «Хроника патриаршей академии» помещает рисунок сооружения с надписью: «Новое здание патриаршей великой народной школы».     II     — Патмосская школа;    — ее происхождение;    — основатель ее и первый наставник в ней иеродидаскал Макарий;    — курсы наук, излагаемые в ней; с каким успехом? — Двое преемников Макария по должности преподавателя в Патмосской школе;    — быт учеников, представленный в описании школьной жизни Григоровича-Барского, бывшего ученика этой школы;    — последние страницы из истории школы.    — Афонская академия;    — ее возникновение;    — профессора академии;    — черты из внутренней жизни школы;    — кратковременность существования академии и ее падение;    — чем объясняют и нужно ли объяснять ее падение?    — Греческие заграничные школы    — Венецианская, Падуанская;    — иностранные университеты.    — Свидетельства о состоянии просвещения в среде греческого духовенства от XVI до середины XIX в.;    — черты культурности того же духовенства.    Переходим к изучению других, более известных общеобразовательных школ в Константинопольском патриархате турецкого периода. Здесь мы изложим краткую историю двух школ, носивших в свое время, подобно патриаршей Константинопольской школе, громкое наименование академий, — имеем в виду Патмосскую и Афонскую школы.    В течение всего XVIII в. на острове Патмос существовала школа, которая у греков, как мы сказали, известна с именем академии, т. е. совершеннейшей школы. Но насколько она заслуживает такой аттестации, мы сейчас увидим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Уже в первой главе этой статьи, определяя стиль русской иконописи, мы должны были коснуться некоторых особенностей, которыми отличается восточное искусство от западного по способу представления иконописных сюжетов. В течение всего исследования мы видели, что был в истории древнехристианского искусства такой период, когда отличия этого вовсе не существовало, или, при незначительной разнице, и на востоке, и на западе господствовала одинаковая норма для представления иконописных сюжетов, именно период от Константина Великого и почти до XII в. Хотя романский стиль, помутивший христианские предания чудовищной символикой полуязыческого воображения северных Европейских дикарей, значительно отклонял уже искусство западное от восточного 97 ; хотя стиль готический уже прокладывал тот путь свободного творчества, по которому впоследствии развилось западное искусство до своих блистательных результатов в эпоху Возрождения; однако католические живописцы XIII и XIV в. в способе представления иконописных сюжетов представляют еще значительное сходство с нашей иконописью, как, например, Дуччио Бонъинсенья в изображении Страстей Господних на алтарном образе в Сиенском соборе (1311 г.), Джиотто в изображении Евангельских событий на деревянных иконах в ризнице Флорентийского храма Св. Креста (ныне в Академии Художеств, во Флоренции) и в стенной живописи Падуанской церкви, известной под именем Madonna dell " Arena. И вообще не следует удивляться, встречая в старинном католическом искусстве иконописные сюжеты, подходящие к норме наших подлинников. Это явление самое обыкновенное на Западе, пока искусство не переставало быть прямым выражением религиозного чувства, без всякой примеси посторонних интересов. Разница оказывалась только в немногих отклонениях богословского характера, вследствие различия католических догматов от православных. Например, все древнейшие изображения Распятия на Западе до XII века включительно деланы были с четырьмя гвоздями, согласно с первоначальными преданиями и древнейшими свидетельствами, например, Григория Турского (de Gloria Martyrum, гл. VI), и только с XIII в. начинает в западном искусстве входить Распятие с тремя гвоздями – католическая особенность, которая возводилась уже в силу догмата вследствие убеждения, приписываемого Св. Франциску Ассизскому († 1226), так как этот основатель Францисканского ордена в своей «молитве к Нищете», между прочим, замечает, что Нищета признала излишней роскошью даже достаточное количество гвоздей для распятия Христа (то есть, в числе четырех), и ограничилось только тремя 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

1464 Как известно одним из первых проявлений реформации была борьба народов против государственной власти римской курии. Политика Филиппа Красивого во Франции, Людовика Баварского в Германии и Эдуарда III в Англии (политика, которую можно считать первым открытым шагом к реформе) имела именно это направление – замечательные произведения: «Монархия» Данга. «Защитник мира» Марсилия Падуанского и Жана де Жандена, а также «Восемь вопросов о панской власти» Оккама, являющиеся также несомненными предвестниками реформы, начинают эту борьбу в литературе. 1465 Уже в псалмах национальное сознание Израиля достигло нравственной высоты, что изображение перипетий жизни нации с полным правом может быть взято символом перипетий, переживаемых нравственным сознанием личности; нравственная позиция личности свободно переходит у еврейских поэтов в коллизию нации. 1466 Однако существует образ мнений, согласно которому национальное самоутверждение, явившись несомненно положительною силою в древнем Израиле (в Ветх. Завете), тем не менее не является уже таковою в собственно христианском мipe (в Новом Завете); иными словами, – на том основании, что христианство оправдало национальное самоутверждение, как положительную силу в Ветхом Завете, – нельзя заключать, что оно (самоутверждение) является таковою же силой и у современных христианских народов. Там, в Ветх. Завете, – говорят нам, – у Провидения была особая цель, во имя которой национальное сознание Израиля и являлось положительной силой. Только эта цель и оправдывала его, как такую силу. Теперь, когда домостроительство совершено, национальное самоутверждение уже не может явиться положительною силою. Вместо возражения этой псевдо-богословской теории надо напомнить, что она приписывает Провидению принцип: «цель оправдывает средство». Несомненно, что т, что могло явиться нравственно-положительной силой в древнем Израиле, может снова явиться ею и во всякий другой момент мipoboй истории. 1467 В деле общечеловеческого преуспеяния национальная дифференциация общества является положительной силой – по меньшей мере, – как осуществление принципа разделения труда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010